Нирвана понятие: НИРВАНА • Большая российская энциклопедия

это, определение слова, понятие. Что такое Нирвана, значение, словарь, энциклопедия

Skip to Main Content Area

(санскр.-остывание, угасание, затухание): в древнеиндийской философско-религиозной мысли означает идеальноесостояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства «я», исчезновением личности, индивидуального сознания. «Я» растворяется в Абсолюте (Брахмане), перестает существовать и осознавать себя как нечто отдельное, ограниченное, а в буддизме, где нет понятия Абсолюта, «я» просто обнаруживает собственную иллюзорность. К состоянию нирваны ведет медитация, в которой ищущий наблюдает свои умственные процессы, постепенно все более отрешаясь от обыденных чувств, желаний и переживаний. Для него становятся безразличны чувственные удовольствия, содержимое ума и моменты собственной судьбы. По мере погружения во внутренний мир для медитирующего прекращают существовать боль и наслаждение. Остаются ясность ума и невозмутимость. Постепенно все ментальные феномены также начинают восприниматься как ограниченные, преходящие и чуждые. Внезапно возникает осознание, объектом которого выступает «беззначимость, нестановление и небытие» – нирвана. И субъект и объект знания исчезают. Феномен нирваны находится за пределами нашего повседневного опыта и не может быть точно описан на обычном языке понятий, поэтому характеризуется через отрицание: «не то и не это…». Порой такое состояние квалифицируют как полную бессознательность. Переход к Нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего йог должен полностью отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей. Мудрец, постигший Нирвану, разрывает кармические цепи, приковывающие его к повседневности, и перестает рождаться в мир.

Нирвана

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(санскр. угасание). 1. Вечный покой, прекращение (не является обязательным для самих существ, но обязательно для их эго, желаний, эгоистических действий и умонастроения). Нирвана – свобода от желаний и других ограничений плоти, состояние созерцания, совершенствование духовного. ..

Нирвана

Энциклопедия «Религия»

НИРВАНА (от санскр. «угасать») — в буддизме и джайнизме — конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. Указывает на стремление к освобождению в целях избавления от любых свойств и характеристик в Н…

Нирвана

Философский словарь

(Санскр.) Согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени…

Нирвана

Философский словарь

(санскр., букв. — угасание) — центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. — разрыв в цепи. ..

Нирвана

Философский словарь

(санскр. — угасание, прекращение) — в Буддизме понимается как разрушение желаний, прекращение страданий, всякой «жажды» — жажды жизни, жажды познания, угашение страстей и работы сознания, выход из реинкарнаций. С точки зрения плотского («сансарного») человека — это прекращение…

Нирвана

Новейший философский словарь

см ПРИНЦИП НИРВАНЫ

Нирвана

Теософский словарь Е.П. Блаватской

(Санскр.) Согласно востоковедам, полное «угасание», подобно пламени свечи, абсолютное уничтожение существования. Но в эзотерических толкованиях это есть состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека, во время жизни достигшего высшей степени…

Нирвана

Энциклопедия мифологии

(санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно-мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы сансарического существования к. ..

Нирвана

Психологическая энциклопедия

1. Приблизительно – буддистское понятие, означающее освобождение от цикла смерти и возрождения. Хотя в различных буддистских позициях имеются вариации этой темы, все они сходятся в том, что это состояние, прежде всего, определяется негативно как свобода от мирских забот,…

Поделиться:


Далай-лама. Учения о… | The 14th Dalai Lama

Смотреть видео

Как мы говорили вчера, высшая форма духовной практики – это развитие альтруистического намерения достичь просветления ради блага всех живых существ, то есть зарождение бодхичитты. Это драгоценное, высшее состояние ума, которое также служит источником блага, осуществления временных и высших устремлений. Преобразования ума и сердца невозможно достичь в одночасье. Это постепенный процесс. Хотя в некоторых случаях не исключена возможность внезапных духовных озарений, они ненадёжны и носят временный характер. Но в долгосрочной перспективе настоящее духовное преображение наступает в результате постепенной, длительной тренировки и самодисциплины. 

Конечно, во множестве древнеиндийских духовных традиций в той или иной форме встречается понятие «нирваны», «мокши», «освобождения», «духовной свободы». И также, как мне видится, некоторые древнеиндийские школы отождествляют понятие «освобождения» с некоей материальной реальностью, или сферой бытия. Однако, что касается понимания нирваны, или духовного освобождения, с буддийской точки зрения, то это – состояние ума, а не внешняя реальность. Это – именно состояние сознания. 

Но и в буддийских школах существуют различные представления о том, что именно представляет собой «освобождение», что именно есть «нирвана» и так далее. Например, классическая буддийская школа под названием вайбхашика утверждает, что исторический Будда Шакьямуни был полностью просветлён и поборол две из четырёх пагубных сил – силу омрачений (омрачающих мыслей и эмоций), а также мощную силу желания, или привязанности. Он не преодолел силу смерти и силу скандх, психофизических совокупностей. С точки зрения данной школы, конечная нирвана – это полное прекращение, или угасание, личности. Имеется в виду то, что когда достигается конечная нирвана, даже личность, индивидуум, прекращает свое бытие. Конечно, подобное воззрение не признаётся во множестве других буддийских школ. Например, существует широко известное возражение философа Нагарджуны, который говорил:

«Если мы признаем понимание нирваны в школе вайбхашика, 
Последует вывод, что нирваны никто не достигает.
Потому что, если при достижении конечной нирваны перестаёт существовать даже личность, 
Значит, нирваны не достигает никто.
А это – абсурд».

Вчера мы говорили о том, что личность, индивидуум представляет собой обозначение, наложенное на основу из психофизических совокупностей − ума и тела. Если ум и тело полностью прекратят своё существование, перестанет существовать и личность. Это, однако, не признают другие буддийские школы. Итак, мы видим, что даже среди буддийских школ существуют расхождения на предмет того, что такое «нирвана», или «освобождение». 

В школе вайбхашика есть много и [других] положений, которые отрицаются в более поздних буддийских школах. Так, в своей эпистемологической теории вайбхашики оспаривают любое понятие внутренней чувственной информации, говоря, что чувственное восприятие происходит в результате простого взаимодействия органов чувств с материальными объектами, и между ними нет никаких посредников в виде опор чувственного восприятия (аятан). Это, опять же, отрицается в других буддийских школах.
Подобным образом, у вайбхашиков более грубое понимание вопроса о природе сознания в момент умирания.

Одно из возражений в отношении эпистемологической теории вайбхашиков о несуществовании опор чувственного восприятия состоит в том, что для явного восприятия материального объекта он должен воочию предстать перед нами. Однако это не подтверждается нашим личным опытом, потому что мы можем отчетливо представить себе любой объект так, будто он находится прямо перед нами. Итак, многие воззрения буддийской школы вайбхашика можно считать грубыми, а воззрения других философских школ буддизма – более утончённым пониманием этих вопросов. 

Один из основных примеров состоит в том, что, согласно вайбхашике, в момент смерти сознание может добродетельным, недобродетельным, или же нейтральным, тогда как другие буддийские школы спорят с вайбхашикой, говоря, что в сам момент смерти сознание всегда остается нейтральным. И это – очень тонкое состояние сознания. Итак, мы видим, что воззрения других философских школ гораздо сложнее и утончённее.

Более поздние школы утверждают, что, когда благодаря совершенствованию на духовном пути мы начинаем очищать свои ум и тел от отрицательных качеств, совершенствовать их и устраняем загрязнения ума, в итоге прекращаются и следы, или проявления, этих загрязнений – нечистые тело и ум. Однако это не означает, что одновременно прекращается и сам поток личности. Он продолжает существовать на другом уровне, обладая более чистыми, совершенными, свободными от этих загрязнений качествами. В этой связи в буддийских источниках приводится понятие так называемого «существования на уровне ментального тела». Итак, существует немало противоречивых точек зрения относительно того, в чём состоит природа освобождения, просветления и т. п.

Согласно буддийским представлениям, природу истинного освобождения, или духовной свободы, следует понимать как качество ума. Это свобода от различных отрицательных аспектов и загрязнений. Согласно великому мыслителю мадхьямаки Чандракирти, освобождение, или истинное пресечение – это абсолютная, или высшая истина. Смысл здесь в том, что понимание истинного пресечения может возникнуть только на основе постижения высшей природы реальности, иными словами, пустоты. Мы видим, что именно постижение пустоты, постижение высшей природы реальности, позволяет устранить загрязнения ума, а неведение в отношении высшей реальности служит корнем любого омрачения, любой завесы, любой запутанности. Пустота ума в его совершенном состоянии и есть истинное освобождение.  

Итак, мы понимаем, что основа истинного освобождения – это пустота. И знание, то есть средство, с помощью которого мы избавляемся от завес – тоже пустота. И конечное, совершенное состояние, в котором мы обретаем подобное освобождение – тоже пустота ума. 

Истинное пресечение, или освобождение, – это качество, имеющее два измерения. Одно из них – полная свобода от всех загрязнений, а другое – полное отрицание самобытия. Например, в первой строфе трактата «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-карика), где Нагарджуна выражает поклонение Будде, говоря, что Будда учил о принципах зависимого происхождения и пустоте, он описывает истинное пресечение как состояние полного умиротворения всех умопостроений и измышлений. Когда все умопостроения и измышления успокоены, умиротворены – это и есть истинное пресечение.

Сострадание – это непроизвольное желание, чтобы все живые существа освободились от страдания. Поэтому сострадание считают корнем всех альтруистических деяний и намерений. И здесь требуется развитие такого сострадания, которое в буддизме называют «великим состраданием». Оно обладает достаточной силой, чтобы привести нас к чувству ответственности за других. Преисполняясь истинного сострадания, практикующий начинает чувствовать, что принесение благоденствия всем матерям-живым существам – его долг. Такой человек самоотверженно возьмёт на себя ответственность за то, чтобы осуществить это на деле. Для этого требуется мощное сострадание. В махаянской литературе это положение постоянно повторяется и подчёркивается, что великое сострадание – основа всех достоинств, корень всего духовного пути махаяны и корень бодхичитты.

В своём сочинении «Украшение сутр» (Сутра-аламкара) Майтрея указывает, что сострадание – это корень бодхичитты, корень альтруистического намерения. Чандракирти также пишет во «Вхождении в срединность» (Мадхьямака-аватара), что сострадание − высшее духовное качество, сохраняющее свою значимость во все времена. Его важность сохраняется в начале пути, в ходе пути и даже после достижения полного просветления. Итак, что я хочу сказать − в любом письменном источнике махаяны мы найдем не только восхваление сострадания, но и неоднократные упоминания о его важности, а также о том, что сострадание служит корнем любых духовных начинаний. 

В общем, когда мы говорим о сострадании, нужно понимать, что сострадание – это желание, чтобы другое живое существо – объект нашего сострадания – освободилось от страданий. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что есть два уровня сострадания. На первом уровне сострадание остаётся лишь желанием – простым желанием, чтобы другое существо – его объект – было свободно от страдания. Но есть и другой, высший уровень сострадания, на котором эта эмоция превосходит простую мечту и перерастает в желание что-то для этого предпринять. То есть, в наших мыслях и эмоциях также возникает ответственность за других, долг перед ними. Таким образом, говорится о двух разных уровнях сострадания.

Однако для успешного развития сострадания по-настоящему необходим сопутствующий фактор мудрости, проникновения в суть вещей. Если у вас нет мудрости, то, при встрече со страдающим объектом, у вас может непроизвольно возникнуть искреннее сострадание, но, поскольку ваши способности ограниченны, вы просто пожелаете: «Пусть этот человек освободится от боли и страдания!» Но это чувство может постепенно перерасти в ощущение собственной беспомощности, потому что вы сразу же осознаете: «Я ничего не могу с этим поделать». В то же время, если вы вооружены мудростью, то у вас гораздо больше ресурсов, из которых вы можете черпать свои силы. В таком случае, чем больше вы сосредоточиваетесь на объекте сострадания, тем мощнее становится ваше сострадание. 

В буддийской литературе говорится о двух видах, или уровнях, сострадания. Первый – это простое желание, чтобы другое существо освободилось от страдания. Такое сострадание не подкреплено никаким постижением – ни природы страдания, ни природы этого живого существа. Но есть и второй уровень развития сострадания, когда наше сострадание к другому существу не сводится к одному лишь желанию, чтобы оно освободилось от страдания, но также подкреплено постижением непостоянной, преходящей природы бытия. Итак, мы определяем сострадание как желание, чтобы другое существо было свободно от страдания. Поэтому для его развития требуется способность чувствовать связь с этим существом. Ведь чем ближе мы к человеку, животному или кому бы то ни было, тем больше будем способны сочувствовать этому существу. Следовательно, первым элементом духовной практики сострадания будет развитие в себе способности сопереживать другим, ощущать свою связь с ними, близость к ним. В буддийских источниках это описывается как «близость к объекту сострадания», как «любящая доброта», но точнее будет назвать это ощущением связи с другими и близости к ним. Чем ближе вы к другому живому существу, тем сильнее ощущаете, что для вас невыносимо видеть его страдания. Ведь страдание – это то, от чего мы желаем другим освободиться, поэтому другой элемент практики сострадания – это более глубокое постижение природы страдания.

Что касается способов развития такого чувства близости к другим − что является ключевым элементом практики сострадания, − то в буддийской литературе говорится о двух основных методах. Один из них, хотя он исходит от Нагарджуны, был лучше проработан и полнее представлен Шантидевой в его труде «Бодхичарья-аватара». Он называется «уравниванием и обменом себя на других». Второй метод известен как «семь пунктов причинно-следственной взаимосвязи», и в нём основной акцент ставится на развитии такого отношения к другим живым существам, которое позволит нам рассматривать всех их как своих родных и близких. 

Итак, в зависимости от индивидуальных предрасположенностей, наклонностей, менталитета и так далее, можно предположить, что для одних людей более действенен семичленный метод причинно-следственной взаимосвязи, а для других полезнее метод уравнивания и обмена себя на других. Однако в тибетской традиции принято выполнять практику, в которой объединены оба этих метода. Хотя в этом тексте – «Восемь строф для тренировки ума» – основное внимание уделяется методу уравнивания и обмена себя на других, в нём можно найти указания и на то, что других живых существ следует считать своими матерями.  

На первом этапе этой практики мы стараемся развить в себе равностное отношение ко всем существам и способность смотреть на них беспристрастно. Тем самым мы ставим своей целью преодоление предвзятости в мыслях и эмоциях, которые мы испытываем к другим существам. В ходе этой духовной практики мы стремимся избавиться не только от таких сильных отрицательных эмоций, как гнев и ненависть к другим существам, но и стараемся устранить привязанность, которую мы чувствуем к любимым людям. Конечно, в том чувстве близости, которое мы питаем к любимым, есть элемент сердечности, любви и сострадания, но зачастую к такой любви, к таким чувствам примешивается привязанность. Подобное отношение к человеку зачастую влечёт за собой крайние эмоциональные проявления. Если этот человек совершает то, что не оправдывает наши ожидания или им противоречит, то его поступок может принести нам гораздо больше боли, чем кого-либо другого. Итак, в данной духовной практике мы пытаемся справиться и с этой проблемой, добиваясь того, чтобы наше чувство близости к другим было искренним, без примеси привязанности или желания.

Главное, чего мы хотим добиться в практике равностности, на первом этапе, – это избавление от чувства предвзятости, которое мы обычно и естественно питаем к другим. Кроме того, привязанность ограничивает наше видение, наше восприятие так, что мы не способны видеть вещи в более широкой перспективе.

По-видимому, это действительно так. Недавно, когда я участвовал в семинаре по науке и религии в Аргентине. Одним из его участников был учёный – наставник известного нейробиолога Франциско Варелы. Он отметил, что даже для профессионального учёного очень важно придерживаться основного принципа: когда он занимается исследованиями, ему нельзя эмоционально вовлекаться в предмет своего исследования, потому что привязанность оказывает на нас отрицательное воздействие, ограничивая и замутняя наше видение. С этим я полностью согласен. В практике равностности наша цель – избавиться от предвзятости и противоречивых мыслей и эмоций, чтобы научиться равностно относиться ко всем остальным людям.

Мне также хотелось бы сказать, что я высоко ценю тот факт, что Западе, как правило. уделяется большое внимание объективности; постоянно говорится о том, что нам необходимо быть объективными. Однако я также замечаю здесь большое противоречие. Когда я общаюсь с людьми различных профессий, особенно из западных стран, то, как выясняется, эти люди сильно привязаны собственной профессии – для них это что-то вроде самоиндентификации. Они словно думают, что эта профессия невероятно значима для всей планеты и её населения! Она почти незаменима! И если этой профессии вдруг не станет, от этого пострадает весь мир! Такой подход говорит о том, что у подобных людей привязанность выходит за рамки приличия. 

Великий тибетский мыслитель Цонкапа однажды сказал: «Иногда люди, взяв в руки одно зернышко и изучив его, говорят: все остальные зерна во всей вселенной точно такие же». Здесь мы имеем дело с такого же рода привязанностью к собственным ограниченным представлениям. Так что, по всей видимости, существует противоречие между этими двумя аспектами западного мышления.  

Кроме того, в практике развития равностностного отношения ко всем иногда полезно совершать определенные визуализации. Например, вы можете представить перед собой трех разных людей – близкого и дорогого вам человека, к которому вы сильно привязаны; человека, которого вы считаете своим врагом и который вам неприятен; а в середине – постороннего, к которому вы безразличны. Итак, вы представляете перед собой этих трёх людей и затем отдаётесь на волю своих естественных мыслей и эмоций по отношению к этим трём личностям. И как только в вас естественным образом проявятся чувства, вы заметите, что к любимому человеку вы ощущаете близость и большую привязанность; неприятный человек, разумеется, вызывает у вас отторжение, возможно, даже враждебность и отчуждённость, а посторонний не будит в вас ни малейших эмоций, вы к нему безразличны. И тогда попытайтесь поразмыслить, почему вы испытываете такие разные эмоции к этим трём людям… Почему вы так привязаны к своим любимым… У вас будут на это определённые основания: это – мой любимый человек, он сделал для меня тот-то и то-то, он со мной связан. Но спросите себя: постоянны ли эти характеристики? Это не совсем так. Ваш друг, возможно, дорог вам сейчас, но так было не всегда − особенно с буддийской точки зрения. Если принять во внимание множество предыдущих рождений, то тот, кто близок к вам в этой жизни, мог быть вашим врагом в предыдущей жизни и вам вредить. Поэтому на самом деле нет никаких оснований для того, чтобы испытывать к людям ярко выраженную привязанность, крайние эмоции. Когда вы переключите своё внимание на человека, который вам неприятен, и спросите себя, почему вы так дурно относитесь к нему, то поймёте, что понятие «враг» – тоже нечто временное. Вы начнёте видеть, что нет никаких оправданных оснований к тому, чтобы испытывать к этому человеку такую сильную ненависть и неприязнь. 

Затем вы переводите взгляд на человека посередине, который вам безразличен. Вы аргументируете это тем, что он практически не имеет для вас никакого значения в этой жизни. Однако в прошлых рождениях этот человек мог быть очень важен для вас, и даже в этой жизни, но позже, может приобрести для вас особое значение… Итак, когда вы выполняете подобную визуализацию, это помогает вам уравновесить крайние, предвзятые эмоции, которые вы испытываете по отношению к другим, и установить прочную основу для более здорового чувства близости.  

Гьялцаб Ринпоче приводил в этой связи чудесную аналогию. Он сравнивал равностность с распаханным полем, с плодородной почвой. Как только вы выровняли поле, вы можете затеи увлажнить его влагой любви, и, когда посеете в нём семена сострадания и станете за ними ухаживать, из них сами по себе вырастут побеги бодхичитты, альтруистического устремления. Это – прекрасный образ.

Обдумывая эти строки с разных сторон, вы почувствуете, что крайние эмоциональные проявления, которые возникают у нас в отношении разных людей, пожалуй, неразумны. 

На втором этапе, после развития в себе равностного отношения ко всем существам, мы учимся относиться к ним как к близким и родным, как к собственной матери, к отцу или к близкому другу. И здесь, конечно, имеет значение тот факт, что, с точки зрения буддийского учения, наши рождения безначальны. Все живые существа в какой-то момент своего существования были нам матерью, отцом, близким другом и так далее. Именно так нам нужно смотреть на других существ, стараясь почувствовать к ним близость.  

Почему в традиционных источниках придаётся такое большое значение способности видеть во всех живых существах своих матерей? Дело в том, что в мире людей в уходе за детьми и их воспитании главную ответственность несёт именно мать. В мире животных дело обстоит точно так же, за исключением некоторых случаев, когда отец так же играет в этом существенную роль… Например, есть виды птиц, у которых мать почти не участвует в строительстве гнезда. Именно отец, самец, трудится, вьёт гнездо, а самка зачастую просто наблюдает за этим процессом и проверяет, всё ли идёт как надо (смех) Мне кажется, отец и должен брать на себя больше ответственности в уходе за потомством, это вполне справедливо… Однако, как правило, все обстоит не так. Обычно именно мать ухаживает за потомством. 

Посмотрите на бабочек. Бабочки откладывают яйца, и нет ни никакой вероятности, что эти бабочки встретятся со своим выводком, когда тот вылупится из яиц. Но, даже несмотря на это матери, всегда стараются отложить яйца в безопасном месте, где есть пища и защита. Конечно, нельзя сказать, что такие животные обладают состраданием в том смысле, как мы его понимаем. Но по какой-то причине – биологической, в силу химических процессов, или сострадания, – факт остаётся фактом: мать готова на что угодно, лишь бы обеспечить своему потомству уход и пропитание. Именно по этому в буддийских текстах − индийских и тибетских − мать выделяют как образец наилучшего отношения к другим живым существам. И на самом деле в тибетском языке существует устойчивое выражение «матери-живые существа». 

Это тибетское выражение так глубоко укоренилось в тибетском менталитете, что даже приобрело некий поэтический оттенок. Когда люди рассуждают о расовых или гендерных вопросах в контексте тибетской культуры, я говорю им, что для меня выражение «матери-живые существа» и стоящая за ним идея – действительно величайший пример признания роли матери в буддийской культуре. Выражение «матери-живые существа» обладает колоссальной мощью, так как вызывает у нас чувства. С отцом дело обстоит иначе. Выражение «отцы-живые существа» звучит как-то странно (смех). Неуместно…

На самом деле, тибетское выражение «ма ген сем чен там че», «дорогие сердцу матери-живые существа» – звучит довольно поэтично и даже сентиментально, эмоционально. 
Если же попытаться сказать то же самое применительно к отцу − «па ген сем чен там че», то получится что-то вроде «дорогой папаша». Это прозвучит несколько уничижительно, словно речь идет об эдаком «безответственном шалуне» (смех). 

Итак, в традиционной литературе глубокое понимание того, что все живые существа были нам матерями, основано на признании существования бесчисленных перерождений.

Nirvana Определение и значение — Merriam-Webster

нир·ва·​на nir-ˈvä-nə 

(ˌ)nər-

часто пишется с большой буквы

1

: окончательное блаженство (см. смысл блаженства 1а), которое превосходит страдание, карму и сансару и достигается в буддизме через угасание желания и индивидуального сознания

2

а

: место или состояние забвения заботы, боли или внешней реальности

алкогольная нирвана

также : блаженство, рай

Курорт — нирвана для лыжников и сноубордистов.

б

: цель, на которую надеялись, но явно недостижимая : мечта

… эта нирвана … метеоролога: Надежная система прогнозирования.— Newsweek

нирванический

нир-ва-ник

-ва-

(ˌ)nər-

имя прилагательное

Синонимы

  • забывчивость
  • забвение
  • забывчивость

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

спа-опыт был неделей чистых нирвана популярная фантазия о том, что жизнь бродяги по пляжам в южной части Тихого океана будет бесконечной нирвана

Недавние примеры в Интернете Вниз по одной дороге лежала хайековская нирвана полностью приватизированных денег и ценообразования всего; на другом лежала мечта о более равноправном мире, построенном на всеобъемлющей реформе международной экономической системы.

— Аарон Тиммс, Новая Республика, , 31 октября 2022 г. В то время как индусы связывают праздник с возвращением лорда Рамаса из изгнания, джайны считают его днем, когда Господь Махавира достиг состояния нирваны (мокши), согласно BBC. — Скайлер Карузо, 9 лет.0039 Peoplemag , 22 октября 2022 г. Поклонники устройства для изготовления наклеек P-Touch от Brother знают, что иметь такое устройство и использовать его для унифицированной маркировки всего в доме — это все равно, что достичь организационной нирваны . — Алесандра Дубин, Женский день , 18 сентября 2022 г. Модель зрелости кибербезопасности может стать хорошим ориентиром для достижения всеобъемлющей безопасности
нирваны
. — Эмиль Сайех, 9 лет0039 Forbes , 16 августа 2022 г. Путь Гиббса к спортивной нирване маловероятен, судя по его семейной истории. — Эдвард Ли, Балтимор, солнце , 31 августа 2022 г. Крещенный теплым пятничным днем ​​в преддверии автомобильной недели в Монтерее, объект площадью 40 000 квадратных футов представляет собой кусочек нирваны для всех, кто отдаленно тронут автомобильной ностальгией по старой школе. — Басем Васеф, 9 лет0039 Отчет Робба , 26 августа 2022 г. Ничто из этого не означает, что Германия превращается в либертарианскую
нирвану
. — Редакционная коллегия, WSJ , 14 августа 2022 г. Любители природы круглый год найдут нирвану в горах Голубого хребта, хотя весна, лето и осень — лучшее время года для посещения с буйной флорой, приятной погодой и множеством мероприятий на свежем воздухе. — Энн Оливия Баузо, 9 лет.0039 Путешествия + Отдых , 31 мая 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «нирвана». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

Санскрит nirvāṇa , буквально, акт гашения, от nis- out + vāti он дует — больше при входе ветра 1

Первое известное использование

1829, в значении, определенном в смысле, определенном в смысле 0 90 3

3 90 Путешественник во времени

Первое известное использование nirvana было в 1829 г.

Посмотреть другие слова того же года нирманакая

нирвана

принцип нирваны

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Нирвана».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/nirvana. Доступ 22 декабря 2022 года.

Копия цитирования

Подробнее от Merriam-Webster на

Nirvana

Nglish: Перевод Nirvana для носителей испанского языка

English: Translation Nirvana для арабских

. com: Энциклопедическая статья о nirvana

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Nirvana — New World Encyclopedia

Нирвана (пали: Ниббана, означает «угасание» или «задувание» тройного огня жадности, гнева и заблуждения) — высшая цель буддизма Тхеравады, понимаемая как прекращение страдания (дуккха). ). Будда описал нирвану как необусловленный способ существования, свободный от загрязнений ума (килеса) таких как вожделение, гнев или страстное желание. Это высшее духовное достижение, растворяющее причины будущего становления (Карма) , которые заставляют существ вечно блуждать по царствам желаний и образуют (сансару).

Существует много синонимов нирваны, как показано в следующем отрывке из Самьютта Никая

(буддийское писание), в котором нирвана описывается как:

… дальний берег, тонкий, очень трудно увидеть, нестареющий, стабильный, нераспадающийся, непроявленный, неразмножающийся, мирный, бессмертный, возвышенный, благоприятный, безопасный, разрушение жажда, чудесное, удивительное, не болеющее, не болеющее состояние, незатронутое, бесстрастие, чистота, свобода, неприлипчивое, остров, убежище, убежище, убежище… (СН 43:14)

Содержание

  • 1 Описание
    • 1. 1 Паринирвана
  • 2 Нирвана в буддийских комментариях
  • 3 точки зрения Махаяны
    • 3.1 Махапаринирвана Сутра
  • 4 заблуждения
  • 5 Примечания
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки
  • 8 кредитов

Концепция нирваны остается важным идеалом и стремлением миллионов буддистов во всем мире.

Описания

Традиционно определения нирваны даются, говоря, чем она не является, таким образом указывая на невыразимую природу нирваны. Будда не одобрял определенные направления рассуждений, в том числе рассуждения о состоянии просветленного существа после смерти, на том основании, что такие вопросы бесполезны для достижения просветления; таким образом, можно сказать, что определения нирваны не имеют доктринального значения в буддизме.

Приближаясь к нирване с угла via negativa, Будда называет нирвану «необусловленным элементом» (т. е. неподвластным причинности). Это также «прекращение становления» (bhavanirodha nibbānam) (SN-Att. 2.123). Нирвана также никогда не понимается как место, но антиномия сансары, которая сама по себе является синонимом невежества ( avidyā ; пали: avijjā

). Кроме того, нирвана — это не цепляющееся существование, которым, как говорят, страдает человечество. У него нет ни начала, ни конца. Это не сделано и не сфабриковано. В нем нет двойственности, поэтому его нельзя описать словами. В нем нет частей, которые можно было бы отличить друг от друга. Это не субъективное состояние сознания. Оно не обусловлено ничем иным. С доктринальной точки зрения «освобожденный разум» (читта) , который больше не цепляется, означает Ниббану [Нирвану]» (Маджхима Никая 2-Атт. 4.68).

Говоря позитивно, нирвана несет в себе коннотации успокоения, охлаждения и покоя. Осознание нирваны сравнивается с окончанием авидьи (невежества), которое увековечивает волю в осуществлении воплощения ума в биологической или иной форме, вечно переходя из жизни в жизнь (сансара). Самсара вызывается главным образом страстным желанием и невежеством (см. зависимое происхождение). Таким образом, нирвана — это не место и не состояние; это абсолютная истина, которую нужно осознать.

Паринирвана

Вхождение Будды в Паринирвану

В буддизме паринирвана (означает «полное угасание») — окончательная нирвана, обычно понимаемая как доступная только после смерти тела того, кто достиг полного пробуждения (бодхи). Это конечная цель буддийской практики, подразумевающая освобождение от цикла смертей и перерождений, а также растворение всех мирских физических и ментальных совокупностей, известных как 9.0185 скандх (форма, чувство, восприятие, умственные построения и сознание). Когда человек, достигший нирваны, умирает, его или ее смерть упоминается как паринирвана (полная смерть) и говорится, что человек больше не переродится. Буддизм считает, что конечной целью и концом сансарического существования (постоянного «становления» и «умирания» и никогда настоящего существования) является реализация нирваны; то, что происходит с человеком после его паринирваны, невозможно объяснить, так как оно находится за пределами всякого мыслимого опыта.

Буддийский термин Махапаринирвана, означающий «великая, полная Нирвана», относится к конечному состоянию нирваны (вечный, высший покой и счастье), в которое вступает Пробужденное Существо (Будда) или «архат» (пали: арахант ) в момент физической смерти, когда мирские скандх (составные элементы обычного тела и ума) сбрасываются и остаются только буддхические скандх . Однако это может также относиться (в Махаяне) к тому же самому внутреннему духовному состоянию, достигнутому во время физической жизни Будды. В буддийском писании Махаяны, озаглавленном «Махаяна Махапаринирвана Сутра», Будда учит, что в отличие от «обычной» нирваны, «Махапаринирвана» — это высшее состояние или царство, реализованное совершенным Буддой, состояние, в котором это буддхическое существо пробуждается к «Вечному , Блаженство, Высшее Я и Чистота». Только в Махапаринирване это Истинное Я Будды считается полностью различимым. Можно понять связь между нирваной и самсара с точки зрения Будды на земле. Будда был и в самсаре, и в достигнув нирваны, так что его видели все, и одновременно свободен от сансары.

Нирвана в буддийских комментариях

Комментарий буддийского сарвастивадина, Абхидхарма-махавибхаса-састра, обеспечивает тщательный анализ возможных этимологических значений нирваны, происходящих от его санскритских корней:

  • Вана, подразумевает путь перерождения, + нир, означает «уход» или «нахождение вдали от пути перерождения».
  • Вана, означает «вонь», + нир, означает «свобода»: «Свобода от зловония мучительной каммы».
  • Вана, означает «густые леса», + нир, означает «избавиться» = «навсегда избавиться от густого леса пяти совокупностей (панча скандха), » или «трех корней». жадности, ненависти и заблуждения (лобха, доша, моха) » или «три характеристики существования» (непостоянство, анитйа ; неудовлетворенность, дуккха ; бездушие, анатма ).
  • Вана, означает «плетение», + нир, означает «узел» = «свобода от узла мучительной нити каммы».

Перспективы Махаяны

В буддизме Махаяны нирвана называется «противоположностью» самсары или подразумевается, что она отделена от самсара проблематична с доктринальной точки зрения. Согласно раннему буддизму Махаяны, нирвана и сансара могут рассматриваться как два аспекта одной и той же воспринимаемой реальности. Ко времени Нагарджуны (второй век г. н.э. г.) утверждается тождество нирваны и сансары .

Школа Тхеравады делает дихотомию самсары и ниббаны отправной точкой всего пути к освобождению. Более того, она трактует эту противоположность как детерминанту конечной цели, которой как раз и является трансцендентность 9.0185 самсара и достижение освобождения в Ниббане. Чем Тхеравада существенно отличается от школ Махаяны, которые также начинают с двойственности сансары и нирваны, так это тем, что эта полярность не рассматривается как простой подготовительный урок, предназначенный для тех, у кого грубые способности, который в конечном итоге будет заменен некой более высокой реализацией недвойственность. С точки зрения палийских сутт, даже для Будды и архатов страдание и его прекращение, самсара и Ниббана, остаются разными.

Махапаринирвана Сутра

Природа нирваны обсуждается в том, что якобы является последней из всех сутр Махаяны, предположительно прочитанной Буддой в последний день его жизни на земле — Махапаринирвана Сутра или Нирвана Сутра. Здесь, а также в ряде связанных Татхагатагарбха сутр, в которых Татхагатагарбха отождествляется с вечным Я Будды или вечной природой, Будда Махаяны говорит о нирване в очень «катафатических», положительных терминах. Нирвана, или «Великая Нирвана», указывается как сфера или область 9.0185 (вишая) Истинного Я. Это рассматривается как состояние, которое составляет достижение того, что есть «Вечное, Я, Блаженство и Чистота». Таким образом, Маха-нирвана («Великая Нирвана») становится эквивалентом невыразимой, непоколебимой, исполненной блаженства, всепроникающей и бессмертной Самости самого Будды — тайны, которую не могут адекватно постичь никакие слова и которая, согласно Нирване Сутра, , может быть полностью познана только Пробужденным Существом — совершенным Буддой — непосредственно.

Поразительно, но Будда из Махапаринирвана Сутры дает следующее определение атрибутов нирваны, которая включает в себя конечную реальность Я (не путать с «мирским эго» пяти скандх ):

Атрибуты Нирваны восьмеричны. Что это за восемь? Прекращение [ ниродха ], красота / благотворность [ субха ], Истина [ сатья ], Реальность [ таттва ], вечность [ нитья ], блаженство [ сукха ], Атман [ атман ] и полная чистота [ парисуддхи ]: это Нирвана.

Далее он утверждает: «Не-Я есть Самсара [цикл перерождений]; Я (атман) есть Великая Нирвана».

Здесь Будда Махапаринирвана Сутры настаивает на своей вечной природе и подтверждает свою идентичность с устойчивым, блаженным Я, говоря:

Это не тот случай, когда присущая Нирване природа изначально не существовала, но существует сейчас. Если бы изначальная природа Нирваны не существовала изначально, а существует сейчас, то она не была бы свободна от пороков (āsravas) и не будет вечно (nitya) присутствовать в природе. Независимо от того, есть будды или нет, его внутренняя природа и атрибуты присутствуют вечно… Из-за затемняющей тьмы ментальных омрачений 90 185 (клеш) 90 186 существ не видят его. Татхагата, наделенный всеведением 90 185 (сарваджня-джняна), 90 186, зажигает светильник прозрения своим мастерством в средствах 90 185 (упая-каушалья) 90 186 и заставляет бодхисаттв воспринимать Вечное, Блаженство, Атман и Чистоту. Нирваны.

Согласно этим учениям Махаяны, любое существо, достигшее нирваны, не изглаживается и не исчезает: происходит угасание непостоянного и склонного к страданию «мирского я» или эго (состоящего из пяти изменчивых скандх), но не бессмертного «сверхмирского» Я внутреннего Будды Принципа (Buddha-dhatu). Духовная смерть для такого существа становится совершенно невозможной. Будда утверждает в Махаяне Махапаринирвана Сутре (тибетская версия): «Нирвана бессмертна… Те, кто перешел в нирвану, бессмертны. Я говорю, что любой, кто наделен тщательным усердием, не состоит, и даже если он занимается сложными вещами, он не стареет, они не умирают, они не погибают».

Неправильные представления

Существует множество заблуждений, связанных с буддийской концепцией нирваны, которые происходят из-за связи буддизма с индуизмом. Метафизически следует отметить, что нирвана не считается такой же, как индуистская концепция мокша. Хотя эти две концепции могут показаться похожими, поскольку каждая из них относится к избавлению от сансарных страданий, тем не менее они все же основаны на разных метафизических предпосылках и непротиворечивы.

В Сааманнапхала Сутте Дигха Никаи Будда ясно обрисовывает различия между его учением о нирване и учением индуистских школ, которые считаются ошибочными. Будда подчеркивал, что индуистская вера в постоянное «я» (атман) не только отрицает деятельность нравственной жизни, но и впадает в форму цепляния, препятствия на пути к духовному освобождению. [1]

Нирвана — это полная реализация срединного пути, отрицающая крайний взгляд на нигилизм (пали: Уччедавада ), ни этернализм (пали: Сассатаваада ), ни монизм «единства с Брахманом» (как учит индуизм). Нирвана — это не этернализм, как постулирует Будда Анатта (не-я), поэтому нет ни бессмертия личного я, ни нигилизма:

…который отождествляет психофизическую личность (наама-руупа) с телом (руупа), отвергающим человеческое усилие и грядущий мир (пара-лока). Когда тело мертво, это влечет за собой полное уничтожение психофизического человека, без продолжения сознания для несения морального возмездия за содеянное. [2]

Таким образом, раннебуддийская концепция нирваны отличается как от ведической концепции нирваны, описанной в нескольких Упанишадах, особенно в Нирвана-упанишадах, так и от ведической концепции мокша, союз атмана (души) с Брахманом, и это не то же самое, что Небеса во многих других религиях.

Notes

  1. ↑ [1] Бхиккху Тхич Нхат-Ту, Отличие учений Будды от брахманизма и шраманизма.
  2. ↑ [2] Бхиккху Тхич Нат-Ту, Отличие учений Будды от брахманизма и шраманизма.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Коллинз, Стивен. 1998. Нирвана и другие буддийские радости. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521570549
  • Кабит-Зинн, Джон. 2005. Куда бы вы ни пошли, вы там. Гиперион. ISBN 1401307787
  • Уэлбон, Гай Ричард. 1969. Буддийская нирвана и ее западные интерпретаторы. Чикаго: Чикагский университет. ASIN: B000GZWMD2
  • Ямамото, Косё. 2000. Махаянство: критическое изложение сутры Махаяны Махапаринирвана. Лондон: Публикации Нирваны.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 15 ноября 2022 г.

  • Будда — путешествие героя в нирвану.
  • Спасение против освобождения, буддийский взгляд на райские миры.
  • Освобожденный разум, подобный огню — обсуждение образов огня, которые использовались во времена Будды.
  • Буддийская практика, основанная на четырех стадиях просветления Будды, ведущих его к нирване.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts