Лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в ЦМЗ «Альянс»
У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Эмоционально неустойчивое (эксплозивное, возбудимое, эпилептоидное) расстройство личности — это глубокое нарушение характерологической конституции, ведущими симптомами которого являются крайняя эмоциональная нестабильность в сочетании со склонностью к импульсивным действиям без учета их последствий. Эти симптомы начинают проявляться с детского возраста, кристаллизуются во время пубертата и уже в ранней юности проявляется развёрнутая клиническая картина.
Выделят два подтипа этого расстройства: импульсивный и пограничный.
Импульсивный тип имеет следующие особенности:
- Эмоциональная нестабильность проявляется в виде легко возникающих вспышек гнева, ярости и агрессии. Фон настроения дисфоричный (мрачность, раздражительность, неприязненное отношение к окружающим, недовольство всем и всеми).
- Наряду с изменчивостью присутствует выраженная вязкость аффективных реакций. Такие люди очень злопамятны, мстительны, неуступчивы.
- Импульсивность действий проявляется во вспышках вербальной и невербальной агрессии спонтанно или в ответ на малейшее противодействие со стороны; расторможенностью влечений, сексуальными эксцессами.
Пограничный тип характеризуется следующими отличиями:
- Эмоциональная нестабильность является следствием впечатлительности, живости воображения, высокой скорости и подвижности когнитивных процессов. Она не несет в себе дисфорической составляющей, напротив, люди этого типа отличаются глубокой вовлечённостью в события, особенно, касающиеся сферы их интересов. Они очень восприимчивы к любым препятствиям на пути реализации своих целей. Их эмоциональные реакции чрезвычайно обострены и гипертрофированы.
- Сильная изменчивость в когнитивной сфере проявляется в частой смене самооценки и самоидентификации, трактовке окружающей действительности.
- Люди этого типа склонны к формированию зависимости в отношениях.
- Импульсивность действий у этого типа проявляется частой и внезапной сменой интересов, профессии, места жительства, социального статуса и т.д. Человек с пограничным расстройством личности сначала страстно что-то желает, прикладывает массу усилий для достижения цели, при этом демонстрируя блестящие успехи на выбранном поприще, но вскоре резко охладевает и переключает всё своё внимание на новый объект.
Хотя пограничный тип несет в себе менее деструктивные проявления, чем импульсивный, всё же, из-за чрезмерной возбудимости и лабильности эмоциональной и поведенческой сфер люди этого типа испытывают трудности в формировании здоровых прочных межличностных отношений; им сложно длительное время работать в одной области, что часто становиться преградой для профессионального роста. Постоянные высокие психические нагрузки приводят к астенизации и возникновению симптомов вегетативной дисфункции.
Ведущее место в лечении эмоционально неустойчивого расстройства личности занимает психотерапия. Применяются различные формы и методики (индивидуальная, групповая, семейная; гештальт, когнитивно-поведенческая терапия). Благодаря своим особенностям, когнитивно — поведенческая терапия пограничного расстройства личности характеризуется высокой эффективностью в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Когнитивно-поведенческая терапия: особенности при лечении расстройства личности
Являясь результатом слияния двух фундаментальных направлений психотерапии и воздействуя одновременно на мышление и поведение пациента, когнитивно-поведенческая терапия обеспечивает комплексный подход к коррекции расстройств личности.
Когнитивная составляющая, в ходе которой происходит выявление и трансформация дисфункциональных паттернов мышления, проводиться в виде индивидуальных сессий. Поведенческая, призванная помочь пациенту заменить нежелательные формы поведения новыми, более конструктивными, — может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой или семейной форме. В последнем случае сессии направлены не только на пациента, но и на членов его семьи, чтобы помочь им научиться правильно взаимодействовать с человеком, страдающим пограничным расстройством личности.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) имеет следующие особенности:
- использование лишь тех методов, эффективность которых достоверно доказана экспериментальным путём;
- терапия начинается с проработки конкретных, наиболее актуальных для пациента задач — правило «здесь и сейчас»;
- КПТ подразумевает директивную позицию психотерапевта и активную позицию пациента, четко следующего указаниям врача. Работа осуществляется не только во время сессий, пациент часто получает «домашние задания» в виде конкретных упражнений, ведения «дневника мыслей» и др.
- при согласии пациента в терапии активно используется помощь членов семьи.
Благодаря своим особенностям, когнитивно-поведенческая психотерапия зарекомендовала себя как терапевтическая методика с доказанной высокой эффективностью, причём первые положительные результаты пациенты отмечают уже после нескольких сессий.
Долгосрочное влияние терапии на пограничное расстройство личности
Когнитивно-поведенческая терапия не останавливается на исправлении существующих дисфункциональных паттернов мышления и поведения. Одной из целей этого метода является научение пациента справляться с новыми жизненными трудностями, используя те приёмы и навыки, которые он приобрёл в ходе лечения. Благодаря этому достигается быстрая реабилитация, стойкая и длительная компенсация состояния с одновременной профилактикой «срывов».
Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности позволяет решать следующие задачи:
- трансформация дисфункциональных черт личности пациента: формирование новых установок и способов мышления, для создания позитивного отношения к собственной личности и окружающему миру;
- снижение возбудимости и устранение астенических проявлений;
- обучение пациента: контролировать своё поведение и эмоции, новым конструктивным навыкам социального взаимодействия, использовать полученные умения и знания, чтобы адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам.
В центре ментального здоровья «Альянс» работают квалифицированная команда психотерапевтов, имеющих многолетний опыт в сфере когнитивно-поведенческой терапии. Индивидуальный подход к каждому случаю позволяет подобрать наиболее эффективную форму работы: индивидуальная, групповая, семейная психотерапия или их сочетание. Грамотное ведение реабилитации и поддерживающей терапии, осуществляемое нашими докторами, — залог стойкой, длительной компенсации и высокого качества жизни наших пациентов.
Когнитивно-поведенческая психотерапия во всём мире зарекомендовала себя как высокоэффективный метод лечения характерологических нарушений, в том числе, пограничного расстройства личности. В ходе терапии решаются не только актуальные проблемы, вызванные дисфункциональными чертами личности, но и происходит обучение пациента навыкам, которые в дальнейшем позволят ему самостоятельно справляться с различными жизненными трудностями.
Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации //Психологическая газета
Среди антропологов, а также среди психологов и педагогов, распространено мнение о том, что эволюция человека как вида прекратилась уже миллионы лет назад. Однако, это мнение не соответствует данным многих современных палеонтологических исследований, согласно которым вид Homo sapiens продолжал эволюционировать и изменяться на протяжении последних тысячелетий и даже столетий, более того, такие эволюционные изменения продолжаются и в наши дни. Попытаемся очертить основные направления эволюционных преобразований человека на современном этапе.
Первое эпохальное изменение человеческого вида или, как говорят ученые, «секулярный тренд» — астенизация; она выражается в увеличении в популяции астенического или астеноидного типа. Процесс
Другим направлением преобразований в популяции Homo sapiens является замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и сроков полового созревания, — явление, названное деселерацией или ретардацией развития. Отметим, что процесс деселерации характеризуется неравномерностью, заключающейся в том, что он периодически прерывается волнами обратного процесса — ускорения сроков созревания, — получившего название акселерации; последняя вспышка акселерации приходилась на 60-е – начало 70-х годов ХХ столетия, в этот период предростовой скачок, прохождение которого служит показателем готовности ребенка к школе, приходился на 5,5-6 лет; а пубертатный скачок — период полового созревания — у девочек часто приходился на возраст 10,5, а у мальчиков — в 11,5 лет. В наши дни предростовой скачок дети переживают в возрасте 7,5 и даже 8 лет, а пубертатный период в сравнении с 60-70 годами отодвинулся на 2 — 2,5 года.
Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся на современном этапе эволюции человека, — увеличение в популяции пропорции лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров — людей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко. Напомним, что люди с доминирующим левым полушарием мозга, которые во всех популяциях составляют большинство, называются правшами, поскольку их ведущая рука — правая, а люди с
Следующая эпохальная тенденция на современном этапе эволюции человека — ювенилизация, которая выражается в усилении мозгового черепа или нейрокрана и, одновременно, в ослаблении или редукции лицевого черепа — спланхнокрана. Многие ученые рассматривают эту тенденцию как основное направление или основной «модус» эволюции человека за последние четыре с половиной миллиона лет, то есть со стадии австралопитека. На протяжении всего этого периода времени происходила редукция лицевого скелета и, одновременно, усиление мозгового скелета черепа. Интересно отметить, что у детеныша первобытного человека, так же как у детеныша ближайших родственников Homo sapiens — гориллы и шимпанзе, объем мозгового черепа значительно превышает объем лицевого, однако, в процессе дальнейшего онтогенеза рост лицевого отдела происходит очень интенсивно, поэтому у взрослых шимпанзе, гориллы, австралопитека и других предков человека лицевой череп сильно преобладает над мозговым. У современного человека, напротив, сохраняется как бы детское или «ювенильное» соотношение этих двух отделов, потому и процесс формирования скелета черепа и головы человека называется ювенилизацией. Эта эволюционная направленность в наши дни выражена столь отчетливо, что она обнаруживается даже в пределах одного поколения. Для определения емкости мозгового черепа в работе был использован показатель «наибольший обхват головы», называемый также «сагиттальным обхватом» или «сагиттальной окружностью головы». Сравнивая средние показатели по данному параметру в двух выборках детей родившихся в 1991-92 гг. и родившихся в 1971-72 гг., мы обнаружили значимые различия: средний показатель в первой выборке составил 40,5 см для мальчиков и 39,0 для девочек, тогда как во второй выборке он оказался значимо более низким — 39,5 для мальчиков и 38,0 для девочек.
Следующая эпохальная тенденция эволюции человека в наши дни — грацилизация. Этим термином обозначают утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата — костей и поперечно-полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Грацилизацию не следует смешивать с другой, уже упомянутой тенденцией — астенизацией; более грацильными в наши дни становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов — атлетики и пикники.
Последняя эпохальная тенденция или секулярный тренд, который можно обнаружить в популяции человека, может быть обозначен как андрогиния или гинандроморфия. Она заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма. Интересно отметить, что тенденция к андрогинии сопровождается сменой эстетического идеала, который, в свою очередь, оказывает влияние на моду: так, например, если женщины в XIX веке носили платья с глубокими декольте, подчеркивающими пышную грудь, и широкие юбки или кринолины, подчеркивающие крутые бедра, до теперь женщины, в особенности молодые, предпочитают приталенные платья с закрытым воротом или узкие, облегающие бедра брюки, поэтому сегодняшнюю женскую моду можно также назвать «гинандроморфной».
Если астенизация представляет собой автономную и независимую тенденцию эволюции, то другие перечисленные выше процессы взаимосвязаны: более ювенильные дети и подростки характеризуются большей частотой встречаемости лиц с доминирующим правым полушарием и амбидекстров, а также более поздним созреванием или большей степенью ретардированности, они более грацильны, у них слабее выражены половые различия, то есть они в большей степени андрогинны. Таким образом, ювенилизацию, тенденцию к леворукости и амбидекстрии, ретардацию развития, грацилизацию и гинандроморфию (андрогинию) можно рассматривать как разные признаки единого процесса прогрессивной эволюции человека.
Одновременно, перечисленные морфологические изменения сопровождаются целой когортой психологических признаков: эволюционно более продвинутые индивиды характеризуются относительно слабой нервной системой, более высоким интеллектом, в особенности невербальным (отметим при этом, что, вопреки распространенному мнению, интеллект децелерированных детей и подростков выше, чем у акселерированных), большими креативными способностями, большим нейротизмом, меньшей степенью экстравертированности, большей критичностью, самодостаточностью и независимостью мышления и меньшим авторитаризмом, агрессивностью, а также сдвигом динамики суточной активности в сторону «совы».
Еще раз отметим, что все перечисленные морфо-психологические изменения характеризуют не только прошлую эволюцию человека, но и эволюционные процессы в популяции Homo sapiens в наши дни. Можно предполагать, что человек в своем историческом развитии еще не достиг планки финиша и его прогрессивное преобразование будет продолжаться в течение многих лет или даже столетий.
Перечисленные выше эпохальные изменения конституции и психики человека, безусловно, должны быть учтены педагогами при разработке новых подходов к воспитанию и обучению. Тем не менее, даже самые современные педагогические инновации не учитывают того бесспорного факта, что человек меняется из поколения в поколение и что педагогические и воспитательные приемы, разработанные, к примеру, в 60-е годы прошлого столетия, когда дети созревали на два — два с половиной года ранее, чем теперь, не могут уже с успехом применяться в наше время.
Некоторые психофизиологи предлагают разделить классы на классы «жаворонков» и классы «сов». Такое разделение представляется оправданным: «жаворонки» быстро засыпают, рано просыпаются, сон у них глубокий и пик дневной активности приходится на первую половину дня; «совы», напротив, обычно с трудом засыпают, сон у них в течение ночи неглубокий и прерывистый, и только к утру он становится глубоким и полноценным, пик дневной активности у них приходится на послеполуденные и вечерние часы. Поскольку учебный день школьника традиционно ориентирован на тип «жаворонка», «совы» не высыпаются, на первых уроках не могут концентрировать внимание, быстро утомляются в школе. Астеники, доля которых среди учащихся младших классов составляет около 50%, о чем мы уже упоминали, почти без исключения относятся к «совам», о чем писали самые признанные психологи, занимавшиеся конституционологией — Эрнст Кречмер и Уильям Шелдон. У ювенильных детей, которые составляют большинство в популяции детей и подростков, динамика суточной активности также тяготеет к типу «совы». Значит, если еще тридцать-сорок лет назад большая часть школьников относилась к типу «жаворонка» и преимущественная ориентация на этот тип была оправдана, то теперь было бы целесообразным перенесение первого урока в школе с восьми-девяти на десять или даже на одиннадцать часов утра…
Психиатрические проблемы в космосе
Множество потенциальных факторов стресса для астронавтов во время космических миссий представляют собой уникальные и увлекательные психические и психологические проблемы 21-го века.
Рисунок – Фармакокинетические характеристики психоактивных веществ, которые могут быть изменены в условиях микрогравитации
Столкновения с космическим мусором, неисправности оборудования в космическом аппарате, сдвиги телесных жидкостей и потеря мышц и костей из-за микрогравитации, изолированные и ограниченные условия, а также межличностные конфликты между члены экипажа . . . все это потенциальные стрессоры для астронавтов во время космических полетов, и они представляют собой уникальные психические и психологические проблемы 21 века. Давайте рассмотрим некоторые проблемы психического здоровья, связанные с пилотируемыми космическими полетами, которые станут еще более важными, поскольку в космос отправляются менее хорошо проверенные и подготовленные туристы.
Психические проблемы во время космических полетов
Во время космических полетов сообщалось о ряде психических расстройств. 1,2 Наиболее распространенными являются реакции приспособления, которые обычно проявляются симптомами тревоги или депрессии. Один опытный астронавт, отправлявшийся в длительную орбитальную миссию, впал в депрессию из-за изоляции, которую он чувствовал, и разлуки со своей семьей. Эти симптомы исчезли, когда он приспособился к новой среде.
Также были описаны психосоматические реакции. Один космонавт на орбите записал в своем дневнике, что у него появились зубные боли после тревожных снов о зубной инфекции, и он начал зацикливаться на том, что с такой инфекцией ничего нельзя поделать, если она произойдет.
Проблемы, связанные с основными расстройствами настроения и мышления (например, биполярное расстройство, шизофрения), не были зарегистрированы во время космических полетов. Вероятно, это связано с тем, что потенциальных кандидатов в космонавты проверяют на предрасположенность к этим психическим заболеваниям. Тем не менее, эти синдромы были зарегистрированы у 5% менее хорошо обследованных людей, работающих в космических аналогах, таких как подводные лодки и антарктические базы, что может иметь значение для будущих космических туристов. 1,2
[[{«type»:»media»,»view_mode»:»media_crop»,»fid»:»49405″,»attributes»:{«alt»:»© Marc Ward/shutterstock .com»,»class»:»media-image media-image-right»,»id»:»media_crop_436393570403″,»media_crop_h»:»175″,»media_crop_image_style»:»-1″,»media_crop_instance»:»5959 «,»media_crop_rotate»:»0″,»media_crop_scale_h»:»146″,»media_crop_scale_w»:»250″,»media_crop_w»:»300″,»media_crop_x»:»4″,»media_crop_y»:»71″, «стиль»: «размер шрифта: 13,008 пикселей; высота строки: 1,538 em; плавание: справа;», «название»: «© Marc Ward/shutterstock. com», «typeof»: «foaf:Image»} }]]Изменения личности после миссии и психические проблемы повлияли на возвращающихся космических путешественников. Депрессия, тревожность, злоупотребление алкоголем и проблемы семейной адаптации требуют психотерапии и психоактивных препаратов. Группы поддержки под руководством сверстников и профессиональные вмешательства смягчили некоторые из этих последствий.
Российские психологи и летные хирурги сообщают о существовании «астенизации», типа реакции приспособления, связанной с концепцией неврастении. 1 Симптомы включают утомляемость, раздражительность, эмоциональную лабильность, проблемы с вниманием и концентрацией, беспокойство, повышенную чувствительность восприятия, учащенное сердцебиение и нестабильность кровяного давления, а также проблемы со сном и аппетитом. Чтобы справиться с этим, был разработан ряд контрмер, таких как увеличение частоты общения между пострадавшими космическими путешественниками и членами семьи на Земле, а также отправка неожиданных подарков и любимых блюд на кораблях снабжения для повышения морального духа. Эмпирические данные об астенизации несколько двусмысленны, но есть поддержка представления о том, что это может быть культурно специфичный синдром. 3,4 Необходимо провести дополнительные исследования для оценки его клинических характеристик и частоты во время космических полетов.
Психиатрические препараты в космосе
Психоактивные препараты были доступны членам экипажа во время космических полетов. В фармакологический справочник полетов космических челноков входили успокаивающие препараты, такие как диазепам; антипсихотические препараты, такие как галоперидол; обезболивающие, такие как кодеин и морфин; лекарства для сна, такие как флуразепам и темазепам; стимуляторы, такие как декстроамфетамин; и прометазин от укачивания в космосе. 5 В одном из исследований было обнаружено, что 78% членов экипажа космического корабля принимали лекарства в космосе, в основном от укачивания (30%), головной боли (20%), бессонницы (15%) и болей в спине ( 10%). 6 Новые психоактивные препараты (например, оланзапин, рисперидон, СИОЗС) также были включены в состав некоторых полетов, и аналогичные препараты использовались во время российских космических миссий. 7
Фармакокинетические характеристики психоактивных веществ могут быть изменены физиологическими изменениями в условиях микрогравитации ( Рисунок ).
Такие эффекты могут влиять на дозировку лекарства и способ введения. Лекарства, которые в различной степени всасываются в кишечнике, такие как хлорпромазин и флуразепам, а также лекарства, на метаболизм которых влияют эффекты первого прохождения, такие как многие антидепрессанты, особенно уязвимы для этих изменений. 8 Кроме того, когда в космосе требуется внутримышечное введение лекарств, может быть лучше вводить их в руку, а не в бедро из-за сдвига жидкости в верхней части тела.
Важно следить за использованием посредничества в космосе. Во время одной российской космической миссии командир принял слишком много снотворного, не сообщив об этом врачам в центре управления полетом, в результате чего у него возник ряд проблем. 7
Психологическое исследование на орбите
Мы с коллегами провели 2 исследования психологических и межличностных проблем, затрагивающих членов экипажа и персонал управления полетами, которые финансировались НАСА. Одно исследование проходило на российской космической станции «Мир», другое — на Международной космической станции (МКС). 1,2,9,10 Всего в космических полетах продолжительностью от 4 до 7 месяцев приняли участие 30 астронавтов и космонавтов и 186 американских и российских сотрудников управления полетами. Результаты были схожими в обоих исследованиях. Существенных изменений уровня настроения членов экипажа и межличностного климата в коллективе во времени не наблюдалось. Имелись веские доказательства, свидетельствующие о смещении напряженности экипажа наружу, на персонал управления полетами на Земле. Сплоченность экипажа положительно коррелировала с поддерживающей руководящей ролью командира миссии. Эти результаты недавно были воспроизведены в исследовании аналога лунной станции в Китае. 11
Мы также рассмотрели вопросы культуры в наших исследованиях Мира и МКС. Члены экипажа набрали больше баллов с точки зрения опыта работы с другими культурами по сравнению с персоналом управления полетами. Американцы сообщали о значительно большем рабочем напряжении, чем россияне, в обоих исследованиях и меньшем напряжении во время миссий на МКС. Эти различия были связаны как с национальными факторами, так и с организационными факторами космического агентства.
Другие исследователи изучали психологические проблемы, влияющие на астронавтов и космонавтов. Гушин и коллеги 12 обнаружил, что космические экипажи продемонстрировали снижение объема своих коммуникаций и тенденцию фильтровать то, что они говорили внешнему персоналу, и они больше взаимодействовали с одними людьми, чем с другими в управлении полетами.
Томи и его коллеги 13 опросили 75 астронавтов и космонавтов и 106 сотрудников управления полетами и обнаружили, что обе группы оценили конфликты координации между космическими организациями как самую большую проблему, влияющую на их миссии. Другие проблемы включали недопонимание из-за простого недопонимания, различия в языке и стилях управления работой, а также трудности в общении между персоналом управления полетами и их группами поддержки.
Одиннадцать космонавтов были опрошены, чтобы узнать их мнение о возможных психологических проблемах во время экспедиции на Марс. 14 Упомянутые проблемы включали изоляцию и монотонность, задержки связи между экипажем и людьми на Земле, связанные с расстоянием, различия в стиле управления космическим агентством и культурные проблемы, возникшие в результате интернационального состава экипажа.
Был проведен опрос 576 сотрудников Европейского космического агентства для выявления важных культурных особенностей, которые могут повлиять на производительность. Была обнаружена положительная связь между опытом работы с другими культурами и умением работать с сотрудниками из разных стран. 15
Наконец, контент-анализ личных журналов 10 астронавтов МКС показал, что 88% записей касались следующего: работа, внешнее общение, приспособление, групповое взаимодействие, отдых/досуг, оборудование, события, организация/управление , сон и еда. 16 Участники сообщили, что их жизнь в космосе оказалась не такой сложной, как они ожидали до запуска.
Путешествие в космос может быть приятным опытом. Некоторые астронавты и космонавты сообщали о трансцендентных переживаниях, религиозных прозрениях или лучшем ощущении единства человечества в результате созерцания Земли внизу и космоса за ее пределами. 1,2 В своем дневнике космонавт Валентин Лебедев отметил, что фотографирование Земли с космической станции «Салют-7» дало ему отдых и сняло стресс, что, по-видимому, помогло ему справиться со стрессом, который он испытывал из-за своего товарища по команде. 17
При опросе 54 астронавтов и космонавтов, побывавших в космосе, участники назвали положительное воодушевление, которое они испытывали по поводу своей миссии, одним из основных факторов, улучшивших общение между ними и персоналом управления полетом. 18,19 В ходе последующего исследования мы с коллегами опросили 39 астронавтов и космонавтов, побывавших в космосе. 20 Все респонденты сообщили, по крайней мере, о некоторых положительных изменениях в результате своего опыта. Наблюдение за красотой Земли из космоса было для них значительным положительным фактором, и этот опыт иногда приводил к изменению образа жизни после возвращения домой.
Извлеченные уроки
На основании вышеизложенного предлагается ряд контрмер для будущих космических миссий. Следует выбирать членов экипажа, чувствительных к психосоциальным проблемам. Они должны быть в состоянии контролировать свои чувства и участвовать в решении проблем, связанных с межличностными трудностями. Члены экипажа (в том числе космические туристы) и персонал управления полетом должны пройти предстартовую психосоциальную подготовку.
Во время длительных миссий обе группы должны пройти компьютерные курсы повышения квалификации по психосоциальному обучению, чтобы напомнить им о ключевых вопросах, обсуждавшихся перед запуском. Периодические «бычьи сессии» должны быть запланированы, чтобы дать бригадам возможность обсудить и справиться со стрессом до того, как он начнет гноиться. У членов экипажа должно быть свободное время и место у окна, чтобы посмотреть или сфотографировать Землю. Необходимо облегчить личные контакты с семьей и друзьями на Земле. Наконец, необходимо использовать опросы по реадаптации после возвращения и вспомогательные мероприятия, чтобы помочь членам экипажа и их семьям приспособиться к совместной жизни на Земле. Психиатрическое консультирование должно быть доступно по показаниям как во время миссии, так и после нее.
Примечание редактора: Два астронавта — Скотт Келли и Михаил Корниенко — вернулись на Землю в марте этого года после исторической 340-дневной миссии на борту Международной космической станции. Во время своей миссии американец и россиянин приняли участие, среди прочего, в исследовании стресса, вызываемого длительным космическим полетом. Поэтому мы подумали, что статья о психиатрии в космосе была особенно своевременной, и мы благодарим доктора Канаса за его понимание уникальных психологических, физиологических и фармакокинетических аспектов космического полета. Мы также чествуем командира Келли и бортинженера Корниенко, а также мужественных мужчин и женщин, которые продолжают продвигать вперед исследование дальнего космоса.
Раскрытие информации:
Доктор Канас является почетным профессором (психиатрии) Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Он был главным исследователем, финансируемым НАСА, имеет более 200 публикаций и является автором книги «Люди в космосе: психологические препятствия» (Springer, 2015). В 1999 году доктор Канас получил премию Раймонда Ф. Лонгакра от Аэрокосмической медицинской ассоциации за выдающиеся достижения в области психологических и психиатрических аспектов аэрокосмической медицины, а в 2008 году он получил премию Международной академии астронавтики в области наук о жизни. Он сообщает об отсутствии конфликта интересов в отношении предмета этой статьи.
Ссылки:
1. Канас Н. Люди в космосе: психологические трудности . Чам, Швейцария: Springer; 2015.
2. Канас Н., Манзи Д. Космическая психология и психиатрия . 2-е изд. Эль-Сегундо, Калифорния: Microcosm Press; и Дордрехт, Нидерланды: Springer; 2008.
3. Канас Н., Сальницкий В., Гушин В. и др. Астения: существует ли она в космосе? Психосом Мед . 2001;63:874-880.
4. Ритшер Дж.Б. Культурные факторы и Международная космическая станция. Aviat Space Environ Med . 2005 г.; 76 (дополнение 6): B135-B144.
5. Pavy-Le Traon A, Saivin S, Soulez-LaRiviere C, et al. Фармакология в космосе: фармакотерапия. В: Бонтинг С.Л., изд. Достижения космической биологии и медицины, том 6 . Гринвич, Коннектикут: JAI Press; 1997.
6. Санти П.А., Капанка Х., Дэвис Дж.Р., Стюарт Д.Ф. Анализ сна на шаттл-миссиях. Авиа. Space Environ Med . 1988; 59:1094-1097.
7. Александровский Ю.А., Новиков М.А. Психологическая профилактика и лечение космонавтов. В: Никогосян А.Е., Молер С.Р., Газенко О.Г., Григорьев А.И., ред. Космическая биология и медицина III: Люди в космическом полете. Книга 2 . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики; 1996.
8. Saivin S, Pavy-Le Traon A, Soulez-LaRiviere C, et al. Фармакология в космосе: фармакокинетика. В: Бонтинг С.Л., изд. Достижения космической биологии и медицины, том 6 . Гринвич, Коннектикут: JAI Press; 1997.
9. Boyd JE, Kanas NA, Salnitskiy VP, et al. Культурные различия между членами экипажа и персоналом управления полетами во время двух программ космической станции. Aviat Space Environ Med . 2009;80:1-9.
10. Канас Н.А., Сальницкий В.П., Бойд Дж.Е., и соавт. Взаимодействие членов экипажа и персонала управления полетами во время полетов на Международную космическую станцию. Aviat Space Environ Med . 2007;78:601-607.
11. Ван Ю, Ву Р. Временные эффекты, перемещение и лидерские роли в аналоге лунной космической станции. Aerosp Med Human Perform . 2015;86:819-823.
12. Гушин В.И., Заприса Н.С., Колиниченко Т.Б., с соавт. Контент-анализ общения экипажа с внешними коммуникаторами в условиях длительной изоляции. Aviat Space Environ Med . 1997;68:1093-1098.
13. Томи Л., Кили Д., Ланге М. и др. Требования к межкультурной подготовке для длительных космических полетов: результаты опроса астронавтов Международной космической станции и наземного вспомогательного персонала. Представлено на симпозиуме «Взаимодействие человека в космосе»; 21 мая 2007 г.; Пекин, Китай.
14. Нечаев А.П., Поляков В.В., Моруков Б.В. Марсианский пилотируемый полет: что об этом думают космонавты. Акта Астронавт . 2007;60:351-353.
15. Sandal GM, Manzey D. Межкультурные проблемы в космических операциях: обзорное исследование среди наземного персонала Европейского космического агентства. Акта Астронавт . 2009;65:1520-1529.
16. Stuster J. Поведенческие проблемы, связанные с длительными космическими экспедициями: обзор и анализ журналов космонавтов. Эксперимент 01-E104 (Журналы): Итоговый отчет . НАСА/ТМ-2010-216130. Хьюстон, Техас: НАСА/Космический центр Джонсона; 2010.
17. Лебедев В. Дневник космонавта: 211 дней в космосе . Колледж-Стейшн, Техас: Информационная служба по исследованиям фиторесурсов; 1988.
18. Келли А.Д., Канас Н. Связь членов экипажа в космосе: опрос астронавтов и космонавтов. Aviat Space Environ Med . 1992;63:721-726.
19. Келли А.Д., Канас Н. Связь между космическими экипажами и наземным персоналом: опрос астронавтов и космонавтов. Aviat Space Environ Med . 1993;64:779-800.
20. Ihle EC, Ritsher JB, Kanas N. Положительные психологические последствия космического полета: эмпирическое исследование. Aviat Space Environ Med . 2006;77:93-101.
Культура астронавтов делает упор на достижение
С самого начала космической программы к американским астронавтам относились как к звездам, приветствовали их как красно-бело-синих героев и внушали им, что НАСА может сделать, а неудача — не — вариант облика.
Может ли это объяснить падение Лизы Новак, астронавта, обвиненного в покушении на убийство? Были ли ожидания слишком высоки? Давление слишком велико?
Никто, возможно, никогда не узнает точно, почему Новак проехал 900 миль, чтобы столкнуться с женщиной, которая, как сообщается, была ее соперницей за расположение пилота космического корабля, но эксперты говорят, что те же самые черты, которые делают астронавтов такими успешными, могут сочетаться, усугубляя эмоциональные проблемы и напрягать отношения.
«Я действительно считаю, что НАСА перебарщивает, рассказывая о том, насколько героическими и суперскими являются все эти люди», — сказала доктор Патриция Санти, бывший психиатр НАСА и автор книги «Выбор правильного материала».
«Они сами забыли, что это обычные люди, и в такой культуре знаменитостей есть чувство права.»
Санти сказал, что отряд астронавтов «похож на семью, но это почти как неблагополучная семья, когда дело доходит до понимания того, что эти межличностные проблемы имеют серьезные последствия».
Бывший астронавт Джерри Линенджер сказал, что астронавты гордятся своей самодисциплиной: «Вы ставите цель, и она просто идет, идет, идет, и вы не позволяете ничему встать на вашем пути».
Это целеустремленное преследование напоминает Линенджер о путешествии Новака из Хьюстона в Орландо, штат Флорида, чтобы столкнуться с капитаном ВВС из Флориды, который, по ее мнению, был связан с тем же пилотом космического корабля, которого она любила.
Однако, по словам Линенджер, именно тогда обучение Новак должно было дать о себе знать и заставить ее задуматься о своих действиях: «Не сделать поправку на полпути страшно. Это просто вне ее тренировок и всего остального».
Новак, как и многие ее коллеги, с детства занималась космическими полетами. Затем, после ее полета на шаттле прошлым летом, ее цель была достигнута, и перспективы еще одной миссии были туманны, хотя она оставалась в расцвете сил.
Космические челноки должны быть выведены из эксплуатации в 2010 году, и многим астронавтам говорили, что второй и третий космические полеты будут трудными. Космический корабль на замену будет готов только через несколько лет.
Другие астронавты боролись с подобными сомнениями относительно своего будущего.
«Самая большая проблема, с которой сталкивался каждый астронавт после достижения своей цели, — это «Что мне делать дальше, на чем сосредоточиться?», — сказал Джей Барбри, давний корреспондент NBC, освещавший каждый запуск и автор готовящейся книги «Живи с мыса Канаверал».
«Это было более банально, чем большинство людей думало, потому что перед отличниками не стояло никаких серьезных целей.» Среди предыдущих астронавтов «почти у каждого из них были проблемы с адаптацией», — сказал Барбри.
Базз Олдрин, второй человек, ступивший на Луну, после возвращения на Землю впал в депрессию и имел проблемы с алкоголем.
Олдрин сказал, что космическое агентство «может иметь дело с физикой, инженерией и наукой о вещах. Они ведут себя в соответствии с предсказуемостью. Но вы не можете предсказать реакцию и реакцию человека и то, насколько они сложны. Это нелегко для НАСА. .»
Новак «должен был каким-то образом задать вопрос: «Что мне делать дальше?», — сказал Олдрин в четверг. Он сказал, что нет хорошей системы поддержки астронавтов после окончания их космических полетов: «Никто не помогает им адаптироваться. НАСА трудно взять на себя эту ответственность».
Психиатр из Калифорнийского университета Ник Канас, который провел четыре исследования психического здоровья астронавтов, сказал, что у космических путешественников иногда возникают проблемы с адаптацией, но не такие резкие изменения, о которых люди сообщают анекдотически.
«В группе мы не обнаружили значительных изменений характера», — сказал Канас. «Они должны приспосабливаться, и это, безусловно, то, что происходит. Достижение уровня психического заболевания действительно редкость».
Он сравнил проблемы астронавтов с проблемами бывшего бейсболиста.
«Когда вы выходите на пенсию в довольно молодом возрасте, если у вас нет резервной копии в довольно молодом возрасте, это будет разочарованием», — сказал Канас.
У русских даже есть название астенизация для космических психических расстройств. По словам Канаса, этот термин обычно предназначен для людей, летевших не менее шести недель, в отличие от более короткого полета Новака, и проявляется усталостью, раздражительностью, отсутствием аппетита и проблемами со сном.
В ответ на арест Новака НАСА в среду выпустило два отдельных обзора психологической оценки астронавтов.
В армии пилотам, переживающим чрезвычайный стресс, например развод, приказано обращаться за помощью, но не в НАСА, сказал Санти.
«Они и не подумали бы летать на неисправном винте или винте с дефектом. Они бы заземлили шаттл», — сказал Санти Ассошиэйтед Пресс.