Бессознание в психологии: 4.Понятие о бессознательном.

Содержание

что такое новое бессознательное и чем оно отличается от старого — T&P

С понятием «бессознательное» сталкивался каждый. Мы часто используем его в житейских разговорах, оправдывая свое поведение или пытаясь понять мотивы других людей. Бессознательное ассоциируется в первую очередь с Фрейдом, но современные исследования вопроса ушли далеко от концепций основоположника психоанализа. T&P рассказывают о новых интерпретациях термина.

Первые попытки

Чтобы понять, как сейчас ученые смотрят на проблемы сознания и бессознательного, стоит вспомнить историю науки. Первым понятие «бессознательное» ввел Лейбниц, уподобив его океану, над которым возвышаются островки сознания. Дэвид Гартли, основоположник ассоцианизма, первым связал проявления бессознательного с деятельностью нервной системы. Немецкому психологу Иоганну Гербарту принадлежит авторство термина «вытеснение». Он предположил, что несовместимые идеи постоянно вступают в конфликт, победившие идеи и желания вытесняют побежденные, однако последние слабо, но постоянно воздействуют на поведение человека.

Концепция Фрейда возникла из его практики лечения истерии. Наблюдения за пациентами сложились в стройную теорию, которую обрывочно знают почти все: эго, суперэго, ид; постоянные конфликты; попытки человека совладать с бессознательным и достигнуть психологического здоровья. Но среди ученых к теории Фрейда сложилось неоднозначное отношение. Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Питер Медавар называл психоанализ «самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством XX века». Излишний акцент на либидо, представление о человеке как о жертве в битве страстей и совести, отсутствие физиологической базы — аргументов против было предостаточно. Понятие бессознательного надолго вытеснили из академической науки.

Неакадемические исследования

Интерес к бессознательному возрос во второй половине XX века. Правда, не в академической среде, а среди психотерапевтов и приверженцев философии «нью-эйдж». Опирались на неосознаваемый опыт человека и создатели НЛП, и Милтон Эриксон. Во время сеансов эриксоновского гипноза терапевт вводит клиента в состояние транса и вытягивает наружу вытесненные идеи. Создатель НЛП Ричард Бендлер также отталкивался от идеи бессознательного: человек не осознает свои способы восприятия мира, и терапевт помогает их осознать, а затем изменить.

© Witchoria

Американский клинический психолог Роджер Каллахен, который разработал терапию мысленного поля (TFT) в соответствии с традициями китайской медицины, считал, что воздействовать на подсознание можно нажатием на акупунктурные точки на теле человека. Теория, лежащая в основе TFT, утверждает, что отрицательные эмоции приводят к блокировке энергии ци, и если энергию разблокировать, то страхи исчезнут. Впрочем, несмотря на миллионы почитателей, методика Каллахена не получила признания в кругу ученых: она больше похожа на эзотерическое учение, чем на научное исследование бессознательного.

Новое бессознательное

Главные открытия в области бессознательного произошли на стыке психологии и нейрофизиологии. Американский психолог Аллан Гобсон вместе с коллегами исследовал активность человеческого мозга во время сна и открыл периоды быстрого и медленного сна. К бессознательным эффектам это имеет прямое отношение: во-первых, эксперименты Гобсона придали ускорение психофизиологическим исследованиям в целом, а во-вторых, доказали, что психические изменения (например, просмотр сновидений) можно отследить по физическим реакциям. Эксперименты позволили замечать проявления бессознательного, недоступного интроспективному анализу. Именно в сторону определения нейрофизиологических причин и двинулись некоторые исследователи. Желающих было немного, потому что изучение бессознательного в академической науке все еще было табуировано. Социопсихолог Дэниел Гилберт говорил, что «из-за духа сверхъестественности фрейдовского бессознательного вся концепция оказалась несъедобной».

Долго доказывая пользу изучения бессознательного, Гобсон и Гилберт добились своего, но термин поменяли на «новое бессознательное». Теперь ученые считают, что некоторые мыслительные процессы становятся бессознательными не из-за механизмов вытеснения: они заложены глубоко в структуре мозга, в его древних областях, работающих параллельно с недавно развившимися участками. Неосознаваемые переживания стали восприниматься как норма, а не как досадное искажение мыслительного процесса.

© Witchoria

Современные исследования бессознательного делятся на три группы: бессознательное восприятие, бессознательная память, бессознательное социальное восприятие.

В число ученых, занимающихся проблемами восприятия, входит и американский нейробиолог Кристоф Кох. Еще во время Второй мировой войны медикам стало известно о парадоксе зрения, вызванном черепно-мозговыми травмами и контузиями. Человек с таким нарушением зрения смотрел на объект, не осознавая, что видит его, но информация об объекте поступала в мозг. Пациенты, например, эмоционально реагировали на изображение человеческого лица, совершенно не понимая, что именно они видят. Кох провел эксперимент, позволяющий добиться того же эффекта со здоровыми людьми. Подопытным одновременно показывали две картинки, разные для каждого глаза. Одна была статичной, другая менялась, но мозг воспринимал только меняющуюся картинку. Кох пришел к выводу, что информация о статичной картинке получена, но не интерпретирована. Но как же ее выловить? Это смогла сделать другая группа ученых. Участникам эксперимента показывали не просто статичную картинку, а картинку с эмоционально значимым изображением — например, фотографию обнаженной женщины (для женщин — фотографию мужчины). Испытуемые успешно распознавали эротические картинки.

Бессознательную память изучал психолог Дэн Саймонс. Он собрал воспоминания ньюйоркцев про 11 сентября: что они делали в момент, когда узнали о трагедии. Как оказалось, память подводила людей: подкидывала воспоминания, которых не было. Многие отмечали, что находились рядом с телевизором, звонили знакомым, хотя на самом деле занимались своими делами. Такое же искажение памяти демонстрируют 75% свидетелей по уголовным делам — Ассоциация юристов США отмечает, что к свидетельским показаниям нужно относиться с большой осторожностью. Проблема в том, что память работает по нарративному принципу. Мы склонны складывать из воспоминаний истории, а если какой-то факт не ложится в сюжет, наш мозг неосознанно изменяет воспоминания о нем.

© Witchoria

Еще большее значение имеет бессознательное социальное восприятие — неосознаваемые механизмы, отвечающие за представления о других людях. Самые интересные проблемы — выбор партнера и отношение к своим-чужим. Американский психолог Джон Йонс показал, что наибольшее число браков в США заключается между людьми с одинаковыми фамилиями, хотя вряд ли мистер Смит сознательно влюбляется в мисс Смит, а не в мисс Джонс. Исследования французского ученого Гюгена показали, что девушки охотнее оставляют свой номер телефона мужчинам, которые во время знакомства слегка касаются их — хотя само прикосновение прекрасные особы не осознают.

Масштабные исследования провел психолог Музафер Шериф в летнем лагере Робберз-Кейв. Двадцать два мальчика были поделены на две команды. Группы жили в отдалении друг от друга, и каждая считала себя единственной в округе. Когда команды встретились на соревновании по перетягиванию каната, они сразу начали враждовать. Объективных причин для этого не было — просто сработало восприятие, оставленное нам в наследство далекими предками. Древние области мозга отвечают за распознавание своих и чужих, критически важное для первобытного человека. Сейчас нам редко угрожают другие люди, но привычка восприятия осталась.

На данный момент ученые относятся к бессознательному как к ресурсной зоне, позволяющей накапливать информацию, быстро реагировать в неожиданных ситуациях и экономить силы, которые мы тратим на запоминание и мыслительные процессы. «Вытеснение» ушло из словаря психологов, мотивационные теории признают понятие «влечение», но считают, что человек способен его обуздать. Бессознательное больше не наш враг, но друг и помощник, с которым можно договориться и о котором нужно узнать как можно больше.

как бессознательное влияет на искусство

Пройдя определенный путь в восприятии и понимании искусства — от классики до абстракции, — я осознанно выбрал последнее. Началось все с Пушкинского музея: первое знакомство с классическим искусством. Потом было много других музеев, появилась насмотренность. И вдруг видишь объявление о какой-то выставке. Хвалебные отзывы. Современное искусство! Идешь, почти бежишь, ибо хочется получить новые впечатления, а там… мазня! Вот прямо точно! Мазня! Но почему-то люди вокруг ходят с умным видом, рассматривая странные картины. И не «хлопают дверью» в попытке убежать от этого кошмара! Почему? Что они видят такого? Что открыто им и скрыто от меня? 

Так начался новый этап знакомства с современным искусством. Практический опыт врача-психотерапевта и гуманитарные знания искусствоведа дали два ключа для осмысления: абстракцию я разбираю и с позиции психологии. Именно такой двойной фокус помог понять и прочувствовать иррациональное искусство, всю эту «мазню». В цикле статей я хочу поделиться опытом, выступить в роли проводника, чтобы показать новое, по-своему прекрасное, изящное, глубокое искусство. 

ФЕНОМЕН БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Для начала давайте определимся с терминами, научной базой, чтобы свободно ими оперировать и допускать, по возможности, меньше интерпретаций – будем держать единый дискурс.

Бессознательное – термин, обозначающий психологические явления, которые протекают без контроля сознания человека. Это определение далеко не научно и не претендует на всеобъемлемость. Однако оно как нельзя лучше отражает квинтэссенцию феномена бессознательного.

Бессознательное активно используется психологами и психиатрами с целью объяснения различных мыслей, мотивов и поступков человека, которые не могут быть объяснены без дополнительного изучения личности, истории жизни человека и его воспитания.

Исторически бессознательным начали заниматься Эммануил Кант, Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, отталкиваясь от работ Сократа, Платона, Августина, Спинозы. В конце XIX века продолжил развитие теории бессознательного австрийский невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). 

Зигмунд Фрейд

Фрейд использовал в своей работе бессознательное, назвав его Оно. Помимо Оно Фрейд выделил Эго и Суперэго – составные и неразрывные части личности человека.  

  • Эго – собственно Я личности. Это понятные и объяснимые поступки, рациональные мысли и желания. 
  • Суперэго – ограничения Я личности, которое складывается из воспитания, норм морали, законов социума.
  • Оно, соответственно, темная сторона личности, хранилище скрытых, неудовлетворенных желаний, чаще сексуального характера. А если руководствоваться теорией Фрейда, то исключительно сексуального характера.

Личности свойственны различные формы психологической защиты. Основных форм существует шесть. Особый интерес для понимания современного искусства представляют вытеснение и сублимация. Прочие формы психологической защиты также влияют на творческий процесс, но в меньшей степени. 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

Что же есть бессознательное в искусстве? Это проявление различных не контролируемых сознанием глубинных психических процессов в эстетической деятельности человека и, в частности, художественном творчестве с последующей репрезентацией.

Последователь Фрейда французский психоаналитик и философ Жак Лакан, развивая теорию психоанализа во взаимосвязи с искусством, говорил о предметах живописи, что «картина не соревнуется с внешностью, она соперничает с тем, что Платон обозначил для нас как находящееся за внешним – как бытие, или Идея». 

Жак Лакан

Л.С.Выготский, изучавший психологию искусства, говоря о взаимосвязях сознательного и бессознательного, отмечает, что «существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распознавать бессознательное и законы, управляющие им».

Лев Семёнович Выготский

Творчество – это одна из форм проявления бессознательного, содержащее осколки памяти, приправленные эмоционально значимыми событиями и эмоциями текущего момента, создает те или иные образы, которые художник облекает в форму, создавая произведение искусства.

Художник обычно не может объяснить смысла изображенного. Ведь то отображение подсознания. Образы могут быть расплывчаты, бесформенны, процессы и явления не последовательны, взаимосвязи не логичны. И все это может быть выражено неординарным способом посредством обычных и не очень медиумов (изобразительных средств – краска, песок, стекло, бумага и т.д.). 

КАК ПРОИСХОДИТ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС?

Разберем ранее выбранную нами форму психологической защиты — вытеснение. Согласно психоаналитической теории Фрейда, в результате дистресса человеку свойственно вытеснять различные события, идеи, мысли. Условно – забывать, а фактически – переносить их в область долговременной памяти, которая не является активной. При этом существующие нейронные связи, ответственные за хранение этой информации, разрываются лишь частично. Таким образом, вытесненное может влиять на актуальное поведение человека, формируя определенные модели, характер, привычки, и, что наиболее нам важно и – спонтанные поступки.

При этом влияние бессознательного на них не будет осознаваемым личностью. 

Сублимация, как форма психологической защиты, проявляется в творчестве посредством «выплескивания» неудовлетворенных потребностей и возможностей на холст или с помощью других медиумов.

Человеку крайне сложно, а порой и невозможно объяснить почему он высказался таким образом, откуда у него возникла определенная идея. А ведь идея есть ни что иное, как основополагающий элемент творчества. Очень часто и интуиция — проявление бессознательного, основанного на прошлом опыте, который условно забыт или вытеснен. Но это уже не относится к нашей теме напрямую. Хотя… «Черный квадрат» Малевича – вполне мог бы быть символом бессознательного. Ибо лучше его бессознательное и не изобразишь. Но все же вернемся к творчеству.

Бессознательное, помимо спонтанных поступков, способно обнаруживать себя в фантазиях и сновидениях. И уж абсолютно точно при галлюцинациях – обманчивом чувственном восприятии окружающей действительности. Здоровый человек имеет право на гипнагогические и гипнокампические галлюцинации. Это галлюцинации при отходе ко сну и при пробуждении. Фрейдовское Оно просыпается в те моменты, когда спит Я личности и дремлет Суперэго. 

Для художника его бессознательная сфера — это не только источник тревожности и душевного дискомфорта. Иррациональное – кладезь творчества. Количество комбинаций из звеньев бессознательного, в которое откладывалось на протяжении жизни увиденное и услышанное, но не отреагированное на уровне чувств и эмоций, стремится к бесконечности. Сдобренное переживаниями и неудовлетворенными потребностями копилка бессознательного может выдавать как возвышенное, так и обыденное. Другое дело, что это будет репрезентация, как правило, свободная от норм и правил.

На обложке знаковая работа Роберто Матта «Слышать живое» (1941)  

Подсознание и бессознательный разум — разница и сравнение

История понятий

Фрейд сначала использовал термин «подсознание» взаимозаменяемо с «бессознательным», но позже отверг эту идею. Термин был введен психологом Пьером Жане.

Идея «бессознательного» тесно связана с Фрейдом и его психоанализом. Термин был придуман немецким философом 18-го века Фридрихом Шеллингом и введен в английский язык Сэмюэлем Тейлором Кольриджем. Согласно Фрейду, подавленные «бессознательные» мысли, воспоминания и чувства людей делали их больными. Они раскрываются оговорками и во сне.

Иван Староверский из StarOverSky рассказывает о сознательном, подсознательном и бессознательном:

Осознанность

Подсознание и бессознательное — так они выглядят для вас?

Информация, хранящаяся в подсознании или предсознании, может быть не на поверхности, но доступна. Вы можете осознать эту информацию, если направите на нее свое внимание, как при вызове памяти. Например, вы ведете с кем-то напряженную беседу, и собака случайно проходит мимо, вы не заметите собаку, но когда вас попросят вспомнить, вы сможете вспомнить размер, цвет и путь собаки в пределах вашего зрения.

.

Бессознательный разум хранит первичные, инстинктивные мысли, к которым мы не можем сознательно получить доступ. Наше открытое поведение может давать признаки бессознательных сил, которые им движут, но это происходит непроизвольно. Бесчисленные воспоминания и опыт, накопленные в детстве и в детстве, способствуют формированию личности, которой мы являемся сегодня. Тем не менее, мы не можем вспомнить большую часть этих воспоминаний, за исключением нескольких случаев относительно большего значения. Это бессознательные силы (убеждения, шаблоны, субъективная реальность), которые управляют нашим поведением.

Теории

Согласно Фрейду, бессознательное разделено на Ид (инстинкты) и Суперэго (совесть), которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. С точки зрения психоанализа бессознательное включает в себя только то, что активно вытесняется сознательным мышлением. Их можно выявить с помощью свободных ассоциаций, снов и оговорок по Фрейду.

Карл Юнг развил теорию бессознательного и разделил ее на два слоя: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное — это информация, которая была подавлена, в то время как коллективное бессознательное — это унаследованный набор переживаний, разделяемый с остальным человечеством.

Однако идея бессознательного подверглась критике со стороны многих психологов, в том числе Жана-Поля Сартра, Дэвида Холмса и Джона Серла.

Влияние на поведение

Подсознание включает в себя всю информацию, которая не может быть полностью обработана сознательно. По словам Гэвина Де Беккера, «инстинкт» — это результат подсознания. В своей книге «Дар страха» он пишет о том, как подсознание человека может обрабатывать информацию и заставлять его действовать из-за страха, при этом человек не полностью понимает, почему он действует именно так.

Согласно Фрейду, подавленные мысли и чувства в бессознательном могут сделать человека нездоровым. Он также утверждает, что это влияет на все поведение и решения, даже если мы не осознаем этого.

Гипноз

Фрейд использовал такие техники, как анализ сновидений и свободные ассоциации, чтобы проникнуть в бессознательное. Некоторые люди утверждают, что доступ к бессознательному можно получить с помощью гипноза, который успокаивает «сознательный» разум и позволяет мозгу получить доступ к скрытым мыслям.

«Подсознание» относится только к информации, которая не обрабатывается сознательно и может включать модели поведения. Поэтому некоторые люди утверждают, что с помощью гипноза можно получить доступ к этим паттернам и изменить их, а значит, изменить поведение в будущем.

Что такое Сознание?

Ученые (и философы более двух тысячелетий) пытались понять сознание, но единого объяснения того, как и почему возникает сознание, нет. Также неясно, можно ли описать животных, кроме людей, как обладающих сознанием и теорией разума.

Это видео, опубликованное журналом The Economist , предлагает хороший обзор текущего состояния дебатов в научных и философских кругах о природе сознания:

Ссылки

  • Википедия: Подсознание
  • Википедия: Подсознание
  • Бессознательное или подсознательное? — Публикации Гарвардского здравоохранения
  • Три разума: сознание, подсознание и бессознательное — Консультирование и психотерапия StarOverySky

Бессознательное | Noba

By Ap Dijksterhuis

Radboud University Nijmegen

Бессознательные психологические процессы уже очень давно очаровывают людей. Идея о том, что у людей должно быть бессознательное, основана на идее о том, что (а) в нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание; и что (б) если вы не верите, что сознание причинно не связано с другими телесными и психическими процессами, сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем. Не только логика подсказывает, что действие начинается бессознательно, но и исследования убедительно свидетельствуют об этом. Более того, бессознательные процессы очень часто очень важны для функционирования человека, и многие явления, такие как формирование отношения, стремление к цели, стереотипизация, творчество и принятие решений, невозможно полностью понять, не принимая во внимание роль бессознательных процессов 9.0005

  • Внимание
  • Сознание
  • Бессознательное

Цели обучения

  • Понять логику, лежащую в основе предположения о важности бессознательных процессов.
  • Получить базовое понимание некоторых важных исторических мыслей о бессознательных процессах.
  • Узнайте о некоторых важных психологических экспериментах над бессознательным.
  • Поймите разницу между сознанием и вниманием.

Вы когда-нибудь брали шоколадный батончик, жевательную резинку или журнал, когда покупали продукты? Эти известные «импульсивные покупки» поднимают интригующий вопрос: что на самом деле движет вашими решениями? Хотя, с одной стороны, вы можете возразить, что именно ваше сознание решает, что вы покупаете, что едите и что читаете. С другой стороны, вам, вероятно, придется признать, что эти журналы о знаменитостях и соленый шоколад на самом деле не были в вашем списке покупок вместе с яйцами и хлебом. Так откуда взялось желание их приобрести? Как мы увидим в этом модуле, на ваше мышление и решения воздействует ряд сил, о которых вы, возможно, даже не подозреваете; все они обрабатываются бессознательным.

Хотя термин «бессознательное» был введен совсем недавно (в 18 веке немецким философом Платнером, немецкий термин «Unbewusstsein»), относительная «бессознательность» человеческой природы вызывала как удивление, так и разочарование на протяжении более чем два тысячелетия. Сократ (490–399 до н. э.) утверждал, что свобода воли ограничена, или, по крайней мере, так кажется, после того как заметил, что люди часто делают то, чего на самом деле делать не хотят. Он назвал это akrasia , что лучше всего можно перевести как «отсутствие контроля над собой». Несколько столетий спустя римский мыслитель Плотин (205–270 гг. н. э.) предположительно первым указал на возможность бессознательных психологических процессов в письменной форме: «Отсутствие сознательного восприятия не является доказательством отсутствия умственной деятельности».

Эти две идеи, впервые сформулированные Сократом и Плотином соответственно, были и до сих пор являются предметом горячих споров в психологии, философии и неврологии. То есть ученые по-прежнему исследуют, в какой степени человеческое поведение является (и/или кажется) произвольным или непроизвольным, и ученые по-прежнему исследуют относительную важность бессознательных и сознательных психологических процессов или умственной деятельности в целом. И, возможно, неудивительно, что оба вопроса до сих пор остаются спорными.

Еще древние греки интересовались загадкой кажущегося отсутствия контроля, которое мы проявляем при принятии решений. Что бы подумал Сократ, если бы увидел, как современные люди ориентируются в типичном супермаркете? [Изображение: Mtaylor848, https://goo.gl/GhuC6L, CC BY-SA 3.0, https://goo.gl/eLCn2O]

Во время научной революции в Европе наше бессознательное было, так сказать, отнято у нас французским философом Декартом (1596–1650). Дуализм Декарта повлек за собой строгое различие между телом и разумом. Согласно Декарту, разум производит психологические процессы, и все, что происходит в нашем сознании, по определению является сознательным. Некоторые психологи назвали эту идею, в соответствии с которой психические процессы, протекающие вне сознательного сознания, стали невозможными, картезианской катастрофой. Науке потребовалось более двух столетий, чтобы полностью оправиться от обнищания, продиктованного Декартом.

Нельзя сказать, что все современники Декарта и более поздние мыслители соглашались с дуализмом Декарта. Фактически, многие из них не соглашались и продолжали теоретизировать о бессознательных психологических процессах. Например, британский философ Джон Норрис (1657–1711) сказал: «У нас могут быть идеи, которые мы не осознаем. . . . В нашем уме запечатлено бесконечно больше идей, чем мы можем уделить внимание или воспринять». Иммануил Кант (1724–1804) соглашался: «Поле наших чувственных восприятий и ощущений, которых мы не осознаем… . неизмеримо». Норрис и Кант использовали логический аргумент, на который до сих пор любят указывать многие сторонники важности бессознательных психологических процессов: В нашем мозгу происходит так много всего, а возможности сознания настолько малы, что должно быть гораздо больше, чем просто сознание.

Самый известный защитник важности бессознательных процессов появился на сцене в конце 19 века: австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Большинство людей ассоциируют Фрейда с психоанализом, с его теорией ид, эго и суперэго, а также с его идеями о вытеснении, скрытых желаниях и мечтах. Такие ассоциации вполне оправданы, но Фрейд опубликовал и менее известные общетеоретические работы (например, Фрейд, 1915/1963). Эта теоретическая работа звучит, в отличие от его психоаналитической работы, очень свежо и современно. Например, Фрейд уже утверждал, что человеческое поведение никогда не начинается с сознательного процесса (сравните это с экспериментом Либета, обсуждаемым ниже).

Фрейд, а также Вильгельм Вундт указали на еще один логический аргумент в пользу необходимости бессознательных психологических процессов. Вундт сказал об этом так: «Наш ум так удачно оснащен, что он дает нам самые важные основания для наших мыслей, даже если мы не имеем ни малейшего представления об этой работе по их разработке. Только результаты этого становятся сознательными. Этот бессознательный разум для нас подобен неведомому существу, которое создает и производит для нас и, наконец, бросает спелые плоды нам на колени». Другими словами, мы можем осознавать множество разных вещей — вкус бокала бургундского, красоту Тадж-Махала или острую боль в пальце ноги после столкновения с кроватью, — но эти переживания не зависают в памяти. воздух, прежде чем они достигнут нас. Они как-то и где-то готовятся. Если вы не верите, что сознание причинно отсоединено от других телесных и психических процессов (например, если кто-то предполагает, что оно управляется богами), сознательный опыт должен быть подготовлен другими процессами в мозгу, которые мы не осознаем.

Немецкий психолог Ватт (1905) в интересном эксперименте показал, что мы сознательно осознаем только результаты психических процессов. Его участникам неоднократно предъявлялись существительные (например, «дуб»), и они должны были как можно быстрее отвечать соответствующим словом. В одних случаях участников просили назвать главное слово («дуб»-«дерево»), а в других случаях просили придумать часть («дуб»-«желудь») или подчиненную («дуб» — «луч») слово. Таким образом, мышление участников было разделено на четыре этапа: инструкции (например, высший уровень), представление существительного (например, «дуб»), поиск подходящей ассоциации и вербализация ответа (например, «дерево»). »). Участников попросили тщательно проанализировать все четыре этапа, чтобы пролить свет на роль сознания на каждом этапе. Третий этап (поиск ассоциации) — это этап, на котором происходит действительное мышление, и поэтому он считался наиболее интересным этапом. Однако, в отличие от других стадий, эта стадия была, как называют ее психологи, интроспективно пустой: участники ничего не могли сообщить. Само мышление было бессознательным, и участники осознавали только всплывающий ответ.

Используя ЭЭГ в психологической лаборатории, экспериментаторы смогли показать, что сознательному принятию решений предшествует бессознательная подготовка. [Изображение: SMI Eye Tracking, https://goo.gl/xFMw5I, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7]

Идея о том, что мы неосознанно готовим действие до того, как осознаем это действие, была проверена в один из самых известных психологических экспериментов. Некоторое время назад Корнхубер и Деке (1965) провели эксперименты, в которых просили участников выполнить простое действие, в данном случае согнуть палец. Они также измерили ЭЭГ, чтобы выяснить, когда мозг начинает готовиться к действию. Их результаты показали, что первый признак неосознанной подготовки предшествовал действию примерно на 800 миллисекунд. Это серьезное количество времени, и это заставило Бенджамина Либета задаться вопросом, появляется ли сознательное осознание решения действовать так же или даже дольше заранее. Либет (1985) воспроизвел эксперименты Корнхубера и Деке, добавив еще одну меру: сознательное осознание решения действовать. Он показал, что сознательные решения следуют за бессознательной подготовкой и лишь опережают фактическое выполнение действия примерно на 200 миллисекунд. Другими словами, бессознательное решает действовать, затем мы осознаем желание выполнить действие и, наконец, действуем.

Эксперимент Либета наделал много шума, и кое-кто попытался спасти положение решающей роли сознания, раскритиковав эксперимент. Некоторые из этих критических замечаний имели смысл, например представление о том, что последовательность действий в экспериментах Либета начинается не с сигналов ЭЭГ в мозге, а до этого, с инструкции экспериментатора согнуть палец. И это указание воспринимается сознательно. Пыль вокруг точного смысла этого эксперимента еще не полностью осела, и недавно Сун и его коллеги (Soon, Brass, Heinze, & Haynes, 2008) сообщили об интригующем эксперименте, в котором они обошли важное ограничение эксперимента Либета. Участникам приходилось неоднократно делать дихотомический выбор (они должны были нажать одну из двух кнопок), и они могли свободно выбирать, какую именно. Экспериментаторы измеряли активность мозга участников. После того, как участники много раз сделали свой простой выбор, экспериментаторы могли, глядя на разницу в активности мозга для двух разных вариантов в более ранних испытаниях, предсказать, какую кнопку участник нажмет в следующий раз, на десять секунд вперед — действительно, задолго до того, как участник сознательно «решил», какую кнопку нажать дальше.

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — простое воздействие (Zajonc, 1968). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле, эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят.

Исследование бессознательных процессов также значительно улучшило наше понимание предубеждений. Люди автоматически классифицируют других людей в соответствии с их расой, и Патрисия Девайн (1989) продемонстрировала, что категоризация бессознательно приводит к активации связанных с ними культурных стереотипов. Важно отметить, что Дивайн также показал, что активация стереотипов не сдерживалась уровнем явных предубеждений людей. Вывод из этой работы был мрачным: мы бессознательно активируем культурные стереотипы, и это верно для всех нас, даже для людей, которые явно не предвзяты, или, другими словами, для людей, которые не хотят стереотипировать.

«Эврика-опыт» — это момент, когда идея входит в сознание. [Изображение: Барт, https://goo.gl/ZMnGFr, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8]

Понимание бессознательных процессов также повлияло на наши представления о творчестве. Творчество обычно рассматривается как результат трехэтапного процесса. Она начинается с сознательного подхода к проблеме. Вы думаете и читаете о проблеме и обсуждаете вопросы с другими. Этот этап позволяет собрать и систематизировать необходимую информацию, но на этом этапе редко возникает действительно творческая идея. Вторая стадия бессознательна; это стадия инкубации, во время которой люди думают бессознательно. Проблема на время откладывается в сторону, и сознательное внимание направляется в другое место. Процесс бессознательного мышления иногда приводит к «ощущению эврики», посредством которого творческий продукт входит в сознание. На этой третьей стадии снова играет роль сознательное внимание. Творческий продукт должен быть вербализован и передан. Например, научное открытие нуждается в подробном доказательстве, прежде чем его можно будет сообщить другим.

Идея о том, что люди думают бессознательно, также применялась к принятию решений (Dijksterhuis & Nordgren, 2006). В недавней серии экспериментов (Bos, Dijksterhuis, & van Baaren, 2008) участникам была представлена ​​информация о различных альтернативах (таких как автомобили или соседи по комнате), различающихся по привлекательности. Впоследствии участники выполняли отвлекающее задание, прежде чем приняли решение. То есть сознательно думали о другом; в данном случае они решали анаграммы. Тем не менее, одной группе перед выполнением отвлекающего задания сказали, что позже им будут заданы вопросы о проблеме принятия решения. Второй группе вместо этого сказали, что они закончили с проблемой решения и больше ни о чем не будут спрашивать. Другими словами, у первой группы была цель продолжить обработку информации, а у второй такой цели не было. Результаты показали, что первая группа принимала лучшие решения, чем вторая. Хотя они делали то же самое сознательно — опять же, решая анаграммы, — первая группа принимала лучшие решения, чем вторая, потому что первая думала бессознательно. Недавно исследователи сообщили о нейробиологических данных о таких бессознательных мыслительных процессах, действительно показывающих, что недавно закодированная информация обрабатывается бессознательно, когда у людей есть цель сделать это (Creswell, Bursley, & Satpute, в печати).

Люди иногда удивляются, узнав, что мы можем делать так много и так много сложных вещей бессознательно. Однако важно понимать, что между вниманием и сознанием нет однозначной связи (см. , например, Dijksterhuis & Aarts, 2010). Наше поведение во многом определяется целями и мотивами, и эти цели определяют, на что мы обращаем внимание, то есть сколько ресурсов наш мозг тратит на что-то, но не обязательно то, что мы осознаем. Мы можем осознавать вещи, на которые почти не обращаем внимания (например, мимолетные мечты), и мы можем уделять много внимания чему-то, о чем мы временно не сознаем (например, проблеме, которую мы хотим решить, или важному решению, которое мы принимаем). лицом). Частично путаница возникает из-за того, что внимание и сознание соотносятся. Когда человек уделяет больше внимания поступающему стимулу, вероятность того, что он осознает его, возрастает. Однако внимание и сознание различны. И чтобы понять, почему мы можем делать так много вещей неосознанно, ключом к этому является внимание. Нам нужно внимание, но для целого ряда вещей нам не нужно сознательное осознание.

В наши дни большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее разумный подход к изучению бессознательных и сознательных процессов состоит в том, чтобы рассматривать (высшие) когнитивные операции как бессознательные и проверять, что (если что) добавляет сознание (Dijksterhuis & Aarts 2010; van Gaal, Lamme). , Fahrenfort, & Ridderinkhof, 2011; в качестве исключения см. Newell & Shanks, в печати). Однако исследователи по-прежнему расходятся во мнениях относительно относительной важности или вклада сознательных и бессознательных процессов. Некоторые теоретики утверждают, что причинная роль сознания ограничена или практически отсутствует; другие до сих пор считают, что сознание играет решающую роль почти во всем человеческом поведении любого значения.

Примечание. Исторический обзор того, как люди думали о бессознательном, в значительной степени основан на работе Koestler (1964).

Внешние ресурсы

Книга: Замечательная книга о том, как мало мы знаем о себе: Wilson, T.D. (2002). Незнакомцы для себя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Книга: Еще одна замечательная книга о свободе воли или ее отсутствии?: Wegner, DM (2002). Иллюзия сознательной воли. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Видео: Интересное видео о внимании
http://www. dansimons.com/videos.html
  1. Оцените сильные и слабые стороны известного исследования Либета.
  2. Предполагая, что внимание и сознание ортогональны, можете ли вы назвать примеры сознательных процессов, почти не требующих внимания, или бессознательных процессов, требующих большого внимания?
  3. Считаете ли вы, что некоторые из предварительных экспериментов также можно объяснить исключительно сознательными процессами?
  4. Как вы думаете, что может быть основной функцией сознания?
  5. Некоторые люди, в том числе ученые, испытывают сильное отвращение к идее, что человеческое поведение во многом управляется бессознательными процессами. Ты знаешь почему?

Словарь

Декартовская катастрофа
Идея о том, что психические процессы, происходящие вне сознания, невозможны.
Сознательный
Знание чего-то внешнего или внутреннего по отношению к себе; осознавать и реагировать на свое окружение.
Задание на отвлечение внимания
Задание, предназначенное для того, чтобы заставить человека подумать о чем-то, не связанном с предстоящим решением.
ЭЭГ
(Электроэнцефалография) Регистрация электрической активности головного мозга в течение определенного периода времени путем размещения электродов на коже головы.
Опыт Эврики
Когда творческий продукт входит в сознание.
Эффекты простого воздействия
Результат развития более положительного отношения к стимулу после повторяющихся случаев простого воздействия на него.
Без сознания
Без сознания; часть разума, влияющая на поведение, хотя и недоступная для сознательного разума.

Ссылки

  • Бос, М. В., Дейкстерхуис, А. и ван Баарен, Р. Б. (2008). О целезависимости бессознательного мышления. Журнал экспериментальной психологии , 44, 1114–20.
  • Кресуэлл, Д., Берсли, Дж. и Сатпут, А. (в печати). Нейронная реактивация связывает бессознательные мысли с эффективностью принятия решений. Социальная когнитивная и аффективная неврология .
  • Девайн, П. Г. (1989). Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Журнал личности и социальной психологии , 56, 5–18.
  • Дейкстерхуис, А., и Аартс, Х. (2010). Цели, внимание и (не)сознание. Ежегодный обзор психологии , 61, 467–490.
  • Дейкстерхуис, А., и Нордгрен, Л.Ф. (2006). Теория бессознательного мышления. Перспективы психологической науки , 1, 95–109.
  • Фрейд, С. (1963). Общая психологическая теория . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Оригинальная работа опубликована в 1915 г.)
  • Кестлер, А. (1964). Акт создания . Лондон: Пингвин.
  • Kornhuber, HH, & Deecke, L. (1965). Hirnpotentialanderungen bei Wilkurbewegungen und passiv Bewegungen des Menschen: Berietschaftpotential und reafferente Potentiale. Архив Pflugers для Gesamte Psychologie , 284, 1–17.
  • Кунст-Уилсон, В., и Зайонц, Р. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука , 207, 557–558.
  • Либет, Б., (1985). Бессознательная мозговая инициатива и роль сознательной воли в произвольном действии. Науки о поведении и мозге , 8, 529–39.
  • Newell, B.R., & Shanks, D.R. (в печати). Бессознательное влияет на принятие решений: критический обзор. Науки о поведении и мозге .
  • Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х.Дж. и Хейнс, Дж.Д. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience 11, 543–45.
  • Ватт, HJ (1905). Experimentelle Beitrage zur einer Theorie des Denkens. Archiv für die Geschichte der Psychologie , 4, 289–436.
  • Зайонц, Р. Б. (1968). Поведенческие эффекты простого воздействия. Журнал личности и социальной психологии , 9, 1–27.
  • ван Гал, С., Ламме, В. А. Ф., Фаренфорт, Дж. Дж., и Риддеринхоф, К. Р. (2011). Механизмы диссоциации мозга, лежащие в основе сознательного и бессознательного контроля поведения. Журнал когнитивной неврологии 23(1) , 91–105.

Авторы

Лицензия Creative Commons

Бессознательное от Ap Dijksterhuis находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны в нашем Лицензионном соглашении.

Как цитировать этот модуль Noba, используя стиль APA

Dijksterhuis, A. (2023).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts