Авторская позиция это: Ошибка 403 — доступ запрещён

Позиция автора в тексте

Отражение позиции автора исходного текста.

Другие части курса:

Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство.

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что…

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Средства выражения позиции автора

Автор и рассказчик

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда…

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

Нет. Это не я.

— Кто тогда?

— Не знаю… Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза…

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен. ..

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки… Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор… (Г. Андреев )

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Типовые конструкции

Автор считает, что…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что. ..
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Советы

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Другие части курса:

Авторская позиция в литературе: что это такое?

Литература всегда была и остается одним из главных способов передачи информации и идей от автора к читателю. Однако, в зависимости от писателя и его целей, произведения могут быть наполнены совершенно различными позициями и точками зрения на мир и события. В процессе анализа произведений важно научиться выявлять авторскую позицию. Многомудрый Литрекон поможет Вам сделать это. Приятного просвещения!

Определение

Понимание авторской позиции может помочь читателю более полно понять смысл и цели произведения, а также позволить писателю более эффективно передать свои идеи и мнения.

Авторская позиция в литературе — это понятие, которое описывает авторское отношение к теме, проблеме или идее, затрагиваемой в произведении. Это может быть что-то, что автор стремится донести до читателя, или точка зрения, с которой он рассматривает мир.

Как правило, авторская позиция отражает мнение писателя о важности определенных проблем и их роли в жизни людей. Она может быть выражена явно или скрыто, но в любом случае это способ, которым автор пытается связать свое произведение с миром, в котором мы живем.

Авторская позиция в литературе отражает мировоззрение автора. Она может быть выражена в виде мнения, взгляда на жизнь, философских убеждений, идеологии, позиции по определенным вопросам. Авторская позиция может быть явной и прямо выраженной, но часто она выражается косвенно, через характеристику персонажей, описания природы, внутренние монологи и диалоги героев.

Способы выражения авторской позиции в литературе можно проиллюстрировать с помощью примеров:

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». Писатель прямо выражает точку зрения и посвящает ее изложению целые главы. Мы видим героев с его ракурса и воспринимаем их через призму его оценки.
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Роман полифоничен, каждый герой говорит за себя и защищает свою позицию. Нет единого и централизованного взгляда на события. Однако мнение автора можно проследить по финалу: как правило, порочные герои страдают от своих поступков, а добродетельные — находят путь к искуплению.
  • А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Автор высказывает мнение устами героя-резонера.
  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Писатель говорит о своем мнении в лирических отступлениях.
  • А.П. Чехов, «Вишневый сад». Автор дистанцируется от происходящего и не выражает однозначного суждения, предоставляя читателю свободу толкования.
  • М. Горький, «Мать». Писатель тенденциозно подбирает факты и события так, чтобы читатель проникся его точкой зрения и понял ее интуитивно.

Этот список не исчерпывает всего многообразия способов, но дает возможность оценить самые популярные.

Функции

Авторская позиция в литературе является одним из важных понятий, которые помогают понять и анализировать произведения искусства. Это понятие описывает мнения писателя по отношению к тем темам, которые он затрагивает в своих произведениях. 

Функции авторской позиции в литературе довольно разнообразны и зависят от целей автора и контекста произведения. Однако можно выделить несколько основных функций, которые помогают писателю передать свои идеи и мнения, а также оказать влияние на читателя.

  1. Отражение мира. Авторская позиция может служить способом отражения мира и общества в произведении. Писатель, формулируя свою оценку действительности, создает более реалистичный и достоверный портрет эпохи. Это может помочь читателю лучше понять текст, а также вызвать у него эмоциональный отклик.
  2. Критика общества. Авторская позиция может также служить способом критики общества и социальных проблем, которые автор считает важными. Он может использовать свое произведение для выражения своих воззрений на проблемы, такие как неравенство, дискриминация, коррупция и т.д. Это может помочь привлечь внимание к теме и способствовать изменениям в обществе.
  3. Выражение авторских идей. Авторская позиция может быть использована для выражения убеждений писателя. Автор может использовать свое произведение для передачи определенного мировоззрения или философии, которые он считает важными. Это может быть связано с религией, политикой, моралью и т.д. Авторская позиция может помочь убедительно выразить свои идеи и убеждения, а также вызвать у читателя размышления на данную тему.
  4. Развитие персонажей. Авторская позиция может быть использована для характеристики и развития персонажей в произведении. Писатель может использовать свои идеи и мнения, чтобы создать персонажей, которые отражают определенную точку зрения или мировоззрение. Это может помочь создать более интересные и сложные характеры, а также подчеркнуть определенные аспекты их личности.

Примеры

Рассмотрим несколько примеров авторских позиций в литературе.

В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова авторскую позицию можно определить через героя — Воланда, который является персонажем, выражающим авторское мировоззрение. Воланд убежден, что существуют две реальности — реальность жизни и реальность искусства, и что эти реальности взаимозможны друг без друга. Это отражает авторскую позицию Булгакова о том, что искусство имеет важное значение для жизни человека.

В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского авторская позиция выражена в финале. Писательское мировоззрение в этом произведении заключается в идее о том, что преступление всегда приводит к наказанию, и что человеческий дух не может выдержать тяжести вины и ответственности. Найти выход из тупика помогает вера в Бога.

В поэме «Евгений Онегин» Александра Пушкина авторская позиция выражена в лирических отступлениях. Автор иронизирует над своим героем, который представляет собой типичного представителя своего времени, зацикленного на себе и равнодушного к окружающему миру. В то же время Пушкин признает, что и сам в юности страдал от тех же заблуждений и недостатков, что роднит их с Онегиным.

Так точно думал мой Евгений.
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.

Авторское мировоззрение в этом произведении заключается в идее о том, что любовь и жизнь не могут быть основаны на эгоизме и легкомыслии, что невозможно найти счастье в замкнутости и одиночестве. Писатель обличает пагубную моду своего времени и показывает, что она ни к чему хорошему не приводит.

Способом передачи авторской позиции в литературе может служить выбор перспективы повествования. Писатель может использовать различные типы повествования для того, чтобы передать свое мнение.

Например, в романе «1984» Джордж Оруэлл использует от первого лица повествование, чтобы создать ощущение, что читатель погружен в мысли и чувства главного героя — Уинстона Смита. В то же время автор использует всеобщий рассказ, чтобы показать, что идеология правительства проникает во все сферы жизни героя и окружающих его людей. В финале грань между общим и частным стирается, так автор описал поражение героя.

Выбор типа повествования может также указывать на авторскую позицию в отношении отдельных персонажей. Например, в романе «Идиот» Федора Достоевского автор использует множество перспективных сдвигов, чтобы показать, как каждый персонаж воспринимает главного героя — князя Мышкина. Одни видят в нем благородство и честность, другие — глупость и недостаток жизненного опыта. Этот метод позволяет автору показать, как каждый персонаж реагирует на главного героя, и указывает на авторскую позицию в отношении персонажей. Отношение к «идиоту» является лакмусовой бумажкой для каждого героя.

Важно отметить, что авторская позиция может быть неявной и выражаться сквозь всю структуру произведения. Например, автор может создавать атмосферу напряжения и неопределенности, чтобы передать свое отношение к теме. Также авторская позиция может меняться в течение произведения, в зависимости от того, как развиваются персонажи и сюжет.

Однако, важно понимать, что авторская позиция не является абсолютной истиной. Каждый читатель может интерпретировать произведение по-своему и прийти к своей собственной авторской позиции. Это может привести к тому, что произведение будет восприниматься по-разному, в зависимости от того, кто его читает.

В заключение, авторская позиция в литературе является важным понятием, которое помогает понимать произведения искусства. Она выражает мировоззрение автора, его отношение к проблемам, затрагиваемым в произведении. Примерами авторских позиций в литературе являются персонажи, описания природы и философские убеждения, выраженные писателем. Однако важно понимать, что каждый читатель может прийти к своей собственной авторской позиции и интерпретации произведения.

Автор: Анастасия Захарова

Какова позиция писателя?

Запросить пробную версию

Определите позицию или точку зрения автора

«Вегетарианство полезно для планеты».

«Развитие искусственного интеллекта поможет человечеству».

«Жизни в океане угрожает экономическое развитие человека».

Все эти заявления выражают точку зрения.

Позиция или точка зрения писателя — это его особый способ подхода или рассмотрения темы. В споре автор будет стремиться убедить читателя поделиться своей позицией по проблеме. Их позиция может быть выражена явно или неявно.

Чтобы узнать чью-то точку зрения, задайте себе несколько вопросов:

Фокус

Какой главный посыл я должен извлечь из этого?

Фокус

Кажется, что этот человек защищает определенное мнение или ведет дело?

Фокус

Можно ли подойти к этому с другой стороны?

Фокус

Какие причины предлагаются, чтобы побудить меня принять высказанные замечания?

Как только вы сможете определить точку зрения автора, вы можете подвергнуть ее сомнению и заглянуть под поверхность того, что говорится.

Прочтите фрагмент текста ниже и подумайте, какой может быть точка зрения автора. Нажмите на стрелку справа, чтобы увидеть предлагаемый ответ.

«Сахара — регион, достойный серьезного изучения путешественниками, интересующимися прошлым. Древние постройки, без сомнения, скрыты под песками Сахары. Где-то в восточной Сахаре могут находиться давно потерянный оазис Зерзура и легендарный город Тимбукту. Многие пытались найти следы культур, которые когда-то расселились по огромному пространству, покрытому пустыней».

Позиция автора: Сахара — место, которое стоит исследовать тем, кто интересуется прошлым . Этот автор поддерживает эту точку зрения, ссылаясь на следы прошлой культуры, скрытые под песками.

 

Определите позицию или точку зрения автора

«Вегетарианство полезно для планеты».

«Развитие искусственного интеллекта поможет человечеству».

«Жизни в океане угрожает экономическое развитие человека».

 

Эти утверждения прежде всего выражают точку зрения.

Позиция или точка зрения писателя — это его особый способ подхода или рассмотрения темы. В споре автор будет стремиться убедить читателя поделиться своей позицией по проблеме. Их позиция может быть выражена явно или неявно.

 

Чтобы определить чью-то точку зрения, может быть полезно задать себе несколько вопросов:

  • Какую основную мысль я должен извлечь из этого?
  • Кажется, что этот человек защищает определенное мнение или ведет дело?
  • Можно ли подойти к этому с другой стороны?
  • Какие причины предлагаются, чтобы побудить меня принять высказанные замечания?

 

Как только вы сможете определить точку зрения автора, вы можете подвергнуть ее сомнению и заглянуть под поверхность того, что говорится.

Прочтите фрагмент текста ниже и подумайте, какой может быть точка зрения автора.

 

«Сахара — регион, достойный серьезного изучения путешественниками, интересующимися прошлым. Древние постройки, без сомнения, скрыты под сахарскими песками. Где-то в восточной Сахаре может находиться давно потерянный оазис Зерзура и легендарный город Тимбукту. Многие пытались найти следы культур, которые когда-то расселились по огромному пространству, покрытому пустыней».

 

Вот предполагаемый ответ:

Позиция автора: Сахара — это область, которую стоит исследовать тем, кто интересуется прошлым . Этот автор поддерживает эту точку зрения, ссылаясь на следы прошлой культуры, скрытые под песками.

 

Просмотр текстовой версии Посмотреть полную версию

Как определить цель и позицию автора (видео)

Стенограмма

Привет! Добро пожаловать в это видео об определении позиции автора!

Читаете ли вы сообщение в социальных сетях, статью в журнале или роман в классе, у того, кто написал произведение, которое вы читаете, вероятно, есть свое собственное мнение на эту тему. У всех нас есть мнения, и эти мнения не только выливаются в слова, которые мы произносим, ​​но и просачиваются в слова, которые мы пишем. Вот почему для читателей важно уметь определять, когда в прочитанном обнаруживается предвзятость — это может помочь вам, как читателю, отделить факты от мнений и получить точную информацию по любой теме, которую вы исследуете.

Сегодня мы рассмотрим это подробнее, выявив язык, который показывает предвзятость , обсудим важность пропусков и почему определение позиции автора важно для эффективного чтения. Давайте начнем.

Демонстрация предвзятости

Прилагательные

Прилагательные, которые использует автор, могут быть четким способом выяснить его позицию по теме. Например, вспоминая серию событий, таких как окончательный счет баскетбольного матча, кто-то может написать:

Синяя команда опередила красную на 7 очков.

 

Это объективное утверждение. Автор объективно рассказывает нам, кто играл и что произошло, не видя мнений. А что, если бы автор описал ту же игру следующим образом:

Моя любимая команда, красная, проиграла синей команде-мошеннику.

 

В этом предложении совершенно очевидно, что автор предпочитает красную команду синей. Это предложение пронизано предвзятостью, потому что автор откровенно высказывает свое мнение о двух командах. Автор также говорит, что синяя команда сжульничала. Теперь, когда мы знаем, что автору больше нравится красная команда, можем ли мы поверить его рассказу о том, что синяя команда на самом деле жульничала? Автор убедил себя? Ни за что.

Тонкие слова

А что, если бы автор описал ту же игру так:

К сожалению, синяя команда обыграла красную на 7 очков.

 

В этом предложении, просто добавив слово , к сожалению, , автор, кажется, имеет некоторую предвзятость. Язык, передающий эмоции, — еще одно средство, которое авторы используют для выражения своей позиции. Кажется, он расстроен тем, что выиграла синяя команда, а не красная. Даже тонкие слова, подобные этому, могут выдать мнение автора по теме, поэтому важно тщательно взвешивать каждое слово при чтении. Вот еще один пример:

Синяя команда украла победу у красной команды.

 

Опять же, язык очень важен при определении позиции автора. Вместо того, чтобы сказать, что красная команда проиграла, он решил описать исход игры как «украденную победу». Это очень сильный язык и намекает на предвзятое отношение автора к красной команде, поскольку он сравнил их потерю с жертвой преступления.

Упущение

Упущение информации из письменного текста также может быть формой предвзятости. Опуская информацию, автор может сообщить читателю только то, что он хочет, чтобы мы знали, и, следовательно, повлиять на наше мнение по этому вопросу. Давайте рассмотрим несколько примеров:

Николь печально известна тем, что опаздывает на работу.

 

В этом предложении читателю остается предположить, почему Николь всегда опаздывает. Может она плохой работник? Она плохо разбирается в тайм-менеджменте? Все, что мы знаем, это то, что она часто опаздывает, и слово «печально известная» подчеркивает, что это не является для нее положительной чертой. Это предложение не проливает положительный свет на Николь. Что, если автор упустил какую-то информацию? Давайте посмотрим на похожее предложение.

Николь печально известна тем, что опаздывает на работу, потому что у нее нет машины и она живет далеко.

 

Теперь, когда мы знаем обстоятельства Николь, она не выглядит таким плохим работником, не так ли? Тот факт, что она живет далеко и у нее нет машины, даже звучит так, будто она очень много работает, чтобы добраться до работы, хотя она часто опаздывает. Если бы автор не поделился этой информацией, мы, вероятно, не пришли бы к такому выводу. Критическое чтение и поиск недостающих фрагментов в авторском повествовании — важный способ определения авторской позиции.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts