Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности» АБВ
Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»
А
Автор, выделивший три параметра индивидуального действия личности, которые сложно объяснить с помощью внешних «средовых» факторов Х. Хекхаузен
Автор теории, утверждающий, что ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы развития общества С. Холл
Автором теории конфронтации двух факторов в развитии личности является З. Фрейд
Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):
повышение способности к социальной адаптации
Аккуратность, бережливость, щедрость — это: черты, характеризующие отношение личности к вещам
Б
. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается: проекция
Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
постижения им последствий своего поведения
В
Верифицируемость — это критерий ценности теории, заключающийся в:
доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи
В большинстве определений личности подчеркивается
структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия
Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это индивидуальность
Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил: У. Шелдон
Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда инстинкт жизни и инстинкт смерти
. В темпераменте личность проявляется со стороны ее: динамических свойств
Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как: сила
Высшая форма направленности личности — это: убеждение
. В характере личность проявляется в большей степени со стороны: содержательной
Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это индивидуальность
Возникновение самосознания не связано с увеличением непроизвольности
Воля—регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование: сознательное
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних …. препятствий
. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его: принципиальность
Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется: регрессией
В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:
экстраверсия/интроверсия
В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:
рефлексы или социальные навыки
Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр: нейротизм
. В понятии «стремление к превосходству», введенном А.Адлером, выражается
стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей
Г
Г. Айзенк признается автором модели личности: двухфакторной
Гарантом психологической защищенности является:
адекватная самооценка
чувство принадлежности к группе
склонность к надситуативной активности
Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в: замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа «стимул-реакция»
Д
Достоинствами метода анамнеза являются возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности
Дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий
персонология
З
З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии: фаллической
. Замещение проявляется: в изменении чувств в изменении мотивов
в изменении отношений личности на противоположные
З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии: фаллической
И
. Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:
групповой уровень идентичности
органический и индивидуальный уровень идентичности
Источниками социализации выступают
передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания
Иерархическую пирамиду потребностей разработал: А. Маслоу
. Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером
К
Критериями ценности теории личности являются:
верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость
Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение функциональная значимость
Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность
.
Критерием темперамента является: раннее проявление в детствеКритерием социализированности личности является:
степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.
степень раскрепощения, независимости
Ключевое понятие аналитической психологии — это: архетип
Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах анима
Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность С.Л.Рубинштейн
Л
Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, — это
ценностные ориентации
Личностные свойства, обусловленные социально – это ценностные отношения
Личность – это совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других
Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента сангвиник и холерик
Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды — с другой, по мнению: бихевиористов
Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения: Б. Скиннера
Личность — это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова
М
Механизм социализации личности включает в себя Идентификацию Имитацию
Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно: психоанализу
Н
Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:
невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной
Назовите структурные компоненты темперамента активность, эмоциональность
Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это индивидуальность
Назовите основные функции воли активизирующая
Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели целеустремленность
Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям упорство
Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели настойчивость
Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности: по Г. Айзенку
Негативное подкрепление — это: устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением
О
Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности детерминизма
Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это личность
Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека
номотетический идеографический
Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий
индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: Э. Кречмер
Основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека
событие
Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: Э. Кречмер
. Основные характеристики человеческих потребностей
сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения
. Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, — это: мотив
Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется самооценкой
Основоположником психодинамической теории личности является: 3. Фрейд
Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является: А. Бандура
Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:
подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности
П
Принцип, причинной обусловленности иначе называется принцип детерминизма
Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности
принцип развития
Психологические отрасли, изучающие личность социальная психология
дифференциальная психология персонология
Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода индивид
Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны: К. Юнгом
. Понятие “акцентуации” было введено в психологию… К. Леонардом
Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы
проприум
Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности жизненный путь
Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода индивид
По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: сангвиников
. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: холериков
Процесс и результат усвоения социального опыта социализация
Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности социогенные
Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу
Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии гуманистической
По С.Л. Рубинштейну, самосознание является этапом в развитии сознания
Психологическим механизмом самосознания выступает рефлексии
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в психоанализе
Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: сублимацией
Понятие «сублимация» введено в научный словарь: 3. Фрейдом
Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:
сублимация
Понятие «духовные способности» в психологию введено В.Д. Шадриков
Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни ответственность
Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел: А. Адлер
Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится: к теориям инстанций личности
Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в психоанализе
По А. Адлеру, комплекс неполноценности является: следствием дефекта
универсальной движущей силой развития личности
следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств
По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием комплекса превосходства
Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а): бихевиоризм
Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:
гуманистическим
Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом: взаимонезависимы
Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется: открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью
Р
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно: Э. Эриксону
. Роль это ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека
социальная функция личности
соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе
Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: «Оно»
«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:
Э. Эриксону
С
Стандартизация подразумевает единообразие проведения теста и подсчета результатов
Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру все перечисленное
Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума? семь
. Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это… гендер
Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как: уравновешенность
Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность
Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это приобретается посредством родительских наказаний
Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
мировоззрением
Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения направленность
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это: характер
. Самосознание можно определить как образ себя
Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как: настойчивость
Суть проекции заключается: в приписывании другим людям собственных чувств
Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
идентификация
Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:
идентификация
Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана: с самоуважением
. Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии бихевиорального
Социальный интерес в «индивидуальной психологии» – это личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими
Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время: школьного возраста
С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется А.Н.Леонтьевым
Т
Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к … социодинамическим
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: конституциональным
То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал: Э. Кречме
Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом биогенетические
Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные социальные группы. адаптация, индивидуация, интеграция
Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности двухфакторые теории
Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью время жизни
Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: конституциональным
Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ: меланхолику
Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: сангвиника
Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул флегматик
Темперамент является биологическим фундаментом
Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности к себе
Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией: мультифакторно
Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:
индивидуальных особенностей субъекта
Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению: бихевиористов
Тревога, согласно экзистенциальной психологии — это:
неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия
У
Уровни организации человека с точки зрения Б. Г.Ананьева
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)
«Ид» («оно») | источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо. |
«Эго» («Я») | действует на уровне сознания, отвечает за принятие решения, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма |
«суперэго» («сверх-Я») | действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость или недопустимость того или иного поведения |
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс: Электры
Управление своим жизненным путем личность осуществляет сознательно
У Гиппократа был подход к темпераменту: физиологический
Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется
выдержка самообладание
У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс: Электры
Установите соответствие между названием теории и ее автором
Психоанализ | Фрейд З. |
Клиент-центрированная психология | Роджерс К |
Когнитивно-бихевиоральная психология | Бандура А. |
Аналитическая психология | Юнг К. |
Индивидуальная психология | Адлер А. |
Фромм Э. |
. Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность
Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева
индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность
Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:
подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения
Х Характер считается патологическим, если он. .. все ответы верны
ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу самость
Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:
эго
Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, — это:
эго
Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода холизм
Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человек как личность — это человек, раскрывающийся в обусловленности: его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами
Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность
Человека можно считать сложившейся личностью, если в его мотивах есть иерархия
у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением
у него есть нравственные ценности и гуманистические установки
он является творческим субъектом
Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
субъект деятельности
Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация
Человек как индивид — это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные
Человека как индивида характеризует средний рост
Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность
Э… — это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля
Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…
Р. Кеттелом и Г. Айзенком
Способы психологического объяснения поведения людей
Отправить статью или инфоповод
14 ноября 2012
6768
К настоящему времени в психологии сложились шесть основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальтпсихология и теория групповой динамики. 1. Поведение в теории личностных черт
Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.
Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.
Согласно известному американскому психологу Г. Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни. Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.
2. Бихевиористская модель поведения
Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения. В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т. п.
Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды. При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение. Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.
Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).
Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции. Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук. В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию. Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.
Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние (доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние (фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).
Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения. Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов. Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).
Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок. Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод. Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант. До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи). Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает. Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась. Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.
В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировали закон ожидаемого результата. Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных. В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).
3. Теория социального научения
Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения. Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов. В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.
Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях. Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида. Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.
4. Психоаналитическое объяснение поведения
Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенный результат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:
- подсознанием — id;
- самосознанием — ego;
- super-ego, представляющим «социальную» часть психики.
В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.
5. Когнитивная концепция поведения
Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды. Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам. Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.
Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения. В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ. Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).
6. Гештальтпсихология
Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других. В основе такого понимания лежит основной постулат гештальтпсихологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений. Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве. Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.
Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята. Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности. Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.
Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон. Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д. Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальтпсихологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.
7. Концепция групповой динамики
Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой. Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом. В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.
8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения
Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди. Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий. В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:
- принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;
- положением, которое эти люди занимают в данных общностях.
В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:
- Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
- Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.
О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.
Теория типичности социальных свойств. Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношений социально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др.). Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.
Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), поведение в организации необходимо рассматривать как следствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия. В развитие данной теории возникла концепция ограниченной рациональности (Г. Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.
Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций. Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектом установленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.
Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций. При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п. Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».
Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп. Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий. Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.
Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия. Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.
Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном, взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями. Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников. Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.
Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других. Ключевое понятие этого подхода — понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты. Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).
Формирование теории организационного поведения опирается на результаты исследований, относящихся не к одной, а ко многим психологическим и социологическим школам. Это вполне закономерно, поскольку организационное поведение как объект исследования само по себе достаточно сложно, чтобы его можно было адекватно, без искажения сути явления, описать и объяснить, находясь в узких рамках одной-единственной методологической позиции и концептуальных предпосылок.
Koнcтaнтин Элиacoвич Oкcинoйд — кандидат философских наук, пpoфеccор кафедры управления пepcоналом Госудаpcтвенного унивеpcитета упpaвления (ГУУ), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Поведенческая теория личности: определение
Вы когда-нибудь дрессировали собаку выполнять такие трюки, как лай или рукопожатие в обмен на закуску? Вы, вероятно, практиковали трюки снова и снова в течение нескольких недель подряд, пока ваша собака не научилась делать трюк идеально. Возможно, вы не знали об этом в то время, но обучение собаки трюкам — это реальный пример многих принципов поведенческой теории личности .
- Что такое поведенческая теория личности?
- Каковы примеры поведенческой теории личности?
- Каковы ключевые положения поведенческой теории личности?
- Каковы ограничения поведенческой теории личности?
Поведенческая теория личности: определение
Из поведенческой теории личности исходит поведенческий подход. Поведенческие реакции на раздражители находятся в центре внимания этого психологического подхода. Тип поведения, который мы развиваем, основан на реакции окружающей среды, которая может усиливать или ослаблять желательное или ненормальное поведение. Согласно этому подходу, поощрение неприемлемого поведения может привести к ненормальному поведению.
Поведенческая теория личности — это теория, согласно которой внешняя среда полностью влияет на поведение человека или животного. У людей внешняя среда может влиять на многие наши решения, например, где мы живем, с кем общаемся, что мы едим, читаем или смотрим.
Поведенческая теория личности: примеры
Поведенческую теорию личности можно увидеть в действии в нашей повседневной жизни. Вот несколько примеров того, как внешняя среда влияет на наше поведение.
Учительница заключает нескольких своих учеников под стражу за издевательства над другим учеником. У студента появляется мотивация готовиться к предстоящим экзаменам, потому что он получил пятерку на последней отметке. Он заметил, что у него пятерка по другому предмету, который он изучал. Из этого опыта он понял, что должен больше учиться, чтобы получить A+
Существует множество современных практик клинического консультирования, на которые влияют принципы бихевиоризма. К ним относятся:
Прикладной поведенческий анализ: Используется для лечения людей с аутизмом и другими нарушениями развития
Лечение наркомании: Используется для лечения вредных привычек, таких как курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками
9000 3 Психотерапия: б/у в основном в форме когнитивно-поведенческой теории вмешательств, помогающих в лечении психических заболеваний
Поведенческая теория личности в психологии
Иван Павлов (1890 г. ), русский физиолог, первым продемонстрировал обучение через ассоциации в своем эксперименте на собаках, выделяющих слюну при звуке камертона. Эдвард Торндайк (1898 г.), с другой стороны, в своем эксперименте с кошками и коробками с головоломками заметил, что поведение, связанное с положительными результатами, усиливается, а поведение, связанное с отрицательными результатами, ослабевает.
Бихевиоризм как теория начался с Джона Б. Уотсона 1 (1924), объясняя, что любое поведение можно проследить до наблюдаемой причины, и утверждает, что психология — это наука или изучение поведения. Его идея приобрела популярность, представив множество других идей и приложений бихевиоризма. Одним из них является радикальный бихевиоризм Берхуса Фредерика Скиннера (1938), который предположил, что наши мысли и чувства являются продуктом внешних событий, таких как стресс из-за финансов или чувство одиночества после разрыва отношений.
Бихевиористы определяют поведение с точки зрения «воспитания» (окружающей среды), полагая, что наблюдаемое поведение является результатом внешних раздражителей. То есть человек, получающий похвалу (внешний стимул) за усердную работу (наблюдаемое поведение), приводит к усвоенному поведению (еще больше усердно работать).
Внешний раздражитель — это любой фактор (например, объекты или события) вне тела, который вызывает изменение или реакцию людей или животных.
У животных собака виляет хвостом при виде еды (внешний раздражитель)
У людей вы закрываете нос при появлении неприятного запаха (внешний раздражитель).
Предыстория, поведение и последствия, pixabay.com
Поскольку Джон Б. Уотсон объявил психологию наукой, психология считалась наукой, основанной на непосредственных наблюдениях. Кроме того, психологи-бихевиористы заинтересованы в оценке поведения, которое можно наблюдать в отношении окружающей среды, продемонстрированного в Азбуке теории поведения (9). 0003 антецеденты, поведение, и последствия ).
Они исследуют предпосылки или обстоятельства, которые привели к определенному поведению. Затем они оценивают поведение, следующее за антецедентом, с целью понимания, прогнозирования или контроля. Затем наблюдайте за последствиями или влиянием поведения на окружающую среду. Поскольку проверка личного опыта, такого как когнитивные процессы, невозможна, бихевиористы не включают их в свои исследования.
В целом, Уотсон, Торндайк и Скиннер считали среду и опыт основными детерминантами поведения, а не генетическими влияниями.
Что такое философия поведенческой теории?
Бихевиоризм состоит из идей, которые облегчают понимание и использование в реальной жизни. Ниже приведены некоторые предположения теории о поведении:
Психология эмпирична и является частью естественных наук
Люди, придерживающиеся бихевиористской философии, считают психологию частью наблюдаемых или естественных наук. Это означает, что ученые-бихевиористы изучают наблюдаемые явления в окружающей среде, влияющие на поведение, такие как Подкрепления (награды и наказания), Различные настройки и Последствия.
Исследователи корректируют эти входные данные (например, награды), чтобы понять, что влияет на поведение.
Примером поведенческой теории в действии является ситуация, когда ребенок получает наклейку за хорошее поведение в классе. В этом случае подкрепление (наклейка) становится переменной, влияющей на поведение ребенка, побуждая его соблюдать правильное поведение на уроке.
Поведение обусловлено окружением человека.
Бихевиоризм практически не принимает во внимание внутренние мысли и другие ненаблюдаемые стимулы. Бихевиористы считают, что все действия связаны с внешними факторами, такими как семейная среда, ранний жизненный опыт и ожидания от общества.
Бихевиористы считают, что все мы начинаем с пустого ума при рождении. Когда мы становимся старше, мы приобретаем поведение благодаря тому, чему учимся в окружающей среде.
Поведение животных и человека практически одинаково.
Для бихевиористов животные и люди формируют поведение одинаковым образом и по одним и тем же причинам. Теория утверждает, что все типы поведения людей и животных происходят из система стимулов и реакций.
Бихевиоризм фокусируется на эмпирических наблюдениях.
Первоначальная философия бихевиоризма сосредоточена на эмпирических или наблюдаемых формах поведения людей и животных, точно так же, как биология, химия и другие естественные науки.
Хотя бихевиористские теории, такие как радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера, рассматривают мысли и эмоции как результат обусловленности окружающей среды; основное предположение состоит в том, что внешние черты (например, наказание) и результаты необходимо наблюдать и измерять.
Поведенческая теория личности: развитие
Основное представление бихевиоризма о том, что окружающая среда влияет на поведение, восходит к классическим и оперантным принципам обусловливания. Классическое обусловливание представило систему стимула и реакции. Напротив, оперантное обусловливание проложило путь к подкреплению и последствиям, применяемым до сих пор, например, в классе, дома, на рабочем месте и в психотерапии.
Чтобы лучше понять основу этой теории, давайте рассмотрим четырех известных бихевиористов, которые внесли свой вклад в ее развитие.
Классическое обусловливание
Иван Павлов был русским физиологом, интересовавшимся тем, как обучение и ассоциация происходят в присутствии стимула. В 1900-х годах он провел эксперимент, открывший дорогу бихевиоризму в Америке начала 20-го века, известному как классическое обусловливание. Классическое обусловливание — это процесс обучения, в котором непроизвольная реакция на стимул вызывается ранее нейтральным стимулом.
Процесс классического обусловливания включает стимула и реакции . Стимул — это любой фактор, присутствующий в окружающей среде, который запускает реакцию . Ассоциация возникает, когда субъект учится реагировать на новый стимул так же, как на стимул, вызывающий автоматическую реакцию.
UCS Павлова был колокольчиком, pexels.com
В своем эксперименте он заметил, что у собаки выделяется слюна ( ответ ) при виде еды (стимул) . Непроизвольное слюноотделение собак — это безусловная реакция , а пища — безусловный раздражитель . Он позвонил в звонок, прежде чем дать еду собаке. Звонок стал условным раздражителем с повторным соединением с едой (безусловный раздражитель) , что вызвало слюноотделение собаки (условный ответ) . Он научил собаку выделять слюну только при звуке колокольчика, так как собака ассоциировала звук с едой. Его результаты продемонстрировали обучение по принципу «стимул-реакция», которое помогло построить то, чем сегодня является бихевиористская теория.
Оперантное обусловливание
В отличие от классического обусловливания, оперантное обусловливание включает в себя произвольное поведение, усвоенное из ассоциаций с положительными или отрицательными результатами. Субъект пассивен в классическом обусловливании, и выявляется усвоенное поведение. Но при оперантном обусловливании субъект активен и не полагается на непроизвольные реакции. В целом, основной принцип заключается в том, что поведение определяет последствия.
Эдвард Л. ТорндайкЕще одним психологом, продемонстрировавшим в своем эксперименте обучение методом проб и ошибок, был Эдвард Л. Торндайк. Он поместил голодных кошек в ящик со встроенной педалью и дверцей. Он также поместил рыбу за пределы коробки. Кошкам нужно нажать на педаль, чтобы выйти из коробки и достать рыбу. Сначала кошка совершала лишь беспорядочные движения, пока не научилась открывать дверь, нажимая на педаль. Он считал, что поведение кошек играет важную роль в результатах этого эксперимента, который он установил как 9.0003 инструментальное обучение или инструментальное обучение . Инструментальное обусловливание — это процесс обучения, включающий последствия, влияющие на вероятность того или иного поведения. Он также предложил Закон Эффекта , в котором говорится, что желательные результаты усиливают поведение, а нежелательные результаты ослабляют его.
Б. Ф. Скиннер
В то время как Торндайк работал с кошками, Б. Ф. Скиннер изучал голубей и крыс, у которых он заметил, что действия, приводящие к положительным результатам, повторяются, а действия, приводящие к отрицательным или нейтральным результатам, не повторяются. Он полностью игнорировал свободу воли. Опираясь на закон эффекта Торндайка, Скиннер ввел идею о том, что подкрепление увеличивает вероятность повторения поведения, а без подкрепления поведение ослабевает. Он назвал инструментальное обусловливание Торндайка оперантным обусловливанием, предполагая, что учащийся «действует» или воздействует на окружающую среду.
Положительное подкрепление происходит, когда поведение сопровождается вознаграждением, например словесной похвалой. Напротив, негативное подкрепление включает устранение того, что считается неприятным (например, головной боли) после выполнения определенного действия (например, приема обезболивающего). Цель положительного и отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы усилить предыдущее поведение, сделав его более вероятным.
Каковы сильные стороны поведенческой теории личности?
Какой бы обычной ни казалась ситуация, можно наблюдать множество нежелательных или вредных действий. Одним из примеров является саморазрушительное поведение или агрессия человека с аутизмом. В случаях глубокой умственной отсталости объяснение того, что нельзя причинять боль другим, неприменимо, поэтому может помочь поведенческая терапия, ориентированная на положительное и отрицательное подкрепление.
Практическая природа бихевиоризма позволяет повторять исследования различных субъектов, повышая достоверность результатов. Хотя при смене субъектов с животных на людей возникают моральные опасения, исследования бихевиоризма оказались надежными из-за их наблюдаемого и измеримого характера.
Положительные и отрицательные подкрепления помогают усилить продуктивное поведение, улучшить обучение в классе, повысить мотивацию на рабочем месте, уменьшить разрушительное поведение и улучшить дрессировку домашних животных.
Поведенческая теория личности: ограничения
Многие признают, что когнитивные процессы необходимы для обучения и развития личности (Schunk, 2012) 2 . Бихевиоризм полностью игнорирует участие разума, утверждая, что мысли нельзя наблюдать напрямую. В то же время другие считают, что на поведение влияют генетические и внутренние факторы. Критики также отмечали, что классическая обусловленность Ивана Павлова не учитывала добровольное поведение человека.
Некоторым видам поведения, например связанным с социализацией или развитием речи, можно научить без предварительного подкрепления. По мнению теоретиков социального обучения и когнитивного обучения, бихевиористский метод неадекватно объясняет, как люди и животные учатся взаимодействовать.
Поскольку эмоции субъективны, бихевиоризм не признает их влияния на поведение людей и животных. Но другие исследования (Desautels, 2016) 3 показывают, что чувства и эмоциональные связи влияют на обучение и действия.
Бихевиоризм — основные выводы
- Бихевиоризм — это психологическая теория, рассматривающая поведение человека и животных исключительно под влиянием внешних раздражителей.
- Джон Б. Уотсон (1924) впервые представил поведенческую теорию. Иван Павлов (1890) работал над экспериментами с использованием классического обусловливания собак. Эдвард Торндайк предложил Закон Эффекта и свой эксперимент с кошками и коробками-головоломками. Б. Ф. Скиннер (1938) основан на работе Торндайка, которую он назвал оперантным обусловливанием.
- Поведенческая психология фокусируется на предшествующих событиях, поведении и последствиях для изучения поведения людей и животных.
- Одним из основных преимуществ бихевиоризма является его практическое применение в терапевтических вмешательствах, на работе или в школе.
- Одним из главных недостатков бихевиоризма является его игнорирование внутренних состояний, таких как мысли и эмоции.
Ссылки
- Уотсон, Дж. Б. (1958). Бихевиоризм (ред. ред.). Издательство Чикагского университета. https://www.worldcat.org/title/behaviorism/oclc/3124756
- Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория. Справочник по педагогической психологии APA, Vol. 1. https://psycnet.apa.org/record/2011-11701-005
- Desautels, L. (2016). Как эмоции влияют на обучение, поведение и отношения. Стипендия и профессиональная деятельность: Образование. 97. https://digitalcommons.butler.edu/coe_papers/97/2. Шунк, Д. Х. (2012). Социальная когнитивная теория. Справочник по педагогической психологии APA, Vol. 1.https://psycnet.apa.org/record/2011-11701-005
Что такое поведенческая экономика? Теории, цели и приложения
Что такое поведенческая экономика?
Поведенческая экономика — это изучение психологии, связанное с процессами принятия экономических решений отдельными лицами и учреждениями. Поведенческая экономика часто связана с нормативной экономикой. Он опирается на психологию и экономику, чтобы исследовать, почему люди иногда принимают иррациональные решения и почему и как их поведение не соответствует предсказаниям экономических моделей.
Key Takeaways
- Поведенческая экономика — это исследование психологии, которое анализирует решения, которые принимают люди, и почему они выбирают иррациональные решения.
- Экономика поведения находится под влиянием ограниченной рациональности, архитектуры выбора, когнитивных предубеждений и стадного мышления.
- Экономика поведения основана на многих принципах, включая фрейминг, эвристику, неприятие потерь и заблуждение о невозвратных затратах.
- Компании используют информацию из поведенческой экономики для определения цен на свои товары, создания рекламных роликов и упаковки своей продукции.
- Ограниченные сезонные напитки Starbucks, молниеносные предложения Amazon или рекламные акции «купи один, получи один» — все они связаны с поведенческой экономикой.
Нажмите «Играть», чтобы узнать, что такое поведенческая экономика
Понимание поведенческой экономики
В идеальном мире люди всегда будут принимать оптимальные решения, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение. В экономике теория рационального выбора утверждает, что когда людям предоставляются различные варианты в условиях дефицита, они выбирают тот вариант, который максимизирует их индивидуальное удовлетворение.
Эта теория предполагает, что люди, учитывая их предпочтения и ограничения, способны принимать рациональные решения, эффективно взвешивая затраты и выгоды каждого доступного им варианта. Окончательное принятое решение будет лучшим выбором для человека. Рациональный человек обладает самообладанием, неподвластен эмоциям и внешним факторам и, следовательно, знает, что лучше для него самого. Увы, поведенческая экономика объясняет, что люди не рациональны и неспособны принимать правильные решения.
Поскольку люди эмоциональны и легко отвлекаются, они принимают решения, которые не отвечают их личным интересам. Например, согласно теории рационального выбора, если Чарльз хочет похудеть и располагает информацией о количестве калорий, содержащихся в каждом съедобном продукте, он выберет только продукты с минимальной калорийностью.
Поведенческая экономика утверждает, что даже если Чарльз хочет похудеть и в будущем намерен есть здоровую пищу, его конечное поведение будет подвержено когнитивным искажениям, эмоциям и социальным влияниям. Если рекламный ролик по телевизору рекламирует марку мороженого по привлекательной цене и цитирует, что всем людям требуется 2000 калорий в день, чтобы эффективно функционировать, аппетитное изображение мороженого, цена и, казалось бы, достоверные статистические данные могут привести Чарльза к поддаться сладкому искушению и сорваться с пути похудания, демонстрируя отсутствие самоконтроля.
Поведенческая экономика и поведенческие финансы часто обусловлены одними и теми же факторами, хотя поведенческие финансы часто больше связаны с финансовыми рынками.
История поведенческой экономики
Известными личностями в области изучения поведенческой экономики являются лауреаты Нобелевской премии Гэри Беккер (мотивы, ошибки потребителей; 1992 г.), Герберт Саймон (ограниченная рациональность; 1978 г.), Дэниел Канеман (иллюзия достоверности, предвзятость привязки; 2002 г.), Джордж Акерлоф (прокрастинация; 2001 г.). ) и Ричард Х. Талер (подталкивание, 2017 г.).
В 18 веке Адам Смит отмечал, что люди часто слишком самоуверенны в своих способностях, отмечая, что «каждый человек более или менее переоценивает шансы на выигрыш, а большинство людей недооценивают шансы на проигрыш, и вряд ли кто-либо, кто находится в сносном здоровье и настроении, ценил бы больше, чем он стоит». В этом смысле Смит считал, что люди не рациональны со своими ограничениями.
Совсем недавно поведенческая экономика сформировалась еще в 1960-х годах, когда несколько экономистов выявили ключевые предубеждения при воспроизведении информации. Эта идея, называемая эвристикой доступности, была объяснена Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом, и она приводит людей к иррациональной интерпретации данных. Например, нападения акул, как правило, случаются реже, чем люди думают, но заголовки могут заставить людей думать иначе. Тверски и Канеману также приписывают разработку теории перспектив, согласно которой люди потенциально более негативно относятся к потерям, чем к получению равного выигрыша.
Совсем недавно Ричард Талер получил премию Sveriges Riksbank в области экономических наук в 2017 году за свою работу по выявлению факторов, которые определяют принятие экономических решений отдельными лицами. Работа Талера включала ограниченную рациональность, социальные предпочтения, отсутствие самоконтроля и индивидуальное принятие решений.
Факторы, влияющие на поведение
При анализе влияния на индивидуальное поведение часто упоминаются пять факторов.
Ограниченная рациональность
Ограниченная рациональность — это концепция, согласно которой люди принимают решения на основе имеющихся у них знаний. К сожалению, эта информация часто ограничена, будь то отсутствие опыта у человека или отсутствие доступной информации. Что касается финансов и инвестиций, то одна и та же общедоступная информация доступна всем, хотя инвесторы могут не знать истинных обстоятельств того, что происходит внутри компании.
Выбор архитектуры
Людьми легко манипулировать, и это часто проявляется в том, как промоутеры создают стимулы или заключают сделки, чтобы заставить потребителей покупать определенные продукты. Подумайте, как можно разместить витрину с крекерами прямо рядом с отделом сыра в супермаркете. Этот тип дизайна предназначен для того, чтобы подтолкнуть потребителя к принятию решения на основе хореографической демонстрации, часто между дополнительными товарами.
Когнитивное искажение
Осознают это люди или нет, но все принимают решения под влиянием когнитивных искажений. Рассмотрим выбор между двумя компаниями для инвестирования. Поведенческая экономика придерживается теории о том, что цвет логотипа, имя генерального директора или город, в котором находится штаб-квартира каждой компании, могут вызвать неизвестную предвзятость, которая заставляет нас выбрать другую компанию.
Дискриминация
В том же свете поведенческая экономика часто ассоциируется с дискриминацией. Люди воспринимают вещи, события или других людей через свои собственные линзы, потенциально дискриминируя других, потому что они просто предпочитают другую альтернативу. Однако это не обязательно означает, что альтернатива лучше.
Стадный менталитет
Многие потребительские решения зависят от того, что делают другие люди. Будь то страх упустить что-то или другие хотят быть частью большого коллектива, стадный менталитет — это вера в то, что индивидуальные решения зависят от того, что делают другие люди, а не обязательно от того, что является лучшим результатом. В конце концов, гораздо проще болеть за любимую команду, даже если она уже давно не выигрывала чемпионат, пока другие болельщики разделяют вашу боль.
СМИ играют решающую роль в поведенческой экономике. Подумайте, как один заголовок может привлечь ваше внимание и вызвать у вас желание либо выбрать продукт, либо отказаться от него.
Основы поведенческой экономики
Область экономики обширна. Хотя поведенческая экономика является лишь частью области, она сама имеет ряд руководящих принципов, которые определяют темы в рамках поведенческой экономики. Некоторые из основных принципов и тем перечислены ниже.
Каркас
Фрейминг — это принцип представления чего-либо человеку. Эта концепция поведенческой экономики представляет собой когнитивную предвзятость в том смысле, что результат может быть определен на основе структуры того, как что-то было представлено. Подумайте, как кто-то может относиться к двум следующим утверждениям о Бейбе Рут, которые описывают одно и то же:
- Бэйб Рут не попал почти в две трети своих ударов.
- Бейб Рут, один из величайших бейсболистов всех времен, за свою жизнь забил 0,342 балла.
Эвристика
Эвристика — сложная область, но она просто означает, что люди склонны принимать решения, используя умственные сокращения, а не используя длинные, рациональные, оптимальные рассуждения. Чаще всего люди цепляются за то, что правда может быть уже не так. В этой ситуации потребителю легче продолжать делать то, что он делал, а не осознавать, что существует более выгодная ситуация.
Неприятие потерь
Поведенческая экономика основана на представлении о том, что люди не любят потерь. На самом деле, люди не склонны к потерям до такой степени, что экономический результат одной финансовой ценности, который является отрицательным, перевешивает эмоциональные потери той же финансовой ценности, но положительной. Например, некоторые люди считают, что потеря 20-долларовой купюры вызывает гораздо более сильные негативные эмоции, чем нахождение 20-долларовой купюры на земле.
Неэффективность рынка
За неимением лучшего выражения рынок может воспользоваться поведенческой экономикой. По этой причине неэффективность рынка играет решающую роль в поведенческой экономике. Подумайте, как переоцененные акции могут по-прежнему привлекать инвесторов из-за падения коэффициента P/E. Хотя торговый мультипликатор все еще может быть аномально высоким, инвесторы могут подумать, что что-то на рынке более разумно просто потому, что оно ниже. Например, акции стоимостью 20 долларов могут торговаться по 50 долларов. Если цена поднимется до 40 долларов, инвесторы могут счесть это прекрасной возможностью.
Ментальный учет
Потребители и инвесторы могут изменить свои покупательские и торговые тенденции в зависимости от обстоятельств. Хотя это справедливо, часто это нелогично и влияет на многие аспекты поведенческой экономики. Например, после получения годового бонуса инвестор может инвестировать в более рискованные акции. Это упражнение в мысленном учете привело к тому, что инвестор принял решение, основанное на его обстоятельствах, а не на его долгосрочной стратегии.
Ошибка невозвратных затрат
Ошибка невозвратных затрат — это эмоциональная привязанность к затратам, которые были понесены в прошлом. Потребителям и инвесторам, как правило, труднее «отпустить» неудачные инвестиции или вложенный капитал. Рассмотрим неудачную акцию, которая была куплена по цене 100 долларов за акцию, а теперь стоит 15 долларов за акцию. Инвестор может не чувствовать себя обязанным покупать по цене 15 долларов за акцию, потому что он считает, что компания не стоит этого. Однако они не желают продавать свои акции, купленные по цене 100 долларов за акцию, из-за эмоциональной привязанности к этому выделенному капиталу.
При выполнении анализа затрат/выгод невозвратные затраты полностью игнорируются. Это связано с тем, что цена уже уплачена, и если она не может быть возмещена, она не имеет финансового значения для будущего результата решения.
Применение поведенческой экономики
Финансовые рынки
Одной из областей, в которой может применяться поведенческая экономика, являются поведенческие финансы, которые пытаются объяснить, почему инвесторы принимают опрометчивые решения при торговле на рынках капитала. Подобно тому, как профессионалы в покере не только изучают математику и шансы в покере, они также пытаются извлечь выгоду из иррациональной природы других игроков. То же самое можно сказать и о финансовых рынках.
Теория игр
Когда принятое решение приводит к ошибке, эвристика может привести к когнитивной предвзятости. Поведенческая теория игр, новый класс теории игр, также может быть применена к поведенческой экономике, поскольку теория игр проводит эксперименты и анализирует решения людей делать иррациональный выбор. Эта концепция пытается преодолеть нелогичное поведение, чтобы предсказать результаты потребления.
Ценовые стратегии
Компании все чаще используют поведенческую экономику для увеличения продаж своей продукции. В 2007 году цена 8-гигабайтного iPhone была установлена на уровне 600 долларов и быстро снизилась до 400 долларов. Представив телефон по более высокой цене и снизив ее до 400 долларов, потребители полагали, что получают довольно выгодную сделку, даже если реальная стоимость продукта составляла всего 400 долларов.
Упаковка и распространение продукции
Рассмотрим производителя мыла, который производит одно и то же мыло, но продает его в двух разных упаковках, чтобы привлечь несколько целевых групп. На одной упаковке рекламируется мыло для всех пользователей мыла, на другой — для потребителей с чувствительной кожей. Последняя цель не купила бы продукт, если бы на упаковке не было указано, что мыло предназначено для чувствительной кожи. Они выбирают мыло с этикеткой для чувствительной кожи, хотя это точно такой же продукт в общей упаковке.
Примеры поведенческой экономики
Обувь Payless может быть наиболее известна своими предложениями «купи один, получи один». Если потребитель покупает одну пару обуви, на вторую пару часто делается скидка. Хотя потребителю может и не понадобиться две пары обуви, потребитель может не захотеть расставаться со скидкой.
Одной из форм неприятия потерь и дефицита являются молниеносные сделки Amazon. Потребитель может не захотеть расставаться с продуктом, о котором он даже не знает. Поскольку эти сделки с Amazon действуют только в течение ограниченного времени, потребитель сталкивается с дилеммой поведенческой экономики: купить продукт или «потерять» его. Сезонность напитков Starbucks — еще один пример продукта, который потребители должны купить сейчас или пропустить.
Наконец, включите телевизор, и почти каждый рекламный ролик содержит кадрирование. Обратите внимание, как автомобильная реклама или заставки, такие как веб-сайт Tesla для ее модели Y, указывают только на сильные стороны автомобиля.
Чем занимаются поведенческие экономисты?
Экономисты-бихевиористы работают над тем, чтобы понять, что делают потребители, почему они делают тот или иной выбор, и помогают рынкам помочь потребителям принять эти решения. Поведенческие экономисты могут работать на правительство, чтобы формировать государственную политику для защиты потребителей. В других случаях они могут работать на частные компании и способствовать росту продаж.
Какова цель поведенческой экономики?
Цель поведенческой экономики — понять, почему люди принимают те или иные решения. Обычно есть результаты, которые являются лучшими для людей, и часто люди не выбирают этот результат. Поведенческая экономика — невероятно сложная и иногда необъяснимая наука о том, почему люди что-то делают и почему они предпочитают не быть рациональными.
В чем разница между поведенческой экономикой и психологией?
И поведенческая экономика, и психология относятся к характеру, эмоциям и принятию решений людьми. Экономика поведения — гораздо более узкоспециализированная область, изучающая процесс принятия финансовых решений человеком, в то время как психология может охватывать любой аспект человеческой рациональности.
В чем обратная сторона поведенческой экономики?
Недостатком поведенческой экономики является то, что ее можно использовать для обмана или манипулирования людьми и их принятием решений. Хотя люди часто не рациональны, эта иррациональность может быть предсказуема. Компании могут использовать это, упаковывая свои продукты определенным образом, оценивая свои товары на определенных уровнях или настраивая свой маркетинг для привлечения определенных рынков.