Авторитарный стиль руководства: что это в менеджменте, основные виды стилей управления персоналом, какой выбрать

Содержание

что это в менеджменте, основные виды стилей управления персоналом, какой выбрать

Стиль руководства — это способ управления командой. Можно принимать решения самостоятельно, прислушиваться к мнению сотрудников или вообще полностью полагаться на него. Можно мотивировать работников страхом наказания или поощрением, избегать неформального общения или проводить свободное время с подчиненными.

Если правильно подобрать стиль, то скорость и качество работы сотрудников станут выше. Когда сотруднику дают столько свободы, сколько ему нужно для комфортной работы, он быстрее растет и снижается риск, что он выгорит или уйдет.

Рассказываем, какие бывают стили руководства и когда применять каждый из них, чтобы команда работала максимально результативно.

Какие бывают стили руководства

Выделяют три основных стиля руководства по степени свободы работников: авторитарный, демократический и либеральный.

Loading…

Авторитарный стиль позволяет быстро принимать решения, но требует много времени руководителя. А либеральный — почти не требует вмешательства менеджера, но скорость и качество работы полностью зависят от сотрудников.

Стили различаются способом постановки задачи, степенью участия руководителя и особенностями его общения с командой. Разберем каждый стиль подробнее.

Что такое авторитарный стиль и когда его применять

Что такое авторитарный стиль. При авторитарном стиле управления руководитель единолично принимает решения и контролирует каждый этап работы команды. Он дает сотрудникам инструкции: какую задачу, каким способом и в какой срок нужно выполнить. Это помогает сотрудникам концентрироваться на работе, а не на принятии решения.

Руководитель общается с подчиненными только в рамках задач. Он не спрашивает мнения работников и его решение не подлежит обсуждению.

Loading…

Руководитель ставит четкую задачу: указывает сроки выполнения и этапы. Работник не может предложить свой вариант решения

Проблема авторитарного стиля. Через руководителя проходят все согласования, поэтому он становится «бутылочным горлышком»: когда задач много, у него не получается оперативно решать вопросы и работа всего коллектива затормаживается.

«Бутылочное горлышко» и другие ошибки менеджеров: 7 книг для бизнеса

«Чаще всего руководители используют авторитарный стиль, но великие компании на таком не строятся. Нужно дать возможность реализовываться и расти своим людям, а не себе».

Loading…

Максим Десятых

Сооснователь и член совета директоров компании red_mad_robot

Когда можно использовать. Авторитарный стиль используют, когда у сотрудников нет подходящего образования или мало опыта. К нему можно прибегать при работе с опытными сотрудниками, если требуется быстро принять решение.

ООО «Ромашка» занимается производством ИТ-продуктов. Поступают два заказа на написание программы: обычный и срочный. Руководитель приходит к новичкам с обычной задачей и дает им строгие указания. Сотрудники их выполняют по пунктам в спокойном режиме и обучаются.

Руководитель ставит задачу на срочный заказ команде разработки. Он четко говорит, как именно нужно сделать, чтобы успеть закончить работу в заданные сроки. Нет времени обсуждать проект и делать что-то необычное. Работники берутся за задачу, а руководитель контролирует, чтобы каждый этап уложился в заданное время и был выполнен хорошо.

Еще авторитарный стиль подходит для управления большим количеством линейных сотрудников, которые работают в рамках четких инструкций. Например, продавцами-кассирами в супермаркете.

«Важно учитывать не просто опытность и активность коллеги, а его навыки в отношении конкретной задачи. Даже абсолютный новичок может быть крут в конкретном вопросе — детальная постановка задачи может его демотивировать и показать, что он не заслуживает доверия. Также и очень опытный подчиненный может оказаться в ситуации, когда ему нужно поставить четкую задачу с планом действий: например, если он делает что-то новое или ситуация кризисная и, как говорится, нет времени объяснять».

Loading…

Андрей Ефимов

Директор компании «Простые решения»

Когда не подойдет. Авторитарный стиль не подходит для работы с опытными людьми в постоянном режиме: такой подход подавляет инициативу работников, им может быть некомфортно из-за ограничений. А значит, они могут потерять мотивацию или уйти.

Еще авторитарный способ управления будет мешать масштабировать бизнес: руководитель затрачивает слишком много времени на контроль каждого этапа работы. Если количество задач и подчиненных увеличится, он застрянет в рутине и не будет успевать делать все в темпе, который требуется бизнесу.

Что такое демократический стиль и когда его применять

Что такое демократический стиль. При демократическом стиле управления руководитель принимает решения сам, но советуется с подчиненными и делегирует контроль некоторых этапов работы. Каждый участник команды может предложить свое решение задачи и скорректировать сроки.

Часто руководители-демократы используют коучинг: не предлагают решения, а задают наводящие вопросы и предлагают сотрудникам разобраться самостоятельно. Такой подход помогает подчиненным быстро расти.

Работники свободно общаются с руководителем и могут встречаться с ним вне работы.

Как провести тимбилдинг

Loading…

Руководитель описывает задачу и обозначает дедлайны, а сотрудник предлагает свои варианты ее решения и корректирует сроки выполнения этапов

Демократический стиль снимает с руководителя часть нагрузки, которая есть при авторитарном: менеджер делегирует задачи сотрудникам, поэтому согласования не застревают на нем. Но команде нужно больше времени на принятие решений, потому что их нужно обсудить и найти оптимальный способ. Такой стиль подходит для мотивированной активной команды.

Проблема демократического стиля. Демократический стиль управления для подчиненных — это свобода в выборе средств выполнения задачи и постановки сроков, право голоса во время принятия решений. Сотрудники могут почувствовать свободу и работать хуже. Чтобы команда не расслаблялась и действительно помогала руководителю, она должна быть опытной и проактивной.

Когда можно использовать демократический стиль. Демократический стиль подходит для управления опытными и активными работниками: у сотрудников есть творческая свобода, поэтому им комфортно, они увлечены делом и быстрее развиваются.

«Я использую демократический стиль управления: нахожу интересные проекты и людей, которые могут в них работать, делегирую им эти направления и помогаю скорректировать работу».

Loading…

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф, автор ютуб-канала «Предприниматель по найму Павел Стоянов»

Еще демократический стиль используют, когда нужно масштабировать бизнес: руководитель не замыкает на себе все согласования, поэтому он может тратить свободное время на улучшение рабочих процессов, наем сотрудников и развитие новых направлений.

ООО «Ромашка» берет заказ: написать программу, которая будет считывать данные из рабочего пространства и создавать таблицы. Команда предлагает идеи и согласует их с руководителем. Ответственные контролируют работу своих участков и приходят к руководителю, когда нужна помощь.

Когда демократический стиль не подойдет. Из-за свободы выбора и возможности обсуждать идеи решения при демократическом стиле принимаются дольше, чем при авторитарном, поэтому в кризисной ситуации использовать его не получится: на согласования уходит много времени.

Для работы с малоопытным коллективом демократический стиль тоже не подойдет: новичку легче осваиваться, когда у него есть готовая инструкция. Если дать ему свободу, у него будет стресс, а руководителю придется переделывать или перераспределять задачи.

Что такое либеральный стиль и когда его применять

Что такое либеральный стиль. При либеральном стиле сотрудники сами определяют, в какие сроки смогут выполнить задачу и что им для этого нужно, а руководитель берет на себя создание необходимых условий и дает советы, если его просят.

Команда может прислушаться к ним или обсудить с руководителем свой вариант и поступить по-своему.

При таком подходе у сотрудников много свободы, поэтому руководитель следит за основными этапами работы и направляет команду в нужное русло. Он не тратит время на контроль каждого шага сотрудников, и они могут сделать больше, чем ожидалось.

Руководитель не отделяет себя от коллектива и общается с сотрудниками на равных.

Loading…

Сотрудник сам находит задачу и решает, как будет ее выполнять. Руководитель дает советы

Проблемы либерального стиля управления. Для либерального стиля нужна команда профессионалов. Их трудно найти и убедить прийти в проект.

У команды много свободы, поэтому она может увлечься и сорвать сроки. Например, программисты могут переключиться с выполнения основного задания на разработку дополнительных функций приложения и не успеть в срок. Они хотят и могут сделать лучше, но это требует много времени. Руководитель должен следить, чтобы сотрудники проходили ключевые этапы задачи вовремя, и знать, почему они меняют решения.

Когда можно использовать либеральный стиль. Либеральный стиль используют при работе с очень опытными сотрудниками — например, топ-менеджментом или командой ученых. Руководитель обеспечивает среду и задает направление работы, а сотрудники сами приходят к цели: распределяют задачи, нанимают помощников и управляют финансами.

Что такое финансы

ООО «Ромашка» взяла заказ на уникальную программу. Руководитель собирает лучших профессионалов, описывает им задачу и выделяет бюджет. Они сами решают, как достигнут цели, нанимают нескольких сотрудников и распределяют бюджет. Приходят к руководителю за советом, но не всегда его слушают.

Когда либеральный стиль не подойдет. Либеральный стиль не подходит для работы с неопытной командой. Она может расслабиться или не справиться из-за нехватки навыков.

Как выбрать стиль управления сотрудниками

Стили управления не универсальны, для каждого есть своя подходящая ситуация.

Loading. ..

Если использовать один из основных стилей во всех ситуациях, эффективно управлять командой не получится: одним подчиненным будет комфортно, а другие начнут выгорать или лениться и срывать сроки.

Чтобы сотрудники показывали хорошие результаты, можно использовать разные стили для работы с разными подчиненными. Например, с опытными сотрудниками использовать демократический стиль, чтобы давать им достаточно свободы и принимать решения с опорой на разные мнения, а с новичками — авторитарный. Это снимет с них стресс и поможет освоиться.

«Обычно руководитель интуитивно отпускает контроль по мере роста подчиненного.

Пока человек неопытен, я часто излишне давлю своим мнением и видением решения задачи. Это формирует у подчиненных мысль „Какой смысл думать самому? Придет руководитель и все решит. Еще и раскритикует то, что я придумал“. Переход к демократическому, а потом и к либеральному стилю требует повышенного самоконтроля: стараться не критиковать, поддерживать работника и хвалить удачные идеи. Еще важно проводить разговоры один на один в формате: „Ты молодец, я тебе доверяю, и цена ошибки не велика. Смотри, как круто придумать и сделать это самому“».

Loading…

Андрей Ефимов

Директор компании «Простые решения»

Бывают исключительные ситуации. Например, если новичок хорошо разбирается в вопросе, можно дать ему больше свободы, чтобы он почувствовал доверие руководителя. А если опытный работник делает что-то впервые — подготовить для него инструкцию и применить авторитарный стиль.

Если ситуация в компании сильно меняется, например отделу нужно масштабироваться и авторитарный стиль не дает это сделать, руководитель может сменить его для всей команды, но есть риск потерять часть сотрудников.

«Безболезненно перейти от одного стиля к другому не удастся. При потрясениях такого рода часть команды уходит. Стоит уменьшить потери и инвестировать время в открытые разговоры о том, что происходит и почему. В таком случае уйдут в основном те, кто не готов меняться, что может даже иметь оздоровительный эффект для компании».

Loading…

Максим Десятых

Сооснователь и член совета директоров компании red_mad_robot

Изменения стиля, которые связаны с ростом подчиненных, тоже могут восприниматься болезненно. Чтобы сотрудники поняли, почему руководитель дает им больше свободы и добавляет ответственности, нужно объяснить им причину изменений.

Читайте новости в Telegram Бизнес-секретов

Анонсы мероприятий, ответы от юристов и полезные статьи о бизнесе

Читать Telegram

Авторитарный стиль управления

Специфическими особенностями авторитарного стиля управления являются единоначалие и высокая дистанция власти. Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель берет бразды правления в свои руки, требуя от подчиненных полнейшего повиновения. Данный стиль управления подразумевает то, что все решения в организации принимаются руководителем без учета мнения работников.

Характеристика авторитарного стиля управления

Ярко выражен при авторитарном стиле управления и контроль – строгий, загоняющий рядовых сотрудников в жесткие рамки и лишающий их возможности проявления инициативы. Что касается общения в организации, то оно является лишь средством для осуществления работниками общей деятельности.

Приятельские взаимоотношения не приветствуются, так как превыше всего ценятся не интересы личности, а интересы компании. Руководитель, в свою очередь, также предпочитает выдерживать между собой и своими подчиненными определенную дистанцию, нарушать которую никто не имеет права.

Таким образом, авторитарный стиль управления подразумевает то, что один единственный человек ведет за собой целую организацию, распределяя обязанности, отдавая распоряжения, осуществляя контроль и т.д.

Методы авторитарного стиля управления

В отличие от прочих стилей управления, авторитарный стиль больше ориентируется на наказания за какие-либо провинности работников, нежели на поощрения за какие-либо достижения. Среди основных методов данного стиля управления выделяются: выговоры, приказы, замечания, лишения всевозможных премий и льгот.
Основным психологическим фактором, воздействующим на сотрудников организации, является страх – страх позора, наказания, увольнения. Таким образом, нельзя говорить о том, что авторитарный стиль управления отличается отсутствием мотивации. Мотивация существует, однако представляет она собой подкрепление деятельности работников страхом.

По причине того, что авторитарный стиль управления представлен в двух формах (благожелательной и эксплуататорской), методы управления зависят от того, какая разновидность авторитарного стиля действует в организации. Несложно догадаться, что благожелательная форма авторитарного стиля подразумевает под собой смягчение методов управления, а также значительное уменьшение числа наказаний.

Недостатки авторитарного стиля управления

Безусловно, авторитарный стиль является отнюдь не самым лучшим стилем управления для осуществления нормального функционирования организации. Специалисты полагают, что использовать данный стиль в работе с подчиненными можно лишь в определенных случаях:

1. В экстренных ситуациях, под которыми понимаются всевозможные чрезвычайные обстоятельства и нарушения работы компании, требующие оперативных действий и быстрого принятия решений, а также в условиях ограниченности времени.

2. Анархические настроения организации, требующие немедленного ограничения работников путем введения строгой дисциплины, не допускающей возникновения различных беспорядков, забастовок и т.д.

В компании, не имеющей четко выраженных проблем, авторитарный стиль управления может привести к внутреннему разладу функционирования организации, уничтожению самоконтроля, снижению работоспособности, ухудшению социально-психологического климата, отсутствию инициативности и креативности подчиненных, повышенной текучести кадров, снижению ответственности сотрудников за проделанную ими работу.

Авторитарное лидерство: определение и объяснение

Что такое авторитарное лидерство?

Авторитарное лидерство относится к любой ситуации, когда лидер сохраняет как можно больше власти и авторитета. Также известное как принудительное или диктаторское лидерство, авторитарные лидеры, как правило, сохраняют за собой все полномочия по принятию решений и сами принимают решения о политике, процедурах, задачах, структурах, вознаграждениях и наказаниях. Намерение большинства авторитарных лидеров состоит в том, чтобы сохранить контроль, и они обычно требуют беспрекословного подчинения и уступчивости.

Любой, кто не подчиняется или становится непослушным, может подвергнуться угрозам или даже наказанию в той или иной форме.

Кроме того, было обнаружено, что авторитарные лидеры значительно чаще прибегают к целому ряду как явных, так и скрытых (скрытых) манипулятивных действий, тактик и даже запугиваний, чтобы попытаться обеспечить выполнение своих желаний.

Последствия авторитарного руководства

Было показано, что одним из последствий авторитарного руководства является повышенный уровень стресса у сотрудников, особенно когда они работают в режиме, который нетерпим к ошибкам, ожидает слепого повиновения и уступчивости и стимулирует производительность за счет ожидания, что сотрудники должны работать усерднее и быстрее.

Кроме того, было показано, что авторитарное руководство приводит к злоупотреблению властью. Ряд исследований показал, что авторитарные лидеры, как правило, эмоционально отстранены и часто неспособны сопереживать другим. По сути, они являются лидерами, ориентированными на задачи, а не на людей.

Назад к энциклопедии терминов Oxford Review

Ссылки

Киазад, К., Рестубог, С.Л.Д., Загенчик, Т.Дж., Киевиц, К., и Танг, Р.Л. (2010). В погоне за властью: роль авторитарного лидерства в отношениях между макиавеллизмом руководителей и восприятием подчиненными оскорбительного надзорного поведения. Journal of Research in Personality , 44 (4), 512-519.

Шу, С. К., Чжан, К. А., и Тиан, П. (2013). Во благо или во зло? Интерактивные эффекты трансформационного лидерства с моральным и авторитарным поведением лидера. Journal of Business Ethics , 116 (3), 629-640. https://link.springer.com/article/10.1007/s10551-012-1486-0

Шауброк, Дж. М., Шен, Ю., и Чонг, С. (2017). Двухэтапная модерируемая модель посредничества, связывающая авторитарное лидерство с результатами последователей. Журнал прикладной психологии , 102 (2), 203.

Чжан Ю. и Се Ю. Х. (2017). Авторитарное лидерство и внеролевое поведение: взгляд на ролевое восприятие. Обзор управления и организации 13 (1), 147–166.

Будьте впечатляюще хорошо информированы

Получайте самые последние брифинги по исследованиям, видеообзоры исследований, инфографику и многое другое, которые отправляются вам напрямую по мере их публикации

Будьте самым впечатляюще хорошо информированным и современным человеком в округе. ..

Имя

Адрес электронной почты

Мы используем это поле для обнаружения спам-ботов. Если вы заполните это, вы будете отмечены как спамер.

Работает на ConvertKit

Как то, что вы видите? Помогите нам распространить информацию

Объяснение авторитарного стиля руководства | Малый бизнес

Автор Chron Contributor Обновлено 21 июня 2021 г.

В 1939 году организационный психолог Курт Левин провел исследование, чтобы определить различные стили лидерства. Он обнаружил, что разные стили лидерства проявляются в разных условиях и у отдельных лидеров. В своей основополагающей статье «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате» он выделил три стиля, включая авторитарный, иногда называемый автократическим, лидерство. Понимание ключевых аспектов этого стиля и способов его эффективного применения может помочь менеджерам стать более эффективными лидерами в своей организации, не прибегая к драконовскому менеджменту.

Определение авторитарного лидерства

Авторитарный лидер демонстрирует жесткий контроль над рабочей силой и мотивирует людей посредством применения строго соблюдаемых правил, положений и наказаний. Его слово является окончательным, и сотрудники не должны подвергать сомнению данные им указания. Инструментарий лидерства предполагает, что авторитарное лидерство наиболее эффективно применяется в ситуациях, когда необходим контроль и мало места для ошибок, например, в вооруженных силах. Его также можно эффективно использовать в ситуациях, когда сотрудники неопытны и требуют тщательного контроля, пока они не освоятся со своей работой.

Уважайте свою рабочую силу

Авторитарный лидер может быстро деморализовать рабочую силу, если его посчитают слишком суровым и негибким; даже автократам необходимо достичь положительного баланса между достижением результатов и поддержанием хороших отношений с персоналом. Например, в ситуациях, когда вы предъявляете недвусмысленные и чрезмерные требования к своим сотрудникам, рекомендуется также признать сильные стороны отдельных сотрудников или команды. Помните, как лидер вы задаете направление, но ваши сотрудники реализуют его за вас. Гарвардская школа бизнеса отмечает, что лидеры могут быть четкими, дальновидными и авторитетными, но при этом не быть властными авторитарными.

Установите правила и будьте последовательны

Целесообразно заранее уточнить свои ожидания. Четко объясните сотрудникам, чего вы от них ожидаете, в конкретных и понятных терминах, не оставляющих места для различных интерпретаций. Приложите все усилия, чтобы заранее изложить свои ожидания перед выполнением любой требуемой работы. Когда вы установили и сообщили об этих основных правилах, будьте последовательны в их применении. Крайне важно, чтобы вы относились ко всем одинаково, даже при различных обстоятельствах.

Будьте готовы прислушиваться к отзывам

Один из аспектов хорошего лидера заключается в том, что он готов прислушиваться к отзывам тех, за кого вы отвечаете, даже если вы предпочитаете их игнорировать. Когда вы видите, что слушаете, сотрудники чувствуют, что их взгляды важны и представляют потенциальную ценность для вашей компании. Это показывает, что вы достаточно зрелы, чтобы понять, что у вас нет ответов на все бизнес-задачи, с которыми сталкивается ваша компания, и что иногда у рабочих в цехах есть ценная информация о том, как можно добиться улучшений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts