Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.
Асоциальное поведение — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности:
· несдержанность и агрессивность;
· склонность к межличностным конфликтам;
· упрямство;
· нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения;
· трудности социальной адаптации.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства.
— В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психологами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:
· имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
· пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
· во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
· нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
· имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.
Профилактические мероприятия
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. По этой причине борьба с прогулами включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу — одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
· потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
· озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
· потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
· готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек в МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школе привлекаются не только специалисты (медики, наркологи, психологи, спортсмены), но и широко используется детский потенциал. В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия:
Ø беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
Ø беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
Ø встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
Ø «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах с детьми, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, педагогами обращается внимание на такие проблемы, как:
· преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
· милосердие, доброта и здоровье;
· природа и здоровье;
· любовь и здоровье;
· здоровье и успешная карьера;
· мода и здоровье;
· фигура и здоровье;
· спорт и здоровье;
· компьютерные игры и здоровье;
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях родители информируются об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. В школе реализуется программа по ранней профилактике наркомании и токсикомании. В этом направлении школа работает совместно с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!
Беседы о девиантном поведении | Музей истории подводных сил России имени А.И. Маринеско
Беседа 1. Что такое девиантное поведение?
В период летних каникул, когда у детей и подростков появляется больше свободного времени, увеличивается риск вовлечения их в сообщества, пропагандирующие суицидальное или травмоопасное поведение. Сотрудники нашего музея, также, как и родители, обеспокоены участившимися несчастными случаями, спровоцированными подстрекателями, которые удалённо модерируют такие сообщества в социальных сетях. Именно поэтому вниманию наших подписчиков предлагается серия бесед, связанных с девиантным поведением и возможностями его предотвращения.
_____________________________________________
Усвоение социальных норм происходит в процессе социализации. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.
Социальные нормы бывают двух основных видов: формальные, то есть зафиксированные в конституции, уголовном праве и других законах, соблюдение которых гарантируется государством; неформальные, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства, они закреплены традициями, обычаями, этикетом, представлениями о приличиях.
Исходя из этого деления, девиантное поведение также бывает двух видов:
– делинквентное, или противоправное поведение — нарушение формальных норм;
– собственно девиантное поведение — нарушение неформальных норм.
По степени устойчивости отклонения девиантное поведение характеризуется следующим образом:
– первичная девиация — случай, когда нарушение норм не воспринимается ближайшим социальным окружением человека как серьезное отклонение, и девиант все еще социализирован в свою первичную группу.
– вторичная девиация — ситуация, когда нарушения уже не прощаются, и окружающая социальная группа или официальные организации официально признают человека девиантом и определенным образом реагируют на его действия.
По количеству участников нарушения различаются:
– индивидуальная девиация, то есть отклонение от норм поведения одного человека;
– групповая девиация, то есть коллективное нарушение норм определенной социальной группой, создавшей свою субкультуру и конфликтующей с обществом в целом.
По социальным последствиям определяются:
– отрицательная девиация, например, асоциальное, деструктивное, противоправное поведение;
– положительная девиация, например, активная творческая деятельность, научные изыскания.
По форме девиантное поведение проявляется как:
– поступок, то есть одномоментное действие;
– деятельность, то есть постоянное занятие;
– образ жизни, когда девиация охватывает все сферы деятельности человека или группы.
Обобщая характеристику понятия девиации, можно привести расширенное определение данного явления: девиантное поведение — поступок, действие человека, не соответствующее фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
Детское/подростковое развитие, девиантность и насилие – DBFA 615
Детское/подростковое развитие, девиантность и насилие – DBFA 615
CG • Раздел 8WK • 08.11.2019 – 16.04.2020 • Изменено 27.09.2022
Описание курса
Этот курс исследует фундаментальные теоретические модели, объясняя вопросы и проблемы, связанные с развитием детей и подростков. Внимание уделяется взглядам как ребенка, так и родителя с упором на эффективное вмешательство на семейном и социологическом уровнях. Информированный теорией систем и эмпирически подкрепленными подходами к лечению, учащийся будет высоко ценить континуум ухода в различных церковных и профессиональных условиях.
Информацию о предварительных требованиях для этого курса см. в Академическом каталоге курсов.
Обоснование
Можно привести веские доводы в пользу того, что дети и подростки подвергаются большему риску, чем в предыдущих поколениях, о чем свидетельствуют поведенческие тенденции, несовместимые с правовыми и моральными структурами общества. Рассматривать это состояние только с моральной точки зрения означает упускать из виду основные мотивы и факторы, которые при правильном понимании создают основу для более эффективного лечебного клинического, социологического и политического вмешательства. Студенты будут иметь возможность затронуть эти вопросы посредством вводного изучения научных исследований, актуальных в последние годы, не теряя при этом своей признательности за ранние усилия в области психологии, семейных исследований и религиозной веры. Включение тематических исследований дает учащимся возможность участвовать в непрерывном процессе ухода, от оценки до планирования лечения и стратегического вмешательства, в рамках уникальности их собственных будущих соответствующих социальных условий обслуживания.
Задание по курсу
Чтение учебников и презентации лекций/заметки
Контрольный список требований к курсу
После прочтения программы курса и ожиданий учащихся студент должен заполнить соответствующий контрольный список в обзоре курса.
Обсуждения (4)
Каждое Обсуждение требует, чтобы учащийся ответил на вопросы, содержащие не менее 400 слов, исходя из чтения этого конкретного модуля (работы доктора Добсона и/или основной текст), а также видео/аудио содержание. Студент должен будет опубликовать не менее двух (2) ответов по 200 слов каждый в обсуждениях других студентов.
Задания для повторения 4-MAT (2)
Система повторения 4-MAT представляет собой способ реагирования на чтение, лекции и жизненный опыт, требующий от учащегося взаимодействия с новыми идеями на нескольких уровнях. Каждый из 2 обязательных документов должен включать титульный лист, сноски/цитаты, подзаголовки, нумерацию страниц и библиографию/справочную страницу. Первый обзор 4-MAT будет по тексту Добсона, а второй обзор 4-MAT будет по тексту Микера.
Задания на просмотр фильмов (2)
Учащийся напишет рецензию на 2–3 страницы, в которой основное внимание будет уделено фильму, являющемуся примером культурной битвы за сердца и умы современных детей и подростков (это может включать этиологические факторы, окружающие волевые, агрессивные, агрессивное поведение у детей и подростков). Используйте формат Canvas при заполнении своих обзоров фильмов — включите заголовки ниже в каждый из ваших обзоров.
Задания для исследовательской работы (3)
Учащийся напишет исследовательскую работу, посвященную общей теме девиантности и насилия применительно к развитию ребенка/подростка. В исследовательской работе в первую очередь обсуждаются стратегии оценки и лечения, а также проактивные родительские вмешательства, и он может быть сосредоточен на любой из следующих проблем:
- Оппозиционно-вызывающее расстройство
- Взрывоопасные дети
- Расстройство поведения
- Сексуальная зависимость у детей/подростков
- Запугивание
- СДВГ
- (Другие темы с разрешения преподавателя)
Задание на исследовательскую работу должно быть не менее 10 страниц (не включая титульный лист и страницу с ссылками) и соответствовать рекомендациям APA, с не менее чем 5 вспомогательными источниками, включая исследовательские/журнальные статьи. . Статья должна заканчиваться соответствующим заключением, в котором обобщаются основные наблюдения исследования и предложения по дополнительному изучению темы
Исследовательская работа: Часть 1 – Тема Задание
Тема . Отправьте тему с обоснованием из 300 слов, в котором подробно описывается, почему тема имеет отношение к курсу и ее применению в нынешней семье, вере и будущем. Включите не менее пяти вспомогательных источников.
Исследовательская работа: часть 2. План задания
Схема . Отправьте план исследовательской работы, следуя элементам, изложенным в разделе общих инструкций.
Исследовательская работа: Часть 3 – Окончательное задание
Окончательная подача – Подать хорошо структурированную исследовательскую работу по выбранной теме, следуя элементам, изложенным в разделе общих инструкций.
Расстройство поведения | Johns Hopkins Medicine
Что такое расстройство поведения у детей?
Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение. Он или она может игнорировать основные социальные стандарты и правила. Он или она может также:
- Быть безответственным
- Пропускать школу или убегать (делинквентное поведение)
- Воруть или совершать другие действия, нарушающие права других
- Наносить физический вред животным или другим людям, например совершать нападения или изнасилования происходить вместе. Но один или несколько могут происходить без других.
Что вызывает расстройство поведения у ребенка?
Эксперты считают, что многие факторы играют роль в нарушении поведения. Это:
- Повреждение головного мозга
- Травматическое событие
- Гены
- Жестокое обращение с детьми
- Прошлая школьная неудача
- Социальные проблемы
Некоторые дети с нарушениями поведения, похоже, имеют проблемы в лобных долях мозга. Это мешает ребенку планировать, держаться подальше от вреда и учиться на негативном опыте.
Некоторые эксперты считают, что ряд травмирующих переживаний приводит к тому, что у ребенка развивается расстройство поведения. Затем эти переживания часто приводят к депрессивному настроению, проблемам с поведением и вовлечению в девиантную группу сверстников.
Какие дети подвержены риску расстройства поведения?
Расстройство поведения чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Он также с большей вероятностью развивается у детей или подростков из семей, которые:
- Неблагополучные
- Дисфункциональные
- Дезорганизованные
Дети с этими проблемами психического здоровья также чаще страдают расстройствами поведения:
- или тревожные расстройства
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Злоупотребление психоактивными веществами
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
- Проблемы с обучением
Дети или подростки, которые считаются людьми с трудным темпераментом, более склонны к развитию проблем с поведением.
Каковы симптомы расстройства поведения у ребенка?
Большинство симптомов, наблюдаемых у детей с расстройством поведения, иногда возникают и у детей без этой проблемы. Но у детей с расстройством эти симптомы возникают чаще. Они также мешают обучению, приспособлению к школе, а иногда и отношениям ребенка.
Симптомы у каждого ребенка могут различаться. Но есть 4 основные группы поведения:
Агрессивное поведение
- Запугивание
- Запугивание
- Физические драки
- Жестокое обращение с другими людьми или животными
- Использование оружия 5
Деструктивное поведение
- Умышленное уничтожение имущества (вандализм)
- Поджог
Обман
- Ложь
- Кража
- Круса в магазине
- ПЕРЕДАЧИ
Нарушение правил или соответствующих возрастных норм 9005
- .
Эти симптомы могут выглядеть как другие проблемы с психическим здоровьем. Убедитесь, что ваш ребенок посещает своего лечащего врача для постановки диагноза.
Как диагностируется расстройство поведения у ребенка?
Детский психиатр или квалифицированный специалист по психическому здоровью может диагностировать расстройство поведения. Он или она будет говорить с родителями и учителями о поведении ребенка и может наблюдать за ребенком. В некоторых случаях вашему ребенку может потребоваться проверка психического здоровья.
Если вы заметили симптомы расстройства поведения у вашего ребенка или подростка, вы можете помочь, обратившись за диагнозом прямо сейчас. Раннее лечение часто может предотвратить будущие проблемы.
Как лечить расстройство поведения у ребенка?
Лечение будет зависеть от симптомов, возраста и общего состояния здоровья вашего ребенка. Это также будет зависеть от того, насколько тяжелым является состояние.
Лечение расстройств поведения может включать:
- Когнитивно-поведенческую терапию. Ребенок учится лучше решать проблемы, общаться и справляться со стрессом. Он или она также учится контролировать импульсы и гнев.
- Семейная терапия. Эта терапия помогает изменить семью. Это улучшает коммуникативные навыки и взаимодействие в семье.
- Групповая терапия. Ребенок лучше развивает социальные и межличностные навыки.
- Лекарства. Они не часто используются для лечения расстройств поведения. Но они могут понадобиться ребенку при других симптомах или расстройствах, таких как СДВГ.
Как я могу помочь предотвратить расстройство поведения у моего ребенка?
Эксперты точно не знают, почему у некоторых детей развивается расстройство поведения. Могут быть задействованы такие вещи, как травматический опыт, социальные проблемы и биологические факторы. Чтобы снизить риск этого расстройства, родители могут научиться позитивным стратегиям воспитания. Это может помочь создать более близкие отношения между родителями и детьми. Это также может создать безопасную и стабильную домашнюю жизнь для ребенка.
Как я могу помочь моему ребенку жить с расстройством поведения?
Своевременное лечение вашего ребенка часто может предотвратить будущие проблемы. Вот что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку:
- Приходить на все приемы к лечащему врачу вашего ребенка.
- При необходимости примите участие в семейной терапии.
- Поговорите с поставщиком медицинских услуг вашего ребенка о других поставщиках услуг, которые будут участвовать в уходе за вашим ребенком. Ваш ребенок может получать помощь от группы, в которую могут входить консультанты, терапевты, социальные работники, психологи и психиатры. Группа ухода за вашим ребенком будет зависеть от его или ее потребностей и серьезности расстройства.
- Расскажите другим о расстройстве поведения вашего ребенка. Работайте со своим поставщиком медицинских услуг и школами, чтобы разработать план лечения.
- Обратитесь за поддержкой. Может оказаться полезным общение с другими родителями, у которых есть ребенок с расстройством поведения. Если вы чувствуете себя подавленным или напряженным, поговорите со своим лечащим врачом о группе поддержки для лиц, осуществляющих уход за детьми с расстройством поведения.
Когда мне следует звонить лечащему врачу моего ребенка?
Немедленно позвоните своему лечащему врачу, если ваш ребенок:
- Чувствует крайнюю депрессию, страх, тревогу или гнев по отношению к себе или другим
- Чувствует себя неконтролируемым
- Слышит голоса, которые другие не слышат
- Видит вещи, которые другие не видят
- Не может спать или есть в течение 3 дней подряд
- Демонстрирует поведение, которое касается друзей, семьи или учителей, и другие люди выражают беспокойство по поводу такого поведения и просят вас обратиться за помощью
Позвоните по номеру 911 , если у вашего ребенка есть мысли о самоубийстве, план самоубийства и средства для его реализации.
Ключевые моменты о расстройстве поведения у детей
- Расстройство поведения — это тип расстройства поведения. Это когда у ребенка асоциальное поведение.
- Определенную роль могут играть как генетические факторы, так и факторы окружающей среды.
- Дети с другими проблемами психического здоровья чаще страдают этим расстройством.
- Симптомы делятся на 4 основные группы. Это агрессия, разрушение, обман и нарушение правил.
- Терапия, которая помогает ребенку лучше взаимодействовать с другими людьми, является основным методом лечения. Лекарства могут быть необходимы для других проблем, таких как СДВГ.
Дальнейшие действия
Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от визита к поставщику медицинских услуг вашего ребенка:
- Знайте причину визита и то, что вы хотите, чтобы произошло.
- Перед посещением запишите вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
- При посещении запишите название нового диагноза и любые новые лекарства, методы лечения или тесты.