Беседа достоинства и недостатки в психологии: Общие дети, г. Воронеж

Специфика методов опроса, интервью, беседы в психологии


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации



Специфика методов опроса, интервью, беседы в психологии

Оглавление

Введение 2

Основная часть 4

Заключение 9

Список литературы: 11


Введение


Актуальность методов опроса, интервью и беседы достаточно высока. Их можно рассматривать как одни из самых распространённых методов получения информации о субъектах. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Для каждого случая используется своя методика. Проблема состоит в том, что эти методы не всегда дают точные результаты, и из-за этого часто подвергаются критике. Существует множество видов этих методов, некоторые из которых дают более точные результаты.

Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.

Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.

Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т.д.

В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.

Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т.п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п.

В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности.

Скачать 37,55 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Методы психологических исследований | Диплом по психологии

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие. Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность). Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

См.также: Организация психологических исследований

Преимущества и недостатки эффективного общения

Эффективное общение является основой позитивного человеческого взаимодействия. Он учитывает эмоциональное воздействие сообщения наряду с фактической информацией и фактическим содержанием. Хорошие коммуникаторы стремятся к ясности в сообщениях, чтобы идеи не были неверно истолкованы или запутаны. Коммуникация имеет как преимущества, так и недостатки, даже если сообщение доставляется эффективно и четко.

Преимущество: Хорошее общение способствует пониманию

Эффективная коммуникация исключает догадки из любого сообщения. Когда информация или идеи эффективно передаются, аудитория не ставит под сомнение смысл или аргументацию. Подумайте о докторе, информирующем пациента о смертельной болезни. Врач должен убедиться, что пациент понимает проблему, а также возможные варианты действий.

Когда вы общаетесь четко, вам легче донести свое сообщение и убедиться, что вы находитесь на одной волне со своей аудиторией. Например, если вы обсуждаете новый проект со своими сотрудниками, вы хотите убедиться, что они понимают ваши инструкции и ожидания. Определите ключевые аспекты, обобщите их в конце встречи и попросите сотрудников обратиться за дополнительными разъяснениями, если это необходимо.

Недостаток: Отрицательное признание

Хорошего общения не всегда достаточно, чтобы вас услышали. Ваши обстоятельства, а также ваша аудитория и время сообщения могут повлиять на этот процесс.

Кроме того, даже четко доставленное сообщение не предотвращает отрицательное подтверждение. Представьте врача, который говорит своему пациенту, что у него рак или что ему нужно дорогостоящее лечение. Даже если сообщение ясно и пациент понимает, что ему говорят, его реакция может быть отрицательной. Кроме того, некоторые пациенты могут не понимать, почему одно лечение, которое оказывается довольно дорогим, лучше другого.

Преимущество: Чтение эмоциональных сигналов

Люди постоянно оказываются в стрессовых ситуациях. Встреча с боссом, обращение с агрессивным продавцом или общение с механиком — вот несколько примеров ежедневных взаимодействий, которые могут вызвать стресс. Обращать внимание на сенсорные сигналы и четко выражать желания и потребности может происходить естественным образом, но эти навыки можно улучшить с практикой и самосознанием.

Способность понимать и читать эмоции других дает вам большое преимущество в заключении сделок и поиске решений. В то же время это упрощает корректировку вашего сообщения, чтобы оно соответствовало настроению и потребностям вашей целевой аудитории. Например, если вы произносите речь, а аудитория кажется скучающей или отстраненной, вы можете использовать юмор или сделать сильное заявление, чтобы привлечь их внимание. Обратите внимание на язык их тела и адаптируйте свою речь соответственно.

Недостаток: делает вас уязвимым

Чтение эмоциональных сигналов не всегда работает в вашу пользу. Если вы можете прочитать эти сигналы, другие тоже смогут это сделать. Это может обернуться против вас, если вы не контролируете свои эмоции. Потеря самообладания в любых переговорах ставит вас в невыгодное положение.

Вернемся к предыдущему примеру. Если ваша речь продвигает услугу или продукт, в которые вы на самом деле не верите, ваша аудитория может признать это. Иногда убедительности недостаточно, чтобы убедить клиентов действовать. Ваш язык тела, жесты и выражение лица могут рассказать совершенно другую историю.

Преимущество: строить и поддерживать отношения

Личные отношения зависят от эффективного общения во всех отношениях. Хорошая коммуникация в отношениях уменьшает конфликты, создает доверие и укрепляет связи. Все это весомые преимущества.

Представьте себе следующий сценарий. Вы посещаете сетевое мероприятие и оказываетесь в окружении отраслевых экспертов, поставщиков и единомышленников. Некоторых может заинтересовать ваш бизнес и то, что вы можете предложить. Однако они могут никогда не узнать о вашей компании и о том, чем она выделяется, если вы не общаетесь с ними.

Любой из этих людей может быть потенциальным руководителем или деловым партнером. Не стесняйтесь протянуть руку и представиться. Используйте свои коммуникативные навыки, чтобы рекламировать себя, произвести хорошее первое впечатление и выделить свой бренд среди конкурентов. Кроме того, вам необходимо поддерживать открытую линию связи с потенциальными клиентами, поставщиками и другими владельцами бизнеса, чтобы поддерживать и развивать ваши отношения.

Недостаток: вас не слышат

Независимо от того, насколько сильны ваши коммуникативные навыки, вы можете не донести свое сообщение, если другие стороны не слушают то, что вы хотите сказать. Возможно, одна сторона эффективно общается, но другая сторона просто не слышит ее. Если сообщение не принимается, часто возникают негативные последствия. Помните, эффективное общение идет в обе стороны.

Когда принимающие стороны не открыты для обмена сообщениями, даже должным образом переданные сообщения остаются глухими. Это приводит к конфликту, который часто невозможно разрешить без компромисса или разрыва отношений. Хотя это, безусловно, является недостатком эффективного общения, это все же лучший вариант, чем не сообщать открыто о своих чувствах, желаниях и потребностях партнеру или другу.

По очереди | Psychology Today

Источник: Rosarrio/Shutterstock

Недавно я устроил у себя дома небольшую вечеринку для преподавателей и студентов. После того, как люди получили свою еду, это быстро превратилось в две вечеринки. В одной комнате собралась группа в основном из разговорчивых человек. В другой комнате собралась группа людей, которые пытались прослушать .

Как хозяин я курсировал между двумя группами. Казалось, что люди в разговорчивой группе пытались

превзойти истории друг друга . Человек начинал говорить, как только другой человек заканчивал. А иногда и раньше. Часто казалось, что история следующего человека имеет мало общего с историей предыдущего человека. Одна женщина говорила больше всех. Тех, кто не говорил, игнорировали.

Картина в группе прослушивания была совсем другой. Люди по очереди говорили человек. Каждый человек казался заинтересованным в других людях. Когда человек говорил, он связывал это с тем, что сказал предыдущий говорящий. Если кто-то не говорил, их спрашивали, что они думают. Все говорили.

Можно предположить, что говорящая группа состояла в основном из мужчин, а слушающая группа состояла в основном из женщин. Но в обеих группах по восемь человек было всего по два человека. Самым очевидным отличием было то, что разговорчивая группа состояла в основном из 9 человек.

0047 белый , а группа слушателей состояла в основном из американцев азиатского происхождения .

Эти паттерны согласуются с тем, что антрополог Э. Т. Холл назвал культурами с высоким и низким контекстом. В высококонтекстных культурах коммуникация фокусируется на отношениях . Цель состоит в том, чтобы узнать о других, чтобы создать отношения. И спикеры по очереди. Япония — культура с высоким контекстом.

В низкоконтекстных культурах коммуникация фокусируется на информации . Цель – подать информацию. Информация восполняет то, чего не хватает в отношениях. Выступающих иногда прерывает кто-то с дополнительной информацией. Соединенные Штаты — культура с низким контекстом.

Итак, есть ли преимущество по очереди во время разговора? Психологическая наука указывает, что чередование в разговорах создает чувство

солидарности и « нас». » Это касается и белых. По очереди можно укрепить чувство общности.

Конечно, есть некоторые недостатки чередования. Если вы ждете своей очереди, а другой человек не ходит по очереди, ваша очередь может никогда не наступить. Вы также можете быть не заинтересованы в том, чтобы по очереди встречаться с кем-то, кто категорически с вами не согласен.

Через несколько дней после вечеринки я видел некоторых участников. Ничего не изменилось с людьми в болтливой группе. У нас не было отношений. Напротив, люди из группы прослушивания поблагодарили меня за организацию вечеринки. Они чувствовали, что дошли до лучше знать других .

Чередование было для меня гораздо более вознаграждением , чем то, что меня прерывали или перебивали. Слушание других может сделать нас лучшими коммуникаторами. По очереди может помочь нам укрепить наше чувство общности.

Ссылки

Hall, E. & Hall, M. (1990). Понимание культурных различий: немцы, французы и американцы .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts