Три стиля управления сотрудниками и десять ролей менеджера
Быть гибким — значит быть устойчивым. Гибкость менеджера является новой валютой бизнеса: так считают две трети руководителей крупных корпораций из числа участников исследования Global CEO Outlook.
По данным агентства Hay Group, умение гибко выбирать подход к управлению в зависимости от ситуации является синонимом эффективного лидерства. Однако 36% менеджеров по всему миру вообще не применяют какого-либо определенного стиля лидерства на практике или используют только один, и лишь 26% владеют «более широким репертуаром», состоящим из четырех и более стилей управления персоналом.
Общие принципы выбора стиля управления
О том, что к разным людям нужен разный управленческий подход, говорили еще в шестидесятых годах прошлого века. В книге The Human Side of Enterprise психолог Дуглас Макгрегор высказал гипотезу, что существует как минимум два подхода к менеджменту:
-
Авторитарный — если люди ленивы, их нужно контролировать и заставлять работать;
-
Демократический — если сотрудники хотят работать, то их нужно мотивировать и практиковать для них самоконтроль.
Если вовремя определить тип поведения исполнителя, можно подобрать соответствующий стиль управления, и тогда эффективность менеджмента вырастет.
Многие психологи и социологи также придерживались идеи о необходимости гибкого подхода к управлению. Например, в 1973 году появилась модель управления от ученых Врума и Йеттона — они предполагали, что менеджеру нужно использовать пять стилей руководства, в зависимости от того, кем он управляет и насколько подчиненные способны самостоятельно функционировать и принимать решения. Упрощенно модель выглядит так:
-
Руководитель принимает решения исходя из информации, которая у него есть в конкретный момент.
-
Руководитель обращается к исполнителям за информацией, когда ему нужно принять решение, но при этом не сообщает им, зачем ему нужна информация. Решение же принимает самостоятельно.
-
Руководитель объясняет исполнителям, зачем ему информация. Исполнители могут высказать предложения или дополнить ответ своим мнением. Руководитель принимает решение без учета мнения персонала.
-
Руководитель обращается к персоналу за советом: озвучивает проблему, а не дает поручение. И ждет предложений по решению конкретной ситуации. Решение принимает самостоятельно.
-
Руководитель приходит к коллективу с проблемой, обсуждает с ними ситуацию на равных. Решение принимается исходя из аргументов всех сторон.
На основе модели принятия решений сформировались определенные стили управления коллективом. Руководитель может выбрать конкретный стиль и придерживаться его, чтобы быть последовательным в управлении. Или, наоборот, стать гибким и использовать разные стили в зависимости от задач. Универсального ответа, какой подход эффективнее, нет, все зависит от конкретной ситуации, особенностей коллектива, типов задач и компетенций руководителя.
Авторитарный стиль управления
Есть мнение, что авторитарность — это условная диктатура. Авторитарный же начальник — это человек, который воспринимает только свое мнение, по умолчанию считая остальных недостаточно умными. На деле же это не так.
Авторитарный характер, по мнению философа и психолога Эриха Фромма — это один из типов социального характера, отличающийся делением людей на сильных и бессильных. Люди с авторитарным характером хорошо понимают аргументы силы и готовы подчиняться, если чувствуют силу извне. Излишне демократичный стиль управления такими исполнителями будет восприниматься как проявление слабости — а это снижает авторитет руководителя и, соответственно, мотивацию подчиненных.
Авторитарный стиль управления подходит, если в коллективе собрались исполнители в основном с авторитарным же характером — они хорошо понимают «язык силы» и готовы подчиняться сильным руководителям.
Чтобы выстроить авторитарный стиль управления, руководителю нужно добиваться жесткой дисциплины. Обязанности в авторитарных организациях строго разделены, исполнители имеют четкий план действий, а руководитель принимает решения и берет всю ответственность на себя.
Требуя от исполнителей дисциплины и достижения KPI, руководитель должен сам соответствовать строгим критериям. Если менеджер, например, будет демонстрировать необязательность, то восприниматься это будет не как авторитарный стиль управления, а как самодурство. Вряд ли такой подход мотивирует персонал.
У авторитарного стиля управления есть особенности:
-
Мотивацию обычно строят на наказаниях и штрафах. Это упрощает создание системы управления, но плохо работает там, где нужен творческий подход к решению неординарных задач.
-
Менеджеры с авторитарным подходом редко получают конструктивную связь от подчиненных.
Хотя именно исполнители могут внести предложения, которые повысят эффективность их работы. -
В организациях с авторитарным стилем управления обычно большая текучесть персонала.
Авторитарный стиль управления хорош прозрачностью бизнес-процессов. Новые сотрудники быстро понимают, что и как делать, ведь все процессы регламентированы. Понятен и принцип карьерного роста.
Проректор НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений» Наталия Матющенко:
«Я использую авторитарный стиль управления 15 лет и считаю его наиболее эффективным. Если стиль не доходит до самодурства, обычно он нормально воспринимается коллективом. Авторитарный руководитель быстро принимает решения, исполнителям понятен ожидаемый результат, бизнес-процессы оптимизированы, организация успешна на рынке.
Конечно, многое зависит от личности руководителя. Если он обладает экспертными знаниями в своей области и уважает своих сотрудников, то авторитарный стиль эффективен как в производственной деятельности, так и человеческих взаимоотношениях. Если начальник не отличается особыми талантами, то и при демократическом стиле, и тем более при либеральном подходе, управление будет неэффективным.
Начинающему руководителю можно посоветовать пройти дополнительное обучение по менеджменту, уделив внимание тренингам по лидерству, формированию команды, управлению стрессами и конфликтами, операционной деятельности и производственному планированию. Это поможет отработать необходимые навыки, получить и закрепить теоретические знания, понять собственные сильные и слабые стороны. Подобное обучение требуется менеджерам на протяжении всей жизни для освоения новых инструментов эффективного управления».
Демократический стиль управления
Противоположность авторитарному стилю — демократический. В рамках этого подхода руководитель контролирует в основном не процессы, а результат. За оценкой сроков часто обращаются к исполнителям. Культивируется идея ответственности специалистов и постоянной обратной связи.
Мотивация сотрудников строится не на штрафах, а наоборот, на поощрениях — если сотрудник перевыполнил KPI, то может рассчитывать на премию. Жесткой дисциплины требуют в основном только в сложных ситуациях.
Решения в таких компаниях принимают с оглядкой на линейный персонал. Как правило, в таком бизнесе есть инструменты, помогающие исполнителям высказать свое мнение о работе и как-то улучшить, повлиять на нее.
Демократический стиль управления снижает текучесть кадров, потому что сотрудники обычно работают не только за деньги, но и разделяют идеи бизнеса, чувствуют заботу со стороны руководства.
Есть и минусы — если компания большая, велик риск появления ленивых или недобросовестных сотрудников. Например, исполнителей, сознательно затягивающих решение каких-то задач, пользуясь отсутствием штрафов. Порой вредны и долгие обсуждения спорных моментов — авторитарный руководитель в такой момент просто принимает решение, а не слушает возражения и не пытается убедить сотрудников в своей правоте.
Работники с авторитарным характером могут воспринимать демократический стиль управления как проявление слабости и пользоваться этим в своих целях.
Елена Миронова, генеральный директор компании Eaton в России и Казахстане:
«Выбор стиля управления продиктован самой спецификой бизнеса. Мы работаем в высоких технологиях, где важны творческое мышление, обмен идеями и инициатива снизу. Для этого нужна свободная коммуникация между сотрудниками и руководством, а это возможно только при демократическом управлении. Авторитарный стиль скорее повредил бы, потому что он создает среду, в которой нежелательно высказать мнение, выступить с инициативой, не согласиться с чем-то или что-то предложить.Мы стараемся культивировать демократическую среду в компании на уровне горизонтальных связей. Наши менеджеры могут напрямую обращаться за советом к своему коллеге в зарубежном подразделении компании. Есть корпоративная программа E-Star — любой сотрудник может поблагодарить другого за хорошую идею, удачное выполнение задачи, помощь. За это присуждается “звезда” E-Star, и это видят руководители обоих. То есть даже оценка работы имеет “горизонтальное” выражение, а не идет только от руководства».
Бирюзовое управление
Термин «бирюзовое управление», обозначающий эволюционный стиль менеджмента, ввел бывший партнер McKinsey & Company Фредерик Лалу в 2014 году. Хотя сам принцип управления существовал и ранее.
Бирюзовое управление — это модель, в которой отсутствует само понятие руководства. Принцип такой модели заключается в распределении задач между исполнителями, которые и отвечают за их выполнение. Проще говоря, кто решает задачу, тот и руководитель для этой задачи. Начальников, которые ставят задачи и контролируют ход работ, нет.
Это необычный подход, который не все могут использовать. В России, например, его применяют в сети «Вкусвилл» и компании «Аскона». Эксперименты с бирюзовыми процессами ставят в Сбере.
Отсутствие контроля и доверие — один из принципов найма высокомотивированного и ответственного персонала. Например, исследование Deloitte показало, что 82% миллениалов будут лояльнее к своему работодателю, если он будет доверять им и предоставит гибкие условия работы.
Десять ролей управленца
Современному руководителю не обязательно выбирать какой-то конкретный стиль управления и следовать только ему. Даже в рамках одной организации можно выстраивать системы менеджмента, основанные на особенностях коллектива и задачах. Такой подход называют универсальным менеджментом.
Профессор менеджмента Макгилльского университета Генри Минцберг в своих работах отходит от понятия стилей управления персоналом. Взамен он предлагает концепцию десяти ролей, которые должен выполнять эффективный руководитель.
-
Руководитель — утверждение стратегии развития, принятие важных решений.
-
Лидер — инструктаж и мотивация сотрудников, оценка их работы; решение по продвижению сотрудников на новые роли.
-
Посредник — создание системы коммуникации между разными исполнительскими единицами, например, между отделами.
-
Аналитик — сбор, изучение и структурирование информации.
-
Распространитель — создание системы передачи информации между исполнителями.
-
Представитель — ответственность за компанию и исполнителей перед внешними силами, например, перед акционерами или заказчиками.
-
Предприниматель — генерация и реализация нового в компании.
-
Контролер — создание системы отслеживания и исправления нарушений, предотвращение угроз.
-
Распределитель — обеспечение всех исполнителей нужными ресурсами.
-
Коммуникатор — ответственность за настройку коммуникаций между исполнителями в компании, урегулирование конфликтов.
Авторитарный стиль управления
Подавляем авторитетом
Руководитель в организации играет ведущую роль, именно от него зависит, какой стиль общения будет применяться в общении с коллективом. Правильно подобранный стиль поможет стимулировать сотрудников работать с большей отдачей и достигать новых вершин. Выделяют несколько манер общения. Сегодня мы расскажем, чем характеризуется авторитарный стиль управления, каковы его преимущества и недостатки.
Основные отличия авторитарного стиля
Манеру общения руководителя с подчиненными еще называют стилем управления. Это один из методов воздействия на подчиненных с целью повышения их работоспособности. Директивный метод основывается на авторитете руководства. Он отличается жесткими приказами, не дающими подчиненным права высказывать свое мнение.
Авторитарный метод наиболее эффективен в экстремальных ситуациях или при низком уровне дисциплины на предприятии.
Отрицательной чертой авторитарного метода является то, что при продолжительном его применении на предприятии он может перерасти в командно-административный, что чревато злоупотреблением властью.
В общении с персоналом автократический стиль не допускает диалога, возможны лишь приказы и распоряжения руководителя. Поощрения на предприятии не применяются, а вот наказания бывают достаточно жесткими в случае невыполнения какой-либо задачи. Еще один признак авторитарного общения – дистанция между руководителем и работником никогда не может быть нарушена.
В задачу руководителя входит распределение обязанностей между работниками. Инициатива со стороны подчиненных не приветствуется. В большинстве случаев директор, применяющий для управления методы директивного управления, не обладает красноречием и умением настроить сотрудников на работу иными способами. Хотя возможно и обратное.
Когда это эффективно
В большинстве случаев психологи отмечают, что директивный метод управления дает отрицательные результаты. На предприятии снижаются самоконтроль и самодисциплина сотрудников. Однако в некоторых случаях этот стиль общения просто необходим.
- В экстремальных ситуациях авторитарный стиль обеспечивает выполнение распоряжений руководителя четко и без пререканий, что очень важно в этом случае.
- Еще один пример эффективного применения директивного метода – низкая дисциплина на предприятии, следствием чего становится падение производственных результатов или снижение доходов. Неслаженный коллектив не сможет работать эффективно и приносить прибыль фирме. Директор-автократ сможет решить эту проблему.
Менеджмент также не всегда приветствует авторитарное управление. Ведь в этом случае кадровый вопрос решается единолично, только руководитель принимает вопрос о повышении квалификации сотрудников. Сам директор необщителен и не идет на контакт.
Если на предприятии применяется директивный метод управления, там отсутствует мотивация труда у сотрудников, которая часто помогает добиться высоких результатов.
Таким образом, применение авторитарного стиля на предприятии в большинстве случаев невыгодно. Он приводит к текучести кадров, снижению самодисциплины сотрудников, ухудшению общего психологического климата на предприятии.
Похожие статьи
определение авторитарного лидерства | Open Education Sociology Dictionary
Home
> A Words
> авторитарное лидерство
Содержание
Определение авторитарного лидерства
( существительное ) Стиль лидерства, при котором руководитель отдает приказы и отвечает за все решения. , и назначает задачи, не консультируясь с членами группы.
Примеры авторитарного лидерства
- Фашистские лидеры, такие как Франсиско Франко (1892–1975), Адольф Гитлер (1889–1945) и Бенито Муссолини (1883–1945).
Авторитарное лидерство произношение
Руководство по использованию произношения
Сложность: AU · Thor · I · TAR · I · Случай · ER · Корабль
Audio Prinunciation
— Американский английский
— Британский англоянец 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 89000 9000
Орфография
- Американский английский – /uh-thor-uh-tAIR-ee-uhn LEEE-duhr-ship/
- Британский английский – /aw-thor-i-tEUH-riuhn leEE-duh-ship/
Международный фонетический алфавит
- Американский английский — / əˌθɔrəˈtɛriən ˈlidərˌʃɪp /
- Британский английский — / ɔːˌθɒrɪˈteərɪən ˈliːdəʃɪp /
usage nates nate nate nate affection
- Разговорный способ понять эти три стиля руководства: авторитарный лидер «берет на себя ответственность», демократический лидер «включает других, прежде чем действовать», а лидер laissez-faire «руки прочь».
Связанная цитата
- «Авторитарный, демократический и невмешательство типы лидерства также отражают индивидуальную индивидуальность в той же степени, что и любой организационный план. Кроме того, в «реальном мире» организаций лидеры и их приспешники иногда стремятся получить личную выгоду за счет злоупотребления организационной властью. И, возможно, даже чаще руководители приписывают усилия своих подчиненных. Многие секретари, например, обладают гораздо большими полномочиями и ответственностью, чем предполагают их официальные должности и зарплаты» (Масионис и Пламмер, 2012: 172).
Связанное видео
Дополнительная информация
- Происхождение слов «авторитарный» и «лидер» – Этимологический онлайн-словарь: etymonline.com
- Геталс, Джордж Р., Джорджия Дж. Соренсон и Джеймс МакГрегор Бернс. 2004. Энциклопедия лидерства . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
- Хельгесен, Салли. 1990. Преимущество женщин: способы женского лидерства . Нью-Йорк: валюта Doubleday.
- Риджуэй, Сесилия Л. 1983. Динамика малых групп . Нью-Йорк: Издательство Св. Мартина.
- Шайдлингер, С. 1994. «Пересмотр исследования лидерства и «социального климата» Левина, Липпитта и Уайта». Международный журнал групповой психотерапии 44(1):123–27. дои: 10.1080/00207284.1994.11490737.
- Уайт, Ральф и Рональд Липпитт. 1953. «Поведение лидера и реакция участников в трех« социальных климатах »». Стр. 586–611 в Group Dynamics под редакцией Д. Картрайта и А. Зандера. Эванстон, Иллинойс: Роу и Петерсон.
- Leadership Styles – Kendra Cherry: psychology.about.com
Related Terms
- expressive leader
- leader
- leadership function
- leadership style
- instrumental leader
- power
- role
References
Левин, Курт, Рональд Липпитт и Р. К. Уайт. 1939. «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном «социальном климате»». Журнал социальной психологии 10(2):271–99. дои: 10.1080/00224545.1939.9713366.
Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.
Works Consulted
Брим, Роберт Дж. и Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас для нового мира . 3-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).
участников Википедии. (Nd) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).
Приведите определение авторитарного лидерства
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2015. «авторитарное руководство». В Открытый образовательный социологический словарь . Проверено 15 декабря 2022 г. (https://sociologydictionary.org/authoritarian-leadership/).
АПА – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
авторитарное лидерство. (2015). В К. Белл (ред.), Открытый социологический словарь образования . Получено с https://sociologydictionary.org/authoritarian-leadership/
Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2015. «авторитарное руководство». В Открытый образовательный социологический словарь . По состоянию на 15 декабря 2022 г. https://sociologydictionary.org/authoritarian-leadership/.
MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)
«авторитарное лидерство». Открытый образовательный социологический словарь . Эд. Кентон Белл. 2015. Интернет. 15 декабря 2022 г.
Как это выглядит?
© 2010-2018 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Авторитарный стиль воспитания: мало заботы, много психологического контроля. Удушение автономного критического мышления. Попытка управлять людьми через угрозы и страх.
Но как это соотносится с авторитарным воспитанием? И что отличает авторитарное воспитание от других подходов к воспитанию детей?
Во-первых, важно отличать авторитарное воспитание от авторитетного воспитания. У них похожие имена, и оба стиля воспитания устанавливают высокие стандарты поведения.
Но есть важные отличия. Как я объяснял в другом месте, авторитетные родители более отзывчивы и заботливы по отношению к своим детям. А авторитарные родители?
Можно подумать об учебном лагере, где родитель — сержант по строевой подготовке. Сержант-инструктор настаивает на беспрекословном подчинении. Он наказывает автономию. Его цель — «сломать» волю, чтобы он мог перекраивать людей в соответствии с абсолютным стандартом.
Он не из теплых, пушистых парней, и он не собирается вызывать чувство близости. Но когда его система работает, он может похвастаться одним: его рекруты склонны подчиняться.
Аналогия, правда, мультяшная. Но далеко ли это от цели? Не намного.
Как психологи определяют авторитарный стиль воспитания
Когда психолог Дайан Баумринд впервые предложила свое определение авторитарного воспитания, она ссылалась на взгляды пуританки Сюзанны Уэсли 18-го века, а не на методы военной подготовки. Но идеи были примерно такими же (Baumrind 1966).
Согласно Баумринду, авторитарные родители:
- Не поощряйте словесные компромиссы.
- «Ориентированы на послушание и статус и ожидают, что их приказы будут выполняться без вопросов».
- Склонны контролировать своих детей с помощью стыда, лишения любви или других наказаний.
- Обычно не пытайтесь объяснить причины правил.
Другие исследователи переформулировали определение Баумринда с точки зрения двух факторов:
1. Теплота, также известная как «отзывчивость». Это качество определяется как «степень, в которой родители намеренно поощряют индивидуальность, саморегуляцию и самоутверждение, настраиваясь, поддерживая и соглашаясь с особыми потребностями и требованиями детей» (Baumrind 1991).
2. Контроль, также известный как «требовательность». Это относится к «притязаниям родителей на то, чтобы дети интегрировались в семью, их требованиями зрелости, надзором, дисциплинарными усилиями и готовностью противодействовать ребенку, который не слушается» (Baumrind 19).91).
Авторитетные родители демонстрируют высокий уровень теплоты и контроля. Авторитарные родители, как высокий уровень контроля, но только низкий уровень теплоты.
Имеет ли значение разница?
Кажется, это имеет большое значение для детей. Когда родители применяют строгий подход к контролю, у их детей с большей вероятностью разовьются проблемы с поведением в будущем (Pinquart 2017). И в целом исследования показывают, что у наиболее приспособленных, хорошо воспитанных, находчивых и успешных детей авторитетные родители, а не авторитарные.
Более того, по некоторым результатам дети авторитарных родителей не просто уступают тем, кто вырос в авторитетных семьях. Они также могут хуже успевать, чем дети снисходительных родителей — опекунов, которые проявляют теплоту, но не соблюдают правила (Калафат и др., 2014).
Дополнительную информацию см. в этой статье о влиянии авторитарного стиля воспитания.
Но как узнать, какой у тебя стиль воспитания?
В повседневной жизни у всех родителей бывают взлеты и падения, перепады настроения. Они могут вести себя по-разному в зависимости от того, какой стресс они испытывают или какую обратную связь они получают от своих детей. И люди могут проявлять теплоту — или сдерживать теплоту — разными способами. Где именно мы должны провести черту между авторитарным и авторитарным воспитанием?
Итак, давайте посмотрим, как это делают исследователи.
На что обращают внимание психологи, когда оценивают родителя как авторитарного?
Одно дело сказать, что авторитарные родители проявляют много контроля и относительно мало тепла. Но как это на самом деле выглядит в повседневном мире? И как исследователи решают, что стиль родителей является авторитарным?
Чтобы судить, исследователи иногда используют прямое наблюдение.
Например, они могут поручить детям и родителям совместное задание — решить головоломку — и посмотреть, как они взаимодействуют. В одном из таких исследований следователи следили за тем, выражали ли родители одобрение, брали ли они на себя выполнение задания или делали ли неодобрительные комментарии (Janssens and Deokovic 19).97).
В качестве альтернативы исследователи используют анкеты (например, Lamborn et al 1991; Garcia and Gracia 2009).
В этих случаях родителей (или детей) просят оценить по четырехбалльной шкале (1 = «почти никогда не верно», 4 = «почти всегда верно») свое согласие или несогласие с утверждениями об их семейных отношениях.
Например, родители с большей вероятностью будут признаны авторитарными, если они категорически СОГЛАСНЫ с такими утверждениями, как:
- Когда я прошу своего ребенка что-то сделать, а он спрашивает, почему, я говорю что-то вроде «потому что я так сказала» или «потому что я хочу, чтобы ты это сделал».
- Я наказываю своего ребенка, удерживая его от выражения привязанности
- Я взрываюсь гневом по отношению к своему ребенку
- Я кричу или кричу, когда ребенок плохо себя ведет
Родители с меньшей вероятностью будут идентифицированы как авторитарные, если они категорически СОГЛАСНЫ с такими утверждениями, как:
- Я рассказываю своим детям о наших планах и слушаю, что говорят мои дети
- Я стараюсь помочь и утешить своего ребенка, когда он расстроен
- Мой ребенок чувствует, что может прийти ко мне, когда у него есть проблема
Как насчет частичного согласия, если, например, вы иногда кричите на своего ребенка когда он плохо себя ведет?
Классификация родителей не зависит от одного или двух вопросов. Важны ваши общие баллы в двух областях — теплоте и контроле.
Как правило, исследователи смотрят на распределение баллов по всей своей выборке и устанавливают пороговые значения для определения авторитарного человека. Например, исследователи часто определяют родителя как «авторитарного», если его оценка по 9 0154 теплота попадает в нижнюю треть распределения, а ее оценка за контроль попадает в верхнюю треть распределения.
Другими словами, исследователи часто оценивают свои анкеты по кривой. Авторитарный стиль воспитания считается относительным понятием, и классифицируется ли ваше воспитание как «авторитарный» или нет, будет зависеть — по крайней мере частично — от населения, с которым вас сравнивают.
Другие способы быть «авторитарным»?
Как отмечалось выше, модель авторитарного стиля воспитания, предложенная Баумриндом, частично основывалась на религиозных взглядах пуританина 18 века. Подходит ли эта модель для всех типов родителей — даже для родителей незападного происхождения?
Возможно, нет.
Определение Баумринда предполагает довольно отдаленные, холодные отношения между родителем и ребенком.
И для американцев европейского происхождения это может иметь место. Одно межкультурное исследование показало, что дети европейско-американского происхождения, которые сообщали о том, что им 9 лет,0013 меньше были близки к своим родителям больше скорее всего происходили из авторитарных семей (Chao 2000).
Но в других группах дети могут интерпретировать авторитарный подход как знак того, что взрослые заботятся о них.
Например, воспитательница дошкольного учреждения рассказывает, как она ругала некоторых гаитянских американских детей за то, что они пересекли парковку без нее. Затем она сказала: «Я не хочу, чтобы ты ехал один. Почему я хочу, чтобы ты ждал меня, понимаешь?
«Да, — ответил ребенок, — потому что мы вам нравимся» (Ballenger 1992).
Нечто подобное может относиться и к традиционным китайским семьям. Психолог Рут Чао предложила культурный вариант авторитарного воспитания, c hiao shun, , который она переводит как «обучение».
Согласно Чао, chaio shun подчеркивает гармоничные семейные отношения, а не доминирование ребенка.
В исследовании китайских иммигрантов в Соединенных Штатах Чао обнаружил, что иммигранты в первом поколении чувствовали себя такими же близкими к своим родителям, как и американцы европейского происхождения.
А для детей иммигрантов была нет корреляция между авторитарным стилем воспитания и близостью отношений. Дети, которые сообщали о том, что чувствуют себя на 90 154 менее 90 155 ближе к своим родителям, имели на 90 154, а не на 90 155 больше шансов иметь авторитарных родителей (Chao 2000).
Такие исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания может иметь различные последствия в зависимости от культурного контекста.
Также кажется вероятным, что эффекты варьируются в зависимости от того, что дети считают нормальным. Если вы живете в сообществе, где авторитарный подход к воспитанию детей встречается редко, вас может больше беспокоить, если ваш родитель применяет к вам авторитарный подход. Международные исследования подтверждают эту идею (Lansford et al 2018).
Но можем ли мы заключить, что авторитарное воспитание — в некоторых культурных условиях — лучший стиль воспитания?
Необходимо соблюдать осторожность. Существуют межкультурные данные, свидетельствующие о том, что детям — даже детям, живущим в Пекине, Китай, — кажется, лучше, когда их родители авторитетны, а не авторитарны. Подробнее см. в моей статье о влиянии авторитарного стиля воспитания на детей.
Кроме того, ознакомьтесь с моей статьей «Традиционное китайское воспитание: что говорят исследования о китайских детях и почему они успешны».
Здесь я просматриваю заявления о том, что авторитаризм в какой-то степени полезен для китайских детей, и предлагаю альтернативные объяснения академических достижений многих американцев китайского происхождения.
Дополнительная информация: Авторитарный стиль воспитания в контексте
Как отмечалось выше, вы можете больше узнать о влиянии авторитаризма на детей здесь. А чтобы узнать о других стилях воспитания, ознакомьтесь с этим научно обоснованным руководством.
Ссылки: Авторитарный стиль воспитания
Баумринд Д. 1966. Влияние авторитарного родительского контроля на поведение ребенка. Развитие ребенка, 37(4), 887-907.
Баумринд Д. 1991. Влияние стиля воспитания на компетентность подростков и употребление психоактивных веществ. Журнал раннего подросткового возраста 11 (1): 56-95.
Калафат А., Гарсия Ф., Хуан М., Беконья Э., Фернандес-Эрмида младший. 2014. Какой стиль воспитания лучше защищает подростков от употребления психоактивных веществ? Доказательства в европейском контексте. Наркотики Алкогольная зависимость. 138:185-92
Чао Р. 2001. Расширение исследований последствий стиля воспитания для американцев китайского происхождения и американцев европейского происхождения. Развитие ребенка 72: 1832-1843.
Janssens JMAM и Dekovic M. 1997. Воспитание детей, просоциальное моральное мышление и просоциальное поведение. Международный журнал поведенческого развития 20(3): 509-527.
Гарсия Ф. и Грасия Э. 2009. Всегда ли авторитетный стиль воспитания является оптимальным? Свидетельства испанских семей. Подростковый возраст 44 (173): 101-131.
Ламборн С.Д., Манц Н.С., Стейнберг Л. и Дорнбуш С.М. 1991. Модели компетентности и адаптации среди подростков из авторитарных, авторитарных, снисходительных и пренебрежительных семей. Развитие ребенка 62: 1049-1065.
Лэнсфорд Дж. Э., Годвин Дж., Аль-Хассан С. Э., Стейнберг Л., Тапанья С., Алампай Л.П., Урибе Тирадо Л.М., Зелли А. 2018. Продольные связи между воспитанием детей и адаптацией молодежи в двенадцати культурных группах: культурная нормативность воспитания в качестве модератора. Дев Психология. 54(2):362-377.
Маккоби Э.Э. и Мартин Дж.А. 1983. Социализация в контексте семьи: взаимодействие родителей и детей.