Бихевиорист | это… Что такое Бихевиорист?
ТолкованиеПеревод
- Бихевиорист
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.
Содержание
- 1 Методы
- 2 В СССР
- 3 Развитие
- 4 См. также
- 5 Ссылки
- 6 Примечания
Методы
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
В СССР
В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.
В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.
Развитие
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
См. также
- Организационное поведение
- Необихевиоризм
- Инструментальный рефлекс
- Дескриптивный бихевиоризм
- Молекулярный бихевиоризм
- Молярный бихевиоризм
- Рефлекс
- Когнитивная психология
- Этология
Ссылки
- Бихевиоризм — психологический словарь
- Д.Уотсон Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)
- Когнитивно-поведенческий подход в работе с эмоциональной сферой, в частности, с социальными страхами.
Примечания
Формула Бихевиоризма : S -> R {S-стимул, R-реакция}.
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
- Биффи Д.
- Бихари Янош
Полезное
Бихевиоризм
(от англ. behaviour, behavior — поведение) в языкознании — система взглядов на сущность и функции языка, восходящая к одному из направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды (непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета психологического исследования. Проявляется в некоторых работах о языке в США и Западной Европе. Начальный этап развития бихевиоризма в психологии (конец 19 в. — 20‑е гг. 20 в.) связан с работами Дж. Б. Уотсона и Э. Л. Торндайка. Позже идеи бихевиоризма, сочетаясь с различными когнитивистскими подходами, породили ряд необихевиористских направлений (Э. Ч. Толмен, К.
Л. Халл, Ч. Э. Осгуд и другие). Особую позицию, во многом восходящую к начальному этапу и легшую в основу так называемого программированного обучения, занимает Б. Ф. Скиннер. Методологические основы бихевиоризма и необихевиоризма связаны с позитивизмом, прагматизмом и операционализмом.В языкознании наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на воздействие внешней среды), благодаря которой индивидуум приспосабливается к социальной среде. Противопоставляя свою концепцию «менталистским» идеям, он утверждал, что «каждое высказывание полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а под значением «повторяющийся признак стимула и реакции». Через посредство Блумфилда идеи бихевиоризма распространились в постблумфилдианской дескриптивной лингвистике, требовавшей «говорить о языке… в терминах, не допускающих чего-либо большего, нежели то, что раскрывается в непосредственном наблюдении» (Б.
Блок). Скиннер трактует язык как систему единиц «вербального поведения», образуемых реакциями, имеющими доступную отождествлению форму, функционально соотнесённую с одной или несколькими независимыми операциональными переменными (т. е. факторами воздействия среды).Идеи бихевиоризма составляли философско-методологическую основу ряда наук о человеке и стали для специалистов по «бихевиоральным наукам» естественной отправной точкой любого научного рассуждения, в т. ч. оказали влияние и на американское языкознание. Бихевиоризм лёг в основу неопозитивистской семиотической теории Ч. У. Морриса (наряду с прагматизмом Ч. С. Пирса) и через неё влиял на всё дальнейшее развитие семиотики, в частности европейской; Н. Хомский и Дж. Миллер воспроизводят всю философско-методологическую платформу и многие собственно психологические положения бихевиоризма. Это касается не только позитивистской, прагматистской, операционалистской ориентации их концепции в целом, но и более частных вопросов — соотношения биологического и социального в поведении человека, идеи «проб и ошибок» и «подкрепления» как механизма поведения, тезиса о вербальном поведении прежде всего как о системе реакций, хотя и весьма сложно организованной, и т.
Идеи бихевиоризма проникали в собственно лингвистику также через психолингвистику, которая в 50—70‑х гг. 20 в. в Западной Европе и США опиралась либо на необихевиористскую концепцию Осгуда, либо на конфронтировавшие с ней взгляды Хомского и Миллера (так называемая генеративная, или трансформационная, психолингвистика).
В 80‑е гг. 20 в. бихевиоризм в психологии переживает упадок и не оказывает прямого воздействия на языкознание. Однако некоторые теоретико-методологические положения, генетически восходящие к бихевиоризму, продолжают существовать и развиваться в американской лингвистике.
- Гухман М. М., Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и дескриптивная лингвистика, «Труды Института языкознания АН СССР», 1954, т. 4;
- Основные направления структурализма, М., 1964;
- Хэмп Э., Словарь американской лингвистической терминологии, пер. с англ., М., 1964;
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965;
- Леонтьев А. А., Психолингвистика. Л., 1967;
- Белый В. В., Американская дескриптивная лингвистика, в кн.: Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;
- Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y., [1957];
- Weiss A. P., Linguistics and psychology, «Language», 1925, v. 1, № 2;
- см. также литературу при статье Дескриптивная лингвистика.
Что такое наука о поведении – Mindworks
Узнайте больше о том, как поведенческая наука дает идеи и лидерские идеи, которые улучшают политику, бизнес и повседневную жизнь.
Наука о поведении описывает изучение человеческого поведения с помощью систематических экспериментов и наблюдений. Ученые-бихевиористы изучают, когда и почему люди проявляют определенное поведение, экспериментально исследуя влияние таких факторов, как сознательные мысли, мотивация, социальные влияния, контекстуальные эффекты и привычки. Несколько дисциплин подпадают под широкий ярлык науки о поведении, в том числе:
- Антропология
- Поведенческая экономика
- Когнитивная психология
- Поведение потребителей
- Социальная психология
- Социология
Чтобы понять всю сложность человеческого поведения, некоторые ученые-бихевиористы синтезируют теории, концепции и методологии в некоторых из этих дисциплин. Например, область поведенческой экономики возникает из-за применения идей психологии к экономическому поведению, тем самым предсказывая и объясняя поведение, которое не предвидится стандартными экономическими теориями.
Исследования в области бихевиоризма разнообразны и обширны. Ученые-бихевиористы изучают, почему люди иногда ведут себя так, что не могут максимизировать свое собственное благополучие, например, делая выбор в настоящем, который не максимизирует их счастье в будущем; изучить, как кажущиеся произвольными контекстуальные факторы влияют на наши решения, убеждения и отношения; проверить, как различные стимулы влияют на мотивацию и поведение людей; анализировать, как люди судят о чертах и характеристиках других людей по чертам лица или голоса; исследовать, как можно побудить потребителей принимать, избегать или изменять решения о расходах; и разработать меры политики, которые могут помочь людям сделать выбор, который они лично признают оптимальным в долгосрочной перспективе.
Бут и наука о поведении
Чикаго Бут является центром развития новой области науки о поведении. Учебная программа Бута объединяет теорию и исследования из психологии, социологии, экономики и смежных областей для изучения человеческого поведения в управленческом контексте — как люди используют информацию, принимают решения и используют человеческий капитал для достижения результатов.
В этом увлекательном видео «Как распознать ложь» показано воссоздание исследования в области бихевиоризма, проведенного Николасом Эпли, профессором бихевиоризма Джона Темплтона Келлера и научным сотрудником семейного факультета Нойбауэра в Chicago Booth.
В видео участники пытаются определить, говорят ли другие правду, на основе речевых моделей и визуальных сигналов. В конце концов они понимают, что совместная работа улучшает их способность отличать правду от лжи.
Бут и поведенческая наука
PIMCO Decision Research Laboratories
Осенью 2018 года PIMCO и Центр исследований решений объявили о партнерстве в поддержку исследований CDR в области поведенческих наук. В знак признания этих инвестиций в исследования лаборатории CDR Chicago Booth были переименованы в PIMCO Decision Research Laboratories. Исследовательские лаборатории принятия решений PIMCO сделают научные открытия, способные улучшить индивидуальное и общественное благосостояние.
Mindworks является домом для исследовательской лаборатории PIMCO Decision Research Labs CDR и направлен на содействие более тесному взаимодействию с общественностью, расширение охвата CDR и увеличение разнообразия участников исследований.
Импакт-исследования
Откройте для себя идеи поведенческих наук от профессорско-преподавательского состава Бута.
Есть лучший способ оставаться на связи, который просто требует повторного знакомства с проверенной и надежной технологией — телефоном, — говорит Николас Эпли из Booth.
На работе ваш голос недооценивают. Так позвони мне, может быть.
Как социальные существа, мы предпочитаем переживать отдельные события, хорошие или плохие, в одно и то же время, предполагает исследование Айелет Фишбах из Бута и ее соавторов.
Обмен опытом, даже издалека, может сблизить людей
Подробнее Обзор стенда в Чикаго
Узнайте больше о науке о поведении на стенде
Факультет поведенческих наук остается в авангарде понимания суждений и принятия решений.
Академическая область поведенческих наук
Этот курс готовит вас к преодолению организационных трудностей, повышению производительности на рабочем месте и преуспеванию в качестве лидера.
MBA Концентрация в поведенческих науках
Узнайте, как люди принимают решения и взаимодействуют друг с другом в деловом мире и за его пределами.
Докторская программа в области поведенческих наук
Объедините ресурсы бизнес-программы PhD мирового класса с гибкостью, чтобы следовать своим исследовательским интересам, куда бы они ни вели.
Совместная программа докторантуры в области психологии и бизнеса
Оставайтесь на связи с нами
Получайте информацию о предстоящих мероприятиях, программах и исследованиях в области поведенческих наук от Mindworks.
Оставайтесь с нами
Поведенческая наука — Optimizely
Поведенческая наука, также известная как поведенческая экономика, рассматривает предмет человеческих действий. Он охватывает несколько областей исследования, включая когнитивную неврологию, психологию и экономику, а также поведенческие аспекты биологии, права, психиатрии и политологии. Наука о поведении изучает человеческое поведение, особенно то, как люди на самом деле принимают решения в реальном мире.
В частности, наука о поведении изучает то, как эмоции, окружающая среда и социальные факторы влияют на наши решения. Наука о поведении особенно интересуется тем, как эвристика, предубеждения и фрейминг могут привести нас к принятию «иррациональных» решений.
Наука о поведении во многом заимствует методологии, разработанные в социальных науках, в основном проводя эксперименты с использованием рандомизированных контрольных испытаний, которые позволяют нам делать причинно-следственные выводы о конкретных механизмах, управляющих человеческим поведением. Ученые-бихевиористы проводят эксперименты, чтобы понять человеческие действия: почему люди что-то делают, а не просто наблюдают за тем, что они делают.
Наука о поведении влияет на принятие более эффективных решений
Несмотря на то, что люди могут и часто принимают «иррациональные» решения, когда дело доходит до человеческих действий, оказывается, что в безумии принятия решений есть метод. Поскольку в нашей иррациональности есть «предсказуемые» паттерны, как только мы поймем эти паттерны человеческого поведения, мы сможем использовать их для создания среды, помогающей людям принимать лучшие решения. Прикладная наука о поведении может оказать положительное влияние на принятие решений, будь то в области государственной политики, разработки продуктов и маркетинга или развития личных привычек.
Принятие решений часто происходит на автопилоте. Изучая человеческое поведение, ученые-бихевиористы обнаружили, что люди принимают 95% своих решений, используя ментальные ярлыки или эмпирические правила. Каждый раз, когда вы проектируете пространство, где человек должен сделать выбор, будь то маркетинговая целевая страница или школьная столовая, вы создаете то, что ученые-бихевиористы называют «архитектурой выбора». Независимо от того, как вы разрабатываете архитектуру выбора, вы будете влиять на принятие решений людьми, намеренно или нет.
Влияние на решения с помощью архитектуры выбора
Наука о поведении предоставляет вам два важных инструмента для улучшения вашей архитектуры выбора и влияния на процесс принятия решений: подталкивание и проведение экспериментов.
- Подталкивание: это проверенные и надежные решения, которые придумали ученые-бихевиористы, которые формируют архитектуру выбора, чтобы помочь людям принять правильное решение. (Довольно известно, эта концепция поведенческой экономики была представлена широкой публике с публикацией книги «Подталкивание: улучшение решений о здоровье, богатстве и счастье») 9. 0010
- Эксперименты: это контролируемый способ для ученых-бихевиористов установить базовые уровни, выделить переменные, меняющие человеческое поведение, и предоставить доказательства того, что ваша идея по изменению архитектуры выбора работает.
Использование науки о поведении для получения более предсказуемых результатов при принятии решений
Если вы сможете лучше понять, КАК И ПОЧЕМУ люди принимают решения (т. может разработать лучшие эксперименты по поведенческой науке. Прикладная наука о поведении имеет значительные преимущества по сравнению с традиционным подходом «Безумцев», когда идеи швыряются в стену и молятся, чтобы что-то прижилось.
Прикладная наука о поведении позволяет вам внедрять решения, подкрепленные научными данными, и помогает вам точно знать, почему ваша последняя идея успешно повлияла на принятие решений, а также количественно оценить ее влияние на поведение человека.
Получите бесплатное введение в быстрое понимание ваших данных и обнаружение полезных идей
Посмотрите видео
Популярные эксперименты в науке о поведении:
В области науки о поведении проведено более 290 экспериментов, демонстрирующих иррациональность человеческого поведения. Ниже приведены некоторые из наиболее воспроизводимых/значимых вмешательств в науку о поведении:
- Неприятие потери: В науке о поведении неприятие потери предполагает, что для людей боль от потери психологически в два раза сильнее, чем удовольствие от приобретения. Ученые-бихевиористы использовали неприятие потерь при изучении человеческого поведения, показывая, почему система наказаний иногда более эффективна, чем система вознаграждения в мотивации человеческого поведения (Gächter et al., 2009). Веб-сайт Stickk, например, влияет на поведение людей, позволяя людям совершить положительное изменение поведения (например, отказаться от нездоровой пищи), что может сочетаться со страхом потери — денежным штрафом в случае несоблюдения.
- Эффект владения: это предубеждение возникает, когда мы переоцениваем что-то, чем владеем, независимо от ее объективной рыночной стоимости (Kahneman et al., 1991). Это очевидно, когда люди относительно неохотно расстаются с принадлежащим им товаром из-за его денежного эквивалента или если сумма, которую люди готовы заплатить за товар, ниже той, которую они готовы принять при его продаже.
- Избыток выбора: ученые-бихевиористы описывают перегрузку выбором в результате слишком большого выбора, доступного для потребителей. В прикладной науке о поведении наличие слишком большого выбора связано с несчастьем (Schwartz, 2004), усталостью от принятия решений, выбором варианта по умолчанию, а также с отсрочкой выбора — полным отказом от принятия решений, например, отказом от покупки продукта (Iyengar & Lepper, 2000).
Когда поведенческая наука дает обратный эффект
На первый взгляд, поведенческая наука звучит достаточно просто — просто зайдите в Википедию, выберите любую из сотен поведенческих научных вмешательств, и вы заставите людей вести себя именно так, как вы хотите. Неправильный. В лучшем случае это не сработает; в худшем случае вы саботируете результаты и свое доброе имя.
Ознакомьтесь с тремя наиболее распространенными ловушками, которых следует избегать при использовании поведенческой экономики.
Чем поведенческая наука отличается от социальной науки?
И поведенческие науки, и социальные науки изучают поведение человека. Хотя термины «наука о поведении» и «социальная наука» часто используются взаимозаменяемо, эти области различаются по объему, предмету и методологиям. Социальные науки фокусируются на социальном контексте. Существует частичное совпадение с наукой о поведении, но в целом социальная наука исследует социальные процессы, организации и институты.
Наука о поведении пытается понять, почему люди делают то, что они делают, и часто пытается обобщить человеческое поведение в его отношении к обществу. Наука о поведении исследует когнитивные процессы, особенно принятие решений и общение, посредством систематического анализа человеческого поведения.
В отличие от социологов, бихевиористы собирают эмпирические данные и используют экспериментальные методы, включая тестирование, контроль и манипулирование настройками.
Социальные науки изучают поведение человека в различных социальных контекстах
Социальные науки изучают общество в целом, вместо того чтобы сосредотачиваться на индивидуальных различиях в принятии решений или общении.