Беседа как метод исследования в психологии: 1.2. Метод беседы

Беседа как метод исследования Беседа


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Беседа как метод исследования

Беседа – один из основных методов психологии и педагогики, который предполага­ет получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих лю­дей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в уста­новлении личного контакта с объектом исследования, возможности полу­чить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию от­ветов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полу­ченную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизирован­ным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополни­тельные вопросы, исходя из сложившейся ситуации.

В ходе беседы этого вида, как правило, достигается более тесный контакт между исследовате­лем и респондентом, что способствует получению наиболее полной и глу­бокой информации.

Практика психолого-педагогических исследований выработала определенные пра­вила применения метода беседы:

– беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исс­ледуемой проблемой;

– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

– подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей рес­пондентов давать на них развернутые ответы;

– избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъек­тивное состояние собеседника;

– вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

– выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживал доброжелательный настрой.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Однако исследователю можно при необходимости делать для себя некоторые пометки, которые позволяют ему после окончания работы полностью восстановить весь ход беседы. Протокол или дневник, как форму регистрации результатов исследования, лучше всего заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях могут использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон. Но при этом респондент обязательно должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применением соответствующей техники. В случае его отказа, применение названных средств не рекомендуется.

В настоящее время в научной литературе уделяется явно недостаточ­ное внимание анализу данного метода исследования. В то же время признано, что с помощью беседы можно получить весьма ценную информацию, которую порой нельзя добыть другими методами. Форма беседы, как ника­кого другого метода, должна быть подвижной, динамичной.

В одном случае цель беседы – получение той или иной важной информации – может скры­ваться, так как этим достигается большая достоверность данных. В дру­гом случае, напротив, попытка получить объективную информацию с по­мощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реак­цию участников беседы (типа “строит из себя умника”). Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой. В таких ситуациях более достоверную информацию исследователь получит при пози­ции типа: “Вы знаете много, помогите нам”. Подобную позицию подкрепля­ют обычно повышенной заинтересованностью в получении информации. Это, как правило, побуждает людей к большей откровенности и искренности.

Вызвать че­ловека на откровенность и выслушать его – большое искусство. Естест­венно, что откровенность людей надо ценить и этически бережно обра­щаться с полученной информацией. Откровенность беседы повышается, когда исследователь не делает никаких записей.

В беседе исследователь общается со специалистом. В процессе этого общения формируются определенные отношения двух личностей друг к дру­гу. Они складываются из мелких штрихов, нюансов, сближающих двух людей или разъединяющих, их как личностей. B большинстве случаев исследова­тель стремится к сближению в общении с личностью респондента. Однако бывают случаи, когда сближение, достигнутую откровенность надо “свер­нуть”, вновь прийти к определенной дистанции в общении. Например, иногда тот или иной респондент, уловив искреннюю заинтересованность исследователя (а заинтересованность в большинстве случаев психологически расценивается как внутреннее согласие с тем, что говорит ему опрашиваемый), начинает навязывать свою, как правило, субъективную точку зрения, стремится устранить дистанцию в общении и т.д. В этой ситуации идти на дальней­шее сближение неразумно, так как завершение беседы полной гармонией в общении, пусть даже чисто внешней, может привести к негативным пос­ледствиям. Поэтому психологически целесообразно исследователю беседу с подобными людьми заканчивать воз­ведением определенной дистанции, несогласием с чем-либо.

Это обезопасит его от чрезмерной негативной реакции собеседника в будущем. Создать эти тонкие грани общения – настоящее искусство, которое должно базиро­ваться на знании исследователем психологии людей.

Скачать 14,98 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Беседа как метод исследования

Download 108.54 Kb.

bet1/5
Sana28.12.2022
Hajmi108.54 Kb.
#1011860
TuriПрактическая работа

  1   2   3   4   5

Bog’liq
1 практика Панова Л
metodik korsatma, foydali, «Men» — obrazi va o’z-o’ziga baho berish, 400110860304017094100079001, Al Xorazmiy, Стлстическа использование пословиц и поговорок, 6 3-урок, kursovaya mirovaya torgovlya i problemy globalizacii, Studbooks 267973, Prezident Sh Mirziyoyevning Markaziy va Janubiy Osiyo mintaqaviy o`zaro bog`liqlik.

l, 8-amaliy ish., 8-amaliy ish., 1212, malaka talablari taxlil, Ixtisoslashgan dasturiy vositalar 45

    Bu sahifa navigatsiya:
  • Практическая работа№1 Тема:Беседа как метод исследования
  • Виды беседы

Национальный университет Узбекистана имени
Мирзо Улугбека
Факультет: Социальные науки
Кафедра: Практическая психология
Форма обучения: заочная
Студент: Панова Лидия
Практическая работа№1
Метод беседы является одним из самых сложных для овладения и использования. В то же время он очень широко применяется в практике психологической и педагогической работы.
Беседу можно определить как метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Очень близким к беседе является метод интервью, определяемый как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Как беседа, так и интервью предполагают прямой контакт с испытуемым.
Для проведения беседы необходимо сформулировать цель, общий план и программу беседы. Часто бывает полезно развести цель и тему беседы во избежание преднамеренного искажения ответов. Это может случиться, если психолог симпатичен человеку либо, наоборот, он ассоциируется с официальным лицом.
Беседа – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах их деятельности, их мнениях. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удается.
Искусство этого метода состоит в том, чтобы знать: о чем спрашивать; как именно спрашивать, т. е. какие именно задавать вопросы; как убедиться в том, что можно доверять полученным ответам, кого спрашивать, где спрашивать, где лучше провести беседу, как обработать данные, нельзя ли получить всю эту информацию, не прибегая к опросу.
Процесс ведения беседы предполагает постепенное включение собеседника в разговор с таким расчетом, что, добившись более непринужденной атмосферы, можно поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.
Поскольку каждый этап беседы предполагает учет собственных требований, рассмотрим их более подробно при характеристике процедуры проведения беседы.

Виды беседы
Выделяют несколько различных видов беседы в зависимости от выбранного основания классификации.
По содержанию беседа подразделяется на документальную и беседу-интервью мнений

.
Целью документальной беседы является изучение событий прошлого, уточнение фактов, а цель беседы-интервью мнений – выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.
По технике проведения беседа может быть стандартизированной, свободной и полустандартизированной.


  1. Стандартизованная (или формализованная) беседа предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, четкую последовательность вопросов, их конструкцию, предполагаемые варианты возможных ответов.

  2. Нестандартизованная (свободная) – это длительная беседа (может быть в течение нескольких часов) без строгой детализации вопросов, но в соответствии с продуманной общей программой.

  3. Полустандартизированная беседа
    является весьма распространенной, в которой сочетаются особенности двух предыдущих вариантов, когда часть беседы проходит по строгому плану, включающемуряд обязательных вопросов, а часть– в свободном ключе.

В зависимости от особенностей процедуры метод беседы может подразделяться на клиническую беседу и фокусированную беседу-интервью.
Целью клинической (глубокой) беседы является получение сведений о мотивах, глубинных побуждениях, склонностях опрашиваемого.
Фокусированная беседа-интервью направлена на выявление информации о реакциях субъекта на заданное воздействие. С ее помощью можно изучать, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (на средства массовой печати, лекции и т. п.). Причем текст информации здесь предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированной беседе стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались: 1) в центре внимания опрошенных; 2) на периферии; 3) чего вовсе не оказалось в памяти.
По способу организации выделяют коллективную, индивидуальную и телефонную беседу.

  1. Коллективная (или групповая) беседа применяется сравнительно редко. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.

  2. Индивидуальная беседа проводится в отсутствии третьих лиц, телефонная используется для быстрого получения мнений по широкому кругу вопросов, что позволяет получить актуальную информацию от соответствующей аудитории.

В зависимости от того, кто является инициатором беседы, выделяют еще один ее вид – ненаправленная беседа, которая носит терапевтический характер. Инициатива течения беседы здесь принадлежит самому респонденту (опрашиваемому). Исследователь лишь помогает ему «излить душу».
Тщательно разработанная программа исследований – гарантия его успеха. Программа всегда дополняется рабочим планом, в котором уточняются этапы беседы, сроки проведения, оцениваются ресурсы, необходимые для обеспечения успешного завершения беседы, учитываются особенности опрашиваемых, формулируются необходимые вопросы и возможные ответы на некоторые из них, определяется способ фиксации результатов беседы и т. д

Download 108.54 Kb.


Do’stlaringiz bilan baham:

  1   2   3   4   5


Ma’lumotlar bazasi mualliflik huquqi bilan himoyalangan ©fayllar.org 2023
ma’muriyatiga murojaat qiling

Диалоговый анализ в качественных исследованиях

Опубликовано 17.10.22 Луиза Принсипи

.

 

Человеческий разговор сложен. Во время разговора мы склонны заканчивать предложения друг друга, говорить с интонацией, прерывать кого-то посреди речи или использовать заполненные паузы, такие как «э-э» или «э-э». Какими бы случайными ни казались эти случаи, некоторые утверждают, что в дискуссиях существует внутренний порядок и что мы не просто говорим «вслепую».

Здесь в игру вступает анализ диалога (CA). Этот подход, впервые предложенный Харви Саксом в сотрудничестве с Шеглоффом и Эмерсоном в 1960-х годах, включает изучение человеческого понимания и реакции в контексте социального взаимодействия. Но что такое CA и как его можно применять в разных условиях?

 

Определение анализа разговора

По своей сути, CA представляет собой качественную методологию, которая сосредоточена на изучении разговора во время взаимодействия или, точнее, последовательного порядка разговора. Он направлен на понимание скрытых правил, структур или значений, которые создают эти последовательности в обсуждении.

Благодаря своим наблюдениям в записях телефонов доверия для самоубийц, Сакс разработал эту методологию, чтобы понять уровни социального порядка, раскрываемые в повседневных разговорах. По его словам, дискуссии — это структурно организованные явления, в основе которых лежит некая система.

Разговорные аналитики особенно заинтересованы в изучении повседневных взаимодействий и институциональной деятельности, такой как здравоохранение, юриспруденция или образование. Эти люди также исследуют, как эти взаимодействия переходят в социальные действия или как люди делают что-то посредством разговора.

 

Применение методов анализа разговоров 

Основной метод CA включает запись, расшифровку и анализ реальных разговоров. Ключ к точному анализу — фиксировать взаимодействие так, как оно происходит естественным образом, а не в контролируемых условиях или ролевой игре. Это связано с тем, что сообщение, которое мы передаем извне, не всегда является точным описанием задуманного нами смысла.

Например: изменение высоты тона или интонации слова может полностью изменить его значение 

Извините↗ — Я не расслышал, что вы сказали. Можешь повторить?

Извините↘ — Прошу прощения.

 

 

Вот некоторые вопросы, которые следует учитывать при анализе социального взаимодействия:

  • Как люди вступают в разговор и выходят из него?
  • Откуда вы знаете, что ваша очередь говорить?
  • Как вы строите свой диалог таким образом, чтобы он был связан с тем, что сказал человек перед вами?
  • Как вы сформулируете свое сообщение в понятной форме для следующего выступающего?
  • Как вы будете выбирать, представлять и развивать тему?

 

Хотя СА может применяться в различных отраслях (например, в антропологии, бизнесе, промышленной психологии), его корни лежат в понимании диалога во время взаимодействия в институциональных и процессуальных условиях, таких как лекции в классе, судебные процессы и медицинские консультации. .

Разговоры Аналитики рассматривают эти институциональные и процедурные взаимодействия как активные и обусловленные исторически, культурно и социально. Этот тип разговора часто встречается в профессиональных условиях, когда говорящие имеют разные права и права на высказывание (например, врач-пациент, учитель-ученик, юрист-клиент, начальник-подчиненный).

 

Анализ диалогов в качественном исследовании

Сбор данных респондентов для CA осуществляется на более объективном уровне, чем в большинстве качественных исследований. Вместо того, чтобы брать интервью у людей, вы будете наблюдать за реальными разговорами или просматривать их с помощью аудио- или видеозаписей.

В отличие от контролируемых фокус-групп и интервью, изученные вами взаимодействия не будут инсценированы для исследовательских целей. Тем не менее, CA по-прежнему сохраняет свое качественное происхождение, поскольку ожидается субъективная интерпретация данных естественного разговора, даже если метод сбора не зависел от какого-либо влияния исследования.

 

 

Сбор данных в режиме реального времени с помощью Civicom Thoughtlight®

Получите возможность собирать различные отзывы респондентов, которые содержат большое количество мнений, с помощью ThoughtLight®. Собирайте оперативную мобильную информацию от респондентов с помощью аудио- и видеозаписи, фотосъемки и текстовых ответов для дальнейшего качественного исследования.

 

 

Психологические исследования показывают, что разговоры о кулерах с водой могут принести большую пользу

Недавно описанное поведение показывает, как светская беседа приносит баланс в совместную беседу

30 ноября 2020 г.

К Allison Arteaga Soergel

В условиях, когда люди вместе работают над задачей, уделение времени светским беседам позволяет добиться «взаимности в разговоре», что связано с более высоким уровнем удовольствия от задачи.

(Фото Кэролин Лагаттута)

Будь то на работе или в личной жизни, большинство людей отдают предпочтение уравновешенным разговорам, в которых каждый может «вставить свои пять копеек». На самом деле, новое исследование, опубликованное в Язык и речь показывает, что люди предпринимают корректирующие действия, чтобы обеспечить двусторонний поток разговора, когда ситуационные факторы, такие как определенные роли для совместной работы над задачей, создают дисбаланс в том, как каждый человек может внести свой вклад.

Это корректирующее поведение никогда ранее не определялось и не описывалось. Исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Круз, обнаружившие его, называют это «взаимностью в разговоре». А в условиях, когда люди работают вместе над задачей, это на самом деле связано с более высоким уровнем удовольствия от задачи. Это может иметь интересные последствия для морального духа сотрудников в рабочих условиях, но есть одна загвоздка. Для того, чтобы взаимный диалог имел место, люди, сотрудничающие над задачей, должны найти время, чтобы включить светскую беседу в свою работу.

Андрей Гайдиш, к.т.н. студент факультета когнитивной психологии и ведущий автор этого исследования, сказал, что результаты пришли как нельзя кстати, потому что они могут помочь улучшить условия удаленной работы.

«Сейчас обычный рабочий день — это собрать команду на виртуальную встречу, где есть очень четкая цель и задача, — сказал Гайдиш. «Вы не разговариваете с коллегами за их столом или в коридоре. Все структурировано, и все по существу является задачей в наши дни. Таким образом, это исследование подчеркивает важность, возможно, попытки выделить моменты в течение дня для неструктурированного общения в чате».

Именно в такие моменты взаимность творит свое волшебство. Как правило, когда сверстники работают вместе над задачей, требующей, чтобы один руководил другим, это создает естественный дисбаланс в разговоре, когда человек в роли лидера в конечном итоге говорит большую часть. Но если у участников также есть неструктурированное свободное время, человек, ведущий беседу на основе задач, может использовать возможность отказаться от своего вклада, по существу уступая эфирное время во время светской беседы другому участнику.

Это взаимность. Это помогает сбалансировать весы общего взаимодействия. И чем ближе участники подходят к достижению баланса, тем выше уровень их удовольствия будет связан с поставленной задачей.

Чтобы сделать это открытие, исследовательская группа, в которую входили Гайдиш, профессор психологии Джин Фокс Три и ожидаемая в 2021 году докторская степень. выпускник Тревор Д’Арси — проанализировал набор данных с открытым исходным кодом UC Santa Cruz под названием Artwalk Corpus. Это коллекция расшифровок эксперимента, в котором один человек в лаборатории был связан с другим с помощью видеозвонка и получил задание направить их на прогулку по центру города Санта-Крус, чтобы найти и сфотографировать паблик-арт.

Исследователи изучили стенограммы 69 разговоров на прогулке по искусству, чтобы определить как общение на основе задачи, так и общение вне ее. Затем они определили баланс вклада каждого участника, исходя из того, кто сказал больше слов или дольше говорил, для каждого типа общения. Сравнив их, они обнаружили взаимность. И когда они рассмотрели результаты опросов после участия, они обнаружили, что более сбалансированные разговоры с высоким уровнем взаимности приносили более высокий уровень удовольствия от задачи.

Эти результаты добавляют новое измерение к пониманию психологами важности сбалансированного общения в условиях сотрудничества. Предыдущее исследование профессора Джин Фокс Три, которая специализируется на психолингвистике, также показало, что дисбаланс в разговоре может иметь негативное влияние на выполнение задачи, ограничивая обратную связь и вовлеченность.

«Чтобы понять это, вы можете провести аналогию с классной комнатой», — сказал Лисий Три. «Получение обратной связи от класса говорит профессору, как они должны что-то объяснять, и это помогает всем в классе, а не только одному человеку, который задает вопрос».

Но самые эффективные стратегии для достижения этих преимуществ не всегда интуитивно понятны. Предыдущие исследования коммуникаций на основе задач показали, что если роли и динамика власти просто меняются во время задачи, человек, изначально назначенный на роль лидера, часто сохраняет тенденцию доминировать в разговоре. Взаимность показывает, что способ достижения баланса в настройках командной работы может заключаться не в переключении ролей, а в полном удалении ролей и нахождении времени для общения на личном уровне.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts