Бессознательное примеры: в психике человека, отличие от сознательного, виды

Содержание

Коллективное бессознательное (по Юнгу): примеры

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Содержание

  • Что такое коллективное бессознательное
  • История открытия понятия
  • Характеристики коллективного бессознательного
  • Архетипы коллективного бессознательного
  • Примеры коллективного бессознательного
  • Проблема и критика
  • Заключение

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Первое упоминание учения о коллективном бессознательном было в 1916 году в статье Юнга «Структура бессознательного». Речь в ней шла об исследованиях Фрейдом сновидений. В них он обнаружил некоторые элементы, которые 100% не были частью индивидуального бессознательного, но напоминали о коллективной природе человека. Эти самые элементы были названы профантазиями, архаическими остатками. Также Фрейд говорил о них как об унаследованных психических предрасположениях, архаическом наследии прошлого и унаследованных схемах.

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Есть и другая причина, почему коллективное бессознательное не пользуется популярностью — эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В нее можно только верить.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.

Коллективное бессознательное – концепция, теория, структура, архетипы, примеры

Коллективное бессознательное – загадочно по своей природе, оно выражает себя через множество форм: сновидения, мифы и сказания, того или иного поведения в ситуациях, предчувствиях, или, когда человек решает заниматься каким-то новым делом и руки как будто узнают это «делание». Мудрецы правильно говорили: «Все ответы в тебе!».

Понятие коллективного бессознательного

Концепция коллективного бессознательного предполагает, что каждый человек является носителем общего опыта филогенетического развития человечества в целом. Коллективное бессознательное передается через мозговые структуры и являет собой самый глубинный пласт психики, а содержание выражает себя через определенные архетипы – схемы поведения, включающиеся в ответ на конкретно возникающие ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного дремлют не только архаические формы существования людей, но и осадки функционирования животных предков.

Кто впервые ввел термин о коллективном бессознательном?

Автор понятия коллективное бессознательное знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и противоречивый ученик З. Фрейда. Впервые термин прозвучал в 1916 г. в опубликованной статье Юнга «Структура бессознательного», где он подчеркнул, что З. Фрейд, при анализе сновидений пациентов первым обнаружил элементы, не являющиеся из индивидуального бессознательного, но подчеркивающих архаичную, коллективную природу. Позже К.Г. Юнгом стал использоваться термин «объективная психика», затем «трансперсональное бессознательное».

Проблема коллективного бессознательного

Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга была почерпнута из идей о «коллективных представлениях» этнолога Леви-Брюля ассоциирующихся с процессами социализации человека, но Юнг пошел дальше опираясь на биологические и местами мистические трактовки человеческого бытия. Религиозные отношения, мифологические связи представлялись К.Г. Юнгу одними из важных элементов человеческой психики, закрепляющихся в виде символов коллективного бессознательного, в отличие от Фрейда, не уделявшего духовному опыту человека должного внимания.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Понятие коллективного и индивидуального бессознательного в человеке имеет некоторое различие. Индивидуальное бессознательное открытое З. Фрейдом всегда личностно, основано на врожденных инстинктах самосохранения, размножения, генетического материала, переданного родителями. Коллективное бессознательное идентично у всего человечества, образует самый глубинный пласт психики и является предпосылкой индивидуального бессознательного каждого отдельно взятого человека.

Коллективное бессознательное по Юнгу

Коллективное бессознательное в концепции Юнга состоит из конгломерата архетипов, а самим архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций, повторяющихся и закрепляющихся в психике в виде формы не наполненной содержанием, а содержащей возможности определенного типа восприятия или действия. Сами архетипы активируются в виде образа в подсознании, когда проигрывается соответствующая для них ситуация и проявляются во время сновидений, спонтанного творческого самовыражения.

Структура коллективного бессознательного

Для того, чтобы понимать, что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу, важно обратиться за разъяснениями к трудам самого психоаналитика. К. Г. Юнг обозначал содержимое коллективного бессознательного опираясь на следующие параметры:

  • передается по наследству;
  • состоит из архетипов, являющихся предшественниками и образцами инстинктивного проявления;
  • архаично по природе: содержание и образы поведения идентичны у всего человечества не взирая на расовую принадлежность, и это образует единое основание душевной жизни каждого;
  • мифологично по структуре;
  • неподвластно контролю со стороны воли.

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг об архетипах коллективного бессознательного говорил, что это своего рода помощь человеку адаптироваться во внешней среде. Люди подчиняются трем базовым моделям поведения:

  • хаос – стремление к войне;
  • порядок или нейтралитет – сотрудничество, кооперация, поддержание баланса;
  • гармония – стремление к процветанию, взаимопониманию и красоте во всем.

Архетипов много, но К. Г. Юнг выделяет основные или базовые, которые определяют существование, тактику поведения, взаимодействие с миром у большинства людей:

  1. Анима и Анимус. Женская и мужская дуальность в человеке.
  2. Тень – темная часть психики, тщательно охраняемая бессознательным.
  3. Герой – решает задачи связанные с опасностью, спускается в подземелье, побеждает драконов.
  4. Мудрый старец – Отец, положительный Анимус, сегодня К.Г. Юнга можно отнести к этому архетипу.
  5. Трикстер – он же Джокер, Дурак, архетип хитрости, коварства, но и невероятной мощи и энергии, всегда всплывает в сказаниях о Героях.
  6. Персона – то как человек являет себя обществу, «защитная кожа» личности.

Коллективное бессознательное у М. Фуко

Коллективное бессознательное в психологии совокупность архетипов, а коллективное бессознательное в философии это историческое или культурное бессознательное, по мнению Мишеля Фуко, философа и психолога, представителя антипсихиатрии создавшего первую психоаналитическую кафедру во Франции. Фуко определяет бессознательное как текст. При изучении разных эпох, Фуко заметил, для каждого отрезка времени существует «проблемное поле», образующееся из имеющихся дискурсов научных дисциплин, но все они образуют единую эпистему (систему знаний).

Эпистема реализуется в речи современников как определенный языковой код с предписаниями, нормами и запретами, бессознательно определяя поведение и мышление характерное для данной эпохи образуя единое коллективное историческое бессознательное. В противовес этому М. Фуко противопоставляет индивидуалистов аутсайдеров «социально отверженных» мыслителей, художников, безумцев, способных разрушить существующую эпиконструкцию.

Коллективное бессознательное – примеры

Коллективное бессознательное – примеры в жизни можно обнаружить при анализе поведения людей, которые находятся в толпе, и здесь коллективное или трансперсональное бессознательное проявляет себя через два вида поведения:

  1. Объединяющее массовое поведение – толпа становится единым целым в результате заражения одинаковым эмоциональным фоном, идеями – так бывает во время митинг, где группа людей отстаивает свои права, или это толпа фанатиков в состоянии всеобщего экстаза.
  2. Разъединяющее массовое поведение – здесь коллективное бессознательное выступает как «сеющее» панику и хаос. Люди эмоционально потрясены, и поведенческие механизмы в незнакомой ситуации срабатывают на уровне инстинкта выживания, люди действуя иррационально – внешне это выглядит, что человек не отдает себе отчета в своем поведении.

Пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из пациентов был под влиянием архетипа Спасителя и подозвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы лицезреть солнечный фаллос, и если попробовать качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер. В 1910 г. Юнг изучая мифологию наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями очевидно, и в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного древности.

 

10 Примеры коллективного бессознательного (Юнг)

Концепция коллективного бессознательного Карла Юнга относится к идее о том, что каждый человек разделяет общий набор ментальных концепций. Эти ментальные концепции, по-видимому, существуют в коллективной психике всего человечества.

Идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что наше глубочайшее бессознательное было сформировано веками общего человеческого опыта. Это наследие, которое мы все разделяем, глубоко влияет на наши мыслительные процессы, по-видимому, в разных культурах и контекстах.

Чтобы проиллюстрировать это, Юнг ввел понятие юнгианского архетипа. Это тип человека, который встречается почти в каждой культуре, как определено ниже.

Архетипы Юнга

Юнг предполагает, что архетип «матери» присутствует в коллективном бессознательном, и у людей могут быть подсознательные ассоциации с этим образом, влияющие на их жизнь. Точно так же, согласно Юнгу, в разных культурах существует общее представление о «мудром старике». Эту идею также можно считать архетипом, происходящим из коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное (не путать с коллективным сознанием в социологии) помогает объяснить, почему определенные темы, символы и истории неоднократно появляются в литературе, религии и искусстве в разных культурах и временах.

Однако каждый человек (несмотря на то, что он связан с коллективным бессознательным) также имеет уникальный опыт и интерпретацию этих общих понятий.

Вопросы на понимание:  Пока вы читаете эту статью, наш редактор Крис будет задавать вопросы на понимание и критическое мышление, чтобы помочь вам извлечь максимальную пользу из этой статьи. Учителя, если вы поручите эту статью домашнему заданию, пусть учащиеся ответят на эти вопросы дома, а затем используйте их в качестве стимулов для обсуждения в классе.

Определение коллективного бессознательного

Понятие коллективного бессознательного относится к общему унаследованному резервуару информации и опыта в бессознательном разуме всех людей.

Согласно Карлу Юнгу, который считается «отцом» этой концепции, психика каждого человека связана с коллективным бессознательным из-за нашего общего наследия. У нас есть набор общих символов и архетипов, которые, по-видимому, охватывают разные культуры и эпохи (Lawson, 2019).).

Как заявил Хаким (2022),

«В юнгианской психологии коллективное бессознательное является частью бессознательного разума, которое происходит из памяти предков и опыта и является общим для всего человечества, в отличие от индивидуального бессознательного» (стр. 491).

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное состоит из двух слоев.

  • Первый слой: Первый слой — это личное бессознательное, которое содержит уникальные воспоминания, переживания и подавленные элементы человека.
  • Второй слой: Второй слой — это коллективное бессознательное, которое содержит общие воспоминания и опыт всего человечества (Lawson, 2019).

В отличие от личного бессознательного, которое формируется в результате индивидуального опыта, коллективное бессознательное наследуется генетически и не формируется личным опытом (Cambray, 2010).

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное отвечает за заметное общее поведение, идеи и чувства в различных культурах и обществах (Lawson, 2019).).

Концепция коллективного бессознательного предлагает уникальный взгляд на то, как наше бессознательное связано с более широкими культурными и социальными силами.

Контрольная точка понимания: Основываясь на приведенной выше информации, напишите в тетради собственное перефразированное определение коллективного бессознательного. Ключевые слова, которые вы можете использовать в своем определении, могут включать «общий», «опыт» и «человечество».

10 Примеры коллективного бессознательного

  • Архетипы : Архетипы — это универсальные символы и типы персонажей, встречающиеся в разных культурах. Они имеют значительную культурную значимость, например, в религиозных и культурных текстах. Общие юнгианские архетипы включают героя, мать, тень, обманщика и мудрого пожилого человека.
  • Сны : Юнг считал, что сны открывают окно в коллективное бессознательное. Он работал со своими пациентами, чтобы изучить символы и образы в снах людей, полагая, что они охватывают разные культуры. Например, обычный сон о преследовании неизвестной фигурой может отражать общий страх перед опасностью, который мы унаследовали от наших предков.
  • Эмоции : Некоторые эмоции, такие как страх, гнев и радость, считаются универсальными человеческими переживаниями, которые связаны с нашим коллективным бессознательным. Когда вы испытываете радость или страх, другие люди, скорее всего, испытывали те же эмоции точно так же (подробнее об общих эмоциях см. в моей статье о примерах инстинктов).
  • Мифы и легенды : Мифы и легенды из разных культур имеют схожие темы и образы, что указывает на влияние коллективного бессознательного. Например, во многих культурах героям часто приходится бороться за общее благо, что свидетельствует об общем понимании важности самопожертвования и героизма.
  • Религия
    : Считается, что символы и истории организованных религий, такие как история сотворения, искупления и рая, уходят своими корнями в коллективное бессознательное. Так, например, христиане, мусульмане и другие религиозные группы разделяют схожие взгляды на веру и спасение. Точно так же в большинстве религий есть мифы, связанные с праздниками урожая, и христиане разделяют многие мифы о Рождестве с языческими религиями Северной Европы.
  • Сказки : Сказки во всем мире имеют схожие темы, сюжетные линии и архетипы, что предполагает их связь с нашим коллективным человеческим опытом. Например, многим детям рассказывают истории о принце и принцессе, которые в их культуре являются культурным идеалом.
  • Язык : Определенные слова, фразы и выражения на разных языках воплощают общие убеждения, традиции и ценности, которые могут быть связаны с коллективным бессознательным. Например, сказать «будь здоров» после того, как кто-то чихнет, возможно, было традицией, которая передавалась из поколения в поколение и глубоко укоренилась в культуре.
  • Ритуалы : Ритуалы, проводимые в разных культурах, такие как ритуалы рождения или смерти, содержат схожие символы, что заставляет многих полагать, что они коренятся в коллективном бессознательном. Например, в индийской и африканской культурах есть традиции сжигания мертвых, что предполагает общее понимание смерти (подробнее о ритуалах, охватывающих разные культуры, читайте в моей статье о четырех основных типах ритуалов).
  • Искусство : Художественные выражения, такие как картины, скульптуры, музыка и поэзия, часто содержат универсальные символы и мотивы, которые связаны с нашим коллективным бессознательным. В произведениях искусства часто используются общепризнанные символы и образы, такие как любовь, радость, боль и страдание.
  • Юмор : Считается, что некоторые виды юмора, включая каламбуры и фарсовые комедии, коренятся в общих архетипических и культурных паттернах, присутствующих в коллективном бессознательном. Если шутка вызывает у вас смех, возможно, причина в том, что она связана с нашим обоюдным пониманием мира.

Истоки коллективного бессознательного

Швейцарский психиатр Карл Юнг ввел понятие коллективного бессознательного во время работы с Зигмундом Фрейдом в психоаналитическом движении; однако он развивал свои идеи независимо от теории Фрейда.

Он увидел, что на людей влияет не только их индивидуальный опыт, но и общее культурное наследие, которое формирует человеческое поведение и отношения (Jung, 2012).

Юнг впервые ввел понятие коллективного бессознательного в своем 1916 эссе «Структура бессознательного».

В этой работе он осознал, что разум населен символами, идеями и архетипами, которые недоступны сознательному осознанию, но находятся в бессознательной части разума (Lawson, 2019).

Он отверг представление Фрейда о том, что бессознательное является просто хранилищем индивидуальных вытесненных мыслей и чувств.

Подшивка фактов: Зигмунд Фрейд

Юнг и Фрейд были современниками, оказавшими влияние на психоанализ начала 20 века. Фрейд, возможно, более известный ученый (т. е. благодаря своей концепции оговорки по Фрейду), считал, что в детстве люди проходят через серию кризисов, которые им необходимо преодолеть, иначе у них разовьются подсознательные психологические расстройства. Здесь, для Фрейда, подсознание содержало в себе индивидуальные переживания детства, а не было скрытым хранилищем коллективных человеческих знаний.

Юнг считал, что существует как личное , так и коллективное бессознательное. Коллективный элемент был наследием, передаваемым из поколения в поколение, от нашего глубокого эволюционного прошлого до наших дней (Jung, 2012).

Он упомянул, что все люди имеют одинаковую психическую структуру, которая формирует то, что он назвал «психологическими типами» в человеческой природе (такими как интроверсия и экстраверсия) (Сноуден, 2017).

Он считал, что это наследие содержит воспоминания и опыт человечества и является неотъемлемой частью нашей психики.

Для изучения коллективного бессознательного Юнг разработал терапевтические методы, такие как активное воображение, анализ сновидений и изучение архетипов (Lawson, 2019).

Его новаторская работа в области психологии заложила основу для будущих исследований. Кроме того, его идеи продолжают оказывать влияние во многих областях, от психологии до антропологии, социологии и философии.

Контрольная точка понимания: В чем заключались основные разногласия между Фрейдом и Юнгом в отношении бессознательного?

Коллективное бессознательное и синхронность

Синхронные события — события, которые кажутся происходящими скорее по причине, чем случайно — Юнг считал, что они происходят, когда активизируется архетип в коллективном бессознательном.

Человек, переживающий личную дилемму, может столкнуться с значимым совпадением, потому что срабатывает архетип в его коллективном бессознательном. Их бессознательное хранит ответы или подсказки, которые появляются во время синхронных событий, чтобы помочь человеку разобраться в ситуации.

Например, человек может пытаться принять важное решение, а затем столкнуться с внешним событием, таким как фраза в книге или подслушанный разговор, который дает представление о его ситуации.

Юнг сказал бы, что это синхронное событие, вызванное активацией архетипа в коллективном бессознательном, который — подсознательно — может помочь вам в вековой борьбе.

Юнгианские архетипы

Юнгианские архетипы — это универсальные символы, паттерны и мотивы, существующие в коллективном бессознательном, как было предложено швейцарским психиатром Карлом Юнгом.

Юнг считал, что эти архетипы могут влиять на человеческое поведение, эмоции и мыслительные процессы.

Вот краткое описание основных юнгианских архетипов (Jung, 1959):

  • Тень – Этот архетип представляет более темные, примитивные и бессознательные аспекты человеческой природы. Юнг рассматривал это как подавленные и подавленные аспекты самого себя, с которыми человек может столкнуться и с которыми должен столкнуться, чтобы достичь баланса.
  • Анима/Анимус – Этот архетип означает идею женственности/мужественности, независимо от пола человека. Считается, что это влияет на отношение к отношениям и на то, как взаимодействуют мужчины и женщины.
  • Самость — Этот архетип представляет собой интеграцию всех аспектов личности, сознательных и бессознательных, и проявление индивидуального потенциала целостности.
  • Персона — Этот архетип показывает социальную маску, которую человек представляет миру. Это образ, который человек хочет, чтобы другие видели, и это личность, сформированная на основе социальной обусловленности, воспитания и среды.
  • Герой – Архетип героя встречается во многих культурах и мифологиях. Характерно, что он отправляется в путешествие и преодолевает различные трудности, чтобы сделать мир лучше. Мы видим героя повсюду, от Капитана Америки до Гарри Поттера.
  • Трикстер – Этот архетип олицетворяет парадокс, трансформацию и двусмысленность. В разных культурах он может принимать разные формы, включая такие фигуры, как койот, шут или шутник в «Бэтмене».
  • Мудрый старик/женщина — этот архетип описывает мудрость, знание и опыт и часто ассоциируется с пожилым человеком, который служит наставником или проводником.
  • Ребенок – Архетип ребенка изображает невинность, потенциал и возрождение. По своей сути это архетип, представляющий надежду и новые начинания.
  • Мать – Этот архетип олицетворяет заботу, сострадание и безусловную любовь. Он часто ассоциируется с материнскими фигурами, такими как Дева Мария или Гея.
  • Божественное дитя — этот архетип показывает потенциал трансформации и возрождения, при этом ребенок часто становится героем или представляет собой воплощение потенциала.

Эти архетипы представляют собой универсальные модели человеческого поведения, которые существуют глубоко в человеческой психике. Интеграция архетипов может помочь людям лучше понять себя и жить более искренней и полноценной жизнью.

Проверка понимания: Выберите три новейших фильма о супергероях, вышедших в кинотеатрах в этом году. Затем попытайтесь определить юнгианские архетипы, существующие в персонажах фильмов.

Критика концепции коллективного бессознательного

Ученые критикуют концепцию коллективного бессознательного Карла Юнга из-за недостатка доказательств, чрезмерного обобщения, временного смещения и отсутствия конкретики.

Вот некоторые из основных критических замечаний по поводу теории:

1. Отсутствие эмпирических данных

Концепция коллективного бессознательного представляет собой теоретическую конструкцию, не имеющую эмпирических данных, подтверждающих ее существование (Jablon, 2019).

Хотя идея общих ментальных концепций может показаться привлекательной, некоторые ученые утверждают, что нет никаких конкретных доказательств существования коллективного бессознательного, кроме анекдотических свидетельств .

2. Чрезмерное обобщение

Юнгианские архетипы открыты для интерпретации и субъективны, что затрудняет их универсальное применение (Mills, 2018).

В то время как некоторые могут найти некоторую пользу в архетипическом анализе, критики указывают на риск чрезмерного обобщения и редукционизма при применении сложного человеческого поведения и опыта к архетипам.

3. Темпоральный уклон

На теорию Юнга большое влияние оказала европейская и западная история и культура, что, по мнению некоторых ученых, ограничивает ее применимость вне этих контекстов.

Архетипы Юнга, например, основаны на культурных паттернах, очевидных в европейских культурах, которые могут быть не столь актуальными или присутствовать в других культурных контекстах.

4. Недостаток конкретности

Критики утверждают, что идея коллективного бессознательного лишена ясности, поскольку не может объяснить механику бессознательного и его связь с общим опытом (Drake, 1967).

Не существует объяснения задействованного механизма или четкого объяснения того, как эти выражения культуры передаются во времени и пространстве.

Контрольная точка понимания: Проранжируйте вышеизложенную критику концепции коллективного бессознательного от наиболее убедительной до наименее убедительной. Усильте свои аргументы, объяснив, что больше всего убеждает вас в правильности вашего выбора.

Заключение

Теория коллективного бессознательного, предложенная Карлом Юнгом, предполагает, что в бессознательном разуме всех людей существует общий унаследованный резервуар информации и переживаний.

Архетипы, сны, мифы, религии и другие проявления культуры вносят свой вклад в коллективное бессознательное, которое формирует наше поведение, мотивацию и личность как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Хотя идея коллективного бессознательного не имеет эмпирических доказательств и подвергается критике за чрезмерное обобщение, временную предвзятость и отсутствие конкретики, она мотивировала дальнейшие исследования и понимание человеческой психики.

Универсальные темы и символы в коллективном бессознательном представляют собой общий человеческий опыт, который объединяет нас во времени, культуре и местоположении.

Ссылки

Cambray, J. (2010). Коллективное бессознательное. Психологическая энциклопедия Корсини . https://doi.org/10.1002/9780470479216.corpsy0201

Дрейк, CC (1967). Юнг и его критики. Журнал американского фольклора , 80 (318), 321. https://doi.org/10.2307/537409

Хаким М. (2022). Внеземной глоссарий . Мохаммед Хаким.

Яблон, О. (2019). Метафизика коллективного бессознательного Метафизика коллективного бессознательного . https://stars.library.ucf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1687&context=honorstheses

Юнг, К. (1959). Архетипы и коллективное бессознательное . Издательство Принстонского университета.

Юнг, К.Г. (2012). Теория психоанализа . Забытые книги.

Лоусон, Т. Т. (2019). Карл Юнг, Дарвин разума. Рутледж.

Миллс, Дж. (2018). Миф о коллективном бессознательном. Журнал истории поведенческих наук , 55 (1), 40–53. https://doi.org/10.1002/jhbs. 21945

Сноуден, Р. (2017). Юнг: Ключевые идеи: От аналитической психологии и сновидений к коллективному бессознательному и т. д. . Научи себя.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Неосознанное предубеждение: определение и примеры

Неосознанное предубеждение, или неявное предубеждение, описывает подсознательное отношение, которое влияет на то, как люди чувствуют и думают об окружающих. Подсознательные установки не обязательно так хорошо сформированы, как связные мысли, но они могут быть очень укоренившимися и влиять на эмоциональные и рациональные реакции людей в повседневных ситуациях.

Что такое бессознательное предубеждение?

Бессознательное предубеждение — это предубеждение или стереотип, который люди придерживаются в отношении определенных групп людей, о наличии которых они не подозревают. Эти предубеждения могут существовать в отношении людей различных рас, этнических групп, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, физических способностей и многого другого.

Предубеждения и предубеждения часто развиваются в раннем детстве, когда дети начинают делать предположения, основанные на личном опыте. Они также могут получать стереотипы от родителей, системы образования и других культурных учреждений, а также от популярных средств массовой информации, таких как книги, фильмы и телевидение. В результате бессознательные предубеждения могут формироваться в течение многих лет, оставаясь незамеченными.

Существует множество типов бессознательных предубеждений. Одними из наиболее распространенных являются предубеждения в отношении того, как люди относятся к своим мыслительным процессам и способностям к рассуждениям, например, сосредоточение внимания на отрицательных качествах людей, которые соответствуют их существующим установкам, например, при предвзятости подтверждения и предвзятости утверждения.

Другие бессознательные предубеждения напрямую связаны с тем, как могут выглядеть другие люди. Эти типы предубеждений, как правило, основаны на стереотипах и могут привести к дискриминации, когда с людьми не обращаются как с отдельными людьми, например, к расизму, эйджизму и предвзятости в отношении красоты.

Существуют также бессознательные предубеждения, которые создают стереотипы о людях на основе их поведения. Хотя об этих типах предубеждений обычно не говорят, сохранение этих предубеждений может привести к дискриминации людей на основании их личности.

 

Произошла ошибка.

Невозможно выполнить JavaScript. Попробуйте посмотреть это видео на сайте www.youtube.com или включите JavaScript, если он отключен в вашем браузере.

Что такое бессознательное предубеждение? | Видео: Центр этики

16 примеров неосознанной предвзятости на рабочем месте

Мы определили 16 типов неосознанной предвзятости, которые обычно влияют на кандидатов и сотрудников на рабочем месте, а также дали несколько советов, как их избежать при найме и удержании сотрудников.

Примеры неосознанной предвзятости

  • Предвзятость по сходству
  • Эйджизм
  • Предвзятость привязки
  • Предвзятость атрибуции
  • Предвзятость авторитета
  • Предвзятость красоты
  • Предвзятость подтверждения
  • Ошибка соответствия 
  • Эффект контраста
  • Ошибка пола
  • Эффект ореола
  • Ошибка роста
  • Эффект Хорна
  • Ошибка имени
  • Невербальная ошибка
  • 9 0044 Предубеждение из-за самоуверенности

 

Предубеждение из-за сходства

Предубеждение из-за сходства, также известное как предвзятость сходства — это склонность людей общаться с другими людьми, имеющими схожие интересы, опыт и происхождение.

Когда компании нанимают сотрудников из соображений «соответствия культуре», они, скорее всего, становятся жертвами предвзятого отношения. Когда команды по найму встречают кого-то, кто им нравится и кто, как они знают, будет ладить с командой, чаще всего это происходит потому, что этот человек имеет схожие интересы, опыт и опыт, что не помогает вашей команде расти и диверсифицироваться. Хотя сходство не должно автоматически исключать кандидата, оно также никогда не должно быть решающим фактором.

Как избежать предвзятости по сходству

Чтобы избежать предвзятости по сходству, активно отмечайте сходства, которые вы разделяете с кандидатом, чтобы вы могли различать атрибуты, которые могут затуманить ваше суждение, и конкретные навыки, опыт и уникальные качества, которые могли бы способствовать вашу команду как «добавку к культуре», а не как «соответствующую культуре».

 

ЭЙДЖИЗМ

Эйджизм на рабочем месте — это склонность испытывать негативные чувства по отношению к другому человеку из-за его возраста.

Эйджизм чаще поражает пожилых людей, чем молодых. Около двух третей работников в возрасте 50 лет и старше считают, что пожилые сотрудники сталкиваются с дискриминацией из-за своего возраста. Чем позже сотрудники находятся в своей карьере, тем сложнее сменить профессию, найти работу или продвинуться по карьерной лестнице, потому что работодатели, как правило, ценят молодые таланты, хотя опыт и знания являются критически важными навыками для любого успешного бизнеса.

Как избежать эйджизма

Чтобы избежать эйджизма на рабочем месте, научите членов вашей команды разбираться в проблеме эйджизма и развенчивать некоторые мифы о работниках разного возраста. Ваша компания также должна разработать политику, которая предотвращает предвзятость по возрасту наряду с целями найма, чтобы учитывать возрастное разнообразие при найме новых талантов.

 

СМЕЩЕНИЕ ЯКОРЯ

Смещение якоря или смещение якоря ожидания — это когда кто-то держится за исходную, единственную информацию для принятия решений.

Якорная предвзятость обычно возникает в процессе найма при сравнении кандидатов. Рекрутер может увидеть одну сторону кандидата, но не может «развидеть» эту характеристику при рассмотрении других кандидатов. Например, первый кандидат, которого рассматривает рекрутер, может запросить значительно более низкую заработную плату, чем следующие кандидаты. Это может создать предвзятость якоря ожидания, поскольку последние кандидаты требуют слишком многого.

Как избежать предвзятости привязки

Чтобы избежать предвзятости привязки, старайтесь сравнивать каждый аспект кандидата и никогда не полагайтесь на какую-то одну информацию как на решающий фактор. Если вы обнаружите, что возвращаетесь к одной части информации, с которой вы сравниваете, попробуйте опустить эту якорную часть информации и сравнить кандидатов на основе их других характеристик и квалификации.

 

ПРЕДМЕТЫ АТРИБУЦИИ

Предвзятость атрибуции — это явление, при котором вы пытаетесь понять или судить о поведении человека на основе предыдущих наблюдений и взаимодействий с этим человеком, которые составляют ваше восприятие этого человека.

Хотя это может показаться безобидным, люди быстро судят и делают ложные предположения о человеке, не зная его полной истории. При найме предвзятость атрибуции может привести к тому, что менеджеры по найму и рекрутеры сочтут кандидата непригодным для работы из-за чего-то необычного в его резюме или неожиданного поведения во время собеседования.

Как избежать предвзятости атрибуции

Вместо того, чтобы считать кандидата непригодным для работы из-за опоздания на собеседование, спросите его, что произошло — это может быть совершенно невинным и беспрецедентным. Если что-то в их резюме или что-то, что они сказали во время собеседования, заставило вас сделать выводы о кандидате, задайте им дополнительные уточняющие вопросы. Не забывайте, что собеседники часто нервничают и могут оговориться или споткнуться. Дайте им возможность рассказать вам всю свою историю, прежде чем судить.

 

ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ АВТОРИТЕТНОСТИ

Предвзятость авторитета означает, что идее или мнению уделяется больше внимания или они считаются более точными, поскольку они были высказаны авторитетной фигурой.

Предубеждение авторитета очень легко обнаружить на рабочем месте, потому что иерархия уже существует. Существующие иерархии позволяют невероятно легко просто следовать за лидером, даже если идеи лидера не являются лучшими для компании или ее сотрудников. Но слишком большое доверие и власть в роли лидера могут ограничить вовлеченность сотрудников, помешать их профессиональному росту и, в конечном счете, подорвать способность компании к инновациям.

Как избежать предвзятости авторитета

Избежать предвзятости авторитета может быть сложно в зависимости от культуры на рабочем месте. Один из лучших способов избежать этой предвзятости — создать атмосферу идей, в которой другие высказывают и высказывают свои мнения и идеи.

 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ КРАСОТЫ

Предубеждение о красоте — это социальное поведение, при котором люди верят, что привлекательные люди более успешны, компетентны и квалифицированы.

Несмотря на то, что внешний вид (кроме расы) не защищен Комиссией по равным возможностям при трудоустройстве, это форма предвзятости, которая широко распространена на рабочем месте. Многие люди связывают красоту с более высоким уровнем интеллекта, социальных навыков и физического здоровья. Это работает как на пользу, так и во вред привлекательным работникам. Физически привлекательные работники могут продолжать зарабатывать до 15 процентов больше, чем менее привлекательные работники, но привлекательные кандидаты также могут подвергаться дискриминации при найме команд из-за предполагаемых прав.

Как избежать предвзятого отношения к красоте

Чтобы избежать предвзятого отношения к красоте, компаниям следует создать структурированные процессы найма и собеседований, чтобы ваша команда могла одинаково сравнивать заявления и собеседования и снижать риск предвзятости. Телефонные проверки (в отличие от видеозвонков) и беспристрастные технологии также могут помочь командам выявить лучших кандидатов.

 

ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Предвзятость подтверждения — это склонность делать выводы о ситуации или человеке на основе ваших личных желаний, убеждений и предубеждений, а не на беспристрастных достоинствах.

При приеме на работу предвзятость подтверждения часто играет пагубную роль в самом начале процесса, когда вы впервые просматриваете резюме и формируете первоначальное мнение о кандидате на основе несущественных атрибутов, таких как их имя, откуда они, куда они пошли в школу и так далее. Это мнение может следовать за вами в процессе собеседования и, следовательно, направлять вопросы, чтобы подтвердить первоначальное мнение кандидата.

Как избежать предвзятости при подтверждении

Хотя каждое собеседование представляет собой уникальный разговор, основанный на биографии человека, важно задавать стандартизированные вопросы, основанные на навыках, которые дают каждому кандидату справедливый шанс выделиться. Это поможет вашей команде не задавать слишком много импровизированных вопросов, которые могут привести к предвзятости подтверждения.

 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Предубеждение соответствия, более известное как давление со стороны сверстников, представляет собой склонность людей вести себя так же, как и окружающие их люди, независимо от их личных убеждений или особенностей.

Когда ваша команда по найму собирается вместе, чтобы просмотреть материалы заявки кандидата и провести собеседование, предвзятость соответствия может заставить людей изменить свое мнение о кандидате, чтобы оно соответствовало мнению большинства. Проблема в том, что большинство не всегда право, что может привести к тому, что ваша команда упустит отличного кандидата, потому что индивидуальные мнения путаются в групповой обстановке.

Как избежать предвзятости соответствия

Прежде чем собрать команду по найму для проверки кандидата, попросите их всех записать и представить свои индивидуальные мнения отдельно друг от друга сразу после окончания собеседования. Затем пусть ваша команда соберется и просмотрит то, что все записали, чтобы вы могли услышать их беспристрастное мнение и избежать предвзятости в процессе.

 

ЭФФЕКТ КОНТРАСТА

Эффект контраста возникает, когда вы сравниваете два или более предметов, с которыми вы соприкасаетесь — одновременно или один за другим — заставляя вас преувеличивать эффективность одного по сравнению с другим.

Это немного сбивает с толку, но это также один из самых распространенных типов предвзятости в рекрутинговой индустрии. Когда вы просматриваете множество кандидатов, может быть легко сравнить одно приложение с другим в стеке и определить, какое из них лучше другого. Исключительно хорошее интервью с одним кандидатом может заставить другого показаться ужасным.

Как избежать эффекта контраста

Чтобы избежать эффекта контраста, создайте структурированный процесс рассмотрения кандидатов и собеседования, чтобы ваша команда могла сравнивать заявления и ответы на собеседованиях по принципу «яблоки к яблокам», а не «яблоки к апельсинам». . Это также касается оценки эффективности и вознаграждения отдельных сотрудников.

 

ГЕНДЕРНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Гендерная предвзятость — это склонность отдавать предпочтение одному полу другому.

Слишком часто на рабочем месте мужчинам отдается предпочтение перед женщинами. Согласно исследованию Lean In «Женщины на рабочем месте», женщины занимают только 25 процентов руководящих должностей высшего звена, а на каждые 100 мужчин, повышенных с начального уровня до руководящих должностей, приходится только 87 женщин.

Как избежать гендерной предвзятости

Избегайте гендерной предвзятости, проводя анонимные проверки заявлений, которые исключают аспекты кандидата, которые могут раскрыть его предполагаемый пол, такие как имя и интересы. Установите цели разнообразия найма, чтобы убедиться, что ваша компания несет ответственность за справедливые методы найма. И опять же, обязательно сравнивайте кандидатов на основе навыков и заслуг, а не качеств, которые могут омрачить ваше мнение о них.

 

ЭФФЕКТ ГАЛО

Эффект ореола — это склонность людей возводить другого человека на пьедестал, узнав о нем что-то впечатляющее.

Эффект ореола может проявиться на любом этапе процесса найма. Вы можете видеть, как кандидат работал в уважаемой компании или окончил элитную школу, но если мы что-то и узнали о скандале с поступлением в колледж в 2019 году, так это не судить кандидата по достоинству его знаменитого образования.

Как избежать эффекта ореола 

Эффект ореола может опасно ослеплять при рассмотрении кандидатов, но его можно избежать. Просматривая стопку заявок, вы, вероятно, ищете что-то уникальное, что выделяет кандидата среди остальных. Когда вы делаете это, также рассмотрите кандидата без этого одного блестящего качества и посмотрите, как его опыт, навыки и личность сравниваются с другими кандидатами, которые, возможно, не имели таких же привилегий или возможностей.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОСТА

Смещение роста или ростизм — это склонность судить о человеке, который значительно ниже или выше.

Это может показаться немного надуманным, но одно исследование показало, что годовой заработок может увеличиться на 13 процентов с дополнительным сантиметром роста. Другое исследование показало, что высокие кандидаты воспринимаются как более компетентные, трудоспособные и здоровые, что может объяснить, почему 58% мужчин-руководителей крупных компаний имеют рост выше шести футов.

Как избежать предвзятого отношения к росту

Проведение анонимных, телефонных или видеоинтервью снизит вашу склонность судить о человеке по его росту. Кроме того, простое знание того, что эта предвзятость является обычным социальным поведением, поможет вам определить свою предвзятость по отношению к кандидатам.

 

ЭФФЕКТ РОГА

Эффект рупора — это склонность людей негативно относиться к другому человеку, узнав о нем что-то неприятное или негативное.

Прямо противоположный эффекту ореола, эффект рога может привести к тому, что команды по найму будут отсеивать кандидатов на основе черт, которые не соответствуют предпочтениям команды. Это может быть что-то столь же тривиальное, как кандидат, работающий в компании, которая вам лично не нравится, или кандидат, демонстрирующий определенную причуду или манерность во время собеседования. Такие черты могут полностью изменить ваше восприятие кандидата, даже если это небольшой фактор, который может даже не иметь значения.

Как избежать эффекта рога

Если у вас есть негативное отношение к кандидату, найдите время, чтобы выяснить, откуда именно исходит это внутреннее чувство. Это может быть что-то поверхностное или незначительное, что не должно влиять на их шансы на роль. Вы также можете посоветоваться с остальными членами команды, проводящей собеседование, чтобы понять, в чем суть их мнений и предпочтений в отношении кандидата.

 

ИМЕНИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предвзятость имен — это склонность людей судить и отдавать предпочтение людям с определенными типами имен — обычно именами англоязычного происхождения.

Это один из самых распространенных примеров неосознанной предвзятости в процессе найма, и цифры подтверждают это. Одно исследование показало, что белые имена получают значительно больше ответов на интервью, чем чернокожие. Другое исследование показало, что с азиатскими фамилиями на 28 процентов меньше шансов получить ответный звонок для интервью по сравнению с англоязычными фамилиями.

Как избежать предвзятости по имени

Предвзятости по имени можно избежать, если вы не укажете имя кандидата и личную информацию — например, адрес электронной почты, номер телефона и адрес — в материалах заявки. Вы можете сделать это, присвоив кандидатам номер, или попросить беспристрастного стороннего члена команды опустить эту информацию для группы найма, пока они не приведут кандидата на собеседование. Это гарантирует, что группы по найму будут выбирать кандидатов на основе их навыков и опыта без влияния нерелевантной личной информации.

 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ

Невербальная ошибка анализирует невербальные коммуникативные атрибуты, такие как язык тела, и позволяет им влиять на решение или мнение.

Когда вы встречаетесь с кандидатом (будь то лично или виртуально) для собеседования, может закрасться невербальная предвзятость. Будь то слабое рукопожатие, скрещенные руки или трудности с поддержанием зрительного контакта, эти сигналы легко принять за незаинтересованность, самоуверенность или общее отрицательное отношение. Важно помнить, что то, как человек движется по миру, не указывает на его истинные намерения или на то, станет ли он успешным дополнением к вашей команде или нет.

Как избежать невербальной предвзятости

Помните, что все люди разные, включая их манеры и способы физического общения. Например, если кандидат держит руки скрещенными на интервью, возможно, это просто нервная реакция. Вы можете научить кого-то не скрещивать руки, но это не значит, что он привнесет необходимые навыки на свою должность.

 

СВЕРХУВЕРЕННОСТЬ

Самоуверенность относится к склонности человека быть более уверенным в своих возможностях, чем следовало бы.

Предубеждение из-за чрезмерной самоуверенности может не привести к проблемам с наймом и подбором персонала, которые вызывают другие предубеждения, но оно может вызвать конфликт внутри организации и привести к тому, что компания не сможет реализовать свой потенциал. Когда предубеждению самоуверенности позволяют свободно течь, компании или сотрудники с этим предубеждением не верят, что им нужно вносить улучшения, что влияет на их собственный рост, а также на рост компании.

Как избежать предвзятости самоуверенности

Один из способов избежать предвзятости самоуверенности — продолжить работу над предвзятостью сходства и нанять разнообразную команду, которая не попадет в ловушку группового мышления. Излишней самоуверенности будет труднее взять верх, если вы создадите разнообразную и сложную среду.

 

Произошла ошибка.

Невозможно выполнить JavaScript. Попробуйте посмотреть это видео на сайте www.youtube.com или включите JavaScript, если он отключен в вашем браузере.

Объяснение 12 когнитивных искажений. | Видео: Практическая психология

Как уменьшить и предотвратить бессознательные предубеждения

Чтобы серьезно бороться с бессознательными предубеждениями, придерживайтесь некоторых долгосрочных стратегий. Следующие идеи позволяют компаниям создать более гостеприимные рабочие места, к которым захотят присоединиться более широкий круг кандидатов.

Советы по уменьшению и предотвращению неосознанной предвзятости

  1. Обучение неосознанной предвзятости
  2. Оценка талантов и оценочные карточки кандидатов
  3. Разнообразие целей найма
  4. Различные методы и форматы собеседований
  5. Разнообразная и инклюзивная культура

 

1.

Обучение бессознательной предвзятости

Образование — важный шаг к тому, чтобы больше узнать о бессознательных предубеждениях. Проводите программы обучения бессознательной предвзятости, чтобы научить сотрудников тому, как такие факторы, как язык, могут оттолкнуть кандидатов и коллег. Учебные занятия также являются отличной возможностью сформировать ожидания относительно того, как лидеры должны внедрять разнообразные, справедливые и инклюзивные методы в будущем.

 

2. Цели разнообразия найма 

Ищите разнообразные источники талантов, открывая вакансии удаленным кандидатам, что расширяет пул кандидатов, включая людей с разным жизненным опытом, и ориентируясь на исторически сложившиеся колледжи и университеты для чернокожих (HBCU).

 

3. Оценка талантов и оценочные карточки кандидатов

Разработка объективных методов собеседования и найма. Оценки талантов и оценочные листы собеседований создают общую структуру для оценивания всех кандидатов, что гарантирует, что собеседования не отклоняются от курса и не слишком углубляются в личные данные кандидатов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts