Беседа это в психологии: 1.2. Метод беседы

Как провести беседу — психологу, прочее

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент – Экзюпери

Как правильно провести беседу?

Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы любого психолога и педагога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики. Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему. Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной.

Виды беседы в психологии

* Индивидуальная – в беседе принимает участие психолог и испытуемый;

* Групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;

* Стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;

* Нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;

* Управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;

*Неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать;

*Диагностическое интервью – наиболее распространенный вид беседы. Основной целью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития;

*Психотерапевтическая беседа – используется в целях оказания психологической помощи;

*Экспериментальная беседа – такая беседа служит прежде всего для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику.

Структура беседы

Структура и этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

1.Вводная часть

Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.

2.Второй этап

Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.

3.Третий этап

Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.

4.Завершающая стадия

Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов. Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов:

*Организационное – позволяет правильно воспринимать речь собеседника. *Эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения. Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия. Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения. Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное слушание: идет формирование беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приемы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.

  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой не вербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Эта техника полезна, если собеседник затрудняется решить проблемы, испытывает неуверенность.

Вопросы в беседе

Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента. Как уже отмечалось выше, умение интервьюера задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий, во многом определяющих результативность беседы.
В психологической беседе, особенно в относительно свободных ее формах, процедура «спрашивания» не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для психолога своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы. Эти факторы могут относиться к респонденту (например, уровень его мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностные особенности, общий уровень развития, степень утомления и пр.), к самому психологу (например, степень осведомленности о проблеме респондента, наблюдательность, профессиональная самооценка и пр.), к характеру обсуждаемой информации (степень ее табуированности и пр.), к обстановке интервьюирования (наличие помех, продолжительность беседы и пр.). Учитывая все это, умение психолога задавать вопросы при проведении беседы справедливо было бы назвать особым искусством.

Принято выделять:
Открытые вопросы — предоставляют респонденту самостоятельно выстроить свой ответ.
Закрытые вопросы — содержат в себе формулировку ответа (или ее варианты).

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивается, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых «трудных» детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми.
В этих случаях особенно полезной для привлечения ребенка к сотрудничеству является игра. Для этого у психолога всегда должны быть под рукой яркие, привлекательные игрушки, различные головоломки, цветные карандаши и бумага, другие занимательные вещи, которые способны заинтересовать детей и спровоцировать их на общение.
Важным условием установления и поддержания контакта является форма обращения к ребенку. Допустимым можно считать только обращение по имени, причем маленьких детей рекомендуется называть так, как их обычно называет мама. Вообще речь психолога, его язык имеют большое значение при проведении беседы с детьми. Необходимо помнить, что не все обороты и выражения «взрослой» речи могут быть понятны ребенку, поэтому, организуя беседу, нужно принимать во внимание возраст, пол, условия жизни детей. Кроме того, чтобы самому понимать ребенка, психолог должен быть знаком с детским словарем, должен знать и при необходимости уметь использовать в общении со школьниками широко распространенный подростковый и молодежный сленг.

Рекомендации педагогам по организации беседы

Проводя беседу с подростками, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии:

*педагог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;

*он должен принимать ребенка таким, каков он есть;

*своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

*рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, желательно соблюдать условия конфиденциальности;

*если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка.

Достоинства и недостатки беседы

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учетом устной, более раскрепощенной формы ответов

Недостатками беседы являются:

*большие временные затраты;

*необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;

*возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – обеспечивают исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность. Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависти как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Список использованной литературы

1. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии / Ред-сост. А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с.

2. Ваш психолог [электронный ресурс] / Метод беседы в работе школьного психолога — Режим доступа: http://vashpsixolog.ru — Дата доступа: 27.09.2010

3. Википедия — энциклопедия он-лайн [электронный ресурс] / Память. Психология памяти. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org — Дата доступа: 27.09.2010

4. Материалы по психологии [электронный ресурс] / Метод беседы в исследовании личности. — Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1010.html — Дата доступа: 28.09.2010

 

Как правильно вести беседу – Психология – Домашний

  • Главная
  • org/ListItem»> Психология
  • Как правильно вести беседу
Человек живет в обществе, а значит, постоянно общается. Частые разговоры становятся необходимостью и, если научиться вести беседу правильно, можно улучшить свои позиции на работе, в семье и среди друзей и знакомых. 06 июн 2017

10 секретов светской беседы Беседа — это разговор не на рабочие темы, которая может происходить и с близкими людьми и с малознакомыми. Такой контакт позволяет узнать что-то новое, познакомиться с человеком, сложить о себе хорошее мнение.

Легче всего начать беседу с вопроса.

Нейтральные темы идеальны для диалога, спросите о погоде, планах на ближайшие выходные, о любимом занятии или детях. Выбирайте ту сферу, в которой собеседник разбирается, это позволит ему легко влиться в общение. Например, молодая мама с удовольствием поддержит разговор о развитии и воспитании ребенка, человек атлетического телосложения с радостью обсудит спорт и ближайшие фитнес-клубы.

Удачный вопрос может касаться обстоятельств встречи, просто узнайте, что человек думает о происходящем или попросите совета в каком-то вопросе. Хороший вариант на вечеринке: «Помогите мне, пожалуйста, выбрать коктейль» или «Как вам этот праздник?».

Повышайте важность людей, слушая внимательно.

Люди любят говорить о себе, им не слишком интересна жизнь другого. Давайте возможность выговориться собеседнику, следите за его словами, иногда задавайте уточняющие вопросы. Очень важно не перебивать и не показывать, что вам скучно. Интересным разговор считается в тех случаях, когда вызывает эмоции. После начала диалога попытайтесь найти тему, которая дарит наслаждение вашему собеседнику, и задавайте вопросы с ней связанные. Вы заметите, как у человека заблестят глаза, как интересно ему будет это обсудить.

Смех — это очень важный элемент общения.

Учитесь шутить, чтобы легко налаживать любые контакты. Пошлые шутки будут уместны не всегда, а вот анекдоты по теме лишь украсят беседу. Найдите для себя десяток захватывающих историй, отрепетируйте их перед зеркалом и по необходимости рассказывайте в окружении других людей. Улыбки и радость, которые принесут ваши слова, будут улучшать мнения о вас.

Хорошо поддерживать диалог помогают жесты и мимика.

Люди обмениваются не только словами, но еще и множеством информации, которая передается с помощью тела.

Самый простой способ понравиться собеседнику — начать копировать его жесты. Если он скрестил ноги, сделайте тоже самое, если он наклонился вперед, повторите это движение. Но помните, что смена позы должна быть связана с какими-то словами, в кульминационные моменты менять положение лучше, чем в периоды пауз.

Комплименты позволяют сделать беседу более доброжелательной.

Но важно не путать лесть и правду. Говорить добрые слова важно, но они должны иметь под собой какую-то основу. Если вы видите, что человек в отличной форме, что он занимается регулярно спортом, будет уместно сказать о том, что он хорошо выглядит. Можно делать комплимент удачливому бизнесмену, поздравляя его с хорошей сделкой или успехами за последний год. Если вы сможете заметить то, чем гордится человек, и подчеркнете это в диалоге, вы значительно вырастите в глазах окружающих.

Психология хорошего разговора

Рассел Футчер

Рассел Футчер

Рассел Футчер работает консультантом по управлению изменениями в бизнесе/ИТ, высокоэффективным командным тренером, экспертом по организационному поведению, развитием лидерских качеств, спикером и автором.

Опубликовано 2 октября 2022 г.

+ Подписаться

Нет причин учиться показывать, что вы внимательны, если вы на самом деле внимательно слушаете. Вот как вести беседу, не теряя времени, не скучая и не оскорбляя кого-то.

Мы все отлично поговорили. Они были у нас раньше. Мы знаем, каково это. Такой разговор, когда вы уходите, чувствуя себя вовлеченным и вдохновленным, или когда вы чувствуете, что установили настоящую связь, или что вас прекрасно поняли. Нет никаких причин, по которым большинство ваших разговоров не могут быть такими.

1.     Не работайте одновременно.  И я не имею в виду просто положить свой мобильный телефон, планшет, ключи от машины или что-то еще, что у вас в руке. Я имею в виду, присутствовать. Будь в этом моменте. Не думайте о ссоре с начальником. Не думайте о том, что будете есть на ужин. Если вы хотите выйти из разговора, выйдите из него, но не будьте наполовину в нем и наполовину вне его.

2.     Используйте открытые вопросы.

Начните свои вопросы с кто, что, когда, где, почему или как. Вы получите простой ответ, если зададите сложный вопрос. Если я спрошу вас: «Вы были в ужасе?» вы отреагируете на самое сильное слово в этом предложении – «в ужасе», и ответ будет «Да, я был» или «Нет, я не был». — Ты был зол? — Да, я был очень зол. Пусть описывают. Это они знают. Попробуйте спросить их что-то вроде: «Как это было?» — Каково это? Потому что тогда им, возможно, придется на мгновение остановиться и подумать об этом, и вы получите гораздо более интересный ответ.

3.     Плывите по течению . Это означает, что мысли будут приходить вам в голову, и вам нужно позволить им уйти из головы.

4.     Не приравнивайте свой опыт к их опыту.  Если они говорят о потере члена семьи, не начинайте говорить о времени, когда вы потеряли члена семьи. Если они говорят о проблемах на работе, не говорите им, как сильно вы ненавидите свою работу.

Это не одно и то же. Это никогда не то же самое. Все переживания индивидуальны. И что еще более важно, это не о вас. Вам не нужно использовать этот момент, чтобы доказать, насколько вы замечательны или как много вы страдали.

5.     Старайтесь не повторяться . Это снисходительно, и это действительно скучно, и мы склонны делать это часто. Особенно в рабочих разговорах или в разговорах с нашими детьми у нас есть что сказать, поэтому мы просто продолжаем перефразировать это снова и снова. Не делай этого.

6.     Держитесь подальше от сорняков . Откровенно говоря, людей не волнуют годы, имена, даты, все те детали, которые вы изо всех сил пытаетесь придумать в своем уме. Им все равно. О чем они заботятся, так это о тебе. Им важно, кто вы и что у вас общего. Так что забудьте подробности. Оставьте их.

7.     Слушайте . Это самый важный навык номер один. Будда сказал, и я перефразирую: «Если ваш рот открыт, вы не учитесь».

А Кэлвин Кулидж сказал: «Ни один человек никогда не слушал, когда его увольняют с работы». Почему мы не слушаем друг друга? Во-первых, мы лучше поговорим. Когда я говорю, я контролирую ситуацию. Мне не нужно слышать ничего, что мне неинтересно. Я в центре внимания. Я могу укрепить свою личность. Но есть и другая причина: мы отвлекаемся. Средний человек говорит со скоростью около 225 слов в минуту, но мы можем слушать со скоростью до 500 слов в минуту. Итак, наш разум заполняет эти другие 275 слов. И слушайте, я знаю, что на самом деле требуется усилие и энергия, чтобы обратить внимание на кого-то, но если вы не можете этого сделать, вы не участвуете в разговоре.

Менеджмент и команды

441 подписчик

+ Подписаться

Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПСИХОЛОГИЯ

ESL Обсуждения: Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПСИХОЛОГИЯ

  Еще обсуждения из 20 вопросов

  PDF | Слово | Помогите моему сайту

ДИСКУССИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

ВОПРОСЫ СТУДЕНТА А (не показывать их учащемуся Б)

(1) Что приходит на ум, когда вы слышите слово «психология»?
(2) Что вы знаете о психологии?
(3) Хотели бы вы изучать психологию?
(4) Что бы сказал о вас психолог?
(5) Хотели бы вы посетить психолога?
(6) Что вы знаете о детской психологии?
(7) Тебе нравится проходить психологические тесты?
(8) Если бы вы были ученым, какие психологические тесты вы бы хотели пройти?
(9) Вы когда-нибудь нервничали, разговаривая со специалистом по психологии?
(10) Что такое реверсивная психология?

ВОПРОСЫ СТУДЕНТА Б (не показывать их учащемуся А)

(1) Что такое психология?
(2) Какова психология зависимости?
(3) Кого из великих психологов вы знаете и что они говорили?
(4) Вы когда-нибудь покупали книгу по психологии самопомощи?
(5) Что вы знаете о судебной психологии?
(6) Как вы думаете, сможете ли вы получить хорошую работу со степенью психолога?
(7) Как вы думаете, смогут ли ученые когда-нибудь изучить мозг и переписать то, что мы знаем о психологии?
(8) Психологию кого бы вы хотели понять?
(9) Как вы думаете, какая польза от психологии цвета в этом мире?
(10) Что бы вы хотели знать о психологии?

МОЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА


ПОСМОТРЕТЬ ОБРАЗЕЦ



Отправьте этот урок друзьям и учителям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts