Как провести беседу — психологу, прочее
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент – Экзюпери
Как правильно провести беседу?
Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы любого психолога и педагога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования, психологической профилактики. Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему. Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной.
Виды беседы в психологии
* Индивидуальная – в беседе принимает участие психолог и испытуемый;
* Групповая – в беседе принимают участие несколько испытуемых;
* Стандартизированная – повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
* Нестандартизированная – проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
* Управляемая – происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
*Неуправляемая – возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать;
*Диагностическое интервью – наиболее распространенный вид беседы. Основной целью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития;
*Психотерапевтическая беседа – используется в целях оказания психологической помощи;
*Экспериментальная беседа – такая беседа служит прежде всего для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику.
Структура беседы
Структура и этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:
1.Вводная часть
Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
2.Второй этап
Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
3.Третий этап
Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
4.Завершающая стадия
Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.
Создание атмосферы
Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов. Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.
Восприятие собеседника
Восприятие бывает двух типов:
*Организационное – позволяет правильно воспринимать речь собеседника. *Эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения. Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия. Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения. Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.
Виды слушания
Слушание подразделяется на следующие виды:
Рефлексивное слушание: идет формирование беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приемы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой не вербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Эта техника полезна, если собеседник затрудняется решить проблемы, испытывает неуверенность.
Вопросы в беседе
Вопрос является основным элементом беседы и главным средством получения необходимой информации от респондента. Как уже отмечалось выше, умение интервьюера задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий, во многом определяющих результативность беседы.
В психологической беседе, особенно в относительно свободных ее формах, процедура «спрашивания» не сводится только к технике опроса. По существу, формулирование каждого вопроса является для психолога своеобразной мини-задачей, успешное решение которой возможно лишь при учете множества факторов и их тончайших оттенков, составляющих целостную ситуацию беседы. Эти факторы могут относиться к респонденту (например, уровень его мотивации, актуальное эмоциональное состояние, личностные особенности, общий уровень развития, степень утомления и пр.), к самому психологу (например, степень осведомленности о проблеме респондента, наблюдательность, профессиональная самооценка и пр.), к характеру обсуждаемой информации (степень ее табуированности и пр.), к обстановке интервьюирования (наличие помех, продолжительность беседы и пр.). Учитывая все это, умение психолога задавать вопросы при проведении беседы справедливо было бы назвать особым искусством.
Принято выделять:
Открытые вопросы — предоставляют респонденту самостоятельно выстроить свой ответ.
Закрытые вопросы — содержат в себе формулировку ответа (или ее варианты).
Особенности проведения беседы с детьми и подростками Во многих психологических работах, посвященных проблемам беседы (интервью), неоднократно подчеркивается, что беседа с детьми обладает определенной спецификой и является несравненно более сложным делом, чем беседа со взрослыми. Отличие состоит уже в том, что взрослые люди, как правило, обращаются за психологической помощью по собственной инициативе, тогда как детей обычно приводят учителя или родители, заметив какие-то отклонения в их развитии. Поэтому у детей нередко отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и далеко не со всеми из них удается сразу установить тесный контакт, столь необходимый при проведении беседы. Нередко от психолога требуется большая находчивость и изобретательность, чтобы «разговорить» ребенка. Это касается, прежде всего, детей с заниженной самооценкой, тревожных, неуверенных в себе и так называемых «трудных» детей, которые имеют немалый отрицательный опыт общения со взрослыми. Рекомендации педагогам по организации беседы Проводя беседу с подростками, очень важно занять правильную позицию. Сделать это непросто, оптимальной в этом случае может быть позиция, соответствующая принципам недирективной психотерапии: *педагог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт; *он должен принимать ребенка таким, каков он есть; *своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства; *рассказы детей и подростков могут носить глубоко личный, интимный характер. Поэтому в беседе с ними, так же как и в любом другом психологическом исследовании, желательно соблюдать условия конфиденциальности; *если возникает экстренная необходимость сообщить о чем-то из рассказанного ребенком родителям или его учителю, следует обязательно получить на это согласие ребенка. Достоинства и недостатки беседы Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учетом устной, более раскрепощенной формы ответов Недостатками беседы являются: *большие временные затраты; *необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы; *возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта. Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – обеспечивают исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность. Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависти как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений. Список использованной литературы 1. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии / Ред-сост. А.М. Айламазьян. — М.: Смысл, 1999. — 222 с. 2. Ваш психолог [электронный ресурс] / Метод беседы в работе школьного психолога — Режим доступа: http://vashpsixolog.ru — Дата доступа: 27.09.2010 3. Википедия — энциклопедия он-лайн [электронный ресурс] / Память. Психология памяти. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org — Дата доступа: 27.09.2010 4. Материалы по психологии [электронный ресурс] / Метод беседы в исследовании личности. — Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1010.html — Дата доступа: 28.09.2010 |
Как правильно вести беседу – Психология – Домашний
- Главная org/ListItem»> Психология
- Как правильно вести беседу
10 секретов светской беседы Беседа — это разговор не на рабочие темы, которая может происходить и с близкими людьми и с малознакомыми. Такой контакт позволяет узнать что-то новое, познакомиться с человеком, сложить о себе хорошее мнение.
Легче всего начать беседу с вопроса.
Нейтральные темы идеальны для диалога, спросите о погоде, планах на ближайшие выходные, о любимом занятии или детях. Выбирайте ту сферу, в которой собеседник разбирается, это позволит ему легко влиться в общение. Например, молодая мама с удовольствием поддержит разговор о развитии и воспитании ребенка, человек атлетического телосложения с радостью обсудит спорт и ближайшие фитнес-клубы.
Удачный вопрос может касаться обстоятельств встречи, просто узнайте, что человек думает о происходящем или попросите совета в каком-то вопросе. Хороший вариант на вечеринке: «Помогите мне, пожалуйста, выбрать коктейль» или «Как вам этот праздник?».
Повышайте важность людей, слушая внимательно.
Люди любят говорить о себе, им не слишком интересна жизнь другого. Давайте возможность выговориться собеседнику, следите за его словами, иногда задавайте уточняющие вопросы. Очень важно не перебивать и не показывать, что вам скучно. Интересным разговор считается в тех случаях, когда вызывает эмоции. После начала диалога попытайтесь найти тему, которая дарит наслаждение вашему собеседнику, и задавайте вопросы с ней связанные. Вы заметите, как у человека заблестят глаза, как интересно ему будет это обсудить.
Смех — это очень важный элемент общения.
Учитесь шутить, чтобы легко налаживать любые контакты. Пошлые шутки будут уместны не всегда, а вот анекдоты по теме лишь украсят беседу. Найдите для себя десяток захватывающих историй, отрепетируйте их перед зеркалом и по необходимости рассказывайте в окружении других людей. Улыбки и радость, которые принесут ваши слова, будут улучшать мнения о вас.
Хорошо поддерживать диалог помогают жесты и мимика.
Люди обмениваются не только словами, но еще и множеством информации, которая передается с помощью тела.
Самый простой способ понравиться собеседнику — начать копировать его жесты. Если он скрестил ноги, сделайте тоже самое, если он наклонился вперед, повторите это движение. Но помните, что смена позы должна быть связана с какими-то словами, в кульминационные моменты менять положение лучше, чем в периоды пауз.Комплименты позволяют сделать беседу более доброжелательной.
Но важно не путать лесть и правду. Говорить добрые слова важно, но они должны иметь под собой какую-то основу. Если вы видите, что человек в отличной форме, что он занимается регулярно спортом, будет уместно сказать о том, что он хорошо выглядит. Можно делать комплимент удачливому бизнесмену, поздравляя его с хорошей сделкой или успехами за последний год. Если вы сможете заметить то, чем гордится человек, и подчеркнете это в диалоге, вы значительно вырастите в глазах окружающих.
Психология хорошего разговора
Рассел ФутчерРассел Футчер
Рассел Футчер работает консультантом по управлению изменениями в бизнесе/ИТ, высокоэффективным командным тренером, экспертом по организационному поведению, развитием лидерских качеств, спикером и автором.
Опубликовано 2 октября 2022 г.
+ Подписаться
Нет причин учиться показывать, что вы внимательны, если вы на самом деле внимательно слушаете. Вот как вести беседу, не теряя времени, не скучая и не оскорбляя кого-то.
Мы все отлично поговорили. Они были у нас раньше. Мы знаем, каково это. Такой разговор, когда вы уходите, чувствуя себя вовлеченным и вдохновленным, или когда вы чувствуете, что установили настоящую связь, или что вас прекрасно поняли. Нет никаких причин, по которым большинство ваших разговоров не могут быть такими.
1. Не работайте одновременно. И я не имею в виду просто положить свой мобильный телефон, планшет, ключи от машины или что-то еще, что у вас в руке. Я имею в виду, присутствовать. Будь в этом моменте. Не думайте о ссоре с начальником. Не думайте о том, что будете есть на ужин. Если вы хотите выйти из разговора, выйдите из него, но не будьте наполовину в нем и наполовину вне его.
2. Используйте открытые вопросы.
3. Плывите по течению . Это означает, что мысли будут приходить вам в голову, и вам нужно позволить им уйти из головы.
4. Не приравнивайте свой опыт к их опыту. Если они говорят о потере члена семьи, не начинайте говорить о времени, когда вы потеряли члена семьи. Если они говорят о проблемах на работе, не говорите им, как сильно вы ненавидите свою работу.
Это не одно и то же. Это никогда не то же самое. Все переживания индивидуальны. И что еще более важно, это не о вас. Вам не нужно использовать этот момент, чтобы доказать, насколько вы замечательны или как много вы страдали.5. Старайтесь не повторяться . Это снисходительно, и это действительно скучно, и мы склонны делать это часто. Особенно в рабочих разговорах или в разговорах с нашими детьми у нас есть что сказать, поэтому мы просто продолжаем перефразировать это снова и снова. Не делай этого.
6. Держитесь подальше от сорняков . Откровенно говоря, людей не волнуют годы, имена, даты, все те детали, которые вы изо всех сил пытаетесь придумать в своем уме. Им все равно. О чем они заботятся, так это о тебе. Им важно, кто вы и что у вас общего. Так что забудьте подробности. Оставьте их.
7. Слушайте . Это самый важный навык номер один. Будда сказал, и я перефразирую: «Если ваш рот открыт, вы не учитесь».
Менеджмент и команды
441 подписчик
+ Подписаться
Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПСИХОЛОГИЯ
ESL Обсуждения: Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПСИХОЛОГИЯЕще обсуждения из 20 вопросов
PDF | Слово | Помогите моему сайту
ДИСКУССИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ
ВОПРОСЫ СТУДЕНТА А (не показывать их учащемуся Б)
(1) | Что приходит на ум, когда вы слышите слово «психология»? |
(2) | Что вы знаете о психологии? |
(3) | Хотели бы вы изучать психологию? |
(4) | Что бы сказал о вас психолог? |
(5) | Хотели бы вы посетить психолога? |
(6) | Что вы знаете о детской психологии? |
(7) | Тебе нравится проходить психологические тесты? |
(8) | Если бы вы были ученым, какие психологические тесты вы бы хотели пройти? |
(9) | Вы когда-нибудь нервничали, разговаривая со специалистом по психологии? |
(10) | Что такое реверсивная психология? |
ВОПРОСЫ СТУДЕНТА Б (не показывать их учащемуся А)
(1) | Что такое психология? |
(2) | Какова психология зависимости? |
(3) | Кого из великих психологов вы знаете и что они говорили? |
(4) | Вы когда-нибудь покупали книгу по психологии самопомощи? |
(5) | Что вы знаете о судебной психологии? |
(6) | Как вы думаете, сможете ли вы получить хорошую работу со степенью психолога? |
(7) | Как вы думаете, смогут ли ученые когда-нибудь изучить мозг и переписать то, что мы знаем о психологии? |
(8) | Психологию кого бы вы хотели понять? |
(9) | Как вы думаете, какая польза от психологии цвета в этом мире? |
(10) | Что бы вы хотели знать о психологии? |
МОЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА
ПОСМОТРЕТЬ ОБРАЗЕЦ
Отправьте этот урок друзьям и учителям.