Вклад сократа в психологию: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

Сократовский метод, что это такое и как его применяют в психологии / Клиническая психология

У всех нас в голове много вопросов, для которых мы хотели бы найти решение. И найти ответ на них наименее сложно. Мы часто ищем решение в других, хотя нам действительно нужно найти собственный ответ.

Что касается основных философских вопросов, таких как этика или мораль, или даже на уровне терапии, метод, чье происхождение восходит к Древней Греции, является полезным. Именно к фигуре Сократа. Речь идет о сократовском методе, о котором мы будем говорить на протяжении всей этой статьи.

  • Статья по теме: «Вклад грека Сократа в психологию»

Сократовский метод: что такое?

Под сократовским методом мы понимаем методологию, с помощью которой предлагается, что человек способен взрослеть и мобилизовать свои ресурсы и размышлять над проблемами, которые их преследуют. Цель метода Сократа или диалога Сократа не состоит в том, чтобы дать ответ на вопросы других, но в пользу того, что этот человек сможет углубить свою психику и рефлексию для того, чтобы это развитие собственных знаний само по себе.

Сам по себе метод Сократа состоит скорее в диалоге между двумя или более людьми, который направляет другого через ряд вопросов и использует такие ресурсы, как ирония., к разрешению ваших сомнений и конфликтов. Это руководство — просто помощь, будучи, в конце концов, тем, кто сам находит решение. На самом деле, технически даже не обязательно, что ответ, также допустимо признать незнание определенного факта или аспекта..

Как правило, на вопросы, возникающие у субъекта, отвечает другой превентивный вопрос о том, кто применяет метод, таким образом, что мысль субъекта направляется к тому, кому он применяется, в определенном направлении, не изменяя тем самым их способы мышления напрямую..

так, Главное в этом методе — использование вопросов индуктивного типа, использование собственных ресурсов в нужном направлении. Что касается типа вопросов, о которых идет речь, они, как правило, относительно простые, основанные на трех основных частицах: что, как и для чего.

Основная операция — сначала выбрать конкретную тему или утверждение, которое считается верным, и исследуйте это понемногу таким образом, чтобы оно было сфальсифицировано и опровергнуто, а затем генерировать новые знания о предмете.

  • Возможно, вас заинтересует: «70 слов Сократа, чтобы понять его мысль»

Происхождение: маевтика

Происхождение метода Сократа найдено в фигура того, кто берет имя: Сократ, греческий философ Этот автор разработал диалектический метод с целью помочь найти свою правду или даже защитить позиции меньшинства.

Процесс был относительно прост для объяснения, хотя его реализация сложнее, чем кажется: во-первых, ирония была использована для того, чтобы завязать диалог студенту или человеку, задавшему ряд вопросов о значение предпосылки, выбранной ранее, чтобы постепенно начать сомневаться в этом и даже в конечном итоге признать невежество о предмете и даже свести его к абсурду.

После этого была использована маевтика или сам сократовский метод: следователь продолжал вести мыслительный процесс собеседника через диалог, и реализация относительно простых вопросов, предложение и использование ресурсов субъекта для генерации новой истины или мнения, более специфичного для индивида по отношению к рассматриваемой предпосылке, нового знания того, что действительно известно.

Применение метода Сократа в психотерапии

Сократовский метод, хотя и имеет древнее происхождение, все еще действует сегодня в разных формах. Мир образования является одной из областей, в которой он может быть применен, а также является областью здравоохранения. В последнем, мы должны подчеркнуть его использование в клинической и медицинской психологии.

Применение метода Сократа широко распространено в психотерапии, независимо от теоретической модели, поскольку рассматривается как способ мобилизации и использования собственных ресурсов пациента для достижения их улучшения..

Одним из психологических течений, которые его чаще всего используют, является когнитивно-поведенческий, являющийся наиболее легко узнаваемым примером использования метода Сократа. вопрос о неадекватных убежденияхсубъект демонстрирует глубоко укоренившуюся мысль или убеждение, которое порождает страдание или дискомфорт (или изменяет его поведение, порождая его для других), например идею бесполезности.

Терапевт может выяснить, что значит быть бесполезным, в каких ситуациях возникает эта идея, какие у нее могут быть последствия или какие могут быть страхи, пока не достигнет точки, когда субъект не сможет сделать более глубокий самоанализ (в значительной степени, Используются техники, такие как нисходящая стрелка, которая стремится глубже и глубже проникнуть в то, что стоит за определенной мыслью или убеждением.). После этого сеанс может быть перенаправлен с вопросом, могут ли быть альтернативные интерпретации и позже пациент будет пытаться восстановить свое видение реальности более адаптивным способом с помощью своих собственных ресурсов. Это процесс, связанный с когнитивной перестройкой.

Аналогичным образом, другим типом терапии, в которой используется метод Сократа, является логотерапия в рамках феноменологических и экзистенциалистских моделей. В этом случае метод Сократа используется в качестве одного из основных методов, используемых для реактивации ресурсов пациента и достижения чувства жизни. В этом смысле он способствует самораскрытию субъекта, генерирует альтернативы, отвечает за свой выбор и пытается превзойти. Ценности и восприятия прорабатываются, среди многих других концепций.

Это всего лишь два примера методов лечения, в которых используется метод Сократа. Тем не менее, его использование очень распространено практически во всех видах терапии в клинической психологии.

Библиографические ссылки:
  • Eliécer, J. (2005). Сократовский метод в высшем образовании. Национальный педагогический университет.
  • Мартинес Э. (с.ф.). Сократовский диалог в психотерапии ориентирован на смысл. Socieddad для продвижения психотерапии, ориентированной на смысл. Доступно по адресу: http://www.saps-col.org/saps/new/wp-content/uploads/2016/02/The-dialogo-socr%C3%A1tico-en-la-psicoterapia-centrada-en-el -sentido.pdf.
  • Партарриу А. (2011). Сократовский диалог в когнитивной психотерапии. Третий международный конгресс научных и профессиональных практик в области психологии. XVIII исследовательские дни. Седьмое совещание исследователей в области психологии МЕРКОСУР. Школа Психологии Университет Буэнос-Айреса. Буэнос-Айрес.
  • Сегура, C. (2017). Сократовский метод сегодня. За диалогическое учение и практику философии. Мадрид: школа и май.

Демокрит, Сократ, Платон — История психологии (Психология)

Лекция 4 (27.09.10)

Демокрит (470 – 370 до н. э.)

Основатель материалистического подхода, детерминизма, нет беспричинных явлений, все явления происходят благодаря механическому соударению атомов. Случайность – это непознанные события, причин которых мы не знаем.

Все в мире состоит из атомов. Это неизменные, невозникающие, неизменные единицы. Даже боги – скопления огненных атомов. Демокрит больше говорил об огне, как о энергетической составляющей.

Человек тоже состоит из атомов. Самые «превлегированные» атомы образуют его душу. Поскольку душа состоит из атомов, она смертна. Со смертью тела душа рассеивается в пространстве. Душа связана с телом, стареет вместе с ним.

С дыханием человек втягивает в себя частицы своей души, и выдыхает их также. Представитель панпсихизма – все имеет душу. Болезнь – изменение пропорций атомов. В органах чувств атомы ближе расположены к поверхности, чем в других органах (легкие и тяжелые атомы). Мозг позволяет познавать мир. Страсти живут в сердце, чувственные вожделения – в печени.

Говорит о наличии первичных и вторичных качеств. Первичные – объективные – тяжесть, плотность и др. Вторичные – необъективные, например, запах, цвет. Именно вторичные свойства – это продукт соединения атомов. Вкус может быть разный.

Первым дифференцирует ощущения и восприятия, говоря о зрении. С одной стороны, мы ощущаем цвета (ощущение), с другой – целостные образы (восприятие). Первым описал целостность восприятия. Образы отражают структурные свойства соединений атомов.

Выделяет два уровня познания – чувственное (темное, не совсем достоверное) и рациональное (мышление, оно более тонкое, позволяет постичь истину).

Материалист, все состоит из атомов, все имеет причину, процесс познания включает и ощущения, и восприятие, и мышление.

Сократ

Все его труды передавались из уст в уста, книг не осталял.

Благодаря постулатам Сократа запустился механизм философского мышления. Сам процесс взаимодействия с коллегами – режим «вопрос – ответ». Сократ его стимулировал для формирования ясного, четкого сознания. Сама форма «познай самого себя» запускала процесс рефлексии, анализ собственных ценностей, убеждений, установок.

Главная тема Сократа – обращение к своему внутреннему миру. Многие школы в дальнейшем пошли в своем направлении. Например, циники тоже ссылались на Сократа, мотивируя тем, что Сократ ориентировал их на самих себя. Ориентация на себя – единственно верная.

Платон (428г. до н. э. – 348 г.)

Ученик Сократа. Его часто представляют как антагониста для Демокрита. У Платона – идеалистическое учение. Основное – не мир материи, мир вещей, а мир идей. Первична идея, вторична материя. Причина существования вещей – в идее. Идея исходит сверху в мир вещей. Любые вещи имеют идеальный аналог. Идеи познаваемы, а вещи темны и неистинны.

За каждым явлением предметного материального мира стоит идея.

Характеристики идей:

Идея – истинное бытие, сущность, парадигма вещей (а не взгляды и понятия!)

Идея безотносительно к человеку, его мышлению , но при этом они предписаны (заданы) человеку

Идеи вечны, неизменны, постоянны, лишены временных характеристик, выключены из потока качественного изменения.

Идеи безобразны, бестелесны, не выражены в категориях числа, пространства, времени.

Будучи бестелесны, идеи чувственно не воспринимаемы. Они умопостигаемы. Они образуют целостную, иерархически построенную систему, где низшие идеи подчинены высшим, вплоть до идеи единого (это высшая идея, первооснова).

Мир состоит из:

— бытия, или мира идей,

— небытия, это материальный мир, созданный Богом из четырех стихий и

— мира чувственных вещей (это середина между бытием и небытием), в этом мире бытие взаимодействует с небытием.

Окружающий нас мир состоит из тусклых, искаженных образов бессмертных идей. Высшая идея – идея блага – составляет мировую душу. А вторая мировая душа – это идея Зла. Добро и Зло дают начало всему. Человеческая душа – тоже часть мировой души.

Души существуют у звезд, планет, животных. Душа призвана властвовать и управлять телом. Душа и тело антагонисты. Душа бессмертна, тело смертно. Душа не зависит от тела, после смерти тела она переселяется в другие тела.

Этический постулат Платона: бегство от телесного. Душа должна бежать от тела, уходить от чувственного и телесного и уходить в мир идей.

Как представлен процесс познания у Платона

Познание, осуществляемое органами чувств, неистинное, но оно помогает телу выживать. Истинное познание – это познание идей. Чтобы познать, органы чувств нам не нужны. Нам нужна интуиция. Через нее начинается процесс познания идей. Истину знает душа до рождения человека, но как только она соединяется с телом (человек рождается), душа забывает истину. Заметил, что маленькие дети могут говорить глобальные вещи, поскольку их душа еще несет отпечаток истинных знаний. Взрослея, человек живет уже знаниями, которые получает через тело. Только мудрецы способны познавать истинное знание.

После смерти тела душа выходит из него. Она может встретить новое тело, а может вознестись в мир идей и там существовать, потом опять встретиться с новым телом. Тело – временное прибежище.

Строение души:

1) высшая, разумная часть

2) низшая, благородная часть (эмоции, желания, стремления, мотивы)

3) нижняя, вожделеющая (потребности, влечения, трудно управляемы страсти)

Эти три части души есть у каждого человека, но пропорции разные. В зависимости от того, какая пропорция доминирует, человек занимает определенное положение в обществе. Если доминирует часть 1, то это мудрецы, правители. Часть 2 доминирует у воинов, героев. А люди, занимающиеся низкоквалифицированным трудом и рабы – доминирует часть 3.

Труд «О государстве». Это хороший трактат не только по элементам политики, но и по социальной психологии. Говорил о том, что у греков больше благородной души, у народов Востока – вожделеющей.

Чувственное познание пассивно, мышление активно. Высшая форма познания – интуиция.

Аристотель (384 – 322 г. до н. э.)

Основоположник и психологии (психологических научных идей), и вообще научно-философских представлений о человек и о мире. Его основной труд «О душе». Душа – предмет психологического знания. Объект исследования душевных явлений – организм. Тело и душа находятся в целостном единстве. Само понятие организм предполагает рассмотрение человека в контексте взаимодействия со средой, с миром.

То есть душа и тело – не враждующие полюса, а между ними гармония. Душа – активное начало, тело – субстанция. Душа – сущность, если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение. То есть душа – функция, реализация тела. У души нет самостоятельной субстанции, поэтому как тело не может существовать без души, так и душа не может существовать без тела.

Создает монистическое учение о единстве души и тела. Исходным в его концепции – человек. Душа – ресурс для жизни человека. Поскольку душа бестелесна, она не может быть разделена на части. Поэтому он говорит не об элементах души, а о функциях души.

Три основных функции души:

1) вегетативная, связанная с дыханием и жизнью. Представлена у растений. Способна ощущать.

2) Чувственно-двигательная или активная функция. Представлена у животных. Способна двигаться и чувствовать.

3) Разумная функция души. Присуща только человеку. Способна мыслить.

Процесс познания

У души есть важная функция – ощущающая. Попытался предложить свою теорию ощущений и восприятий. Основные компоненты восприятия:

— объект, находящийся вне человека

— органы чувств

— промежуточные среды, которые находятся между объектом восприятия и органом чувств, они преобразуют качества объекта

— общее чувствилище – это познающее качество объекта, находится в самом человеке, расположено в ГМ

Особая область психических образов – фантазии. Они представлены в памяти и воображении. Возникают без воздействия объектов.

Ощущения и восприятия – базовые формы познания. Мышление – высшая. А память помогает познанию осуществляться.

Аристотель – автор особого состояния сознания – катарсиса. Это познание с чувственными страстями. Особое состояние, когда человек приходит к решению быстро и неожиданно, и этот процесс сопровождается яркими, позитивными чувствами.

Характер человека формируется в процессе его жизни, в процессе упражнений различного рода. Придает много смысла принципу причинности. Особенно выделяет целевую причину – то, ради чего совершается действие.

Является основоположником логики. Ввел триаду: понятие, суждение, умозаключение. И первая посылка, вторая посылка, умозаключение (этапы логического процесса).

ДВА ЭТАПА АНТИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ:

— собственно основатели школ

— эллинистическая мысль, продолжение развития тех или иных идей. Например, патетики – продолжатели идей Аристотеля. Стоицизм продолжал идеи Гераклита. Эпикурейцы – идеи Демокрита. Платонисты – идеи Платона. Скептицизм, цинизм. На границе – патристики (христианство и античность).

Основные школы

Стоики

Возникла в 4 в. до н. э. Основатели – Зенон, Хризип. Рассматривали космос как состоящий их бесчисленных модификаций огненного воздуха – пневмы. Душа тоже состоит из пневмы. Этический постулат стоиков – человек должен жить согласно логосу (основной закон, судьба). Стоики – детерминисты. Возвеличивали разум. Человек не достигает счастья, поскольку не знает, из чего оно состоит. Аффекты возникают из-за неправильной деятельности ума. Нужно больше думать, нежели чувствовать. Удовольствия и страдания – ложные суждения о настоящем, страх – ложное суждение о будущем.

Занимались внутренней и внешней речью, развивали логику, идеи познания. Аффекты – это болезнь. Только разум способен регулировать поведение. Стоицизм объяснялся тем временем. Стоики призывали всех мужественно смотреть в лицо судьбе, держаться до последнего, стараться приносить благо себе и окружающим.

Эпикур и эпикурейцы

Жил в конце 4 в. до н. э. Опирался на идеи Демокрита, связанными с атомами. Но в противовес идеям Демокрита, говорил, что атомы могут отклоняться от своего жесткого пути. Допускал представление о случайности (это когда атомы отклоняются от своего пути). Когда атом отклоняется от своего привычного пути, формируется новое. Отклонения – путь появления качественных изменений. Живое тело и душа состоят из атомов. Смерть не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, ее нет, когда она есть, нас уже нет.

Эпикурейцы были ориентированы на мораль, размышляли о путях достижения человека. Но если стоики говорили, что нужно держаться разума, ориентироваться не только на себя, но на других (труд, служение), то эпикурейцы говорили, что нужно позаботиться о себе, устраниться от общественных дел. Это позволяет избежать тревог и страхов, и испытать наслаждение.

Гиппократ

Герофил и Гален

Герофил изучал строение организма, включая ГМ. Различия между чувствительными и двигательными нервами.

Гален (2 в. до н. э.) доказал зависимость организма от НС. Первичным в аффективных состояниях являются изменения в организме, психические состояния вторичны

Плотин

Представитель школы Платона. Пошел дальше учителя. Душа абсолютна нематериальна, телесность отвергается. Теория порождения мира – первопричина всего – нус, или ум. Является единым, рождается сам из себя, внутри его идет дифференцировка идей. Идеи рождают душу и затем начинают уже встречаться с миром бытия. Человек живет на границе бытия и небытия, но больше связан с небытием. Душа происходит из мировой души. Вторая ее направленность – на чувственный мир. Третья направленность – на себя. Плотин первым заговорил о самосознании, рефлексии.

Киники или циники

В поисках свободы человек должен освободиться от всего, что ему мешает, стать самодостаточным. Также человек должен освободиться от стыда. Невежество и негативизм – тоже символ независимости. Нельзя стыдиться отправлять свои истинные потребности.

Диоген – яркий представитель. Жил в бочке. Его рацион был скуден, жил подаянием, ходил без одежды. Отказался даже от ложки, ел пригорошней (как маленький ребенок).

Лекция «3. Зарождение современных теорий культуры» также может быть Вам полезна.

Киники отрицали браки. Брак – это зависимость, обществом одобряемая жизнедеятельность. Детей у них было много. У киников было понятие добродетели. Но они должны быть связаны с желанием самого киника, не должно идти против воли. При этом эти дела должны быть действительно добрыми. Мудрость кинийцев – жить «здесь и сейчас», реализовывать свои потребности, в том числе и делать добрые дела.

Приоритет природы, человек – часть природы. Этика – индивидуалистическая. Общество налагает чуждые и враждебные обязанности.

Скептики

Были агностиками. Предлагали тезисы и антитезисы. Скептик никогда не забывает о том, что дедукция – не предполагает нового знания. Дедукция не доказывает собственных утверждений. Невозможно понять, истинны предпосылки или нет. Любому суждению можно противопоставить равное по силе противоположное суждение.

Августин

Находился на границе античности и Средневековья.

Сократ | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.

  • Метод Сократа
  • Вопросы Сократа в терапии

Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs

; 470 г. философия .

Говорят, что он афинянин, но описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена ​​​​возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Испытание и смерть
  • 3 Философия
    • 3.1 Метод Сократа
    • 3.2 Философские убеждения
      • 3.2.1 Знания
      • 3.2.2 Достоинство
      • 3. 2.3 Политика
      • 3.2.4 Мистицизм
  • 4 драматурга-сатирика
  • 5 Источники прозы
    • 5.1 Диалоги Сократа
  • 6 См. также
  • 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
  • 8 Сноски

Жизнь

Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон.

Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.

Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.

Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0029 Симпозиум

Сократ явно отрицает получение оплаты за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.

Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Симпозиум указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.

Испытание и смерть

Файл:Socratesdeath.jpg

Смерть Сократа Жак-Луи Давид (1787).

Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, три видных общественных деятеля побудили афинский общественный суд судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В

Извинение]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.

Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0029 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.

Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно

Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.

Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.

Философия

Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр

Платонизм

Платонический идеализм
Платонический реализм
Средний платонизм
Неоплатонизм
Статьи о неоплатонизме
Платоническая эпистемология
Метод Сократа
Сократический диалог
Теория форм
Платоновское учение о воспоминании
Физические лица
Платон
Сократ
Обсуждения произведений Платона
Диалоги Платона
Платоновская метафора солнца
Аналогия разделенной линии
Аллегория пещеры

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

См. основную статью: Метод Сократа Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0029 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим».
[ необходима ссылка ]

Философские убеждения

Детализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей.

Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже.

Знание

Кажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости.

В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и была бы не в состоянии отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит.

Добродетель

Сократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной.

Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44)

В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового.

Политика

Часто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа.

Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность служить притащение когда суд над группой генералов руководил катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников.

Мистицизм

Читая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе.

Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.

Драматурги-сатирики

Он заметно высмеивался в комедии Аристофана «Облака» , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9.0029 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».

Прозаические источники

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах.

Диалоги Сократа

См. основную статью: Диалоги Сократа

Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом или другими людьми его времени. как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Извинение представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами.

Апология утверждает, что это запись реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , что означает «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина.

Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0029 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят через несколько итераций уточнения ответа на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?»

В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.

Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона.

См. также

  • Сократ , симфоническая драма Эрика Сати.
  • О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа , трактат о Сократе и сократовской иронии Сёрена Кьеркегора.

Дополнительная литература и внешние ссылки

  • Апология Сократа, Платон. http://en.wikisource.org/wiki/Апология
  • Брюэлл, Кристофер (1999). О сократовском образовании: введение в краткие платонические диалоги . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.

Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).

  • Греческая философия: Сократ
  • Электронные тексты
  • Project Gutenberg о Сократе, среди прочего:
    • Диалоги Платона (см. также статьи Википедии о диалогах Платона)
    • Сочинения Ксенофонта, такие как Мемораблиа и Хелленика .
    • Сатирические пьесы Аристофана
    • Сочинения Аристотеля
    • Вольтер Сократ
    • Вторая история Менона; продолжение диалога Сократа с Меноном, в котором мальчик доказывает иррациональность корня 2 (анонимный автор)
  • Бесплатная аудиокнига диалога Сократа Евтифрон в LibriVox
  • SocraticMethod.net — Портал исследования метода Сократа
  • Введение в греческую философию , JV Luce, Thames & Hudson, NY, l992.
  • Введение в философию , Жак Маритен
  • Греческие философы — Сократ, Платон и Аристотель , C. C.W. Taylor, RM Hare, and Jonathan Barnes, Oxford University Press, NY, 1998.
  • Тейлор, CCW (2001). Сократ: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Цитаты Сократа
  • Ричард Робинсон, Ранняя диалектика Платона , 2-е издание (Clarendon Press, Oxford, 1953). Ч. 2: Эленх Гл. 3: Эленх: Прямое и косвенное
  • Стэнфордская энциклопедия философии — Сократ (2005)
  • Биография Сократа

Сноски

  1. ↑ Каган, Дональд. Падение Афинской империи. Первый. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1987.
  • ar:سقراط

ast:Sócrates бн: সক্রেটিস ба:Сократ бс: Сократ бг:Сократ ca: Сократ cs: Сократес да: Сократ де: Сократ et: Сократ эл:Σωκράτης es: Сократ Эо: Сократо eu: Сократ fa:سقراط фр: Сократ ga:Сокрайтеас ko:소크라테스 час:Сократ ку: Сократ ID:Сократ иа: Сократ это:Сократес он: סוקרטס ка: სოკრატე sw: Сократ ла: Сократ lt: Сократас hu: Сократеш мк:Сократ мс: Сократ nl: Сократ нет: Сократ nn: Сократ пс: سقراط nds: Сократ pt: Сократ Ро: Сократ ru:Сократ простой:Сократ ск: Сократ sl:Сократ ср:Сократ ш: Сократ fi: Сократ sv: Сократ та: சாக்கிரட்டீஸ் th:โสกราตีส vi: Сократ Великобритания:Сократ ва: Сократ zh:苏格拉底

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Почему методы Сократа так важны

«Ибо философия начинается с удивления». Сократ считал, что это и есть отправная точка мышления — задуматься о предмете мысли. Удивляться — значит изумляться, питать сомнения и любопытствовать. Мы начинаем задаваться вопросом, затем в диалоге мы можем исследовать нашу тему и прояснить наши идеи.

Обучение происходит, когда нам любопытно. Что Вы хотите знать? Что вы хотите лучше понять в своей жизни? Сделав этот первый шаг и просто задумавшись об этом, вы на пути к самопознанию и обретению истины. Вся цель диалогов Сократа состояла в том, чтобы продемонстрировать необходимость думать самостоятельно. Мышление для Сократа определялось как диалог разума с самим собой.

Бюст Сократа

Источник: Le balze, ninfeo 15 сократ

Древнегреческий философ Сократ считается основателем западной философии. В юном возрасте у него развился философский склад ума, и он делал самые раздражающие вещи — ходил и задавал вопросы совершенно незнакомым людям. Он смиренно задавал вопрос, пытался вмешаться, а затем смотрел, можно ли оставить каждого еще более мудрым после того, как он провел дискуссию. Его цель состояла в том, чтобы найти систематическое обоснование, которое оживляет то, как мы говорим об идее. Что делает его таким ценным? Почему так ценится?

Поиски мудрости и истины заключались в активности диалога. Именно в расспросах, поисках и вовлечении можно было узнать свои истинные убеждения и добраться до сути вопроса о проблемах, которые терзали душу. Исследовательская, разговорная позиция позволяет выдвигать подразумеваемые мнения, а затем подвергать сомнению обоснованность этих взглядов.

Недавно во время ужина с подругой она призналась, что ей плохо на работе. Ее босс, казалось, не заботился о своих обязанностях и не относился к ним серьезно. Моей подруге оставалось наверстать упущенное и разобраться с необходимыми ловушками невнимательного начальника. Это поставило ее в шаткое положение и причинило большой дискомфорт.

Я спросил ее, как вы определяете свою должность? Какова ваша обязанность перед этой должностью, и предполагала ли она выполнение работы ее босса? Ну нет, ответила она, но как же я не могу? Это моя обязанность, потому что я считаю, что другим следует предоставлять надлежащую информацию. Проблема заключалась в том, что ее целью было попытаться заставить своего босса выполнить свой долг, а этого не должно было случиться. Это было подразумеваемое убеждение, что выполнение роли ее босса каким-то образом разбудит его, чтобы он исполнил ее сам. Он, скорее всего, не собирался волшебным образом меняться. Если бы она могла помогать другим, но при этом признавала, что это не изменит настроения ее босса, она могла бы продолжать отстаивать свои принципы. Для нее помощь другим была ее самой ценной ролью на работе, и она хотела продолжать это делать.

Диалог с другом или самим собой может сделать убеждения, невысказанные знания и убеждения явными. Они выносятся на поверхность и могут быть исследованы на предмет их ценности и важности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts