Бессознательная и сознательная психика: Сознательное и бессознательное. Проблема бессознательного и сознательного

Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бессознательное психическое

Выявление и описание бессознательных процессов составляло важную часть исследовательской и терапевтической деятельности Фрейда. Однако он этим не ограничился и подверг бессознательное аналитическому расчленению. Раскрытие механизмов функционирования бессознательных процессов, выявление конкрет­
ных форм проявления бессознательного психического в жизнедеятельности человека, поиск в самом бессознательном различных его составляющих — все это пред­ставляло значительный интерес для Фрейда. Причем он не просто интересовался описанием и раскрытием бессознательного как чего­-то отрицательного, находяще­гося вне сознания, а стремился выявить именно позитивную составляющую бес­сознательного психического. Он обращал внимание на те свойства бессознатель­ного, которые свидетельствовали о самобытности и специфичности данной сферы человеческой психики, качественно и содержательно отличающейся от сознания.
Исследование бессознательного осуществлялось Фрейдом не изолированно, не само по себе, а в контексте его соотношения с сознанием. Это был привычный путь, по которому шли те ученые, которые признавали существование бессознательно­го. Однако перед Фрейдом возникли вопросы, требующие ответа в свете осмысле­ния бессознательного психического. Для Фрейда быть сознательным — значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Но что можно сказать о восприятии в сфере бессознательного? И здесь основатель психоанализа сравнил восприятие сознания бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира.

Динамика психических процессов

В ходе раскрытия динамики психических процессов, не являющихся сознательными, обнаружилось то, что Фрейд назвал скрытым, латентным бессознательным.
Это бессознательное обладало характерными признаками, свидетельствующими о его специфике. Основным признаком данного вида бессознательного было то, что представление, будучи сознательным в какой­-то момент, переставало быть тако­вым в следующее мгновение, но могло вновь стать сознательным при наличии опре­деленных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.
Кроме того, динамика развертывания психических процессов, оказалось, позволяла говорить о наличии в психике человека какой­-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в созна­ние. Состояние, в котором данные представления находились до их осознания, Фрейд назвал вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений, — сопротивлением. Осмысление того и другого привело его к выводу, что устранение сопротивления, в принципе, возможно, но оно осуществимо лишь на основе специальных процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания человека.
Все это способствовало тому, что в понимании Фрейда бессознательное предстало в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических про­цессов. Первый вид скрытого, латентного бессознательного — это то, что Фрейд на­звал предсознательным, второй — вытесненным бессознательным.

Многозначность бессознательного

Классический психоанализ Фрейда основывался главным образом на раскрытии характеристик и природы одного вида бессознательного, а именно вытесненного бессознательного. Собственно говоря, практика психоанализа ориентирована на выявление сопротивления пациента и того вытесненного бессознательного, которое являлось результатом вытеснения из его сознания и памяти бессознательных вле­чений и желаний. Между тем в теории, в психоаналитическом учении «вытеснен­ное» являлось только частью бессознательного психического и полностью не по­крывало его.
При раскрытии динамики психических процессов, были выделены сознание, предсознательное и вытесненное бессознательное. Однако, структурный подход к человеческой психике внес существенное дополне­ние в ее понимание, когда в самом Я обнаружилось бессознательное, не совпадаю­щее с вытесненным бессознательным. Фрейд назвал его «третьим» бессознательным, которое в структурной модели обозначалось термином «Сверх­Я». Признание Фрейдом «третьего» бессознательного позволило по-иному, чем раньше, исследовать сложные взаимодействия между сознательными и бессознательными процессами, протекающими в глубинах человеческой психики. Оно способствовало лучшему пониманию природы внутриличностных конфликтов и причин возникновения неврозов. Вместе с тем выделение «третьего» бессознательного усугубило общее понимание бессознательного психического, которое стало не просто двусмысленным, а действительно многозначным. Фрейд это по­ нимал. Не случайно, говоря о введении «третьего» бессознательного, он писало той многозначности понятия бессознательного, которую приходится признать в психоанализе.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»

Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Познание бессознательного

Вытесненному бессознательному дорога к сознанию закрыта. Сознание тоже не может овладеть вытесненным бессознательным, поскольку оно не знает того, что, зачем и куда вытеснено. Получается вроде бы тупик. Чтобы выйти из тупика, Фрейд попытался найти какую-­то иную возможность перевода внутренних процессов в сферу, где открывался простор для их осознания.
Необходимо было ответить на во­прос, как вытесненное может стать предсознательным. Но здесь на передний план выдвигалась непосредственная аналитическая работа, с помощью которой созда­вались необходимые условия для возникновения опосредующих звеньев, способ­ствующих переходу от вытесненного бессознательного к предсознательному.
В целом, Фрейд попытался по­своему ответить на каверзный вопрос о возможностях осознания бессознательного. Для него сознательные, предсознательные и бес­сознательные представления не являлись «записями» одного и того же содержа­ния в различных психических системах. Первые включали в себя предметные представления, оформленные соответствующим словесным образом. Вторые — возможность вступления в связь предметных представлений со словесными. Третьи — материал, остающийся неизвестным, то есть непознанным, и состоящий из одних предметных представлений. Исходя из этого процесс познания бессо­знательного в психоанализе переносится из сферы сознания в область предсо­знательного.
Фактически речь идет о переводе вытесненного бессознательного не в сознание, а в предсознательное. Осуществление этого перевода происходит при помощи спе­циально разработанных психоаналитических приемов, когда сознание человека как бы остается на своем месте, бессознательное не поднимается непосредственно на ступень сознательного, а наиболее активной становится система предсознатель­ного, в рамках которой появляется реальная возможность превращения вытеснен­ного бессознательного в предсознательное.
Таким образом, в классическом психоанализе Фрейда познание бессознатель­ного соотносится с возможностями встречи предметных представлений с языковы­ми конструкциями, выраженными в словесной форме. Отсюда то важное значение в теории и практике психоанализа, которое придается роли языка и лингвистичес­ких построений в раскрытии содержательных характеристик бессознательного.
В процессе психоаналитического сеанса происходит диалог между аналитиком и пациентом, где языковые обороты и речевые конструкции служат основанием для проникновения в глубины бессознательного.
Однако здесь возникают специфические трудности, обусловленные тем, что бессознательное имеет не только иную, инаковую, отличную от сознания логику, но и свой собственный язык. Особенно ярко специфический язык бессознательного проявляется в сновидениях человека, где различные образы и сюжеты пронизаны символикой. Этот символический язык бессознательного требует своей расшифровки, что является не столь простой задачей.
Фрейд уделял значительное внимание как раскрытию символического языка бессознательного, так и осмысле­нию возможностей перевода вытесненного бессознательного в сферу предсознатель­ного. Он предложил такое специфическое толкование природы словесных пред­ставлений, благодаря которому им допускалась логическая возможность осознания бессознательного через предсознательные опосредствующие звенья.
Процесс познания бессознательного оказывается своего рода воскрешением знания­ воспоминания, отрывочные состав­ляющие которого находятся в предсознательном. Однако глубинное содержание этого вытеснено в силу нежелания или неумения человека распознать за символи­ческим языком бессознательного его стремления и желания, которые нередко ас­социируются с какими­то скрытыми демоническими силами, чуждыми индивиду как социальному и культурно­нравственному существу.

Специфика бессознательных процессов

Фрейд утверждал, что, подобно физическому, психическое не должно быть в действительности именно таким, как оно нам представляется. Одно дело реальность, а другое — представление о ней. Одно дело восприятие психической реальности сознанием, и другое — бессознательные психические процессы, являющиеся объек­том сознания. Поэтому перед психоаналитиком встает непростой вопрос: как воз­можно познание бессознательного психического, если, по существу, оно столь же неизвестно человеку, как и реальность внешнего мира? Фрейд отдавал себе отчет в том, что раскрытие содержания бессознательного является трудной задачей. Однако он полагал, что, как и в случае познания материальной реальности, при осмыслении психической реальности необходимо вно­сить коррективы к внешнему восприятию ее.
Оптимис­тический настрой Фрейда по отношению к возможностям познания бессознатель­ного психического объяснялся тем, что психоаналитические представления о вы­тесненном бессознательном включали в себя вполне определенную, хотя, быть может, на первый взгляд странную установку. Опираясь на нее, в психике челове­ка могут протекать такие процессы, которые, в сущности, ему известны, хотя вро­де бы он ничего не знает о них. 
При осмыслении проблемы бессознательного психического Фрейд выдвинул не­ сколько идей, оказавшихся важными для теории и практики психоанализа. Помимо сделанных им различий между сознательным, предсознательным и вытесненным бессознательным, а также признанием «третьего» невытесненного бессознательно­го (Сверх-­Я), он рассмотрел свойства и качества бессознательных процессов.
Прежде всего, Фрейд подчеркнул, что наряду с первичным характером бессознательных процессов они являются динамически активными и подвижными. Вы­тесненные в бессознательное желания и влечения человека не утрачивают своей действенности, не становятся пассивными, не пребывают в покое. Напротив, на­ходясь в глубинах человеческой психики, они накапливают свою силу и готовы в любой подходящий момент вырваться на свободу. В результате человеку подчас не остается ничего другого, как спасаться бегством в болезнь. В психике человека содержатся, используя выражение Фрейда, всегда активные, бессмертные желания нашей бессознательной сферы. В теории психоанализа признание за бессознательными процессами их актив­ного характера означало нацеленность на исследование динамики их перехода из одной системы в другую. В практике психоанализа это предполагало рассмотрение причин возникновения неврозов с точки зрения до поры до времени дремлющего в глубинах психики вытесненного бессознательного. Активизация же последнего с неизбежностью приводит к образованию разнообразных симптомов, свидетель­ствующих о психическом заболевании.
Кроме того, Фрейд считал, что в отличие от сознания бессознательное характеризуется отсутствием каких-­либо противоречий. Логика сознания такова, что она не терпит противоречий. Если они обнаруживаются в мыслях или действиях че­ловека, то в лучшем случае это может расцениваться как недоразумение, а в худ­шем — как болезнь. Логика бессознательного отличается таким инакомыслием, прикотором противоречивость протекания бессознательных процессов не является отклонением от некой нормы. Противоречия существуют лишь в сознании и для сознания. Для бессознательного нет противоречий.
Любой фиксируемый сознанием абсурд не является таковым для бессознательного. Напротив, он не менее значим по смыслу для бессознательного, чем какое­ либо логически стройное и непротиворечивое построение для сознания. С точки зрения теории психоанализа, за противоречивостью и абсурдностью бессознатель­ного стоит скрытый, потаенный смысл, выявление которого весьма актуально для исследовательской работы. В клиническом плане нелогичные с позиций сознания мышление и поведение пациента воспринимаются аналитиком в качестве важно­го эмпирического материала, свидетельствующего об активизации бессознатель­ных процессов, нуждающихся в раскрытии их истоков и конкретного содержания.
Цель — выявление их подлинного смысла и доведение до сознания всего того, что кажется на первый взгляд абсурдным и противоречивым. Не менее существенно и то, что при раскрытии специфики бессознательного психического Фрейд пересмотрел привычные представления о времени. В его по­нимании время как таковое имеет значимость только для сознания. В бессознатель­ном отсутствует чувство времени. Само бессознательное оказывается как бы вне времени. Так, в сновидении или при невротическом состоянии прошлое и настоящее не обязательно должны следовать друг за другом в той хронологической последовательности, в которой происходили реальные или воображаемые собы­тия. В бессознательном прошлое и настоящее, как, впрочем, и будущее, могут сме­щаться в любую сторону, опережая или подменяя друг друга. Для Фрейда вневременность — одна из наиболее характерных особенностей бессознательного.
Фрейд признавал, что психоанализ не всесилен ни в своих исследовательских, ни в своих терапевтических функциях. Он соглашался с тем, что, подобно философам, психоаналитик не может ответить на вопрос, что есть бессознательное. Но он исходил из того, что психоанализ может помочь в изучении бессознательного пси­хического и использовать полученные таким путем знания в терапевтических це­лях. Причем там и тогда, где и когда другие методы исследования и терапии ока­зываются в силу присущих им ограничений недейственными и неэффективными в выявлении бессознательных желаний и влечений человека.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»

Впитывающий разум ребенка: от бессознательного к сознательному

Как это происходит в режиме реального времени? Отличный вопрос! Малыши — социальные существа. Малыши исследуют . Малыши исследуют все время! Малышей побуждают учиться. С того момента, как их глаза открываются, они поглощают окружающую их среду. Опять же, малыши все время исследуют, и они делают это, потому что они внутренне побуждаются к этому. У них нет возможности отключить эту потребность. Их привлекает все!

Чем отличается сознательный впитывающий ум (в возрасте от трех до шести лет)? Несколько вещей —

  • Сознательный впитывающий ум думает; сознательно думает.
  • В этот период ребенку предлагается сделать выбор из множества вариантов.
  • Сознательный впитывающий ум хочет объяснять вещи и, в свою очередь, будет слушать то, что ему объясняют.

Начинается переход от бессознательного к сознательному…

Сначала малыши двигаются как единое целое, и со временем их движения совершенствуются. Вот почему предметы падают, случаются падения или разливы. Им еще предстоит развить способность изолировать движение в отдельные части тела. Через повторяющиеся эпизоды у малыша начинается внутреннее пробуждение, которое повторяется с чем-то, что он делает, и поэтому он начинает самокорректироваться. В конце концов, при заливке движутся только руки, а не вся верхняя часть туловища или их руки вместе с кистями. Движения становятся последовательными. Способность малыша начать изолировать части своего тела во время движения начинает обнаруживать переход от бессознательного впитывающего разума к сознательному впитывающему разуму.

Доктор Монтессори впервые распознала взрыв произносимых слов во время бессознательного впитывающего ума, а со временем — взрыв предложений. Доктор Монтессори назвала это «взрывом мысли». Когда ребенок может сложить свои слова вместе, чтобы сформировать мысль, это еще один переходный шаг, поскольку ребенок начинает переходить от бессознательного к сознательному поглощающему разуму. Взрослые должны помнить, что что бы ни делал малыш, переход к следующему этапу жизни происходит тогда, когда это происходит. Мы не можем заставить развитие малыша соответствовать ожиданиям или потребностям взрослых.

Где в игру вступают причина и следствие, когда дети проходят один из периодов впитывающего ума? Часто взрослые воспринимают малыша как понимающего событие просто потому, что они пережили его один или два раза. Это миф, даже если событие привело к неприятным естественным последствиям (карабканью и падению со стола). Малыш находится в процессе развития понимания причины и следствия. Понимание — это умственный процесс, который сильно отличается от шагов, совершаемых ребенком при ходьбе. Достаточно сказать, что бессознательный поглощающий разум обрабатывает информацию, воздействуя на объект. Сознательный впитывающий ум обрабатывает информацию, думая об объектах или об их действиях с объектами. Твои слова не то, что нужно малышам. Они хотят своих действий. Помните, малыши постоянно исследуют мир через движение.

Наслаждайтесь этим временем со своим младенцем и малышом, пока они строят сами себя с помощью своего бессознательного поглощающего разума. Наслаждайтесь переходом вместе с ними, когда они переходят от своего бессознательного к сознательному поглощающему разуму. Мы имеем удовольствие наблюдать, как наши младенцы и малыши проходят через этот период один раз в жизни, и это великолепный опыт!


13 способов начать тренировать свое подсознание, чтобы получать то, что вы хотите

Unsplash

Ваш мозг создан, чтобы укреплять и регулировать вашу жизнь.

В вашем подсознании есть то, что называется гомеостатическим импульсом, который регулирует такие функции, как температура тела, сердцебиение и дыхание. Брайан Трейси объяснил это следующим образом: «Благодаря вашей вегетативной нервной системе [ваш гомеостатический импульс] поддерживает баланс между сотнями химических веществ в миллиардах ваших клеток, так что вся ваша физическая машина большую часть времени функционирует в полной гармонии».

Но многие люди не осознают, что ваш мозг устроен так, чтобы регулировать ваше физическое «я», так же как он пытается регулировать ваше психическое «я». Ваш разум постоянно фильтрует и привлекает ваше внимание к информации и стимулам, которые подтверждают ваши ранее существовавшие убеждения (это известно в психологии как предвзятость подтверждения), а также представляет вам повторяющиеся мысли и импульсы, которые имитируют и отражают то, что вы сделали в прошлое.

Ваше подсознание – страж вашей зоны комфорта.

Это также область, в которой вы можете либо приучить себя ожидать, либо регулярно искать действия, которые приведут к величайшему успеху, счастью, целостности или исцелению в вашей жизни.

Вот несколько способов начать переучивать свой разум, чтобы он был вашим союзником, а не врагом.

1. Будьте готовы увидеть неизменное изменение.

Первый шаг к масштабным переменам в вашей жизни — это не вера в то, что это возможно, а готовность увидеть

  , если это возможно.

Вы не сможете превратиться из полного скептика в искреннего верующего. Шаг между ними заключается в том, чтобы просто быть открытым для того, чтобы увидеть, что может быть возможно. Возможно, вы могли бы попробовать отправить несколько «страшных электронных писем», в которых вы предлагаете клиенту или партнеру что-то, на что у них нет причин отвечать. У вас может быть несколько десятков проигнорированных сообщений, но в конце концов кто-то ответит.

Дело в том, что вы готовы увидеть, возможно ли это… это то, что изменит вашу жизнь.

2. Разрешите себе быть успешным.

Вместо того, чтобы изрыгать одно и то же старое повествование о том, что вы будете счастливы, когда похудеете на 10 фунтов, одно повышение и два жизненных события в будущем, поработайте над тем, чтобы изменить свой внутренний монолог на: «Я позволяю своей жизни будь хорошим.»

Разрешите себе быть счастливым и успешным и не чувствовать себя виноватым. Если у вас есть подсознательная ассоциация между успехом и аморальностью или коррупцией, вы, конечно, не будете делать то, что вам нужно делать, чтобы жить той жизнью, которой вы хотите жить. Вместо этого позвольте себе войти в цельное, счастливое, здоровое, обоснованное и осмысленное существование.

3. Не позволяйте страхам других людей отбрасывать тень сомнения.

То, как люди реагируют на новости о вашем успехе, расскажет вам, как они на самом деле обстоят в жизни.

Если вы объявите о своей помолвке, люди, состоящие в счастливом браке, будут в восторге от вас. Люди, состоящие в несчастливом браке, предупредят вас, что это трудно и что вы должны наслаждаться оставшимся временем в качестве «холостяков».

Дело в том, что страхи других людей являются проекциями их собственной ситуации. Они не имеют ничего общего с тем, на что вы способны или не способны.

4. Окружите себя позитивным подкреплением.

Держите бутылку шампанского в холодильнике. Включите утренний будильник на телефоне, чтобы он читал сообщение: «ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!» Убедитесь, что предметы, которые вы видите и к которым прикасаетесь, чаще всего приносят вам позитив и надежду. Сохраните вдохновляющую заметку на стикере рядом с компьютером. Отпишитесь от людей, которые заставляют вас чувствовать себя плохо, и подпишитесь на тех, кто постоянно публикует мотивационные сообщения и интересные идеи. Сделайте свою ленту новостей местом, которое может стать катализатором вашего роста, а не уменьшать ваше восприятие вашей ценности.

5. Говорите о своем успехе как о настоящем факте, а не как о плане на будущее.

Хотя вам не следует говорить такие вещи, как «Я вожу кабриолет» или «Я генеральный директор», если это неправда, начните говорить о том, чего вы хотите от жизни, не в контексте что однажды вы будете преследовать его, но вы уже живете им.

Вместо того, чтобы сказать: «Я надеюсь однажды это сделать», скажите: «Сейчас я разрабатываю стратегию, как это сделать». Вместо того, чтобы думать: «Я буду счастлив, когда окажусь в другом месте своей жизни», подумайте: «Я вполне способен быть счастливым прямо здесь и прямо сейчас, меня ничто не сдерживает».

6. Создайте пространство видения.

Способность представить, чего вы хотите от своей жизни, абсолютно необходима для ее создания, потому что, если вы не знаете, куда идете, вы не будете знать, в какую сторону повернуть в первую очередь.

Как только у вас в голове появится кристально чистый образ того, чего вы хотите и как вы хотите жить, вы сможете начать воплощать и создавать его.

Если вы все еще колеблетесь или разрываетесь между своими желаниями, вы окажетесь неспособными к реальным, значимым действиям в отношении чего бы то ни было.

Независимо от того, используете ли вы доску Pinterest, блог, блокнот или доску, составляйте вместе слова и изображения, которые представляют то, что вы хотите и как вы хотите жить.

7. Определите свое сопротивление.

Когда наше подсознание удерживает нас от того, что мы любим, это происходит потому, что мы придерживаемся противоречивых представлений об этом.

Чтобы определить свое сопротивление, спросите себя. Спросите себя, почему вы чувствуете себя лучше, когда откладываете дела на потом, или почему получение того, чего вы действительно хотите, может поставить вас в положение, в котором вы чувствуете себя более уязвимым, чем когда-либо. Прежде чем продолжить, найдите способ удовлетворить эти потребности.

8. Составьте генеральный план своей жизни.

Забудьте о пяти- или даже десятилетних планах; так много изменений с течением времени, что почти невозможно установить цели, которых вы сможете придерживаться. Скорее всего, появятся новые или даже лучшие возможности, и хотя ваша жизнь не будет выглядеть так, как вы думали, вам от этого будет лучше.

Вместо этого приготовьте генеральный план. Определите свои основные ценности и мотивы. Спросите себя, какова конечная цель того, чего вы хотите достичь, пока живы; представьте, какое наследие вы хотите оставить. После того, как вы определите свои общие ценности, вы сможете принимать решения на долгосрочную перспективу, которые соответствуют вашему истинному я.

9. Заведите дневник благодарности.

Лучший способ начать думать о том, чтобы «иметь», а не «желать», — это начать практику благодарности. Выражая благодарность за все, что у вас есть, вы переключаете свое мышление с жажды перемен на чувство удовлетворения тем, где вы находитесь. Ничто так не притягивает к вам изобилие, как благодарность. Есть поговорка: как только вы поверите, что у вас достаточно, вы готовы получать все больше и больше. Это, несомненно, правда.

10. Начинайте просить о том, чего хотите, даже если знаете, что вам откажут.

Если кто-то попросит вас выполнить консультационный проект, попросите сумму денег, которую вы действительно хотите заработать за это. Если ваша цель состоит в том, чтобы получить продвижение по службе в вашей организации, сядьте с вашим начальством и сообщите о своих намерениях. Обратитесь к брендам, с которыми вы хотите работать. Начните просить о том, чего вы хотите, даже если у вас нет оснований полагать, что кто-то на самом деле даст вам что-то из этого. В конце концов, они будут.

11. Отпустите свою привязанность к «как».

Ваша работа состоит в том, чтобы определить что, а затем работать в тандеме с другими людьми над тем, как.

Если ваша цель — работать удаленно и вести собственный бизнес, вместо того, чтобы сдаться, если первая попытка не увенчается успехом, попробуйте переосмыслить, как еще вы могли бы реализовать свое окончательное видение новым способом, более выгодным с финансовой точки зрения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts