7. Бихевиоризм и его значение для развития психологии.
Бихевиоризм – направление в американской психологии XX в. Бихевиоризм сложился как направление с явным естественно-научным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Предметом изучения может быть поведение, активность: внешняя и внутренняя, описывается через понятие реакции, к коей относятся те изменения в организме, что могли быть зафиксированы объективно.
Бихевиоризм, исходя из того, что сознание недоступно для объективного изучения, отвергает его роль как реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и пр.
Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. Поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула S и ответной реакции R: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схему S – R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом.
Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.Экспериментальная практика не подтвердила универсальность предлагаемой схемы в частности, не было показано, что обусловливает сложные процессы, имеющие психологическое содержание. Поэтому постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел существенную поправку, поместив среднее звено – промежуточные переменные и схема приобрела вид S – V – R. Под переменными промежуточными понимались внутренние процессы, опосредующие действие стимула, то есть влияющие на внешнее поведение.
Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения – приобретения организмом новых форы поведения. Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия, кое в прежних концепциях рассматривалось только как внутренний акт или процесс, тогда как бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее внешние, телесные реакции. Но ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 20-х гг. XX в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт-психологии, а затем психоанализа.
Важные заслуги бихевиоризма следующие:он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;
введен объективный метод, основывающийся на регистрации/анализе внешненаблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;
был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и пр.;
были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и пр.
Бихевиоризм
(от англ. behaviour, behavior — поведение) в языкознании — система взглядов на сущность и функции языка, восходящая к одному из направлений в психологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций организма на стимулы внешней среды (непосредственных или опосредованных) и отрицание сознания как предмета психологического исследования. Проявляется в некоторых работах о языке в США и Западной Европе. Начальный этап развития бихевиоризма в психологии (конец 19 в. — 20‑е гг. 20 в.) связан с работами Дж. Б. Уотсона и Э. Л. Торндайка. Позже идеи бихевиоризма, сочетаясь с различными когнитивистскими подходами, породили ряд необихевиористских направлений (Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл, Ч. Э. Осгуд и другие). Особую позицию, во многом восходящую к начальному этапу и легшую в основу так называемого программированного обучения, занимает Б. Ф. Скиннер. Методологические основы бихевиоризма и необихевиоризма связаны с позитивизмом, прагматизмом и операционализмом.
В языкознании наиболее прямое воздействие бихевиоризма испытал Л. Блумфилд, создавший бихевиористскую теорию языка как формы реактивного поведения (т. е. одного из видов реакции человека на воздействие внешней среды), благодаря которой индивидуум приспосабливается к социальной среде. Противопоставляя свою концепцию «менталистским» идеям, он утверждал, что «каждое высказывание полностью образуется формами», понимая под формой «повторяющийся голосовой признак, имеющий значение», а под значением «повторяющийся признак стимула и реакции».
Идеи бихевиоризма составляли философско-методологическую основу ряда наук о человеке и стали для специалистов по «бихевиоральным наукам» естественной отправной точкой любого научного рассуждения, в т. ч. оказали влияние и на американское языкознание. Бихевиоризм лёг в основу неопозитивистской семиотической теории Ч. У. Морриса (наряду с прагматизмом Ч. С. Пирса) и через неё влиял на всё дальнейшее развитие семиотики, в частности европейской; Н. Хомский и Дж.
Миллер воспроизводят всю философско-методологическую платформу и многие собственно психологические положения бихевиоризма. Это касается не только позитивистской, прагматистской, операционалистской ориентации их концепции в целом, но и более частных вопросов — соотношения биологического и социального в поведении человека, идеи «проб и ошибок» и «подкрепления» как механизма поведения, тезиса о вербальном поведении прежде всего как о системе реакций, хотя и весьма сложно организованной, и т. п.Идеи бихевиоризма проникали в собственно лингвистику также через психолингвистику, которая в 50—70‑х гг. 20 в. в Западной Европе и США опиралась либо на необихевиористскую концепцию Осгуда, либо на конфронтировавшие с ней взгляды Хомского и Миллера (так называемая генеративная, или трансформационная, психолингвистика).
В 80‑е гг. 20 в. бихевиоризм в психологии переживает упадок и не оказывает прямого воздействия на языкознание. Однако некоторые теоретико-методологические положения, генетически восходящие к бихевиоризму, продолжают существовать и развиваться в американской лингвистике.
- Гухман М. М., Лингвистический механицизм Л. Блумфилда и дескриптивная лингвистика, «Труды Института языкознания АН СССР», 1954, т. 4;
- Основные направления структурализма, М., 1964;
- Хэмп Э., Словарь американской лингвистической терминологии, пер. с англ., М., 1964;
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965;
- Леонтьев А. А., Психолингвистика. Л., 1967;
- Белый В. В., Американская дескриптивная лингвистика, в кн.: Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М., 1977;
- Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y., [1957];
- Weiss A. P., Linguistics and psychology, «Language», 1925, v. 1, № 2;
- см. также литературу при статье Дескриптивная лингвистика.
А. А. Леонтьев.
Бихевиоризм
Бихевиоризм — это теория познания, которая фокусируется на поведении, а не на мыслях, чувствах или мотивациях. Первоначально разработанный в начале 20-го века, бихевиоризм продолжает влиять на современную психологию, при этом бихевиористские принципы входят в моду и выходят из моды каждые несколько лет.
История бихевиоризма
Первоначально разработанный Джоном Ватсоном, бихевиоризм получил известность благодаря экспериментам и поддержке Б. Ф. Скиннера. Скиннер считал, что, хотя у людей и животных есть разум и чувства, познать этот внутренний мир невозможно, поэтому более продуктивным является сосредоточение внимания на поведении. Скиннер продемонстрировал, что может обусловливать поведенческие реакции с помощью оперантного обусловливания — процесса, который увеличивает частоту поведения, подкрепляя его.
Ряд известных философов и психологов называют себя бихевиористами или сыграли роль в зарождении движения. Иван Павлов, исследовавший классическую обусловленность у собак, был одним из первых популяризаторов бихевиоризма. Эдвард Торндайк, педагог-психолог, работа которого легла в основу коннекционизма, также был сторонником бихевиоризма, утверждая, что психология должна фокусироваться только на том, что можно наблюдать.
Что такое бихевиоризм?
Найти терапевта
Бихевиоризм во многом является реакцией на другие философии и формы психологии, которые отдавали предпочтение субъективным переживаниям, а не измеримому поведению. Представления бихевиористов о разуме человека и животных различаются. Некоторые утверждают, что разум непознаваем, в то время как другие занимают более жесткую позицию, настаивая на том, что разума нет, и все, что имеет значение, это поведение. Для большинства современных бихевиористов разум реален, но непознаваем. Таким образом, сосредоточение внимания на наблюдаемом поведении облегчает измерение прогресса как в терапии, так и в экспериментальных условиях.
Бихевиоризм становится все более популярным в мире дрессировки животных, и многие современные дрессировщики собак выступают за «позитивные» методы дрессировки собак, основанные на бихевиористских принципах. Эти методы, которые фокусируются на поведении собаки, а не на субъективных проблемах и эмоциях, таких как доминирование или ревность, побуждают владельцев собак вознаграждать поведение, которое им нравится, игнорируя поведение, которое им не нравится. Согласно бихевиористским принципам, подкрепляемое поведение становится сильнее, а неподкрепленное поведение со временем полностью исчезает.
Бихевиоризм в области психического здоровья
Принципы бихевиоризма могут быть полезны в клинических условиях, поскольку наблюдать за поведением легче, чем анализировать эмоции. Многие специалисты в области психического здоровья используют подходы, основанные на бихевиористских идеях. Например, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) пытается изменить поведение, обращаясь к нездоровым или неточным мыслям. Вместо того, чтобы обсуждать прошлое или бесконечно анализировать эмоции, клиенты, полагающиеся на когнитивно-поведенческую терапию, выявляют нездоровые модели мышления, получают понимание связи между мыслями и поведением, а затем выполняют задания, призванные изменить их мысли и, следовательно, их поведение.
Ссылки:
- Бихевиоризм. (н.д.). Получено с http://www.iep.utm.edu/behavior/ .
- Грэм, Г. (27 июля 2010 г.). Бихевиоризм. Получено с http://plato.stanford.edu/entries/behaviorism/ .
- Кто такой сертифицированный прикладной специалист по поведению животных? (н.д.). Получено с https://www.petfinder.com/dogs/dog-training/certified-applied-animal-behaviorist/ .
Психологический бихевиоризм (статусы) – теории обучения
Резюме: Психологический бихевиоризм (ПБ) утверждает, что психологию человека можно объяснить через наблюдаемое поведение.
Создатели и ключевые участники: Уотсон впервые разработал бихевиоризм, зонтичную теорию, включающую психологический бихевиоризм, в 1912 году. Скиннер еще больше расширил теорию, сформулировав радикальный бихевиоризм. Недавно Стаатс выступал за психологический бихевиоризм, который подчеркивает психологию и личность человека.
Ключевые слова: личность, психология, поведение, бихевиоризм, язык, обучение, кумулятивное обучение
Психологический бихевиоризм (статусы) объясняется наблюдаемым поведением [1] . Компоненты психологии человека включают личность, обучение и эмоции. Артур В. Стаатс был первым, кто предположил, что личность состоит из набора приобретенных поведений, которые возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой, биологией, познанием и эмоциями. Эта теория личности является основным компонентом психологического бихевиоризма, который отличает его от предшествующих ему теорий бихевиоризма. Бихевиоризм в целом описывает теорию о том, что положительное и отрицательное подкрепление определяют поведение.
ПБ и личность
Согласно теории личности Стаатса, есть три поведенческих репертуара, которые составляют основу теории личности [2] . Первым из них является сенсомоторный репертуар, который включает сенсомоторные навыки, внимание и социальные навыки. Второй — языково-когнитивный репертуар, а третий — эмоционально-мотивационный репертуар. Когда младенец рождается, у него нет этих репертуаров, и он только позже приобретает их в результате сложного обучения и становится способным справляться с различными ситуациями. Человек переживает жизнь в соответствии со своим репертуаром, и по мере взросления у него развивается базовый поведенческий репертуар (BBR). BBR человека и его жизненная ситуация будут влиять на его поведение, которое составляет его личность. Согласно этой модели, биология взаимодействует с окружающей средой и учится создавать личность человека.
PB считает важным изучение личности, в том числе того, как на нее влияют и как она влияет на поведение. Личностные тесты считаются важными для того, как они могут предсказать, какое поведение люди будут демонстрировать. Тесты также помогают идентифицировать поведение и контексты, которые его вызывают, помогая сделать возможным создание таких сред, которые вызывают желаемое поведение и предотвращают развитие нежелательного поведения. Одним из примеров является исследование, в котором было обнаружено, что дети, изучающие буквы алфавита, изучают репертуар, который способствует развитию интеллекта.
PB and Education
PB утверждает, что по мере развития дети усваивают базовые репертуары, на основе которых строятся другие, более сложные репертуары. Это называется кумулятивным обучением, которое, по словам ПБ, является видом обучения, уникальным для людей. В соответствии с этой моделью кумулятивного обучения, когда дети изучают репертуар, такой как язык, они могут затем использовать этот репертуар с другими, такими как чтение и грамматика. Оттуда изучение этих репертуаров чтения и грамматики приводит к приобретению дополнительных сложных репертуаров.
Исследования Стаатса со своими собственными детьми и в его исследованиях подчеркивали важность воспитания для развития ребенка. Он показал, что раннее обучение детей языку и когнитивному развитию приводит к более продвинутому языковому развитию и демонстрации более высокого интеллекта в тестах на интеллект. Было проведено много исследований по этой теме в области анализа поведения, которые подтверждают его выводы.
ПБ и язык
Стаатс указал, что многие слова несут положительную или отрицательную коннотацию, и они переносят эту ассоциацию на все, с чем они сочетаются. Такие «эмоциональные слова» имеют цель: 1) действовать как поощрение или наказание за поведение и 2) поощрять поведение приближения или избегания. Это можно увидеть в случае комплимента, сделанного человеку за определенное поведение, которое с большей вероятностью будет повторять это поведение. Это демонстрирует эмоциональные слова, вызывающие эмоциональный отклик.
ПБ и расстройства поведения
Вместо того чтобы принять концепцию психического заболевания, психологический бихевиоризм утверждает, что расстройства поведения — это просто выученные репертуары ненормального поведения или отсутствие выученных репертуаров, которые позволяют человеку управлять жизненными событиями. ПБ предлагает клинический подход к лечению расстройств поведения посредством анализа поведения, а также предлагает профилактику условий, которые их вызывают. DSM предоставляет описания аномальных репертуаров и отсутствия нормальных репертуаров, которые ПБ использует в своих теориях расстройств поведения.