Бандура психолог: Альберт Бандура биография психолога кратко

Содержание

Бандура Оксана Олеговна | «Санкт-Петербургский Государственный Институт психологии и социальной работы»



Должность

И.о. заведующего кафедрой клинической психологии

Ученая степень, звание

Кандидат психологических наук

Адрес электронной почты

2px»>[email protected]

Наименование подготовки (специальности)

37.05.01 Клиническая психология 37.03.01 / 37.04.01 Психология

Стаж работы (общий/по специальности)

25/22 года

Информация об уровне образования и квалификации

Окончила Киевский университет им. Т. Шевченко. Специальность по диплому — Психология. Квалификация по диплому – Психолог. Преподаватель психологии.

Преподаваемые дисциплины

Семейное психологическое консультирование Основы консультативной психологии Психологические подходы в консультировании, ориентированные на самореализацию Психология личности Психологическое консультирование в кризисных ситуациях Технологии консультирования пострадавших от насилия в семье Профилактика профессионального выгорания

Научные интересы

Семейное психологическое консультирование. Психология кризисных состояний. Психология самореализации.

Основные публикации за последние 5 лет

Общее количество публикаций: 17 Психологическое консультирование в кризисных ситуациях: учебник / В.А. Кулганов, И.М.Пономарева, О.О. Бандура. — Москва: КНОРУС, 2021 — 224 с. — (бакалавриат, специалитет и магистратура). Бандура О.О. Особенности самоотношения женщин, переживших насилие в детском возрасте / О.О.Бандура, А.В. Усова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы — 2020 — № 1, т. 33 — С. 7-18. Бандура О.О. Насилие в семье: отсроченные последствия насилия над детьми/ О.О. Бандура, А.В. Усова, М.Д. Ольховский // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы — 2019 — № 2, т. 32 — С. 171-179.

Перечень ведущих конференций, на которых были выступления с докладами

III научно-практическая конференция «Десятилетие детства. Благополучие семьи — основа государства», Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, 17 октября 2019 г.

Повышение квалификации за последние 3 года

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методист онлайн-курсов», 77 ч., университет интернет-профессий «Нетология», 2021 г. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональная компетентность преподавателя вуза в условиях перехода на ФГОС 3++ с учетом организации обучения студентов с ОВЗ», 36 ч. СПбГИПСР, 2020 г. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Диагностика и лечение сексуальных расстройств. Семейная психотерапия», 144 ч. Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, 2019 г.

Премии, награды

Благодарность за участие в воспитательной работе на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена

Другая профессиональная деятельность, в том числе педагогическая

СПбГИПСР: руководитель образовательной программы 37. 05.01 Клиническая психология Руководитель программы профессиональной переподготовки «Психологическое семейное консультирование и психокоррекция отношений», с 2015 г. и программы повышения квалификации «Практика семейного консультирования» Руководитель студенческого научного кружка «Семейное психологическое консультирование» РГПУ им. Герцена: доцент кафедры организационной психологии, 2004-2014 гг.

Альберт Бандура награжден Национальной медалью науки / психология

Альберт Бандурв, Украинско-канадский психолог и педагог, разработавший Теорию социального обучения, был удостоен Национальная медаль науки Соединенных Штатов. Бандура — почетный профессор Стэнфордского университета, должность, которую он занимал с 1953 года..

Награда присуждается ежегодно и вручается непосредственно Президентом Соединенных Штатов. Национальная медаль науки признает лиц, которые внесли исключительный вклад в науку, технологии и инженерные. В дополнение к Бандуре, в этом году в конкурсе восемь победителей, включая микробиологов, врачей и физиков. Победители получат свои медали от руки Барака Обамы в январе на церемонии в Белом доме

Вклад Альберта Бандуры в психологию

Альберт Бандура выделился как теоретик и экспериментатор теории социального обучения. Его работы были пионерами в исследовании обучения, основанного на подражании или альтернативном обучении. Также было важно понять процесс внутренней мотивации и регулирования собственного поведения, поскольку в своих теориях они уделяли внимание таким понятиям, как ожидания или убеждения в собственной эффективности..

Кроме того, он также был заинтересован в развитии личности и способствовал призыву социокогнитивный подход этого Бандура ввел понятие «взаимный детерминизм», в котором он объясняет, что не только окружающая среда влияет на человека, но и человек способен влиять на окружающую среду..

С другой стороны, Бандура также прошел обучение по клинической психологии и внес значительный вклад в психологическую терапию, поскольку он отвечает за структурирование когнитивно-поведенческих методов, основанных на наблюдении за моделью, например, для лечения фобий. Бандура вышел вперед, чтобы оставить позади радикальный бихевиоризм.

Вы можете прочитать следующие статьи, если хотите углубить свою теорию:

  • «Теория социального обучения Альберта Бандуры»
  • «Самоэффективность Альберта Бандуры: верите ли вы в себя?»
  • «Теория личности Альберта Бандуры»

Исследования по агрессии: эксперимент с куклой Бобо

Бандура также интересовался изучением агрессии и проверил свою гипотезу о том, что агрессивное поведение можно изучить, наблюдая за другими. Один из его самых известных и самых известных экспериментов в области психологии Кукла бобо.

Бандура использовал куклу по имени Бобо, чтобы показать, что обучение зависит не только от наград и наказаний. После показа видео группе детей, в которой появился взрослый, бьющий куклу и кричащий «глупый», их оставили в комнате, где была кукла Бобо. Реакция детей состояла в том, чтобы взбить куклу до крика «глупый». Напротив, группу детей, которые не смотрели видео, также оставили в комнате, но они не проявляли агрессивного поведения. .

В этой ссылке вы можете увидеть знаменитый эксперимент Альберта Бандуры.

Бандура объяснил, что он был удивлен влиянием его расследований, поскольку они были полезны для решения таких вопросов, как предотвращение агрессии со стороны детей. Фактически, многие исследования, которые были проведены позже о социальных моделях, которые генерируются дома, на телевидении или в группах друзей, были вызваны их экспериментами..

Бандуре очень повезло получить эту награду

Считается одним из самых влиятельных и важных психологов в истории, его направление инновационных исследований позволило нам обогатить наше понимание обучения и образования. Но кроме того, другие области применения, такие как спорт или коучинг, также питались такими понятиями, как самоэффективность. Теория самоэффективности оказала большое влияние,США позволили узнать больше о мотивации, и даже были важны в области благополучия и здоровья.

Несмотря на свою большую профессиональную карьеру, Бандура был удивлен. Узнав, что он получит Национальную медаль науки, он объявил в пресс-релизе: «После того, как я осознал, что этот звонок не был шуткой, организованной моими коллегами, мне повезло получить эту награду». И он добавил: «Медаль науки также признает вклад психологии в улучшение человека».

Альберт Бандура, 1925-2021: Социальный психолог, изменивший наши представления об обучении и морали и работа стала краеугольным камнем вводных занятий по психологии повсюду, умер 26 июля в возрасте 95 лет в своем доме в Стэнфорде, Калифорния. По словам его дочерей Кэрол Бандура Коули и Мэри Бандура, он скончался во сне от застойной сердечной недостаточности.

Широко известный как один из самых влиятельных психологов всех времен, Бандура был наиболее известен своими экспериментами с куклами Бобо. Хотя он проводил эксперимент в начале своей карьеры, результаты экспериментов с куклой Бобо не только заложили основу для его будущей работы, но и изменили ландшафт психологии обучения, какой мы ее знаем.

Бандура проводил свои знаменитые эксперименты с куклой Бобо в начале своей карьеры в Стэнфордском университете с двумя коллегами в 1960-е годы. В этих экспериментах Бандура показывал детям дошкольного возраста телевизионные кадры, на которых взрослые бьют, бьют и, по сути, оскорбляют надувную куклу-клоуна Бобо. По сравнению с детьми того же возраста, которые не видели агрессивных кадров, дети, которые видели, как взрослые жестоко обращаются с куклой, с большей вероятностью поступали так же и проявляли большую жестокость по отношению к кукле, когда им предоставлялась возможность поиграть с ней.

Эксперименты с куклой Бобо изучали то, как дети учатся, в частности, как они имитировали агрессивное поведение после наблюдения за тем, как взрослые моделируют такое же поведение. (Фото: Стэнфордский университет).

Исследования кукол Бобо внесли свой вклад в всеобъемлющую теорию социального научения Бандуры, в которой он предположил, что люди учатся, наблюдая за поведением других и имитируя выученное поведение, отношения и эмоции. Это было знаковым открытием для психологии обучения; до этого основная теория бихевиоризма, или поведенческого обучения, была основным психологическим объяснением обучения. Бихевиоризм, отстаиваемый Б. Ф. Скиннером, предложил идею о том, что обучение любому типу поведения зависит от обусловленности посредством подкрепления либо наказаниями, либо вознаграждениями.

Эксперимент Бандуры с куклой Бобо был радикальным для своего времени, поскольку он бросил вызов существовавшей ранее теории Скиннера и основывался на ней, предполагая, что факторы окружающей среды и когнитивные факторы взаимодействуют друг с другом, влияя на обучение и поведение человека. Хотя сегодня это может показаться большинству людей здравым смыслом, это была новая и новаторская точка зрения в то время, когда Бандура впервые предложил ее.

«Сегодня это имеет большой смысл для людей, потому что Аль Бандура сделал это понятным», — сказала Лаура Л. Карстенсен, коллега-профессор психологии в Стэнфорде.

Хотя академические заслуги очевидны, исследование Бандуры становилось все более актуальным в 1960-х и 1970-х годах, поскольку общественное беспокойство о влиянии телевизионного насилия на детей усилилось, особенно когда война во Вьетнаме бушевала и доминировала в новостных программах. До этой эпохи основное убеждение в отношении психического здоровья в то время — психоанализ — заключалось в том, что наблюдение за агрессивным насилием послужит катарсисом, тем самым уменьшая желание физически действовать агрессивно. Однако эксперименты с куклами Бобо свидетельствовали об обратном, подразумевая, что наблюдение за актами агрессии потенциально может побудить детей аналогичным образом имитировать насилие, которое они наблюдали на экране.

Бандура предстал перед публикой, его работа была тщательно изучена, когда он свидетельствовал перед Капитолийским холмом о пагубном влиянии телевизионного насилия на детей. Хотя он подвергался критике со стороны вещательных сетей, его исследования и показания помогли Федеральной торговой комиссии установить новые стандарты телевизионной рекламы и телевизионного контента с изображением детей.

Эксперименты с куклой Бобо легли в основу всей остальной работы, которую Бандура проделал в своем исследовании теории социального обучения и социального моделирования, что в целом «позволило людям изменить свою жизнь к лучшему», — писал Бандура в своей книге 9. 0019 Сообщение об инновациях , в 2006 году.

Он также был известен разработкой теории самоэффективности, которая утверждает, что то, как человек рассматривает свои собственные способности, является ключевым компонентом того, как он думает, действует и чувствует, и концепция морального отстранения, которая объясняет, как люди могут отстраняться от этических норм, чтобы оправдать аморальные и вредные действия.

Благодаря своим исследованиям Бандура представил и пересмотрел теории формирования личности, познания и лечения психических расстройств, которые затем были применены к реформам в области образования, общественного здравоохранения и кампаниям по информированию о злоупотреблении наркотиками и алкоголем. В течение нескольких лет Бандура работал с Population Media Center, некоммерческой организацией США, над созданием телевизионных программ, которые моделировали положительные результаты в таких ситуациях, как планирование семьи, изменение климата и защита от ВИЧ/СПИДа.

«[Бандура был] также одним из самых важных социологов в истории», — говорится в заявлении Артура С. Эванса-младшего, исполнительного директора Американской психологической ассоциации. «Его вклад существенно повлиял на наше понимание человеческого поведения сегодня».

Родившийся 4 декабря 1925 года в Мундаре, Канада, в семье иммигрантов из Восточной Европы, Бандура был младшим и единственным сыном среди шести детей. В то время как в его городе было мало образовательных ресурсов, родители Бандуры привили ему чувство тяжелой работы, и он нашел способы взять на себя ответственность за свой собственный образовательный путь.

Позже он написал в своей автобиографии, что «хотя содержание курсов скоропортящееся… навыки саморегуляции имеют непреходящую функциональную ценность, каким бы ни было стремление».

Бандура учился в Университете Британской Колумбии для получения степени бакалавра, где он наткнулся на каталог курсов и случайно решил записаться на вводный курс психологии, потому что это соответствовало его расписанию.

После получения степени бакалавра за три года Бандура поступил в Университет Айовы, тогдашний эпицентр психологических исследований, для получения степени магистра психологии, которую он получил со степенью магистра в 1951 и его докторская степень. в 1952 году. В Айове он встретил Вирджинию Варнс, и они поженились в 1952 году после того, как Бандура получил докторскую степень. и принял должность преподавателя в Стэнфордском университете.

В качестве академика Бандура провел всю свою 57-летнюю карьеру в Стэнфордском университете, где до своей смерти он был почетным профессором социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Школе гуманитарных и естественных наук. За время своего пребывания в должности он опубликовал сотни научных работ, написал 17 книг, был награжден 19почетные степени, назначен президентом Американской психологической ассоциации в 1974 году и избран членом Американской академии искусств и наук в 1980 году. Награды и почести Бандуры включают премию Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в психологию, премию Джеймса МакКина Кеттелла от Американского психологического общества и золотой медали за выдающийся вклад в психологическую науку на протяжении всей жизни от Американского психологического фонда.

В 2014 году он стал офицером Ордена Канады, а в 2016 году президент Барак Обама наградил его Национальной медалью науки.

Ближе к концу своей жизни Бандура вложил значительные средства в исследования изменения климата и изучение того, как моральное размежевание между предприятиями способствовало и поддерживало вредное для окружающей среды поведение и практику.

«Он был нравственной фигурой, — сказал Карстенсен. «Он считал, что наука должна быть направлена ​​на улучшение общества».

В 2002 году Review of General Psychology поставил Бандуру на четвертое место среди самых цитируемых психологов 20

th век, сразу за Зигмундом Фрейдом, Б. Ф. Скиннером и Жаном Пиаже.

«Трудно выразить словами то влияние, которое он оказал на психологию, — сказал Патрик Бэйли, бывший президент Канадской психологической ассоциации.

У Бандуры остались обе дочери, Кэрол и Мэри Бандура, и двое внуков. Вместо цветов или подарков семья Бандуры попросила, чтобы вместо этого были сделаны пожертвования в Совет по защите природных ресурсов, Народный медиа-центр или Young Voices for the Planet.

5 1 голосование

Рейтинг статьи

Стефани Том

Стефани Том изучает людей, культуру, медиа и технологии в Корнельском университете. Она стажер по связям с общественностью в SAGE Publishing.

Просмотреть все сообщения Стефани Том

Альберт Бандура: Теория социального обучения

Альберт Бандура

 

Альберт Бандура (родился 4 декабря 1925, Мандаре, Альберта, Канада) — психолог и почетный профессор социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана в Стэнфордском университете. За свою карьеру, насчитывающую почти шесть десятилетий, Бандура внес новаторский вклад во многие области психологии, включая социальную когнитивную теорию, терапию и психологию личности, а также оказал влияние на переход от бихевиоризма к когнитивной психологии. Он известен как основоположник теории социального научения и теории самоэффективности, а также является автором влиятельной 1961 Эксперимент с куклой Бобо.

Опрос 2002 года поставил Бандуру на четвертое место среди наиболее часто цитируемых психологов всех времен после Б. Ф. Скиннера, Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже, а также на самое цитируемое из ныне живущих психологов. Бандура широко известен как величайший из ныне живущих психологов и как один из самых влиятельных психологов всех времен. В 2008 году Бандура получила премию Гравемейера в области психологии.

 

Исследование

На Бандуру первоначально повлияла работа Роберта Сирса о семейных предшественниках социального поведения и идентификационном обучении. Бандура направил свои первоначальные исследования на роль социального моделирования в человеческой мотивации, мышлении и действии. В сотрудничестве с Ричардом Уолтерсом, своим первым докторантом, Бандура занимался исследованиями социального обучения и агрессии. Их совместные усилия продемонстрировали критическую роль моделирования в человеческом поведении и привели к программе исследований детерминант и механизмов обучения через наблюдение.

 

Теория социального научения

На начальном этапе исследований Бандуры анализировались основы человеческого обучения и склонность детей и взрослых имитировать поведение, наблюдаемое у других. (Даже среди психологов распространена ошибка смешивать слова «подражать» и «моделировать». Например, ребенок моделирует, но не «моделирует» свое поведение по чужому; он демонстрирует или подражает новому поведению, приобретенному наблюдая за моделью.)

 

Анализ агрессии

Исследования Бандуры с Уолтерсом привели к написанию его первой книги «Подростковая агрессия» в 1959 году и последующей книге «Агрессия: анализ социального обучения» в 1973 году. В период доминирования бихевиоризма в форме Б.Ф. Скиннер, Бандура считал, что единственные поведенческие модификаторы вознаграждения и наказания в классическом оперантном обусловливании неадекватны в качестве основы и что многие виды человеческого поведения были усвоены от других людей. Бандура начал анализировать средства обращения с чрезмерно агрессивными детьми, выявляя источники насилия в их жизни. Первоначальные исследования в этом районе были начаты в 19 в.40-е годы под руководством Нила Миллера и Джона Долларда; Непрерывная работа Бандуры в этом направлении в конечном итоге завершилась экспериментом с куклой Бобо и чрезвычайно влиятельным трактатом 1977 года «Теория социального обучения». Многие нововведения Бандуры исходили из его сосредоточенности на эмпирических исследованиях и воспроизводимых исследованиях, которые были чужды области психологии, в которой доминировали теории Фрейда.

 

Эксперимент с куклой Бобо

В 1961 году Бандура провел спорный эксперимент, известный как эксперимент с куклой Бобо, для изучения моделей поведения, по крайней мере частично, с помощью теории социального обучения, и того, что люди научились аналогичному поведению. формирование собственного поведения после действий моделей. Некоторые критиковали эксперимент по этическим соображениям за то, что он приучал детей к агрессии. Результаты Бандуры из эксперимента с куклой Бобо изменили курс современной психологии и получили широкое признание за то, что помогли сместить акцент в академической психологии с чистого бихевиоризма на когнитивную психологию. Этот эксперимент является одним из самых хвалебных и знаменитых психологических экспериментов.

 

Социальная когнитивная теория

К середине 1980-х годов исследования Бандуры приобрели более целостный характер, и его анализ имел тенденцию давать более всесторонний обзор человеческого познания в контексте социального обучения. Теория, которую он расширил из теории социального научения, вскоре стала известна как социальная когнитивная теория.

 

Социальные основы мысли и действия

В 1986 году Бандура опубликовал книгу «Социальные основы мысли и действия: теория социального познания» (см. , и саморегулирующийся, в противоположность ортодоксальному представлению о людях, управляемых внешними силами. Бандура выдвинул концепции триадной реципрокности, которая определяла связи между человеческим поведением, факторами окружающей среды и личностными факторами, такими как когнитивные, аффективные и биологические события, и реципрокного детерминизма, определяющего причинно-следственные связи между такими факторами. Акцент Бандуры на способности агентов к самоорганизации и саморегулированию в конечном итоге привел к его более поздним работам по самоэффективности.

 

Самоэффективность

В 1963 году Бандура опубликовал книгу «Социальное обучение и развитие личности». В 1974 году Стэнфордский университет наградил его кафедрой, и он стал профессором социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана. В 1977 году Бандура опубликовал амбициозную «Теорию социального научения», книгу, изменившую направление, в котором психология находилась в 1980-х годах.

В ходе исследования процессов, с помощью которых моделирование облегчает фобические расстройства у людей, страдающих фобией змей, Бандура обнаружил, что убеждения в самоэффективности (которые люди с фобиями имели в своих собственных возможностях смягчить свою фобию) опосредовали изменения в поведении и страхе. возбуждение. Затем он запустил крупную программу исследований по изучению влиятельной роли самореферентного мышления в психологическом функционировании. Хотя он продолжал исследовать и писать по теоретическим проблемам, относящимся к множеству тем, с конца 19В 70-х годах он уделял много внимания изучению роли убеждений в самоэффективности в функционировании человека.

В 1986 году Бандура опубликовал «Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория» (см. статью), книгу, в которой он предложил социально-когнитивную теорию человеческого функционирования, которая отводит центральную роль когнитивным, заместительным, саморегулирующимся и саморегулирующимся -рефлексивные процессы адаптации и изменения человека. Эта теория уходит своими корнями в агентную точку зрения, которая рассматривает людей как самоорганизующихся, проактивных, саморефлексирующих и саморегулирующихся, а не только как реактивные организмы, сформированные силами окружающей среды или движимые внутренними импульсами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts