Ассоциативный эксперимент в психолингвистике: Ассоциативный эксперимент как один из методов в психолингвистике

Содержание

Журнал «Вопросы психолингвистики» № 7

%PDF-1.6 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /Outlines 3 0 R /Pages 4 0 R /StructTreeRoot 5 0 R /Type /Catalog >> endobj 6 0 obj /ModDate (D:20100324092941+03’00’) /Producer /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2010-03-24T09:29:41+03:002010-03-24T09:28:58+03:002010-03-24T09:29:41+03:00Microsoft® Office Word 2007application/pdf

  • Журнал «Вопросы психолингвистики» № 7
  • Home
  • uuid:32b804ab-831e-9646-a901-b6dee7bb0fdbuuid:132303c7-7fdd-064b-82ac-95f91cb18539Microsoft® Office Word 20070〷 endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Rotate 0 /StructParents 0 /Tabs /S /Type /Page /Annots [40 0 R] >> endobj 9 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Rotate 0 /StructParents 1 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 10 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Rotate 0 /StructParents 2 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 11 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 3 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 12 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 4 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 13 0 obj > /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 5 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 14 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 4 0 R /Resources > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 6 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > stream HWY9~7?q&ඎ`xم@}0NI6;/﷤*uKO-:~~z~ͺ{{zi}q}ӗׯOo߾vwb{\.+˅)lX[+/R|~Y.>m6)tzJi:_v?==

    Ассоциативный эксперимент в психолингвистике — презентация онлайн

    Похожие презентации:

    Грамматика латинского языка. Анатомическая терминология

    Темперамент. Типы темперамента

    Воображение и его виды

    Вербальные и невербальные средства общения

    Конфликты и способы их разрешения

    Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

    Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

    Гуманистическая психология

    Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

    Деловая коммуникация.

    Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

    1. АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

    Выполнила студентка
    группы 1-4-2 МГЛУ
    Лабутина Марина

    2. Ассоциация

    Это связь между психическими явлениями,
    при которой представление одного из них
    влечет за собой появление другого.
    • Психофизиологической основой ассоциации
    является условный рефлекс.

    3. Ассоциативный эксперимент

    — особый метод исследования
    мотивации личности; прием,
    направленный на выявление
    ассоциаций, сложившихся у
    индивида в его
    предшествующем опыте
    (Большой психологический словарь)

    4. Факты из истории использования ассоциативного эксперимента

    • Активно используется с конца 19 века
    • К нему прибегали такие знаменитые
    психоаналитики, как Фрейд и Юнг
    Классический вариант
    эксперимента – список
    из 21 слова, к которым
    испытуемый должен
    подобрать ассоциации

    5. Процедура эксперимента

    • 1. Составляется список из отдельных
    существительных (слов-стимулов)
    • 2. Список предлагается испытуемому
    • 3. Испытуемый реагирует на каждое слово, приводя
    свои ассоциации
    • 4. Фиксируются ответы и время реакции
    испытуемого

    6. Основные варианты АЭ

    Свободный ассоциативный
    эксперимент
    • Испытуемому не ставится никаких
    ограничений на словесные реакции
    • Классическая форма АЭ

    7. Основные варианты АЭ

    Направленный ассоциативный
    эксперимент
    • Ассоциации должны принадлежать к
    определенному грамматическому или
    семантическому классу
    • Пример: ассоциации должны быть
    прилагательными

    8. Основные варианты АЭ

    Цепочечный ассоциативный
    эксперимент
    • Испытуемый должен реагировать
    несколькими ассоциациями
    • Пример: за 20 секунд назвать 10 ассоциаций

    9. На основе данных АЭ создаются особые словари «ассоциативных норм»

    На фото:
    «Русский ассоциативный словарь»
    Караулова Ю.Н.

    10. Ассоциативное поле

    • Ассоциативным полем называют
    совокупность ассоциаций на слово-стимул.
    Пример:

    11. Поближе:

    12. Ассоциативное поле

    Коллективное
    (ассоциативные нормы)
    Стандартны реакции в данном социуме.
    В стандарте отражены актуальные
    для сознания носителей языка
    особенности семантики исходного слова.
    Индивидуальное
    Включает нестандартные
    ассоциации отдельно
    взятого человека
    Таким образом, помимо лексического, грамматического и т.д. значений,
    у каждого слова есть еще и ассоциативное значение.

    13. Ассоциации

    Синтагматические
    • Слово-ассоциация не того же
    грамматического класса, что
    и слово-стимул
    • Отражают предметные
    отношения
    • Свойственны людям с
    гуманитарным образованием
    Пример: дерево-зеленое
    Парадигматические
    • Слово-ассоциация того же
    грамматического класса, что и
    слово-стимул
    • Отражают языковые отношения
    • Свойственны людям с
    техническим образованием
    Пример: дерево-лист

    14. Высшие словесные реакции

    • 1. Индивидуально-конкретные
    — Город.
    — Москва.
    — Чашка.
    — Голубая.
    Высшие словесные реакции
    • 2. Общеконкретные
    — Город.
    — Деревня.
    — Чашка.
    — Блюдце.
    Высшие словесные реакции
    • 3. Абстрактные
    — Город.
    — Культура.
    — Чашка.
    — Посуда.

    17. Примитивные словесные реакции:

    • 1. Междометные
    — Хлеб.
    — Гм…
    Примитивные словесные реакции:
    • 2. Эхолалические – буквально
    воспроизводящие слово-раздражитель
    — Хлеб.
    — Хлеб…
    Примитивные словесные реакции:
    • 3. Созвучные – близкие по звучанию словураздражителю (часто это рифмы)
    — Хлеб.
    — Глеб.
    Примитивные словесные реакции:
    • 4. Экстрасигнальные – не имеющие
    отношения к слову-раздражителю
    — Хлеб.
    — Ворона.
    (которая пролетает за окном)
    Примитивные словесные реакции:
    • 5. Отказные – человек не находит
    ассоциацию
    — Хлеб.
    — Не знаю…
    Примитивные словесные реакции:
    • 6. Вопросительные
    — Хлеб.
    — Почему?!
    Примитивные словесные реакции:
    • 7. Персеверирующие – один и тот же ответ на
    несколько раздражителей подряд
    — Хлеб.
    — Булка.
    — Лампа.
    — Булка.
    — Пение.
    — Булка.
    • Носитель языка по реакциям может
    достаточно легко восстанавливать стимул.
    Летние, лето, отдых, короткие, скоро, ура,
    безделье, в Простоквашино, школа
    Несложно догадаться, что словом-стимулом
    было слово «каникулы»

    25. Сопоставление ассоциаций в исторической перспективе

    • в 1910 г. три самые распространенные
    ассоциации составляли примерно 46% всех
    ответов
    • в 1954-м — уже около 60% всех ответов
    • Это объяснятся тем, что в результате
    распространения телевидения и других
    средств массовой коммуникации
    стереотипность реакций увеличилась,
    люди стали думать более одинаково.

    26. С помощью ассоциативного эксперимента исследуются:


    Языковые стереотипы
    Семантические связи слов
    Языковое сознание
    Ментальные образы мира
    Спасибо
    за
    внимание!

    English     Русский Правила

    Гендерная концепция «женщина» в сознании россиян (на примере китайцев) по данным ассоциативного эксперимента

    Тип документа: Исследовательская статья

    Авторы

    1 Даляньский технологический университет; Лингун, Далянь, Китай.

    2 МГТУ им. Баумана, Москва, Россия.

    10.22055/rals.2019.14678

    Abstract

    Статья посвящена изучению языковых репрезентаций концепта «женщина» в сознании россиян и китайцев на основе сопоставления ассоциативных экспериментов двух языков, выявление динамики концепта в языковом сознании народа, установление специфики концепта в русской языковой картине мира применительно к китайцам. В силу специфики русского языка в качестве аналитического материала мы использовали «Русский ассоциативный словарь» (РАД), а проведенный нами свободный ассоциативный эксперимент представляет собой опрос современных носителей русского и китайского языков – студентов вузов. Реакции, характеризующие женщин, полученные в процессе эксперимента, рассматривались по смысловым направлениям в трех аспектах: социальном, физическом, индивидуальном. Экспериментальные данные показывают, что многие ассоциации, существующие в сознании носителей языка, могут находиться под влиянием личностей, что предопределяет вариативность содержания концепта на фоне стереотипных представлений. Материалы эксперимента позволяют выявить как сходство, так и различие ассоциативных полей концепта женщина в русской и китайской языковых картинах мира. Представленные в экспериментах языковые репрезентации концепта «женщина» позволяют выявить специфическое национальное видение мира на ином культурном фоне. Концепт женщины, отражающий языковое сознание современной российской молодежи, отличается от концепта женщина, зафиксированного в русском ассоциативном словаре, что нашло свое отражение в XIX в.70-е годы. Различия между ними соответствуют потенциально динамической природе концепта.

    Ключевые слова