Беседа достоинства и недостатки в психологии: Беседа как метод исследования в психологии: виды, достоинства и недостатки

Содержание

Беседа как метод исследования в психологии: виды, достоинства и недостатки

Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.

Понятие

Метод беседы , это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа , метод обучения диалогической речи.

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «,да», или «,нет»,. Например: «,Это ваше окончательное мнение?», Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «,Почему вы так считаете?», В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос.
    Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.
  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием , перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «,Если я правильно понял, вы говорили о том&#8230,»,.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Педагогика

Здесь основная цель этих двух методов – передача информации, обучение. Впрочем, они также используются для получения информации об учениках. Это два обычных «инструмента» преподавания для учителя при работе с группой (классом) или индивидуально. Учитель может участвовать в рассказе и беседе или наблюдать со стороны.

При педагогической передаче информации беседа, конечно, занимает больше времени, чем рассказ. Задача педагога «натолкнуть» собеседников на правильную мысль. Если нужно выйти на какой-то новый факт, обязательны некоторые начальные знания о системе. Если задача – «выстроить» факты, то базовая информация может быть бытовой, несистематизированной. Естественно, провести такую беседу (особенно, если учащихся достаточно много), не так просто.

Кажется, что для учителя проще самому озвучить данные, чем ждать, пока ученики, благодаря его подсказкам, сообразят. Однако знания, полученные в беседе, сохраняются дольше. Внимание учеников сосредоточено, они активны, практически сами находят ответ. И этот метод разрабатывается в педагогике ещё со времен Сократа, который вёл обучающие беседы.

При активном слушании ученик поддерживает внимание, не отвлекается на неважные вещи, старается сразу выстроить систему. Также важно показывать, что он, действительно, слушает внимательно. Значимо выражение лица и жесты. Желательно, чтоб он делал заметки, переспрашивал. Понятно, что это не должно мешать рассказчику. Особенно, если он выступает перед большой аудиторией. Для вопросов нужно отводить время после выступления, приглашать слушателей к небольшому диалогу.

Сам рассказчик должен помочь слушателям сохранять внимание. Например, важно избегать монотонной речи, нужно приводить яркие примеры, учитывать особенности слушателей. Хорошо бы объявить план своего рассказа. Подчеркивать, как развивается повествование, чтобы аудитория тоже могла сориентироваться. Например, использовать выражения: «завершая», «переходим к…», «первыйпоследний пункт»… Лучше приглашать людей делать заметки, подсказывая самое важное. Важно не забыть, что рассказ – не структурированная лекция, в которой необходимо записывать определения. Рассказ может быть и довольно эмоциональным, со свободной структурой. Он может передавать больше чувства и ощущения.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.

Требования к ведению беседы

Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:

  • содержание беседы нужно готовить заранее
  • перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
  • вопросы должны быть понятны клиенту
  • в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
  • прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
  • любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность «,вы-подхода»,, при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «,Как вам известно&#8230,», вместо «,Я располагаю информацией&#8230,»,.

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «,Продолжайте»,, «,Понимаю»,, «,Это любопытно»,, «,Подробнее, пожалуйста», и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «,говорящие», невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «,открывающими»,, поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Используемые источники:

  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/metod-besedy-v-psikhologii/
  • https://plusiminusi.ru/plyusy-i-minusy-besedy-kak-metoda-issledovaniya/

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Психология

В этой науке беседа и рассказ служат для получения информации, часто глубинной. То есть рассказывая что-то, человек не просто передаёт факты, а показывает, даже того не желая, своё отношение. В беседе происходит психологическое взаимодействие минимум двоих. Плюс – третий может посмотреть на беседу со стороны, проанализировать. Здесь важно не просто слышать, но и видеть беседующих.
Конечно, в психологии беседа подготовлена. Вопросы (могут даже использоваться карточки) и психологические приёмы продуманы, выстроен план, учтены особенности участников процесса. Часто целью беседы является убеждение другого человека в чём-то. Здесь постоянно есть обратная связь. Как отвечает собеседник? Какое у него выражение лица, поза, какие жесты? Происходит постоянный анализ на соответствие сказанного истине. В то же время профессиональный собеседник (психолог) старается поддерживать непринужденную и доверительную атмосферу. Часто собеседника стараются «разговорить», задавая открытые вопросы. То есть на них недостаточно будет ответить «да-нет», а нужно рассказать что-то, выразить своё отношение. Анализ, рефлексия проходит и после беседы, делаются выводы на будущее.

беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований

Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал по теме

Структура

Результативность беседы во многом зависит от целостности самого процесса. Вне зависимости от типа разговора общение подобного рода всегда имеет одинаковую структуру:

Введение. Вводная часть помогает положительно настроить испытуемого на продуктивное взаимодействие, поэтому она играет принципиальную роль

При этом важно, кто выступает инициатором разговора. Если инициатива принадлежит психологу, то его задача заключается в стимулировании заинтересованности объекта предметом разговора

Это достигается при помощи затрагивания предыдущего значимого опыта, планов на будущее, имеющихся переживаний и т.д. Психолог демонстрирует искреннюю заинтересованность, дружелюбие, желание помочь. Если инициативу проявляет респондент, то психологу остается лишь проявить готовность к разговору, гарантируя максимальную открытость и беспристрастность. Испытуемый оповещается о том, что вся предоставляемая им информация является строго конфиденциальной.

На начальном этапе разговора специалисту также необходимо «прощупать» клиента — понять, какие речевые обороты, жесты и эмоции вызывают у него наиболее положительный отклик.

Обсуждение общих вопросов. На этом этапе стороны открыто говорят о вопросах, затрагивающих непосредственно тему беседы. Определяется круг проблем, которые необходимо обсудить. Психолог стремится получить больше конкретной информации — мысли, эмоции, события, факты. Это позволяет ему накопить определенные базовые данные, от которых можно будет отталкиваться впоследствии.

Подробное обсуждение темы. Здесь специалист уже переходит от обсуждения общих фактов и событий к тщательной проработке конкретных проблем. Это кульминационный момент всей процедуры, от успешности которого зависит результативность исследования. Психолог на данном этапе должен действовать максимально профессионально — задавать грамотные вопросы, внимательно выслушивать ответы на них, тщательно анализировать поведение испытуемого. На данном этапе часто применяется метод сократической беседы: испытуемому задаются особые вопросы, способствующие работе мышления, концентрации, поиску истины, пониманию ключевых вопросов.

Завершение. Специалист старается постепенно ослабить накал эмоций и подвести респондента к окончанию разговора. В этот момент уместно выражение признательности за сотрудничество, если исследование носит однократный характер.

В случае, когда предполагается продолжение общения, желательно поддерживать в собеседнике готовность продолжить диалог на заданную тему в дальнейшем.

Приведенные фазы не имеют жестких границ и могут плавно переходить друг в друга

При этом важно сохранять последовательность блоков, поскольку хаотичный характер разговора ухудшит качество общения между сторонами и приведет к снижению достоверности полученных данных

Вопросы психологов на собеседовании

Существует три способа постановки психологами вопросов:

  1. Закрытые. Это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: «Это ваше окончательное мнение?» Они значительно сужают пространство для маневра, заставляют полностью сконцентрироваться на ответе. Часто при ответе на подобные вопросы человек неосознанно занимает оборонительную позицию, поскольку доминирующая роль принадлежит интервьюеру.
  2. Открытые. Здесь недостаточно дать отрицательный или утвердительный ответ, поскольку вопрос предполагает развернутое объяснение. Например: «Почему вы так считаете?» В данном случае активную позицию в разговоре занимает респондент, который получает возможность самостоятельно строить свою речь и определять ответ на вопрос.

    Соответственно, диалог на некоторое время превращается в монолог.

  3. Выясняющие. Исследователь обращается к оппоненту, желая уточнить полученную от него информацию. В итоге человека вынуждают вновь возвращаться к озвученным ранее сведениям и более тщательно обдумывать свой ответ. Наилучший выясняющий прием — перефразирование. Психолог передает респонденту его же слова, но в другой форме. Например: «Если я правильно понял, вы говорили о том…».

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого

Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.

Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.

Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.

Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Вербальное и невербальное общение

К важным вербальным навыкам психолога относится умение правильно формулировать и задавать вопросы, умение слушать ответы.

Давно доказана эффективность «вы-подхода», при котором специалист задает вопросы не от первого лица, а ориентируясь на позицию собеседника.

Вместо «Я считаю, что проблема в …» — «Ваша проблема, видимо, заключается в …». Или вместо «Давайте поговорим о …» — «Вы, наверняка, хотите обсудить…».

Эта же концепция применяется и при обсуждении каких-либо фактов. Психолог утверждает что-то не от своего имени, а с позиции своего клиента. Например, он говорит: «Как вам известно…» вместо «Я располагаю информацией…».

Также стимулировать активность испытуемого можно при помощи коротких реплик, выражающих одобрение, понимание, доброжелательность.

Подобные фразы несут в себе смысловое и эмоциональное значение, при этом, не сбивают человека с его мысли: «Продолжайте», «Понимаю», «Это любопытно», «Подробнее, пожалуйста» и т.д.

Часто вместо поощрительных высказываний специалист использует «говорящие» невербальные сигналы.

Кивка головы, одобрительного взгляда или утвердительного жеста бывает достаточно для того, чтобы ободрить человека и склонить его к продолжению рассказа.

Поощрительные фразы и невербальные сигналы в психологии принято называть «открывающими», поскольку они стимулируют развитие беседы, настраивают испытуемого на общение.

Негативное впечатление производят любые оценочные суждения, замечания, насмешки или излишне навязчивые вопросы. При таком поведении специалиста рассчитывать на эффективную коммуникацию не приходится.

Невербальное общение играет также существенную роль. К невербальным сигналам относятся:

  • мимика;
  • пантомимика;
  • жесты;
  • тембр голоса;
  • интонация;
  • поза;
  • дистанция и др.

Понятие

Метод беседы — это коммуникативное психологическое взаимодействие в виде диалога, во время которого психолог получает необходимую информацию от испытуемого.

Суть метода заключается в вербальном и невербальном общении, позволяющем специалисту выявить ключевые личностные особенности оппонента.

Данный метод диагностики получил широкое распространение во всех сферах психологии (консультативной, политической, юридической).

Интервьюер во время общения явно или незаметно для своего клиента задает определенные вопросы с целью получения необходимой информации.

Существуют и другие подходы к данному понятию. Так, в педагогике беседа — метод обучения диалогической речи.

Виды бесед

Беседа как метод в психологии имеет различия в форме и характере организации, поэтому исследователи выделяют клиническую беседу и целенаправленный психологический опрос — интервью.

Интервью предполагает прямой контакт с опрашиваемым  и проводится по определенному плану. По форме выделяют:

  • свободное интервью – беседа, имеющая общую программу, но не строгую детализацию вопросов;
  • стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией и тактикой, то есть с точной разработкой всей процедуры, которая включает и общий план беседы, и последовательность вопросов, и варианты возможных ответов;
  • частично стандартизованное интервью – беседа со стойкой стратегией, но с более свободной тактикой.

В отличие от интервью, которое помогает получить информацию общего содержания и выявить различные аспекты поведения, свойства личности и характера, выяснить интересы и склонности, положение в семье, отношение к родителям и т. д., клиническая беседа помогает человеку разобраться в самом себе: понять свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения, конфликты.

Ваше здоровье — наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей.

Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

Требования к ведению беседы

В психологии важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, поэтому ее следует вести непринужденно и легко. Для этого нужно следовать определенным требованиям:

  • нужно заранее определить содержание и план беседы;
  • перед беседой установить хороший контакт с человеком;
  • задавать понятные вопросы;
  • следует включать наводящие вопросы, которые не подскажут ответ, а только подтолкнут к нему;
  • ставить неожиданные вопросы и внимательно следить за поведением человека, сопоставляя с полученными ответами результаты наблюдения;
  • записывать и анализировать беседу нужно после ее проведения, так как запись во время разговора насторожит человека и сделает его ответы надуманными.

Главное в беседе не столько содержание и полнота ответов, сколько поведение человека, его обмолвки и недоговорки.

Достоинства и недостатки

Несомненным плюсом данного метода исследования является возможность изучения внутреннего мира человека, получения развернутой информации о личности испытуемого.

Также не нужно использовать различную аппаратуру, дополнительные инструменты. Соответственно, материальные затраты сводятся к минимуму.

При грамотном построении диалога специалист получает достаточное количество данных, позволяющих выявить имеющиеся у клиента проблемы и оказать ему необходимую помощь.

Основной минус беседы — ее эффективность зависит от уровня профессионализма психолога. Специалист, не обладающий достаточными знаниями и опытом, может не справиться с поставленной задачей.

Частые проблемы: отсутствие контакта с клиентом, неспособность установить доверительные отношения, неумение правильно оценивать невербальные сигналы и т. д.

Также не всегда психологи умеют грамотно строить вербальное общение. В этом случае разговор превращается в подобие допроса и эффективность взаимодействия с объектом оказывается очень низкой.

Таким образом, метод беседы является популярным способом получения информации о личностных особенностях человека. Эффективность исследования напрямую зависит от уровня профессионализма специалиста.

Чем психологическая беседа отличается от консультирования:

Наша интересная группа Вконтакте:

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Метод исследования и психодиагностики

Беседа позволяет при помощи определенных приемов и методов исследовать изучаемый объект и получить максимально достоверную информацию о нем. Существует два варианта проведения исследования:

  1. Управляемая беседа. Психолог занимает активную позицию — задает вопросы, определяет тему, устанавливает эмоциональный контакт с испытуемым.

Неуправляемая беседа. Респондент получает право самостоятельно определять тему разговора. Часто вместо диалога получается монолог. Психолог старается дать испытуемому возможность выговориться, практически не вмешиваясь в процесс.

Эффективность диалога как метода исследования напрямую зависит от наличия у специалиста соответствующих навыков вербальной и невербальной коммуникации.

Требуется умение грамотно строить диалог, внушать доверие оппоненту, достоверно определять значение его невербальных сигналов и т.д.

Важнейший навык — соблюдение чистоты исследования. Любые нерелевантные вербальные или вербальные внешние сигналы могут повлиять на состояние испытуемого, изменить его отношение к процессу.

Например, агрессия, осуждение или насмешки со стороны психолога могут привести к потере доверия.

Беседа также является важной психодиагностической процедурой. Во время диалога специалист выступает в качестве стороннего наблюдателя, который анализирует внешние проявления психической деятельности объекта и делает соответствующие выводы

В зависимости от реакций, демонстрируемых респондентом, интервьюер может корректировать выбранную модель поведения, подстраиваясь под потребности своего оппонента.

При грамотном проведении подобной психодиагностики специалист может рассчитывать на получение достоверных данных о личности респондента.

Следует отметить, что беседа является одним из самых сложных способов устного взаимодействия профессионала со своим клиентом.

В определенной степени это экспромт, при котором положительный результат может получить только человек с определенным практическим опытом и значительным багажом теоретических знаний.

Большое значение имеет и правильная организация самого процесса: наличие плана диалога, определение четкой цели разговора, создание благоприятной обстановки, выбор наиболее удобного способа регистрации ответов, проявление такта и уважения, внимание к вербальным и невербальным сигналам

Эмпирические методы психологического исследования

Наблюдение. Наблюдение — это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение широко применяли и в тех областях научного знания, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Также когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение может осуществляться как непосредственно исследователем, так и посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, в том числе карты наблюдения.

Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и Введении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известен исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Наблюдение по систематичности делится на:
— Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщенную картину поведения индивида или группы индивидов в определенных условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
— (Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности появления и классифицирует условия внешней среды.

Систематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования. Результат: создание обобщенной картины поведения Индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

По фиксируемым объектам наблюдение бывает:
— Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
— Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определенные типы поведенческих актов или параметры поведения.

Наблюдение имеет ряд преимуществ:
— Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать, акты поведения.
— Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т.д.
— Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
— Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.
— Оперативность получения информации.
— Относительная дешевизна метода.

Однако вместе с тем выделяются и недостатки. К недостаткам наблюдения относят:
— Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов, результаты наблюдения могут повлиять:
— настроение наблюдателя;
— социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому;
— предубеждение наблюдателя;
— комплексность наблюдаемых ситуаций;
— эффект первого впечатления;
— усталость наблюдателя и наблюдаемого;
— ошибки в оценках («гало-эффект», «эффект снисходительности»» ошибка усреднения, ошибки моделирования, ошибка контрастности).
— Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
— Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
— Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
— Сложность соблюдения операциональной валидности.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
— анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.
— анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа.
— анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала.

Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым) не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетировании, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т. д.

Беседа. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Метод беседы — это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального Интервью.

Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы включает сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

Опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос — вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, что делает его более экономичным во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона.

Недостаток тестов состоит в том, что при их использовании и. ш.пуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства н характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть, полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет принимать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные.

Проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальном подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование. Моделирование как метод применяется в том когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычеслительной машиной.

Кроме вышеперечисленных методов, предназначенных для сборе первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Преимущества и недостатки эффективного общения

Кимберли Леонард

Опубликовано 22 января 2019 г.

Эффективное общение является основой позитивного человеческого взаимодействия. Он учитывает эмоциональное воздействие сообщения наряду с фактической информацией и фактическим содержанием. Хорошие коммуникаторы стремятся к ясности в сообщениях, чтобы идеи не были неверно истолкованы или запутаны. Коммуникация имеет как преимущества, так и недостатки, даже если сообщение доставляется эффективно и четко.

Преимущество: Хорошая коммуникация способствует пониманию

Эффективная коммуникация избавляет от догадок из любого сообщения. Когда информация или идеи эффективно передаются, аудитория не ставит под сомнение смысл или аргументацию. Подумайте о докторе, информирующем пациента о смертельной болезни. Врач должен убедиться, что пациент понимает проблему, а также возможные варианты действий.

Когда вы общаетесь четко, вам легче донести свое сообщение и убедиться, что вы находитесь на одной волне со своей аудиторией. Например, если вы обсуждаете новый проект со своими сотрудниками, вы хотите убедиться, что они понимают ваши инструкции и ожидания. Определите ключевые аспекты, обобщите их в конце встречи и попросите сотрудников обратиться за дополнительными разъяснениями, если это необходимо.

Недостаток: Отрицательное признание

Хорошего общения не всегда достаточно, чтобы вас услышали. Ваши обстоятельства, а также ваша аудитория и время сообщения могут повлиять на этот процесс.

Кроме того, даже четко доставленное сообщение не предотвращает отрицательное подтверждение. Представьте врача, который говорит своему пациенту, что у него рак или что ему нужно дорогостоящее лечение. Даже если сообщение ясно и пациент понимает, что ему говорят, его реакция может быть отрицательной. Кроме того, некоторые пациенты могут не понимать, почему одно лечение, которое оказывается довольно дорогим, лучше другого.

Преимущество: чтение эмоциональных сигналов

Люди постоянно оказываются в стрессовых ситуациях. Встреча с боссом, обращение с агрессивным продавцом или общение с механиком — вот несколько примеров ежедневных взаимодействий, которые могут вызвать стресс. Обращать внимание на сенсорные сигналы и четко выражать желания и потребности может происходить естественным образом, но эти навыки можно улучшить с практикой и самосознанием.

Способность понимать и читать эмоции других дает вам большое преимущество в заключении сделок и поиске решений. В то же время это упрощает корректировку вашего сообщения, чтобы оно соответствовало настроению и потребностям вашей целевой аудитории. Например, если вы произносите речь, а аудитория кажется скучающей или отстраненной, вы можете использовать юмор или сделать сильное заявление, чтобы привлечь их внимание. Обратите внимание на язык их тела и адаптируйте свою речь соответственно.

Недостаток: делает вас уязвимым

Чтение эмоциональных сигналов может не всегда работать в вашу пользу. Если вы можете прочитать эти сигналы, другие тоже смогут это сделать. Это может обернуться против вас, если вы не контролируете свои эмоции. Потеря самообладания в любых переговорах ставит вас в невыгодное положение.

Вернемся к предыдущему примеру. Если ваша речь продвигает услугу или продукт, в которые вы на самом деле не верите, ваша аудитория может признать это. Иногда убедительности недостаточно, чтобы убедить клиентов действовать. Ваш язык тела, жесты и выражение лица могут рассказать совершенно другую историю.

Преимущество: строить и поддерживать отношения

Личные отношения зависят от эффективного общения во всех отношениях. Хорошая коммуникация в отношениях уменьшает конфликты, создает доверие и укрепляет связи. Все это весомые преимущества.

Представьте себе следующий сценарий. Вы посещаете сетевое мероприятие и оказываетесь в окружении отраслевых экспертов, поставщиков и единомышленников. Некоторых может заинтересовать ваш бизнес и то, что вы можете предложить. Однако они могут никогда не узнать о вашей компании и о том, чем она выделяется, если вы не общаетесь с ними.

Любой из этих людей может быть потенциальным руководителем или деловым партнером. Не стесняйтесь протянуть руку и представиться. Используйте свои коммуникативные навыки, чтобы рекламировать себя, произвести хорошее первое впечатление и выделить свой бренд среди конкурентов. Кроме того, вам необходимо поддерживать открытую линию связи с потенциальными клиентами, поставщиками и другими владельцами бизнеса, чтобы поддерживать и развивать ваши отношения.

Недостаток: вас не слышат

Независимо от того, насколько сильны ваши коммуникативные навыки, вы можете не донести свое сообщение, если другие стороны не слушают то, что вы хотите сказать. Возможно, одна сторона эффективно общается, но другая сторона просто не слышит ее. Если сообщение не принимается, часто возникают негативные последствия. Помните, эффективное общение идет в обе стороны.

Когда принимающие стороны не открыты для обмена сообщениями, даже должным образом переданные сообщения остаются глухими. Это приводит к конфликту, который часто невозможно разрешить без компромисса или разрыва отношений. Хотя это, безусловно, является недостатком эффективного общения, это все же лучший вариант, чем не сообщать открыто о своих чувствах, желаниях и потребностях партнеру или другу.

Преимущества и недостатки невербальной коммуникации | Что такое невербальное общение? Плюсы и минусы

Преимущества и недостатки невербальной коммуникации: Невербальная коммуникация относится к неязыковому поведению, выражающему эмоции, настроение, отношение и социальные сигналы. Это важная часть человеческого взаимодействия, и ее можно рассматривать как наиболее важную форму общения. Кроме того, невербальное общение является ценным инструментом для самовыражения. Трудно контролировать то, что делает тело, и мы не сможем все сформулировать словами. Вот почему важно знать о различных способах самовыражения людей, таких как жесты, мимика и тон голоса.

Интересно, что большинство людей не осознают, что невербальное общение является огромной частью нашей повседневной жизни, поэтому мы не должны его игнорировать. Невербальное общение — это то, как мы общаемся друг с другом на подсознательном и интуитивном уровне. То, как кто-то ходит, говорит, жестикулирует и выглядит, может быть разницей между любовью и ненавистью. Исследования показали, что наше невербальное поведение может сказать нам за считанные минуты, нравимся мы человеку, с которым мы общаемся, или нет. Потратив время на то, чтобы понять и понаблюдать за своим языком тела, мы сможем лучше предсказать, что люди находят привлекательным. Мы можем узнать об их ценностях и убеждениях, а также другие интересные подробности.

Человеческое тело — очень выразительная часть нашего существа. Наше выражение лица, поза, жесты и движения являются частью нашего языка, поскольку они передают наши чувства и мысли. Язык нашего тела может рассказать нам, какие эмоции мы испытываем, что мы чувствуем и что происходит в нашем уме. В дополнение к общению через невербальное поведение, наше тело также тонко реагирует на чувства других. Наше кровяное давление и частота дыхания могут зависеть от тона голоса другого человека. Это называется эмоциональным заражением, и это очень мощная форма общения. Эмоции других людей влияют даже на естественные химические вещества в нашем организме, такие как гормоны и адреналин.

В этой статье мы обсудим преимущества и недостатки невербального общения, его влияние на наше восприятие, а также другие факторы.

Учащиеся также могут найти другие преимущества и недостатки  статьи о событиях, людях, спорте, технологиях и многом другом.

  • Преимущества невербального общения
  • Недостатки невербального общения
  • Сравнительная таблица преимуществ и недостатков невербального общения
  • Заключение о преимуществах и недостатках невербального общения
  • Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках невербального общения

Кому-то невербальное общение может показаться неважным. Но это лучший способ выразить себя и понять других вообще без слов. С помощью невербального общения вы можете понять настроение человека, его эмоции и даже основные потребности. Например, если вы знаете, что ваш начальник злится, когда повышает голос или скрещивает руки на груди, это означает, что вам нужно вести себя наилучшим образом, потому что он не будет оправдываться. Другие преимущества невербального общения заключаются в следующем:

  • Обеспечивает ясность – Невербальное общение существует уже много веков, и это способ общения, который не ограничивается только выражением лица или языком тела. Это также способ добиться ясности в разговоре, особенно с теми, кто не говорит на одном языке. С появлением социальных сетей невербальное общение стало более доступным и более тесным.
  • Невербальное общение может заменить вербальное общение – Невербальное сообщение передает тот же смысл, что и вербальное сообщение. Например, если человек явно расстроен, его лицо должно отображать эту эмоцию. Людям также важно знать, сколько невербального общения происходит вокруг них, чтобы они могли соответствующим образом приспособиться.
  • Полезно для неграмотных — Многие задаются вопросом, почему так важно иметь невербальное общение, если вы не можете читать язык тела. Ну, а для неграмотных людей вербальное общение не вариант, потому что они не умеют читать. Это означает, что их общение ограничивается использованием действий и жестов.
  • Полезно для людей с ограниченными возможностями – Общение – это огромная часть жизни, и это часто воспринимается как должное. Однако общение затруднено для некоторых людей, которые не могут говорить, читать по губам или хорошо слышать. Устное общение может быть трудным и для этих людей, даже если это просто что-то простое, например, спросить дорогу. Невербальное общение является наиболее распространенной формой общения и может помочь тем, у кого есть особые потребности.
  • Эффектно и эффективно – Невербальное общение часто может быть более эффективным, чем вербальное, потому что мы бессознательно склонны уделять больше внимания невербальным выражениям лица, тону голоса и языку тела. Еще одно преимущество заключается в том, что люди с меньшей вероятностью неправильно истолковывают наши невербальные сигналы и неправильно понимают то, что мы говорим.
  • Быстрая передача сообщений — Язык — одна из самых важных вещей в общении с другими, особенно в деловой обстановке. Благодаря невербальному общению вы можете передавать сообщения быстрее и эффективнее, чем вербальное. Более того, невербальное общение — это мощный способ связи с другими людьми. Вы можете использовать невербальные сообщения, чтобы выразить то, что вы думаете или чувствуете, не говоря об этом. Невербальные сообщения способны нести больший эмоциональный вес, чем вербальные.
  • Сокращает потери времени – Устное общение может занимать много времени, особенно при попытке передать сложные сообщения или намерения. Это связано с тем, что вербальное общение требует больше усилий, чем невербальное общение. Невербальное общение, с другой стороны, экономит время и его легче понять другим.

Недостатки невербального общения

Невербальное общение занимает большую часть нашей повседневной жизни. Будь то на работе, с семьей или друзьями, невербальное общение может помочь нам выразить то, что мы хотим сказать и что мы чувствуем. Но невербальное общение не лишено недостатков; Во-первых, язык нашего тела и выражения лица могут быть легко истолкованы неправильно. Другие недостатки невербальной коммуникации следующие:

  • Неточное и расплывчатое – Это правда, что невербальное общение плохо передает конкретную информацию и часто оставляет у людей чувство неуверенности. Это менее точно, чем вербальное общение, что может увеличить вероятность неправильного толкования
  • Долгие разговоры невозможны – Невербальное общение часто используется для общения, поэтому вербальный язык можно сохранить для более важных дел. Люди, которым трудно понять или выразить себя вербально, часто используют язык тела или выражение лица, чтобы донести свою точку зрения. Однако невербальные сообщения могут передать только то, что они хотят в данный момент; они не могут угнаться за потоком диалога между двумя людьми.
  • Значение варьируется в зависимости от культуры – Устное общение намного легче понять и усвоить, потому что оно объясняется словами. Невербальное общение часто противоположно этому и может быть трудным для понимания. Например, знак руки, в котором указательный палец касается большого пальца, образуя букву «О», означает «хорошо» или «супер» в индийской культуре. Однако этот же знак имеет уничижительное значение в других культурах, особенно в Южной Америке.
  • Возможно искажение информации – Невербальная коммуникация очень сложна и в значительной степени зависит от визуальных сигналов. Одна из ключевых проблем невербального общения заключается в том, что его можно неправильно истолковать, что может привести к неправильному толкованию в вербальном общении. Невербальные сигналы также можно спутать друг с другом.

 

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков невербального общения

Ниже приведены преимущества и недостатки невербального общения.

Advantages Disadvantages
Reduces wastage of time Might Distort information
Quicker transmission of messages Meaning varies across cultures
Impactful and effective Long conversations невозможно
Полезно для людей с ограниченными возможностями, а также для неграмотных Неточное и расплывчатое

Заключение о преимуществах и недостатках невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация является решающим фактором в том, как люди общаются с другими, и важно уделять больше времени этой форме общения, если вы хотите быть более влиятельным. Вам также было бы полезно уделять больше времени тому, как вы говорите, так как часто это может быть лучшим способом донести мысль, не используя слов. Это особенно верно для тех, кто пытается быть более влиятельным.

Часто задаваемые вопросы о преимуществах и недостатках невербального общения

Вопрос 1.
Что такое невербальное общение?

Ответ:
Невербальная коммуникация – один из самых эффективных способов коммуникации. Он включает в себя широкий спектр действий и жестов, которые часто являются значительными или достаточно мощными, чтобы передать смысл без использования слов. Это поведение включает выражение лица, зрительный контакт, язык тела, позу, прикосновение и близость.

Вопрос 2.
Каковы преимущества и недостатки невербального общения?

Ответ:
Невербальное общение – это когда одна сторона может понять то, что говорит другой человек без слов. Это может быть признаком влечения или отсутствия интереса, это также может быть признаком комфорта или дискомфорта. Преимущество невербального общения в том, что вы лучше узнаете людей и потому что оно показывает ваши истинные эмоции. Недостатком является то, что могут возникнуть недоразумения, потому что смысл может не совпадать с тем, что думает, чувствует или намеревается другой человек.

Вопрос 3.
Каковы особенности невербального общения?

Ответ:
Невербальное общение является важной частью человеческого взаимодействия. Он включает в себя мимику, позу и жесты. У невербальной коммуникации есть несколько характерных черт. К ним относятся проксемика, кинесика, хронемика и параязык. в психологических исследованиях также используются такие факторы, как электрокожная активность и тактильные ощущения.

Вопрос 4.
В чем важность невербального общения?

Ответ:
Невербальная коммуникация — это система, которую можно использовать для понимания и предсказания эмоций, мыслей и идей других людей. Он включает в себя жесты, выражения лица, паттерны зрительного контакта, язык тела, тональность голосовых тонов и многие другие аспекты человеческого самовыражения. Невербальная коммуникация касается не только того, что мы говорим, но и того, что мы не говорим. Это важно, потому что показывает бессознательные мысли и чувства, которые невозможно передать с помощью одних только слов.

Модели связи: преимущества и недостатки

Хотите узнать, какие недостатки и преимущества имеет линейная модель связи? Затем ознакомьтесь с нашим образцом эссе, чтобы узнать больше об этой и других моделях общения!

Мы напишем
индивидуальное эссе
специально для вас

всего за $16,05 $11/страница0075

Rhetoric basally deals with observation to provide a persuading answer

  • Early linear models

  • Advantages

  • Disadvantages

  • Advantages

  • Disadvantages

  • Non-linear model

  • Артикул

  • Коммуникационные модели в основном графические; это потому, что они могут положить конец очень важному интерактивному или переходному процессу в статическую картину.

    Существует множество моделей связи. Некоторые из них включают:

    • Классические модели связи.

    • Ранние линейные модели.

    • Нелинейные модели.

    В классическом методе общения речь идет о риторике, которая представляет собой определение общения, данное греческим философом (Мортенсен, Серено, 1970)0010

    Аристотелевская модель коммуникации следует цепочке методов коммуникации.

    Таким образом, следует расположение:-

    В аристотелевской модели доказательства речь идет об аристотелевском описании доказательств, которое включает в себя сообщение, аудиторию и, наконец, говорящего.

    Получите вашу
    100% оригинальную статью
    по любой теме

    сделать всего за
    3 часа

    Подробнее ситуации общения.

    Преимущества модели Аристотеля.

    • Предоставляет как общие, так и частные точки обзора.

    • Это дает место, чтобы задавать вопросы и интерпретировать необработанные кадры наблюдения.

    • Он может привести нас к новым открытиям, следуя его тренду.

    • Придает порядок и связность сложным событиям.

    Недостатки.

    Ранние линейные модели

    Одной из таких моделей является математическая модель Шеннона-Уивера. Эта модель была изобретена, чтобы помочь инженерам найти способы передачи электрических сигналов в другие места. Эта модель связывает передаваемые и принимаемые сигналы. Он следовал следующей тенденции.

    Преимущества

    • Может использоваться в коммуникативных текстах низкого уровня.

    • Это привело к значительным изменениям.

    • Это аппроксимация всех процессов человеческого общения

    • Имеет большое эвристическое значение.

    • Его концепции используются в коммуникативных исследованиях.

    Недостатки

    • Не аналогичен различным способам человеческого общения.

    • В основном формальна и не учитывает содержание.

    • Эта модель не отличает важные идеи от несуществующих.

    Другим методом в ранней линейной модели является S-M-C-R Берло, которая является наиболее влиятельной моделью, ориентированной на сообщения. Он следует тенденции:

    Преимущества

    • Идеи могут быть представлены гибко.

    • Сообщение подчеркнуло передачу идей.

    Недостатки

    • Он подчеркивает манипуляции на машине

    • Он преобразует человека в машину

    • Это подчеркивает проблемы с человеческим сообщением

    • даже с правой символом.

    Другим методом раннего линейного общения является модель общения Шранмма.

    Мы напишем заказное
    эссе
    конкретно
    для вас!

    Получите свою первую газету с
    СКИДКА 15%

    Подробнее

    Это переданное сообщение выглядит следующим образом.

    Преимущества:

    • Он предоставил систему ссылок

    • Он воспользовался обратной связью

    • Он включал контекст, такой как сообщение

    • Он включал культуру

    Недостатки:

    Нелинейная модель

    Эта модель описывает общение как динамический процесс. Эта модель представляет собой спиральную модель коммуникации.

    Преимущества спиральной модели:

    • Он иллюстрирует предыдущие пункты.

    • Делает общение непрерывным, неповторимым, захватывающим и накопительным.

    Недостатки спиральной модели:

    • Слишком мало переменных.

    • Вопросы без ответа.

    Другой подмоделью нелинейной модели является концептуальная модель Уэсли и Маклина.

    Он начинается с одного определенного элемента и по мере продвижения выбирает другие элементы для кодирования, которые затем передаются другому лицу.

    Нужна
    100% оригинальная бумага
    написанная с нуля

    профессионалом
    специально для вас?

    308 сертифицированных авторов онлайн

    Подробнее

    Преимущества:

    • Дает обратную связь.

    • Учет сенсорных полей.

    • Показывает небинарные взаимодействия.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts