Бихевиористский подход к пониманию личности: 21. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии.

21. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном.

Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса».

Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Так называемая жетонная система

вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной желаемой деятельности. Жетон — это просто символический заменитель, который делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим персоналом. Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы).
В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей. Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Kpacнep, дает весьма обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую попытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов. Ее целью было «изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим других». Были обследованы 60 человек, средний возраст — 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года. Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг. Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов.
Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и «реализовать» его в столовой госпиталя. Наконец, в течение экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом — обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответственность. Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами «прекрасная работа» или улыбкой. Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя «нужным» образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и улучшились навыки социального общения. В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен 5,8ч на каждого пациента.
С введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4ч за первый месяц и в среднем составил 8,5ч в течение всего экспериментального периода. Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия. Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов.
Число нарушений снизилось после введения жетонной системы. Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла девять за неделю. Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин безусловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления.
Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика». Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации. Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия.

Бихевиористский подход к пониманию личности — Студопедия

Поделись с друзьями

Слово «бихевиоризм» происходит (от английского) — поведение. Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Д. Б. Уотсон (1878-1958) считается основателем бихевиоризма. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами — стимул и реакция, стимул — это изменение внешней среды, а реакция — ответ организма на стимул. Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются бихевиористами.

Американский психолог Б.Скиннер расширяя классическую теорию условных рефлексов определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения он называл некоторую целостную совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на преды­дущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер предложил модель оперантного поведения: организм самопроизвольно вырабатывает реакции на стимулы. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания за нежелательные реакции или поощрения за желаемые. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

*Первичные подкрепители — прямые физические вознаграж­дения.

*Вторичные подкрепители — нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, — только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Фикции- представления или понятия, с которыми мы оперируем таким образом, как если бы им соответствовало в действительности то, чего на самом деле не существует — приписываем, напр. , предмету качество, которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение, которого оно не занимает в действительности,

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. (Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

К. Роджерс (основатель гуманистического направления) при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Гуманистическая психологияисследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Самоактуализация личности происходит и в межличностной общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания, могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения.

Конгруэнтностьозначает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс, При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей,которые развиваются от низ­ших к высшим. Это:

*физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

*потребность безопасности,

*потребность в любви и принадлежности,

*потребность в уважении,

*потребность в самоак­туализации.

Согласно учению Маслоу, основной потребностью человека является потребность в самоактуализации- реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и таланта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




бихевиоризм как теория личности

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Поведенческая теория

  2. Применение поведенческой теории

  3. Ограничения поведенческой теории

  4. Заключение

  5. . Спирок. как критический ответ на психоаналитическую теорию, предложенную Зигмундом Фрейдом. Многие известные психологи, такие как Эдвард Торндайк, Джон Уотсон, Иван Павлов, Берхус Скиннер и другие, были убеждены, что для объяснения естественных законов человеческого поведения психология должна развивать научную методологию и проводить эмпирические исследования наблюдаемого поведения, а не бессознательного. идеи. Поскольку поведенческая теория фокусируется на внутренних процессах нашего разума и подсознания, изучая только наблюдаемое поведение, она не может претендовать на роль полноценной теории, проясняющей все аспекты личности. Однако поведенческий подход помогает объяснить некоторые наши мотивы, действия и фобии.

    Наши эксперты могут предоставить поведоризма в качестве теории личностного эссе
    , адаптированные к вашим инструкциям
    только за 13,00 долл. США $ 11,05/Page

    308 Квалифицированные специалисты онлайн

    , бихевиоризм изучает человеческое поведение, исходя из предположения, что ему всегда учат. В большинстве случаев действия человека зависят от предыдущего опыта, положительно или отрицательно подкрепленного теми или иными мероприятиями. Это приводит к понятию процесса кондиционирования. В теории поведения есть два типа обусловливания: классическое и оперантное. Классическое обусловливание — это процесс, в котором два раздражителя (безусловный и условный) используются для создания ассоциации между ними и получения определенной реакции. В процессе оперантного обусловливания применяются не стимулы, а подкрепление (положительное или отрицательное), чтобы вызвать реакцию и заставить субъекта действовать определенным образом. В результате процесса обусловливания у человека вырабатываются определенные модели поведения, которые он использует в различных ситуациях (Friedman & Schustack, 2010). Теория поведения также изучает возможность изменения поведения, описывающего процесс угашения: если условный раздражитель предъявляется один или человек не получает никакого подкрепления, то поведение ослабевает и меняется поведенческий паттерн. При классическом обусловливании субъект может проявлять признаки невротического поведения, когда что-то отдаленно напоминает безусловный стимул (Friedman & Schustack, 2010).

    Таким образом, поведенческая теория имеет дело с наблюдаемым поведением и игнорирует внутренние процессы, которые могут определять и влиять на то, как человек решает действовать. Как теория личности бихевиоризм предполагает, что личность формируется в ходе постоянного процесса взаимодействия человека с окружающей средой.

    Применение поведенческой теории

    Я характеризую себя как интроверта и считаю, что моя интроверсия определяется окружающей средой. Одной из моих характерных черт является тщательное мышление. Я никогда не буду высказывать свое мнение, если не буду достаточно хорошо знать предмет обсуждения. Меня раздражают люди, которые делают поспешные выводы. Скорее всего, такая черта развилась в результате осознания того, что люди ценят вдумчивость. Если люди знают, что вы хорошо мыслите, они будут уважать ваше мнение и будут обращаться к вам за советом. Такое узнавание служит положительным подкреплением и побуждает еще больше развивать привычку рассуждать. Таким образом, внимательное обдумывание — это поведение, возникшее в ответ на положительное подкрепление в ходе непреднамеренного процесса оперантного обусловливания, где общество было объектом, а я — субъектом.

    В случае, если я не получаю положительного подкрепления, то есть вижу, что люди не считаются с моим мнением или остаются равнодушными к тому, что я говорю, пропадает мотивация быть вдумчивым и рассудительным. Это может служить моделью процесса вымирания. Более точно пояснить этот процесс можно на другом примере. Когда я работаю над проектом, я стараюсь сделать все возможное, чтобы достичь качественного результата. Однако, если я вижу, что никто не замечает моих усилий и не ценит их, то есть если нет положительного подкрепления, я делаю все с безразличием, что нередко сказывается на качестве моей работы.

    Это были примеры оперантного обусловливания. Классическая обусловленность может объяснить мой страх перед пьяными людьми. В моем детстве отец употреблял алкоголь, когда у него были проблемы. Как правило, алкоголизм сопровождается физическим насилием, и, к сожалению, мой случай не стал исключением. Безусловным раздражителем служил вид пьяного отца, а условным — побои. Сегодня я понимаю, что пьяные люди не всегда представляют угрозу, однако не могу побороть свой страх.

    Ограничения поведенческой теории

    Поведенческая теория подвергается критике, поскольку она фокусируется только на наблюдаемом и измеримом поведении и игнорирует психические, внутренние процессы. Большинство экспериментов бихевиористов проводились на животных, и на основе этих экспериментов делались выводы. Однако история бихевиоризма знает относительно успешную попытку Джона Уотсона применить процессы обусловливания к девятимесячному Альберту (Friedman & Schustack, 2010). Тем не менее, невозможно использовать результаты опытов на животных для объяснения человеческого поведения. Теория поведения игнорирует такие понятия, как воля, чувство ответственности, гордость и др. (Ryckman, 2012). Эта теория не может объяснить некоторые из моих решений. Если взять в качестве положительного подкрепления тот же пример с общественным признанием, то поведенческая теория не может прояснить мотивы моего участия в анонимных благотворительных проектах. Я осознаю тот факт, что люди никогда не узнают, что я жертвую деньги на детей с тяжелыми заболеваниями, но я продолжаю делать это без их благодарности. В этом случае поведенческая теория не может объяснить то, что могут прояснить другие теории личности.

    Своевременная доставка! Получите вашу 100% персонализированную бумагу
    готово за
    всего за 3 часа

    Начнем

    Заключение

    Теория поведения возникла в двадцатом веке как ответ на психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда. Эта теория основана на предположении, что все действия человека определяются предшествующим опытом, в ходе которого у человека вырабатываются определенные модели поведения. Таким образом, поведенческая теория исходит из того, что личность формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Эта теория может объяснить некоторые действия, мотивы и фобии, а также модифицировать поведение с помощью положительного или отрицательного подкрепления. По этой причине данная теория широко используется в образовании, управлении персоналом, лечении психических расстройств и фобий. Тем не менее игнорирование психических и бессознательных процессов является очевидным недостатком этой теории, поскольку не позволяет назвать ее полноценной теорией личности.

    Ссылки

    Friedman, H.S. & Schustack M.W. (2010). Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пирсон.

    Рикман, Р. М. (2012). Теории личности . Сан-Франциско, Калифорния: Cengage Learning.

    Поведенческие теории личности — IResearchNet

    Традиционные модели бихевиоризма, представленные такими фигурами, как Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, обычно считаются несовместимыми с концепцией «личности», которая сама по себе представляет собой ненаблюдаемую конструкцию. Такие «радикальные» поведенческие подходы подчеркивали важность изучения наблюдаемого поведения, и, таким образом, любая теория личности ограничивалась типичными образцами поведения, демонстрируемыми конкретным человеком на основе его или ее истории подкрепления. Совсем недавно и с распространением поведенческих и когнитивно-поведенческих подходов к консультированию новые подходы пытались согласовать традиционные модели бихевиоризма с описанием человеческой личности. Традиционные поведенческие принципы были воплощены в поведенческих подходах к консультированию, а также в современной когнитивно-поведенческой терапии.

    Эта статья начинается с описания фундаментальных подходов к обучению, лежащих в основе бихевиоризма. Далее следует теория личности Скиннера, которая превратилась в современное исследование анализа поведения. Далее представлена ​​попытка Джона Долларда и Нила Миллера примирить бихевиоризм и психоанализ, за ​​которой следует социально-когнитивный подход, представленный Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером. Далее следует введение в относительно недавнюю теорию психологического бихевиоризма Артура Стаатса. Наконец, дается элементарное описание нескольких техник, используемых в поведенческой терапии.

    Подходы к обучению

    Классическое обусловливание

    Классическое обусловливание, обычно приписываемое Ивану Павлову, фокусируется на реакциях человека на определенный стимул в окружающей среде. Реакция считается автоматической со стороны человека, без когнитивной интерпретации стимула или внутренних споров о том, как реагировать. Уотсон, один из первых пионеров бихевиоризма, продолжил изучение этой формы обучения по принципу «стимул-реакция».

    В классической парадигме обусловливания ранее нейтральный стимул вызывает реакцию, служа сигналом для другого стимула, который обычно вызывает эту реакцию. Павлов обусловливал реакцию слюноотделения у собак на звук тона многократно предшествующим звуком тона звуковым сигналом подачи пищи. Тон, первоначально являвшийся нейтральным раздражителем, стал сигналом к ​​еде и, таким образом, вызвал слюноотделение, аналогичное фактическому представлению пищи.

    Позднее Уотсон показал, что даже эмоциональные реакции могут подвергаться классической обусловленности. Он работал с ребенком, известным как «Маленький Альберт», у которого Уотсон смог обусловить реакцию страха на белую крысу. Более того, эта реакция распространялась на другие стимулы, такие как белые и пушистые, как у крысы.

    Оперантное обусловливание

    Оперативное обусловливание подчеркивает влияние непредвиденных обстоятельств окружающей среды, таких как вознаграждение (или подкрепление) и наказание, на частоту поведения. Эдвард Торндайк в своей попытке сформулировать серию «Законов обучения» сформулировал оперантное обучение через «Закон эффекта», который гласит, что поведение, за которым следует «удовлетворительное состояние дел», вероятно, будет происходить чаще. Скиннер создал поведенческую аналитическую теорию, основанную на оперантных принципах, и фактически разработал всеобъемлющий подход к личности, основанный на тех же самых принципах. Скиннер сосредоточился в первую очередь на подкреплении, которое он определил как любое последствие, увеличивающее вероятность реакции. Более того, график подкрепления — частота и время подкрепления для данного поведения — имеет последствия для частоты возникновения поведения и вероятности того, что поведение будет продолжаться в отсутствие подкрепления. Угасание реакции происходит, когда реакция больше не вызывается из-за продолжающегося отсутствия подкрепления.

    Оперантное обусловливание также может способствовать развитию более сложного поведения посредством процесса, называемого формированием. Формирование включает в себя усиление последовательных приближений сложного целевого поведения. Например, чтобы научить собаку переворачиваться, может потребоваться сначала вознаграждать собаку за то, что она ложится, затем за перекатывание на один бок, затем за перекатывание на спину, затем на другой бок и, наконец, обратно на живот. Каждый шаг процесса является самоцелью, зарабатывая подкрепление для индивидуума, а затем становится лишь предпосылкой для вознаграждения на следующем шаге, пока весь ряд поведений не станет необходимым для подкрепления.

    Теория личности Скиннера

    Скиннер предположил, что человеческое поведение формируется множеством последствий. Эти последствия или непредвиденные обстоятельства могут управляться другим человеком (родителем, учителем, супругом или начальником) или могут возникать естественным образом в окружающей среде. Каждое последствие влияет на будущую вероятность такого поведения. Следовательно, у каждого человека есть уникальная история таких непредвиденных обстоятельств, и каждый развивает уникальный репертуар поведения с различной вероятностью.

    Этот подход к истории непредвиденных обстоятельств отличается от теорий черт личности, которые рассматривают каждого человека как обладающего набором черт или характеристик, которые «приводят к» набору поведения. Традиционные бихевиористы отвергают представление о том, что за поведение отвечает внутренний и аморфный механизм. Они считают, что история непредвиденных обстоятельств или подкрепления определяет поведенческие тенденции человека.

    Развитие

    Для Скиннера развитие этих поведенческих тенденций происходит посредством постепенного воздействия непредвиденных обстоятельств в окружающей среде человека. Позже Скиннер также включил идею имитации как средства обучения. В частности, он утверждал, что ребенок может научиться поведению, подражая родителю или сверстнику, но только в том случае, если предыдущие подражания ребенка были подкреплены. Другими словами, ребенок с большей вероятностью будет подражать тому или иному поведению, если его или ее предварительно подкрепляли за подражание другому поведению. Этот механизм еще больше расширяет репертуар поведенческих тенденций индивидуума.

    Психопатология

    Скиннер утверждал, что все виды поведения человека, включая патологические, усваиваются с помощью одних и тех же механизмов. Психически больные люди усвоили неадекватную реакцию, которая приводит к неприятным последствиям для самого человека или для других, потому что эта реакция была и может продолжать усиливаться. Кроме того, человек может быть не в состоянии выучить соответствующую реакцию на определенную ситуацию или стимул из-за неадекватного подкрепления или из-за того, что никогда не выполнял навык подкрепляемым способом.

    Walden Two

    Скиннер исследовал гипотетическое применение принципов управления непредвиденными обстоятельствами ко всей культуре в своей классической книге Walden Two, опубликованной в 1948 году. В Walden Two Скиннер использовал этот процесс «культурной инженерии» для создания идеализированного сообщества. в котором преступность, безработица и войны остались в прошлом. Скиннер утверждал, что такое общество было бы возможно в Америке и решило бы социальные проблемы, если бы его действительно использовали.

    Анализ поведения

    Современный анализ поведения основан на работе Скиннера. Теоретики поведенческой аналитики разделяют акцент Скиннера на истории подкрепления человека как детерминанте его или ее поведенческих тенденций. Понятие личности предполагает определенную степень постоянства поведения индивида; таким образом, анализ поведения утверждает, что устойчивые поведенческие тенденции являются результатом устойчивых непредвиденных обстоятельств в сходных ситуациях с течением времени и в разных ситуациях.

    Отсутствие постоянных непредвиденных обстоятельств привело бы к более непредсказуемому поведению. Отсутствие последовательности в ответах является признаком отсутствия стабильности в «личности» человека и, следовательно, некоторой степени патологии. Поведенческие аналитики выступают за приспособление к непредвиденным обстоятельствам как средство для людей «переучиться» адаптивным и более последовательным способам реагирования.

    Человеческая природа

    И Скиннер, и поведенческий анализ, вытекающий из его теории, разделяют определенные предположения и позиции относительно аспектов человеческой природы. Среди них акцент на влиянии окружающей среды и детерминистский взгляд на поведение. Хотя Скиннер не был таким радикальным, как Уотсон, он все же верил, что влияние окружающей среды («воспитание») может взять верх над биологическими процессами («природа»). Поведенческие аналитики разделяют это убеждение. Элемент, отличающий точку зрения многих бихевиористов от других теоретиков, заключается в их вере в то, что биологические процессы, хотя и очень важны, менее наблюдаемы, чем влияния окружающей среды, и, следовательно, менее подвержены измерению.

    Что касается свободы воли, Скиннер действительно утверждал, что люди обладают силой самоконтроля (то есть свободной волей) или способностью манипулировать окружающей средой, чтобы управлять своим поведением. Позиция Скиннера предполагает немного больше самоопределения, чем чистое обучение по принципу «стимул-реакция», подчеркиваемое Уотсоном, но он утверждал, что даже этот процесс требует внешних непредвиденных обстоятельств. В общем, Скиннер и поведенческие аналитики в целом склонялись к позиции, согласно которой человеческое поведение в большинстве случаев определяется непредвиденными обстоятельствами окружающей среды.

    Теория Долларда и Миллера

    Доллард и Миллер попытались примирить противоречивые идеи поведенческих и психоаналитических теорий, переформулировав фрейдистские концепции в поведенческих терминах. Они в значительной степени полагались на концепции привычек и влечений Кларка Халла. Привычки – это связи между стимулами и реакциями. Побуждения — это аверсивные стимулы, побуждающие к определенному поведению. Последующее поведение снижает влечение и, таким образом, отрицательно подкрепляется. В отличие от более радикального бихевиоризма Уотсона, Доллард и Миллер предположили, что влечения могут быть либо внешними (например, потребность в деньгах или дипломе), либо внутренними (например, голод или одиночество), тем самым введя идею о том, что даже ненаблюдаемые элементы могут быть включены в поведенческую теорию.

    Доллард и Миллер далее предположили, что определенные стимулы в окружающей среде служат сигналами — в соответствии с тем, что Скиннер назвал дискриминационными стимулами — которые определяют, где и когда будет происходить поведение. Каждая реплика может вызвать ряд потенциальных действий. Эти потенциальные варианты поведения образуют иерархию ответов, основанную на относительной вероятности каждого ответа в данной ситуации. Положение каждой потенциальной реакции в иерархии реакций частично определяется конкретными влечениями человека, когда присутствует сигнал. Изменение вероятностей ответов из-за различных ситуаций — это то, что Доллард и Миллер считают процессом обучения.

    Конфликт

    Психоаналитическая теория Фрейда уделяет большое внимание внутрипсихическому конфликту. Доллард и Миллер изучали конфликт с точки зрения иерархии реагирования. Они предположили, что каждый тип конфликта представляет собой выбор между целями. Конфликт подходов возникает, когда человек должен выбирать между двумя одинаково желаемыми целями. Эти цели могут противоречить друг другу, потому что у человека есть два конкурирующих побуждения, например, выбор между подготовкой к тесту или свиданием с друзьями. Конфликт избегания-избегания возникает, когда человек должен выбирать между двумя нежелательными исходами, такими как подготовка к экзамену или его провал. Конфликт приближения-избегания включает в себя единственный ответ, который имеет как желательный, так и нежелательный результат, например, работу на высокооплачиваемой, но неприятной работе. Наконец, в конфликте двойного приближения-избегания человеку приходится выбирать между двумя различными ответами, каждый из которых имеет как желательный, так и нежелательный результат. Например, кандидату на работу, возможно, придется выбирать между высокооплачиваемой, но неудовлетворительной работой и менее оплачиваемой, но более интересной должностью.

    Подобно Фрейду, который утверждал, что невроз может быть результатом неадекватного разрешения конфликтов, Доллард и Миллер предположили, что патология может возникнуть, если у человека возникают трудности с этими конфликтами. Например, некоторые люди могут быть парализованы конфликтом или выбрать уклонение от решения с помощью неадекватных средств.

    Фрустрация и агрессия

    Доллард и Миллер впервые сформулировали гипотезу фрустрации-агрессии в 1939 году. Они утверждали, что фрустрация, возникающая при неожиданном вмешательстве в целенаправленную реакцию, всегда является причиной агрессии. Как правило, чем более разочарован человек, тем больше агрессии он или она будет выражать. Этот подход отражал позицию Фрейда о том, что агрессия служит катарсическому снятию напряжения.

    Теории Фрейда также соответствовала работа Долларда и Миллера о смещенной агрессии. В частности, они согласились с тем, что люди, которые не могут реагировать на первоначальный стимул, будут реагировать на наиболее похожий доступный стимул. Например, если начальник заставляет вас работать допоздна вечером, когда у вас были другие планы, вы можете не проявлять агрессии по отношению к начальнику из-за боязни наказания. Вместо этого вы будете проявлять агрессию по отношению к тому, кто чем-то похож на вашего начальника, когда представится возможность (подсказка).

    Критические периоды обучения

    Доллард и Миллер попытались преобразовать фрейдистские стадии развития в более поведенческие термины. Результатом стало то, что они назвали критическими тренировочными периодами. Три из четырех тренировочных периодов отражают фрейдовские психосексуальные стадии развития и, как считается, влияют на развитие личности. Ситуация кормления, примерно соответствующая фрейдистской оральной стадии, включает генерализацию стимулов; младенцы, которые узнают, что их влечение к голоду будет смягчено другими, развивают веру в то, что они смогут удовлетворить другие свои влечения. Более того, в этой тренировочной ситуации у младенца могут развиться вторичные влечения, которым он научился благодаря ассоциации с этими первичными влечениями. Например, стремление к близости может быть развито через близкие, комфортные отношения между младенцами и их матерями во время кормления.

    Ситуация с чистотой, похожая на анальную стадию Фрейда, включает аналогичный акцент на приучении к туалету. Трудности во время приучения к туалету могут быть встречены родительским неодобрением и наказанием. Ребенок может интерпретировать неодобрение как сосредоточенное на себе, а не на своем поведении, и, таким образом, у него может развиться тревога. Эта тревога может распространиться на другие ситуации, в которых развивающиеся люди считают себя неадекватными или непривлекательными.

    Доллард и Миллер предположили, что раннее сексуальное обучение, соответствующее фаллической стадии Фрейда, включает тревогу, связанную с первоначальными проявлениями сексуальности и сексуальным поведением. В частности, такое поведение, как мастурбация, обычно называют грязным, извращенным или неправильным. Опять же, эту ассоциацию можно обобщить на другие виды сексуального поведения и на реализацию сексуального влечения в целом.

    Наконец, Доллард и Миллер утверждали, что расстроенный ребенок может стать злым и агрессивным. Агрессивное поведение детей, как правило, сопровождается какой-либо формой наказания. Результатом является конфликт приближения-избегания, потому что ребенок, который испытывает фрустрацию, должен либо выразить свой гнев и получить наказание, либо подавить гнев. Хроническое подавление гнева может в конечном итоге привести к развитию пассивного, неуверенного в себе взрослого человека.

    Социальные когнитивные теории

    Традиционные поведенческие подходы избегают когнитивных процессов, происходящих внутри человека, как ненаблюдаемых. Теоретики с этой точки зрения в целом полагали не то, что эти процессы незначительны, а просто то, что они не поддаются измерению и, следовательно, не подлежат научному исследованию. Социальные когнитивные подходы и подходы к социальному обучению основаны на многих из тех же принципов, что и теории поведения, но включают когнитивный элемент, который упустили бихевиористы. Основными фигурами, связанными с этим подходом, являются Джулиан Роттер, Уолтер Мишель и Альберт Бандура.

    Взаимный детерминизм

    Социально-когнитивная теория и ее отличие от чисто поведенческих теорий иллюстрируются концепцией взаимного детерминизма Бандуры. Бандура утверждал, что поведение, окружающая среда и когнитивные процессы внутри человека имеют взаимодействующие отношения. Вместо однонаправленной зависимости «стимул-реакция» все эти три переменные влияют друг на друга.

    Эти когнитивные процессы и есть то, что Мишель назвал личностными переменными. Как правило, специалисты по социальной когнитивной теории не придают значения чертам, которые подразумевают большую устойчивость в разных ситуациях, в пользу процессов, которые позволяют людям адаптироваться к конкретным условиям и обстоятельствам окружающей среды. Компетенции человека включают в себя то, что он или она способны делать. Стратегии кодирования отражают то, как человек когнитивно представляет информацию. У человека также есть ожидания относительно того, насколько вероятно, по его мнению, действие приведет к определенному результату. Каждый такой результат будет иметь определенную субъективную ценность, присваиваемую индивидуумом. Наконец, человек участвует в процессе саморегуляции, который включает планирование действия или серии действий, выполнение этих действий и корректировку действий по мере того, как он или она оценивает прогресс, достигнутый в достижении цели.

    Бандура также описал переменную самоэффективности, или восприятие индивидуумом своей способности вести себя в данной ситуации. Самоэффективность можно рассматривать как общее явление, такое как общая уверенность в своей способности выполнять действия по мере необходимости. Однако более конкретно самоэффективность относится к уверенности в конкретной ситуации. Например, человек может чувствовать себя комфортно, сидя дома и отвечая на вопросы телевизионной викторины; уверенность человека в своей способности сделать это перед публикой и камерами с призовыми деньгами может быть разной.

    Роттер наиболее известен своей работой над концепцией локуса контроля, или объяснениями событий и результатов, которые есть у человека. Люди, которые приписывают результаты внешним факторам (например, удаче, божественному провидению или другому человеку), имеют внешний локус контроля. Те, кто приписывает результаты своим собственным усилиям или способностям, имеют внутренний локус контроля. Как правило, наличие внешнего локуса контроля связано с более плохим психологическим и физическим здоровьем.

    Замещающее обучение

    Еще одно различие между социально-когнитивным подходом и чисто поведенческими моделями личности заключается в том, что обучение может происходить без прямого опыта классического или оперантного обусловливания. По мнению теоретиков социального научения, этот процесс может происходить опосредованно, и подражание не обязательно должно подкрепляться, чтобы происходило научение через наблюдение.

    Бандура, пожалуй, наиболее известен своей работой по обучению через наблюдение (т. е. обучение, наблюдая за поведением). Его эксперименты с куклой Бобо показали, что дети могут научиться агрессивному игровому поведению, наблюдая, как взрослый моделирует такое поведение против надувной куклы-клоуна. Примеры наблюдательного обучения очевидны, когда человек учится готовить еду, наблюдая за кулинарным шоу, учится менять спущенную шину, наблюдая за механиком, или знаменитость уговаривает его купить продукт в телевизионной рекламе.

    При наблюдении может возникнуть как классическое, так и оперантное обусловливание. Заместительное обусловливание возникает, когда человек становится обусловленным стимулом, наблюдая, как другой человек приспосабливается к тому же стимулу. Викарное подкрепление происходит, когда человек с большей вероятностью будет вести себя, увидев, что кто-то другой вознаграждает за это поведение.

    Патология

    Согласно социально-когнитивной точке зрения, большинство патологий возникает в результате дисфункциональных ожиданий. Человек может в неадекватной степени переоценивать или недооценивать вероятность определенного результата поведения. Например, застенчивый человек может избегать общественных мероприятий, опасаясь отказа или смущения, или магазинный вор может полагать, что его или ее никогда не поймают и не арестуют.

    В соответствии с другими поведенческими теориями, социальная когнитивная теория утверждает, что неадекватное поведение и соответствующее поведение являются результатом сходных процессов обучения. Мы можем научиться правильному поведению с помощью косвенного подкрепления, но мы также можем научиться неадекватному поведению с помощью косвенного подкрепления (например, увидеть, как кто-то другой успешно проезжает на красный свет, а затем делает то же самое).

    Психологический бихевиоризм

    В последние годы Стаатс критиковал акцент традиционного бихевиоризма на принципах обучения, применимых к животным. Он считает эти принципы недостаточными для объяснения человеческого поведения. Психологический бихевиоризм Стаатса основан на представлении о том, что люди учатся новому поведению в контексте ранее изученного поведенческого репертуара.

    Стаатс заявил, что у людей развиваются базовые поведенческие репертуары (BBR), которые облегчают дальнейшее обучение. Личность – это совокупность основных поведенческих репертуаров индивидуума. Эти начальные BBR усваиваются посредством взаимодействия событий-стимулов и сенсорных и перцептивных процессов человека.

    Подобно традиционным теоретикам поведения, Стаатс утверждал, что личность развивается и изменяется в результате ряда обучающих событий. Но психологический бихевиоризм подчеркивает контекст предыдущего обучения человека. В частности, люди развивают BBR на основе своего опыта воздействия раздражителей окружающей среды. Их биологическое состояние в момент такого обучения играет важную опосредующую роль. Позже биологические условия людей могут измениться, что повлияет на их BBR, когда переживается второе стимулирующее событие, побуждающее к поведению. Этот процесс демонстрирует как ситуативный характер поведения, так и более обобщенный характер личности. Хотя BBR в некоторой степени стабильны, они могут быть изменены или дополнены в результате более позднего обучения, что отражает приспособляемость человеческой личности.

    Поведенческая терапия

    Поведенческая терапия включает использование принципов обучения для изменения неадекватного поведения. Поведенческая терапия фокусируется на приобретении необходимых навыков для получения подкрепления (например, при обучении социальным навыкам), обучении более адаптивным реакциям на стимулы окружающей среды (например, при систематической десенсибилизации) и изменении факторов окружающей среды для стимулирования адаптивного поведения (например, при управление непредвиденными обстоятельствами).

    Обучение социальным навыкам

    Обучение социальным навыкам используется для поощрения адаптивного межличностного поведения, чтобы облегчить получение социального подкрепления. Клиенты терапии, сообщающие об одиночестве, депрессии или беспокойстве, могут иметь недостаточно развитые навыки для установления удовлетворительных межличностных отношений. Эти люди не используют надлежащий зрительный контакт, выражение лица, тон голоса и другие разговорные навыки, многие из которых обычно приобретаются в естественной среде. В терапии клиенты могут участвовать в ролевых играх, где терапевт сначала моделирует соответствующие навыки, а затем поощряет клиента демонстрировать. Реальные задания для проверки этих новых навыков играют важную роль в том, чтобы помочь клиентам применить эти навыки в реальных ситуациях и получить подлинное социальное подкрепление.

    Систематическая десенсибилизация

    Систематическая десенсибилизация наиболее применима к ситуациям, в которых человек испытывает непропорциональный или дисфункциональный уровень тревоги по отношению к стимулу или ситуации. Этот процесс основан на контробусловливании (т. е. развитии реакции — расслабления, несовместимой с тревогой). Во время обучения релаксации клиентов учат серии упражнений для расслабления ума и тела. Обучение релаксации может включать в себя образы (т. е. обучение клиентов воображению себя в спокойной, безмятежной обстановке). Клиенты также выстраивают иерархию ситуаций, вызывающих страх, и ранжируют их в соответствии с уровнем тревоги, которую они вызывают.

    Как только клиент научился релаксации и завершил иерархию, терапевт проводит клиентов через каждую ступень иерархии. Клиент пытается поддерживать реакцию релаксации в контексте каждой ситуации из списка. Этот процесс может происходить через образы или в реальной жизни.

    Управление непредвиденными обстоятельствами

    Управление непредвиденными обстоятельствами влечет за собой манипулирование подкреплением и наказанием для увеличения частоты желательного и адаптивного поведения. Этот подход может использовать простые планы на случай непредвиденных обстоятельств, такие как вознаграждение ребенка печеньем за то, что он съел свой обед, или более сложные системы начисления баллов или экономии жетонов, такие как те, которые используются во многих школах и учреждениях. Отказ от поощрения через тайм-аут также является формой управления непредвиденными обстоятельствами.

    Актуальность поведенческих теорий личности

    Поведенческие подходы к личности начались с радикального поведенческого подхода Уотсона, который был в значительной степени несовместим с такой внутренней, ненаблюдаемой конструкцией, как личность, но со временем они развивались. Анализ поведения Скиннера по-прежнему актуален, как и более современные подходы, такие как психологический бихевиоризм Стаатса, который во многом согласуется с этими более ранними подходами. Поведенческие подходы обеспечивают теоретическую основу для множества эффективных методов, которые сегодня используются как часть поведенческого подхода к консультированию.

    Ссылки:

    1. Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
    2. Боллинг, М.Ю., Берри, К.М., и Коленберг, Р.Дж. (2006). Поведенческие теории. В Томас, Дж. К., Сигал, Д. Л., и Херсен, М. (ред.), Всеобъемлющий справочник по личности и психопатологии. Том. 1: Личность и повседневное функционирование (стр. 142-157). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
    3. ДеГрандпре, Р. Дж. (2000). Наука о значении: может ли бихевиоризм привнести смысл в психологическую науку? Американский психолог, 55, 721-739..
    4. Доллард, Дж., и Миллер, Северная Каролина (1950).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts