Теории творчества в психологии: Теории творчества (зачем и откуда оно появилось)

Содержание

Теории творчества — ЕАСТТ

О том, что такое творчество, как устроены его механизмы, мнений очень много, и все они отличаются большим разбросом. Единственным оправданием такого разнообразия, или лучше сказать, разнобоя мнений, может быть то, что вопросом этим — с научных позиций — стали заниматься сравнительно (с точки зрения человеческой истории) недавно, главным образом психологи, теорий которыми было составлено предостаточно.

 

 

Немного о термине «творчество»

Заметим, что само слово «творчество» — обозначающее в современном языке чаще всего процесс созидания или производства каких-нибудь  культурных ценностей, а также результат этого процесса, — является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века. И было неологизмом, образованным на немецкий лад.

Характерно, что слово творчество не включено даже в словари середины девятнадцатого века. В словаре 1847 г. отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель мира… 2) церк. Производитель, исполнитель… 3) Сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу). Хотя в 20-30-е годы XIX в. это слово уже активно использовали участники литературно-философского кружка “Общество любомудрия”, образованного в конце 1823 в Москве.

Встречается это слово у Гоголя, Достоевского, других их современников. Станиславский определял творчество как полную

сосредоточенность всей духовной и физической природы.

С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого стиля. Меняется экспрессивная окраска слов творчество и творец. Многим в эту эпоху казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.

поможет вам перестать мыслить шаблонами и научит находить новые небанальные решения

Cтарт 11. 08.2020

Теории творчества в античности

Попытки создать теории творчества известны с античных времен. Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло.

Так, Платон представлял творческую силу как плод божественного волеизъявления. Творческое деяние человека было возможно только в условиях «умного» созерцания, которое являлось человеку как божественная одержимость животворящего духа. Идея прекрасного, проявляемая творчеством, имеет свою иерархию, которая движется от материального начала к духовному. Смысл выделялся им в качестве необходимого атрибута творчества.

Аристотель разрабатывал закономерности творческого мышления в рамках предложенного им учения об ассоциациях, связи явлений между собой. Согласно Аристотелю, именно ассоциации являются основой любого мышления, в том числе и творческого.

Творчество и Средневековье

Понимание природы творчества в Европе в Средние века религиозно.

Творчество рассматривалось как божественное и человеческое. Подлинный творец — Бог, творящий мир и человека, а значит, первичный творческий акт носил онтологический, бытийственный  характер.

Творя человека «по своему образу и подобию», Бог наделял его огромной властью, заключающейся в свободе. Эта возможность свободного акта, с одной стороны, связывала человека с Богом, с другой, человек выступал как связующее звено между Богом и миром. Эта свобода действий породила другие определения человеческого творчества: в гносеологическом смысле (творчество как постижение Бога, как путь к истине), в этическом (свобода творить добро или зло).

Возрождение понимает творчество, прежде всего, в контексте искусства, как творчество художественное. Искусство направлено вглубь, на созерцание сущности рассматриваемого объекта, поэтому и творчество есть созерцание. В эпоху Возрождения преобладают отношения творца, гения, как носителя творческого начала и творимого объекта, который понимается как дитя, любовное взращенное творцом.

Творчество сакрально: человек, созидающий новый мир и вписывающий себя в этот мир, уподобляется Богу. Возрождение провозгласило культ творчества, и тогда возникает, пожалуй, впервые, интерес к самому акту творчества, а не только к конечному результату.

 

 

Читайте также:

Понимание творчества в Новое время. Рационализация

Новое время синонимами слову «творчество» сделало такие слова как «производство», «преобразование». Никаких абстракций, никаких возможностей — только факты, упорядоченность. Творчество есть главным образом создание себя самого и созидание этого идет только через тренировку разума, в увеличении разумности, которая идет только по пути мышления.

Кант понимал творчество в большей степени в художественном смысле. Он создал концепцию такого вида творчества. Эта концепция оказала огромное влияние на теорию и практику искусства, а также на последующее развитие представлений о творцах искусства.

Творчество есть результат свободы и целесообразного применения способностей человека. Но так как от свободы в творчестве можно прийти к полной бессмыслице, то надо, чтобы создаваемое могло бы послужить ориентиром должного для других. И тот, кто умеет все это сочетать — гений. В творчестве Кант выделял знание, предполагающее мастерство, и умение, предполагающее созидание вещей. Благодаря творческому процессу преодолевается прагматический подход к миру, присущий разуму и рациональной деятельности, цели которой прагматичны и утилитарны. 

Другой известный философ этого времени, Шопенгауэр, рассматривал творчество как один из путей, ведущих человека к освобождению от воли и избавлению от страданий. В этом избавлении заключена наивысшая цель искусства, поскольку искусство возвышает человека, помогает преодолевать его субъективную волю. Но кроме избавления от страданий, искусство должно также утешать человека.

 

Новые рубежи теории творчества

На рубеже 19-20 столетий появилась психология творчества. Не являясь на тот момент отдельной сферой знания (да и сейчас не став ещё таковой), она рассматривала определенные стороны творчества. Источниками данных для изысканий на эту тему были биографии, автобиографии, литературные произведения.

Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. По мере развития экспериментальной психологии способы исследования стали меняться. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она стала включать в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи.

Основные подходы к теории творчества

На данный момент сложилось три основных подхода к проблеме творчества и творческих способностей:

  1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в обусловленности творческого поведения играют мотивация, ценности и личностные черты (А.Танненбаум, А.Маслоу).
  2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А.Пономарев).
  3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют почти все специалисты в области интеллекта (
    Д. Векслер
    , Л. Термен, Р. Стернберг).

 

Читайте также:

Теории творчества 20 века

С конца 19 века для объяснения, что такое творчество, из каких стадий состоит этот таинственный процесс, психологами было создано достаточно много теорий. Вкратце упомянем некоторые из них.

Психоаналитическая теория творчества (конец 19- начало 20 века)

Фрейд: Мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества  воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация. Важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.

К. Юнг: бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. В человеке есть два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Творческое живет и произрастает в человеке. Автономный творческий комплекс в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню.

Другими словами, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это нечто, неподвластное сознанию и воле человека.

Б. А. Лезин (1907) примерно в это же время предлагает взгляд на творчество как на процесс из трех стадий:
1. Труд, являющийся подготовкой бессознательной фазы.
2. Бессознательная работа.
3. Вдохновение, в процессе которого происходит появление готового продукта.

А. Адлер Компенсационная теория творчества (начало 20 века):

Каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. А. Адлер рассматривает науку, искусство, культуру как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.

В это же время другие авторы предлагают иное видение процесса творчества.

 

 

У. Джемс (1905):

  1. Определение конкретного факта S.
  2. Выяснение вопроса о том, является ли это S некоторым Р или каким образом из этого S можно получить Р.
  3. Поиск специфического свойства М, вычленяемого из бесчисленных аспектов S, которое приводит к желаемому Р.

 

П. Беренс (1907):

  1. Формирование общей концепции объекта.
  2. Вычисление основных (значимых) составляющих объекта.
  3. Поиск многообразных форм (способов) выполнения каждой составляющей.
  4. Синтез всех возможных сочетаний.

Читайте также:

П. К. Энгельмейер (1910)

  1. Интуиция и желание. 
  2. Знание (выработка плана).
  3. Умение (конструктивное воплощение изобретения)

 

А. Пуанкаре (1910):

  1. Период сознательной работы. Мышление предпринимает ряд усилий, которые не дают искомого результата, однако приводят в действие «бессознательный механизм».
  2. Долгая бессознательная внутренняя работа, заканчивающаяся внезапным озарением.
  3. Новый период сознательной работы для того, чтобы вывести из полученных результатов следствия, привести их в порядок, записать данные, а в особенности проверить результаты.

 

Д. Дьюи (1910)

  1. Чувствуемая трудность. Столкновение с трудностью, попытки вскрыть элементы взаимосвязи, приводящие к противоречию.
  2. Ограничение зоны поиска (локализация) проблемы. Её местонахождение и определение.
  3. Возникновение возможного решения (движения мысли от того, что дано, к тому, чего не дано, образование идеи, гипотезы).
  4. Аналитическое развитие гипотезы. Рациональная обработка одной идеи (логическое развитие основного положения).
  5. Верификация. Эмпирическое обоснование результата.

Гештальтпсихологи в 30-е годы 20 века предполагали, что творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению

Примерно в это же время Ф. Ю. Ленинсон-Лессинг (1921) описывал процесс творчества как:

  1. Накопление фактов.
  2. Возникновение идеи в фантазии.
  3. Проверка и развитие идеи.

 

 

Ещё одно направление предлагало воспринимать творчество как процесс поиска, постановки и решения проблем, 

продуктивного разрешения лежащих в их основе противоречий. Творчество — чувствительность к пробелам в знаниях, определение несовершенств, недостатков, а также поиск неординарных путей их устранения.

К. Дункер (1903-1940):

«… После полного понимания проблемной ситуации как таковой, включается процесс мышления с его „проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления».

Содержанием этой стадии, по Дункеру, служит «инсайтное схватывание» тех особенностей в проблемной ситуации, которые вызывают конфликт. Проникновение в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения (т. е. того, что обычно называется идеей решения). За этим следует стадия реализации функционального решения, его исполнения, выбора того, что действительно нужно для решения.

Читайте также:

Дж. Келли в когнитивной теории творчества (50-е годы 20 века) рассматривает творчество как альтернативу банальному. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска.

Н.Хомски (1967) предложил модель творческой генеративной грамматики, позволяющей на основе определенной совокупности правил, порождать бесконечное число предложений.

С. Медник (1969). Ассоциативная теория творчества: Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.

И. Тэйлор (1975) вводит понятие «трансактуализация». Оно включает в себя систему личность – среда. Творчество преобразует среду.

Первоначально между психологическим и действительным окружением, особенно социальным, существует несоответствие, приводящее к напряжению. Оно может быть редуцировано двумя путями: изменением личностью своей собственной перцепции соответственно окружению или реорганизацией окружения соответственно миру личности. Тэйлор рассматривает второй тип как приводящий к творчеству.

Д. Б. Богоявленская: творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

 

 

А. В. Анисимов (1988). Рекурсивная модель творчества. Творчество понимается как сложная форма рекурсии, то есть генерирование некоторой базовой системой бесчисленного количества своих копий. Само универсальное Целое проявляется на любом уровне сложности, наполняясь новым, специфическим содержанием, но сохраняя свою базовую структуру.

В. М. Вильчек (1989) считает, что творчество является особым видом труда. За право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

О. В. Назаров (2007): в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.

Читайте также:

Теории творчества – есть или все-таки пока нет?

Весь этот парад разнообразных теорий, не являющихся исчерпывающими, к сожалению, не даёт четкого ответа на вопросы, связанные с творчеством. Каждая из теорий разрабатывает проблему с позиций собственной методологии, на своём языке, работая лишь с несколькими аспектами проблемы.

Большинство из них ограничивается лишь общими выводами или философскими обобщениями, не предлагая набора конкретных техник и методик, помогающих обучать творчеству, улучшать творчество, вырабатывать навыки творчества. То есть польза этих теоретических изысканий с точки зрения практики не столь высока, как хотелось бы. 

Буквально по пальцам можно пересчитать направления, предоставляющие набор практических методик по работе с творчеством, творческими навыками. Из древних, проверенных временем школ можно упомянуть методы духовных техник исихастов в православии, где речь идет о творчестве максимально высокого полета. (публикацию по этой теме мы готовим).

Из методик современных, но также проверенных практикой, где речь идет о более бытовых, прозаических аспектах творчества для детей и взрослых, для бизнеса, гуманитарных и технических областей деятельности, можно предложить ТРИЗ.

Автор:

Владимир Бубенцов

Основные теории творчества – Genvive

Art by Justyna Kopania

Метафизическо-топологические измерения творчества

Понимание феномена и внутренней природы творчества требует предельного распахивания смысловых контекстов,  радикального расширения методологических рамок его изучения, нахождения надежных объяснительных принципов, базирующихся на универсальных структурах и законах существования мира. Эмпирические исследования творческой активности должны  сопровождаться раскрытием фундаментальных оснований и сверхопытных начал реальности, которые определяют необходимые условия, истоки и саму возможность существования творчества и творческих потенций личности.
В наиболее широком смысле творчество определяется как способ существования некоторой абсолютной, изначальной и безусловной первосущности, которая конституируется и проявляется с помощью изначальных универсалий: свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Данные универсалии пустотны, невидимы и неизмеримы. Они вычерчивают координирующие смысловые рамки и представляют собой универсальные, качественно своеобразные «места», некоторые независимые, существующие по законам самопробуждающегося вакуума, «втягивающие» пространства. В то же время их архитектоника может быть проявлена и увидена путем построения их обобщенной топологической модели или «Карты сущностей».
Продуктивность и эвристическая сила универсальной «карты сущностей» состоит в высвечивании пустых мест и предсказании возможных, еще недостаточно заявивших о себе, но тем не менее, равноценных сущностей и стоящих за ними целых областей живой реальности и, следовательно, в высвечивании возможных тенденций и траекторий развития.
При существовании многочисленных и разноразмерных топологических моделей, максимальная полнота и простота обобщения феноменов реальности достигается с помощью метода системного описания В.А. Ганзена (1984), в котором в качестве исходной, организующей матрицы выбирается некоторый организующий Пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных и одного объединяющего понятия.
Так, при раскрытии высшей, универсальной «матрицы сущностей» творчества целесообразно представить его фундаментальные измерения в виде Пентабазиса, состоящего из двух взаимосвязанных пар первосущностей:
«Взаимодействие – Целое» (Бытие) и «Возможность – Свобода» (Ничто), которые объединяются, взаимосогласовываются  и балансируются предельной сущностью Абсолютом.
При этом каждый феномен и переменная проявленной творческой реальности должны с необходимостью проходить процедуру локализации, хронологизации и соотнесения с центральной первосущностью и с ее фундаментальными измерениями.
В предельно широком, метафизическо-топологическом плане творчество понимается как способ существования и проявления Абсолюта, развертывающегося путем манифестации своих универсальных измерений – свободы, возможности, целого и взаимодействия.
Этот высший трансцендентный поток на персонологическом уровне проявляется как  Творческое Видение, переживается как внутренняя, глубоко интимная реальность и объективизируется  в феноменальных мирах в виде материальных и духовных ценностей.

Таблица 1. Сущностные измерения и универсальные
манифестации творчества

В таблице использованы картины художников: Salvador Dalí, Tomek Sętowski, Jamile Baldridge, Greg Spalenka

Онтологический  и универсально-творческий


характер психики

Психика или  психическая организация человека носит онтологический характер (А. Валлон, С.Л. Рубинштейн) и в то же время она подчинена космическому творческому принципу и тождественна источнику творения (С. Гроф). Психическая реальность, как изначальная целостность, не определяется биологическими, социологическими, личностными и даже культурными детерминантами, а включает их в себя в качестве высших, уже проявленных и освоенных уровней.
Психика, как реальность и одновременно отражение реальности, голографически встроена в Универсум, и как непрерывный, саморазвивающийся «образ мира» (А.Н. Леонтьев)  вплетена в процесс эволюции. При этом она представляет собой живой микрокосм и подчиняется наиболее общим и универсальным принципам и законам функционирования  и развития мира как целого.
Универсальная структура психики естественно  включает в себя весь спектр проявлений сознания и содержит бессознательные и трансперсональные состояния, а также ее досубъектную и метасубъектную стадии развития.
Кроме этого  психика носит изначальный, универсально-творческий характер, ее продуктивное функционирование представляет собой построение динамичного  образа мира, а ее сущностные механизмы изоморфны механизмам творчества (В. Т. Кудрявцев).
Таким образом, изначальная «Карта сущностей», основными  измерениями которой являются диалектические связки «взаимодействие–целое», «свобода-возможность» и интегрирующий  их абсолют, создают организующие и  объяснительные пространства как для философских теорий творчества так и для тех, которые построены на исследовании и объяснении  таких базовых психических процессов, как: “память – мышление”, “интуиция -воображение” и лежащего в их основе восприятия.

Персонологическое измерение творчества

Особой задачей является введение субъекта в карту сущностей, выявление отношений между человеком и каждой из сущностей. Человек наделяет их смыслом, ценностным содержанием, соотносит со всем спектром потребностей сферы. Сущности могут существовать только посредством человека. Без человека нет сущностей, как без человеческого уха не существует в мире не только музыки, но и самих звуков, создающихся из «сырых» волн и колебаний.
Органическое включение человека в карту универсальных сущностей происходит через творчество, которое, как способ существования Абсолюта, является первоначальной сущностью, а также высшей формы проявления человеческой жизни.
Творчество проявляется как самостоятельная действенная безусловная первосущность, которая определяет сама себя, с которой соотносится действительность и которая сама дает оправдание феноменальному миру.  «Фактическое содержание действительности, – писал Л.М. Лопатин, – должно объясняться из его соответствия с тем верховным идеалом, который осуществляет в своих созиданиях абсолютная творческая деятельность».
Само творчество не нуждается в отнесении к первоначалу, к какой либо более фундаментальной сущности или универсальной ценности. Оно само в начале и в центре мира и является causa finalis, источник всего сущего и высшая точка соотнесения. Творчество поддерживает Вселенную, является осью, вокруг  которой вращаются невидимые универсалии, а также феноменальные и возможные миры. Первоосновность  и изначальность творчества всегда подчеркивал Н. Бердяев: «Творческий опыт не есть что-то вторичное и потому требующее оправдания – творческий опыт есть нечто первичное и потому оправдывающее».
При такой постановке проблемы вопрос о фундаментальных условиях творчества теряет свой смысл, так как творчество приобретает метафизическую безусловность, онтологическую первичность и экзистенциальную самодостаточность. Условия творчества разворачиваются изнутри, а внешнее и внутреннее многократно включают в себя друг друга, подчиняясь особой рекурсивной причинности.
Данный вид причинности создается в потоке активности уникальной творческой личности. «Причинность, понимаемая изнутри, – писал Л.М. Лопатин, – есть творчески акт живого существа. Причина созидает, творит следствие. Причина есть творческая энергия и предлагает существо, обладающее этой энергией. Причинность невозможна без творящего, созидающего». Творчество как первосущность, предстает в виде платоновской идеи, о которой писал А. Уайтхед «Она обладает творческой силой создавать условия для своего же осуществления».
Единая концепция творчества основана на идее универсальной природы творческой активности,  на понимании творчества как свободного, непрерывного само-созидания Абсолюта и планетарного процесса Эволюции, на его переживании  как  совместного самовыражения, со-видения и со-творчества с абсолютной творческой силой и  глубинно- внутренней, спонтанной реализации инвариантных эволюционных принципов и универсальных творческих механизмов (С. Марков) [1].

Психологические теории творчества

Мel Rhodes (1961) в статье “Анализ творчества» (1961), проанализировав 40 определений творчества и 16 определений воображения,  разработал и обосновал целостную модель творчества – 4 Ps, представив его  в виде взаимодействия 4-х факторов: процесса, продукта, личности, и среды (process, product, person, press).  В свою очередь Ross Mooney (1962) в работе «Концептуальная модель интеграции четырех подходов к определению творческого таланта», также предложил рассматривать творчество через призму модели  4 Ps (process, product, person, environment).
Stuart E. Golann (1963) заменил понятие среды, близким по смыслу понятием “место” и его теория 4Рs (process, product, person, place) стала структурной основой для организации исследования творчества. При этом “место” (place) понималось как проблемная или социально-организованная cреда. Позже, Д. Саймонтон (Dean K. Simonton) (1988), отождествляя понятия лидерства и творческой активности, расширил список организующих категорий и ввёл пятое понятие Р – persuasion (убедительность). В свою очередь Клаус Урбан (2003) к трем классическим измерениям – процесс (process), продукт (product) и личность (person) добавляет новую – проблема (problem), оставляя категорию среды (environment). При этом он выводит новую формулу творчества: 4Ps-Е.
Данные теории были  построены на основании обобщения эмпирического опыта, в строгом соответствии с научными критериями и принципами очевидности и рациональности.
В то же время существует другой рефлексивный способ исследования творчества, заключающийся в изначальном построении его концептуальных конструктов и топологических моделей, которые задают более широкие контексты и планы понимания и высвечивают факты и феномены, недоступные непосредственному наблюдению и эмпирическому исследованию. Данные исходные объяснительные конструкты выбираются произвольно, интуитивно, путем схватывания глубинных архетипов и универсальных структур реальности.
В качестве такого исходного смыслового  контекста можно выбрать жизненный мир личности, а вернее совокупность феноменологических миров в которых происходит свободное самоосуществление человека и его творческий диалог с миром.
Максимально возможная полнота описания имеющегося и возможного эмпирического опыта  достигается введением его в конфигурацию контекстов феноменологических миров, путем построения некоторого топологического конструкта – пентабазиса, объединяющего предметный и символический, внутренний и социальный миры, а также культуру, как центр их интеграции. Данный пентабазис обладает мощным объяснительным и эвристическим потенциалом и удивительным образом включает в себя основные измерения или домены творчества (процесс, продукт, личность и среду), полученные эмпирическим путем.
При этом в предельно широком понимании творчество представляется как целостный, непрерывный, структурированный универсными законами и структурами поток творческого видения, проецирующийся в базовые, феноменальные  миры и проявляющий себя с помощью элементов, структур и основных закономерностей этих миров.
Творческое видение представляет собой самодостаточную форму активности, гармонично включающую и интегрирующую все остальные формы творчества. Так в предметном мире оно проявляется как продуктивная творческая деятельность, в символическом как творческое решение проблем, в социальном, как творческий диалог и во внутреннем, как творческая самореализация.
Высшая форма творчества определяющаяся закономерностями мира культуры, проявляется как творческое видение, сотворчество с миром, творческая смысловая адаптация, гармонизация со смыслами Универсума, а также как смыслотворчество, как процесс вычерпывания и наделения действительности развивающими, креатологическими смыслами.
Смысловые структуры являются высшими, ядерными, интегративно-трансцендентными образованиями личности, а сам смысл равнозначен существованию личности в мире и  cамой жизни. «Некоторые его называли четвертым, – писал В.П. Зинченко,  некоторые — пятым измерением бытия. Хотя его должно назвать первым».
Смыслотворчество и осмысление реальности являются центральными динамичными компонентами высшей формы творчества – творческого видения, включающего творческую деятельность (product), решение проблем (process), самореализацию (person) и творческий диалог (place).
В связи с этим, для раскрытия глубинной сущности творчества целесообразно ввести пятый элемент, некоторое центральное измерение – смысл (sense, meaning), а классическую модель представить в виде 4Ps/S  – процесс (process), продукт (product), личность (person), среда (place), смысл (sense) [ 2; 3].

Творчество укоренено в культуре, человеческой практике, социальном мире, текстовой реальности и  в неповторимом экзистенциальном опыте.   Творчество – это не только и не столько процесс, способность, продукт или особо организованная среда, сколько универсальное начало, многомерное динамическое пространство, самодостаточная порождающая первосущность, проявляющаяся в феноменальных мирах в форме эффективного решения проблем, свободной самореализации, продуктивной деятельности и творческого диалога.

Таблица 2. Формы проявления творчества
в феноменальных мирах
 

 

 

1. Markov, S. L. (1997) Mechanisms of Creative Dialogue With the World. Paper presented at the 105th annual meeting of the American Psychological Association, August 17, 1997. Chicago, IL.
2. Марков С.Л. Квінтологічний підхід до побудови єдиної теорії творчості / С.Л. Марков // Правничий вісник Університету «КРОК» – 2012. -Вип.11.– С.160 -171.
3. Марков С.Л. Формування творчого бачення особистості як універсальний метод активізації творчості.   Актуальні проблеми психології-Том 1: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб.наук.праць /за ред.. С.Д. Максименка, Л.М. Карамушки. – К: Вид-во «А.С.К.», 2011. – Вип.32.- С.374-380.

 

Навигация по темеСледующая запись >>

(Visited 3 332 times, 1 visits today)

Основные теории творчества

І. Творчество как реализация и конструирование идеального Целого

Движение к идеалу, целостности осуществляется одновременно по двум встречным направлениям: путем развертывания, проявления некоторой изначально заданной совершенной структуры и поэтапного накопления, собирания и трансформации опыта.

              Развертывание

               Конструирование

1. Мистическая теория -творчество понимается как развертывание и проявление на субъектном уровне некоторого идеального Целого; как мистическое чувство единства со Вселенной, Космосом, Высшим Разумом, Мировой Душой, ноосферой, которое переживается как вдохновение, озарение, инсайт, творческий экстаз, пиковые, трансцендентные переживания.

3. Перфекционистская (аккумулятивная) теория —  творчество рассматривается как “собирание сущностей”, накопление” крупиц идеала”, аккумуляция и сжатие материала; творческие открытия совершаются серией последовательных шагов и творческих усилий, посредством поэтапного совершенствования — перфекционизма.

2. Рекурсивная модель творчества. Творчество понимается как сложная форма рекурсии, то есть генерирование некоторой базовой системой бесчисленного количества своих копий. Само универсальное Целое проявляется на любом уровне сложности, наполняясь новым, специфическим содержанием, но сохраняя свою базовую структуру А.В.Анисимов (1988).

Н.Хомски (1967) предложил модель творческой генеративной грамматики, позволяющей на основе определенной совокупности правил, порождать бесконечное число предложений.

4. Творчество как трансформация. Творчество понимается как фундаментальный трансформативный процесс преобразования целостной системы в качественно новую целостность. Универсальная способность к преобразованию окружающего мира проявляется как умение создавать новые формы, реорганизовывать чувственный опыт, реструктурировать знания, переформулировывать проблемы. Творчество предстает как одновременная трансформация внешнего мира и его внутренней модели.

ІІ. Творчество как развивающее взаимодействие

Субъект-объектное и субъект -субъектное взаимодействие, которое рассматривается с точки зрения действующего субъекта.

Объект-объектное взаимодействие которое отражает пространственную, временную и содержательную структуру творческого акта.

1. Творчество как диалог личности с миром, обществом, культурой, другими людьми, самим собой. Творческий рассматривается процесс как результат открытости миру, встречи и активных взаимоотношений с ним.

4. Творчество как взаимодействие левого и правого полушария, сознания и подсознания, логики и интуиции, рационального и иррационального, дискурсивного и эмоционального, абстрактного и образного.

2. Творчество как процесс поиска, постановки и решения проблем, продуктивного разрешения лежащих в их основе противоречий. Творчество понимается как чувствительность к пробелам в знаниях, определение несовершенств, недостатков, а также поиск неординарных путей их устранения.

5.Творчество как комбинирование, взаимодействие моделей, образов и идей, как процесс диссоциации, перекомбинирования и новой ассоциации элементов, как создание полезных комбинаций, как образование новых связей и отношений, как агглютинация -соединение несовместимых в реальности частей и элементов.

3.Творчество как мышление, продуктивное решение проблем и задач. Дивергентное мышление, которое определяется как способность мыслить в различных направлениях и генерировать различные варианты решений при встрече с проблемой.

Латеральное мышление, заключающееся в способности изменять контекст, переключаться с обыденных представлений на необычные.

6.Творчество как создание ассоциаций и бисоциаций.

— как процесс соединения отдаленных ассоциаций. При этом чем больше взаимно отдалены элементы новой ассоциации, тем более креативным является процесс или решение.

— как процесс бисоциации, которая состоит в мысленном одновременном объединении двух обычно несовместимых контекстов и матриц значений.

ІІІ. Творчество как продуктивная деятельность

Творчество понимается как целенаправленная продуктивная деятельность, направленная на созидание принципиально новых, социально значимых, эстетически совершенных продуктов; как реализация сознательно поставленных глобальных целей, идеальных планов и сверхзадач.

ІV. Творчество как самореализация, самоутверждение   и саморазвитие

В этом смысле творчество представляет собой саморазвертывание универсальных творческих потенций, свободную самореализацию субъектом своих внешних и внутренних возможностей, открытое спонтанное и искреннее самоосуществление, ответственный выбор и сознательное духовное усилие.

Компонентная теория творчества — рабочие знания HBS

Компонентная теория творчества

22 мая 2012 г. Резюме рабочих документов

Тереза ​​М. Амабиле

Компонентная теория креативности признана одной из основных теорий креативности отдельных людей и организаций, служащей частичной основой для нескольких других теорий и многих эмпирических исследований. Впервые он был сформулирован Терезой Амабиле в 1983 и с тех пор претерпел значительную эволюцию. По сути, теория представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория указывает, что креативность требует слияния четырех компонентов: креативность должна быть наивысшей, когда 1) внутренне мотивированный человек с 2) высоким опытом в предметной области и 3) высокими навыками творческого мышления 4) работает в среде с высокой поддержкой для творчества. Ключевые понятия включают:

  • Многие менеджеры полагались на инструменты и методы, разработанные на основе теории, чтобы стимулировать творчество и инновации в своих организациях.
  • Согласно теории, навыки, относящиеся к предметной области, включают знания, опыт, технические навыки, интеллект и талант в конкретной области, в которой работает специалист по решению проблем.
  • Процессы, связанные с творчеством, включают когнитивный стиль и личностные характеристики, способствующие независимости, принятию риска и новому взгляду на проблемы, а также дисциплинированный стиль работы и навыки генерирования идей.
  • Третьим центральным принципом является принцип внутренней мотивации творчества: люди наиболее креативны, когда они чувствуют мотивацию в первую очередь интересом, удовольствием, удовлетворением и вызовом самой работы, а не внешними мотиваторами.
  • Социальная среда может стимулировать творчество, предлагая ощущение положительного вызова в работе; рабочие группы, которые сотрудничают, обладают разнообразными навыками и сосредоточены на идеях; свобода в выполнении работы; руководители, которые поощряют развитие новых идей; и так далее.
  • Из трех внутриличностных компонентов внутренняя мотивация должна находиться под самым непосредственным влиянием рабочей среды. Однако также важно отметить, что рабочая среда, несомненно, влияет на навыки, относящиеся к предметной области, и процессы, связанные с творчеством, в дополнение к ее воздействию на внутреннюю мотивацию.

Author Abstract

Компонентная теория творчества представляет собой всеобъемлющую модель социальных и психологических компонентов, необходимых человеку для творческой работы. Теория основана на определении творчества как производства идей или результатов, которые являются одновременно новыми и подходящими для какой-либо цели. В этой теории для любого творческого отклика необходимы четыре компонента: три компонента внутри человека — навыки, относящиеся к предметной области, процессы, связанные с творчеством, и внутренняя мотивация задачи — и один компонент вне человека — социальная среда, в которой работает человек. . Текущая версия теории охватывает организационное творчество и инновации, что влечет за собой последствия для рабочей среды, создаваемой менеджерами. В этой статье определяются компоненты творчества и то, как они влияют на творческий процесс, описывая модификации теории с течением времени. Затем, после сравнения компонентной теории с другими теориями творчества, в статье описывается эволюция и влияние этой теории.

Информация о документе

  • Полный текст рабочего документа
  • Дата публикации рабочего документа: апрель 2012 г.
  • Номер рабочего документа HBS: 12-096
  • Подразделение(я) факультета(ов): Предпринимательский менеджмент
    Тенденции
      • 25 января 2022 г.
      • Исследования и идеи
      Еще одно доказательство того, что за деньги можно купить счастье (или жизнь с меньшим стрессом)
      • 25 фев 2019
      • Исследования и идеи
      Как гендерные стереотипы убивают уверенность женщины в себе
      • 14 февраля 2011 г.
      • Исследования и идеи
      Маркетинг молочных коктейлей Клэя Кристенсена
      • 21 сент. 2022
      • Исследования и идеи
      Вам не нужно бросать работу, чтобы найти смысл жизни
      • 17 мая 2017 г.
      • Исследования и идеи
      Меньшинства, которые «отбеливают» резюме, получают больше интервью

Тереза ​​М. Амабиле

Профессор Фонда Бейкера
Эдсел Брайант Форд Профессор делового администрирования, почетный

Контакт

Отправить письмо

→ Другие статьи

Найти похожие статьи

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку новостей

Хотите улучшить свой бизнес? Узнайте о свежих исследованиях и идеях Гарварда Преподаватели бизнес-школы.

Теории творчества и классические объяснительные модели

С середины 20 века различные теории и модели творчества пытались объяснить этот человеческий феномен. На сегодняшний день не найдено достаточно интегрирующей теории, поэтому сосуществуют несколько, которые считаются в равной степени действительными.

В этой статье рассматриваются некоторые из наиболее заметных из них, от персоналистских или личностно-ориентированных моделей до интеракционистских моделей, которые сосредоточены на взаимодействии человека с окружающей средой.

Теории творчества, ориентированные на личность

Теория порога интеллекта

Торранс (1962) утверждает, что интеллект является необходимым, но недостаточным условием творчества на основе изучения индивидуальных черт.

Согласно пороговой теории, для проявления творчества требуется определенный уровень интеллекта. Однако выше определенного уровня, который обычно устанавливается на уровне 120, положительной корреляции между двумя конструктами обнаружено не было.

Таким образом, гениальность, понимаемая как высокий IQ, не гарантирует большей креативности, чем средний интеллект. Работа, противоречащая этой теории, принадлежит, среди прочего, работе Ранко и Альберта (1986).

Эволюционная теория творчества

Кэмпбелл (1960) предлагает модель творчества, основанную на теории эволюции Дарвина и ее объяснительном механизме естественного отбора.

Эволюция и естественный отбор

Согласно Дарвину, виды изменяются случайным образом в своем филогенетическом развитии из-за генетической мутации в результате слепого процесса, не управляемого ни разумом, ни волей. Некоторые из этих изменений полезны для организма с точки зрения выживания и размножения и, следовательно, приспособляемости.

Организмы, подвергшиеся таким мутациям, с большей вероятностью генетически передадут новые черты следующему поколению. Таким образом, считается, что эти случайные изменения были выбраны природой, производя эволюцию указанных видов к новой стадии.

Эволюция и творчество

Теория Кэмпбелла следует тому же процессу, что и предыдущая, для объяснения творческого производства. Процесс создания начинался бы с генерации идей, слепых или случайных, для решения конкретной проблемы.

Кэмпбелл утверждает, что если для решения ситуации требуется творческий подход, то прошлое должно быть сначала отвергнуто как основа для создания новых знаний. Если такого разрыва с прошлыми знаниями не происходит, он считает, что любое предложение не будет по-настоящему творческим.

После этого слепого или случайного производства субъект переходит к этапу оценки, чтобы определить, соответствует ли предложение его потребностям. Как только новая идея будет принята, она будет сохранена для использования в более поздних подобных ситуациях, устанавливая параллелизм между эволюцией идей и эволюцией видов путем естественного отбора (Weisberg, 2006).

 

Теория дивергентного мышления

В рамках когнитивной психологии Гилфорд (1967) предлагает тип мышления для творчества, который отличается от мышления, обычно связанного с интеллектом, измеряемым IQ, или дивергентным мышлением. Это мышление подходит для решения открытых задач или задач с множественным выбором.

Дивергентное мышление в модели интеллекта

В свою модель интеллекта Гилфорд включил 24 пункта, предназначенных для измерения такого дивергентного мышления. В том же духе такие авторы, как Торранс (1972) также включили дивергентное мышление в свои объяснительные модели творчества.

Theory of Multiple Intelligences

Кроме того, с помощью когнитивного подхода Говард Гарднер (1983) понимает интеллект как многомерную конструкцию, состоящую из различных типов интеллекта. В своей первой модели он предложил семь различных видов интеллекта и добавил еще один. Даже сегодня Гарднер продолжает исследовать существование других дополнительных типов интеллекта. Более того, он утверждает, что интеллект и креативность не являются отдельными сущностями.

Множественные творческие способности

Согласно Гарднеру, творческие способности множественны, как и интеллект (Gardner, 1993). Он утверждает, что тесты креативности не предполагают, что хорошие результаты в задачах дивергентного мышления, обычно тривиальных, могут предсказать будущее творческое поведение в любой другой области (Gardner, 1983).

Творчество и мотивация

Гарднер говорит, что творчество основывается на своего рода фаустовской сделке, согласно которой человек отказывается от легкого и приятного для достижения конкретной цели. Таким образом, этот автор наделяет творчество мотивирующим характером для достижения целей.

Ассоциативная теория

Ассоциативизм изначально был философской теорией, созданной такими авторами, как Джон Локк и Дэвид Хьюм. Они утверждали, что психический процесс действует, связывая состояние с последующими состояниями.

Согласно этой теории, законами мышления являются сходство , смежность во времени и месте и причинность . Эти законы применимы к любому мыслительному процессу и, благодаря им, идеи связываются в сознании. Для ассоциативистов разум не творит из ничего, а всегда что-то производит путем новых комбинаций того, что уже сохранено.

Ассоциативная теория объясняет творческое мышление как процесс, посредством которого разрозненные элементы объединяются в новые комбинации, чтобы сделать полезное предложение. Разрешение широкого процесса поиска, который может генерировать различные ассоциации, облегчает творчество.

Творчество для Медника

Главный автор ассоциативного потока Медник (1962). По мнению этого автора, сочетание наиболее удаленных элементов понимается как более творческое, чем сочетание наиболее сходных или близких элементов в концептуальном плане.

Он понимает, что человек может создавать творческие решения с помощью одного из следующих трех процессов: интуиция, сходство и медитация. Serendipity был бы процессом случайной ассоциации; сходство будет вызвано вызовом между двумя элементами, а медитация вызовет вызов, когда представлены три или более элементов.

Его теория реализована в тесте Remote Associates Test (RAT) , широко используемом в исследованиях творческого мышления. Текущие исследования и взгляды на творчество продолжают учитывать изучение процесса ассоциации и его важность для генерации творческих идей (Russ & Dillon, 2011).

Теории творчества и интеракционистские модели

Эта парадигма предполагает, что творчество проявляется или подавляется, когда происходит конвергенция и взаимодействие различных измерений.

Интеракционистские модели обычно формируются в области социального познания, поскольку контекст влияет на поведение через восприятие и интерпретацию, которые делает из него человек (Lewin, 1951), а также посредством того, как физическое, воображаемое или имплицитное присутствие других отдельных людей влияет на наши процессы познания (Олпорт, 1954).

Теория атрибуции в применении к изучению креативности сближает персоналистские модели с интеракционистскими моделями, понимая, что человек образует единое целое с окружающей его средой. Так, Джозеф Касоф (Kasof, 1995) предлагает видение творчества как социальной конструкции, поскольку творчество имеет смысл в конкретной культурной среде и времени.

Среди наиболее влиятельных интеграционных моделей:

  • Эволюционная модель Саймонтона,
  • Компонентная модель Амабиле,
  • системная модель Чикзенмихайи,
  • теория инверсии Штернберга и Любарта,
  • биопсихосоциальная модель Дейси и Леннона и
  • социокультурная модель Сойера.
Эволюционная модель

Симонтон (1989) предлагает свою теорию Шанс-Конфигурация , основанную на предложении Кэмпбелла (1960) и с явным влиянием Дарвина.

В этой теории Саймонтон представляет ряд приспособлений к процессу генерации и эволюции идей в результате естественного отбора посредством слепого изменения и выборочного сохранения, путем включения когнитивных элементов, личностных черт и влияний окружающей среды, достигая большего объяснительного объема, чем их предшественники.

Компонентная модель

В компонентной модели Амабиле (1983) предполагает влияние окружающей среды на три компонента, которые этот автор предлагает для творчества: навыки, относящиеся к предметной области, процессы, относящиеся к творчеству, и внутренняя мотивация выполнения задачи.

Процессы, связанные с творчеством   — это когнитивный стиль, предполагающий способность работать со сложностью, изменение психологического настроя при работе над проблемой, стратегии генерирования множественных идей, стиль работы, в котором преобладают усилие и концентрация, способность откладывать проблемы в сторону и высокая энергия.

Амабиле (1990; 1996) подчеркивает важность мотивации по сравнению с другими компонентами своей модели, наделяя ее компенсаторной способностью в случае отсутствия или слабости других компонентов. Она утверждает, что мотивация определяет разницу между тем, что человек может сделать, и тем, что он делает (Amabile, 1990).

Фундаментальная роль, которую она отводит внутренней мотивации , связана с релевантностью, которую его модель придает ситуации, возможностью вмешательства в внешние ограничения, действующие на мотивацию, и возможностью социального содействия и обучения творчеству.

В своем исследовании Амабиле представляет различные работы, показывающие социальные эффекты подавления и моделирования творчества. В частности, она утверждает, что:

  1. Творческая деятельность может быть затруднена, когда другие участники присутствуют при оценке способностей человека.
  2. Знакомство с моделями креативности может оказать положительное влияние на раннее развитие креативности.
  3. Модели могут улучшить результаты человека в тесте на творческие способности, но только в том случае, если смоделированное поведение похоже на оцениваемое поведение.
Системная модель

В этой модели творчество понимается как результат взаимодействия между тремя элементами предлагаемой системы: доменом, полем и человеком. Эти взаимодействия определят, будет ли вклад творческим или нет (Csikszentmihályi, 1999).

Домен

Домен представляет «параметры системы культурных символов» (Чиксентмихайи, 1990, с. 190) в рамках определенной области творчества. То есть «набор правил и лексики с грамматикой и синтаксисом» (стр. 200), которые будут меняться в каждой области знаний.

Поле

Это группа лиц, которые знают грамматические правила предметной области и разделяют их специфическое использование и интерпретацию, хотя они не обязательно должны разделяться другими членами той же предметной области. Это был бы случай двух теоретических течений в одной и той же отрасли знаний, в которых разделялась область, но не поле.

Согласно Чиксентмихайи, индивидуум включен в своего рода цикл, в котором домен передает информацию человеку, создавая некоторые вариации, которые может выбрать поле. Поле, в свою очередь, будет передавать выбранные вариации домену, окончательно модифицируя его в непрерывном цикле (Mumford, 2012).

Теория инвестиций

Штернберг и Любарт (1991; 1995) предлагают психоэкономическую модель, в которой творчество понимается как инвестиция. По мнению этих авторов, творческие люди, как и хорошие инвесторы, «покупают дешево, а продают дорого» (Штернберг и Любарт, 1991, с. 2), имея в виду продажу, находящуюся в поле идей.

Экономистское видение творчества

Творческие личности генерируют плохо принятые идеи, но пытаются убедить других людей в ценности своих идей, а затем дорого их продают, ища новые непопулярные идеи для продажи. Согласно Штернбергу и Любарту (1995), чтобы покупать идеи дешево и продавать дорого, творческий человек должен:

  1. генерировать варианты, о которых другие не думают, распознавать и отличать хорошие варианты от плохих;
  2. узнать о прогрессе в этой области и выявить пробелы;
  3. мыслить и действовать творчески, получать от этого удовольствие, идти против течения и иметь возможность видеть целое и детали;
  4. готовность идти на риск и преодолевать препятствия;
  5. толчок к действию;
  6. имеют благоприятную среду и обстоятельства.  

Этот список соответствует шести элементам, источникам или ресурсам, которые объединяются для формирования творчества: интеллект, знания, стиль мышления, личность, мотивация, и обстоятельства (Штернберг и Любарт, 1991; 1995). С этой конфигурацией авторы предлагают следующее определение творчества:

Креативность включает в себя применение этих компонентов обработки к новым типам задач или ситуаций или применение этих компонентов к знакомым задачам или ситуациям новым способом, чтобы адаптироваться , выбрать или, что более важно, настроить среду (Штернберг и Любарт, 1991, с. 7).

Инвестиционная модель предполагает, что творчество является не только результатом добавления ресурсов, но и устанавливает:

  • Существуют пороги для определенных компонентов, ниже которых творчество невозможно;
  • Возможна частичная компенсация, при которой высокий уровень одного компонента (например, мотивации) может компенсировать слабость другого (например, окружения)
  • Может иметь место взаимодействие между различными компонентами. Например, высокий уровень интеллекта и мотивации будет оказывать мультипликативное влияние на уровень творчества.
Биопсихосоциальная модель

Эта модель рождается из биопсихосоциальной концепции поведения, из которой следует, что любое действие возникает в результате сложного взаимодействия трех факторов; биологические, психологические и социальные . Дейси и Леннон (1998) предлагают двунаправленную модель пяти слоев, которые взаимодействуют друг с другом и с шестым фактором, временем, влияя друг на друга в целом.

Социокультурная модель

Сойер (2006) утверждает, что в последние два десятилетия изучение творчества было сосредоточено на социокультурном и междисциплинарном подходе, который объясняет творческую деятельность человека в его контексте. Этим заявлением он представляет социокультурную теорию и свое предложение о новой науке: науке о человеческих инновациях .

Р. Кейт Сойер

Сойер предлагает не только социокультурное видение творчества, но и исследование самого вопроса. Он утверждает, что одна из ошибок, сделанных при попытке объяснить креативность, заключается в том, что он делает это исключительно с психологической точки зрения, поскольку креативность должна быть междисциплинарным предметом изучения. По мнению автора, это послужило причиной появления социокультурного подхода к изучению творчества в начале 19 в.80-е годы. Эта междисциплинарная парадигма объединяет специалистов, которые обнаружили, что «объяснение креативности требует не только индивидуального понимания вдохновения, но и социальных факторов, таких как сотрудничество, сети поддержки, образование и культурный багаж» (Сойер, 2006, стр. 4).

ССЫЛКИ

Агилера-Луке, AM. (2016). Creatividad Organizacional: Un estudio cuantitativo de la eficacia de los programas de entrenamiento en creatividad. Университет Валенсии. DOI10.13140/RG.2.2.16524.21122

Allport, GW (1937). Личность: психологическая интерпретация . Нью-Йорк: Райнхарт и Уинстон.

Allport, GW (1954). Характер предрассудков . Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co.

Amabile, MT (1983). Социальная психология творчества. Journal Od Personality and Social Psychology , 45 (2), 357–376.

Амабиле, М. Т. (1988). Модель творчества и инноваций в организациях. В BM Staw & LL Cummings (Eds), Исследования организационного поведения. Том. 10 (стр. 123–167).

Амабиле, М. Т. (1996). Творчество в контексте . Боулдер, Колорадо: Westview.

Кэмпбелл, Д. Т. (1960). Слепое изменение и выборочное удержание в творческом мышлении, как и в других процессах познания. Психологический обзор , 67 , 380–400.

Чиксентмихайи, М. (1990). Психология оптимального опыта . Нью-Йорк: Издательство Harper & Row.

Чиксентмихайи, М. (1999). Последствия системной точки зрения для изучения творчества. В Р. Дж. Штернберге (ред.), Справочник по творчеству (стр. 313–335). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Дейси, Дж. С., и Леннон, К. Х. (1998). Понимание творчества. Взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов. (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Гарднер, Х. (1983). Образ мышления: теория множественного интеллекта . Нью-Йорк: Basic Books, Нью-Йорк.

Гарднер, Х. (1993). Создание разума . Нью-Йорк: Basic Books, Inc.

Guilford, JP (1967). Природа человеческого разума . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Касоф, Дж. (1995). Атрибуция и творчество. В Энциклопедии творчества (том I) (стр. 147–156). Сан-Диего: Академическая пресса.

Левин, К. (1951). Теории поля в социальных науках . Нью-Йорк: Издательство Harper & Row.

Медник, С. (1962). Ассоциативная основа творческого процесса. Psychological Review , 69 (3), 220–232.

Мамфорд, доктор медицины (2012). Справочник организационного творчества . Сан-Диего: Эльзевир.

Ранко, Массачусетс, и Альберт, Р. С. (1986). Пороговая теория творчества и интеллекта: эмпирический тест с одаренными и неодаренными детьми. Creative Child and Adult Quarterly , 11 (4), 212–218.

Расс, С. В., и Диллон, Дж. А. (2011). Ассоциативная теория. В Энциклопедии творчества (стр. 66–71). Лондон: Эльзевир.

Сойер, РК (2006). Объясните творчество: наука о человеческих инновациях . (I. Издательство Оксфордского университета, изд.). Нью-Йорк.

Саймонтон, Д.К. (1989). Случайно-конфигурационная теория научного творчества. В Б. Голсон, В. Р. Шадиш, Р. А. Неймейер и А. К. Хаутс (ред.), Психология науки: вклад в метанауку (стр. 170–213). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. (1991). Инвестиционная теория творчества и ее развитие. Человеческое развитие , 34 (1), 1–31.

Штернберг, Р. Дж., и Любарт, Т. (1995). Бросить вызов толпе: развитие творчества в культуре конформизма . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Торранс, EP (1962). Нетестовые способы выявления творчески одаренных. Одаренный ребенок Ежеквартально , 6 (3), 71–75.

Торранс, EP (1972). Прогностическая достоверность теста Торранса на творческое мышление. Журнал творческого поведения , 6 (4), 236–252.

Me gusta esto:

Me gusta Cargando…

Theory of Creativity — Creativity Today

Theory of Creation

Прежде чем я смогу объяснить некоторые из ведущих теорий творчества, нужно понять запутанную сложность, окружающую эту тема изучения. Что отличает изучение креативности, так это то, что в других областях исследований новейшая теория часто заменяет старые теории. Новейшая теория часто считается «более правильной», чем ранее существовавшая школа мысли. Однако при исследовании креативности можно обнаружить множество теорий, которые считаются «правильными». Каждая из теорий утверждает, что креативность вызвана разными факторами. Каждый из них утверждает, что компоненты творчества различны. Интересно, что каждый из них прав по-своему. Сейчас это может показаться немного запутанным, но поскольку творчество — такое динамичное понятие, многие теории способны определить творчество только в одной конкретной области или карьере в один конкретный момент времени (например, творчество среди инженеров, творчество среди художников и т. д.). При этом важно рассматривать каждую модель творчества только как одну из многих точек зрения.

Модель структуры интеллекта Гилфорда и модель творчества

Одна из самых ранних моделей творчества была создана человеком по имени Дж. П. Гилфорд. Первоначально Гилфорд пытался создать модель интеллекта в целом, но при этом также создал модель творчества. Гилфорд предположил, что каждая умственная задача состоит из трех отдельных частей: операции, содержания и результата. Он заявил, что существует пять типов операций, четыре типа содержания и шесть типов продуктов, добавляя в общей сложности сто двадцать различных типов возможных металлических задач (позже он расширит это число до ста восьмидесяти различных умственных задач). , но пока давайте сосредоточимся на исходных ста двадцати.) Из этих ста двадцати различных умственных задач Гилфорд определил одну конкретную операцию как «дивергентное производство» и обозначил ее как жизненно важный компонент творчества. Это дивергентное производство в сочетании с содержанием и продуктом создало двадцать четыре возможности, которые Гилфорд в совокупности назвал «дивергентным мышлением».

Назвав эту группу умственных задач дивергентным мышлением, Гилфорд сделал важное предположение для творческих исследований: креативность — это не одно абстрактное понятие. Идея о том, что креативность — это категория, а не одно понятие, открыла другим исследователям возможность взглянуть на креативность с совершенно новой точки зрения.
Кроме того, Гилфорд выдвинул гипотезу об одной из первых моделей компонентов творчества. Он объяснил, что творчество было результатом наличия:


             1. Чувствительность к проблемам или способность распознавать проблемы.
             2. Свободное владение языком, которое включает
                        -a. Свободное владение идеями или способность быстро генерировать различные идеи, отвечающие установленным требованиям.
                        -b. Ассоциативная беглость, или способность составить список слов, каждое из которых связано с данным словом.
                        -c. Беглость выражения или способность объединять слова в более крупные единицы, такие как фразы, предложения и абзацы.
             3. Гибкость, которая включает 
                         -a. Спонтанная гибкость, или способность демонстрировать гибкость.
                         -b. Адаптивная гибкость, или способность давать новые и высококачественные ответы

Это представляет собой базовую модель, которую несколько исследователей возьмут и изменят для создания своих новых теорий творчества годы спустя. Эта базовая теория утверждала, что творчество является результатом только когнитивных способностей (интеллекта). Поскольку изначально Гилфорд изучал только интеллект, неудивительно, что он классифицирует креативность как специфическое подмножество когнитивных способностей.

После первоначальной модели Гилфорда исследователи начали классифицировать и повторно классифицировать умственные способности на подмножества, которые позволили бы дополнительно выдвинуть гипотезу о том, как умственные способности были разбиты (как показано на изображении слева). Эти модели помогут другим понять и внедрить одну конкретную часть творчества, которую выявил Гилфорд: интеллектуальные потребности.


Керри Ансворт, «Распаковка творчества»

Продолжая модель когнитивных способностей Гилфорда, Керри Ансуорт предположила, что существует нечто большее, чем просто необработанный интеллект, влияющий на творческий процесс. Ансуорт утверждает, что контекст был таким же важным фактором творчества, как и когнитивные способности. В частности, Анворт рассматривал два аспекта контекста: тип проблемы и мотивацию. Ансворт разбил каждую из этих идей на две категории, чтобы лучше объяснить, как каждый контекст влияет на творческий процесс.

При определении типа проблемы Ансворт разделил случаи в зависимости от того, была ли данная проблема известна. Там, где закрытые проблемы — это случаи, когда проблема четко определена, открытая проблема должна быть обнаружена и найдена. Первый шаг в решении открытых проблем заключается в том, что нужно выяснить, в чем проблема, прежде чем они смогут ее решить.

Что касается мотивации, Ансворт дифференцировал типы мотивации в зависимости от того, что было источником движущего действия. Это означает, что мотивация может быть как внутренней, так и внешней.

Используя различные типы мотивации и проблем, Ансуорт создал матрицу (на фото выше), которая разбила креативность на четыре основных типа:


Отзывчивая креативность. наименьшее количество возможностей для творческого вклада, но                  часто встречается в профессиональных сценариях.
Ожидаемая креативность. Этот тип креативности, управляемый извне открытым типом проблемы, чаще всего встречается в искусстве и поэзии, где проблема обнаруживается самостоятельно.
Содействующее творчество: Этот тип творчества, управляемый внутренними силами с закрытым типом проблемы, часто имеет дело с поведением волонтеров, поскольку проблема                                                                                  .
Проактивное творчество:  внутренне побуждаемое открытым типом проблемы, это творчество возникает при работе с неопределенной проблемой, которую необходимо найти. Часто                    синоним спонтанного творчества, поскольку проблема не была очевидна, но была обнаружена и творчески устранена.

С помощью этой модели Ансуорт пролил свет на важную тему — контекст. Как она конкретно заявляет: «Существует много теорий, касающихся творческого процесса, но предположение о том, что этот процесс может меняться в зависимости от типа творчества, не рассматривалось» (Unsworth, 294). Это означает, что точно так же, как Гилфорд предложил когнитивные способности как компонент творчества, контекст является еще одним фактором, который формирует и формирует типы творчества. Кроме того, Ансуорт провел различие между инновациями и творчеством, которого я раньше не видел. Она объясняет, что инновации используются в отношении реализации идей, тогда как творчество описывает только генерацию идей.

Связь с личностью

Помимо интеллекта и контекста, существует еще одна ведущая теория, объясняющая компоненты творчества: фактор личности. Хотя личность тесно связана с когнитивными способностями, она является еще одним внутренним фактором, влияющим на творческий процесс. Эта теория разбивает влияние личности на творчество на два варианта:
                Little-C:  Творчество, которое можно увидеть в повседневной жизни, но обычно это небольшие возможности адаптироваться и измениться, чтобы соответствовать ситуации.
                Big-C:  Значительное изменение, влияющее на то, как другие думают, чувствуют и живут своей жизнью.

В зависимости от того, какой у человека характер, зависит, какое влияние он окажет на творческий процесс. Например, скажите, что кто-то нашел новый способ протирать полки от пыли. Новый метод занимает половину обычного времени вытирания пыли. Так вот, личность с маленькой тройкой может подумать про себя, что это творческий подход к уборке дома, и это даже сэкономит им целый час уборки каждую неделю. С другой стороны, личность с большой буквой C может осознать последствия этого творческого прорыва. Поделившись этой новостью со всем миром и заручившись поддержкой этого нового метода, люди во всем мире могли бы сэкономить миллионы часов коллективной уборки пыли на своих полках. Креативная идея в обоих случаях одинакова, однако один сценарий затрагивает только одного человека, а другой — миллионы людей. Разница в личности.

Одним из основных способов измерения личности является определение личностных качеств «Большой пятерки» Дж. М. Дигмана или ОКЕАН: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Дигман использует эти черты для разделения типов личности на измеримые величины. Хотя неясно, как каждая из этих индивидуальных черт влияет на творческий процесс, главное состоит в том, что личность в целом оказывает влияние на творческий процесс.

Если вам интересно узнать, какова ваша личность в модели Дигмана, не стесняйтесь принять участие в опросе здесь, чтобы узнать!


Выводы из творческих теорий

Эволюция творческой теории привела наше понимание творчества от исключительно когнитивного представления Гилфорда в 1900-х годах к нашей современной модели, которая включает интеллект, контекст (тип проблемы и мотивация) и личность каждого как факторы влияния. Еще раз хочу повторить, что каждая из этих моделей верна сама по себе. Каждая отдельная теория верна не только потому, что следующая теория строит предыдущую, но и потому, что каждая из них помогает объяснить творческий процесс в различных областях. Например, личность играет меньшую роль, чем когнитивные способности, в творческом процессе, когда вы пытаетесь найти новый способ соединить два куска металла вместе. Однако при попытке найти новый способ творчески получить голоса для политика личность может играть гораздо большую роль, чем когнитивные способности.

Заблуждения о творчестве 

Хотя я считаю, что каждая из этих теорий развила и изменила наше фундаментальное понимание творчества, некоторые утверждают, что наше общее восприятие и понимание творчества не изменилось. Кто-то может сказать, что хотя некоторые компоненты креативности изменились, наш основной взгляд на креативность в целом не изменился. Это распространенное заблуждение о творчестве. Первоначально считалось, что креативность — это одна индивидуальная черта, которую можно измерить так же, как базовый интеллект и физическую силу. Однако благодаря исследованиям вышеперечисленных теорий и моделей фундаментальные компоненты креативности фактически изменились. Это изменение в рудиментарных частях творческого процесса привело к тому, что наше всеобъемлющее представление о творчестве переключилось с рассмотрения его как черты личности на широкую категорию, которая лучше охватывает все типы творчества, чем могла бы когда-либо надеяться отдельная модель.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts