Журнал «Вопросы психолингвистики» № 7
%PDF-1.6 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /Outlines 3 0 R /Pages 4 0 R /StructTreeRoot 5 0 R /Type /Catalog >> endobj 6 0 obj /ModDate (D:20100324092941+03’00’) /Producer /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2010-03-24T09:29:41+03:002010-03-24T09:28:58+03:002010-03-24T09:29:41+03:00Microsoft® Office Word 2007application/pdf
Ассоциативный эксперимент в психолингвистике — презентация онлайн
Похожие презентации:
Грамматика латинского языка. Анатомическая терминология
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация.
1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
Выполнила студенткагруппы 1-4-2 МГЛУ
Лабутина Марина
2. Ассоциация
Это связь между психическими явлениями,при которой представление одного из них
влечет за собой появление другого.
• Психофизиологической основой ассоциации
является условный рефлекс.
3. Ассоциативный эксперимент
— особый метод исследованиямотивации личности; прием,
направленный на выявление
ассоциаций, сложившихся у
индивида в его
предшествующем опыте
(Большой психологический словарь)
4. Факты из истории использования ассоциативного эксперимента
• Активно используется с конца 19 века• К нему прибегали такие знаменитые
психоаналитики, как Фрейд и Юнг
Классический вариант
эксперимента – список
из 21 слова, к которым
испытуемый должен
подобрать ассоциации
5. Процедура эксперимента
• 1. Составляется список из отдельныхсуществительных (слов-стимулов)
• 2. Список предлагается испытуемому
• 3. Испытуемый реагирует на каждое слово, приводя
свои ассоциации
• 4. Фиксируются ответы и время реакции
испытуемого
6. Основные варианты АЭ
Свободный ассоциативныйэксперимент
• Испытуемому не ставится никаких
ограничений на словесные реакции
• Классическая форма АЭ
7. Основные варианты АЭ
Направленный ассоциативныйэксперимент
• Ассоциации должны принадлежать к
определенному грамматическому или
семантическому классу
• Пример: ассоциации должны быть
прилагательными
8. Основные варианты АЭ
Цепочечный ассоциативныйэксперимент
• Испытуемый должен реагировать
несколькими ассоциациями
• Пример: за 20 секунд назвать 10 ассоциаций
9. На основе данных АЭ создаются особые словари «ассоциативных норм»
На фото:«Русский ассоциативный словарь»
Караулова Ю.Н.
10. Ассоциативное поле
• Ассоциативным полем называютсовокупность ассоциаций на слово-стимул.
Пример:
11. Поближе:
12. Ассоциативное поле
Коллективное(ассоциативные нормы)
Стандартны реакции в данном социуме.
В стандарте отражены актуальные
для сознания носителей языка
особенности семантики исходного слова.
Индивидуальное
Включает нестандартные
ассоциации отдельно
взятого человека
Таким образом, помимо лексического, грамматического и т.д. значений,
у каждого слова есть еще и ассоциативное значение.
13. Ассоциации
Синтагматические• Слово-ассоциация не того же
грамматического класса, что
и слово-стимул
• Отражают предметные
отношения
• Свойственны людям с
гуманитарным образованием
Пример: дерево-зеленое
Парадигматические
• Слово-ассоциация того же
грамматического класса, что и
слово-стимул
• Отражают языковые отношения
• Свойственны людям с
техническим образованием
Пример: дерево-лист
14. Высшие словесные реакции
• 1. Индивидуально-конкретные— Город.
— Москва.
— Чашка.
— Голубая.
Высшие словесные реакции
• 2. Общеконкретные
— Город.
— Деревня.
— Чашка.
— Блюдце.
Высшие словесные реакции
• 3. Абстрактные
— Город.
— Культура.
— Чашка.
— Посуда.
17. Примитивные словесные реакции:
• 1. Междометные— Хлеб.
— Гм…
Примитивные словесные реакции:
• 2. Эхолалические – буквально
воспроизводящие слово-раздражитель
— Хлеб.
— Хлеб…
Примитивные словесные реакции:
• 3. Созвучные – близкие по звучанию словураздражителю (часто это рифмы)
— Хлеб.
— Глеб.
Примитивные словесные реакции:
• 4. Экстрасигнальные – не имеющие
отношения к слову-раздражителю
— Хлеб.
— Ворона.
(которая пролетает за окном)
Примитивные словесные реакции:
• 5. Отказные – человек не находит
ассоциацию
— Хлеб.
— Не знаю…
Примитивные словесные реакции:
• 6. Вопросительные
— Хлеб.
— Почему?!
Примитивные словесные реакции:
• 7. Персеверирующие – один и тот же ответ на
несколько раздражителей подряд
— Хлеб.
— Булка.
— Лампа.
— Булка.
— Пение.
— Булка.
• Носитель языка по реакциям может
достаточно легко восстанавливать стимул.
Летние, лето, отдых, короткие, скоро, ура,
безделье, в Простоквашино, школа
Несложно догадаться, что словом-стимулом
было слово «каникулы»
25. Сопоставление ассоциаций в исторической перспективе
• в 1910 г. три самые распространенныеассоциации составляли примерно 46% всех
ответов
• в 1954-м — уже около 60% всех ответов
• Это объяснятся тем, что в результате
распространения телевидения и других
средств массовой коммуникации
стереотипность реакций увеличилась,
люди стали думать более одинаково.
26. С помощью ассоциативного эксперимента исследуются:
Языковые стереотипы
Семантические связи слов
Языковое сознание
Ментальные образы мира
Спасибо
за
внимание!
English Русский Правила
Гендерная концепция «женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента
Тип документа: Исследовательская статья
Авторы
1 Даляньский технологический университет; Лингун, Далянь, Китай.
2 МГТУ им. Баумана, Москва, Россия.
10.22055/rals.2019.14678
Abstract
Статья посвящена изучению языковых репрезентаций концепта «женщина» в сознании россиян и китайцев на основе сопоставления ассоциативных экспериментов двух языков, выявление динамики концепта в языковом сознании народа, установление специфики концепта в русской языковой картине мира применительно к китайцам. В силу специфики русского языка в качестве аналитического материала мы использовали «Русский ассоциативный словарь» (РАД), а проведенный нами свободный ассоциативный эксперимент представляет собой опрос современных носителей русского и китайского языков – студентов вузов. Реакции, характеризующие женщин, полученные в процессе эксперимента, рассматривались по смысловым направлениям в трех аспектах: социальном, физическом, индивидуальном. Экспериментальные данные показывают, что многие ассоциации, существующие в сознании носителей языка, могут находиться под влиянием личностей, что предопределяет вариативность содержания концепта на фоне стереотипных представлений. Материалы эксперимента позволяют выявить как сходство, так и различие ассоциативных полей концепта женщина в русской и китайской языковых картинах мира. Представленные в экспериментах языковые репрезентации концепта «женщина» позволяют выявить специфическое национальное видение мира на ином культурном фоне. Концепт женщины, отражающий языковое сознание современной российской молодежи, отличается от концепта женщина, зафиксированного в русском ассоциативном словаре, что нашло свое отражение в XIX в.70-е годы. Различия между ними соответствуют потенциально динамической природе концепта.
Ключевые слова
Статистика
Бо, Л., Сию, Л., и П. Скорикова, Т. (2019).
Гендерный концепт «женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента. Journal of Research in Applied Linguistics , 10 (Материалы 6-й Международной конференции по вопросам прикладной лингвистики (ALI 2019)) 19-20 июля 2019, Санкт-Петербург, Россия), 92-116. doi: 10.22055/rals.2019.14678Лю Бо; Луан Сию; Татьяна Петровна Скорикова. «Гендерная концепция «Женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента». Journal of Research in Applied Linguistics , 10, Материалы 6-й Международной конференции по проблемам прикладной лингвистики (ALI 2019) 19-20 июля 2019 г., Санкт-Петербург, Россия, 2019, 92-116. doi: 10.22055/исл.2019.14678
Бо Л., Сию Л., Скорикова П. Т. (2019). «Гендерная концепция «женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента», Journal of Research in Applied Linguistics
Бо Л., Сию Л., Скорикова П. Т. Гендерная концепция «женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента. Журнал исследований в области прикладной лингвистики , 2019; 10(Материалы 6-й Международной конференции по проблемам прикладной лингвистики (ALI 2019) 19-20 июля 2019, Санкт-Петербург, Россия): 92-116. doi: 10.22055/rals.2019.14678
Стереотипные представления россиян о немцах и Германии (на основе ассоциативного эксперимента) Василия Глушака :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
6 страниц Опубликовано: 20 апр 2023 г.
Смотреть все статьи Василия Глушака
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
Дата написания: 25.03.2023
Реферат
В статье исследуются семантические формы ассоциативного поля «немецкий» в языковом сознании русского человека. Он систематизирует русские стереотипные представления о немцах посредством эксперимента со словесными ассоциациями. Описаны пять тематических областей семантической формы «немецкий». Анализировались как прямые (от стимула к ответу), так и обратные (от ответа к стимулу) тестовые задания, зондирующие ассоциативное поле «немецкий». Результаты показывают, насколько устойчивы стереотипные представления о немцах в сознании современных россиян.
Ключевые слова: психолингвистика, смысловая форма, стереотип, лингвокультурная общность, наивная языковая картина, русский язык
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Глушак, Василий, Стереотипные представления россиян о немцах и Германии (на основе ассоциативного эксперимента) (25 марта 2023 г.