Аттитюд в социальной психологии: что это простыми словами, примеры, виды, структура

Содержание

что это простыми словами, примеры, виды, структура

Говорят, хорошая хозяйка не станет замешивать тесто в плохом настроении – иначе выпечка будет неудачной. Сложно сказать, действительно ли это так в случае с тестом. Но настрой действительно влияет на результат многих дел, даже когда мы этого не осознаём. В социальной психологии для обозначения этого явления используется термин «аттитюд» или «социальная установка», и сегодня мы детально рассмотрим, что оно собой представляет и как работает.

Что такое аттитюд?

Аттитюд – это заведомо выбранное отношение к определённой ситуации, определяющее последующее поведение человека. Говоря простыми словами, это «настрой» на определённое развитие событий. Психологи считают, что это более сложный психологический механизм, чем может показаться на первый взгляд. Он охватывает восприятие, осознание и оценку ситуации, а также выбор определённой модели поведения.

Термин образован от английского слова attitude (отношение). В советских источниках можно найти упоминание данного феномена под названием «психологическая готовность». А в современной русскоязычной литературе наравне со словом «аттитюд» используется термин «социальная установка».

Авторами понятия являются американские социологи Уильям Томас и Флориан Знанецки. В 1918 году они опубликовали результаты интересного исследования, в рамках которого обнаружили, что судьба иммигрантов в США зависит от того, с каким настроем они приехали. Люди, желавшие «начать новую жизнь», быстро адаптировались, впитывали культуру и изучали язык. Те же, кто ехал без чёткой цели, долго чувствовали себя чужими и с трудом постигали язык.

Структура аттитюда

Как было отмечено выше, аттитюд – это сложный психологический механизм, включающий несколько элементов. В современной психологии используется трёхкомпонентная модель Смита, включающая следующие компоненты:

  • Когнитивный. Это совокупность знаний, мнений, представлений и убеждений об объекте социальной установки.
  • Аффективный. Это чувства, эмоции и переживания, вызываемые объектом у субъекта.
  • Поведенческий. Это поведение субъекта и его поведенческие интенции (различные планы, намерения, стремления, ожидания и замыслы, которые могут и не воплощаться в реальных действиях).

Сам аттитюд рассматривается как суммарный результат этих трёх элементов. То есть, субъект накапливает какие-то знания об объекте, у него формируется эмоциональная реакция

и вырабатываются поведенческие интенции, которые могут приводить или не приводить к реальным действиям, но в любом случае влияют на поведение индивида.

Все три компонента взаимосвязаны, поэтому перемены в любом из них влияют на остальные два. К примеру, положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на субъективное мнение об объекте и на поведение по отношению к нему. Стоит отметить, что данная модель пока не считается эмпирически подтверждённой, поэтому её признают не все исследователи и она часто подвергается критике.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер наглядно показал, что поведение индивида не всегда соответствует социальным установкам. Данный феномен был назван «Парадоксом Лапьера». Исследование неоднократно оспаривали и подвергали критике методологию его проведения, однако оно оказало серьёзное влияние на представления об аттитюде.

Позже социальный психолог Дэрил Бем высказал мнение, объясняющее парадокс Лапьера. Он предположил, что социальная установка может определяться поведением индивида. То есть, сначала он ведёт себя определённым образом, а потом подгоняет своё восприятие под собственное поведение. Бем предположил, что это механизм защиты от когнитивного диссонанса. Совершив определённые действия, человек объясняет своё поведение тем, что оно соответствовало его установкам.

Примеры

Аттитюд проявляется во всех сферах жизни. Можно иметь установки в отношении организаций, идей, людей, символов, профессий, книг, национальных меньшинств, продуктов питания и любых других объектов. Часто аттитюд принимает форму «нравится или не нравится». К примеру, парень может настроить себя, что ему нравятся блондинки, и впредь руководствоваться этими установками. А встретив симпатичную темноволосую девушку, он может подумать: «Жаль, что мне не нравятся брюнетки», вместо того, чтобы признать, что она ему понравилась.

Рассмотрим несколько примеров аттитюда:

  • Перспективная работа. Представим себе двух людей, устраивающихся на работу. Все условия равны, но один настроен серьёзно, а второй рассматривает это место как временное. В итоге первый быстро учится, становится хорошим специалистом и получает повышение. Второй же попросту теряет время, поскольку не рассматривает работу всерьёз и не имеет внутренней установки на развитие.
  • Отношение к спорту. Одни люди любят спорт и постоянно им занимаются, другие – периодически начинают, но бросают. И здесь огромную роль играет аттитюд. Если изначально рассматривать спорт, как неотъемлемую часть своей жизни, то заниматься им легко и приятно.
    Если же считать, что это тяжёлый труд, даже титаническая сила воли не поможет превратить занятия спортом в полезную привычку.
  • Праздничное настроение. В году есть несколько праздников, пробуждающих в нас особое настроение. Например, перед Новым годом у большинства из нас возникают положительные эмоции, связанные с этим праздником и его атрибутами. А у кого-то, наоборот, могут «всплывать» неприятные воспоминания, связанные с неудачным празднованием Нового года.
  • Хороший (плохой) политик. Если нравящийся нам политик совершает плохой поступок или некрасиво высказывается, мы находим повод «простить» ему это. Если же политик нам не нравится, каждое его действие и высказывание мы воспринимаем в штыки или считаем его лицемером (поведенческий компонент аттитюда здесь заключается в избирательном отборе информации и коррекции отношения к ней).

Аттитюд детерминирует поведение субъекта по отношению к социальному объекту или социальному явлению.

Причинами формирования аттитюда могут быть самые разные факторы, но при попытке объяснить своё поведение субъект обычно оперирует ценностными суждениями: «Мне нравится», «Выглядит красиво», «Это хорошо для меня или хорошо вообще».

Функции аттитюда

В 1960 году американский социальный психолог Даниэль Катц опубликовал работу «Функциональный подход к изучению установок». В ней он выделил следующие функции аттитюда:

  • Познавательная. Установки упрощают категоризацию информации, экономя мыслительную энергию и время. Ценой этой экономии становится частичная потеря информации, снижение её точности.
  • Утилитарная. Установки направлены на достижение желаемых целей. При этом связь может быть косвенной. К примеру, политик может быть борцом за права меньшинств, поскольку он создал для себя такую установку. При этом его реальная цель – успех в политической карьере.
  • Экспрессивная. Некоторые аттитюды служат для выражения ценностей, взглядов и идей, а также представлений о самом себе. Их целью может быть самоутверждение, подтверждение справедливости своих взглядов, демонстрация окружающим своей принадлежности к определённой группе. К примеру, ношение футболки с каким-то изображением – это тоже проявление аттитюда.
  • Эго-защитная. Данная функция подразумевает негативное отношение к чему-то, позволяющее защититься от негативных чувств к себе самому. К примеру, психологи утверждают, что гомофобия свойственна людям, которые отрицают определённые аспекты собственной сексуальности.

По сути, социальная установка – это механизм упрощений, обобщений и оценочных суждений, регулирующий наше восприятие и поведение. Она формируется на основе жизненного опыта, позволяя

не тратить время и когнитивные ресурсы на анализ того, что мы уже проанализировали раньше. В некоторых случаях это бывает полезно, и всё же шаблоны часто ведут нас неправильной дорогой.

К примеру, если у человека складывается впечатление, что его работа бесперспективна, у него вырабатывается соответствующая установка. Мозг решает не тратить ценные ресурсы на бесполезную деятельность, в результате чего человек теряет возможность работать продуктивно. Работа его больше не радует, и со временем наступает эмоциональное выгорание. Таким образом, аттитюд может приводить к нежелательным последствиям, полностью противоположным его основной функции.

Формирование социальных установок

Стараясь облегчить себе работу, наш мозг использует различные механизмы, позволяющие ему быстро делать выводы об объектах и явлениях. Аттитюд является одним из таких механизмов. Мы обобщаем свой социальный опыт, а через некоторое время у нас вырабатывается определённая установка, которой мы руководствуемся, даже не осознавая этого. В социальной психологии есть несколько подходов к пониманию того, как формируются и как действуют социальные установки. Рассмотрим подробно каждый из них.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм – это направление в психологии, основывающееся на предположении, что наше поведение полностью определяется внешними обстоятельствами.

Иными словами, все черты характера и личности полностью сформированы событиями, которые происходили в жизни индивида. При этом мысли и эмоции рассматриваются не как личностные процессы, а как реакция на внешние факторы.

В рамках данного подхода полагается, что сам индивид на формирование своих социальных установок никак не влияет. Они формируются под влиянием внешних факторов, таких как:

  • Позитивное подкрепление. По сути, это условный рефлекс, работающий на уровне высшей нервной деятельности. Если индивид ощущает, что какая-то деятельность для него полезна, у него формируется положительная установка (и наоборот).
  • Наблюдение. Наблюдая за чужим поведением, индивид может делать выводы о том, какая причинно-следственная связь присутствует между действиями окружающих и последствиями для них.
  • Формирование ассоциативных связей. Новые установки могут формироваться на основе уже существующих за счёт ассоциаций с новыми стимулами.

Когнитивный подход

Данный подход сформировался на основе трёх теорий:

  • Теория конгруэнтности (Чарльз Осгуд и Пол Танненбаум). Согласно данной теории, аттитюд формируется или меняется, когда требуется сделать выбор между двумя противоречивыми мнениями или источниками информации. Пока такой выбор не сделан, наше сознание пребывает в состоянии дисбаланса, от которого стремится избавиться, перейдя в состояние конгруэнтности.
  • Теория диссонанса (Леон Фестингер). Данная теория близка по смыслу к предыдущей. Её суть заключается в том, что аттитюд формируется и меняется, когда два когнитивных элемента (знания, мысли, убеждения) находятся в диссонансе. Наше сознание пытается избавиться от диссонанса, чтобы добиться последовательности и согласованности когнитивных элементов.
  • Теория коммуникативных актов (Теодор Ньюком). В основе данной теории лежит утверждение, что два человека, положительно относящиеся друг к другу, пересматривают своё отношение к социальным объектам и явлениям так, чтобы оно у них совпадало.

Мотивационный подход

Данный подход противопоставляется бихевиористскому и основывается на том, что личность обладает волей и может самостоятельно менять свои установки, анализируя и взвешивая различные аргументы, полученные извне. Здесь можно выделить две теории:

  • Теория ожидаемых преимуществ. Индивид выбирает для себя те установки, которые в перспективе могут дать ему определённые преимущества.
  • Теория когнитивного реагирования. Индивид реагирует на социальный объект или явление положительно (либо отрицательно), и на основе этой субъективной оценки формируется аттитюд.

Генетический подход

Этот подход строится на предположении, что основные причины формирования социальных установок заложены в нас на генетическом уровне. Это такие факторы как:

  • Интеллектуальные способности. Восприятие реальности зависит от уровня интеллекта. Соответственно, он влияет и на социальные установки (в частности, на когнитивный компонент).
  • Темперамент. Существует четыре типа темперамента, и каждый из них подразумевает разные эмоциональные реакции на одни и те же события. Соответственно, данный фактор влияет на аффективный компонент аттитюда.
  • Физиологические факторы. Особенности нашего организма и обмена веществ существенно влияют на наше поведение. К примеру, худые и полные люди многие вещи воспринимают по-разному, и установки у них сильно отличаются (поведенческий компонент).

Генетический подход не отрицает влияние внешних факторов. Но он подразумевает, что решающую роль играют всё же врождённые.

Структурный (социальный) подход

Автором данного подхода является американский психолог и социолог Джордж Мид. Его идея заключается в том, что значительную часть наших установок мы получаем путём интернализации (усвоения, принятия) установок значимых других (близких, родных, друзей, уважаемых людей).

К примеру, автор утверждает, что политическую позицию большинство людей заимствует у окружающих, а не формирует самостоятельно. При этом он отмечает, что мы предпочитаем заимствовать установки у тех, кто нам близок, но обладает немного большим социальным престижем. Структурный подход демонстрирует, что аттитюд – это социальное явление, направленное на укрепление связи внутри группы.

Глава 7 Социальные установки. Социальная психология

Глава 7 Социальные установки

Аттитюд есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии

Г. Олпорт

Наше самосознание устроено таким образом, что невольно мы оцениваем все, с чем сталкиваемся в жизни, начиная от еды и кончая действиями политиков. Ничто не оставляет нас равнодушными, по каждому вопросу у нас есть свое мнение и своя позиция. Однако каким образом оно появляется и как формируется?

Социальные психологи давно заинтересовались реакциями людей и их отношением к предметам, явлениям и другим людям. В 1918 г. американский и польский исследователи У. Томас (W. Thomas) и Ф. Знанецкий (F. Znaniecki) назвали это отношение аттитюдом (attitude). Они изучали эмигрантов из Польши по их письмам на родину. Ученые установили, что в том случае, если переселенцы расценивали свою жизнь в Америке как временное пребывание с целью заработка, то трудно адаптировались, медленно осваивали язык и культуру страны. Но если эмигранты считали, что они переехали в Америку навсегда, то все процессы адаптации шли значительно быстрее и эффективнее. Это дало основание ученым выделить понятие attitude как отношение к своему положению в новой стране, к своим задачам на новом месте и к другим людям.

Существует множество определений термина «аттитюд», но в большинстве из них отмечается, что люди склонны оценивать различные аспекты социального мира и относиться к ним определенным образом. В российской психологической литературе «аттитюд» переводится как «социальная установка». Несмотря на всю неточность и даже неадекватность данного термина, противоречащего смыслу аттитюдных феноменов, в России он используется до сих пор. И на сегодняшний день это устоявшийся термин со значительной исследовательской традицией. Попытка социолога В. А. Ядова обозначить аттитюды более точным по смыслу термином «позиция», к сожалению, большого распространения не получила, поскольку позиции в отечественной науке устойчиво связаны с мировоззрением, которое составляет только часть аттитюдов. Поэтому мы будем использовать как термин «социальная установка», так и «аттитюд», подразумевая одно и то же – оценочное отношение к практически любому аспекту социального мира.

7.1. О природе установок-аттитюдов

Аттитюды близки по своему психологическому содержанию к ценностям, которые рассматривались в предыдущей главе. И те и другие воздействуют на поведение людей. В то же время эти понятия следует различать. Нам предстоит развести их, так как даже в используемых словах – ценности и оценочные отношения – присутствует корень цена. Отличать одно от другого необходимо еще и потому, что аттитюды и ценности оказывают разное воздействие на поведение людей.

Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения. Они осознаются людьми как нечто устойчивое, постоянное, освященное традицией и мало подверженное изменениям. Если говорить об их влиянии на поведение индивида, то они скорее выполняют роль долговременной стратегии, некоего общего жизненного руководства, чем непосредственного фактора, который воздействует на конкретные поступки людей. Ценности – это «несущая опора» морально-регулятивных норм человеческого поведения. Усвоенные в процессе жизнедеятельности ценности слабо подвержены изменениям.

Аттитюды охватывают гораздо более широкий класс явлений, они индивидуализированы и часто оказывают влияние на конкретное поведение человека. Под влиянием аттитюда мы покупаем в магазине понравившийся чайник, делаем свой выбор на референдуме, заводим долговременные отношения (на основании впечатления от первой встречи). В отличие от ценностей аттитюды осознаются как оценивающие образования, но менее стойкие, подверженные изменениям. Нам может приглянуться другой чайник, дополнительная информация может изменить наше мнение по поводу референдума, а с предполагаемым супругом можно расстаться навсегда.

Аттитюд – это такое отношение, о котором человек может сказать, что у него нет готового мнения, нет достаточной информации, чтобы вынести свое суждение. И наоборот, мы можем бездумно присоединиться к вычитанным в книгах мыслям, навязанным рекламой впечатлениям, к мнениям, высказанным в информационных программах. Большинство из нас именно так и поступает, поскольку в современном мире человеку трудно не знать мнения других по самым важным для него вопросам. И только в редких случаях человек задумывается, пытается сформировать собственное отношение к тому или иному предмету. Именно связь с реальным поведением людей и подверженность изменениям сделали аттитюды столь популярным предметом исследования в социальной психологии. Ведь недаром значительная часть социальных психологов считает, что предметом исследования в нашей науке является влияние на установки, убеждения и поступки человека.

Важная особенность аттитюдов – их многогранность. Они могут одновременно представлять эмоции и чувства, знания и мнения, а также поведенческие реакции или намерения действовать определенным образом. Эта связь между ментальными структурами человека и его реальными действиями сразу же выдвинула аттитюды в первый ряд исследовательских задач. Менее чем через 20 лет после появления нового термина в середине 1930-х гг. Г. Олпорт на основании обобщения 16 разных определений аттитюда смог дать свое:

Аттитюд – это состояние нервно-психической готовности, организованное на основе опыта и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида на все объекты, с которыми он сталкивается.

Современные ученые обращают внимание на то, что данное определение скорее относится к области общей психологии, чем социальной, так как в нем отсутствует важнейшая составляющая – воздействие социального окружения и влияние той ситуации, в которой находится индивид. Поэтому сегодня, с одной стороны, в науке присутствует огромное количество исследований аттитюда и методов его изучения, а с другой – не менее впечатляющий разнобой в определении этого понятия. На данное обстоятельство обратила внимание французская исследовательница Жермен де Монмолен (de Montmollin). Она утверждает, что условия и процессы изменения установок изучаются много и серьезно, но что именно собой представляет аттитюд, остается неизвестным и, кажется, не имеет особого значения (113, с. 101).

Совершенно очевидно, что аттитюды связаны с внутренними психическими процессами, но их влияние на конкретное поведение человека различно. Оно детерминировано предметом аттитюда. Когда мы хотим обосновать свое отношение к чему-либо, мы чаще всего прибегаем к ценностным суждениям, говоря о предмете так: «Он, по-моему, хороший, еще не старый и выглядит прилично». Так можно сказать о человеке, автомобиле, собаке, компьютере и т. д. Иными словами, любой объект и явление социального мира становятся предметом аттитюда. Имплицитно нам ясно, что между нашим отношение к домашним любимцам или сорту хлеба и нашим отношением к политической партии или вопросам планирования семьи есть значительное различие в части содержания используемых ментальных структур. Но и то и другое связывают с аттитюдом. Поэтому большинство психологов сходятся на следующем его понимании:

Аттитюд – это оценивающее отношение, или психологическая тенденция, с которой оцениваются качественно особые сущности. Они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо, определенную степень одобрения или неодобрения.

Социальные установки часто функционируют как схемы, или когнитивные структуры, содержащие и организующие информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях. Именно содержание социальных установок людей способно объяснить их политические предпочтения при выборе кандидатов на высшие государственные должности, привлекательность тех или иных идей, значимость фигуры того или иного лидера. Начиная с 20-х гг. XX в. в американской социальной психологии были проведены тысячи исследований по разным аспектам влияния отношений на конкретное поведение людей в разных ситуациях в зависимости от возраста, пола, образования, национальности, вероисповедания, а также с учетом множества других переменных.

Феномен аттитюда стал центральным понятием в социальной психологии и изучался в рамках различных научных направлений. В бихевиоризме установка рассматривается как имплицитная, опосредующая реакция – гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией.

В рамках когнитивной психологии изучается внутренняя когнитивная структура аттитюда. Так, согласно определению М. Рокича, социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или ситуации, предрасполагающая к определенной реакции. По мнению С. Аша, установка – это организация опыта и знаний, связанных с данным объектом; иерархически организованная структура, части которой функционируют в соответствии с их местом в общей структуре. Согласно когнитивизму роль установки состоит в опосредовании вновь поступающей информации. В сложившейся когнитивной структуре сознания (система знаний) аттитюды энергетически «заряжаются» и создают динамику развития личности.

В психоанализе 3. Фрейд выдвинул тезис о том, что установка не имеет собственного энергетического заряда, но может регулировать уже имеющуюся психоэнергетику. Установка выполняет особую роль, она способствует как возникновению напряженности отдельных мотивов, так и разрешению особых конфликтов между мотивами.

В символическом интеракционизме понятие установки рассматривается как механизм формирования «Я-концепции», которая складывается на основе интернализации установок других людей. Установка человека по отношению к самому себе является общей устойчивой системой координат, вокруг которой размещаются все остальные установки. Г. Келман (Н. Kelman, 1968) выявил наличие трех процессов, способствующих этой устойчивости: подчинение, идентификация, интернализация. Подчинение – это процесс, при котором установка сохраняется под влиянием внешнего контроля. Идентификация – это процесс, направленный на поддержание социальных связей. Интернализация придает устойчивость установке и объясняется тем, что сам объект установки имеет для индивида личное значение, независимо от внешнего контроля или одобрения со стороны общества (210, с. 105—107).

Говоря же о соотношении ценностей и аттитюдов, можно сказать, что ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом. Если ценности практически не меняются, меняется только их приоритетность по мере социального развития, то изменение аттитюдов было предметом почти всех исследований последних лет. В современном мире средства массовой информации и реклама почти не оставляют индивиду места для вынесения собственного суждения, потому что нам постоянно рассказывают, что думают другие люди по поводу большинства вопросов. Навязывание чужого мнения требует от нас внимания, разборчивости и ответственности при принятии решений.

7.2. Особенности формирования установок

Совершенно очевидно, что большую роль в формировании системы отношений имеет социальный опыт. Нам могут нравиться или не нравиться политики, актеры, модные диеты, лекарственные препараты, которые рекламируют по телевидению, или вид целующихся пар в общественных местах. Так или иначе, но большинство наших оценочных отношений мы приобретаем в течение всей жизни. Поэтому социальные установки можно считать приобретенными.

Вместе с тем в последние годы социальные психологи обратились и к изучению генетических факторов, которые могут воздействовать на содержание аттитюдов. Например, сравнивались аттитюды однояйцовых близнецов, которые воспитывались врозь. Похожесть их отношений, совпадение большинства аттитюдов свидетельствуют о том, что генетика оказывает воздействие на формирование системы социальных установок (34, с. 183).

Система отношений человека к другим людям, предметам и явлениям строится на чувствах, знаниях, привычном поведении и зависит от генетических факторов. Нам нравятся или не нравятся те или иные люди и предметы, но мы не всегда можем внятно объяснить, почему. Даже в том случае, когда на рациональном уровне мы считаем кандидатуру политического деятеля на высокий пост не вполне подходящей, она нам от этого не нравится меньше. Это привело американских психологов к мысли, что люди скорее голосуют сердцем, а не разумом. Их больше волнуют чувства, которые они испытывают к кандидату, а не знание о том, какую политику данный кандидат собирается проводить. По оценке ученых, примерно треть электората фактически ничего не знает о конкретных политиках, но тем не менее испытывает к ним сильные чувства! (12, с. 218). В России этот процент может быть еще выше, а эмоциональный выбор делается еще чаще, чем в США.

Самые сильные эмоции у людей вызывают темы, не рекомендуемые этикетом для обсуждения за столом, а именно политика, секс и религия. Именно в этих областях установки основаны на человеческих эмоциях. В таком случае аттитюды формируются под воздействием ценностей, моральных и религиозных убеждений, которые присутствуют в семье, обсуждаются в школах, произносятся с экрана телевизора.

Кроме того, эмоциональные реакции на вкус, цвет, запах и внешний вид также могут воздействовать на формирование отношений. Большинству людей приятен вид украшенного кремовыми розочками торта, несмотря на содержащееся в нем катастрофическое количество жира и сахара. Торт и запах ванили напоминает о дне рождения в детстве, об атмосфере праздника, о приятном ожидании подарков, прихода гостей. В психологии это явление называют классическим обусловливанием.

Классическое обусловливание – это эмоциональная реакция на нейтральный стимул, который длительно сопутствовал значимым для личности событиям, явлениям, предметам или людям, в результате чего приобрел их эмоциональные качества.

Такие эмоциональные значения имеют для нас запах елки, вид бутылки шампанского или крашеных яиц, звуки знакомой музыки. У политических деятелей в качестве классического обусловливания может использоваться удачно выбранный образ, характерные словечки и выражения, манера говорить и т. д. Важно заметить, что классическое обусловливание может действовать подсознательно, что часто используется в информационных и публицистических программах.

Приведем одно исследование, в котором изучалось подсознательное обусловливание. Студентам предлагались для просмотра фотографии незнакомого человека, который занимался повседневными делами: делал покупки в магазине или шел по улице. Во время просмотра буквально на мгновение появлялись другие фотографии, о которых было известно, что они обязательно вызовут либо позитивную, либо негативную реакцию. Причем их появление было настолько кратким, что участники эксперимента не успевали их замечать. Результаты показали, что люди не обратили внимания на использование дополнительных фотографий. Тем не менее эти фотографии (смеющиеся молодожены и вид открытой операции на сердце) повлияли на оценочное суждение и формирование отношения участников эксперимента к незнакомцу. Те, кому показывали «приятные» фотографии, выражали более благоприятные суждения о незнакомце. Те, кто видел «неприятные» фотографии, высказывали неблагоприятные суждения. Данные исследования показали, что на аттитюды могут оказывать влияние подсознательные факторы.

Инструментальное, или оперантное, обусловливание является другим видом реакции. Оно также начинает формироваться в детском возрасте. Каждый из нас хотя бы раз встречал эдакого «маленького мудреца», который рассуждает и говорит подобно взрослому. Такое поведение всегда вызывает умиление и восторг взрослых, одобрительные улыбки родителей. Ребенок, стремясь получить похвалу, выражает взрослые мысли, которые фактически представляют собой взгляды семьи на те или иные явления и предметы: например, что «Тойота» гораздо экономичнее «Форда», а парламентская республика лучше, чем президентская, поскольку ей меньше угрожает вырождение в диктатуру. На самом деле ребенок ничего этого не знает, он заимствует слова и установки взрослых, которые играют активную роль в формировании детских представлений и системы оценочных суждений.

Инструментальное обусловливание это процесс, в ходе которого люди по собственной воле совершают определенные поступки в зависимости от ожидаемого вознаграждения или наказания.

Инструментальные установки можно назвать заимствованными, поскольку они формируются под воздействием ситуаций родительского одобрения или неодобрения. Таким образом детям дают понять, что можно и нельзя. Это важный аспект воспитания, так как поступки, которые приводят к положительным результатам, хочется повторять снова и снова. Награждая детей улыбкой, похвалой или одобрительным восклицанием, мы играем активную роль в формировании детских социальных установок, системы отношений к различным объектам социального мира.

Еще одним механизмом формирования установок является подражание, которое связано с тем, что все мы учимся себя вести на примерах. Этот принцип работает и тогда, когда родители не ставят перед собой цели передать детям определенные взгляды. Наблюдая за действиями окружающих, мы перенимаем формы поведения, мысли и чувства, высказанные и выраженные по тому или иному поводу, даже в том случае, если они не были предназначены для детских ушей. Дети подражают родителям чаще, чем хотелось бы последним. Так, можно запрещать детям курить, но вид курящих родителей или других значимых взрослых может сформировать положительное отношение к курению.

Многие аттитюды формируются в процессе социального научения, сознательно или подсознательно. Но это не единственный путь. К механизмам формирования аттитюдов следует отнести и социальное сравнение – тенденцию сравнивать себя с другими людьми в целях определения правильности или неправильности своих мыслей, чувств и поступков. В зависимости от того, насколько наши взгляды на социальную реальность согласуются со взглядами других людей, мы делаем вывод о точности наших идей и установок. Причем механизм социального сравнения работает в зависимости от ситуации, в которой происходит оценка. Чаще всего наши отношения формируются на основе непосредственного опыта и влияют на наше поведение гораздо сильнее, чем установки, сложившиеся на основе информационных источников. Они легче вызываются в памяти, и это усиливает их влияние на поведение.

Таким образом, аттитюды могут формироваться через процедуры классического, инструментального и подсознательного обусловливания, а также путем подражания и социального сравнения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия

Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,

Глава 8.

Когнитивные неосознаваемые установки

Глава 8. Когнитивные неосознаваемые установки Понятие установкиВ предыдущих главах речь шла о разных формах неосознаваемой психической деятельности, непосредственно и тесно связанных с эмоциональной и мотивационной сферой. Были приведены экспериментальные данные о

37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки

37. Предубеждение и дискриминация как социальные установки Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки,

Глава 8 Социальные представления

Глава 8 Социальные представления Познание начинается с удивления. Аристотель Социальные представления – наиболее сложное ментальное образование человека, поскольку соотносится с большим количеством психических явлений: памятью, верованиями, убеждениями,

Глава 2 Установки по отношению к смерти

Глава 2 Установки по отношению к смерти Мы сможем взглянуть на проблему значений смерти в другом ракурсе, изучая установки по отношению к ней. Прежде всего, необходимо разграничить установки по отношению к смерти и мнение о ней. Установка, согласно определению Юнга (Jung) (66),

Глава 6. Телодвижения и психические установки

Глава 6. Телодвижения и психические установки В предыдущей главе мы постарались описать, каким образом ранние воспоминания и фантазии человека могут использоваться для прояснения скрытого стиля жизни. Однако работа с ранними воспоминаниями — это только один из целого

Глава 3. Социальные убеждения и суждения

Глава 3. Социальные убеждения и суждения Это случилось в Париже августовской ночью 1997 г. Анри Поль отъехал от заднего входа отеля «Риц», и вскоре его автомобиль уже мчался по набережной Сены. Когда машина, в которой находились принцесса Диана, её друг Доди Аль-Файед и их

Глава 4.

Поведение и установки

Глава 4. Поведение и установки Табачная промышленность индустриально развитых стран ежегодно убивает 3,5 миллиона самых стойких потребителей их продукции, т. е. примерно 10000 человек в день (ВОЗ, 1997). По данным Всемирной организации здравоохранения, если эта динамика

Глава 1. Какие бывают установки

Глава 1. Какие бывают установки Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее всю мою жизнь.Мне страстно захотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это1, наблюдая, как младшие школьники решают трудные

Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки?

Глава 7. Родители, учителя и тренеры: как формируются установки? Неужели на свете бывают родители, которые думают: «Что бы мне сегодня такое сделать, чтобы подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия, отвратить его от учебы и обесценить его достижения»?

Глава 10 Социальные системы

Глава 10 Социальные системы В этой главе мы рассмотрим системный подход в работе с людьми – иными словами, как создавать и регулировать социальные системы. Эта тема достаточно сложна. В данном случае мы будем говорить о ситуации, когда вы руководите людьми, причем вы

Глава 2 Меняем негативные установки на позитив

Глава 2 Меняем негативные установки на позитив Непонятно, зачем мужчины так упорно добиваются руки и сердца женщины, ведь впоследствии они это практически не используют. Вадим Зверев Очень серьезным барьером на пути к желанным целям являются различные внутренние

Глава 2 Создаем установки на богатство

Глава 2 Создаем установки на богатство Если бы люди наполняли свои действия осмысленностью, то счастье гонялось бы за ними. Виктор Франкл Теперь, когда вы перестали заказывать себе бедность и безработицу, пора сделать следующий шаг и перестать отрабатывать те программы

Глава VII. Социальные фобии 

Глава VII. Социальные фобии  1. Ад — это другие Вне всякого сомнения, самым распространенным из человеческих страхов является страх перед себе подобными. Этому не следует удивляться, так как именно окружающие больше всего влияют на наш характер и настроение, делая нас

Отношения — Принципы социальной психологии

Обзор модуля

Важная часть того, как мы думаем о себе и других, исходит из наших знаний о том, как мы видим мир. Этот взгляд, как мы видели из предыдущих модулей, формируется нашим самопознанием и тем, как мы думаем и воспринимаем, которые, как мы видели, часто наполнены ошибками и предубеждениями. В этом модуле мы обращаем внимание на наше отношение. Они являются последней частью понимания того, как мы думаем о себе и других. В этом модуле основное внимание будет уделено тому, что они из себя представляют, почему они важны, а также анализу предиктивной природы установок и, наконец, тому, как наше поведение может повлиять на наши установки.

 

Внешний вид модуля

  • 5.1. Что такое отношение?
  • 5.2. Почему отношения важны?
  • 5.3. Как наше поведение влияет на наше отношение?

 

Результаты обучения модуля

  • Опишите отношение.
  • Объясните, почему отношение важно.
  • Внедрить модели прогнозирования поведения.
  • Объясните, как наше поведение влияет на наше отношение.

 


5.1. Что такое отношение?

 

Раздел Цели обучения

  • Определение позиции
  • Изучить структуру и функцию отношения
  • Исследуйте происхождение отношений

 

Во-первых, отношение — это наша оценка самих себя, других людей, идей и объектов в нашем мире (Petty et al., 1997). Спросите себя, что вы думаете о Дженни в своем курсе социальной психологии, своем вопросе на форуме что на этой неделе, или щенки и мороженое? Ваши ответы на эти вопросы – это ваше отношение к ним. Вы можете ответить: «Дженни очень милая и всегда помогает своим одноклассникам» или «Я ненавижу вопрос на доске обсуждений, потому что он был очень скучным». Для большинства людей их отношение к щенкам и мороженому было бы положительным. В этом разделе мы увидим, что установки немного сложнее, чем предполагают эти примеры.

 

5.1.1. Структура и функция отношения         

Первый способ, которым мы можем исследовать отношения, — это «трехсторонняя» модель. Его часто называют азбукой отношений , и он состоит из трех основ или компонентов аффекта, поведения и познания . Первоначально исследователи считали, что установки каждого содержат все три основы, но теперь мы знаем, что некоторые установки не содержат всех трех, а некоторые даже несовместимы друг с другом (Rosenberg et al., 19).60; Миллер и Тессер, 1986b). Давайте подробнее рассмотрим, что это значит. Когда мы выражаем аффект , мы делимся своими чувствами или эмоциями по поводу человека, идеи или объекта. В приведенных выше примерах, когда мы любим или ненавидим, это явно наши чувства по отношению к объекту установки. Мы также можем видеть когнитивный компонент . Это включает в себя наши мысли об объекте отношения, они часто выглядят как мнения или факты, которых мы придерживаемся. Итак, когда мы думаем, что Дженни мила и всегда помогает своим одноклассникам, или вопрос на доске обсуждений скучен, это факты, которые мы видим об объекте отношения. Приведенные выше примеры не содержат поведенческого компонента. Это будут действия, которые являются результатом этих мыслей и/или чувств. Таким образом, мы могли бы добавить, что вы могли бы подружиться с Дженни, не прилагать столько усилий к своим ответам на форуме, покупать мороженое и гладить щенков.

 

Рисунок 5.1. Трехсторонняя модель отношений

Для дальнейшего рассмотрения

Найдите минутку и подумайте о своих взглядах. Запишите их на листе бумаги. Вы можете использовать их на протяжении всего модуля. Давайте начнем с первой пары, которую вы записали. Попробуйте разбить их на азбуки отношений. Начните с аффекта (что вы чувствуете по поводу своего отношения), познания (мыслей о своем отношении) и поведения (действий, которые вы предпринимаете в связи с этим отношением).

В приведенных выше примерах и тех, которые вы практиковали, вы предполагали, что поза содержит все три основы. Опять же, мы знаем, что некоторые установки состоят только из одной или двух основ, и мы также знаем, что они могут быть непоследовательными (Millar & Tesser, 1992). Пример может помочь нам понять — у вас могут быть только мысли и чувства о щенках. У вас нет связанных с ним действий. Эти мысли и чувства могут не совпадать. Вы можете любить щенков, но ваши мысли связаны с тем, насколько у вас аллергия на них и сколько шерсти они линяют, что усугубит вашу аллергию. Таким образом, это может стать проблемой для нас позже, когда мы попытаемся предсказать, как вы будете вести себя со щенками. Вы любите их, но не можете находиться рядом с ними, потому что от них вас тошнит. Вы все равно будете гладить щенка? Будет ли ваша аффективная база сильнее вашей когнитивной базы? Нам нужно знать, какой из них важнее, сильнее или мощнее, чтобы предсказать ваше поведение (Rosenberg et al., 19).60; Миллар и Тессер, 1986b).

Функциональные теоретики Кац (2008) и Смит, Брунер и Уайт (1956) обратились к проблеме незнания того, какая основа (аффективная, когнитивная или поведенческая) была наиболее важной, изучив, как отношение человека служит им психологически. Они придумали четыре различные функции, которые может выполнять установка. Одна из самых полезных вещей, которые может сделать для нас отношение, — это сделать нашу жизнь более эффективной. Нам не нужно оценивать и обрабатывать каждую вещь, с которой мы соприкасаемся, чтобы знать, хороша она (безопасна) или плоха (угрожает; Петти, 19 лет).95). Это называется функцией знания , , и она позволяет нам понять и осмыслить мир. Мое отношение к насекомым несколько негативное. Я, как правило, сильно реагирую на их укусы, и хотя большинство из них не кусают, моя непосредственная реакция — избегать их, если это вообще возможно. Таким образом, мое отношение избавляет меня от необходимости оценивать каждый тип насекомых, с которым я вступаю в контакт. Экономия времени и возможность думать о других вещах в жизни (Bargh, et al., 1992). Этот пример мог натолкнуть вас на мысль, что такое обобщение может привести к дискриминации, и вы были бы правы. Пытаясь быть более эффективным, я не останавливаюсь и не обрабатываю каждое насекомое, с которым соприкасаюсь, а некоторые насекомые являются хорошими (безопасными). Мы обсудим, как это помогает объяснить предрассудки и дискриминацию, в следующем модуле.

Остальные три функции служат конкретным психологическим потребностям, помимо предоставления нам знаний, которые позволяют нам понять наш мир. Наше отношение может выполнять функцию защиты эго , помогая нам скрывать то, что нам в себе не нравится, или помогать нам чувствовать себя лучше. Вы можете подумать, что чирлидеры глупы или поверхностны, чтобы защитить себя от плохого мнения о том, что вы не чирлидер. Здесь вы защищались от угрожающей правды — вы не чирлидер, которым хотите быть, и вы повышали самооценку, веря, что вы лучше их — вы умны и сложны. Мы можем классифицировать некоторые из наших установок как инструменты, которые ведут нас к большему вознаграждению или помогают нам избежать наказания. Таким образом, у женщин может сложиться мнение, что заниматься сексом со многими партнерами — это плохо. Это имеет как функцию знания, так и утилитарная функция , помогая женщинам избежать общественного наказания за то, что их называют шлюхой, а затем добиваясь награды в виде той девушки, которую кто-нибудь заберет домой и представит своим родителям. Последняя функция основывается на идее о том, что некоторые из наших установок помогают нам выражать себя другим людям, функция выражения ценности. Мы часто видим это в социальных сетях. Если бы вы изучили чью-то страницу в Facebook или Instagram, вы бы увидели, что их посты полны их взглядов на жизнь, и они намеренно публикуют определенные вещи, чтобы люди знали, кто они как люди. Вы можете публиковать много политических материалов, и люди могут видеть в вас политически активного человека, вы можете много публиковать об окружающей среде, и люди видят, что вы увлечены этой темой. Вот кто ты.

 

Для дальнейшего рассмотрения

Посмотрите на отношения, которые вы перечислили ранее. Можете ли вы определить, какую функцию они выполняют в вашей жизни? Большинство установок служат функции знания, но служат ли они также эго-защитной, утилитарной или ценностно-выразительной функциям? Выберите пример для каждого из них. У вас есть социальные сети? Что это говорит о том, кто вы? Как она отвечает ценностно-экспрессивной функции установок?

Понимание структуры и функции отношений может быть полезным для нас, но также важно знать, как они формируются или почему некоторые из них кажутся более сильными в управлении нашим поведением. Часто установки формируются из нашего собственного уникального жизненного опыта. Вот почему вы обнаружите, что отношение людей и сила этого отношения так сильно различаются. Будучи слушателями этого курса, вы часто будете сталкиваться с тем, что люди имеют твердое отношение к определенным темам. Вы можете быть удивлены, когда их отношение настолько отличается от вашего, и удивитесь, как это возможно. У всех нас есть уникальный опыт, который будет формировать наше отношение, мнения и представления о мире. Таким образом, когда кто-то выражает отношение, отличное от вашего, скорее всего, у него был жизненный опыт, сформировавший это отношение (Fazio & Zanna, 19).78). Также можно формировать отношение косвенно из чужого опыта. Например, дети вырабатывают многие из своих первоначальных установок, наблюдая за тем, как воспитатели и братья и сестры реагируют на их мир. Если ваши мама или папа боятся пауков или насекомых, у детей часто вырабатывается отношение неприязни и страха. Исследования показывают, что когда отношение формируется на основе непосредственного жизненного опыта, как в приведенном выше примере с укусом паука и плохой реакцией, а не косвенно, когда ваши родители боятся пауков, существует более сильное отношение и, как следствие, более сильное отношение. связь с чьим-либо поведением. Это означает, что мы сможем лучше предсказать ваше поведение по отношению к пауку с формированием прямого опыта, а не косвенного.

Как вы думаете, почему установки, сформированные на основе непосредственного опыта, обладают большей предсказательной силой в отношении поведения? Итак, вспомните, что вы узнали в модуле о себе. Возможно, вы помните наше обсуждение эффекта самореференции . Мы знаем, что все, что связано с нами, будет легче запомнить и быстрее прийти в голову. Таким образом, имеет смысл, что, если это произошло непосредственно с нами, это приходит на ум быстрее, чем отношение, которое исходит из вещей, о которых мы слышали или видели, как кто-то другой испытал. Если мы будем следовать этой линии мышления, то косвенное отношение, исходящее от людей, связанных с нами, по сравнению с незнакомцами, о которых мы читаем в Интернете, должно быть сильнее. Самые близкие нам ассоциации приведут к наиболее сильному формированию отношения. (Андерсон, 19 лет93).

 


5.2. Почему отношение важно?

Раздел Цели обучения

  • Узнайте, как отношение влияет на общественное мышление.
  • Изучить факторы, влияющие на предсказуемость установки соответствующего поведения.

 

5.2.1. Отношения влияют на социальную мысль

Мы исследуем ценностные установки, потому что считаем, что они сильно влияют на общественное мышление и могут предсказать, что кто-то сделает. Нам, людям, нравится, чтобы наши миры были предсказуемы. Мы хотим верить, что знание того, что кто-то думает и чувствует по поводу чего-либо, даст нам представление о том, как они обрабатывают полученную информацию, а также что они делают с ней. В предыдущих модулях мы видели, как то, как мы думаем, влияет на поведение, и мы знаем, как отношение влияет на то, как мы воспринимаем всю информацию, направляемую в нашу сторону.

В предыдущем модуле мы сосредоточились на том, как наши убеждения могут изменить наше поведение и поведение других людей. Например, в случае самоисполняющегося пророчества наше суждение о другом человеке может изменить наше поведение по отношению к нему, тем самым побудив его реагировать на наше поведение, действуя таким образом, который поддерживает наше первоначальное суждение и исполняет его пророчество. Наши установки часто используются для управления нашим поведением (Bargh, et al., 1992).

 

5.2.2. Отношение может быть Прогноз поведения

Начнем с примера. Как вы думаете, важно ли быть честным? Большинство людей говорят да. Они не хотят, чтобы их воспринимали как лжецов. Нам нужно, чтобы нам доверяли, чтобы иметь успешные взаимодействия и отношения. Ваше сильное отношение к честности должно позволить мне предсказать, что вы скажете правду. Буду ли я точен в своем прогнозе? Ответ — нет. Некоторые из вас, возможно, уже думают о ситуациях, когда наиболее социально приемлемой реакцией является ложь. Что делать, если вы на свадьбе, и невеста спрашивает вас, какой вкус у торта? Ужасный вкус. Ты скажешь ей правду? Нормы (неписаные правила или ожидания) в этой ситуации заключаются в том, чтобы у невесты был отличный день, поэтому большинство из нас солгало бы, чтобы защитить ее чувства. Это иллюстрирует отличный пример отношения, не предсказывающего чье-то поведение. Давайте посмотрим, когда и как чье-то отношение может быть более или менее предсказательным в отношении их поведения.

5.2.2.1. Аспекты ситуации – Ситуационные ограничения. Давайте сначала посмотрим на ситуацию. Как и в нашем примере с честностью, кажется, что есть моменты, когда наше отношение не может быть выражено в нашем поведении. Когда существуют ситуационные ограничения, исходящие из социальных норм , или неписаных правил, определяющих наше поведение, мы обнаруживаем, что люди могут вести себя не в соответствии со своим истинным отношением. Возможно, у вас сложилось мнение, что удобство в одежде важнее, чем то, как вы выглядите. Есть много ситуаций, которые могут помешать вам выразить это отношение. Часто нам приходится носить определенные виды одежды на работу, в церковь или на другие мероприятия.

5.2.2.2. Аспекты ситуации – Нехватка времени. Нехватка времени — еще один аспект ситуации, влияющий на то, насколько предсказательным будет отношение. В этом случае это укрепит связь отношение-поведение. Мы знаем, что в условиях нехватки времени, когда мы спешим, мы используем установки как способ сэкономить наши когнитивные ресурсы. Нам не нужно обрабатывать ситуацию, которая требует времени. Мы можем просто использовать кратчайший путь нашего отношения. Таким образом, установки действуют подобно эвристикам, о которых вы узнали в предыдущем модуле. Они позволяют нам действовать, не задумываясь. Вот почему в этой ситуации наше отношение будет различаться и, вероятно, приведет к поведению, которое соответствует нашему отношению.

5.2.2.3. Аспекты отношения – сила отношения. На связь отношение-поведение влияет не только ситуация. Есть также аспекты самого отношения, которые могут укрепить связь. Чем сильнее отношение, тем больше вероятность того, что мы сможем предсказать чье-то поведение по его отношению. Сильная позиция — это та, которая способна влиять на наши мысли и поведение, устойчива к изменениям и стабильна с течением времени. Исследования сильных установок часто обнаруживают немало связанных с силой атрибутов установок. Мы сосредоточимся на некоторых из них: важности отношения, знаниях, доступности и интенсивности (Петти и Кросник, 19 лет).95).

Мы уже узнали, что установка будет сильнее, если она исходит из нашего непосредственного опыта, и если мы приблизимся к этим атрибутам установки, связанным с силой, мы сможем увидеть, как они способствуют силе установки. Сильные установки важны для нас или психологически значимы, и чем важнее установка, тем сильнее она будет (Petty & Krosnick, 1995). Таким образом, вы можете задать себе такие вопросы, как: «Насколько меня лично затрагивает этот объект отношения? Насколько меня это волнует?». Можете ли вы придумать что-то, что много значит для вас? Меня очень волнуют проблемы, которые затрагивают женщин. Я вырос в семье, в которой царили гендерные стереотипы, и этот непосредственный опыт повлиял на меня и сделал его важным для меня. Теперь я твердо уверен в равенстве полов.

По мере того, как мы узнаем больше о своем отношении, оно становится сильнее. Знание такого отношения является вторым фактором. Это вся информация, которой мы располагаем об объекте установки (Petty & Krosnick, 1995). Чтобы продолжить пример, я провожу много времени за чтением книг о феминизме, изучаю гендерное равенство, преподаю гендерные вопросы и получаю больше знаний о равенстве.

Если вы помните из Модуля 3, эффект самореференции указывает на то, что что-то, связанное с нами, будет запоминаться легче и быстрее. Это важно для третьего фактора, который увеличивает силу, доступность. Мы знаем, что установка сильна, когда она приходит нам в голову чаще и быстрее (Petty & Krosnick, 1995). Мы измеряем это, измеряя, сколько времени вам требуется, чтобы обдумать установку по отношению к объекту установки.

Большинство людей сильно реагируют на следующую картинку:

Эта сильная реакция является хорошим примером интенсивности отношения или силы эмоциональной реакции, вызванной объектом отношения. В этом случае личинки склонны вызывать сильную реакцию отвращения. Сильные установки не просто лучше предсказывают поведение. Они также менее склонны меняться с течением времени. Это будет важно для нас в следующем модуле по убеждению.

5.2.2.4. Аспекты отношения – Специфика отношения. Еще один способ увеличить шансы на то, что установка приведет к последовательному поведению, состоит в том, чтобы убедиться, что установка носит более конкретный, чем общий характер. Например, если я хочу предсказать, будете ли вы посещать церковь каждое воскресенье (в более конкретном плане), я не могу спросить вас, как вы относитесь к религии (в более общем плане). Мне нужно спросить ваше отношение к посещению церкви каждое воскресенье. Вы заметите, что они находятся на одном уровне специфичности или более специфичны, чем общие. Как правило, чем конкретнее отношение, тем лучше оно предсказывает конкретное поведение.

Для дальнейшего рассмотрения

Если вы хотите знать, планируют ли люди голосовать за конкретного кандидата на текущих выборах, какое отношение вам нужно знать о них, чтобы предсказать, за кого они проголосуют?

5.2.2.5. Модели прогнозирования поведения. Важное различие между общими установками и поведенческими установками заключается в том, что поведенческие установки позволяют нам лучше предсказывать поведение. Фишбейн и Айзен (1975) представили модель, которая позволила бы нам на основе чьей-либо оценки поведения (отношений) и мыслей о том, будут ли другие важные люди вести себя подобным образом (субъективные нормы), предсказать их намерение совершить поведение, и тогда это намерение будет реализовано. предсказать, действительно ли они в конечном итоге совершают такое поведение. Например, в одном исследовании изучалось, будут ли люди изменять своим близким (Drake & McCabe, 2000). Во-первых, нам нужно знать их оценку, положительную или отрицательную, по отношению к измене своей второй половинке. Затем нам нужно знать, будут ли важные люди в их жизни изменять своим близким. Обе части информации определяют их намерение обмануть вторую половинку. Если они намереваются обмануть, мы ожидаем увидеть, когда мы посмотрим на их поведение, что они изменят своей второй половинке. это теория разумного действия . Позже Айзен отделился от Фишбейна, полагая, что еще один важный компонент был частью модели и отсутствовал в исходной теории. Эта модель стала теорией запланированного поведения и добавила воспринимаемый поведенческий контроль (Айзен, 2012). Этот компонент очень похож на самоэффективность, обсуждавшуюся в предыдущем модуле, и связан с вашей уверенностью в том, что вы в состоянии участвовать в поведении. Итак, если вы посмотрите на наш пример с мошенничеством, Айзен считал, что вы можете выполнить все вышеперечисленные условия, намереваясь обмануть, но все же не обмануть. Он сказал, что если вы не верите, что можете обманывать, потому что у вас нет возможности (место, чтобы обмануть, с кем обманывать, не думайте, что вам это сойдет с рук), то вы не будете обманывать. Это пример воспринимаемого поведенческого контроля.

 

Рисунок 5.2 Теория запланированного поведения


5.3. Как наше поведение влияет на наше отношение?

 

Раздел Цели обучения

  • Дайте определение теории самовосприятия.
  • Дайте определение когнитивному диссонансу.

 

5.3.1. Наше поведение может заставить нас осознать наши установки

Одним из способов, которым наше поведение влияет на наше отношение, является то, что оно помогает нам понять, что мы чувствуем. Часто в течение дня у нас будут моменты неуверенности или двусмысленности в отношении нашей оценки объекта, человека или проблемы. Мы будем смотреть на наши действия, чтобы определить, что мы чувствуем, называемое 9. 0003 теория самовосприятия . Все это происходит вне нашего сознания. Только обсуждая это в курсе психологии, вы можете интроспективно изучить этот процесс и понять, что неуверенность в своих чувствах или отношении к любимой музыке можно устранить, взглянув на свою фонотеку и осознав, что и рэп, и альтернатива одинаково хороши. Ваш любимый. Однако чаще всего мы не занимаемся самоанализом активно, и этот процесс происходит вне нашего сознания посредством автоматической обработки выражений лица, положения тела и поведения (Laird & Bresler, 19).92).

Одно из моих любимых исследований в области психологии благодаря гениальной методологии помогает проиллюстрировать эту идею. Исследователи попросили одну группу участников поместить ручку в губы, что помешало бы улыбке, а другую группу участников попросили положить ручку в зубы, что облегчило бы улыбку. Затем обе группы посмотрели забавный фрагмент мультфильма. Исследователи предсказали и обнаружили, что участники с состоянием зубов оценили мультфильм как более смешной, чем участники, которые поместили ручку в губы. Идея, стоящая за этим, заключается в том, что ручка в ваших зубах заставляет мышцы вокруг рта двигаться в улыбке, и мы должны интерпретировать наши чувства как положительные, основываясь на этом выражении лица (Strack, et al, 19).88). В последние годы исследователи провели вариации этого эксперимента с резинками и другими интересными методиками и получили аналогичные результаты (Mori & Mori, 2009).

 

5.3.2 Наше поведение может противоречить нашим установкам

Иногда, продвигаясь по жизни, мы понимаем, что некоторые виды поведения, которыми мы занимаемся, не согласуются с одним из наших взглядов, или у нас будут два отношения, которые, как мы понимаем, кажутся противоречащими друг другу. Это несоответствие или конфликт приводит к неприятному ощущению, от которого мы хотим немедленно избавиться или уменьшить его, называемому 9.0003 когнитивный диссонанс . Это еще один пример того, как поведение влияет на наше отношение и, в данном случае, может изменить его. Примером этого может быть случай, когда вы выбрасываете банку или газету в мусор и считаете, что переработка важна для спасения планеты. Вы, вероятно, сразу же почувствуете себя лицемером, особенно если кто-то другой укажет на это. Нам важно избавиться от этого чувства как можно быстрее.

Мы сделаем это одним из трех способов и выберем тот, который требует наименьших усилий. мы можем изменить наше отношение или поведение . Я могу вытащить ведро из мусорки. Это, пожалуй, тот вариант, который требует наименьших усилий. Следующий вариант уменьшения диссонанса — искать новую информацию, которая поддерживает наше отношение или поведение. Популярным примером здесь является то, что курильщики, которые чувствуют диссонанс из-за своего поведения и исследований о вреде курения, будут искать информацию о том, что это исследование неубедительно или минимально. В нашем примере мы могли бы вспомнить недавнюю статью, которую мы прочитали, описывающую переработку одного человека и показывающую, что это не меняет общей картины изменения климата. Оставляем банку и уменьшаем наш диссонанс. Последний вариант называется упрощение . Здесь мы делаем отношение менее важным. Мы можем решить, что переработка не так важна для нас и что она не меняет мир. Тем не менее, что-то вроде сокращения нашего потребления пластика является важной установкой для замены диссонирующей (Petty, 1995).

Можете ли вы вспомнить, когда в последний раз вы испытывали это неприятное чувство из-за противоречивых отношений или отношения и поведения? Этот процесс часто происходит вне нашего сознания. Опять же, только в курсе психологии и в процессе самоанализа мы рассматриваем ситуации с этими несоответствиями, а затем пытаемся вспомнить, как мы их уменьшили. Популярная демонстрация в классе, призванная помочь учащимся испытать когнитивный диссонанс, состоит в том, что учащиеся рассказывают, как они относятся к таким вещам, как помощь бездомным, употребление в пищу определенного количества фруктов и овощей, голосование на выборах и регулярные физические упражнения. Как вы понимаете, большинство людей благосклонно относятся к такому поведению. Затем их спрашивают, занимались ли они этой деятельностью в последнее время или в прошлом году. Большинство отвечают отрицательно и испытывают когнитивный диссонанс. Вы можете представить себя в этой ситуации? Какую технику сокращения вы бы использовали? Я предполагаю, что для большинства студентов самым простым является упрощение, и они могут сказать: «Это просто глупое занятие, которое делает учитель». информацию о том, что вы все еще можете быть здоровым, хорошим человеком или вести активную общественную жизнь, не выполняя эти четыре типа поведения.


Описание модуля

В этом модуле рассматривались установки, что они собой представляют, их структура и функции, откуда они берутся, их важность в их прогностической природе и то, как наше поведение может на них влиять. Наши оценки окружающего мира играют важную роль в формировании нашего мира и в том, чтобы вести нас через него. Неудивительно, что отношения — одна из самых популярных тем в социальной психологии. Мы закончили этот модуль обсуждением когнитивного диссонанса и обнаружили, что он может привести к изменению отношения. Переходя к следующей части текста о влиянии, мы начнем с модуля убеждения. Этот модуль будет основываться на наших знаниях об отношении и продемонстрирует, как убедительная коммуникация также может привести к изменению отношения.

 


2-е издание

Компоненты отношения: модель ABC

Отношение – это «относительно устойчивая организация убеждений, чувств и поведенческих тенденций по отношению к социально значимым объектам, группам, событиям или символам» (Hogg & Vaughan 2005, стр. 150)

«…психологическая склонность, которая выражается в оценке определенного объекта с некоторой степенью благосклонности или неблагосклонности». (Eagly & Chaiken, 1993, стр. 1)

Содержание

Модель отношения ABC

Модель отношения ABC, также известная как трехкомпонентная модель, представляет собой структуру в психологии, которая описывает 3 компонента отношения (Eagly & Chaiken 1998):

  • Аффективный компонент : это включает в себя чувства/эмоции человека по отношению к объекту отношения. Например: «Я боюсь пауков».
  • Поведенческий (или волевой) компонент: то, как наше отношение повлияло на то, как мы действуем или ведем себя. Например: «Я буду избегать пауков и кричать, если увижу их».
  • Когнитивный компонент включает убеждение/знание человека об объекте отношения. Например: «Я считаю, что пауки опасны».

Эти три компонента в совокупности формируют отношение человека к объекту, человеку, проблеме или ситуации.

Аффективный компонент

Аффективный компонент отношения относится к эмоциональным реакциям или чувствам, которые человек испытывает по отношению к объекту, человеку, проблеме или ситуации.

Этот компонент включает в себя чувства или эмоциональные реакции, такие как симпатия, неприязнь, любовь, ненависть, страх и т. д. По сути, это эмоциональный аспект отношения, который может влиять на поведение человека.

Например, если кто-то позитивно относится к занятиям спортом, это аффективная реакция, которая может повысить вероятность того, что он будет заниматься физической активностью.

Предположим, кто-то боится пауков (аффективный компонент). В этом случае они могут избегать мест, где, по их мнению, могут присутствовать пауки (поведенческий компонент), поскольку они убеждены, что все пауки вредны (когнитивный компонент).

Поведенческий компонент

Поведенческий компонент отношения относится к тому, как человек ведет себя или действует по отношению к объекту, человеку, проблеме или ситуации, исходя из своего отношения.

Он включает склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту установки.

Например, предположим, что человек положительно относится к здоровому питанию (аффективный и когнитивный компоненты). В этом случае поведенческий компонент их отношения может проявляться в том, что они часто предпочитают есть фрукты и овощи, избегают фаст-фуда и готовят еду дома.

Когнитивный компонент

Когнитивный компонент отношения относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые человек связывает с объектом, человеком, проблемой или ситуацией. Он включает в себя психические процессы понимания и интерпретации информации.

Например, предположим, что человек считает, что переработка приносит пользу окружающей среде и эффективно сохраняет природные ресурсы. В этом случае это представляет собой когнитивный компонент их позитивного отношения к вторичной переработке.

Этот когнитивный компонент может влиять на их отношение к переработке (аффективный компонент) и на вероятность повторного поведения (поведенческий компонент).

Функция знания тесно связана с когнитивным компонентом установок, поскольку она напрямую влияет на то, как мы интерпретируем и придаем смысл нашим убеждениям и восприятиям.

Сила отношения

Сила, с которой удерживается отношение, часто является хорошим показателем поведения. Чем сильнее отношение, тем больше вероятность того, что оно должно влиять на поведение. Сила установки включает в себя:

Важность / личная значимость относится к тому, насколько значима установка для человека, и связана с личным интересом, социальной идентификацией и ценностью.

Если установка связана с высоким личным интересом для человека (т. е. ее придерживается группа, членом которой человек является или хотел бы быть, и она связана с ценностями человека), быть чрезвычайно важным.

Как следствие, отношение будет иметь очень сильное влияние на поведение человека. Напротив, отношение не будет иметь значения для человека, если оно никак не связано с его жизнью.

Аспект знаний силы отношения охватывает то, как много человек знает об объекте отношения. Люди, как правило, лучше осведомлены о темах, которые их интересуют, и, как следствие, склонны придерживаться твердого отношения (положительного или отрицательного).

Установки, основанные на непосредственном опыте, более прочно удерживаются и влияют на поведение в большей степени, чем установки, сформированные косвенно (например, через слухи, чтение или просмотр телевизора).

Принцип последовательности

Одним из основных предположений о связи между установками и поведением является последовательность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts