3.3. Проблема соотношения обучения и развития
1. Развитием психики называют:
А) закономерные изменения психических процессов во времени
Б) количественные, качественные и структурные преобразования психических процессов
В) необратимость и закономерность характера изменений психики
2. Филогенез – это…:
А) формирование и распад мозговой организации психических структур
Б) воспроизводимость однотипных изменений у особей одного вида
В) становление структур психики в ходе биологической эволюции вида
Г) становление структур психики в ходе социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп
Д) формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного
3. Онтогенез – это…:
А) формирование и распад мозговой организации психических структур
Б) воспроизводимость однотипных изменений у особей одного вида
В) становление структур психики в ходе биологической эволюции вида
Г) становление структур психики в ходе социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп
Д) формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного
4. Л.С. Выготский выделил закономерности психического развития (исключи лишнее):
А) компенсаторность психики
Б) цикличность развития психики
В) метаморфоз психики
Г) необратимость психического развития
Д) непрерывность психического развития
5. Кто автор теории рекапитуляции?
А) А. Валлон В) М. Л. Мид
Б) С. Холл Г) Э. Геккель
6. Назовите автора теории конвергенции двух факторов:
А) А. Валлон В) В. Штерн
Б) С. Холл Г) Э. Геккель
7. Назовите автора биогенетического закона:
А) А. Валлон В) В. Штерн
Б) С. Холл Г) Э. Геккель
8. Учение о развитии высших психических функций разработал:
А) П.П. Блонский В) Д.Б. Эльконин
Б) А.Н. Леонтьев Г) Л.С. Выготский
9. Обучение будет являться развивающим при условии, что:
А) оно соответствует развитию
Б) значительно опережает развитие
В) забегает вперед развития
Г) нет верного ответа
10. Установи соответствие.
1) ЗБР | А) уровень трудности задач, доступных для самостоятельного решения |
2) УАР | Б) расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого |
3) УПР | В) уровень трудности задач, недоступных ребенку для самостоятельного решения |
11. Понятие зоны ближайшего развития ввел:
А) Д.Б. Эльконин
Б) Л.С. Выготский
В) А.Н. Леонтьев
Г) П.Я. Гальперин
Д) Л.В. Занков
1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:
А) особый цикл психического развития
Б) латентный период, ограниченный кризисами
В) детство, отрочество, юность, зрелость
Г) временные характеристики индивидуального развития
2. Возрастные границы (исключи лишнее):
А) подвижны
Б) изменчивы
В) жестко закреплены
Г) имеют конкретно-исторический характер
Д) не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности
3. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):
А) онтогенетического
Б) хронологического
В) филогенетического
Г) психологического
Д) биологического4. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Д.Б. Эльконина:
А) психосексуальное развитие | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
5. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж. Пиаже:
А) психосексуальное развитие | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
6. Назовите критерий, который положен в основу периодизации З.Фрейда:
А) психосексуальное развитие | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
7. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Л.С. Выготского:
А) смена социальной ситуации развития | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
8. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Э. Эриксона:
А) психосексуальное развитие | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
9. Назовите критерий, который положен в основу периодизации П.П. Блонского (20-ые гг XX века):
А) кризисы развития | ||
Б) развитие зубов | ||
В) персонификация личности | ||
Г) событийная общность | ||
Д) антропометрические признаки |
10. Назовите критерий, который положен в основу интегральной периодизации общего психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман):
А) кризисы развития | ||
Б) развитие зубов | ||
В) персонификация личности | ||
Г) событийная общность | ||
Д) антропометрические признаки |
11. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Л. Кольберга:
А) психосексуальное развитие | |
Б) смена ведущей деятельности | |
В) когнитивное развитие | |
Г) моральное становление личности | |
Д) психосоциальное развитие |
12. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период младенчества:
А) генитальной | Г) фаллической |
Б) оральной | Д) латентной |
В) анальной |
13. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период раннего детства:
А) генитальной | Г) фаллической |
Б) оральной | Д) латентной |
В) анальной |
14. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:
А) генитальной | Г) фаллической |
Б) оральной | Д) латентной |
В) анальной |
15. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует младший школьный возраст:
А) генитальной | Г) фаллической |
Б) оральной | Д) латентной |
В) анальной |
16. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:
А) генитальной | Г) фаллической |
Б) оральной | Д) латентной |
В) анальной |
17. Разрешением «Эдипова комплекса» З. Фрейд считал:
А) идентификацию с агрессором | Г) развитие супер-Эго ребенка |
Б) эмоциональную регрессию | Д) появление фрустрации |
В) подавление сексуальных желаний |
18. Одним из феноменов Ж. Пиаже является:
А) эгоидентичность | Г) ассимиляция |
Б) эгоизм | Д) аккомодация |
В) центрация |
19. Базовое образование ребенка в младенчестве (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) базальное доверие |
Б) автономия | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
20. Базовое образование в раннем детстве (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) идентичность |
Б) автономия | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
21. Базовое образование в дошкольном периоде (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) идентичность |
Б) автономия | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
22. Базовое образование в школьном возрасте (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) идентичность |
Б) автономия | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
23. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) идентичность |
Б) интимность | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
24. Базовое образование в ранней зрелости (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) интимность |
Б) автономия | |
В) компетентность | |
Г) инициативность |
25. Базовое образование в средней зрелости (по Э. Эриксону):
А) генеративность | Д) идентичность |
Б) автономия | |
В) продуктивность | |
Г) инициативность |
26. Базовое образование в поздней зрелости (по Э. Эриксону):
А) генеративность | |
Б) идентичность | |
В) продуктивность | |
Г) инициативность |
27. На какой стадии формируется Супер Эго (по 3.Фрейду)?
А) анальная стадия Г) оральная стадия
Б) латентная стадия Д) фаллическая стадия
В) генитальная стадия
3.11. Психология зрелых возрастов (молодость, зрелость, старость)
1. Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону:
А) 40-70 лет
Б) 25-60лет
В) 30-60лет
2. Кризис середины жизни приходится на возраст:
А) 40лет
Б) 30 лет
В) 50 лет
3. Преждевременное старение означает опережение:
А) хронологического возраста психологическим
Б) психологического возраста биологическим
В) биологического возраста хронологическим
4. Базовое образование зрелого возраста:
А) инертность
Б) направленность
В) продуктивность
5. Причины кризиса среднего возраста:
А) страх смерти
Б) депрессия
В) уход детей из семьи
Г) профессиональное становление
6. Критерии зрелости (по Б.Г. Ананьеву):
А) Гражданская зрелость Г) Соматическая зрелость
Б) Умственная зрелость Д) Психологическая зрелость
В) Трудовая зрелость
7. Установите соответствие:
Жизненная позиция пожилых людей | Стиль поведения |
1) конструктивная позиция | а) держатся замкнуто, отгораживаются от людей, старость воспринимают с негодованием |
2) защитная позиция | б) позитивно относятся к жизни, из старости проблему не делают, ищут контакты |
3) зависимая позиция | в) ищут помощи, чувствуют себя несчастными |
8. Особенности геронтогенеза:
А) Эгоцентризм
Б) Усиление чувства неполноценности
В) Усиление чувства одиночества
Г) Изменение характера
Д) Усиление чувства тревоги, недоверия и осторожности
9. Геронтопсихология – это:
А) Психология дошкольника
Б) Психология младшего школьника
В) Психология взрослого человека
Г) Психология преклонного возраста
10. Назовите возрастные рамки периода поздней зрелости по Э.Эриксону?
А) от 50-ти лет
Б) от 60-ти лет
В) от 65-ти лет
11. Назовите кризис, характерный для периода поздней зрелости?
А) кризис ухода на пенсию
Б) кризис зрелости
В) кризис окончания активной профессиональной деятельности
12. Назовите вариант развития, который характеризуется полной потерей психологического будущего:
А) смена ведущей деятельности
Б) сохранение основного содержания жизни
В) доживание
13. Кто выделил 5 стадий процесса умирания?
А) Кюблер-Росс
Б) Эриксон
В) Стюарт-Гамильтон
14. Какой из пяти стадий умирания характерно смирение и ожидание неизбежного конца?
А) торг
Б) депрессия
В) принятие
15.Проективная функция методики А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой «Тест юмористических фраз ТЮФ» заключается в оценке:
А) специфики мотивационной сферы личности
Б) уровня развития чувства юмора субъекта
В) развития воображения и фантазии человека
Г) типа личности
1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития:
А) дефектология
Б) социальная психология
В) специальная психология
Г) коррекционная психология
2. Госпитализм характеризуется:
А) невозможностью удовлетворения органических потребностей
Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве
В) недостатком общения со сверстниками
3. Установи соответствие.
1) тифлопсихология | А) психология глухих |
2) сурдопсихология | Б) психология болезненных свойств личности |
3) олигофренопсихология | В) психология слепых |
4) патопсихология | Г) психология умственно отсталых |
4. Дефектология – это:
А) отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития
Б) отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных условиях существования
В) комплексная наука, изучающая особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения
5. Одаренными называют детей:
А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития
Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей
В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей
Г) демонстрирующих высокий коэффициент интеллектуальности
6. При явлении госпитализма:
А) тормозится интеллектуальное развитие
Б) тормозится эмоциональное развитие
В) искажается «Я-концепция»
Г) разрушается физическое благополучие
Д) все ответы верны
7. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):
А) потеря в весе
Б) апатичность
В) сужение сознания
Г) уход от контактов с окружающими
8. Психологический термин «госпитализм» происходит от:
А) от лат. hospitalis — гостеприимный
Б) от франц. hopital — больница
В) от греч. homoios — подобный
Г) от лат. hallucinatio – видение, призрак
9.Лишение человека сенсорных впечатлений называется:
А) депривацией
Б) экстремальностью
В) иллюзией
Г) депрессией
10. Сенсорная депривация способна вызвать:
А) галлюцинации
Б) эйфорию и раздражительность
В) заторможенность, депрессию, апатию
Г) сенсорный и эмоциональный голод
Д) эйдетические представления
11. Установи соответствие (по классификации МКБ-9):
1) легкая степень умственной отсталости | А) идиотия |
2) средняя степень умственной отсталости | Б) дебильность |
3) тяжелая степень умственной отсталости | В) имбецильность |
Стадии психосоциального развития Эриксона
В 1950 году Эрик Эриксон выпустил свою книгу «Детство и общество», в которой изложил свою известную теорию психосоциального развития . Его теория состоит из 8 стадий, через которые проходит здоровый человек в течение своей жизни, каждая из которых описывает конкретную проблему или задачу. Эриксон сосредоточился не столько на возрасте, сколько на развитии личности. По мере того, как люди осваивают каждый этап, они переходят к следующему и сталкиваются там с новой проблемой. Этапы разворачиваются естественным образом, под влиянием воспитания и культуры каждого человека.
Эрик Хомбургер Эриксон (урожденный Эрик Саломонсен; 1902–1994) был психологом развития и психоаналитиком.Каждый этап предлагает уникальный конфликт, который игрок должен преодолеть. Нельзя просто отбросить отрицательную силу, представленную в то время, но нужно стремиться найти баланс между положительной и отрицательной силой. Как объяснялось на каждом этапе, отрицательная сила предлагает положительные результаты в небольших количествах. Цель для человека состоит в том, чтобы примирить две силы для достижения цели. Цели для каждого этапа — это добродетели, которые служат улучшению жизни людей, такие как надежда, решимость и мудрость. Например, если человек способен справиться с конфликтом и обрести добродетель надежды, он сможет нести эту добродетель с собой на всю оставшуюся жизнь. Ожидается, что если этап не будет освоен, проблема снова появится в будущем. Однако этапы не являются постоянными; можно справиться с конфликтами даже постфактум.
См. также:
- Стадии нравственного развития – Лоуренс Кольберг
- Жан Пиаже и его теория и этапы когнитивного развития
- Теория нравственного развития – Piaget
Стадия 1: Орально-сенсорная или младенческая стадия
Обзор
Стадия : Орально-сенсорная/младенческая стадия
Возраст : От рождения до 18 месяцев 9002 7 Задача : Кормление
Конфликт : Доверие против недоверия
Добродетель : Надежда
С рождения до 18 месяцев младенцы находятся на орально-сенсорной стадии. Как следует из названия, первичным событием на этом этапе является кормление . Взаимодействуя со своими мамой и папой, младенец учится прислушиваться к биологическим побуждениям, исходящим от тела. Если родители способны адекватно реагировать на потребности младенца, ребенок развивает чувство доверия к его побуждениям и понимает, что мир — безопасное и любящее место. Задача родителя состоит в том, чтобы продемонстрировать последовательность и знакомство для развития этого доверие .
Этот этап посвящен конфликту доверия и недоверия . Точно так же, как каждый родитель стремится завоевать доверие к своему ребенку, он не должен исключать способность недоверия . Доверие можно непосредственно наблюдать на этом этапе: ребенок не будет очень расстроен, если ему придется подождать минуту или две для мамы или папы. Каждый родитель не должен совершенствоваться; младенец понимает, что даже если мама или папа не придут сразу, они скоро обратятся к его потребности. Это центральное убеждение влияет на людей на протяжении всей их жизни. Взрослые понимают, что даже если сейчас что-то не ладится, в итоге все наладится. это Надежда помогает людям пережить трудные времена, разочарования в карьере и трудности в личной жизни. Только через баланс доверия и недоверия ребенок может развить эту надежду.
Если родители пренебрегают удовлетворением потребностей младенца, вместо этого у них разовьется недоверие . Ребенок станет подозрительным к другим, основываясь на своем личном опыте. Игнорирование младенца или ненадежное удовлетворение его биологических потребностей заставляет их опасаться будущих отношений.
См. также: Зона ближайшего развития Выготского и строительные леса
Стадия 2: Мышечно-анальная стадия или стадия раннего детства
Возраст : от 18 месяцев до 3 лет лет
Задача : Приучение к туалету
Конфликт : Самостоятельность против сомнения/стыда
Добродетель : Сила воли
Когда ребенку исполняется 18 месяцев, он начинает вступать в следующую стадию: раннее детство. Эта стадия продолжается в течение всего периода ясельного возраста, пока ребенку не исполнится 3 или 4 года. Как младенцы учатся справляться с конфликтами в своей повседневной жизни, так и малыши учатся справляться с ними. На этом этапе мы видим, как каждый ребенок стремится найти баланс между автономность и позор .
Дети учатся самостоятельности, исследуя окружающие их области; если родители позволяют ребенку манипулировать окружающей средой, у него разовьется самостоятельность. Установление правильных границ способствует балансу между уверенностью и самоконтролем. Это означает, что родители и другие лица, осуществляющие уход, должны поощрять ребенка, но также твердо держаться и следовать правилам. Воспитание малышей лучше всего можно описать популярным советом «твердо, но терпимо».
На этом этапе событием жизни или навыком обучения, приобретаемым малышами, является приучение к туалету . По мере того, как дети учатся контролировать свое тело, они начинают выражать это по-разному. Приучение к туалету — это один из способов для малышей продемонстрировать независимость, а также развить уверенность в своих силах.
В конечном счете, цель создания баланса между независимостью и сомнениями у малыша состоит в том, чтобы развить решимость или силу воли . Эта стадия часто характеризуется этой чертой; все знают малыша с решительным отношением «может сделать»! Идея состоит в том, чтобы сохранить эту силу воли, чтобы использовать ее надлежащим образом в дальнейшей жизни. В то время как сила воли может разочаровывать в крошечном теле трехлетнего ребенка, она ценна во взрослом возрасте.
С другой стороны, вместо самооценки у ребенка может развиться сомнение. Чтобы обезопасить себя в жизни, необходимы небольшие суммы — именно это мешает взрослым бегать голыми или прыгать со здания, — но чрезмерная доля стыда заставляет их верить, что они не могут принимать решения самостоятельно. Родители должны знать, что даже такая мелочь, как смех над малышом, когда он пытается приложить усилия, может нанести вред. Он может начать сомневаться в своих способностях или считать, что ему слишком сложно учиться. Точно так же родители не должны препятствовать исследованиям или другим попыткам быть независимыми, поскольку они учат своих малышей тому, что они не должны действовать по собственной воле.
Еще один способ развить у малышей нежелательное чувство стыда или сомнений — это отсутствие каких-либо ограничений, установленных родителями. Неограниченный доступ к трудным или опасным задачам учит малышей тому, что они ничего не умеют. В эту категорию попадают и родители, которые всегда помогают своим детям. Малыши, которые не могут научиться что-либо делать сами, полагают, что это слишком сложно сделать самостоятельно. Например, ребенок никогда не научится сам обуваться, если родитель всегда завязывает ему шнурки.
См. также: Теория андрагогики – Малкольм Ноулз
Этап 3: Локомоторный или дошкольный этап
Обзор
Стадия : Локомоторный/дошкольный
9000 3 Возраст : от 3 до 5 лет
Задача : Независимость
Конфликт : Инициатива против вины
Добродетель : Цель
Третий этап развития ребенка также приходится на раннее детство где-то между 3 и 6 годами. противоборствующие силы, в данном случае вина и инициатива .
Прежде чем мы оценим роль инициативы, мы можем спросить: действительно ли чувство вины необходимо? Эриксон сказал бы, что да, абсолютно. Вина гарантирует, что мы можем проявить раскаяние и отвергнуть злые намерения.
Эта стадия развивает баланс посредством игры. Дети могут развивать свое воображение, играть по ролям и предсказывать то, что может произойти в будущем. Инициатива помогает детям развивать новые навыки и раскрывать свою любознательность. Родители могут поддержать своих детей, побуждая их расширять свои идеи и предлагая им составить план.
На этом этапе у детей развиваются мораль и ответственность, поскольку они начинают понимать последствия своих действий. В то время как двухлетний ребенок может спустить сотовый телефон в унитаз, не понимая результата, пятилетний ребенок точно знает, что мама или папа будут в ярости, если она это сделает. Пятилетняя девочка чувствовала бы себя виноватой, если бы сознательно смыла телефон в унитаз. Она способна представить реакцию, которую получит на свои действия.
Целью данного этапа является разработка цель . Ребенок, который овладевает этим балансом, понимает свои ограничения и продолжает смело действовать в своей жизни. Используя собственное воображение, они создают собственную цель в своей жизни.
См. также: Теория социального обучения: Альберт Бандура
Стадия 4: Латентный или школьный возраст от 6 до 11 лет
Задание : Школа
Конфликт : Трудолюбие против неполноценности
Добродетель : Компетентность
Четвертая стадия в теории Эриксона происходит в начальной и средней школе, или в возрасте от 6 до 11 лет. На этом этапе преобладает социализация, когда сверстники, учителя и другие члены сообщества начинают влиять на рост ребенка. Каждая социальная группа играет роль в определении развития ребенка: сверстники демонстрируют признание, учителя поддерживают обучение, а родители продолжают устанавливать границы и поощрять их. Дети стремятся добиться успеха во всех сферах своей жизни, будь то в классе или на улице с друзьями. Конфликт, наблюдаемый на этом этапе, называется промышленность против неполноценность .
Как и на предыдущих этапах, необходим баланс между двумя силами. Социализация помогает детям развивать устойчивость, ставить цели и следовать своему плану. Они учатся сосредотачиваться на учебе и своих социальных навыках на игровой площадке. Это называется промышленность . Хотя было бы неплохо склонить чашу весов только в пользу промышленности, неполноценность по-прежнему требуется, чтобы дети не становились высокомерными или эгоистичными.
Подобно другим негативным силам, на этом этапе слишком много неполноценности также плохо сказывается на детях. Если члены сообщества постоянно отвергают ребенка, они теряют уверенность в себе и в своей способности эффективно выполнять задачи. Это можно продемонстрировать тонкими или очевидными способами; дискриминация, запугивание, резкая критика и изоляция — все это влияет на рассматриваемого ребенка. Крайне важно, чтобы о ребенке судили не по тому, кто он есть, а по усилиям, которые он приложил для достижения успеха.
Одно из различий между третьей и четвертой стадиями заключается в том, как дети играют в игры. Дети на третьем этапе имеют лишь смутное представление о правилах игры и могут менять их несколько раз. Дети на четвертом этапе будут иметь четкое представление о правилах игры и будут следовать им буквально. Они ожидают, что эти правила применимы и к их жизни — другие должны относиться к ним справедливо и делать соответствующие выводы на основе фактов.
Когда человек находит баланс между трудолюбием и неполноценностью, он развивает компетенция . Благодаря успешному взаимодействию на школьном дворе они приобрели достаточно уверенности, чтобы взять этот навык с собой в будущее.
См. также: Теория множественного интеллекта — Гарднер
Этап 5: Подростковый возраст
Обзор
Стадия : Подростковый возраст
Возраст : от 12 до 18 лет лет
Задача : Отношения со сверстниками
Конфликт : Идентичность против смешения ролей
Добродетель : Fidelity
Стадия подросткового возраста начинается в период полового созревания и продолжается до тех пор, пока человек не станет полностью взрослым, между 18 и 20 годами. Именно подростковый возраст впервые привлек внимание Эриксона, что привело к анализу всех стадий развития. Эта стадия фокусируется на конфликте между эго-идентичностью и путаницей ролей .
С точки зрения взрослого, этот этап кажется самым сложным. Подростки пытаются выяснить, какое место они занимают в обществе. На этом этапе происходит много внутренней борьбы — подростки пытаются понять, как они могут внести значимый вклад в общество и как представить себя на основе того, во что они верят. Это известно как эго-идентичность .
Это сложно, потому что внешний мир в плохом состоянии. Все подростки видят ужасные новости, разоблачающие фанатизм, расизм, материализм и самодовольство. Это отбивает у них желание участвовать в жизни мира! Мы действительно должны работать над продвижением положительных примеров для подражания и делиться добрыми делами.
Если нет надлежащей поддержки эго-идентичности, у людей может развиться ролевая путаница . Это означает, что они не уверены в том, какое место они занимают. С самого раннего возраста мы задаем детям вопросы, чтобы помочь им найти свое место в мире, например: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Кризис идентичности не является нетипичным для этой стадии.
Чтобы помочь подросткам приблизиться к взрослой жизни, общество проводит ритуала посвящения . Они предназначены для того, чтобы послать подростку и другим людям сообщение о том, что они больше не дети. Они различаются в зависимости от культуры; обряды перехода могут быть символическими церемониями, испытаниями, вечеринками или ритуалами.
Целью освоения этого этапа является верность , или лояльность. Люди успешно примирились со своим местом в обществе, и они награждаются умением осмысленно жить в нем. Это не означает, что они принимают все недостатки, описанные ранее, но способствуют тому, чтобы сообщество стало лучше.
См. также: Девять событий обучения Ганье
Стадия 6: Стадия юности
Обзор
Стадия : Молодость
Возраст : от 19 до 40 лет
Задача : Любовные отношения
Конфликт : Близость против изоляции
Добродетель : Любовь
Шестая стадия в теории Эриксона включает в себя юношескую взрослость, которая в современную эпоху составляет от 20 до 30 лет. По мере продвижения к шестому, седьмому и восьмому этапам целевые годы становятся немного более гибкими. Могут быть существенные различия в уровнях зрелости взрослых; однако конфликт юношеской стадии взрослости всегда один и тот же.
Стадия взрослой жизни выдвигает на первый план силы близости против изоляции , что представляет собой вызов близости к другим против защиты себя. Точно так же, как подростки сосредоточены на отношениях со сверстниками, молодые люди сосредоточены на любовных отношениях. Они, надеюсь, освоили последний этап и больше не чувствуют необходимости проявлять себя, вместо этого сосредоточившись на росте и поддержке другого в отношениях. Люди стали более уверенными в себе и осознают свою роль в обществе. Это позволяет им быть независимыми существами, не опасаясь потерять свою индивидуальность при общении с другими.
На этом этапе возникают некоторые проблемы — незрелость часто наблюдается, когда молодые люди демонстрируют «боязнь обязательств». Они откладывают прогресс в своих отношениях или предпочитают вообще не брать на себя обязательств. Многие оправдывают свое поведение, объясняя, что посвятят себя отношениям, когда почувствуют себя более стабильными, например, когда закончат школу или получат дом.
Несмотря на сложности этого этапа, результат того стоит. Если молодой взрослый успешно балансирует между изоляцией и близостью, он обретает добродетель 9.0003 любовь . Эриксон считал, что это мощная психосоциальная сила. Любовь, которую человек способен примирить с этой стадии, означает, что он способен продемонстрировать «взаимную преданность», что означает, что он способен отложить в сторону свои разногласия и заботиться о других, не только о своем супруге и семье, но и также коллеги, соседи и друзья.
См. также: Экспериментальная теория обучения Колба и стили обучения
Стадия 7: Средний возраст Стадия
Обзор
Стадия : Средний возраст
Возраст : От 40 до 60 лет
Задача : Воспитание
Конфликт : Генерация против стагнации
Добродетель : Забота
Как и на других стадиях взрослой жизни , седьмая стадия немного нечеткая на временной шкале, но, по оценкам, происходит в возрасте от 30 до 60 лет. Этот период характеризуется временем, затрачиваемым на воспитание детей или воспитание детей в целом.
Хотя этот этап считается полезным, он также имеет плохую репутацию из-за «кризиса среднего возраста». Это период вопросов, когда мужчины и женщины начинают сомневаться в том, чего они достигли или как, по их мнению, будет выглядеть их жизнь в это время. Они могут принять решительные меры, чтобы заново пережить свою молодость, например, бросить работу, уйти от супруга или купить спортивную машину. Эта паника бесполезна, так как их счастье часто бывает недолгим. В конечном итоге они сосредотачиваются на себе и забывают, для кого они это делают или ради чего стоит жить.
Кризис среднего возраста является прекрасным примером одной половины конфликта на этом этапе: застой . Взрослый, размышляя о своем опыте, часто беспокоится о том, что его жизнь стала застойной или скучной. Они обеспокоены тем, что не было активности или развития, и паникуют при мысли, что их жизнь оказалась не такой, какой они себе ее представляли. Забота о себе — это полная противоположность генеративности или бескорыстной заботе о мире, который вы оставите позади.
Генерация непосредственно связана с воспитанием детей на этом этапе. В то время как предыдущие два этапа были сосредоточены на взаимной любви, этот этап описывает любовь и надежду, простирающуюся в будущее. Родители любят своих детей, не ожидая ничего взамен, и стремятся сделать мир для них лучше. Хотя люди чаще всего заводят детей и практикуют генеративность, есть много других способов изменить ситуацию. Вклад в общество может также означать обучение других, писательство, защиту вопросов социальной справедливости или разработку изобретения.
Разрешая конфликт на этом этапе, человек приобретает добродетель, известную как забота . Люди чувствуют себя удовлетворенными своим вкладом в общество и могут взять с собой способность заботиться о себе на следующем этапе.
См. также: Таксономия Блума
Стадия 8: Стадия зрелости
Обзор
Стадия : Зрелость
Возраст : 65 лет до смерти 9002 7 Задача : Отражение и принятие
Конфликт : Целостность против отчаяния
Добродетель : Мудрость
Последний этап начинается, когда дети вырастают и наступает выход на пенсию, около 60 лет в современном обществе. Это ласково известно как поздняя взрослость или менее ласково, старость. В то время как люди в нашем эйджистском обществе презирают каждый год, на самом деле достичь этой стадии зрелости — подвиг.
Конфликт на этой стадии — это целостность эго против отчаяния . Целостность эго включает в себя размышление о своей жизни и примирение со своей жизнью такой, какая она есть, включая ее конец. Если вы способны принять выбор, который вы сделали, и то, как вы прожили свою жизнь, вы не должны бояться смерти. Важно признать, что даже ваши ошибки сделали вас тем, кем вы являетесь сегодня. Это трудная задача, особенно если учесть притяжение отчаяния на данном этапе.
Первый элемент отчаяния на этом этапе — биологический: тело не функционирует так, как раньше. Люди хуже реагируют на грипп и переломы костей и не так быстро восстанавливаются. У женщин наступает менопауза, а мужчины могут бороться с эректильной дисфункцией. Хронические заболевания, такие как артрит, диабет и болезни сердца, начинают влиять на качество жизни.
Помимо физических недомоганий, людей больше беспокоит смерть. Они становятся свидетелями смерти своих сверстников, родственников и, возможно, даже супруга. Они могут испытывать отчаяние, ожидая своей неизбежной смерти.
Если этого недостаточно на данном этапе, люди также испытывают элементы социального отчаяния. По мере того, как они вступают во взрослую жизнь, социальные структуры в их жизни, кажется, исчезают. Их дети уезжают, они увольняются с работы, и большинство из них обнаруживают, что другие больше не интересуются их мнением. Для молодых людей это кажется самым сложным этапом из всех.
Есть много способов справиться с отчаянием, возникающим на этой стадии. Некоторые люди могут впадать в депрессию, бредить или злиться. Другие могут ответить, мечтая о прошлом, когда жизнь была лучше. Однако еще больше людей могут быть озабочены плохими решениями, которые они приняли, даже если уже слишком поздно их менять.
Если человек сможет справиться с этой стадией, он или она будет вознагражден мудростью . Обладание мудростью в жизни рассматривается как дар. Эриксон считал, что «щедрость духа» характеризуется мягким взглядом на жизнь и может быть использована для обучения других. Старейшины могут делиться своей мудростью с детьми, что является огромным преимуществом. Здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие достаточно честны, чтобы не бояться смерти . – Эрик Эриксон.
Ссылки:
Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество. W W Norton & Co.
Знайте, чего ожидать! 8 стадий социального развития детей
На этой странице представлен обзор задач развития, связанных с социальным и эмоциональным развитием детей и подростков, которые продолжаются во взрослой жизни. Презентация основана на восьми стадиях развития, разработанных психиатром Эриком Эриксоном в 1919 году.56.
Согласно Эриксону, процесс социализации состоит из восьми фаз — «восьми стадий человека». Его восемь стадий человека были сформулированы не посредством экспериментальной работы, а благодаря обширному опыту психотерапии, включая обширный опыт работы с детьми и подростками из низших, а также высших и средних социальных классов. Каждая стадия рассматривается Эриксоном как «психосоциальный кризис», который возникает и требует разрешения, прежде чем можно будет удовлетворительно преодолеть следующую стадию. Эти этапы понимаются почти в архитектурном смысле: удовлетворительное обучение и разрешение каждого кризиса необходимы, если ребенок хочет удовлетворительно справляться со следующим и последующим кризисом, точно так же, как фундамент дома необходим для первого этажа, который, в свою очередь, должен быть конструктивно обоснованным, чтобы поддерживать и второй этаж, и так далее.
[НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о том, как следить и поощрять социальное развитие вашего ребенка или подростка]
Восемь стадий развития Эриксона
1. Изучение базового доверия в сравнении с базовым недоверием (надеждой)
младенчества в течение первых одного-двух лет жизни. Ребенок, с которым хорошо обращаются, его лелеют и любят, развивает доверие и безопасность, а также базовый оптимизм. При плохом обращении он становится неуверенным и недоверчивым.
2. Обучение автономии против стыда (воли)
Второй психосоциальный кризис, по мнению Эриксона, происходит в раннем детстве, вероятно, между 18 месяцами или 2 годами и 3,5-4 годами. «Хорошо воспитанный» ребенок выходит из этой стадии уверенным в себе, в восторге от обретенного им контроля и скорее гордым, чем пристыженным. Автономия, однако, не является полностью синонимом гарантированного самообладания, инициативы и независимости, но, по крайней мере, для детей в ранней стадии этого психосоциального кризиса, включает бурное своеволие, истерики, упрямство и негативизм. Например, можно увидеть двухлетних детей, которые решительно складывают руки, чтобы их матери не держали их за руки, когда они переходят улицу. Кроме того, звук «НЕТ» разносится по дому или продуктовому магазину.
3. Инициатива в обучении против вины (цель)
Эриксон считает, что этот третий психосоциальный кризис возникает во время того, что он называет «игровым возрастом», или более поздних дошкольных лет (примерно от 3,5 до, в американской культуре, вступления в формальная школа). В ходе нее здорово развивающийся ребенок учится: (1) воображать, расширять свои способности посредством активной игры всех видов, включая фантазию, (2) сотрудничать с другими, (3) вести, а также следовать. Обездвиженный чувством вины, он: (1) пуглив (2) висит на периферии групп (3) продолжает чрезмерно зависеть от взрослых и (4) ограничен как в развитии игровых навыков, так и в воображении.
4. Трудолюбие против неполноценности (компетентность)
Эриксон считает, что четвертый психосоциальный кризис, к лучшему или к худшему, преодолевается в течение того, что он называет «школьным возрастом», предположительно до и, возможно, в течение некоторого времени в средней школе. Здесь ребенок учится овладевать более формальными жизненными навыками: (1) отношения со сверстниками в соответствии с правилами (2) переход от свободной игры к игре, которая может быть тщательно структурирована по правилам и может требовать формальной командной работы, такой как бейсбол и (3) ) овладение обществознанием, чтением, арифметикой. Домашняя работа является необходимостью, а потребность в самодисциплине возрастает с каждым годом. Ребенок, который благодаря своему последовательному и успешному разрешению более раннего психосоциального кризиса доверчив, автономен и полон инициативы, достаточно легко научится быть трудолюбивым. Однако недоверчивый ребенок будет сомневаться в будущем. Стыд – и наполненный виной ребенок будет испытывать поражение и неполноценность.
5. Изучение идентичности в сравнении с распространением идентичности (верность)
Во время пятого психосоциального кризиса (подростковый возраст, от примерно 13 или 14 до примерно 20 лет) ребенок, уже ставший подростком, учится удовлетворительно и радостно отвечать на вопрос: «Кто я?» Но даже наиболее приспособленные подростки испытывают некоторую диффузию ролевой идентичности: большинство мальчиков и, вероятно, большинство девочек экспериментируют с мелкими правонарушениями; бунт процветает; сомнения в себе захлестывают юношу и так далее.
Эриксон считает, что во время успешной ранней юности развивается зрелая временная перспектива; молодой человек приобретает уверенность в себе в противовес застенчивости и неуверенности в себе. Он начинает экспериментировать с различными — обычно конструктивными — ролями, а не принимает «негативную идентичность» (например, преступность). Он на самом деле предвидит достижения и достигает их, а не «парализован» чувством неполноценности или неадекватной временной перспективой. В более позднем подростковом возрасте устанавливается четкая сексуальная идентичность – мужественность или женственность. Подросток ищет лидера (кто-то, кто мог бы его вдохновить) и постепенно вырабатывает набор идеалов (социально соответствующих и желаемых, в случае успешного подростка). Эриксон считает, что в нашей культуре подростковый возраст представляет собой «психосоциальный мораторий», особенно для американских детей среднего и высшего класса. Им пока не приходится «играть на зубок», а можно экспериментировать, пробуя разные роли, и, таким образом, надеяться найти наиболее подходящую для себя.
6. Обучение близости против изоляции (любви)
Успешный молодой человек впервые может испытать настоящую близость – такую близость, которая делает возможным хороший брак или настоящую и прочную дружбу.
7. Обучение генеративности против эгоцентризма (забота)
Во взрослом возрасте психосоциальный кризис требует генеративности, как в смысле брака и родительства, так и в смысле продуктивной и творческой работы.
8. Целостность против отчаяния (мудрость)
Если остальные семь психосоциальных кризисов успешно разрешены, зрелый взрослый достигает пика приспособления; честность. Он доверяет, он независим и решается на новое. Он усердно работает, нашел четко определенную роль в жизни и разработал самооценку, которой он доволен. Он может быть близок без напряжения, чувства вины, сожаления или недостатка реализма; и он гордится тем, что создает — своими детьми, своей работой или хобби. Если один или несколько предыдущих психосоциальных кризисов не разрешились, он может смотреть на себя и свою жизнь с отвращением и отчаянием.
Эти восемь стадий человека, или психосоциальные кризисы, являются правдоподобными и проницательными описаниями того, как развивается личность, но в настоящее время они являются только описаниями.