Бессознание это в психологии: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ • Большая российская энциклопедия

Бессознательное | это… Что такое Бессознательное?

Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Содержание

  • 1 Несколько основных классов проявлений бессознательного
  • 2 История
  • 3 Бессознательное в работах Фрейда
  • 4 Бессознательное в работах Юнга
  • 5 Бессознательное в работах Лакана
  • 6 Бессознательное в исследованиях советской школы
  • 7 См. также
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Несколько основных классов проявлений бессознательного

  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

История

Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Б. как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Бессознательное в работах Фрейда

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений[прояснить]. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах Юнга

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.

Бессознательное в работах Лакана

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в исследованиях советской школы

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

См. также

  • Психоанализ
  • Зигмунд Фрейд
  • Жак Лакан
  • Анализант
  • Проработка
  • Установка (психология) и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности (по Узнадзе)
  • Предсознание
  • Подсознание
  • Дежавю
  • Нейролингвистическое программирование
  • Реклама
  • Международная лакановская ассоциация
  • Школа лакановского психоанализа
  • Основное правило психоанализа

Литература

  • Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 25-38.
  • Фрейд З. Бессознательное (1915)/ Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • «Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений», Москва «Просвещение», 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59) М.: Логос/Гнозис, 2002.
  • Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / Составители: И.Айзенбах-Штангль, М.Эртль / Перевод с немецкого А. В. Логинова, научная редакция О. Б. Кетовой. — М.: Издательство Verte, 2009. — 232 с (Серия «Профессия: консультант») // ISBN 978-5-903631-05-6
  • А. Зачепицкий, Б. Д. Карвасарский. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль», сост. В. М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994.
  • Роберт Т. Кэррол. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions.  — М.: «Диалектика», 2005. — С. 67-68. — ISBN 5-8459-0830-2
  • Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности
  • Щербатых Ю. В. Общая психология.(Понятие о бессознательном). -СПб.:Питер,2006.- С. 191—197

Ссылки

  • Бессознательное. Сборник статей (В. П. Зинченко, М. К. Мамардашвили. Изучение высших психических функций и категория бессознательного; М. Анри. Значение понятия бессознательного для познания человека; В. В. Иванов. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество; В. Н. Цапкин. Семиотический подход к проблеме бессознательного.)
  • Бессознательное в психоанализе / Словарь Лакановского психоанализа (2008)
  • Бессознательное — это не то, что вы думаете. Лекция Дмитрия Ольшанского в Институте клинической медицины и социальной работы, 26 февраля 2009
  • Савельев А. В. Аспекты возможности сознательного моделирования бессознательного в искусственных социумах //журнал «Искусственные общества», 2009, Т. 4, № 1-4, I-IV квартал. М.: Лаборатория искусственных обществ, www.artsoc.ru

Бессознательное это (в психологии)

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил Зигмунд Фрейд, он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил Юнг, Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное).

Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию гипноза, когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию.
А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и галлюцинации. Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между инстинктами и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом архетипами.

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за интуицию, вдохновение, героические устремления, альтруизм, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Эрих Фромм предложил термин «социальное бессознательное» для тех мыслей и чувств, которые сама культура определенного общества предпочитает не допускать к осознанию. Фромм, как и Юнг, полагал, что принципы работы бессознательного не позволяют проникнуть к нему интеллектуально, поэтому требуется переживание. Оно образно, размыто, его содержание – символы или ощущения и чувства.

Адаптивность

Общая характеристика бессознательного современными психологами созвучна формулировкам Фрейда, Юнга и вообще неофрейдистов. Бион в 1970 году подчеркивал, что «рассудок – это всего лишь раб эмоций», существующий для их рационализации. До него и после него эту мысль в тех или иных вариантах повторяли довольно часто.

Сознательное и бессознательное в поведении человека проявить сложно. Структура сознания включает в себя переживания, эмоции, чувства, волю, мышление, познание, отношение к окружающему миру, рефлексию. Эмоции и мысли могут быть сознательными, но преграда возникает тогда, когда начинает задаваться вопрос: «Почему на этот стимул такая мысль/эмоция?» Именно здесь скрывается бессознательное и делает свою огромную работу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Психологическая защита — это

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это инсайт, как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Аутентичность — это

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Передовая статья: Переходы между сознанием и бессознательным

За последние годы в попытке понять сознание и его нейронные основы было получено большое количество экспериментальных данных. В этом отношении особый интерес вызывает попытка провести различие между сознательным опытом и бессознательными состояниями, которые, тем не менее, все еще могут рассматриваться как ментальные состояния (например, в силу их репрезентативной природы). Это, конечно, неспроста. Глубокое понимание того, что специфически характеризует состояния сознания, включая нейронные корреляты и когнитивные функции, может иметь решающее значение для понимания связи между опытом и физическим миром. Тем не менее, этот вопрос исторически оспаривался тем фактом, что сознание доступно только от первого лица, а не другим людям, включая ученых. Различные методологические традиции и выборы привели к совершенно разному пониманию того, как соотносятся сознательные и бессознательные состояния (например, Роткирх и Гессельманн, эта тема исследования), и разнообразная эмпирическая работа вдохновлялась и направлялась различными когнитивными и нейробиологическими теориями сознания. К самым разнообразным точкам зрения относятся такие разные позиции, как представление о том, что бессознательные состояния связаны с теми же функциональными характеристиками, что и сознательные состояния (например, Hassin, 2013), и представление о том, что никакое информационное состояние, доступное для действия, не может быть полностью бессознательным. Overgaard and Mogensen, 2014, 2015).

Тема исследования «Переходы между сознанием и бессознательным», таким образом, посвящена этому конкретному вопросу, как понять отношение и переход между сознанием и бессознательным. Он включает в себя 18 статей различного происхождения, в том числе оригинальные исследования, а также обзоры и комментарии, что говорит о многогранности исследований в этой области. Далее мы дадим краткий обзор каждого вклада.

Один из самых привлекательных вопросов в области исследования сознания: могут ли стимулы, которые наблюдатель не может сознательно воспринять, тем не менее влиять на поведение наблюдателя, и если да, то в какой степени. Четыре представления по теме исследования подошли к этому увлекательному вопросу, сосредоточив внимание на различных процессах и поведенческих результатах. Одним из плодотворных подходов к изучению вышеупомянутых бессознательных влияний является замаскированный прайминг. Прайминг относится к наблюдению, что на реакцию на целевой стимул может повлиять представление нерелевантного основного стимула до целевого. В частности, при маскированном прайминге первичный стимул не воспринимается сознательно. На основе этой парадигмы Goller et al. исследовал аффективное прайминг, указав, что несоответствие между праймом и целью влечет за собой отрицательную оценку нейтрального символа, следующего за целью. Авторы заметили, что такие аффективные прайминг-эффекты были сильнее для бессознательных, чем для сознательных праймов, что они интерпретировали как неправильное приписывание неконгруэнтности первичной цели несвязанному нейтральному символу. В том же духе Халид и Ансорж использовали замаскированный прайминг для изучения подсознательной обработки лиц, выражающих отвращение. Используя лица с фильтрами нижних и верхних частот в качестве первичных стимулов, авторы намеревались определить потенциальное подкорковое происхождение эффекта прайминга. Удивительно, однако, они обнаружили обратный эффект запуска, так что конгруэнтность основной цели приводила к более медленному времени реакции. Этот эффект был дополнительно ограничен условиями, в которых внимание было отвлечено от главного. Это указывает на уникальный бессознательный эффект отвратительных лиц, который, по-видимому, не зависит от подкорковых путей. Изучая также влияние подсознательных выражений лица, Винкельман и Гоголушко сосредоточились на другом поведенческом результате «более высокого уровня», а именно на потреблении напитка. При положительном выражении лица участники, как правило, потребляли больше, чем при отрицательном выражении лица. Этот эффект наблюдался для над- и подсознательных простых чисел и ограничивался графическими простыми числами (по сравнению со словами). Наконец, Рух и соавт. может показать, что подсознательно представленная информация также может влиять на принятие решений. На первом этапе лица подсознательно представлялись вместе с написанными высоко- или низкооплачиваемыми профессиями. Эти лица были снова представлены во второй фазе, на этот раз сверхлиминально и либо с конгруэнтными, либо с неконгруэнтными занятиями по сравнению с первой презентацией. Более поздняя фаза припоминания показала, что как предыдущая суб-, так и надпороговая информация повлияла на решение участников о доходах изображенного человека.

Еще один актуальный вопрос в области исследования сознания заключается в том, как стимулы получают доступ к осознанию и, в частности, как определенные атрибуты стимула облегчают этот процесс. Основываясь на предыдущих выводах, указывающих на специфичную для полушария обработку пространственных частот, Пьяцца и Сильвер решили проверить, различается ли понимание информации о пространственных частотах между двумя полушариями. Используя бинокулярное соперничество, чтобы подойти к этому вопросу, авторы демонстрируют, что классификация зрительной системой высоких и низких пространственных частот и, следовательно, полушарие, предпочтительно обрабатывающее данную частоту, зависит от других, одновременно представленных пространственных частот. Это указывает на то, что относительная, а не абсолютная обработка пространственных частот способствует полушарным различиям в перцептивном отборе. Еще один популярный метод изучения доступа к осознанию — нарушение непрерывного подавления вспышек. Ноэль и др. применил этот метод для исследования предпочтительной обработки релевантных для себя стимулов. Хотя они не наблюдали такого предпочтения слов «я» или «не-я», они обнаружили, что критерий ответа участников для классификации этих слов (т. е. «я» или «не-я») зависел от подаваемого акустического сигнала внутри или вне периперсонального пространства. Однако общим наблюдением в исследованиях с прерыванием непрерывного подавления вспышек является высокая вариабельность между участниками. Более того, как продемонстрировали Гайе и Штейн, величина различий во времени реакции между условиями сильно коррелирует с общим временем подавления каждого человека. В качестве средства защиты авторы рекомендуют использовать простой метод нормализации задержки, который также дает распределения времени реакции, которые лучше подходят для параметрического тестирования.

Помимо сосредоточения внимания на конкретных атрибутах стимула, которые способствуют осознанию, можно также задаться вопросом в более широком смысле, как сознание развивается с течением времени. Является ли переход между бессознательным и сознательным состояниями постепенным или дихотомическим явлением? Это один из давних вопросов, вызывающих жаркие дебаты в исследованиях сознания. Используя обратную маскировку со словесными целями, Кифер и Каммер варьировали контекст модуляцией задачи и типом маски. Из своих результатов авторы пришли к выводу, что появление осознания не является ни чисто постепенным, ни дихотомическим, а скорее зависит от конкретных параметров задачи и типа маски. В контексте социальных взаимодействий Kojima et al. особенно интересовались тем, как люди узнают о присутствии других. Показатели очередности и синхронности движений, которые оценивались во время парадигмы социального взаимодействия, показали, что осознание присутствия другого взаимно регулировалось обоими агентами. На нейронном уровне идентификация мозговых процессов, которые связаны или даже причинно определяют сознательные переживания, привлекла внимание под термином «нейронные корреляты сознания». Измеряя связанные с событиями потенциалы (ERP) во время парадигмы обратной маскировки, Fu et al. обратился к вопросу, связано ли визуальное осознание с негативностью визуального осознания (VAN). Авторы обнаружили, что компоненты ERP связаны со зрительным восприятием цветных фотографий, но не штриховых рисунков. Кроме того, VAN менялся в зависимости от визуального восприятия линейным образом, в то время как положительные поздние потенциалы изменялись нелинейным образом, что указывает на то, что разные компоненты ERP связаны с разными типами зрительного восприятия. В своем обзорном документе Gallotto et al. предоставить базовый обзор нейронных колебаний и способов их измерения. Они также подчеркивают, что различие между нейронными предпосылками, субстратами и последствиями сознательного опыта остается серьезной проблемой для будущих исследований. Кроме того, в отношении общего хода сознания во времени многие аспекты до сих пор остаются неясными, как указывали Ару и Бахманн. Эти открытые вопросы особенно связаны с формой функций, которые описывают, как предсознательное содержание получает доступ к сознанию, а также то, как сознательное представление может снова распасться. Авторы особо отмечают важность контекста, что согласуется с вышеупомянутыми выводами Кифера и Каммера.

Мы получили два исследования, посвященных вопросу о том, в какой степени правила и закономерности могут быть усвоены бессознательно. Хуанг и др. использовали ERP для изучения влияния интервала отклика-стимула (RSI) на передачу знаний об абстрактных неявных правилах. Только на более длинном из двух RSI участники смогли получить абстрактные неявные знания. Кроме того, результаты показывают, что вариации амплитуд компонентов N200 и P300 ERP могут быть полезны для обнаружения эффектов, связанных с переносом. Эссер и Хайдер исследовали, как бессознательное знание становится сознательным знанием в последовательной задаче времени реакции (SRTT). Обычные (т. е. соответствующие правилу) и девиантные испытания (т. е. нарушающие правило) либо представлялись в виде мини-блоков, либо случайным образом смешивались. В то время как степень неявных знаний, оцениваемая на основе задания на ставки, не зависела от порядка презентации, субъективно воспринимаемая беглость была выше при презентации в мини-блоках. Более подробные сведения были собраны для более длинных мини-блоков. Авторы интерпретируют свои выводы в свете гипотезы неожиданного события, согласно которой явное знание возникает в результате наблюдения за собственными изменениями в поведении, которые, в свою очередь, основаны на имплицитном обучении.

В своем пупиллометрическом исследовании Chen at al. спросили, как сознательное представление визуального ввода может быть отделено от его последствий. Они представляли на экране вырисовывающиеся сферы так, что они либо сталкивались с наблюдателем, либо с небольшим отрывом не попадали в голову наблюдателя. Перед участниками стояла задача либо оценить размер стимула, либо решить, столкнется ли стимул с ними. Во всех экспериментах (за исключением первого) участники не могли отличить столкновения от промахов. Результаты показали, что участники оценили размер сталкивающихся стимулов как больший, чем стимулы, близкие к промахам, и сужение зрачков оказалось сильнее для сталкивающихся стимулов. Авторы приходят к выводу, что угрожающие стимулы могут влиять на зрительное восприятие, не обязательно вызывая сознательное представление об угрозе.

Кроме того, один общий комментарий и одна оригинальная исследовательская статья касались объема бессознательных когнитивных функций высокого уровня. В своем комментарии Гольдштейн и Хассин развивают дебаты о принципе «Да, это возможно» (YIC) (Hassin, 2013; Hesselmann and Moors, 2015). Согласно YIC, бессознательные процессы могут выполнять все фундаментальные функции высокого уровня, которые могут выполнять сознательные процессы. Как отмечают авторы, одно из следствий YIC заключается в том, что поиск «святого Грааля» — то есть функции, которую может выполнять только сознание — является неверным путем. Вместо этого лучше понять, что значит быть человеком, если понять, как бессознательные процессы выполняют функции, которые могут выполнять только они. В своем исследовании Гаррисон и Хэндли проверили гипотезу о том, что «бессознательное мышление» (Dijksterhuis and Nordgren, 2006) отличается от интуитивных процессов и, следовательно, может быть рациональным. Авторы манипулировали зависимостью участников от эмпирической и рациональной системы (Эпштейн, 19 лет).94) и обнаружил, что период отвлечения внимания способствовал получению результатов независимо от этих двух режимов обработки. Они также манипулировали бессознательным мышлением (во время фазы отвлечения) для решения проблемы логического мышления и заметили, что бессознательное мышление превосходит эту аналитическую задачу, предполагая, что бессознательное мышление может быть рациональным. Однако, как отмечают авторы, сама концепция «бессознательного мышления» остается спорной (Nieuwenstein et al., 2015).

Основная цель темы исследования «Переходы между сознанием и бессознательным» состояла в том, чтобы дать представление о текущем состоянии дел в этой области исследований. Окончательный сборник из 18 статей делает именно это и дает обзор текущих тенденций и мнений, а также точки зрения на теоретические и методологические вопросы. Как указывалось двумя из нас в обзорной статье, исследования сознательных и бессознательных процессов характеризуются большим разнообразием методов, показателей, статистического анализа и концепций. То же самое относится и к этой коллекции. Мы надеемся, что читатель найдет сборник статей как информативным, так и заставляющим задуматься, и что эта тема исследования будет стимулировать научную дискуссию.

Вклад авторов

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Финансирование

MR и GH были поддержаны Немецким исследовательским фондом (гранты: RO 4836/2-1 и HE 6244/1-2).

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Dijksterhuis, A., and Nordgren, L. F. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспектива. Психол. науч. 1, 95–109. doi: 10.1111/j.1745-6916.2006.00007.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Эпштейн, С. (1994). Интеграция когнитивного и психодинамического бессознательного. утра. Психол. 49, 709–724.

Реферат PubMed | Google Scholar

Хассин, Р. Р. (2013). Да может: на функциональных возможностях человеческого бессознательного. Перспектива. Психол. науч. 8, 195–207. doi: 10.1177/1745691612460684

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Хессельманн Г. и Мурс П. (2015). Определенно может быть: могут ли бессознательные процессы выполнять те же функции, что и сознательные? Перед. Психол. 6:584. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00584

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Nieuwenstein, M.R., Wierenga, T., Morey, R.D., Wicherts, J.M., Blom, T.N., Wagenmakers, E.-J., et al. (2015). О правильном выборе: метаанализ и крупномасштабная попытка воспроизведения преимущества бессознательного мышления. Суд. Реш. Мак. 10, 1–17.

Google Scholar

Овергаард М. и Могенсен Дж. (2014). Сознательное восприятие: репрезентативный, нередукционистский, зависящий от уровня подход. Филос. Транс. Р. Соц. Лонд. Сер Б Биол. науч. 369:20130209. doi: 10.1098/rstb.2013.0209

Полный текст CrossRef

Overgaard, M., and Mogensen, J. (2015). Согласование текущих подходов к слепому зрению. В сознании. Познан. 32, 33–40. doi: 10.1016/j.concog.2014.08.003

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Бессознательные процессы.

Психология. и контролировать себя, участвуя в произвольном поведении, которое выходит за рамки рефлексов, инстинктов и условных реакций. Бессознательный разум — существует ли он вообще, и если да, то каковы его масштабы и пределы — был важным теоретическим вопросом с самого начала научной психологии. Конечно, есть много физических и биологических процессов, которые в некотором смысле протекают бессознательно: два примера — движение планет вокруг Солнца и фотосинтез. Изменения артериального давления недоступны феноменальному осознанию; а мозговая деятельность, порождающая само сознание, протекает бессознательно (нейрохирурги уверяют, что в мозгу нет афферентности). Но нет смысла говорить о чем-то бессознательное , если та же самая вещь не может быть также и сознательной, в том смысле, что она доступна феноменальному осознанию и произвольному контролю. Таким образом, прилагательное бессознательное имеет смысл только применительно к психическим состояниям и умственной деятельности, в отличие от прилагательного сознательного . Эти психические состояния бывают разных форм, а именно познания (восприятие, воспоминания, мысли и знания, полученные в результате обучения), эмоций (положительные и отрицательные чувства) и мотивации (желания и цели приближения и избегания). Обычно эти ментальные состояния доступны сознанию, поскольку люди обычно осознают, о чем они думают, что они хотят и чувствуют и что они делают. «Бессознательное» — это сокращение для психических состояний и процессов, недоступных интроспективному феноменальному осознанию и произвольному контролю. Вопрос в том, могут ли и в какой степени ментальные состояния (и ментальная активность) существовать вне сферы феноменального осознания и произвольного контроля. Возражение . Если эти психические состояния и действия бессознательны, как мы можем их узнать? Ответ : Мы знаем их косвенно благодаря их влиянию на наш непрерывный сознательный опыт, мысли и действия. Вопрос: Если есть два вида психических состояний и процессов, сознательные и бессознательные, как они соотносятся и противопоставляются? Ответ: В принципе, бессознательные процессы отличаются от сознательных, потому что они действуют вне феноменального осознания. И поскольку сознательное осознание является логической предпосылкой сознательного контроля; бессознательные процессы не поддаются произвольной саморегуляции. Другие различия между сознательными и бессознательными процессами связаны с эмпирическими вопросами.

Учебники

Не существует учебников, специально посвященных бессознательной психической жизни, но есть несколько, в которых обсуждаются различные аспекты бессознательного в контексте более общей философской, психологической и нейробиологической литературы о сознании. Blackmore 2012 фокусируется в основном на проблеме разум-тело. Лучший из этих текстов — «Фартинг» 1992 года, который уже не издается, но его стоит найти на рынке подержанных книг. Ревонсуо 2018; Уоллес и др. 2011 г.; и Zeman 2002 содержат более актуальную информацию. Хотя ни один из них не является таким всеобъемлющим, как Farthing, они являются хорошей альтернативой для использования в классе. Было много философских монографий, посвященных проблеме разума и тела и другим аспектам сознания, в некоторых из которых также обсуждается проблема бессознательного. До сих пор нет всеобъемлющего учебника, посвященного этому философскому спору, но некоторый оттенок текущей ситуации можно почерпнуть из Searle 19.97 и Seager 2016. Существует также Blackmore 2005, который является вкладом в серию «Очень краткое введение» Оксфорда, и даже графическое описание темы, Papineau and Selina 2000.

  • Blackmore, S. 2005. очень краткое введение . Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    DOI: 10.1093/actrade/9780192805850.001.0001

    Слишком короткий, чтобы служить отдельным текстом для курса по сознанию, но превосходный вспомогательный текст для курсов по философии сознания, когнитивной психологии и когнитивной нейронауке — и, как предполагалось, в качестве введение для широкой публики.

  • Блэкмор, С. 2012. Сознание: введение . 2 изд. Оксфорд: Оксфордский ун-т. Нажимать.

    Специально задуманный как учебник для студентов, как и большинство книг по сознанию, он в основном посвящен проблеме разума и тела, но также охватывает эволюцию сознания, сознание в искусственном интеллекте и измененные состояния сознания.

  • Фартинг, Г. В. 1992. Психология сознания . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

    По прошествии почти двадцати пяти лет после первоначальной публикации это остается лучшим и наиболее полным учебником по курсу сознания: образцом для всех, кто стремится заменить его. Охватывает, иногда в нескольких главах, самоанализ, проблему разума и тела, явные и неявные диссоциации, мечтания, гипноз, сон и сновидения, медитацию и психоделические препараты.

  • Папино Д. и Х. Селина. 2000. Знакомство с сознанием: графическое руководство . Лондон: Icon Books.

    Всестороннее иллюстрированное исследование проблемы разума и тела, «последний рубеж науки»; не только для молодежи и других неохотных читателей.

  • Ревонсуо А. 2018. Основы сознания . Оксфорд: Рутледж.

    В отсутствие нового издания «Фартинг» они могут служить основным учебником в студенческом курсе по сознанию. Отличное освещение нейронных коррелятов сознания и других аспектов проблемы разума и тела. По сравнению с Фартинг 1992, менее широко освещаются измененные состояния сознания.

  • Сигер В. 2016. Теории сознания; Введение и оценка . 2 изд. Нью-Йорк: Рутледж.

    DOI: 10.4324/9780203485583

    Всесторонний охват современных философских анализов сознания.

  • Сирл, Дж. Р. 1997. Тайна сознания . 1-е изд. Нью-Йорк: Нью-Йоркское обозрение книг.

    Перепечатывает рецензии Серла на основные монографии о сознании Дэниела Деннета, Дэвида Чалмерса и других, а также ответы авторов и ответы на них.

  • Уоллес Б., Б. Б. Освальд и Л. Э. Фишер. 2011. Сознание и поведение . 5-е изд. Дубьюк, Айова: KendallHunt.

    Также хороший выбор в качестве текста для курса бакалавриата, с почти таким же охватом, как Farthing 1992, но с добавлением глав по парапсихологии и сенсорной депривации.

  • Земан А. 2002. Сознание: Руководство пользователя . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts