Воля в психологии кратко: 4. Воля. Психология: конспект лекций

что это такое с точки зрения психологии, понятие волевого поведения человека, определение психических процессов – nenumerolog

Одним из видов психической деятельности, доступной только человеку, является воля и по определению в психологии это сознательное регулирование поведения. Она дает возможность преодолеть препятствия и добиться поставленной цели, позволяет активировать процесс выполнения задуманного или воздержаться от необдуманного поступка. Относится к высшим психическим функциям, появляется при формировании личности в детском возрасте, при этом проявление этого качества сугубо индивидуально. Ребенок уже понимает и принимает законы общества и пытается действовать в рамках правил. По сути, это механизм сдерживания первобытных инстинктов и выстраивание последовательности поступков с учетом прав и потребностей окружающих.

Понятие воли: что это такое в психологии

Так называется сторона сознания, необходимая для начала деятельности, ее продолжения и завершения. Формулировка достаточно спорная, философы и психологи пытаются найти взаимосвязь с внутренними потребностями и доказать независимость от сторонних факторов. Но сфера до сих пор очень мало изучена по отношению к эмоциональной и познавательной. Большинство исследователей сходятся во мнении, что процесс тесно связан с желаниями и стремлениями индивида, а также моментом сдерживания нежелательных реакций.

Первые попытки осознания этого явления предпринимались в античные времена и довольно успешно. Позже интерес был потерян, интенсивные изыскания на эту тему возобновились только в XVIII столетии. Появляется понятие мотивационных подходов, свободы и ее ограничения через усилия. Особенно пристально изучали эти аспекты Декарт, Рибо, Выгодский.

структура волевого действия

Считается, что именно потребности становятся движущим механизмом активации усилий. Они требуются для достижения желаемого. Но бывает, что при отказе от совершения поступка нужно приложить гораздо больше стараний.

Выделяют простые и сложные действия. В первом случае нет борьбы мотивов, решение принимается без долгих колебаний, учитывается минимальное количество факторов.

Второй вариант состоит из нескольких этапов.

  1. Осознание цели. Если задача дана извне, то колебаний не возникает, четко осознается направление движения и основные методы выполнения. В воображении формируется вариант итога усилий. Здесь воля определяется как движущая сила.
  2. Желание. Может быть личным или навязанным со стороны другого человека, но присутствует в обязательном порядке. Происходит столкновение противостоящих побуждений. Оно завершается выбором цели действия.
  3. Рассмотрение возможностей. Идет установление причинно-следственных отношений между способами решения проблемы и возможными результатами.
  4. Принятие выбора основывается на моральных ценностях, жизненном опыте, оценке уровня конфликтности ситуации. Также рассчитывается количество необходимых сил для воплощения задуманного. Проводится уточненное планирование, что также включает понятие о воле, как о способе контроля процесса.
  5. Осуществление. Иногда требует значительных волевых усилий, по интенсивности превосходящих те, что уже были потрачены.
  6. Оценка сделанного проводится по 2 критериям: степень достигнутого успеха и приобретение личного опыта.

Выводы становятся точками опоры на будущее, особенно если задача решалась впервые и исход был удачным. Произвольное или волевое поведение, не является врожденной способностью. Оно формируется приблизительно к 6 годам, у кого-то раньше или позже, а до этого времени в приоритете у ребенка непроизвольная активность.

Воля и её основные признаки

Основное свойство — умение ставить цели и выбирать методы ее достижения. О таких людях говорят, что они наделены целеустремленностью. Второй аспект — решительность. Она позволяет выбирать не только наименее энергозатратный путь, но и соотносить его с моральными нормами и внутренними рамками, находя компромисс, если приходится частично пожертвовать одним или несколькими составляющими.

Настойчивость позиционируется, как способность расставить приоритеты при достижении намеченного. Такие люди трезво оценивают свои возможности, находят наиболее комфортные варианты решений, четко планируют действия. Выдержка важна в функциях торможения. А самодисциплина гарантирует достижение поставленной цели.

Виды и характеристики

В психике присутствуют сразу 3 типа воли. Какой из них будет лидировать на этот момент, зависит от обстоятельств:

  1. Свободная или духовная. Ее источник — стремления и желания самого человека. При этом он принимает взвешенное решение и следует выбранному пути. В качестве примера можно привести монахов, сознательно отказавшихся от материальной ценности ради самосовершенствования. Также характерен и поступок балерины, подчинившей всю свою жизнь достижению совершенства в движениях и художественной выразительности, ограничивающей себя в пище, переносящей огромные физические и эмоциональные нагрузки.
  2. Естественная. Формируется вместе с развитием личности, приходит на смену непроизвольным реакциям. Она позволяет делать выбор, придерживаться своих взглядов и принципов.
  3. Вынужденная. Возникает под посторонним влиянием, является результатом навязывания взглядов, мыслей, убеждений. Такой вариант возникает из-за необходимости выполнения определенных действий ввиду сложившихся обстоятельств.

Стоит учесть, что человек не всегда может осознанно переключиться с одного вида на другой, это происходит спонтанно. Только тем, что способен глубоко анализировать ситуацию, удается взять ее под личный контроль и отреагировать должным образом.

Характеристика:

  • осознание и принятие понятия «надо»;
  • четкий план, позволяющий идти к реализации намеченного;
  • взаимодействие с остальными психическими процессами.

Кратко, воля человека — это признак зрелости личности. Она необходима для выполнения различных задач. В обучении без этого невозможно планомерное усвоение материала, особенно сложных разделов предмета, где требуется методичность, усидчивость и способность длительное время концентрировать внимание на определенном направлении.

В освоении нового вида деятельности именно волевое усилие является определяющим для достижения успеха, поскольку теоретические знания нужно подкрепить практикой, а отсутствие немедленных результатов быстро приглушает интерес к выбранному роду занятий.

Воля и регуляция деятельности

Одни исследователи психических процессов считают, что для проявления волевых качеств необходим любой вид противостояния или наличие препятствия. Другие не согласны с этой точкой зрения и склоняются к тому, что речь идет о свойствах психики и установках человека. Веккер утверждает, что требуется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, между которыми и идет выбор. По сути — это намеренное направление стремлений на достижение цели или сдерживание желания к действию. К внешним факторам, которые пробуждают волевые качества, относятся противодействие окружающих, физические свойства предметов. К внутренним — недомогания, усталость, апатия, личные трагедии, эмоциональное истощение, профессиональное выгорание, лень.

Психология воли подразумевает стимуляцию стремления достичь желаемого. Например, когда приходится выбирать между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но несовместимыми целями или появляются преграды, стимулирующие приложение дополнительных усилий, порой в ущерб другим намерениям и планам. Часто большого внутреннего напряжения требует бездействие, если следует воздержаться от ненужной активности по моральным или этическим соображениям. Особенно важна способность к волевым усилиям, когда приходится ставить в приоритет внешние требования или нужды вопреки личным желаниям.

Функции воли

Выделяют несколько основных направлений.

  1. Побудительная ведет к активизации деятельности, которая не особо привлекает в силу низкой личной мотивации. Она открывает резервы для преодоления внутренних конфликтов, слабости, нерешительности.
  2. Стабилизирующая очень важна, поскольку направлена на поддержание ранее начатых действий. Именно ее наличие указывает на зрелость личности, поскольку требует значительных эмоциональных усилий.
    Она не позволяет свернуть с выбранного курса, стимулирует на изыскание дополнительных резервов для выполнения задачи, нейтрализует или снижает уровень встречного негатива внешнего или внутреннего происхождения.
  3. Сдерживающая необходима для избегания нежелательных поступков. У экзальтированных или фанатичных личностей эта сторона практически не активна, если требуется идти против желаний или убеждений.

Как дополнительную функцию и вид воли выделяют воспитательную. Она нужна для самосовершенствования и самореализации как личности.

Волевая регуляция поведения

В большинстве случаев принятие решения связано с внушительным внутренним напряжением, иногда выходящим в стресс. Но проявление усилий, реализующих активность личности, мобилизует психические и физические силы. Любое действие начинается с осознания цели и связанного с ней мотива. В итоге человек смутно ощущает свои влечения, которые позже четко оформляются в желания. При этом мотивы могут вступать в конфликт и следует определить приоритет на данный момент, а исходя и этого, планировать реализацию задуманного.

Развитие воли в характере человека

Психическое свойство относится к приобретенным. Этот факт доказывает утрата волевых качеств под воздействием алкоголя, наркотиков, различных расстройств поведения, нарушений в работе нервной системы. А поскольку есть шанс повысить эту способность, то существуют и специальные технологии.

Прежде всего, вырабатывается привычка сдерживать эмоциональные порывы в сложных ситуациях. Это дает время на анализ происходящего и планирование действий с учетом определенных предпосылок и ожидаемых результатов. Следующий аспект — навык правильно ставить цели, соблюдать их приоритетность, разбивать большую задачу на цикл малых. Далее, определение понятия воля и ее уровень напрямую связаны с уверенностью в своих силах. Если человек сдался заранее, то у него нет стимула для приложения усилий. Способность к концентрации также влияет на результат. Так, кто-то устает только от осознания того, должен испытывать упадок сил. Если есть интерес к виду деятельности, поставлена цель и понятны пути ее достижения, то возможно открытие внутренних резервов.

Сила волевых качеств базируется на самоконтроле и самосознании, поэтому полезно освоить такие элементы, как:

  • отказ от соблазна;
  • внутренняя мотивация;
  • формирование полезных привычек.

Отличный результат дает воспитание такого навыка, как быстрое решение неприятных вопросов или выполнение обязательного, но нелюбимого дела. Здесь важна внутренняя мотивация на то, что остальное время можно посвятить гораздо более приятным занятиям. Способов развития воли достаточно много, их желательно проверять на практике, поскольку любой человек уникален и требуется поиск наиболее эффективного варианта в каждом конкретном случае.

Нарушения

Волевые усилия требуют внутреннего посыла, самостоятельно не возникают. Тем не менее есть случаи, когда даже мощная мотивация не дает выполнить поставленную задачу. Среди подобных расстройств:

  • гипобулия — неспособность увеличить уровень активности;
  • абулия — страх и нерешительность, отсутствие инициативы;
  • гипербулия — суетливость, неспособность сосредоточиться на выполнении одной задачи.

Подобные состояния довольно успешно корректируются, если обратиться за профессиональной помощью к психологу.

Методы исследования понятия воли в психологии

Волевые качества обладают особыми характеристиками, они до сих пор полностью не изучены, поэтому изыскания в этой области продолжаются. При этом в каждом отдельном случае на результаты будут влиять индивидуальные психологические особенности человека. Для вывода обобщенных закономерностей используются:

  • экстенсивные способы, заключающиеся в наблюдении за индивидом в естественных условиях;
  • экспериментальные, при которых нужные условия создаются искусственно.

Методы развития

  1. Лучшим мотиватором являются собственные успехи, а также внутренние стремления, поэтому психологии рекомендуют вести дневник достижений. Туда вносятся только позитивные события и изменения. При описании личных побед желательно фиксировать не только факты, но и эмоции, а также предпринятые шаги для преодоления трудностей.
    Не обязательно ждать завершения дела, можно отмечать и просто улучшения состояния.
  2. Часто достаточно знать свои соблазны, чтобы научиться справляться с ними или уменьшать вред от их наличия. Например, при неуемной любви к сладостям достаточно оставлять вкусное как мотиватор, и разрешать себе их после завершения намеченного.
  3. Выход из зоны комфорта уже является неплохим стимулом к действию. Это позволяет поддерживать осознанность, поскольку при монотонности будней она сменяется автоматическим выполнением круга обязанностей, не требующих волевых усилий. А при столкновении с внештатной ситуацией вместо быстрой реакции и принятия решения человек впадает в ступор и теряется перед обстоятельствами.
  4. Действие как противовес ожиданию вполне оправданно в ряде случаев. Это особенно касается нерешительных личностей, предпочитающих постоянно откладывать насущные вопросы в надежде, что ситуация разрешится без усилий с их стороны.
  5. Начать с малого полезно тем, кто строит грандиозные планы, а потом пугается их монументальности. Пусть это будут небольшие задания, например, выполнение утренней зарядки или составление списка дел на день. А также обязательно нужно пересмотреть формы своего досуга и убрать явных «пожирателей времени», таких как просмотры мемов, открыток или обсуждений посторонних тем, не связанных с личными интересами.
  6. Развитие позитивного мышления пригодится во многих случаях, не только для укрепления силы воли. При этом от беспочвенного оптимизма этот подход отличает четкое осознание того, что изменить ситуацию можно, но для этого необходимо лично приложить усилия.
  7. Пересмотр окружения — очень важный шаг. Желательно минимизировать общение с теми, кто привык к сиюминутным порывам и хочет просто плыть по течению, не прилагая никаких усилий даже тогда, когда это жизненно необходимо. Релаксация — это великолепно, но не как стиль жизни, поэтому лучше поискать контакт с людьми, заинтересованными в своем саморазвитии.

Заключение

Зная, что такое воля и определение в психологии, можно определить ее роль и значимость в становлении личности. Волевым воздействием человек меняет ситуацию в свою пользу, достигает поставленных целей и может избежать нежелательного развития событий.

Свойства воли в психологии

  1. Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.

  2. Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.

  3. Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.

  4. Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.

  5. Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.

Эмоциональный процессэмоциональный феноменэмоциональное состояниеэмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (отлат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие,мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания[2]. Часто настроения также выделяют как отдельный класс[4]. В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.

  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.

  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.

  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций[5]:

  1. интерес — возбуждение;

  2. удовольствие — радость;

  3. удивление;

  4. горе — страдание;

  5. гнев — ярость;

  6. отвращение — омерзение;

  7. презрение — пренебрежение;

  8. страх — ужас;

  9. стыд — застенчивость;

  10. вина — раскаяние.

Советский психолог Б. И. Додонов предложил классификацию эмоциональных процессов, основанную на связанных, по его мнению, с этими эмоциональными процессами потребностями человека:

  • альтруистические;

  • коммуникативные;

  • глорические;

  • праксические;

  • пугнические;

  • романтические;

  • гностические;

  • эстетические;

  • гедонистические;

  • акизитивные эмоции.

Уильям Джеймс | Кафедра психологии

ДОМ / ЛЮДИ /

(1842–1910)
(1872–1907) в Гарварде
Основанный факультет психологии Гарварда

Уильям Джеймс , философ и психолог, сыграл важную роль в создании факультета психологии Гарварда, который с самого начала был привязан к факультету философии. Сам Джеймс по-прежнему не был убежден, что психология на самом деле является отдельной дисциплиной, о чем он писал в своем 1892 обзор области, Психология: краткий курс , «Это не наука, это только надежда науки» (стр. 335). Несмотря на скептицизм Джеймса, в следующем столетии эта надежда полностью оправдалась в отделении, которое он помог основать.

Первоначально обучаясь живописи, Джеймс отказался от искусства и в 1861 году поступил в Гарвард, чтобы изучать химию и анатомию. Во время длительного пребывания в Германии после окончания учебы у Джеймса появился интерес к изучению разума, а также тела. В 1872 году новый президент-реформатор Гарварда Чарльз Элиот нанял Джеймса преподавать физиологию позвоночных. В 1875 году Джеймс читал один из первых университетских курсов психологии «Отношения между физиологией и психологией», для которого он создал первую демонстрационную лабораторию экспериментальной психологии. Джеймс курировал первую докторскую степень по психологии в Гарварде, полученную Г. Стэнли Холлом в 1878 году. Холл отметил, что курс Джеймса был «до настоящего времени единственным курсом в стране, где студенты могут быть ознакомлены с методами и результатами последних немецких исследования в области физиологической психологии» (Холл, 1879 г. ).

Лабораторные исследования ощущений и восприятия Джеймс проводил в первой половине своей карьеры. Его вера в связь между разумом и телом привела его к разработке того, что стало известно как теория эмоций Джеймса-Ланге, которая постулирует, что человеческое переживание эмоций возникает в результате физиологических изменений в ответ на внешние события. Вдохновленный эволюционной теорией, теоретический взгляд Джеймса на психологию стал известен как функционализм, который искал причинно-следственные связи между внутренними состояниями и внешним поведением.

В 1890 году Джеймс опубликовал очень влиятельный двухтомный синтез и резюме по психологии  «Принципы психологии ». Книги были широко прочитаны в Северной Америке и Европе, получив внимание и похвалу от Зигмунда Фрейда и Карла Юнга в Вене. Затем Джеймс отошел от экспериментальной психологии, чтобы писать больше философских работ (его считают одним из основателей школы американского прагматизма), хотя он продолжал преподавать психологию, пока не ушел из Гарварда в 1919 г. 07.

Джеймс глубоко вдохновил и сформировал мышление своих учеников, многие из которых (включая Холла, Мэри Уитон Калкинс и Э. Л. Торндайк) сделали выдающуюся карьеру в области психологии. Он также консультировал студенческий проект по автоматическому письму Гертруды Стайн. Уильям Джеймс занимает 14-е место в списке 100 самых выдающихся психологов 20   века, составленном Американской психологической ассоциацией.

Веб-сайты

Википедия Статья

Что такое психология? Где будущее психологии?

Доступны спонсируемые5 онлайн-программы