Автономия личности
12.07.2012
Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние.
Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).
Подлинная автономия личности — это личность, которая, по Э. Берну осуществляет «проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности, искренности.»
Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем, воспринимать происходящее без искажений.
Спонтанность — это свобода выбора из возможного репертуара поведения. Спонтанная личность не привязана слепо к роли, нормативу или привычке, ее поведение гибко и адекватно ситуации. Она способна принимать независимые решения относительно своих действий и нести ответственность за принятое решение. Кроме того, спонтанная личность способна к обучению и адаптации: она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.
Искренность (конгруэнтность, аутентичность) -это проявление естественности, умения быть самим собой. Быть искренним — это значит не стесняться своего внутреннего мира, своих чувств, желаний, быть открытым. Искренний человек не станет прикрываться маской; то что он говорит, как он это говорит, что при этом чувствует, находится в согласии, в гармонии.
Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Классификация индивидуальных жизненных кризисов Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб… |
Гипертимный тип Выбойщик И.В., Акцентуации характера |
Теория личности Роджерса Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Общение и формирование личности Бодалев А.А., Личность и общение |
Соотношение межличностных и внутриличностных конфликтов при неврозах … |
Личность и социальные роли Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Понятие о личности и ее структуре Максименко С.Д., Общая психология |
Диссоциальное расстройство личности Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия |
Автономия личности в психологии — Блог Викиум
Илья Павлов
Автор Викиум
Автономия личности — это умение владеть собой, определять собственную судьбу и принимать ответственность за свои действия. Некоторые люди ошибочно считают себя автономными, при этом они напрямую зависят от общественного мнения и каких-либо родительских предписаний. В данной статье вы узнаете, чем характеризуется саморегулируемость и независимость в психологии.
Содержание:
- 1 Что такое автономность?
- 2 Независимость в психологии
- 3 Работа мышц
- 4 Развитие ребенка
Что такое автономность?
Понятие автономности характеризуется спонтанностью, искренностью и осознанностью. Автономные личности не боятся самостоятельно решать проблемы, а также они имеют тесный контакт со своими телесными ощущениями. Примером осознанности может стать присутствие на музыкальном концерте, когда в момент выступления человек мысленно перебирает массу информации. Об осознанности стоит говорить в том случае, если у человека получается отключить мысли и просто наслаждаться музыкой.
Еще одним компонентом автономности является спонтанность. Спонтанность подразумевает умение выбирать что-то определенное из большого диапазона чувств и мыслей. Так, например, человек может постоянно переходить из одного эго-состояния в другое, реагируя на что-то как родитель, а затем вновь входить в своего ребенка. Такие люди являются свободными в своем выборе и вправе сами управлять своей реакцией на определенную ситуацию.
Искренность подразумевает умение быть самим собой, независимо от социального положения и мнения общества. Искренние личности никогда не стесняются собственных чувств и желаний, а также всегда открыты миру. Такие люди никогда не будут прикрываться маской и будут говорить то, что думают.
Независимость в психологии
Каждый человек чем-то похож на других, независимо от половой принадлежности, культуры и национальности. Однако кому-то удается быть независимым, а другие становятся созависимыми.
Почему так происходит? На этот вопрос удалось однажды ответить Лизбет Марчер, которая в ходе исследований нашла тесную связь между мышцами и психологическим содержанием. Она заметила, что при воздействии на определенные мышцы пациента в процессе психотерапии, человек начинал рассказывать о проблемах, которые были психологически связаны с этими мышцами.
Было выявлено, что каждая мышца соответствует разным этапам развития детей и функциям Эго. Таким образом, если в развитии мышц происходят какие-то сбои, то это существенно влияет и на поведение человека. В ходе данных исследований была создана биодинамическая модель структур характера, согласно которой развитие ребенка происходит задолго до его рождения. Когда человек начинает взрослеть, он уже может самостоятельно выбирать модель взаимодействия с внешним миром, что приводит к определенному реагированию мышц на различные жизненные ситуации.
Работа мышц
Во время приспособления к внешним воздействиям, некоторые мышцы могут напрягаться, другие же, наоборот, расслабляются. Лучше всего когда между такими состояниями поддерживается баланс. При этом отмечается, что на формирование характера существенно влияет то, как родители взаимодействуют с ребенком.
Чтобы чадо могло быть «собой истинным» воспитание и социальное окружение должны быть адекватными. Так ребенок сможет развивать свои навыки, демонстрировать какое-то стремление и быть здоровым. Когда в процессе взросления происходят проблемы с освоением, тогда человек «застревает» на этих переживаниях. Таким образом, даже взрослея, человек не будет выражать свои действия и чувства. Подобное приводит к нарушению развития личности и проблемам в отношениях.
Созависимость возникает, если ребенку не удалось пройти стадии развития психологической автономии. Если же данный путь пройден, можно говорить о независимости личности.
Развитие ребенка
При рождении ребенок полностью зависит от матери, и у них устанавливается тесная эмоциональная связь. Этап психологической автономии можно наблюдать в период от 8 месяцев до 2,5 лет. На данном этапе важно, чтобы ребенок мог следовать собственным импульсам, ощущая мамину поддержку. Однако часто дети с «ранней позицией» могут отказываться от самостоятельности из-за мамы. В дальнейшем это приводит к неумению и нежеланию что-то делать. Подрастая, такие дети ждут, когда их кто-то поведет за собой. Они чувствуют свои желания, но постоянно поддаются манипуляциям и контролю, что приводит к созависимости.
Чтобы быть независимым, необходимо тренировать осознанность. В этом поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Автономия (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Термин «автономия» буквально означает «самоуправление» и, таким образом, подразумевает саморегуляцию (авто). Его противоположность, гетерономия, относится к регулированию «инаковостью» (гетероном) и, следовательно, силами, «отличными от» или чуждыми «я». Короче говоря, автономия касается степени, в которой действия человека определяются им самим, а не принуждением или принуждением.
В области психологии концепция автономии является центральной и противоречивой. Автономия занимает центральное место в этом развитии (ребенка), личности, и клинические психологи долгое время считали автономию признаком взросления и здорового или оптимального функционирования. Это спорно в том смысле, что понятие автономии часто путают с такими понятиями, как независимость, обособленность и свобода воли, вызывая споры о его актуальности и важности в разные периоды развития, пола и индивидуалистических и коллективистских культур.
Проблема автономии первоначально была импортирована в социальную психологию благодаря работам Фрица Хайдера и Ричарда де Шармса. Хайдер утверждал, что именно «наивная психология» людей (их интуитивное понимание) определяет, как они интерпретируют события и, следовательно, как и почему они действуют именно так, а не иначе. Среди наиболее важных аспектов его наивной психологии было проведенное Хайдером различие между личной причинностью, в которой поведение предполагается их авторами, и безличной причинностью, в которой действия или события вызываются силами, не находящимися под личным контролем. Хайдер рассудил, что люди обычно возлагают на людей ответственность только за поведение, которое они лично вызвали или намеревались. Впоследствии де Шармс развил мысль Хайдера, выделив два типа личной причинности. Некоторые преднамеренные действия — это те, которые человек хочет совершить и для которых он или она чувствует инициативу и волю. Эти действия, по словам де Шармса, имеют внутренний воспринимаемый локус причинности. Другие преднамеренные действия приписываются силам вне «я», и они имеют внешний] воспринимаемый локус причинности.
Теория самоопределения — это современная точка зрения, основанная на традициях Хайдера и де Шармса и основанная на всеобъемлющей теории автономии в отношении мотивации. Теория самоопределения конкретно определяет автономию как самоопределение своего поведения; автономное действие — это поведение, за которым стоит актор, и, если оно будет рефлексивным, оно будет одобрено и оценено. То есть автономия представляет собой чувство воли или чувство совершения чего-либо по собственному решению или инициативе. Противоположностью автономному действию является контролируемая мотивация, при которой поведение переживается, вызывается или вызывается силами, чуждыми или внешними по отношению к человеку. Контролируемые действия — это действия, которые человек совершает без чувства воли или готовности.
Любое поведение можно рассматривать как лежащее в континууме от меньшей до большей автономии. Наименее автономным является поведение, мотивированное внешними поощрениями и наказаниями. Действия, регулируемые извне, зависят от постоянного присутствия внешнего давления или подкрепления и, таким образом, в большинстве случаев плохо поддерживаются. Учащийся, который делает домашнее задание только потому, что родители вознаграждают его за это, регулируется извне, но не очень автономен. Когда вознаграждение прекращается, усилия по выполнению домашнего задания также могут исчезнуть. Несколько менее контролируемы интроецированные правила, в которых поведение человека регулируется избеганием стыда и вины и, с положительной стороны, желанием самоодобрения и одобрения других. Когда подросток воздерживается от измены, потому что он или она будет чувствовать себя виноватым, это будет интроекция, потому что подросток контролирует себя с чувством вины. Еще более автономны интегральные нормы, в которых человек сознательно оценивает свои действия и находит их соответствующими другим своим ценностям и мотивам. Человек, который действует исходя из глубоко укоренившихся моральных убеждений, будет действовать в соответствии с интегрированным правилом и будет чувствовать себя очень автономным. Наконец, некоторые виды поведения внутренне мотивированы, что означает, что они по своей сути забавны или доставляют удовольствие. Человек, который играет в теннис после школы просто для развлечения, мотивирован внутренне и чувствует себя при этом независимым.
Некоторые теоретики социальной психологии и психологии личности предположили, что автономия является основной психологической потребностью. Это потому, что в целом, когда люди ведут себя автономно, они чувствуют себя лучше и работают лучше. Отсутствие самостоятельности заставляет людей терять интерес к своей работе и даже может вызвать у них заболевание. Соответственно, факторы, поддерживающие автономию, могут повысить не только качество мотивации, но и общую адаптацию человека.
Многие исследования показывают, как социальные события могут влиять на воспринимаемую автономию и, в свою очередь, на постоянную мотивацию людей. Когда родители, учителя или начальство используют поощрения, чтобы контролировать поведение, давить на людей с помощью оценок, лишать их выбора или пристально следить за ними, люди обычно чувствуют себя контролируемыми. И наоборот, когда власти предоставляют другим больше выбора, позволяют им выражать свое мнение и вносить свой вклад, а также обеспечивают позитивную и некритическую обратную связь, они способствуют большей самостоятельности и повышают мотивацию и настойчивость.
Тема того, как внешнее вознаграждение может повлиять на автономию людей, была очень широко изучена и очень противоречива, потому что это очень важный вопрос в таких условиях, как работа, учеба и семейная жизнь. Исследования показывают, что когда вознаграждения распределяются таким образом, чтобы контролировать поведение или результаты деятельности получателей, они обычно подрывают чувство автономии и, таким образом, уменьшают как интерес, так и внутреннюю мотивацию. Таким образом, ребенок, который учится играть на новом музыкальном инструменте, может потерять интерес после того, как кто-то вознаградит его за игру. Теперь ребенок захочет играть только в том случае, если его снова вознаграждают, а это означает, что у него меньше внутренней мотивации. Однако поощрения также могут использоваться неконтролирующим образом, например, когда они вручаются неожиданно или в качестве признания компетентности; при таком способе вознаграждения обычно не подрывают мою автономию.
Как отмечалось ранее, понятие автономии часто путают с понятием независимости. Один простой способ различить эти идеи — думать о независимости как о том, что не нужно полагаться на других в поисках ресурсов или поддержки, тогда как автономия касается того, насколько человек волевой или самоопределяемый. Таким образом, люди могут быть автономными или добровольно зависимыми, например, когда они выбирают помощь кого-то другого. Людей также можно заставить полагаться на кого-то еще, и в этом случае у них не будет автономии. Точно так же человек может быть гетерономно независимым, когда его заставляют «действовать в одиночку», или автономно независимым, когда он хочет что-то сделать сам, без помощи.
Отличие автономии от независимости особенно важно для исследований развития и кросс-культурных исследований. Например, исследования показали, что подростки, которые автономно полагаются на родителей, как правило, лучше адаптируются, чем те, кто более отстранен или независим от родителей. Также ясно, что культуры сильно различаются по ценностям независимости: индивидуалистические культуры больше ценят людей, действующих независимо, а коллективистские культуры больше ориентированы на взаимозависимость. Однако исследования показывают, что независимо от того, занимается ли человек индивидуалистическими или коллективистскими практиками, все равно имеет значение, чувствует ли он себя автономным или нет. Похоже, что люди во всех культурах чувствуют себя лучше, когда действуют по своему выбору, даже если то, что они обычно делают, может отличаться. Вот почему люди во всем мире часто борются за свободу и право заниматься тем, что они действительно ценят.
Точно так же автономия не связана с обособленностью. Обособленность относится к отсутствию связи с близкими людьми. Люди могут быть очень автономно связаны с другими, например, когда они кого-то любят и хотят быть рядом с этим человеком. Действительно, люди часто очень самостоятельны в попытках установить связь с людьми, которых они любят, и позаботиться о них.
Еще одно важное различие между автономией и свободой воли. Свобода воли, согласно большинству интерпретаций, включает некоторое представление о неопределенном действии или действии, вызванном душой или личностью, полностью независимыми от окружающей среды. Автономия, напротив, не имеет этих последствий. Большинство социологов считают, что любое поведение имеет стимул или причину либо внутри организма, либо в окружающей его среде. Но даже если все действия обусловлены в этом смысле, они все же могут значительно различаться по степени волевой или автономной.
Практическое применение исследований автономии можно найти повсюду. Поскольку люди, которые действуют автономно, более настойчивы, лучше работают и более приспособлены, становится важным определить в реальном мире факторы, которые способствуют автономии. Таким образом, было проведено множество исследований о том, как поддерживать автономию в таких областях, как образование, спорт, работа, здравоохранение и психотерапия. Было показано, что во всех областях как структура стимулов, так и стили надзора влияют на автономию и положительные результаты, связанные с ней.
Автономию также можно развивать изнутри. Поскольку автономия связана с регулированием поведения через себя, она усиливается способностью человека отражать и оценивать свои собственные действия. Можно научиться заниматься свободным, расслабленным или заинтересованным размышлением, что поможет избежать импульсивных действий или внешнего или внутреннего принуждения. В рамках теории самоопределения такая рефлексивная обработка характеризуется концепциями осознания и внимательности. Большая внимательность может помочь людям лучше понять, почему они действуют именно так, а не иначе, и может предоставить информацию, которая поможет им впоследствии действовать с большим чувством выбора и свободы.
Ссылки:
- Браун, К.В., и Райан, Р.М. (2003). Преимущества присутствия: внимательность и ее роль в психологическом благополучии. Журнал личности и социальной психологии, 84, 822-848.
- Чирков В., Райан Р. М., Ким Ю. и Каплан У. (2003). Отличие автономии от индивидуализма и независимости: взгляд теории самоопределения на интернализацию культурных ориентаций и благополучия. Журнал личности и социальной психологии, 84, 97-110.
- деШармс, Р. (1968). Личная причинность. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк: Пленум.
- Райан Р. М. и Деси Э. Л. (2000) Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию. Американский психолог, 55, 68-78.
- Тейлор, Дж. С. (2005). Личная автономия. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
Автономия | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур
Чтобы узнать о других значениях, см. Автономия (значения).
Автономия (греч. Auto-Nomos — nomos означает «закон»: тот, кто дает себе свой собственный закон) означает свободу от внешней власти. Автономия — это концепция, встречающаяся в моральной, политической и биоэтической философии. В этих контекстах это относится к способности рационального человека принимать осознанное решение без принуждения. В моральной и политической философии автономия часто используется как основа для определения моральной ответственности за свои действия. Одна из самых известных философских теорий автономии была разработана Кантом. В медицине уважение автономии пациентов считается обязательным для врачей и других медицинских работников. Политически это также используется для обозначения самоуправления людей.
Содержание
- 1 Философия
- 2 Медицина
- 3 Политика
- 4 Религия
- 4.1 Ограничения автономности
- 5 Различные применения
- 6 См. также
Философия
Слово «автономия» имеет несколько значений в философском контексте. В этической философии автономия относится к способности человека к самоопределению в контексте морального выбора. Кант утверждал, что автономия демонстрируется человеком, который выбирает курс действий из уважения к моральному требованию. То есть автономный человек действует нравственно исключительно ради «добра», независимо от других стимулов. В «Основах метафизики морали» Кант применил эту концепцию для создания определения личности. Он предположил, что такое соблюдение нравственного закона создает сущность человеческого достоинства. В метафизической философии концепция автономии упоминается в дискуссиях о свободе воли, фатализме, детерминизме и свободе воли. Автономия — основная концепция философии Корнелиуса Касториадиса.
Медицина
В медицинском контексте уважение автономии пациента считается фундаментальным этическим принципом. Это убеждение является центральной предпосылкой концепции информированного согласия.
Политика
В политике автономия означает самоуправление. В этом смысле автономны только правительства и их люди.
Религия
Дебаты авраамических религий о свободе воли и предопределении — это дебаты об автономии. Если есть Свободная Воля, человечество является обществом автономных существ, по крайней мере, на протяжении их времени на Земле.
Ограничения автономии
Автономия может быть и обычно в той или иной степени передается другому органу власти, например, путем согласия следовать регулирующим законам. Действия, доступные автономной единице, могут быть ограничены более могущественной властью, например, когда скотовод устанавливает забор вокруг своего стада или суд приговаривает преступника к тюремному заключению. Решения автономной единицы могут быть принудительными, а ее действия принудительными. Автономия может быть ограничена аспектом способности действовать, как в случае новорожденного, или аспектом способности принимать решения, как в случае человека в коме.
Различные варианты использования
- В теории самоопределения в психологии автономия относится к «поддержке автономии по сравнению с контролем», «предполагая, что социальные контексты, поддерживающие автономию, имеют тенденцию способствовать самоопределяемой мотивации, здоровому развитию и оптимальному функционированию».