Беседа «Отчего бывают пожары» | Материал по ОБЖ:
Беседа «Отчего бывают пожары»
Цель. Дать воспитанникам понятие о пожарах, причинах их возникновения и возможных последствиях.
Задачи.
- Развитие познавательного интереса воспитанников, расширение кругозора знаний.
- Формирование поведения в соблюдении правил пожарной безопасности.
3. Привитие навыков осторожного обращения с огнем.
Оборудование: презентация.
Ход беседы:
— Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее, и вы узнаете, о чем будет наша беседа.
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)
— Сегодня мы с вами поговорим об огне.
— Скажите, ребята, огонь друг или враг человека? (ответы)
— «Огонек ведь он такой – и хороший и плохой: Он и светит, он и греет, и проказничать умеет!»
Огонь – давний друг человека. С его помощью мы совершаем множество полезных дел. На огне готовим пищу, согреваем дома, используем как украшение, когда зажигаем свечи, для освещения помещения. С помощью огня можно обрабатывать различные материалы (глину, металлы) и изготавливать из них оружие и орудия труда. Полезные свойства огня научились использовать люди таких профессий: сталевар, кочегар, кузнец, пекарь, стеклодув, электросварщик и др.
— Знают все: человек без огня, не живет ни единого дня.
При огне как при солнце светло! При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг: нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнем, он становится нашим врагом.
— При небрежном отношении огонь может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни. Такой огонь – ярко красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени всё время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым – это пожар.
— Что же такое пожар? Давайте попробуем дать определение пожара. (Дети дают варианты предполагаемых ответов)
— Чем пожар отличается от огня или костра? (Ответы)
— Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы? (люди получают ожоги, травмы, гибнут, сгорают дома, леса, страдают животные)
— Итак, пожар — это огонь, который вышел из-под власти человека, которым невозможно управлять. Пожар губит дома, леса, уничтожает другие предметы, приносит вред жизни и здоровью человека.
— Из-за чего возникают пожары?
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за невнимательного и неосторожного обращения с огнем, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков.
— Ребята, подумайте и скажите, из – за чего может возникнуть пожар в лесу, в поле? (Ответы детей)
— Чаще всего пожар возникает из-за неосторожного обращения с огнем. Чтобы этого избежать, нужно быть очень внимательным и осторожным: не оставлять в лесу горящий костер, не играть со спичками. Нужно обязательно засыпать его землей или залить водой.
-Сам костер не разжигай и другим не позволяй,
Даже крошка огонек от пожара недалек!
Каждый из вас знает ребята, что осенью падают листья. Взрослые их убирают. Да и вы помогаете им сгребать листья в кучу. Часто взрослые листья сжигают прямо у строений. – А, разве можно сжигать листья возле строений? (Ответы детей)
— Взрослые забывают об опасности, что приводит к пожару.
— Скажите ребята, из-за чего может возникнуть пожар в доме? (Ответы детей)
— Причиной возгорания часто служит неосторожное обращение с газовой плитой.
Нельзя оставлять открытым газ, сушить одежду над плитой. Запомните: если вы почувствовали запах газа, нельзя зажигать спичку или включать свет. Нужно немедленно проветрить комнату.
Возле газовой плиты расшалился – жди беды. Лучше даже и не стой перед газовой плитой!
— Частой причиной возгорания является оставленный без присмотра чайник.
Чайник все кипел, кипел и весь выкипеть успел
И от злости поволок черный дым под потолок!
Не оставляйте без присмотра чайник на плите.
— Часто причиной пожара являются не выключенные электроприборы – утюги, телевизоры, печи, светильники. Часто люди используют неисправные электроприборы, что также приводит к пожару.
Говорил я долго маме: «Ты утюг неси в починку!» Мама, как дитя упряма, Гладить принялась простынку. Вдруг звонок по телефону… Долго мама говорит, А утюг уж перегрелся, От простынки дым валит.
— Плохая электропроводка или слишком много включенных через тройник электроприборов может привести к возгоранию розетки.
Кто науку изучает, так приборы не включает. Перегретая розетка, загорается нередко!
Запомните: если загорелись электроприборы, их нельзя тушить водой.
— На Новый год мы стараемся красиво нарядить елку. Но помните, ни в коем случае нельзя зажигать на ней свечи, так как иголки нашей лесной красавицы очень хорошо и быстро горят. Опасно украшать елку легкогорючими игрушками, ватой, зажигать вблизи нее бенгальские огни. Из-за неосторожного обращения с бенгальскими огнями, гирляндами, свечами случаются пожар.
Чтоб огнем не вспыхнуть елке, На зеленые иголки Вы не вешайте хлопушки И горючие игрушки. А в огнях бенгальских жар, Значит, может быть пожар.
— Детская шалость со спичками — это одна из наиболее распространенных причин пожаров. Вы дети играете со спичками, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» без разрешения взрослых, затеваете опасные игры с огнем, не думаете о последствиях.
Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен. Дети, помните о том, Что нельзя шутить с огнем.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:
1. Не играйте со спичками и следите, чтобы не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
5. Не оставляйте открытым газ, не сушите вещи над газовой плитой, не оставляйте включенный чайник на плите без присмотра – это может привести к пожару.
6. Не оставляйте не затушенных костров — это может привести к пожару.
7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.
8. Не украшайте елку легкогорючими игрушками, ватой, не зажигайте вблизи нее бенгальские огни. Из-за неосторожного обращения с бенгальскими огнями, гирляндами, свечами случается пожар.
Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.
— Что нужно делать, если пожар все-таки начался? (Ответы детей)
Запомните следующие правила:
1. Если огонь небольшой, можно сразу его затушить, используя одеяло, пальто, воду, песок, огнетушитель.
2. Если пожар не удалось затушить, нужно немедленно покинуть помещение и отойти на безопасное место. А также вывести из дома младших братьев и сестер.
3. Обязательно закрыть дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но и погасить огонь. Если, конечно окна в комнате закрыты.
4. При возникновении пожара выключите электричество и газ.
5. Не прячьтесь под кровать, в шкаф или в ванную.
6. Как можно быстрее позовите взрослых на помощь.
7. Позвоните по телефону в пожарную часть.
Дым несет такую же опасность при пожаре, как огонь.
1. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову тряпкой и выходить, пригнувшись.
2. При сильном дыме дышите через намоченную ткань.
3. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу – внизу меньше дыма.
О пожаре услыхал – скорее об этом дай сигнал. Смело трубку в руки взять «01» сумей набрать! И назвать еще потом город, улицу и дом. И квартиру, где живете и с каким она замком и еще сказать: «Даю Вам фамилию свою, также номер телефона, у которого стою»
— Ребята, кто тушит пожары? (Ответы)
– Пожарные — это героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Они постоянно подвергают свою жизнь опасности.
— А сейчас я вам зачитаю ситуации о том, как вызывали пожарных ваши ровесники. Вы должны определить, правильно ли ребята вызывали пожарных, и найти их ошибки.
1- я ситуация:
— Лида: «Ой, у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»
2 – я ситуация:
— Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на Сиреневую улицу».
3 – я ситуация:
— Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире по адресу Центральная улица дом 5, квартира 35 начался пожар. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»
— Как вы считаете, куда смогут приехать пожарные? — Почему? – В чём ошиблись другие ребята?
— Бывают такие случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.
— Давайте подведем итог беседы.
— Перечислите причины пожаров. — Какие правила нужно соблюдать во время пожара? — Как нужно правильно вызвать пожарную службу по телефону?
— Я надеюсь, что сегодняшняя беседа пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды.
Интернет – ресурсы:
https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/pozhary-prichiny-vozniknovieniia-pozharov
https://ped-kopilka. ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-prichiny-vozniknovenija-pozhara-5-klas.html
https://uchitelya.com/obzh/49531-zanyatie-prichina-vozniknoveniya-pozhara.html
Беседа: «Как много интересного бывает зимой»
Цели:
- Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир.
- Развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.
- Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.
Материал: Иллюстрации о зиме, картинки с изображениями зимующих птиц, животных в зимнее время.
Коррекционные задачи:
- Развитие познавательных интересов (наблюдательность, любознательность) и мыслительных операций (обобщение, сравнение, анализ).
- Развитие навыков связной речи, развитие слухового восприятия и внимания, коррекция эмоционально – волевой сферы.
Предварительная работа: загадки, пословицы о зиме, чтение стихов о зиме.
Словарная работа: зима, зимующие птицы, снег, лед, спячка, берлога, запасы.
Модели: Строение дерева, погодные явления зимой, снег, лед, приспособление животных к зиме.
Ход:
Педагог: Ребята, я встретила Незнайку, он шел в одних трусиках загорать. Наверное он не знает о зиме. Давайте расскажем ему. Как вы узнали, что на улице зима?
Дети: Зимой на улице снег и лёд.
Педагог: Чтобы не забыть нам ничего, поставим схему. (Ставит карточки «снежинки» и «вода»). Почему летом тепло, а зимой холодно?
Дети: Солнце плохо греет, дает мало света и тепла.
Педагог: Какая земля зимой? (Землю покрывает снег). Растут ли цветы? Почему цветы не растут зимой?
Дети: Земля мерзнет, им не высосать корешками влагу.
Педагог: А стебель может жить зимой?
Дети: Стебель замерзает.
Педагог: А может ли цветок дышать холодным воздухом?
Дети: Если убрать стебель, то листья не смогут дышать.
Педагог: А может быть цветок без корня, стебля, листьев?
Незнайка: Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?
Педагог: Давайте объясним Незнайке, так ли это?
Дети: Зимой деревья спят.
Педагог: Корни деревьев впитывают воду?
Дети: Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой. Она защищает от холода.
Педагог: А почему деревья сбрасывают на зиму листья?
Дети: Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтомулистья опадают.
Незнайка: Зимой нет птиц, поэтому скучно. (Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих птиц).
Незнайка: Я знаю, скворец остался.
Педагог: Прав ли Незнайка? А почему скворец не может остаться?
Дети: Он питается насекомыми, а насекомых зимой нет.
Педагог: А где же зимуют насекомые?
Дети: Насекомые зимой прячутся под кору.
Педагог: Какие птицы остаются зимой? Давайте расставим птиц и расскажем о них.
Утки могут зимовать? Почему? Чем они питаются? А куры зимуют? Кто куриц кормит? А дятел улетает в теплые края или зимует? Чем он питается?
Дети: Дятел улетает в более теплые края на Украину, в Белоруссию.
Педагог: Незнайка говорит, что про птиц он все понял.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Как головою между листвою Движения головой вверх-вних.
Дятел деревья долбит?
Как на рыбалку и вперевалку Бег на месте с разведением рук в стороны.
Гусь за гусыней бежит?
Как удивились, остановились Наклон вперед, руки назад.
Гуси у самой реки?
Воду попили, крылья раскрыли Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз.
И потихоньку пошли.
Педагог: А звери все, наверное, убегают в Африку? Как животные приспосабливаются?
Дети: Звери зимой остаются, но они приспосабливаются. Меняют окраску, впадают в спячку и т.д.
Педагог: А почему животные впадают в спячку?
Дети: потому что голодно и холодно.
Педагог: Почему животные голодают? (Например медведь. Он ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося.)
Дети: потому что он спит в берлоге, и зимой такой еды нет.
Незнайка: Я знаю, что рыбы зимуют в аквариуме.
Педагог: Прав ли Незнайка?
Дети: Рыбы зимой засыпают. Холодно, лед, поэтому рыбы зарываются в ил.
Незнайка: А люди зимой спят?
Педагог: Давайте объясним Незнайке, как люди переносят зиму?
Дети: Люди тепло одеваются.
Педагог: А что люди зимой едят?
Дети: Покупают в магазине продукты, делают запасы на зиму.
Незнайка: Хорошо, значит, у людей забот нет?
Дети: Люди расчищают снег, ходят на работу, подкармливают зверей и птиц.
Незнайка: Ох, как много забот. Значит, люди не любят зиму? Так ли это?
Дети: Нет, зимой нам весело, можно лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.
Педагог: Во что мы любим играть зимой?
Дидактическая игра «Зимние забавы» (Дети отбирают картинки).
А вы хотите, чтобы зима была всегда?
Дети: Нет, летом можно купаться, загорать.
Педагог: Ребята, представьте на минуту, что зима будет постоянно. Что тогда будет?
Дети: Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут.
Педагог: И все-таки так замечательно зимой!
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А.Фет)
Какой у нас разговор? — Исаак Джеффрис
Отличный способ выглядеть ослом — неправильно понять, о каком разговоре вы говорите.
Когда кто-то приходит, чтобы «пропустить что-то мимо вас», он не всегда ищет прямое и честное мнение.
Возможно, им просто нужна проверка.
Если вы затем выскажете им прямое честное мнение, вы плохо себя покажете, даже если ваше сердце было в правильном месте.
Я видел это постоянно; Я определенно ошибался в первые несколько лет своей карьеры.
Один полезный прием, который я выучил, — это вопрос 30-90:
Когда кто-то приходит спросить ваше мнение о презентации, которую он собирается провести, спросите его, готов ли он на 30% или на 90%.
Если это 30%, то они, вероятно, хотят проверить, говорят ли они на правильную тему или используют правильный стиль презентации.
Не пытайтесь критиковать их позу или грамматику, это не главное.
Если это 90 %, им может понадобиться совет, какие части разговора имели наибольший смысл, или насколько хорошо они спрятали свои карточки-подсказки.
Может быть, вы можете сказать им, какие части нужно удлинить или укоротить.
Чего они не хотят слышать, так это вашего предложения по другой теме или того, что им следует вернуться к чертежной доске, на это нет времени.
«Но Исаак, разве моя работа как друга не состоит в том, чтобы помогать им изо всех сил?»
Нет, это не так.
Ваша задача — дать им совет, который можно реализовать, который решит их самую насущную проблему.
С вами определенно случалось такое, когда кто-то подрывал вас, пытаясь быть «полезным».
Лучший совет, который я услышал, был получен на одном из семинаров по фасилитации полковника Дати (Кол ведет отличный блог на colduthie.com).
Он объяснил систему под названием «Рассказывай, продавай, тестируй, консультируйся, совместно создавай», и это блестяще.
Идея состоит в том, что на работе есть пять типов официальных разговоров, и вы всегда должны знать, в каком из них вы находитесь. или требуется ввод.
напр. «22 декабря у нас Рождественская вечеринка, всем нужно быть там»
Продать : Решение принято, и теперь оратор хочет, чтобы аудитория поддержала его.
Напр. «Мы решили создать беговую группу перед работой, присоединяйтесь к нам, мы будем мотивировать друг друга!»
Тест : Решение почти принято, но спикер хочет проверить, сработает ли оно.
напр. «Если бы мы создали новую версию нашего продукта для людей вашего возраста, как вы думаете, они бы ее купили?»
Проконсультируйтесь : Кто-то хочет, чтобы вы участвовали в решении, которое они принимают, или в проблеме, с которой они столкнулись. Например. «Как вы думаете, как мы могли бы увеличить наши продажи в следующие три месяца?»
Совместное творчество : Спикер хочет начать новый проект с нуля, с вами в качестве партнера.
напр. «Давайте сделаем что-нибудь классное, что увеличит посещаемость нашего сайта»
Проблемы возникают, когда вы неправильно понимаете ситуацию.
Когда кто-то говорит: «Наш новый продукт выходит на следующей неделе», сейчас не время высказывать свое мнение о том, какой другой продукт им следовало бы выбрать.
Это бесполезно.
И наоборот, когда кто-то говорит: «Что мы можем сделать, чтобы поднять боевой дух?», не пожимайте плечами и не говорите, что согласитесь со всем, что они думают.
Это тоже бесполезно.
Это относится и к обратному.
Прежде чем начать говорить, спросите себя, какой тип разговора вы хотите завязать.
На самом деле, в моем офисе мы часто заранее заявляем: «Это разговор (рассказать, протестировать или совместно создать)…», чтобы все были на одной волне.
На удивление не неловко, и это означает, что никто не вмешивается в это.
Иногда уместно бросить вызов тому типу разговора, в котором вы участвуете.
Это требует от вас хороших отношений с говорящим, и вы должны быть готовы принять ответ, который получите.
Ваша храбрость здесь может предотвратить плохое решение или навлечь на вас неприятности.
Следуйте своему чутью.
Прежде всего, если вы подумаете, прежде чем сказать, у вас будет больше шансов быть полезным и меньше шансов выйти за рамки допустимого.
Какие у вас разговоры?
Разговоры, которые стоит иметь: использование оценочного запроса для обеспечения продуктивного и значимого взаимодействия,
Джеки Ставрос и Чери Торрес классифицируют четыре различных типа разговоров. Все взаимодействия либо добавляют ценность, либо обесценивают людей и ситуации, И все разговоры основаны либо на запросах, либо на утверждениях. Когда ваши вопросы обесценивают человека или ситуацию, их иногда называют «критическими разговорами», если вы говорите и обесцениваете других. Их называют «деструктивными». Критические и деструктивные разговоры вызывают ответную реакцию на угрозу (об этом говорилось ранее в этом месяце в части 1). Воздействие таких разговоров может длиться долго, даже после того, как кортизол покинет организм. Почему? Наша память хранит наш опыт; человек признается небезопасным, и это воспоминание какое-то время будет мешать совместной работе. Утвердительный разговор Деструктивный разговорКогда в разговоре вы говорите и добавляете ценности, эти утвердительные разговоры признают сильные стороны, дополняют хорошо выполненную работу или защищают кого-то или что-то. Вы делаете это, конкретизируя ценность и ценностный потенциал человека или действий. Если вы задаете рефлексивные вопросы, вы добавляете ценность или создаете ценность, предполагая положительное намерение в отношении того, что человек хочет делать, что он намерен делать и уже разрабатывает, как это сделать.
По мере того, как вы «слушаете» (ваши основные навыки слушания и перефразирования), вы позитивно формулируете и задаете генеративные вопросы, которые стимулируют мышление и возможности. Когда вы слушаете, вы формируете свое слушание и вопросы от того, чего они не хотят, до того, что они делают.