Леон Фестингер «Теория когнитивного диссонанса» — рецензия — Психология эффективной жизни
Автор
Леон Фестингер (1919–1989) — знаменитый американский социальный психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, автор теории когнитивного диссонанса.
Сложность изложения
4 из 5. Рекомендуется в том числе психологам.
Целевая аудитория
Все, кто хочет обрести внутреннее согласие, разобраться с возникающими диссонансами.
Зачем читать
Автор описывает проблемы социальной психологии, предлагая нас углубиться в теорию когнитивного диссонанса. Люди хотят обладать равновесием между информацией из внешних источников и персональными мотивами поведения, и желание устранить этот диссонанс становится основной потребностью в жизни каждого человека.
Читаем вместе
Когнитивная система является сложным комплексом знаний о людях и объектах: когнитивный диссонанс определяется как несоответствие между двумя когнитивными элементами и опытом, мыслями, информацией, когда сознание пытается сопоставить логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии.
Любой из нас стремится сохранить внутреннюю гармонию, объединяя установки и взгляды в некую систему, в которой все элементы согласованы. Мы склонны обращать внимание на то, что является исключением из последовательного поведения, и эти исключения мы редко признаем, пытаясь рационализировать возникшие противоречия. Примером может выступать курение, когда мы рационально обосновываем удовольствие от него или незначительные изменения в здоровье. Но чаще всего попытки обоснования терпят крах, и в нашей системе наступает психологический дискомфорт.
Фестингер выделяет основные гипотезы теории (диссонанс = несоответствие, консонанс = соответствие):
- Появление диссонанса мотивирует человека на стремление добиться консонанса.
- Помимо желания уменьшить диссонанс, человек будет избегать ситуаций и той информации, которые способны его увеличить.
Когнитивный диссонанс является условием, которое приводит к уменьшающим его действиям, этот фактор обладает мощной побудительной силой. Под знанием понимается мнение или убеждение людей относительно них самих, их поведения и мира вокруг.
Когда у человека появляется новая информация относительно какого-то явления или непредсказуемого события, в его системе знания наступает диссонанс. В нашей жизни практически не бывает очевидных ситуаций, по поводу которых не возникали бы противоречия. Когда перед человеком стоит задача сделать выбор или сформировать определенное мнение, у него возникает диссонанс между осознанием действий и известными мнениями, принимающими сторону иного варианта развития событий.
Автор ищет способы понимания таких условий, в которых диссонанс уже не является мимолетным явлением. На примере курильщика, обнаружившего информацию о вреде курения, приводится несколько способов изменения поведения по уменьшению диссонанса:
- Отказ от курения будет элементом его нового поведения, согласующегося со знанием о небезопасности этого занятия.
- Он может найти информацию о пользе курения либо перестанет признавать его вред. Таким образом, он способен устранить диссонанс между действием и знанием.
- Не всегда отказ от курения протекает безболезненно, но человек продолжает курить при полном осознании того, что это вредно. Дискомфортная ситуация вызывает повторные усилия на уменьшение диссонанса.
Нерелевантные отношения возникают тогда, когда у двух элементов нет ничего общего между собой. Релевантные отношения появляются между элементами, существующими в знании человека. Если отрицание одного из них следует из другого — они диссонантны, и это несоответствие может иметь ряд причин:
- Логическая несовместимость.
- Обычаи той или иной культуры.
- Вхождение одного конкретного мнения в состав более общего.
- Прежний опыт.
Автор приводит следующие формы когнитивного диссонанса:
- После принятия решения между двумя или несколькими альтернативами.
- После попытки выбора с перспективой вознаграждения или наказания в процессе такого типа поведения, которое отличается от исходной мысли.
- Создание когнитивных элементов, диссонантных с существующим знанием, при прямом или случайном обращении к новой информации.
- Возникновение диссонанса при открытом несогласии в группе.
Степень диссонанса определяется характеристикой элементов с диссонантными отношениями. Тогда она будет прямо пропорциональна важности этих когнитивных элементов, и чем больше их значимость для человека, тем она выше. В жизни практически не встречаются когнитивные элементы, между которыми нет диссонанса. Степень диссонанса между конкретным элементом и всеми остальными имеет прямую зависимость от количества релевантных элементов, диссонантных по отношению к рассматриваемому.
Индивид, как правило, нацелен на снижение существующего диссонанса, если не на полное устранение. Можно изменить один из элементов через:
- Изменение когнитивных элементов поведения, чтобы привести их в соответствие с элементом среды.
- Изменение когнитивных элементов окружающей среды, что является более трудоемким процессом, поскольку сложно осуществлять контроль над средой.
- Иногда можно добавить новые когнитивные элементы в систему знаний.
При исследовании ряда событий, которые появились после принятия итогового решения, Фестингер пришел к следующим выводам:
- После того как принимается решение, активно ищется информация, обеспечивающая формирование консонантных знаний по отношению к действиям.
- Возрастает уверенность в правильности принятого решения либо увеличивается различие в привлекательности первоначальных альтернатив.
- Люди с трудом изменяют принятое решение.
- Выраженность этих психологических эффектов напрямую зависит от степени диссонанса, который появляется вследствие принятого решения.
Лучшая цитата
«Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает».
Чему учит книга
— При появлении диссонанса люди нацелены на его уменьшение и избегание дальнейшего увеличения.
— Это стремление проявляется в измененном поведении, отношении или поиске новой информации относительно суждения либо объекта, вызвавшего диссонанс.
— Человек склонен совершать противоречащие его прошлым ценностям и убеждениям поступки по причине изменившихся условий.
— Люди с противоположными взглядами по-разному объясняют одни и те же факты, вспоминая только то, что подкрепляет их позиции, и забывая про факторы, вызывающие диссонанс.
От редакции
Когда перед нами встает задача выбрать один вариант из двух, возникает диссонанс между осознанием действий и известными мнениями, принимающими сторону иного варианта развития событий. Психолог и гештальттерапевт Ксения Шульга называет еще 10 причин, почему нам так трудно делать выбор: https://psy.systems/post/desyat-prichin-kotorye-meshaut-nam-sdelat-vybor.
Когнитивный диссонанс возникает у ребенка, когда на его слезы из-за разбитой коленки родители говорят: «Все хорошо! Уже не болит». Чему верить — своим чувствам или словам взрослых, если на самом деле болит? Мы сделали подборку фраз, от которых стоит воздерживаться при общении с детьми: https://psy. systems/post/desyat-fraz-kotorye-ne-stoit-govorit-rebenku.
Кто из выдающихся ученых работал над теорией когнитивного диссонанса? В чем заключаются основные постулаты данной теории?
Валерьян10062
Психология
Александра10063
Психология
Автором данной теории является известный американский психолог Леон Фестингер. Он известен как ученый, работавший в областях регуляции мышления, социальной психологии. Л.Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса утверждал, что статус мотивации имеют логические противоречия в знаниях об одном и том же предмете. Он считал, что такой когнитивный диссонанс приводит к чувству дискомфорта и желанию устранить имеющиеся противоречия путем изменения знаний о предмете или социальных установках. Сам комплекс знаний о людях и окружающих объектах он предложил называть когнитивной системой. В своих суждениях Л.Фестингер исходил из того, что данная система характеризуется различной степенью сложности, взаимосвязанности и согласованности.
Мария10064
Психология
Теория когнитивного диссонанса была предложена американским ученым Л.
Теория когнитивного диссонанса – Психология
Введение
Термин «когнитивный диссонанс», впервые появившийся в середине 20-го века, в настоящее время встречается в PsycINFO около восьмисот раз, а оригинальную книгу цитировали более сорока пяти тысяч раз. раз в научных публикациях: то есть более двух раз в день на протяжении примерно шестидесяти лет. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована Леоном Фестингером в начале 1950-х годов. Это предполагает, что несоответствия между познаниями (то есть знаниями, мнениями или убеждениями об окружающей среде, себе или своем поведении) порождают некомфортное мотивирующее чувство (то есть состояние когнитивного диссонанса). Согласно теории, люди чувствуют себя некомфортно, когда испытывают когнитивный диссонанс и, таким образом, мотивированы на восстановление приемлемого состояния. Величина существующего диссонанса зависит от важности задействованных когниций. Переживание более высокого уровня диссонанса вызывает давление и мотивацию уменьшить диссонанс. Результаты нескольких исследований показывают, что диссонанс возникает, когда люди действуют не в соответствии со своим отношением (например, пишут аргументы в поддержку темы, с которой они не согласны, выполняют задачу, которую они не одобряют). Фестингер 1957 (цитируется в разделе «Основные исторические источники») рассматривает три способа справиться с когнитивным диссонансом: (а) изменение одного или нескольких вовлеченных элементов в отношения диссонанса (например, перемещение мнения в соответствии с поведением), (б) добавление новых элементов для уменьшения непоследовательность (например, принятие мнений, соответствующих поведению) и (в) снижение важности задействованных элементов. Ранние теоретики в этой области предлагали улучшить теорию когнитивного диссонанса, добавив ограничения на возникновение явлений. Необходимо рассмотреть три основных события: цель и свобода обязательства, следствие цели действия и самоучастие. С 2010-х годов теория дорабатывалась новыми интегративными моделями и методологическим прорывом. В основном изучаемые на людях, несколько исследований сдвигают парадигмы на других животных, таких как нечеловеческие приматы, крысы и птицы. Теория когнитивного диссонанса была применена к очень большому количеству социальных ситуаций и привела к оригинальным экспериментальным проектам. Возможно, это одна из самых влиятельных теорий в социальной психологии, общей психологии и междисциплинарных науках в целом.
Общие сведения
Область когнитивного диссонанса широка. Было разработано несколько парадигм, и многие теории сосуществуют. Существует множество источников, в основном научных статей и книг, в которых представлен широкий обзор литературы по когнитивному диссонансу. Примерно через полвека развития теории несколько авторов опубликовали сжатые работы и современные статьи по теме, но они часто предлагают частично отклоняющуюся точку зрения. Аронсон 1992 и Brehm 2007, написанные двумя студентами-историками Фестингера, предлагают историческую анекдотичную информацию, а также краеугольные камни для понимания феномена когнитивного диссонанса. В том же духе Cooper 2019 предлагает личный взгляд автора на эту историю, ориентируясь на его собственные теоретические достижения. Gawronski and Strack 2012 предлагает обзор области когнитивной согласованности. Harmon-Jones 2019 (второе издание Harmon-Jones and Mills 19, больше предназначено для опытных исследователей когнитивного диссонанса99) представляет собой отредактированный том, синтезирующий современные взгляды на диссонанс.
Аронсон, Эллиот. 1992. Возвращение репрессированного: теория диссонанса возвращается. Психологическое исследование 3:303–311.
DOI: 10.1207/s15327965pli0304_1
Аронсон рассматривает историю когнитивного диссонанса и в основном разрабатывает пересмотр самосогласованности. Эту статью можно рассматривать как ту, которая позволила восстановить интерес к теории в конце XIX в. 90-е.
Брем, Джек В. 2007. Краткая история теории диссонанса. Компас социальной психологии и психологии личности 1:381–391.
DOI: 10.1111/j.1751-9004.2007.00035.x
В статье рассматривается сюжетная линия теории когнитивного диссонанса с самого начала Фестингера до распространения экспериментов по всему миру. Автор не развивает переформулировки, а дает набросок теории.
Купер, Джоэл. 2019. Когнитивный диссонанс: где мы были и куда идем. Международный обзор социальной психологии 32.1.
DOI: 10.5334/irsp.277
Купер исследует долгую историю критики теории и предлагает взгляд на текущее состояние когнитивного диссонанса. На протяжении всей статьи Купер рассматривает свой важный вклад в эту область.
Фестингер, Леон. 1962. Теория когнитивного диссонанса . Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Нажимать.
Самая необходимая работа по теории. Фестингер развивает основные концепции, а затем охватывает четыре ситуации диссонанса: последствия решений, принудительное подчинение, доступ к информации и роль социальной поддержки. В последней главе также даются важные советы по улучшению и разграничению теории. Первоначально книга была напечатана в 1957 году в издательстве Row Peterson and Company, а затем переиздана. Текущая доступная версия — это версия, пересмотренная в 1985 году Фестингером.
Гавронски, Бертрам и Фриц Штрак. 2012. Когнитивная согласованность: фундаментальный принцип социального познания . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
В этой книге представлен обзор области когнитивной согласованности и места теории когнитивного диссонанса.
Хармон-Джонс, Эдди. 2019. Когнитивный диссонанс: пересмотр ключевой теории в психологии . 2 изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Эта книга, предназначенная для аспирантов и исследователей, представляет собой сборник глав, написанных ведущими экспертами в области когнитивного диссонанса. Он предлагает существенную панораму теорий и вопросов исследования. Первое издание вышло в 1999, а во втором издании предложено несколько обновлений.
Хармон-Джонс, Эдди и Джадсон Миллс. 1999. Когнитивный диссонанс: прогресс в ключевой теории социальной психологии . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
DOI: 10.1037/10318-000
Эта книга, предназначенная для аспирантов и исследователей, представляет собой сборник глав, написанных различными ведущими экспертами в области когнитивного диссонанса. Он предлагает обширную панораму теорий и исследовательских проблем 2000-х годов.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Леон Фестингер | Биография и факты
- Дата рождения:
- 8, 19 мая19 Нью-Йорк Нью-Йорк
- Умер:
- 11 февраля 1989 г. (69 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Предметы изучения:
- когнитивный диссонанс когнитивная психология коллективное поведение человеческое поведение мысль
Просмотреть весь связанный контент →
Леон Фестингер , (родился 8 мая 19 г.19, Бруклин, Нью-Йорк, США — умер 11 февраля 1989, Нью-Йорк), американский когнитивный психолог, наиболее известный своей теорией когнитивного диссонанса, согласно которой несоответствие между мыслями или между мыслями и действиями приводит к дискомфорту. диссонанс), который мотивирует изменения в мыслях или поведении. Фестингер также внес важный вклад в изучение группового поведения, самооценки и изменения отношения.
Образование
Фестингер получил степень бакалавра гуманитарных наук. по психологии в Городском колледже Нью-Йорка в 1939. Затем он поступил в Университет Айовы, где учился у немецкого социального психолога Курта Левина и получил степень доктора философии. в 1942 году. Год спустя он перешел в Рочестерский университет, чтобы работать статистиком в комитете Национального исследовательского совета по отбору и обучению пилотов самолетов. Он оставался там до конца Второй мировой войны.
Социальное давление в неформальных группах
В 1945 году Фестингер стал доцентом Исследовательского центра групповой динамики, который тогда возглавлял Левин, в Массачусетском технологическом институте (MIT). Центр был привержен применению психологических концепций и методов для решения социальных проблем и привлек многих талантливых студентов, в том числе Стэнли Шахтера и Гарольда Келли.
Важный ранний исследовательский проект был основан на опросах жителей семейных студенческих общежитий. Исследование зафиксировало хрестоматийный феномен: чем физически ближе были люди (даже всего на несколько ярдов), тем чаще возникала дружба. Сходство в установках также имело решающее значение: установки жителей, как правило, сходились, но жители, придерживавшиеся девиантных установок, скорее всего, были социально изолированы.
Одной из центральных идей Фестингера в то время было то, что члены группы приобрели схожие убеждения и мнения из-за социального давления в сторону единообразия или приспособления. В своей теории неформального общения он предположил, что люди подвержены социальному давлению, когда их привлекает группа. . Такое притяжение происходит потому, что некоторые цели могут быть успешно достигнуты только при сотрудничестве других, или потому что группы обеспечивают подтверждение социальной реальности, что необходимо, потому что некоторые мнения и убеждения не могут быть проверены напрямую или объективно (например, «Должен ли аборт быть законным?»; «Кто величайший бейсболист всех времен?»).
Предполагая, что людей привлекает определенная группа, они могут стремиться к групповому единообразию или согласию, пытаясь изменить мнение других людей (общение), изменяя свои собственные взгляды, чтобы они соответствовали взглядам других членов группы (изменение мнения), или отвергая расходящиеся другие как соответствующие ссылки (отказ). Такое давление должно быть больше в привлекательных группах и усиливаться по мере того, как проблема становится более актуальной для целей группы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Для проверки теории Фестингер и его ученики провели серию лабораторных экспериментов. Группы (или клубы) формировались из ранее незнакомых лиц, которым предлагалось обсудить различные вопросы. Такими факторами, как типы целей, потребность в социальной реальности, привлекательность, актуальность проблемы и т. д., манипулировали. В некоторых экспериментах сообщники изображали из себя испытуемых и играли по сценарию роли членов группы с отклоняющимися или совпадающими мнениями. Хотя прецеденты для этой амбициозной исследовательской программы существовали в более ранних работах Левина и социального психолога турецкого происхождения Музафера Шерифа, Фестингер возвеличил роль экспериментатора как драматурга и режиссера.
Для своей диссертации Шахтер под руководством Фестингера поместил сообщников в группы. Один с самого начала принял точку зрения большинства (т. ») придерживался противоположного мнения. Наблюдатели кодировали поведение группы при обсуждении. Реальные испытуемые пытались убедить других участников дискуссии. Этот режим был легко принят, как и ползунок после принятия мнения большинства. Первоначально большая часть общения была направлена на девианта, но общение прекратилось, когда девианта оказалось невозможно убедить, и девиант был назначен на самые нежелательные клубные задания. В соответствии с теорией групповые цели или социальная реальность достигались путем стремления к групповому консенсусу, давление с целью достижения единообразия проявлялось через различные поведенческие пути, а отклонения отклонялись.
Этот эксперимент отражает несколько особенностей исследований Фестингера. Фестингер понял, что прогресс в любой науке требует методов, соответствующих этой области. Соответственно, социальная психология нуждалась в собственном экспериментальном подходе. Следуя примеру Левина, он задумал новую методологию как своего рода экспериментальный театр с прикрытиями, сообщниками и обманом, чтобы контролировать искажающие факторы и создавать ситуацию, которая воспринималась субъектом как психологически значимая.
Теория социального сравнения
После смерти Левина в 1947 году Исследовательский центр групповой динамики с большей частью оставшихся преподавателей перешел в Мичиганский университет. В 1951 году Фестингер перешел на штатную должность в Миннесотский университет, где Шахтер уже работал на факультете.
В Университете Миннесоты Фестингер разработал теорию социального сравнения, свой второй крупный вклад в социальную психологию. Теория неформальной социальной коммуникации была о власти группы над личностью. Напротив, теория социального сравнения подчеркивала, как люди оценивают свои собственные мнения и способности по сравнению с другими.
Теория социального сравнения постулирует, что люди оценивают свои способности и мнения, сравнивая их с мнениями других, когда невозможно проверить их напрямую. Сравнение ведет к стремлению к единообразию (т. е. к сходству), но тенденция к сравнению прекратится, если другие будут слишком отличаться по измерениям, связанным с рассматриваемой способностью или мнением.