Атрибуция восприятия: Восприятие и атрибуция

Восприятие и атрибуция

Восприятие – это процесс приема и переработки информации, поступающий в виде ощущений через органы чувств и завершающийся формированием образа объекта.

Атрибуция – это приписывание причин происходящему.

Искажение восприятия происходит как объективно, так и субъективно, под влиянием наших установок.

Установка – это приобретенная в процессе жизни шаблонная реакция на что-либо, это стереотип реагирования.

Аттитюд – это установка на социальные объекты, на одушевленные («исходная позиция балерины»).

Адлер выявил стремление к превосходству.

Атрибуция

АТРИБУЦИЯ (от англ. аtribute — приписывать, наделять) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, которые на самом деле отсутствуют в поле восприятия, они не наблюдаются непосредственно.

Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением, и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является атрибуция [по КПС].

Фундаментальная ошибка атрибуции

Атрибуцияприписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, которых на самом деле нет в поле восприятия.

Каузальная атрибуция – это субъективное приписывание причин.

Для краткости часто каузальную атрибуцию называют просто атрибуцией.

Объясняя причины случившегося, своё или чужое поведение, люди делают ошибки, причём непреднамеренно, автоматически, в том числе делают фундаментальную ошибку атрибуции.

Пример ошибки атрибуции: Джон говорит: «Я злюсь, потому что все идет не так как хочется». Эллис в этой же ситуации говорит: «Джон ведет себя так, потому что он злой человек».

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается:

1) в том, что мы склонны считать, что своими успехами человек обязан ситуации и другим внешним факторам – знакомствам, везению и т. д., а не себе (в переоценке ситуационного и недооценке личностного влияния человека в случае его успеха).

2) в том, что мы склонны считать, что в своих неудачах виноват сам человек, а не ситуация или другие люди, невезение и т. д. (в недооценке ситуационного и переоценке личностного влияния человека в случае его неудач).

Так же мы ведём себя в организации (см. табл. 3).

Т.е. наша оценка зависит от объекта наблюдения.

Если объект – мы сами, то проявляем эгоистическое пристрастие («выгораживаем» себя), а если другие – то демонстрируем атрибуционное предубеждение (фундаментальное атрибутивное пристрастие) – см. ФОА.

Таблица 3 – Фундаментальная ошибка атрибуции (ФОА) [По кн.: Нюстром, Дэвис. Орг.повед., с. 146]

Что воспринимается

Кем воспринимается

Вероятная атрибуция (приписывание причин успеха и неудачи)

Правильная атрибуция

Успех

работника

Работником

Другими

людьми

Причина успеха – личностные факторы (способности, усилия и др.)

Причина успеха – ситуационные факторы (лёгкость задания, везение и др.)

Ситуационные факторы (или личностные?)

Личностные факторы

Неудача

работника

Работником

Другими

людьми

Причина неудачи – ситуационные факторы (трудность задания, невезение и др.

)

Причина неудачи – личностные факторы (неспособность, недостаточные усилия и др.)

Личностные факторы

Ситуационные факторы

Но есть и другое проявление ФОА, называемое принципом Поллианны. Поллианна – одиннадцатилетняя девочка, героиня одноимённого романа английской писательницы Элионор Портер, написанного в 1912 г.

Принцип Поллианны: радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. «Если постараться, почти во всём можно отыскать что-нибудь радостное и хорошее». «…когда привыкнешь искать, чему бы порадоваться, иногда находишь словно само собой».

Она не только сама радовалась всему, чему только можно было, но и помогала отыскать радость другим. Например, она говорила больной и не встающей с постели миссис Стоу, которой приносила по четвергам обед от тёти, поскольку миссис Стоу очень нуждалась, что бессоннице надо радоваться, потому что жалко тратить время на сон.

Хорошо, что цветок в её волосах завянет – значит, в вазе появятся свежие цветы. Причёска, которую ей сделала Поллианна, долго не продержится? – замечательно, можно будет делать новую.

Сейчас этот принцип называется всеобщим позитивным принципом.

Феномены социального восприятия:

1. Эффект ореола – общее благоприятное впечатление или мнение о человеке переносится на оценку его неизвестных черт и они тоже воспринимаются как позитивные (положительные) и наоборот.

2. Эффект первичности (первого впечатления) – состоит в тенденции к сильной переоценке первой информации о человеке, в ее фиксации в сознании и высокой устойчивости в дальнейшем по отношению к другой информации о человеке, поступившей позже. Этот эффект проявляется по отношению к незнакомым людям.

3. Эффект новизны – состоит в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее важной, чем та, что у него была. Этот эффект действует в отношении знакомых людей.

4. Эффект снисходительности – состоит в необоснованно позитивном восприятии начальником своих подчиненных и переоценке их позитивных черт и недооценке негативных. Этот эффект проявляется у руководителей либерального и демократичного стиля.

5. Эффект прокурора или гипервзыскательности – руководитель постоянно стремится обвинить подчиненных во всех их недостатках. Этот эффект присутствует у руководителя авторитарного типа.

6. Феномен внутригруппового фаворитизма – состоит в тенденции благоприятно воспринимать и хорошо отзываться о членах своей группы, своего коллектива.

7. Феномен презумпции (иллюзии) взаимности – человек воспринимает отношение других к себе точно таким же, как и его собственное к этим людям. В основе этого феномена лежит стремление к справедливости.

8. Феномен предположения о сходстве восприятия – человек считает, что другие люди воспринимают окружающих и окружающие так же, как он сам, т. е., что их мнения совпадают.

Руководитель обычно завышает оценку тех подчиненных, которые его поддерживают и высказывают сходные с ним мнения, т.е. поддерживают и поддакивают. Занижает оценку тех, которые не поддерживает его и высказывают свое мнение, противоречащее его собственному.

Руководитель не воспринимает, т.е. пропускает мимо ушей ту информацию, которая поступает от лиц, получивших с его стороны негативную оценку.

Важнейшие свойства восприятия:

  1. Предметность – свойство восприятия, выражающееся в том, что мир воспринимается не в виде разрозненных ощущений, а в виде отдельных предметов [Немов с.155].

  2. Целостностьсвойство восприятия, выражающееся в том, что любой объект воспринимается как целостное, завершённое, обособленное физическое тело [Гран., с. 31, КПС,+].

Если какие-то части предмета не видны, то воспринимающий «достраивает» предмет до завершённого целого.

В книге Гибсона, Иванцевича «Организации: поведение, структура, процессы» это свойство восприятия называется «завершением». Итак:

  1. Константностьсвойство восприятия, выражающееся в том, что образ, воспринимаемый в различных физических условиях является постоянным, неизменным («Сало – оно и в Африке сало» – из анекдота).

  2. Обобщённость (категориальность) – свойство восприятия, выражающееся в том, что человек относит воспринимаемый предмет к какому-либо классу объектов.

  3. Избирательность – свойство восприятия, выражающееся в том, что воспринимается не всё, на что человек смотрит, что слушает, осязает, а лишь то, что в данный момент представляет интерес, что значимо для управления поведением [Грановская, с. 33].

Частным случаем этого свойства является

разделение общей картины на фигуру и фон. Фигура – это образ предмета, на котором фокусируется внимание, а фон – окружающее фигуру пространство. Что бы мы ни воспринимали, всегда выделяются фигура и фон.

Фактор, который воспринимается, но не находится в фокусе восприятия, называется фоном.

  1. Апперцепцияискажение воспринимаемого образа, слов или ситуации под влиянием прошлого опыта. В результате апперцепции восприятие становится неадекватным. В прошлом опыте человека имеются пережитые чувства, сложившиеся знания, последствия поведения и т. д.

Термин апперцепция (в пер. с лат – к восприятию) предложен немецким философом Г. Лейбницем в 17 в.

Перечисленные свойства восприятия (кроме апперцепции) помогают человеку более или менее успешно адаптироваться к внешней среде [Грановская, с. 34.]

Искажение восприятия под влиянием чувств бывает очень значительным. Грановская Р. М. описывает такие примеры (с. 90). Был проведен такой эксперимент: студенты сидели в аудитории, опустив головы в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась, и невысокая молодая женщина, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и тирольскую зеленую шляпу, ворвалась в комнату. Она быстро бросила в студента, сидевшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Федеральная селедка! Ты украл мои отметки!». При этом снаружи из коридора был слышен хлопающий звук. Студент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вскрикнул и упал на пол. Нападавшая выскочила из комнаты. Двое мужчин, одетых, как санитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на ноги и быстро вывели его. Вся сцена с того момента, когда вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву, заняла минуту.

Влияние эмоционального шока и неожиданности ярко проявилось, когда студентов попросили немедленно описать картину событий, свидетелями которых они были, ответив на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Вот некоторые вопросы и ответы. Кто был нападающий? Один студент писал: «… Большой, германского типа… как голливудский спасатель». Как был одет нападавший? «… В униформу железнодорожного кондуктора». Каково было оружие? «… Убийца использовал нож с открытым лезвием». Кто был жертвой? «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». Поскольку инцидент был в высшей степени неожиданным и имел вид драматического, большинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида вошедшей, ни обстоятельств вторжения.

Может быть, показания свидетелей, описанные в предыдущем эксперименте, кому-то покажутся неправдоподобными. Поэтому приведем еще один пример. В аудитории, где находилось 140 студентов, организовали нападение на профессора. Через несколько недель студентов и профессора просили опознать нападавшего в наборе из шести фотографий. Поскольку инцидент был весьма драматичным, 60% присутствовавших, включая профессора, указали не того человека. В описанных ситуациях деформацию следов памяти можно объяснить только эмоциональным воздействием, ибо фактор времени исключен и отнести забывание за счет преобразования информации во время длительного периода хранения нельзя.

В энциклопедии даже описана закономерность неадекватности.

Закономерность неадекватности – закономерность межличностных отношений, проявляющаяся в неадекватном восприятии и отображении человеком другого человека и самого себя. Ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно другого человека и относительно самого себя.

Глава 2 Восприятие и атрибуция

Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.

М. Монтень

Цели главы:

ознакомить с основными переменными, влияющими на поведение индивида в совместной деятельности в организации;

выяснить сущность, свойства, фундаментальное значение и роль восприятия в формировании осознанного организационного поведения индивида;

объяснить процесс восприятия, механизмы селекции, принципы организации и интерпретации;

выявить основные «эффекты» и ошибки социального восприятия и их значение в управленческой деятельности;

изучить теории атрибуции и причины, приводящие кфундаментальной ошибке атрибуции;

познакомить с тактиками управления впечатлениями.

Ключевые слова

Атрибуция, восприятие, стереотип, эффект ореола, управление впечатлением, фундаментальная ошибка атрибуции.

Величайшее адаптивное преимущество человека – его способность модифицировать собственное поведение как функцию способа, каким он воспринимает и понимает ситуацию.

Г. Тэджфел

Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она в действительности реальна.

Теорема У. Томаса

Прежде чем приступить к изучению процессов восприятия, попробуйте поразмышлять над этими двумя высказываниями, а затем уточнить интерпретацию уже после изучения главы. Как можно продолжить ряд терминов «человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект, универсум, работник, сотрудник»? В вашем восприятии эти понятия являются синонимами, антонимами, пересекающимися или непересекающимися множествами, случайным набором слов? Чем поведение индивида отличается от поведения личности? Какие ментальные образы вызывают у вас эти слова? Попробуйте дать свои определения этим абстрактным понятиям, а затем сравните их с определениями, приведенными ниже.

Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного; живое существо, наделенное духом, разумом, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек является предметом изучения различных областей знания: социологии, психологии, медицины, физиологии, педагогики и др.

Индивид – человеческий индивид как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). В ОП признаком рассмотрения человека как индивида является то, что объединяет человека с другими людьми и с природой, общебиологические свойства индивида (пол, возраст, антропометрия, тип, конституция).

Личность – обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие.

Индивидуальность определяется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними, т. е. индивидуальность человека – это системное уникальное качество, отражающее неповторимость и уникальность данного человека, т. е. самобытность свойств человека, реализующихся в его творческом бытии.

Субъект – совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека.

Универсум – совокупность высших духовных свойств (жертвенность, подвижничество, альтруизм) человека, проявляющаяся как общечеловеческое бытие человека в том, что характеризует его как члена человеческой общности в деятельности для других людей. Это человеческое в человеке.

Работник – лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права (на условия труда; на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту; на судебную защиту своих трудовых прав) и обязанности (добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину, бережно относиться к имуществу организации, выполнять установленные нормы труда).

Как вы полагаете, терминологическое единство может помочь студенту более точно и ясно воспринимать учебный курс, понимать поведение конкретных людей в организации? Понятия и категории – это абстракции, схемы, конструкты, концепции. А что определяет поведение конкретного человека, отличающегося неповторимостью и своеобразием? Для лучшего понимания поведения людей в организации обратимся к моделям, теориям и концепциям ОП.

Для понимания поведения конкретных людей в организации необходимо исследовать их взаимодействие с различными факторами, с которыми они сталкиваются в данной организационной среде. Индивидуальное поведение является функцией множества переменных. Наиболее важные из них представлены на рис. 2.1.1.

Внешняя окружающая среда – совокупность политических, социокультурных, природно-климатических, правовых, научно-технических, коммуникационных и экономических условий, оказывающих прямое и косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, организации.

Рис. 2.1.1. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение

Внутренняя организационная среда – совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенными и значимыми для восприятия являются: организационная политика, организационная структура, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, рабочая группа, организационный статус, лидерство, ресурсы организации.

Огромно число видов поведения, которое встречается в организации. Разнообразие лиц, взаимодействующих с различными организационными средами, приводит к значительным вариациям их поведения при соответствующих обстоятельствах. Следовательно, чтобы понять поведение людей в организациях, всем сотрудникам необходимы обширные теоретические сведения об индивидуальных различиях (восприятия, способностей, установок, мотивации и т. д.) и знание механизмов их влияния на продуктивность выполнения функциональной роли в организации, на взаимоотношения с коллегами в процессах совместной деятельности и на многое другое. Другими словами, сотрудники современных организаций и особенно менеджеры должны обладать высокой социально-психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры. Социально-психологическая культура включает три необходимых элемента: познание себя, познание других людей и их объединений, умение общаться с людьми и регулировать свое поведение в совместной деятельности.

Поведение человека в организации, являясь результатом воздействия большого числа переменных как личностных, так и организационного окружения, в свою очередь, является фактором, влияющим на поведение других людей в трудовой совместной деятельности. Влияние на организационное поведение включенности человека в «паутину» трудовых отношений в организации в условиях турбулентной среды демонстрирует рис. 2.1.2 (см. врезку «Рекомендации менеджеру»). Особая роль в этом процессе отводится восприятию личности, поскольку именно образ мира, Я-образ и образ социальной ситуации в организации, в их личностном смысле, являются главными факторами актуального поведения личности.

Чем сложнее, неопределеннее становится окружающая нас среда, тем больше мы полагаемся на наши собственные приемы поддержания адекватности нашего процесса восприятия. В настоящее время восприятие поведения в организациях в сложных, неопределенных и постоянно изменяющихся условиях (турбулентной среде) сильно искажается, что увеличивает риск принятия ошибочного решения. Недостаток ясности ведет к тому, что человек начинает воспринимать только вещи, относящиеся к нему.

Рекомендации менеджеру

Обратная связь в нелинейных системах в условиях турбулентной среды

Человек в организации и как индивид, и как член «паутины» рабочих отношений имеет возможность выбора реакции на происходящие события или на попытку оказания влияния на его поведение, которая, в свою очередь, определяет следующую реакцию, начиная процесс обратной связи. На рис. 2.1.2 данный процесс рассматривается на примере трех индивидов X, Y и Z. Если мы посмотрим на ситуацию на рис. 2.1.2 с точки зрения X, то увидим, что он находится в среде, состоящей из У и Z. Предположим, X узнает, чем занимаются Y и Z, определяет свою реакцию и начинает действовать. Его поступки несут определенные последствия для Y и Z, которые, в свою очередь, принимают решения о своем поведении в изменившихся условиях, что сказывается на положении X, начинающем ответные действия. Данный процесс повторяется снова и снова. Каждое действие X означает возникновение обратной связи, определяющей ответы Y и Z. По мере взаимодействия индивидов создается система обратной связи – и то, что верно для отдельных людей, изображенных на рис. 2.1.2, справедливо для отношений трех групп или трех (и более) организаций. Понимание данной концепции взаимодействия предполагает осознание основного ее элемента – различий между тем, что называется «линейной» и «нелинейной» системами. Линейная система – это система, в которой определенное действие приводит к предсказуемой реакции. Если вы зажигаете в комнате камин, установленный в ней термостат «отдаст приказ» на отключение центрального отопления. Нелинейные системы – это системы, в которых результаты предпринятых действий менее предсказуемы. Если компания принимает решение о снижении цены на товар, будет весьма странно, если объемы продаж в будущем периоде полностью совпадут с ожиданиями ее менеджеров, так как невозможно достаточно точно предсказать реакцию конкурентов, изменения во вкусах потребителей или появление товаров-субститутов. В нелинейных системах сложность обратной связи означает, что результаты весьма чувствительны к незначительным различиям в первоначальных условиях. Незначительные воздействия посредством ряда акций и реакций могут быть усилены так, что конечный эффект окажется несоизмерим с первоначальными изменениями. Это так называемый «эффект бабочки» фантаста Рэя Брэдберри.

Рис. 2.1.2. Обратная связь в нелинейных системах (по: Parker, Stacey, 1994)

Н. Глэсс, утверждая, что современный деловой мир более всего связан с нелинейным миром, отмечает: «Образ мышления и образ действий менеджеров достаточно различны: кто-то воспринимает мир как находящуюся в равновесном состоянии систему, другие считают, что им приходится упорядочивать вселенский хаос… Первые постоянно предпринимают усилия по возвращению в заранее запланированное состояние, вторые также имеют конкретные цели, но находятся в постоянном поиске положительного усиления, которое, возможно, принесет экстраординарные результаты»[6].

Воспринимаемый мир – это субъективный мир, но это единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку. Индивидуальные различия каждого человека во многом являются результатом специфики когнитивных (познавательных) процессов, особенно процессов восприятия. Процесс восприятия формирует уникальную интерпретацию (понимание) ситуации и ответное поведение человека и поэтому имеет прямое отношение к изучению ОП. Эти процессы изучаются поведенческими науками, но многие полученные результаты исследований не используются в сфере ОП, практике менеджмента и бизнеса. Продемонстрируем различия в понимании ситуации и последующих действий на следующем эпизоде.

Дарья Сапова поступила на работу в страховую компанию. После своего первого рабочего дня она вернулась домой и описала свои впечатления от работы своему мужу: «Это был долгий день. Мне он не понравился. Девушки были недружелюбны. Когда я вошла в офис, они таращились на меня, словно я какое-то странное создание. Только одна девушка во всем офисе подошла ко мне поздороваться и пригласила присоединиться к ней в обед. Босс показал мне место работы и представил меня работникам в офисе. Девушки были очень смешливы и с плохими манерами. Мне просто противно идти туда опять завтра».

Андрей Бетков, который также был новым работником в этой страховой компании,реагировал на ту же ситуацию совсем по-другому: «Мне понравилась работа. Люди очень дружелюбны. Когда я вошел в офис, они приветствовали меня улыбками. Один парень даже подошел, поздоровался и пригласил присоединиться к нему в обед. С такими живыми и милыми людьми мне приятно работать. Мне кажется, что я сдружусь с ними!!»

Дарья и Андрей восприняли по-разному одну и ту же ситуацию. Можно допустить, что персонал в офисе различно реагировал на обоих из-за различий в их внешности. Может, Андрей был любезным, улыбающимся человеком, в то время как у Дарьи был унылый вид. Возможно, что реакция служащих была одинакова в обоих случаях, но поскольку новые сотрудники восприняли ситуацию по-разному, то и отреагировали соответственно. Разница в восприятии могла быть обусловлена разницей в характеристиках личностей, установках, личных представлениях. Дарья, возможно, была обеспокоена и не уверена в себе и восприняла ситуацию в наиболее неблагоприятном свете. Андрей же мог быть весьма уверенным в себе человеком и иметь склонность видеть окружающее в благоприятном свете. Следовательно, характеристики воспринимающего, как и характеристики воспринимаемого влияют на то, как люди видят окружающий их мир.

Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным людям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях. Признание разницы восприятия мира между работником, менеджером и реальной ситуацией в организации очень важно в понимании ОП. Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием и каким образом это может повлиять на работу.

Остановимся подробнее на сущности восприятия, рассмотрим свойства и процесс восприятия, механизмы селекции восприятия, внутренние и внешние факторы, которые влияют на них, изучим принципы организации восприятия, особенности социального восприятия и эффекты атрибуции.

Сенсорные процессы (ощущение и восприятие) служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т. д. Восприятие отражает целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т. п. Восприятие (перцепция) является важным и сложным опосредующим когнитивным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Восприятие можно рассматривать как своеобразный информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в воспринимаемом мире.  Стимул (любое событие, любое происшествие, любое изменение в событии, в предмете, любой образ восприятия или понятие, внутреннее или внешнее) – нечто, возбуждающее организм или приводящее его в состояние готовности, т. е. воздействующее на организм так, что его поведение изменяется некоторым заметным образом. Необходимо, однако, отметить, что нет относительно однозначного ни определения, ни общепризнанного способа употребления термина «стимул».

Мы видим, как солнце восходит на востоке и заходит на западе, но на самом деле оно никогда не восходит и не заходит. Известно, что очевидцы часто совершенно по-разному «видят» сцену преступления и, соответственно, дают различные показания. Данные феномены восприятия иллюстрируют тот факт, что воспринимаемый мир – не реальный мир, тем не менее – это мир, который мы знаем и на который мы соответственно реагируем. Воспринимаемый мир есть чувственное отражение реального. Это ощущение так сильно, что мы редко задаемся вопросом, что мы видим. Вообще говоря, когда другие люди воспринимают вещи не так, как это делаем мы, мы часто полагаем, что они либо неразумны, либо не правы. Воспринимаемый мир – это фрагмент реального, воспринимаемый человеком с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, которые имеют существенные физические ограничения, предохраняющие от переизбытка информации и позволяющие поэтому лучше воспринимать необходимую информацию. Табл. 2.1.1 дает представление о природной ограниченности наших органов чувств. Работая в качестве фильтра, восприятие позволяет человеку отобрать и увидеть только те элементы внешней среды, которые относятся к данной ситуации, т. е. фокусируя и определенным образом организуя часть элементов внешней среды в ситуацию.

Таблица 2.1.1

Абсолютные пороги[7]

Сенсорные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированности у людей определяет важные профессиональные способности как узнавания, так и различения объектов разнообразных модальностей, т. е. воздействующих на различные анализаторы. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе, а опытный сотрудник ДПС по визуальным и звуковым сигналам определяет аварийную ситуацию. Поэтому необходим профессиональный отбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов (например, важен учет законов контраста пороговых характеристик зрения и слуха человека) при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности. Рис. 2.1.3 демонстрирует наиболее важные факторы, ограничивающие воспринимаемый мир человека и влияющие на его поведение в данной ситуации. Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, например, в восприятии реального мира задействованы внимание и направленность – в данном случае желание.

Рис. 2.1.3. Роль восприятия в поведении человека

Восприятие и атрибуция

Восприятие и атрибуция

Что такое восприятие?

Представление человека о мире. Что ты думаешь ЕСТЬ (в отличие от «должно быть»).

Процесс восприятия

Два ключевых элемента: внимание и организованность.

Иллюзия Старухи/Молодой Женщины.

Внимание

В любой ситуации мы обращаем внимание только на несколько вещей. Ваш разум бессознательно отфильтровывает большую часть того, что происходит вокруг ты. На каком-то уровне ваш разум, вероятно, осознает множество вещи. Подумайте о людях, сидящих рядом с вами в классе. Во что они одеты? Какие движения они совершают? дышать?)? Как выглядят все стулья? Что на стены? Какие звуки доносятся снаружи? ты не совсем в курсе всех этих вещей. Рассмотрите собственное тело. Вы в курсе вашего пульса, дыхания, ощущения стула под вами, ощущение одежды на теле?

Почему моя собака не просыпается, если я начинаю гладить ее во время она спит, но если машина въезжает на подъездную дорожку, она уходит из спать до лая менее чем за секунду? Ее разум фильтрует вещи.

Так что же привлекает ваше внимание?

  • громкие звуки: это принцип пожарной сигнализации и телефоны и будильники
  • яркие огни и цвета
  • движение

Что еще определяет то, чем вы будете заниматься?

  • контекст: во время еды каждое мое движение срабатывает огромная реакция у собак
  • обучение:
    • полицейские обучены обнаруживать определенные вещи в автомобилях или в поведении людей
    • психологов ждут определенных комментариев или знаков некоторых проблем
    • врачей просматривают весь список прачечных отклонения от состояния здоровья

Организация

Даже когда вы осознаете эти вещи, есть значительная предварительная обработка, которая выполняется мозгом перед достигает вашего сознания. Если вы наблюдаете за профессором в класс, вы видите, как он или она поднимает и опускает руку в перед доской, или вы видите, как он пишет на доска? Мы видим мир с точки зрения осмысленных, функциональных единицы, а не простые движения. Когда мой рот движется и звучит выходят, я говорю.

Восприятие животных не похоже на восприятие компьютера/машины. Существует фильтрация и смысл вплоть до самого простого уровень. Это не глаз как видеокамера, а мозг тогда имеет смысл изображений. Вместо этого даже фильтры для глаз вещи.

На восприятие влияет знание — то, что мозг уже знает. Знание само организовано. Например, подобные вещи хранятся вместе.

Разум также создает схемы, рамки и сценарии. После перехода в достаточном количестве ресторанов, вы узнаете, как идут дела:

  1. (i) остановитесь у двери и подождите, пока кто-нибудь вас поприветствует
  2. (ii) вы говорите им, сколько в вашей группе
  3. (iii) можно спросить, для курящих или для некурящих
  4. (iv) следовать за человеком к столу
  5. (v) если модный ресторан позволяет официанту выдвигать сиденье для твой, засунь его обратно, положи салфетку на колени.

Все ситуации имеют нормы поведения, которые усваиваются участников, чтобы они знали, чего ожидать. это очередь определяет, что они находят необычным или особенным. Например, человек, кричащий и катающийся по полу, не имеет большого значения в психиатрической больнице, но это было бы очень заметно в классе.

Это не просто поведение, это наличие и отсутствие функций: виды одежды, например униформа официанток в коктейлях решетки, цвет стен в школах, размеры коридоров, раздвижные двери на крыльцо, распашные двери для кухонь и т. д.

Некоторые схемы являются культурными — вы узнаете их от других, от книги, телевидение, институты. Другие основаны на опыте — из мирских, что происходит в ресторанах, как устроить романтический отношение.

Искажения восприятия

Тот факт, что разум хранит информацию в схемах, которые, в свою очередь, построены на опыте означает, что вы можете понять и очень хорошо запоминают ситуации. Например, один взгляд на новый ресторан и вы понимаете всю планировку, потому что вы понять рестораны в целом. Другой пример — язык приобретение детьми.

Но схемы также являются источником ошибок, в частности ложных воспоминания об обычных событиях и пропуск необычных. Два интересные статьи вы можете прочитать:

  • Фриман, Ромни и Фримен. 1987. «Познавательный Структура и точность информатора». американец Антрополог 89:310-325.
  • Шведер Р.А. и Р.Г. Д’Андраде. 1980. » Гипотеза систематического искажения.» Новый Направления методологии социальных и поведенческих наук . 4:37-58.

Схемы также облегчают и мешают обучению. Например, эксперименты показывают, что люди с трудом запоминают, кто друзья, с которыми в группе, если только дружба не переходный: то есть, если A дружит с B, а B дружит с C, то также верно, что A дружит с C.

Стереотипы — это своего рода схема, которая часто вызывает проблемы. последствия с точки зрения справедливости. Раньше женщины считались слишком взбалмошными и непостоянными, чтобы им можно было доверить голосование, поэтому они не допущен к голосованию. Негров часто считают тупыми, жестокими и ленивый. Мужчин часто считают агрессивными, соперничающими и сексуальными. хищники. Последствия этих стереотипов, помимо очевидным является то, что истории о людях часто оцениваются как верно просто потому, что они соответствуют предубеждениям о классе. За например, людям легко поверить, что преступление было совершено черным человеком. Точно так же обвинения в сексуальных домогательствах, как правило, придерживаться даже без доказательств, потому что люди считают, что «мужчины такие».

Другим интересным явлением является эффект ореола . Это когда одна характеристика чего-то или кого-то влияет на восприятия всех остальных характеристик. Например, если врачей часто спрашивают, что они думают о финансовых имеет значение. Потребители часто покупают продукт, потому что он произведен компанией. что делает другие продукты, которые им нравятся.

Любопытной характеристикой процессов человеческого мышления является проекция . Здесь вы воспринимаете других таким образом, который действительно отражает самим собой. Например, нечестные люди склонны видеть нечестность в другие.

 

Атрибуция

Атрибуция относится к тому, как люди в ситуациях, подобных на рабочем месте строить объяснения поведения других людей. Люди не совсем учёные-ракетчики: эти объяснения могут быть сильно упрощенным и сильно предвзятым. Что интересно и полезно то, что предубеждения людей, как правило, носят систематический и предсказуемый.

Например, люди склонны переоценивать личные/индивидуальные причины (способности, мотивы, мораль) и склонны недооценивать ситуационные причины, такие как характер работы, система вознаграждения, экономика, удача, процент населения, которые молодой. Например, люди связывают состояние экономики с президент. Но научная работа по теме предполагает, что Президенты мало влияют на экономику во время их срок пребывания в должности (но может оказать большое влияние на экономику годы спустя).

Другой вид предвзятости связан с характером человека. участие в ситуации и выход из нее. Например, если учащийся получает пятерку за контрольную, он думает, что это было потому что он или она такой умный. Но если они получают F, это потому, что учитель придурок, или книга паршивая, или еще что-то причина. В общем, люди, кажется, думают так:

  • , если мой результат будет хорошим (я стану президентом компании), Я отвечаю за это (мой тяжелый труд, мои мозги)
  • если мой исход плохой (я бездомный), то это дело общества вина: я всего лишь жертва

Другой основной принцип состоит в том, что люди склонны приписывать мотивы поведения людей. Поэтому, когда люди ведут себя не так, как вы ожидать от них, вы думаете, что они делают это нарочно (обычно, просто чтобы тебя разозлить). Иными словами, люди склонны считать общее понимание ситуации, но разные мотивы и интересы. Они также склонны предполагать, что другие люди все сознательно: ни одна оплошность не является действительно оплошностью, нет необдуманное действие было просто необдуманным.


Copyright 1996 Стивен П. Боргатти Пересмотрено: 22 октября 2001 г. Перейти домой страница

Восприятие и атрибуция

 

Глава 5

Восприятие и индивидуальное принятие решений

 

I. Немного основные понятия в восприятии

 

II. Теория атрибуции Келли 9III. Предубеждения атрибуции

 

Фундаментальные ошибка атрибуции

Актер-наблюдатель эффект

Самообслуживание смещение

Селективное восприятие

проекция

стереотипизация

ореол эффект

Самореализующийся пророчество

 

IV. Индивидуальный принятие решения

 

Решение изготовление моделей

Эвристика предвзятость в суждениях и принятии решений

 


 

I. Немного основные понятия в восприятии

 

Восприятие, цель, ситуация

 

Характер: качество или черта, которая отличает человека человека или группы от другого.

 

Атрибуция: вывод о причине людей действие. (предполагаемая причина)

 

Внутренний атрибуция: вывод о том, что поведение человека обусловлено личным расположением

 

Внешний атрибуция: вывод о том, что поведение человека обусловлено фактором окружающей среды или ситуацией

 

II. Теория атрибуции Келли

 

Консенсус: степень, в которой другие реагируют одинаково

отношение к какому-либо стимулу или событию как человек, которого мы рассматриваем

 

Последовательность: степень, в которой человек реагирует на этот стимул или событие таким же образом в других случаях

 

Отличительность: степень, в которой человек реагирует на таким же образом к другим, другим стимулам или событиям

 

 

Как сделать атрибуции?

 

Консенсус Согласованность Отличительность Атрибуция

Высоко высоко Высокий ——-> Внешний

 

Низко высоко Низкий ——-> Внутренний

 

 

III. Предвзятость атрибуции

 

Фундаментальная ошибка атрибуции: склонность объяснять действия других с точки зрения диспозиционных (внутренних), а не ситуационных (внешних) причин.

 

Актер-наблюдатель эффект: склонность приписывать наши собственное поведение к ситуативным причинам, а поведение других к внутренним.

 

Корыстный предвзятость: склонность приписывать себе положительное поведение, но возложить ответственность за отрицательное на внешние причины.

 

Селективный Восприятие: люди выборочно интерпретировать то, что они видят, основываясь на своих интересах, прошлом, опыте и отношения.

 

Проекция: приписывание собственных характеристик другие люди.

 

Стереотипы: судить о ком-либо на основании его восприятие группы, к которой принадлежит этот человек

 

Гало эффект: создание общего впечатления о человеке по одному признаку.

 

Самореализующийся пророчество: двухэтапный процесс

(1) человек определяет ситуацию неправильно;

(2) ей последующие действия (подсказанные определением) вызывают изначально неверный концепция воплотится в жизнь

 

IV. Индивидуальное принятие решений

 

A. Модели принятия решений

 

1) оптимизация модели

 

Допущения: рациональность

Люди рациональны, целеустремленны; Oни иметь четкие и постоянные предпочтения; все варианты известны и окончательный выбор максимизирует результат

 

6 действия: определить необходимость решение

Определить критерии принятия решения

Присвоить веса критериям

Разработать альтернативы

Оценить альтернативы

Выбрать лучшую альтернативу

 

 

2) удовлетворительная модель

Предположение: ограниченная рациональность

Люди принимают решения, конструируя упрощенные модели, которые извлекают существенные черты от проблем без захватывая всю их сложность.

 

B. Эвристика и предубеждения при принятии решений

(Канман и Тверской, 1970-е —)

 

1) Репрезентативность эвристика: чем больше похож человек относится к типичным членам данной группы, тем более вероятно, что он или она принадлежит к той группе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts