Статья «Безоценочная система как основа повышения учебной мотивации в начальной школе»
«Безоценочная система
как основа повышения учебной мотивации в начальной школе»
Выполнила:
Земскова Наталья Александровна
Учитель высшей категории
МАОУ «Лицей № 28
Имени академика Б. А. Королева»
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2019
Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика», писал: «Нет ничего в человеческой жизни более гибельного, чем те превратные суждения, когда вещам дается ненадлежащая оценка… отсюда именно рождаются в человеческих умах всякие заблуждения и ошибки». Истинная же оценка дает ученику возможность в максимальной степени раскрыть свои потенциальные возможности.
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), базирующегося на системно-деятельностном подходе, требует внесения соответствующих изменений в оценку учебных достижений.
ФГОС определяет систему требований к результатам обучения, в которые включены не только предметные, но и метапредметные результаты освоения образовательной программы. Следовательно, наряду с инструментарием, обеспечивающим оценку предметных результатов, необходимо разработать и концептуальные подходы к оценке метапредметных результатов обучения.
Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей. Оценивание помогает осуществить обратную связь, необходимую родителям, руководству образовательного учреждения и общественному мнению. Также оценивание должно помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности.
Сегодня перед каждым учителем стоит задача – не просто передать ребёнку определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в будущем, развить самостоятельность учебных действий. Все эти изменения влекут за собой и изменение системы оценивания учебных достижений. Поиск иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные факторы, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации ученика, повышению его учебной мотивации и учебной самостоятельности ведётся беспрерывно. Именно с этим и связано появление идеи безотметочного обучения.
При безотметочоном обучении могут использоваться такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, а с другой – не
Преподавая английский язык в начальной школе, я пытаюсь использовать эти прогрессивные идеи в области образования. Моя основная задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. На своих уроках я стараюсь сравнивать результаты достижений ученика не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми ранее. Для этого я использую лист достижений, который есть в портфолио каждого ученика, где наглядно отражается динамика его успехов. Обсуждая лично с каждым ребенком его результаты, моя оценочная деятельность становится более индивидуальной. При выставлении отметок ориентируюсь на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества.
И конечно, в классе практикуется такие виды оценки как самооценка и взаимооценка. Младшие школьники учатся оценивать себя и своих товарищей, учатся понимать как и почему появляется оценка учителя, насколько она объективна. Если ученик не согласен с оценкой учителя, то у него есть возможность заявить об этом и доказать свою точку зрения. Это, на мой взгляд, позволяет уменьшить необъективность педагогической оценки на моих уроках.Но главная трудность для меня в том, что я должна выставить отметки в дневник и в журнал, отчитаться об успеваемости учащихся перед администрацией и т.д., а значит перевести все результаты в 5-бальную систему. Выполнение этой задачи оказывается делом весьма трудным. Поэтому педагогические измерения сводятся, как правило, к оценке уровней знаний. Формы и методы такого контроля весьма многообразны. Я использую устный контроль во время педагогического общения на уроке и наблюдение, письменные проверки и тестовые работы. Текущий контроль помогает мне проверить уровень усвоения пройденного на уроке, периодический контроль провожу каждую четверть и итоговый контроль в конце учебного года.
И прихожу к выводу, что устный контроль и наблюдение на уровне начальной школы являются самыми продуктивными для усиления мотивов к продолжению учебы.Несмотря на то, что дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий является основным принципом безотметочного обучения в школе, я считаю, что самоконтроль и самооценка учащегося (определение границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на определенных этапах обучения) должны предшествовать контролю и оценке учителя и одноклассников.
Основная наша задача в оценочной деятельности – все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Все ученики хотят учиться только на «пятерки». Часто и родители, и учитель придают неоправданно большое значение отметкам.
Какой же выход? Как помочь ребенку почувствовать свою успешность? Каждый учитель решает сам. Самым важным фактором для меня является то, что безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми. Оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не средство давления или контроля, а педагог должен иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала. Только тогда мы можем говорить об успешности учебно-воспитательного процесса.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Безотметочная система обучения. Критерии оценки знаний учащихся
Похожие презентации:
Средства оценивания знаний учащихся. Нормы и критерии оценки
Контроль (диагностика) и оценка результатов обучения
Технологии оценивания. Понятие оценка, обозначение степени знаний ученика
Рейтинговая система контроля и оценки знаний
Критерии оценки знаний выпускника
Контроль знаний, умений и навыков учащихся
Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся
Оценка достижения планируемых результатов по комплексному курсу ОРКСЭ/ОДНК НР в условиях безотметочного обучения
Балльно-рейтинговая технология оценки знаний
Современные средства оценки результатов обучения
Безотметочная система обучения.
Критерии оценки знаний учащихся.
Подготовила студентка группы 781891з
Основные отрицательные эффекты отметки:
— искажение отношений ученика с учителем, родителями и,
главное, с самим собой.
— повышение тревожности и невротизация детей.
— искажение учебной мотивации.
— невозможность отслеживать динамику школьной
успешности ученика.
— с помощью отметки закладывается ложная основа детской
самооценки.
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система
контроля и оценки строится на содержательно-оценочной
основе без выставления отметок.
Основные цели безотметочного обучения: создание
условий для сохранения психофизического здоровья
школьников, развитие у них внутренней мотивации учения,
становление адекватной самооценки учащихся, развитие
способности
самостоятельно
оценивать
результаты
собственной учебной деятельности.
—
—
Основные принципы безотметочного обучения:
критериальность: содержательный контроль и оценка
строятся на основе критериев, которые указаны в
образовательных стандартах по учебным предметам.
приоритет
самооценки
и
личностная
направленность: важным условием формирования учебных
действий
является
соблюдение
следующей
последовательности: сначала ученик сам оценивает
собственную
работу,
затем
работа
оценивается
одноклассниками или учителем. Таким образом, внутренняя
самооценка должна предшествовать внешней. Для
формирования
адекватной
самооценки
применяется
сравнение двух самооценок учащихся: прогностической
(оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка
выполненной работы).
систематичность оценивания;
естественность процесса контроля и оценки.
Безотметочное обучение должно стать одним из принципов
образования в обновляемой начальной школе.
Для этого нужно, чтобы:
1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской
оценке (объективный однозначный критерий)
2.
Самооценка
учащихся
должна
постепенно
дифференцироваться (сумма многих умений)
3. Оцениваться должны только достижения учащихся,
предъявленные самими детьми для оценки.
4. Содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно
от умения себя контролировать.
5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор
сложности контролируемых заданий, сложности и объема
домашних заданий.
6. Оцениваться должна, прежде всего, динамика учебной
успешности учащихся относительно их самих.
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание,
которые оформляются в классе и дома особым образом.
(знаки, система заданий)
8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться
накопительная система оценок.
Такие
правила
существенно
способствуют
росту
эмоционального благополучия детей, уровень которого в
настоящее время падает стремительней, чем уровень
физического здоровья.
Список
правил
оценочной
безопасности
является
принципиально открытым и может дополняться в ходе
учебного процесса.
Основными видами контрольно-оценочной
деятельности учащихся 1 класса являются:
— ретроспективная оценка: оценка уже выполненной работы.
— рефлексивная оценка: умение размышлять, заниматься
самонаблюдением,
самоанализ,
осмысление,
оценка
предпосылок,
условий
и
результатов
собственной
деятельности, внутренней жизни.
— пооперационный контроль;
— контроль по результату.
В течение первого года обучения учитель ведёт
«Индивидуальный лист достижений» на каждого ученика, в
который входит результат контроля не только предметный, но
и
личностный,
метапредметный
и
оценивание
познавательных способностей обучающегося. Результат
усвоения и развития обучающегося отмечается в конце
каждой четверти.
English Русский Правила
Что на самом деле означает быть непредвзятым и почему это важно для тренеров
← Вернуться на главную страницу блога
Да, можно практиковать непредвзятость И развивать критическое мышление.
Непредвзятая точка зрения важна для любого коучингового взаимодействия. И все же, как это может повлиять на вашу личную систему ценностей и бросить ей вызов?
Недавно один из выпускников iPEC поделился, что одним из их самых больших опасений перед обучением коучей была идея неосуждения и опасения, что «эти люди попытаются заставить меня всецело склоняться к неосуждению». суждение, которое потребовало бы от меня отказа от того, чем я всегда гордился: моих навыков критического мышления».
Оказывается, мы не должны отворачиваться от наших ценностей, чтобы практиковать неосуждение!
«Все, что я знаю, это то, что моя жизнь становится лучше, когда я предполагаю, что люди делают все возможное. Это удерживает меня от суждений и позволяет сосредоточиться на том, что есть, а не на том, что должно или могло бы быть».
— Брене Браун
Когда мы можем предположить, что люди делают все возможное, используя имеющиеся у них инструменты, это позволяет нам не брать на себя ответственность за оценку их действий.
Браун продолжает придерживаться этой идеи о том, что люди делают все возможное, но иногда их лучшее опасно или неприемлемо по стандартам общества.
Итак, если целью является непредвзятость, то где критическое мышление? Возможно ли их сосуществование?
Мы решили задать этот вопрос двум нашим коллегам-выпускникам iPEC, Алексису Орлаккио, CPC, ELI-MP, и Мишель Энтони Лакруа, ELI-MP, и начать диалог о том, как мы, как коучи, можем тренировать энергию и человека. , а не их конкретная ситуация.
Как вы можете практиковать замечая суждение, и как оно проявляется в вас?MA:
С точки зрения способности замечать суждения: лично для меня один из самых больших признаков того, что я впал в режим суждения, — это когда я чувствую, что использую бинарный язык или думаю в терминах хорошего и плохого. , правильное или неправильное, и т. д. Мы все время от времени грешим этим! И для многих из нас это похоже на поспешные выводы. Что-то вроде:
Не могу поверить, что такой-то сделал/верит/сказал такое.
Я бы никогда не смог (или не стал бы) ___.
Они думают обо всем этом неправильно…
И когда это происходит, особенно в качестве тренера, это означает, что я закрыл дверь. Это значит, что я уже принял решение, и в результате мое мышление стало жестким и узким.
Как коуч, это может означать, что я упускаю возможность полностью пообщаться с клиентом и раскрыть новые возможности, о которых я даже не мог подумать! Но как человек это также может означать, что я упускаю возможность признать человечность другого человека, построить новые мосты понимания и расширить свое собственное сознание.
Абсолютно. Итак, как вы, как коуч, сопротивляетесь искушению осуждать чужой выбор или действия, даже если изначально у вас твердое мнение о них?AO:
Когда дело доходит до суждений, то, на что я всегда люблю опираться, восходит к обучению iPEC. Я напоминаю себе, что каждый действует в мире, основываясь на своем уникальном восприятии его, и это восприятие формируется на основе их жизненного опыта, среды, сверстников, сообщества и т. д.
Отказ от суждений не означает, что критическое мышление исчезнет. Да, как тренера, ваша работа состоит в том, чтобы слушать, признавать, подтверждать, размышлять, но также создавать осведомленность и бросать вызов. Как мы можем сотрудничать вместе, чтобы раскрыть уникальные и особенные дары клиента, отточить его ценности и сильные стороны и привлечь их к ответственности?
Какое замечательное переосмысление создания осведомленности. Также интересно, что вы упомянули ценности. Как вы, будучи коучем, не осуждаете, когда замечаете, что ваши личные ценности подвергаются сомнению?МА:
Поначалу я действительно столкнулся с этим. Прежде чем пройти коуч-тренинг и получить более глубокое понимание того, как на самом деле может выглядеть отсутствие суждений, сильно опираясь на суждения, я чувствовал, что это способ удвоить мои ценности. Это было почти благородно! Например: «, если я не хочу судить о некоторых вещах как о «неправильных» или «плохих», как я могу отстаивать то, что важно для меня, или влиять на изменения?»
Я боялся неосуждения, потому что это означало быть неопределенным или морально двусмысленным. Но на самом деле я понял, что любопытство и неосуждение не заменят убеждения; это инструменты для более глубокого исследования и понимания.
Благодаря тренерскому обучению и практике я понял, что непредвзятость и любопытство не означают, что я должен отказаться от критического мышления или отказаться от своих моральных ориентиров. Вместо этого я обнаружил, что именно они помогают мне идти глубже. Когда нам любопытно, мы оставляем место для таких вещей, как нюансы, эволюция и человечность, чтобы сделать разговор более насыщенным и глубоким.
Да, мне нравится, что вы привносите в разговор силу любопытства. Расскажите мне об этом подробнее.MA:
Мне нравится идея заменить суждение любопытством. Потому что, когда решение сидит за рулем, оно хочет быть правильным . Но когда любопытство лидирует, оно хочет исследовать. И что хорошо в исследовании, так это то, что оно снимает напряжение, связанное с тем, чтобы добраться до «правильного» пункта назначения или добраться туда «правильным» путем. Вместо этого речь идет о путешествии, осматривая виды по пути и видя, куда они ведут.
Как тренеру именно такая открытость и доверие помогают мне полностью присутствовать и верить, что мы окажемся там, где должны быть, не пытаясь навязать конкретный план или результат.
Но это также помогает мне лучше узнать себя . Оставаясь любопытным (без суждения!) о том, что я чувствую и что всплывает во время сложных разговоров, я собираю ценную информацию о своих собственных ценностях, границах и убеждениях — даже когда эти вещи меняются и меняются.
Безусловно! Итак, с практической точки зрения, как мы можем практиковать привнесение этого типа любопытства и неосуждения в наши отношения с коучем и клиентом?AO:
На протяжении всех коучинговых отношений клиент может выбирать, что ему лучше всего. Быть великим коучем не означает, что я буду использовать свою собственную систему личных ценностей, чтобы научить клиента думать, как я. Моя работа как тренера состоит в том, чтобы выйти за пределы поверхностного уровня тем, о которых они хотят говорить, и убедиться, что они думают об этих темах голографически, используя различные точки зрения. Так что на самом деле клиенты могут улучшить свои навыки критического мышления с помощью эффективного коучинга.
Непривязанность — отличный навык, который, как мне кажется, идет рука об руку с непривязанностью. Отличная лакмусовая бумажка, которую я люблю использовать, чтобы проверить, насколько хорошо я практикую неоценку, — это увидеть, чувствую ли я себя спокойно или испытываю ли я сильные эмоции после взаимодействия. Создание осведомленности всегда является ключевым.
Узнайте, как обучение коучей поможет вам построить плодотворную и приносящую удовлетворение карьеру
Загрузите руководство и узнайте, как выбрать подходящую программу обучения.
3-шаговое руководство по внедрению непредвзятого подхода — упрощенный — ежедневник «все в одном»
Одно из самых больших затруднений, с которым многие из нас столкнутся в жизни, — научиться не осуждать.
И хотя мы можем даже не осознавать этого, внутри нас есть врожденное стремление сравнивать себя с другими.
Это вполне естественно, и на самом деле исследования показали, что акт сравнения себя с другими людьми был способом, которым мы строили процветающие общества и фундаментально гарантировал само наше выживание.
Однако в наш век самосознания и коллективизма отказ от размышлений или осознания собственных предубеждений по отношению к другим людям больше не служит нам.
И, пожалуй, можно возразить, что осуждающее поведение теперь несколько противоречит построению сильных сообществ и, на фундаментальном уровне, уживанию друг с другом.
Так как же нам превратить осуждающее поведение в терпимость и принятие?
Вот об этом мы и поговорим.
Непредвзятое поведение
Хотя это не всегда легко, знаете ли, с такими поляризационными политическими взглядами и прочим, как нам перестроиться от осуждения друг друга и начать принимать других людей такими, какие они есть?
Попробуйте следовать приведенным ниже советам.
1. Примите непредвзятую точку зрения
Многие из нас видят вещи черно-белыми, тогда как на самом деле большинство вещей окрашено в разные оттенки серого. Когда мы слушаем чью-то речь или наблюдаем за тем, что они делают, легко фильтровать их мнения или действия через наши собственные предубеждения, часто обозначая эти мнения или действия как хорошие или плохие.
Такой образ мышления может привести к тому, что мы сосредоточимся на том, что на самом деле не так важно. Вместо того, чтобы просто решать, почему что-то хорошо или почему что-то плохо, вместо этого мы должны сосредоточиться на том, как и почему все так, как оно есть.
Поступая так, мы начинаем переходить от суждения к пониманию.
Вот несколько способов, которые помогут вам принять непредвзятую точку зрения:
Будьте осведомлены о суждениях, которые могут возникнуть. Постоянно наблюдайте за своими мыслями и будьте свидетелем любых осуждающих мыслей, которые могут возникнуть.
Теперь, узнайте эти мысли. Не цепляйтесь за них и не развлекайте их, просто признайте, что они есть.
И, наконец, позвольте этим мыслям рассеяться . Как только вы добились осознания и признания любых осуждающих мыслей, пришло время позволить им рассеяться и не диктовать, как вы воспринимаете других.
2. Используйте непредвзятое общение
Указывать пальцем на чьи-то действия или мнения не очень полезно ни для одной из сторон. Во-первых, вы делаете вывод, что они делают что-то не так, субъективное действие, которое не всегда может быть правдой. А во-вторых, если они делают что-то, что вредно для них самих или окружающих, ваши суждения, скорее всего, не побудят их измениться или улучшить себя.
На самом деле, скорее всего, будет обратный эффект.
Вместо этого попробуйте использовать непредвзятый подход и общаться без критики или негатива. Это предполагает сохранение непредвзятости, и вместо того, чтобы осуждать, принятие любопытного мышления является лучшей формой подхода.
Вот несколько советов, которые помогут вам использовать непредвзятый коммуникативный подход:
Полностью выслушайте чью-либо точку зрения, прежде чем прийти к заключению или мнению о том, что они сказали.
Используйте непредвзятых фраз и терминов, таких как «интересно» или «пожалуйста, расскажите мне больше» вместо таких слов, как «хорошо», «плохо», «правильно» или «неправильно».
Избегайте обобщений. Напомните себе, что все люди разные, и каждое обстоятельство меняется от одного к другому.
Вместо того, чтобы высказывать свое мнение о проблеме, с которой они могут столкнуться, как насчет того, чтобы спросить , что они думают о своих действиях или мнениях. Вы можете быть удивлены тем, как часто они приходят к такому же выводу, как и вы.
3. Непредвзятое слушание
Последний аспект применения непредвзятого подхода заключается в использовании непредвзятого слушания. Непредвзятое слушание включает в себя настоящую попытку понять, что говорит другой человек. Это выходит за рамки простого слушания того, что кто-то говорит, и включает в себя то, что вы фактически ставите себя на их место, подход, который поможет вам полностью понять, откуда кто-то исходит.
Когда кто-то разговаривает с вами, постарайтесь отбросить в сторону свои взгляды и предубеждения. Ваши собственные взгляды будут просто отвлекать вас и снижать вероятность того, что вы поймете, откуда кто-то исходит. Ваша цель здесь — не критиковать и не осуждать человека, которого вы слушаете, а просто слушать и понимать, откуда он исходит.
Чтобы помочь вам, вот несколько советов по непредвзятому слушанию:
Примите тот факт, что тот, кого вы слушаете, может иметь отличное от вас мнение. Но вместо того, чтобы спешить с ними не соглашаться и предлагать другое мнение, постарайтесь вместо этого уважать и принимать их точку зрения.
Будьте подлинными в своем подходе. Ваш язык тела и тон голоса часто могут показаться снисходительными или осуждающими, даже если вы этого не осознаете.
Будьте настолько чуткими, насколько это возможно. Старайтесь действительно слушать то, что кто-то говорит вам. Если это поможет, представьте, что вы находитесь на месте другого человека и пытаетесь объяснить вам, как именно вы себя чувствуете.
Заключительные мысли
Хотя это и нелегко, особенно когда вы в корне не согласны с чьими-то действиями или мнением, для вашего психического здоровья и окружающих вас людей важно быть настолько непредвзятым, насколько это возможно.
Навыки непредвзятости очень пригодятся, и они, вероятно, пригодятся вам как в профессиональной, так и в личной жизни. Навыки непредвзятости являются признаком лидерства и востребованы на многих рабочих местах. И люди предпочитают непредвзятых друзей, поэтому ваши новые навыки, вероятно, помогут вам и в этом отношении.
Знаете, отличный способ поддержать непредвзятый подход — составить себе список. Простой набор напоминаний, к которым можно обращаться всякий раз, когда вам нужно освежить некоторые советы в этом посте.
Если это звучит полезно, почему бы не загрузить приложение Simplish из Apple Store или Google Play Store.