Ассоциативность в психологии это: Ассоциативность это

что это значит, в чем отличие от логического, как развить, упражнения

Содержание:

  • Что такое ассоциативное мышление в психологии
    • Понятие, чем отличается от логического
  • Виды ассоциаций, какие существуют классификации
  • В чем польза, особенности применения
  • Развитие ассоциативного мышления у человека
    • Какие упражнения используются

Содержание

  • Что такое ассоциативное мышление в психологии
    • Понятие, чем отличается от логического
  • Виды ассоциаций, какие существуют классификации
  • В чем польза, особенности применения
  • Развитие ассоциативного мышления у человека
    • Какие упражнения используются

Что такое ассоциативное мышление в психологии

Понятие «ассоциация»

имеет латинское происхождение. Дословно оно обозначает «взаимосвязь», «соединение». Уже древнегреческие мыслители указывали на взаимосвязь между предметами и явлениями в воображении человека, но в научный обиход термин был введен только в конце XVII века английским ученым Джоном Локком.

Ассоциация — это психические взаимосвязи, закономерно возникающие в сознании человека.

Физиологическую сущность этого процесса детально изучал выдающийся русский физиолог Иван Сеченов. Он рассматривал ассоциации как кратковременную нервную связь, возникающую на базе условных рефлексов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие, чем отличается от логического

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность высшей нервной деятельности человека, обеспечивающей целостность и эффективность мыслительных процессов. Это своеобразное связующее звено между конкретно-предметным и абстрактным видами мышления.

Ассоциативное мышление — это мыслительный процесс, в основе которого лежит работа с ассоциациями.

Разница между ассоциативным и логическим мышлением:

  1. Логическое мышление опирается на работу с абстрактными понятиями, ассоциативное, как правило, работает с конкретными.
  2. Ассоциативная мыслительная деятельность имеет творческий характер и не подчинена таким строгим законам, как логическая.
  3. Законы логики едины для всех, в выстраивании ассоциативных рядов человек проявляет свободу и опирается на свой индивидуальный опыт. Например, слово «зима» у одних людей ассоциируется с суровым ветром и холодом, у других — с рождественскими подарками и весельем.

Виды ассоциаций, какие существуют классификации

Существуют три основных классификации ассоциаций:

  1. По способу образования.
  2. По ряду признаков.
  3. По органам чувств.

Классификация по способу образования:

  1. Тематические — ассоциативные связи выстраиваются в рамках одной темы. Например: карандаш, пенал, тетрадь — объединены общей темой «учеба».
  2. Фонетические — ассоциации, имеющие схожее звучание. Примеры: рожь-ложь, пень-лень, сон-стон.
  3. Словообразовательные — образуются с помощью одинаковых корней или других частей слова. Примеры: дым-дымоход, вал-завал, лень-ленивый.

По ряду признаков:

  1. Подобие — ассоциативные связи выстраиваются по признаку сходства понятий. Это может быть сходство по форме, вкусу и другим свойствам. Например, арбуз и шар имеют схожую круглую форму, пирожное и конфета имеют сладкий вкус.
  2. Контраст — ассоциации образуются по противоположному принципу: свет-тьма, кислый-сладкий, грусть-радость.
  3. Обобщение — возникают, когда требуется подобрать ассоциацию к ряду понятий. Например, к словам помидор, огурец, лук сразу возникает обобщающая ассоциация «овощи».
  4. Подчинение — противоположность обобщению. Образуется путем вывода из обобщающего слова подчиненных понятий. Примеры: зверь-волк, сладости-торт.
  5. Причина и следствие — основаны на представлении о том, что одно понятие является следствием или причиной другого. Например, дождь-зонтик, грубость-ссора.
  6. Целое и части — одно понятие будет являться частью другого. Например, болт — это часть механизма, подъезд — часть дома.
  7. Дополнение — одно понятие или явление дополняет другое. Примеры: борщ-сметана, дождь-гроза.
  8. Смежность — близкие во времени и пространстве понятия. Например, сыр-холодильник, сало-свинья.

По органу чувств:

  1. Визуальные — строятся на основе зрения, когда одна картинка вызывает другие визуальные впечатления.
  2. Аудиальные — ведущим чувственным каналом выступает слух. Например, ассоциативные связи между музыкальными произведениями.
  3. Вкусовые — ассоциации образуются по вкусовым ощущениям. Например, у одного человека изысканный вкус ассоциируется со швейцарским сыром, у другого — с устрицами.
  4. Обонятельные — ассоциативные связи выстраиваются между определенными запахами. Например, запах дома может ассоциироваться с запахом бабушкиных пирогов или с ароматом духов любимого человека.
  5. Кинестетические — основаны на ощущениях движения и собственного тела. Например, резкое падение ассоциируется с болью, поднесение руки ко рту — с едой.
Примечание

Также отдельно выделяют эмоциональные ассоциации. Они связаны с тем, что конкретные предметы и их свойства, явления и события вызывают определенный ассоциативный ряд. Например, черный цвет у многих людей эмоционально ассоциируется с грустью, звериный оскал — со страхом, червяки — с отвращением.

В чем польза, особенности применения

Ассоциативное мышление необходимо всем людям, но особенно оно важно для представителей творческих профессий. Это связано с тем, что выстраивание ассоциативных связей приводит к генерации новых мыслей, а также напрямую влияет на уникальность создаваемого творческого произведения.

Профессии, где необходимо развитое ассоциативное мышление:

  • художники;
  • писатели;
  • музыканты;
  • режиссеры;
  • актеры;
  • маркетологи;
  • ученые.

Благодаря выстраиванию ярких, хорошо запоминающихся ассоциаций маркетологи выстраивают успешную рекламную компанию и увеличивают продажи продукта.

На основе ассоциаций были сделаны многие технические изобретения. Например, наблюдения за птицами привели к ассоциации, что и человек может летать. Одни из первых летательных аппаратов — орнитоптеры — действовали по принципу взмахов птичьих крыльев.

Польза ассоциативного мышления:

  • стимулирование работы мозга;
  • развитие воображения;
  • облегчение восприятия новой информации;
  • улучшение процесса запоминания;
  • образование новых смысловых связей;
  • адаптация к нестандартным ситуациям;
  • улучшение произвольного внимания;
  • генерация новых идей;
  • увеличение продуктивности когнитивных процессов;
  • развитие творческих способностей.

Преимущества ассоциативных методов широко используются в мнемотике — искусственной системе запоминания. Ученые установили закономерность, что новая информация легче запоминается, если ее ассоциативно связать с уже имеющимися в памяти данными. Например, незнакомое иностранное слово можно быстрее выучить, если провести параллель между ним и уже хорошо известным словом.

Примечание

Нарушения ассоциативного мышления ведут к общему расстройству мыслительной деятельности, ухудшению когнитивных и других психических процессов.

Наиболее часто встречающиеся ассоциативные отклонения:

  1. Ускорение или замедление выстраивания ассоциативных цепочек. В первом случае человек слишком быстро генерирует мысли и принимает решения, что может быть признаком маниакальных состояний. Во втором — скорость мышления сильно замедляется, человек затягивает с принятием решением, снижается работоспособность.
  2. Непродуктивность ассоциаций. Человек погружается в излишние детали, выстраивает второстепенные ассоциативные ряды, что приводит к потере смысла. Разговаривать с такими людьми тяжело, так как они уходят в сторону от основного разговора, не способны сконцентрироваться на существенном.
  3. Грамматические нарушения. Выстраиваемые ассоциации витиеватые, шаблонные или грамматически неправильные. Это ведет к смысловым потерям, сложности восприятия и взаимодействия.

Примеры ассоциативных нарушений в общении:

  1. Аморфность — последующая ассоциация не связана с предыдущей, что вызывает ряд противоречий.
  2. Персеверация — человек все время возвращается к устойчивым ассоциациям, даже если они уже не имеют отношения к разговору.
  3. Витиеватость — собеседник нагромождает одну ассоциацию за другой, что приводит к усложнению и невозможности добраться до конкретики.
Примечание

Сильные нарушения ассоциативного мышления могут приводить к серьезным психическим расстройствам.

Развитие ассоциативного мышления у человека

Обучение ассоциативному мышлению необходимо начинать с раннего возраста. Затем следует развивать его на протяжении всей жизни. При этом рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  1. Регулярность. Необходимо практиковать развитие ассоциативной мыслительной деятельности на постоянной основе. Редкие случайные тренировки не принесут пользы.
  2. Постепенность. Нужно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их содержание. Переход к трудным заданиям необходимо осуществлять в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  3. Систематичность. Развитие ассоциативного мышления должно происходить системно наряду с формированием других познавательных процессов.

Какие упражнения используются

К настоящему времени психологами и педагогами разработано большое количество упражнений по развитию ассоциативного мышления. Ими можно заниматься индивидуально, в парах или группах. Выполнение многих заданий возможно в самостоятельном режиме, некоторые требуют консультаций и помощи  со стороны специалиста.

Наиболее часто используются следующие упражнения:

  1. Ассоциативные пары. Это самое простое из возможных заданий. Человеку предлагается придумать ассоциацию к заданному слову. Например, мяч-шар, ладонь-рука. Более сложной формой является коллективное выполнение этого задания. К первоначальному слову нужно придумать пару-ассоциацию, при этом ни один из участников не должен повторяться.
  2. Алфавит. Заключается в создании ассоциативных слов к буквам. Человек называет одну или несколько ассоциаций к предлагаемым буквам: а-арбуз, с-слон.
  3. «Банка». Эта игра используется для развития фантазии и воображения у детей. Участникам предлагается назвать предметы, которые могут вместиться в банку. Варианты игры: «Шкаф», «Сундук с сокровищами», «Шкатулка».
  4. Ассоциативные цепочки. Участники по очереди называют ассоциации. Первый человек называет ассоциацию к заданному слову, второй — к ассоциации первого человека. Получается длинный ассоциативный ряд, в котором последнее слово цепочки может быть никак не связано с первоначальным. Например: ночь-костер-огонь-свеча-торт-праздник-арбуз.
  5. Логические цепочки. В данном случае ассоциативный ряд выстраивается таким образом, чтобы каждое слово так или иначе имело отношение к первоначальному и было связано с другими. Пример: завод-цемент-бетон-стройка.
  6. Ассоциации по заданным признакам. Необходимо найти ассоциацию в соответствии с формальным заданием. Например, придумать одно слово, объединяющее понятия: нож, игла, меч, язык. Объединяющим словом будет «острый».
  7. Нестандартные ассоциации. Придумать самую необычную ассоциацию к слову и объяснить, как она возникла. Например, стандартными ассоциациями к понятию «школа» будут слова: ученик, указка, мел, доска. Можно придумать ассоциацию «лес» — школа возникла на месте бывшего соснового леса.
  8. Мозговой штурм. Ведущий дает задание или обозначает проблему. Участники озвучивают все приходящие в голову идеи. На данном этапе не допускается критиковать и обсуждать, происходит просто письменная фиксация пришедших в голову мыслей. После того как все идеи собраны, начинается обсуждение. Участники пытаются понять, почему выстроился тот или иной ассоциативный ряд и какие идеи являются наиболее продуктивными.
  9. Загадки. Один из участников становится спиной к доске, на которой пишется загаданное слово. Дети по очереди называют ассоциации к написанному слову, а ребенок у доски должен угадать его. Разновидность — участники называют ассоциации к спрятанному предмету.
  10. Друдлы. Этот метод был изобретен в США Прайсом и Стерном. Заключается в придумывании ассоциаций к картинкам с каракулями, которые называются друдлами. Это не просто развивает воображение, но и позволяет понять, что находится на подсознательном уровне психики.
  11. Эмоциональные ассоциации. Человек называет чувства, которые у него вызывают определенные цвета, запахи, звуки, предметы или явления. Данный метод помогает выявить негативные ассоциации для того, чтобы в дальнейшем работать с ними. Например, белый цвет может вызвать у ребенка такой ассоциативный ряд: белый-белый халат-доктор-укол-боль. Работа с негативными ассоциациями — важная часть психотерапии.
  12. Мнемотехнические упражнения. В их основе лежит процесс запоминания, связанный с выстраиванием ассоциативных цепочек. Например, каждой цифре присваивается визуальный образ: 1 — палка, 2 — лебедь, 3 — змея, 4 — табурет, 5 — рыба-конек. Для того, чтобы запомнить число 32415 придумывается ассоциативный ряд: змея подползла к лебедю, который сидел на табурете. Лебедь взял палку и попытался прогнать змею. У него не получилось, но тут на помощь пришла рыба-конек.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5. 00 (Голосов: 2)

Поиск по содержимому

Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

  • Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).
  • Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).
  • Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).
  • Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).
  • Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).
  • Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).
  • Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).
  • Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).
  • Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

  • Важность использования наглядного материала в процессе обучения;
  • Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.
  • Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты.  И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

  • способствует развитию воображения;
  • помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
  • облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
  • улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
  • стимулирует работу мозга;
  • улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать из нашей статьи Ассоциативная память. Развитие ассоциативной памяти.

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

  1. Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.
  2. Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).
  3. Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.
  4. Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело,  интересно и развивает ассоциативное мышление.
  5. Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?
  6. Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

1. По изменению темпа мышления:

  • Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.
  • Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.
  • Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.
  • Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

2. По подвижности, живости процесса мышления:

  • Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.
  • Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.
  • Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

3. По грамматическому построению речи:

  • Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.
  • Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.
  • Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

4. По целенаправленности:

  • Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.
  • Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.
  • Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).
  • Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).
  • Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).
  • Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).
  • Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.
  • Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.
  • Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.
  • Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.
  • Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.
  • Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.
  • Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия c помощью увлекательных онлайн игр выполненных в виде упражнений для развития мышления у взрослых.

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Ассоциация | психология | Британика

ассоциация

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
теория смежности ассоциативное обучение сходство ассоциативность свободная ассоциация

Просмотреть весь связанный контент →

ассоциация , общий психологический принцип, связанный с явлениями припоминания или памяти. Первоначально принцип гласил, что акт запоминания или припоминания какого-либо прошлого опыта также выдвигает на передний план другие события или переживания, которые стали связаны одним или несколькими конкретными способами с вспоминаемым опытом. Со временем применение этого принципа было расширено, чтобы охватить почти все, что могло произойти в психической жизни, кроме первоначальных ощущений. В результате ассоциационизм стал теоретической точкой зрения, охватывающей всю психологию.

Понятие «ассоциация идей» впервые было использовано английским философом Джоном Локком в «Эссе о человеческом понимании» (1690). Шотландский философ Дэвид Юм утверждал в году «Трактат о человеческой природе» (1739), что основными формами ассоциации являются сходство, близость во времени или месте, а также причина и следствие.

Еще из Britannica

юмор: ассоциативные модели

В The Principles of Psychology (1890), американский философ и психолог Уильям Джеймс сместил акцент с ассоциации идей на ассоциацию центральных нервных процессов, вызванных перекрывающимися или непосредственно следующими друг за другом раздражителями. В 1903 г. русский физиолог Иван Петрович Павлов предположил, что любое поведение может быть производным от исходных и условных рефлексов.

Теории условных рефлексов и многие бихевиористские теории начала 20-го века проистекают из ассоциативной психологии поведения, а это означает, что они подвергались той же критике, что и доктрины ассоциации идей. Американский психолог Эдвард Л. Торндайк, например, показал, что простое повторение практически ничего не делает для установления связи между стимулом и реакцией. Одни исследователи утверждали прямое влияние знания результатов, другие, например, американский психолог Кларк Л. Халл (9).0019 Principles of Behavior , 1943) дал полный отчет об обучении, основанном на снижении потребности, то есть на снижении силы побуждения, связывающего стимул и реакцию в различных экспериментальных условиях.

Хотя эти мыслители не требовали отказа от ассоциативных принципов, они выступали за более консервативное применение таких принципов. Однако были и такие, как гештальт-психологи, которые призывали к полному отказу от ассоциативизма в отношении высших психических процессов.

Ассоциативные теории как всеобъемлющие объяснительные принципы в психологии подверглись серьезной критике. В настоящее время очень немногие психологи, если таковые вообще имеются, придают этим теориям широту и силу, когда-то приписываемые им. Однако многие согласятся, что ассоциация остается важным и эффективным принципом, действующим во всех случаях обучения на основе накопленного опыта.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Нейронаука ассоциативного обучения — психология

Введение

Ассоциативное обучение включает кодирование отношений между событиями, например, между двумя стимулами или между стимулом и реакцией. Ассоциативное обучение отличается от неассоциативного обучения, при котором используется только один стимул. В самом узком определении ассоциативного обучения оно ограничено обучением, которое происходит во время классического обусловливания и инструментального обусловливания. Однако ассоциативное обучение можно использовать и в более широком смысле, чтобы охватить всю память об отношениях между событиями и, как таковое, включать другие формы кратковременной и долговременной памяти. В течение 20 века и с 1980, в частности, были достигнуты огромные успехи в понимании нейронных механизмов ассоциативного обучения, в частности нейробиологии классической и инструментальной обусловленности и ассоциативной памяти. Большая часть этих новых знаний была получена в результате изучения относительно небольшого числа модельных систем: препаратов у животных, в которых можно выделить и проанализировать основные нейросхемы, а также клеточные и молекулярные механизмы, лежащие в основе ассоциативного обучения. Хотя есть некоторые справочные работы, в которых обобщаются общие черты процессов ассоциативного обучения в этих различных модельных системах, большая часть литературы посвящена описанию нейробиологии конкретной модельной системы. В первом разделе этой библиографии представлены некоторые статьи и справочные работы, в которых проводится обзор нейронауки ассоциативного обучения и памяти на различных препаратах моделей и обобщаются общие черты этих различных препаратов. Он также рекомендует журналы, в которых публикуются высококачественные эмпирические и обзорные статьи по нейронауке ассоциативного обучения для различных моделей подготовки. Остальные разделы библиографии исследуют нейробиологию ассоциативного обучения в конкретных модельных системах.

Общие обзоры

Хотя большая часть литературы по нейробиологии ассоциативного обучения описывает нейробиологию конкретной модельной системы, существует ряд статей, в которых делается попытка обобщить нейробиологию в каждой из различных модельных систем, а также другие статьи, описывающие общие черты механизма между этими различными модельными системами. Штейнмец и др. 2003 г. приводится сводка современных мнений о биологических субстратах обучения у наиболее часто изучаемых павловских и инструментальных кондиционирующих препаратов. Kandel 2001 представляет обзор клеточных механизмов, обеспечивающих пластичность нейронов, которая лежит в основе различных форм ассоциативного обучения, с особым акцентом на сходстве молекулярных механизмов у разных видов. Fanselow and Poulos 2005 и Medina, et al. 2002 оба рассматривают общие черты механизма павловского кондиционирования страха и кондиционирования моргания. Томпсон 1986 дает обоснование системного подхода к изучению нейронауки ассоциативного обучения.

  • Фанселоу, Майкл С. и Эндрю М. Поулос. 2005. Неврология ассоциативного обучения млекопитающих. Ежегодный обзор психологии 56: 207–234.

    DOI: 10.1146/annurev.psych.56.091103.070213

    Обзор нейронауки ассоциативного обучения с особым акцентом на павловских системах моделирования условного рефлекса страха и моргания, которые являются наиболее широко изученными препаратами для ассоциативного обучения млекопитающих. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Кандел, Эрик Р. 2001. Молекулярная биология памяти: диалог между генами и синапсами. Наука 294:1030–1038.

    DOI: 10.1126/science.1067020

    Обзор основополагающей работы автора, за которую он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2000 г., посвященной механизмам обучения и памяти. Основное внимание уделяется молекулярным событиям, происходящим внутри нейронов, которые лежат в основе хранения памяти и пластичности в различных модельных препаратах, в первую очередь в аплизии. Особое внимание также уделяется доказательствам того, что эти молекулярные события являются общими для разных видов. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Медина, Хавьер Ф., Дж. Кристофер Репа, Майкл Д. Маук и Джозеф Э. Леду. 2002. Параллели между мозжечковым и миндалевидным телом. Nature Reviews Neuroscience 3.2: 122–131.

    DOI: 10.1038/nrn728

    Сравниваются и противопоставляются нейронные схемы и клеточные механизмы ассоциативного обучения при моргании и страхе, двух наиболее широко изученных формах ассоциативного обучения в мозге млекопитающих. Доступен онлайн для покупки или по подписке.

  • Стейнмец, Джозеф Э., Джинсок Ким и Ричард Ф. Томпсон. 2003. Биологические модели ассоциативного обучения. В Справочник по психологии . Том. 3 , Биологическая психология . Под редакцией Микелы Галлахер, Рэнди Дж. Нельсона и Ирвинга Б. Вайнера, 499–541. Нью-Йорк: Уайли.

    В этой главе обобщается вклад различных моделей ассоциативного обучения беспозвоночных и млекопитающих в наше понимание нейронных механизмов ассоциативного обучения. Особое внимание в нем уделяется павловской обусловленности, но также есть раздел, посвященный нейронным субстратам дискретных инструментальных реакций.

  • Томпсон, РФ 1986. Нейробиология обучения и памяти. Наука 233:941–947.

    DOI: 10.1126/science.3738519

    Описывает, почему модельные системы подходят к изучению обучения и памяти, что включает в себя отбор организма, который демонстрирует конкретную четко определенную форму обучения и памяти и имеет нервную систему, которая поддающийся исследованию, был наиболее продуктивной исследовательской стратегией для понимания того, как мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts