8. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж. Уотсон, э. Толмен, б. Скиннер и др.)
Бихевиоризм (behaviour — поведение) — направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э.Торндайк, Д.Уотсон, А.Вейс, Б.Скиннер). Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон. Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом. Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул — реакция» (S-R).
Необихевиоризм (Э. Толмена) рассматривал формулу поведения, включающую не два, а три члена: стимул — промежуточная переменная — реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Э.Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожидания и гипотезы — именно они служат регулятором действия. Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о динамике перехода от одних форм поведения к другим. Толмен Эдвард Чейс (1886-1959) — американский психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма.
В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие «промежуточных переменных» (цель, гипотеза, «когнитивная карта» и др.).Бихевиоризм | Мир Психологии
БИХЕВИОРИЗМ
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Бихевиоризма считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев).
Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т.о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии Б. отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает метод объективного наблюдения и метод эксперимента, в которых исследуется связь S-R, с целью последующего предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакции на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с др., условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с др. (напр., показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Др. основание классификации реакций — степень их «скрытости», т.е. доступности для простого наблюдения — внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) — или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов — внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы). При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т. зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. явный механицизм Б. в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т.о. сознания — он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма (см. Толмен, Халл). Представители последнего стали «вставлять» в схему S-R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического Б.
До 1960-х гг. Бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер. психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная терапия, см. Модификация поведения), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. (Е.Е. Соколова)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Бихевиоризм (англ. behаvior — поведение) – основанный Э.Торндайком подход в психологии, утверждающий, что предметом научной психологии является только наблюдаемое, измеряемое поведение и нечто элементарное, в сравнении с тем, что представляют собой феномены сознания (Watson, 1913, 1919). На развитие и распространение бихевиоризма значительное влияние оказали работы В.М. Бехтерева и И.П. Павлова с их учением о рефлексах и высшей нервной деятельности. Согласно бихевиоризму, «только простое может бросить свет на сложное». Свет или тень – решение этой дилеммы определяет отношение разных исследователей к бихевиоризму. В более современном виде последний представлен в работах Б.Ф. Скиннера, ориентированных на изучение того влияния, какое оказывает на поведение индивида социальная среда.
Существуют и другие версии бихевиоризма (Халл, Толмен и др). Основное возражение данному направлению психологии сводится обычно к тому, что оно недооценивает роль внутренних, психических процессов (сознания, бессознательного, мышления и т.д), поскольку, с точки зрения бихевиоризма, они недоступны изучению принятыми в естественных науках методам исследования. Кроме того, и это существенный момент, не принимается во внимание то обстоятельство, что поведение животного и поведение человека – это совершенно разные, принципиально несопоставимые вещи. У животных, даже самых высших, есть инстинкты, влечения, существует наглядно-действенное мышление, у некоторых обезьян (орангутанги, шимпанзе) обнаруживаются даже признаки самосознания, но даже у последних не существует того, что называют стремлениями, желаниями, драйвами, совестью, представленими о ценностях и идеалах существования, нет свободы воли и произвольного выбора, отсутствуют рефлексия и самоосознавание. Поэтому одно и то же действие у человека, в отличие от самых умных животных, может означать совершенно разные вещи. На это первым обратил внимание А.П. Чехов (1889), вложив в уста стареющего знаменитого ученого следующие слова:»Когда мне прежде приходила охота понять кого-нибудь или себя, то я принимал во внимание не поступки, в которых все условно, а желания. Скажи мне, чего-ты хочешь, и я скажу, кто ты».
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии начала XXв. [Watson J., 1913, 1919], разрабатывающее ее как науку о поведении. Отрицается роль сознания как предмета научного исследования. В отличие от субъективной психологии на первый план выдвигается изучение психики как совокупности стимулов-реакций и обусловленных ими поведенческих актов. По стимулу предсказывается реакция, а по реакции определяется стимул. Основная задача — установление связи между стимулами и реакциями. Различаются наследственные и условные реакции, в происхождении которых Б. исходит из крайне упрощенного, механистического понимания безусловных и условных рефлексов. Б. присуще отрицание роли психического в поведении, сведение сознания к скрытым двигательным реакциям, биологизм, отрицание роли социальных факторов в поведении человека. Материализм Б. не носит диалектического характера, является упрощенно-механистическим [Выготский Л.С., 1928].
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Бихевиоризм — направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность только на основе поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействия, стимулы, исходящие из внешней среды. Основали учение американские психологи Торндайк и Уотсон. Близкой к бихевиоризму является созданная ранее В.М. Бехтеревым объективная психология, или рефлексология (см.).
Оксфордский толковый словарь по психологии
Бихевиоризм — подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение. Хотя подобных позиций придерживался еще Т. Гоббс, основоположником собственно бихевиоризма считается Дж.Б. Уотсон, который стал лидером этого направления в 10-х гг. XXв. (см. Уотсоновский).
В его полемике с субъективизмом интроспекционизма Уотсон утверждал, что действительно научным подходом может считаться тот, который ограничивает поведение реакциями определенных периферических мускулов и желез и считает сознание и психические состояния вторичными явлениями. Эта точка зрения часто упоминается как отличительная черта радикального бихевиоризма, с тем чтобы отличать его от других, более умеренных направлений (например, необихевиоризма). Эта точка зрения представлена и в более современном направлении Б.Ф. Скиннера (см. Скиннеровский), но с принципиальным отличием.
В то время как в подходе Уотсона основное внимание сосредоточено непосредственно на действиях, что связывает Уотсона с работами И.П. Павлова, чья русская версия бихевиоризма была ориентирована на физиологию и рефлексивные действия (см. Павловский), подход Скиннера в значительной степени ориентирован на те эффекты, которые возникают в окружающей среде в результате рассматриваемых действий. Смещая фокус таким образом, Скиннер затрагивает (или пытается затронуть) проблемы, связанные с определением того, чем же в действительности является поведение.
В дополнение к этим точкам зрения имеются различные другие положения, достаточно близкие к ним, чтобы (иногда без согласия их представителей) рассматриваться как формы бихевиоризма. Сюда относятся необихевиористский подход Кларка Л. Халла и психология цели Эдуарда Ч. Толмена (см. Толменовский) Бихевиоризм (в любом из этих обликов) был в значительной степени американским направлением. Европейцы, принимавшие участие в обсуждении этих проблем, стремились дать им более философское обоснование, как, например, Гильберт Рил, который в своих попытках продвинуть бихевиоризм насколько, насколько это было возможно, также способствовал выявлению этих ограничений. Сегодня большинство психологов не удовлетворены радикальным бихевиоризмом; кажется, их что-то не устраивает в том, что основной причиной того, что люди делают, признаются внутренние, скрытые или психические процессы. Однако, по сути, с тех пор как все признали основной задачей исследование того, что люди делают, на нас все еще лежит отпечаток бихевиоризма, независимо от того, в рамках какой общей парадигмы мы работаем. Это отражает точку зрения тех, кто утверждают, что мы все – методологические бихевиористы.
предметная область термина
Бихевиоризм (BEHAVIORISM) — психологическая школа, которая занимается исключительно исследованием объективного проявления поведения (как количественной реакции на стимул) и считает это единственным базисом своей теории, безотносительно сознательного опыта.
Молярный бихевиоризм — cловообразование. Происходит от молярный — малая концентрация и англ. behaviour — поведение. Категория. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена. Специфика. Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.
Бихевиоризм: история (behaviorism: history) В широком контексте развития психологии, науки и американского об-ва Б. имеет чрезвычайно богатую и насыщенную событиями историю. Очерк его истории проще всего начать с краткого словарного определения Б. как «психологической школы, считающей, что объективно наблюдаемое на уровне организма поведение составляет сущность или исключительную научную основу психол. данных и исследований, и подчеркивающей роль окружения в качестве детерминанты поведения человека и животных» («Словарь американского (культурного) наследия»).
В психологии возникновение Б. как самостоятельного направления принято связывать с вводным параграфом статьи, опубликованной Джоном Б. Уотсоном: «Психология, какой ее видит бихевиорист, является абсолютно объективной экспериментальной ветвью естествознания. Ее теоретическая цель заключается в предсказании и контроле поведения. Интроспекция не составляет существенной части ее метода, а полученные с помощью интроспекции данные не имеют никакой научной ценности, ибо слишком легко поддаются интерпретации на языке сознания. Бихевиорист, в своем стремлении получить единую сх. анимальной реакции, не признает разграничительной линии между человеком и животным. Поведение человека, во всей его утонченности и сложности, составляет лишь часть полной сх. исследования бихевиориста.» Манифест Уотсона был прямо нацелен на решение проблемы контроля поведения, к-рая сильнее всех других проблем занимала психологию и общество в первой половине XX в. Скиннер утверждал, что Бихевиоризм — это «не просто научное изучение поведения, а философия науки, обращенная к предмету и методам психологии». Как и в отношении любого другого аспекта психологии, в отношении корней и предыстории Б. возникали многочисленные споры. Историки психологии — современники Уотсона (напр. Э.Г. Боринг, Эдна Хайдбредер, Р.С. Вудвортс) — единодушно считали Уотсона «основателем» Бихевиоризма.
Последующие авторы, изучавшие этот предмет (напр., А.Э. Каздин, Ф. Сэмелсон), рассматривали Уотсона в качестве «катализатора» движения — в направлении от «сознания» к «объективизму», — к-рое в то время уже набирало силу. Они отмечают, что Уотсон не был абсолютно оригинален ни в терминологии, ни в основаниях того нового подхода, к-рый он назвал Б. Некоторое представление об общественной реакции на «Бихевиоризм» Уотсона дают, в частности, комментарии и статьи ведущих газет той эпохи. Здесь можно привести реакцию на наиболее известное заявление Уотсона, широко цитировавшееся и нередко искажавшееся в те годы: «Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и возможность воспитать их в устроенном по моим собственным принципам мире, и я гарантирую, что выберу любого из них наугад и научу его, как стать специалистом в любой профессии — врачом, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вором, независимо от его талантов, склонностей, свойств, способностей и расы его прародителей». Последствия таких утверждений для Б. и для американского об-ва, конечно же, были огромными. К сожалению, эту цитату обычно вырывали из контекста и выпускали такие ее строки: «Я выхожу за пределы установленных мною фактов и я признаю это, но точно так же поступали защитники противоположной стороны и делали это на протяжении тысячелетий. Пожалуйста, заметьте, что когда этот эксперимент завершится, я смогу позволить себе точно определить тот способ, к-рым надлежит воспитывать детей, и тот тип об-ва, в к-ром они должны жить».
Поведенческое движение в американской психологии можно рассматривать как определенное научное и общественное движение, возникшее под влиянием общественных сил и, в свою очередь, оказавшее обратное влияние на об-во, в недрах к-рого оно возникло. Бихевиоризм прочно вплетен в контекст социальной, политической, культурной, образовательной, экономической и интеллектуальной истории Америки XX в. Более того, с тех пор как прагматическая философия поведенческого движения вышла за пределы психол. лаборатории, она пронизывает фактически каждую сторону американской жизни. Историки психологии, говоря о начале XXв., отмечают рост материализма, детерминизма, механицизма и даже антиинтеллектуализма как преобладающих тенденций в американском об-ве в результате его активной урбанизации. Эти тенденции отвечали духу времени и выражали то, что рассматривается ныне в качестве основополагающих филос. принципов Б.
Существует определенное родство и взаимовлияние между Б. в той форме, как его определял Уотсон, и областью психологии животных. Психология животных преимущественно объективна в том смысле, что наблюдателю — подобно астроному, физику или ботанику — необходимо занимать внешнюю позицию в отношении исследуемого им материала. Однако последующие исследователи раннего Б., в частности Сэмелсон, считают мифом представление о том, что Б. возник в недрах психологии животных и что именно работа с животными побудила исследователей заняться изучением поведения. К примеру, наиболее известные зоопсихологи того периода, Р.М. Йеркс и М.Ф. Уошберн, не признавали Уотсона и его теорий. До Уотсона и в современной ему психологии уже существовала тенденция (особенно в психологии животных) подвергать сомнению полезность понятия «сознания». Эксперим. и теоретические разраб. ранних исследователей, в особенности Уотсона, подчеркивающие влияние окружения на поведение, привели к выдвижению на передний план понятия «научения», к-рое определило основную проблематику исследований в эксперим. психологии на протяжении последующих десятилетий. Ряд исследователей — Э.Л. Торндайк, Э.Р. Газри, Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, К.В. Спенс, О.X. Маурер, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура и другие — предприняли попытки создания теорий или моделей научения и постулировали разнообразные принципы и механизмы для объяснения феномена «научения». См. также Модификация поведения, Бихевиоризм, История психологии, Логический позитивизм Л. Краснер
Строгий бихевиоризм (strict behaviorism) — подход, утверждающий, что только наблюдаемое, подлежащее измерению поведение подлежит изучению научным методом.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Бихевиоризм и необихевиоризм | Помощь с домашним заданием по психологии
Модуль 7B: Примечания к главе 14
Адаптировано из книги «История психологии: создание науки» (Эдвард П. Кардас, 2014 г.)
Сюзанна Нишино, доктор философии. 2013
Глава 14: Необихевиоризм
США с 1914 по 1941 год
• 1913 год, когда Уотсон впервые предложил бихевиоризм как способ сделать психологию более научной,
В США начались быстрые технологические и социальные изменения
• Резкие социальные изменения для женщин, занятое рабочее место, в то время как мужчины находятся на военной службе
• После войны успешно завершена долгая борьба за право голоса женщин, ратифицирована 19-я поправка
1919
• Крах фондового рынка в 1929 г. привел к Великой депрессии, экономическому спаду, уровню безработицы,
оставление земли для работы в городах, покупательная способность, полное восстановление только до начала Второй мировой войны
Необихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ
• С 1918 года изменилась и психология
• Нападки функционалистов на структурализм оставили поле открытым для нового определения
• Большинство психологов Европы и США теперь считали себя учеными, в меньшей степени философами, любыми
переопределение должно было твердо стоять на стороне науки
• В Европе возникли две новые формы психологии, обе считали себя тесно связанными науками.
по биологии и психофизике
– Гештальт-психология Вертхаймера
— Психодинамическая психология Фрейда
• В США необихевиоризм вырос из бихевиоризма Уотсона
Необихевиоризм
• Необихевиоризм = модификация бихевиоризма Уотсона, допускающая экспериментальные
анализ операционно определенных ненаблюдаемых переменных, связанных с когнитивными состояниями и
делал акцент на изучении обучения наряду с использованием животных моделей поведения человека.
• Сосредоточены на понимании усвоенного поведения, используются модели животных, практически исключены
любые ссылки на ментальную жизнь в психологии
• Под влиянием успехов физики некоторые пытались построить всеобъемлющие теории для объяснения
все обучение через действие измеримых переменных, другие обратились к анализу целей и
намерения вместе с тем, как переменные связаны друг с другом, еще другие ближе к эволюционным
биология и попытка разработать системы, конкурирующие за выживание за счет последствий
• Бихевиоризм Уотсона не удовлетворил многих
• К 1930 г. стала доминировать в американской психологии, будет доминировать в течение 30 лет
Необихевиоризм: радикальный бихевиоризм Скиннера
• К началу Второй мировой войны в американской психологии доминировали необихевиористы, почти все
использовали крыс или голубей в качестве объекта исследования в лабораторных условиях
• Общественный имидж американской психологии изменился, психологи носили лабораторные халаты, проводили эксперименты
с крысами, общие результаты для людей
• Большинство американских психологов считали себя учеными-бихевиористами, стремящимися к еще неизвестным
законы, регулирующие обучение
• Необихевиористские подходы будут доминировать в 1970-е гг.
• Сегодня трудно обнаружить следы той эпохи, за исключением одного: радикального бихевиоризма Скиннера.
Три основных необихевиориста
• После Манифеста Уотсона американские психологи изо всех сил пытались внедрить бихевиоризм в
психология, к 1930 изменение психологии от самоанализа к более умеренному
подход из исходного положения Ватсона
• Термин «необихевиоризм» отличает новый подход от позиции Уотсона.
• Эдвард Толман
• Кларк Халл
• Б. Ф. Скиннер
Эдвард Чейз Толмен (1886–1959): целенаправленный бихевиоризм
— первые широко использующие лабораторных крыс-альбиносов в качестве моделей для обучения человека, введено использование
промежуточные переменные, промежуточные переменные гипотетические, невидимые, но действующие
определены, что делает их объективными и измеримыми в отличие от интроспективных переменных, промежуточных
переменные когнитивные, предположительно имеющие причинно-следственную власть над поведением
– Ни подходы Торндайка, ни Ватсона к обучению не удовлетворяли его
– Разработал собственный теоретический подход: целеустремленный бихевиоризм
друг друга
– Целенаправленный бихевиоризм = Толменовская версия необихевиоризма, в которой упор делался на целеустремленность.
направленная активность у животных и человека с опорой на объективные поведенческие данные
Толмен: карты ожидания и когнитивные карты
• Один из первых, кто включил теоретическое объяснение гештальт-психологии в бихевиоризм.
• Хотел вывести психологию из тесной зависимости от физиологии, одновременно стремясь
лучшая теоретическая структура необихевиоризма
• Одним из первых вкладов было переопределение поведения в две категории: молекулярное и молярное,
молекулярный, тесно связанный с физиологией, молярный в более широком масштабе, такой как обучение лабиринту и вождение автомобиля
домой с работы, утверждал, что поведение моляра можно изучать без ссылки на какие-либо лежащие в его основе
физиологических механизмов, популяризировал использование белых крыс в психологии, открыл ряд
когнитивные феномены, включая ожидания и когнитивные карты
• Ожидание = внутреннее состояние, в котором организм ожидает событие на основе предшествующих
обучающие испытания, эксперименты с обезьянами Толмана и Тинклепо, интерпретация различных обезьяньих
реакция как поведенческое свидетельство различных когнитивных состояний, Толмен полагал, что
продемонстрировал ожидаемую продолжительность у животных, отличных от человека
• Самая известная когнитивная карта, концепция, полученная из гештальт-психологии, разработка когнитивных карт
по опыту, чем больше опыта тем лучше карта,
Толман: скрытое обучение
• Продемонстрировано, что крысы обучались пространственным отношениям между собой и едой, подкрепление не
необходимо для обучения = скрытое обучение
• Различие между обучением и производительностью
• Аргументировал латентное обучение, поскольку обучение уже имело место, аргументировал новое присутствие
пищевое подкрепление теперь изменило ситуацию, в результате чего количество ошибок уменьшилось соответственно.
• Подкрепление не требуется для обучения
• Критики, проблема латентного обучения практически заброшена, учебники некритически указывают на толменовскую
когнитивная карта как единственное решение, другие исторические и современные объяснения существуют, их больше нет
во вступительных текстах, историческая дезинформация
Толмен: промежуточные переменные
• Создал необихевиористскую альтернативу схеме Уотсона
• Наделил крыс (и людей) промежуточными переменными или переменными, лежащими между физическими
стимул и наблюдаемое поведение
• Промежуточные переменные фактическая причина поведения, но не наблюдаемая
• Промежуточная переменная = ненаблюдаемые переменные, такие как внутренние состояния или когниции, которые, как предполагается,
влияние на поведение
Толмен: Операционизм
• Промежуточные переменные, поддающиеся экспериментальному анализу с помощью появившейся доктрины операционизма
к психологии через физику
• Операционизм = идея о том, что науку лучше всего понимать как публичное, операционально определяемое
предприятие, в котором явления могут быть проанализированы только методами, дающими конкретные результаты
• Лучший пример голода, оперативный голод с описанием того, как получить
голод, а именно отказ от пищи
• Операционные определения позволили необихевиористам описывать внутренние состояния без использования
методы традиционного самоанализа
• Толмен нашел компромисс между интроспективными методами прошлого и крайними взглядами Уотсона.
бихевиористская позиция
Современная физика: граница с вычислительной наукой
• Возникновение современной физики примерно в то же время, что и появление необихевиоризма, под влиянием
психология
• В психологии промежуточные переменные, которые предсказывают конкретное поведение, также рассматриваются как реальные, но
ненаблюдаемый
• В течение 20-го века физическая модель того, как должна действовать любая наука, большинство психологов
стремился сделать науку похожей на нее
Кларк Халл (1884–1952)
• Для Халла теории Толмена слишком близки к интроспективной психологии, Халл был главным
теоретический соперник
• Его необихевиоризм стремился подражать ньютоновской физике, открывая объективные переменные, которые
базовое поведение, полностью лишенное познания, создало сложную теоретическую систему
разработан с минимальным количеством предположений, также приняты промежуточные переменные, но закреплены
в физическом мире, промежуточные переменные связаны со стимулами и реакциями, а не с когнитивными состояниями
• Создан стремился сделать психологию более похожей на физику, доминирующую модель науки 20 века
теоретическая структура, которая пытается оценить причинно-следственные связи между стимулами и реакциями
на основе математической взаимосвязи между лежащими в основе промежуточными переменными
• Решение проблем бихевиоризма Уотсона заключалось в том, чтобы сохранить нетронутой центральную идею Уотсона:
поведение можно контролировать и предсказывать без использования каких-либо ссылок на когнитивные концепции
, такие как ожидания или когнитивные карты
• Халл пытался объяснить обучение с помощью комплексной всеобъемлющей теории полных механистических переменных.
• Заинтересованы в тестировании способностей, формировании понятий, вербальном обучении, обратились строго к крысиному обучению.
после поступления в Йельский университет провел остаток карьеры, занимаясь альтернативой направлению исследований Толмена.
, предоставляя синтетическую теорию, сочетающую закон эффекта Торндайка и закон Павлова.
кондиционирование
• Считал, что многое можно узнать о человеческом поведении, проводя лабораторные эксперименты.
с использованием белых крыс,
• Его теория, представляющая сегодня только исторический интерес, имела влияние при его жизни.
Корпус: Гипотетико-дедуктивная система
• Хотел сделать психологию такой же научной, как физика, две его модели: Принципы Ньютона и
Элементы Евклида
• Из обеих принятых Гипотетико-дедуктивная система = система, использующая логику, полученную из малых,
ограниченный набор заданных истин, используемый для вывода новых производных и логически непротиворечивых утверждений.
После того, как эти выводы будут проверены экспериментально. Утверждения, подтвержденные экспериментально,
сохранены, а остальные удалены.
• Жесткая логика выводных теорем HDS, построенная из минимального набора априорных постулатов и
определений
• Считал, что психология будет развиваться только тогда, когда теория и наблюдения будут тесно связаны,
даст «факты внутренней важности», даст «истинность или ложность теоретической системы».
, из которого первоначально были выведены явления», «Научная теория в лучшем смысле
состоит из строгого логического вывода из определенных постулатов того, что следует соблюдать
при определенных условиях. Если выводы отсутствуют или логически неверны,
теория» (Халл, 1935, цитируется на стр. 319).
Корпус: механическое обучение
• В качестве отправной точки использовали Закон Эффекта Торндайка и анализ классической обусловленности Павлова,
сохранил модель Watson S-R, но добавил промежуточные переменные.
• Динамическая система, разработанная для изменения перед лицом неожиданных новых данных
• Целенаправленное поведение не имеет места в системе Халла, в конечном итоге не объясняет обучение
• Вдохновил других психологов на реализацию своего видения механистического объяснения обучения.
• Система Халла предполагала дедуктивное использование первичных принципов для предсказания вторичных качеств
• Теоретик S-R, считал, что обучение усиливается повторением, подкрепление связано с удовлетворением
внутренних состояний накопителя
• Базовая структура системы, три типа переменных: стимул, организмические или промежуточные и &
реакция, измеримая
• Самое большое изменение, Халл добавил стимул, потому что эксперименты Креспи (1942) продемонстрировали крыс
бежать быстрее, когда награда за еду в поле для ворот больше
Б. Ф. Скиннер (1904–1990)
• Отклоненные формулировки Толмана и Халла вместо предложенного радикального бихевиоризма, заимствованного из
Дарвиновский отбор на трех уровнях: филогенетическом, индивидуальном, культурном
• Определил психологию как науку о поведении, ближайшую к биологии науку, использовал оперантное обусловливание для
многое объясняет в поведении организмов
• Экологический детерминизм наряду с всеобъемлющим определением окружающей среды
• Среда, проникающая внутрь кожи, движение, смещающее когнитивные компоненты и любые другие
аргументы в пользу свободы воли или индивидуальной автономии
• В наши дни сохранился только подход Скиннера, лишь небольшой процент современных
психологи
Скиннер: радикальный бихевиоризм
• Еще одно необихевиористское движение, оказавшееся наиболее стойкой формой необихевиоризма,
процветает и сегодня
• Радикальный бихевиоризм, противостоящий всем формам ментализма, включая необихевиористские подходы
с использованием промежуточных переменных
• Умение Скиннера обращаться с механическими устройствами, изобрел две части лабораторного оборудования,
развитие радикального бихевиоризма
– Камера кондиционирования оперантов (бокс Скиннера)
– накопительный регистратор
– Зависимая переменная в ячейке Скиннера скорость ответа (количество ответов с течением времени),
измерено Cumulative Recorder
• 1990 дней до смерти, публичное выступление на собрании Американской психологической ассоциации,
подтвердил свою приверженность радикальному бихевиоризму перед лицом «когнитивной революции», которая
пронесся через психологию еще при жизни.
• Речь «Когнитивная наука — это наука о сотворении психологии, поскольку она борется за сохранение
позиция ума или самости» (Skinner, 1990, цит. с. 323).
• Разработанный во время Второй мировой войны аппарат для голубей внутри бомб, который мог наводить на цель клеванием
дисплей, устройство работало, никогда не развертывалось в рабочем состоянии
• Детская кроватка Air Crib, воспитывала дочь, отчасти для того, чтобы согреться, пыталась продать устройство, описала его как
эксперимент по воспитанию детей
Радикальный бихевиоризм: граница с биологией
• Радикальные бихевиористы считают, что нет границы между психологией и биологией, RB является частью биологии.
наука
• Механизм естественного отбора, заимствованный из теории эволюции, утверждает, что действует на 3 уровнях.
– 1-й уровень дарвиновского естественного отбора организмов, гены которых позволяют размножаться, врожденные
поведения
– оперантное состояние 2-го уровня, которое выбирает испускаемое организмом поведение (операнты) через
воздействие окружающей среды, воспроизведение избранных моделей поведения, усвоение моделей поведения
– 3-й уровень культурных, человеческих вербальных ответов (оперантов), выбранных посредством действия
языковых сообществ, в которых живут люди, избранные вербальные ответы становятся более
многочисленные модели поведения, основанные на культуре
• Интерпретирует каждый тип отбора в собственных временных рамках: филогенетически миллионы лет, изученные
поведение Продолжительность жизни видов, культурное поведение длительные периоды Тысячи лет
• Все три уровня, будь то гены, поведение или вербальное поведение, выбираются механически в соответствии с
к экологическим последствиям на соответствующих уровнях
Радикальный бихевиоризм
• Полностью отличается от продуктов Watson и других.
• Сохраняет определение психологии Уотсона, прогнозирование и контроль поведения, отвергает
необихевиористские теории промежуточных переменных, потому что менталистский и предполагает дуализм
• Ментализм = объяснение поведения с помощью переменных, таких как познания, воспоминания или
мотивации
• Не Психология S-R, вместо этого объясняет выученное поведение посредством отбора последствиями
• Оперантное обусловливание возникает, когда за реакцией следует подкрепление, вызывающее эту реакцию
выбрасываются чаще, организмы также изучают экологические ситуации, когда подкрепление
вероятно, отношение дискриминационного стимула к испускаемому ответу на подкрепление (SD к R к SR)
Радикальный бихевиоризм: прикладной анализ поведения
• Отделение прикладного анализа поведения RB, специализирующееся на поиске и понимании того, как
операнты или различительные стимулы действуют в естественных условиях
• ABA = разработка, применение и оценка изменений окружающей среды, которые приводят к
улучшения человеческого поведения в реальном мире с использованием принципов, полученных от Radical
Бихевиоризм
• Работа в области клинической психологии, знания по изменению окружения пациента, что приводит к положительному результату.
результаты (например, экономия токенов) для здоровья или приспособления
• Модификация поведения — одна из техник, состоящая из введения новых и последовательных условий окружающей среды.
непредвиденные обстоятельства в реальных ситуациях, таких как классы, т.е. жетоны как условное подкрепление
Понимание Скиннера
• Считается, что генетика играет важную роль в поведении
• Понимание того, что физиология и генетика играют важную роль в поведении, существует врожденное поведение,
врожденное поведение результат естественного отбора при изменении среды, при изменении отбора
стрессы, адаптированные или вымершие организмы, поведение, которое в какой-то момент было адаптивным
филогенетическая история может стать неадекватной на более позднем этапе
• Никогда не заявлял, что любое поведение может быть изменено оперантным обусловливанием, непредвиденными обстоятельствами на филогенетическом или
уровень культуры может помешать
• Верят в уникальность человека, поддерживают, за исключением близнецов, всех людей, уникально сформированных генетикой,
среды и культуры, в которых они жили
• Считается, что внедрение больших групп и их анализ статистически запутывают понимание
Понимание Скиннера: ABA Design
• Одна из наиболее распространенных конструкций N = 1
• Организм, наблюдаемый в окружающей его среде без изменения каких-либо поведенческих непредвиденных обстоятельств = A
• Экспериментатор изменяет непредвиденные обстоятельства и ищет изменения в скорости реагирования (вмешательство) = B
• Если происходит изменение, следующий шаг для устранения непредвиденных обстоятельств и наблюдения за скоростью реагирования
возвращается к исходной частоте = A
• Если частота реагирования постоянно меняется, то можно сделать вывод, что вмешательство было причинно-следственным
ответственный за изменение поведения
• ABA часто используется в прикладном анализе поведения для выявления вмешательств, направленных на изменение поведения.
Понимание Скиннера: подкрепление и наказание
• Различают поощрение и наказание
• Приведены три причины, по которым наказание не должно применяться
— Работать только временно
– Созданные условные раздражители, приводящие к негативным эмоциональным реакциям
– Усилить выход из обусловленной ситуации в будущем
Понимание Скиннера
• Взгляд на внутренние состояния лучший пример его мышления о бихевиоризме
• Отвергает любую мысль о существовании отдельного ментального мира, в то же время делает возможным анализ
среда внутри кожи
• На каждого человека воздействует только окружающая среда, но окружающая среда состоит из двух частей, общественной
доступен для всех и частный доступ только для себя
• Описывает частный мир как «часть вселенной, заключенную в собственную кожу организма. . .
По отношению к каждому индивидууму, другими словами, небольшая часть вселенной является частной» (Скиннер,
1953, цитируется с. 327)
• Радикальный бихевиоризм устраняет ум, заменяет «частное поведение»
• Долгосрочные успехи бихевиоризма
• Скиннер самый выдающийся психолог 20 века
• Долгосрочные взносы
• Оперативная камера и кумулятивный регистратор, обнаружение графиков подкрепления, частичное
эффект угасания подкрепления, формирование, желание применить психологию для улучшения работы,
изменить среду
• Описаны четыре схемы подкрепления (интервал и соотношение), прерывистое подкрепление дольше
время угасания и более высокая частота ответов
• Формирование, описанное оперантное обусловливание как процесс, похожий на лепку из глины, оперантные реакции
не «отдельные единицы поведения», а скорее конечный продукт процесса, который он назвал формированием =
подкрепление последовательных приближений к конечному желаемому результату
• Скиннер Утопические видения, улучшение общества только в том случае, если люди захотят отказаться от веры в свободную волю
и автономия, призвали к тому, чтобы новая концепция науки об источнике поведения = триада выбора путем
последствия, обнаруженные на уровне естественного отбора, оперантного обусловливания и культуры
Радикальный бихевиоризм сегодня
• РБ и остальные психологи непростые партнеры сегодня
• Все психологи признают Скиннера одним из немногих выдающихся исследователей 20 века.
и теоретики
• В то же время исследования и практика радикального бихевиоризма и практически всей другой психологии
почти никогда не перекрываются и не соприкасаются
• Взгляды Скиннера на науку о поведении, часто неизвестные и искаженные господствующей психологией.
преподаватели и студенты
• Из всех необихевиористских подходов сегодня актуален только его
Типы бихевиоризма
• Первоначальная форма Уотсона, утверждал, что психология занимается только явным поведением
• Необихевиористы ввели опосредованный бихевиоризм, допускающий ненаблюдаемые стимулы и
ответа, если они определены операционно (Толман, Халл и Вудворт)
• Радикальный бихевиоризм Скиннера отличается, сохраняет цель Уотсона предсказания и контроля, отвергает
практически все остальное в предыдущих бихевиористских формулировках
• Радикальный бихевиоризм рассматривает психологию как часть биологии и опровергает все другие поведенческие подходы.
дуалистический, настаивает только на причинности окружающей среды, очищает психологию от всех менталистических
концепции
• Слова бихевиоризм и необихевиоризм имеют более одного значения.
Тенденция к когнитивизму
• Простая голливудская сюжетная линия для психологии может звучать так: «Психология находит разум, психология
теряет разум, психология снова обретает разум» (с. 332)
• Халл и Скиннер хотели создать бездумную психологию, Толман пытался найти ее снова
• Все три основных подхода необихевиористов в значительной степени основывались на использовании животных в качестве моделей для
человеческое поведение, часто характеризуемое как «крысиные бегуны»
• Психология отошла от когда-то господствовавшей животной модели, сегодня продолжается изучение
человеческое поведение и более широкий круг животных, ради них самих и для того, чтобы пролить свет на человеческое поведение
• За исключением радикального бихевиоризма, в большинстве современных психологий преобладают новые
когнитивная парадигма, полученная из источников, не относящихся к необихевиоризму
• Путь к истокам когнитивной психологии начинается с возникновения гештальт-психологии и ее
последующая судьба.
Идеи
• Необихевиористское движение возникло из идеи Уотсона, продвигало использование моделей животных для
изучение обучения, экстраполяция результатов экспериментов с крысами, обезьянами и голубями на людей
• Целенаправленный бихевиоризм Толмена постулирует ожидания и когнитивные карты
• Tolman & Hull использовали лабиринты для исследования обучения
• Подход Толмена S-S, животные как целеустремленные
• Гипотетико-дедуктивный подход Халла, породивший универсальную теорию обучения
• Бихевиоризм превратился в два типа необихевиоризма: опосредованный и радикальный
• Опосредованно разрешенное существование ненаблюдаемых или промежуточных переменных до тех пор, пока
оперативно определено
• Радикальный бихевиоризм, лишенный любого типа ненаблюдаемых переменных, названный менталистическим,
принял селекционную методологию, выживание определенного поведения зависело от последствий
, которые последовали за этим, поощрители отбирались для выживания, а каратели — для угасания.
• РБ Скиннера сохранился до настоящего времени, прикладной анализ поведения переместил РБ из лаборатории в
дома, классы, предприятия, больницы, открытия графиков подкрепления, частичные
подкрепление угасание и формирование, менее влиятельный вклад Скиннера
овладение языком и утопическое желание изменить мир к лучшему с помощью Radical
Резюме
• Необихевиоризм постепенно заменил бихевиоризм Уотсона, системы, созданные Толменом и Халлом нет
более длинная часть современной психологии, Радикальный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера все еще является частью современной психологии.
• Толмен создал целеустремленный бихевиоризм, систему поиска когнитивных отношений между стимулами.
и между стимулами и реакциями, считал, что целью были животные (белые крысы) и люди
направлен, считал возможным анализ когнитивных карт в головах организмов
• Халл пытался создать всеобъемлющую систему, подобную Евклиду и Ньютону, полагал, что ищет и
определение правильных переменных может объяснить обучение механистически
• РБ Скиннера ближе к биологии, используется логика Дарвина, предполагается, что выбрана среда
последствия для организмов, по-разному определяемых окружающей средой, окружающей средой, состоящей из общественных и
частная часть, в обоих случаях применяются одни и те же правила, экологический детерминист, веривший в психологию
из РБ неправильно
Б.
Ф. Скиннер — Энциклопедия Нового СветаБерхус Фредерик Скиннер
Бурхус Фредерик Скиннер (20 марта 1904 г. — 18 августа 1990 г.) был американским психологом и писателем. Он провел новаторскую работу в области экспериментальной психологии и выступал за бихевиоризм, который стремится понять и контролировать поведение как функцию подкрепления в окружающей среде. Скиннер также написал ряд спорных работ, в которых предложил широкое использование техник модификации психологического поведения, в первую очередь с помощью обусловливания, с целью улучшения общества и увеличения человеческого счастья.
Содержимое
- 1 срок службы
- 2 Работа
- 2.1 Необихевиоризм Скиннера
- 2.2 Суеверия среди голубей
- 2.3 Социальная инженерия
- 2.4 Политические взгляды
- 3 Критика
- 4 Слухи
- 5 Наследие: радикальный позитивизм
- 6 Основные работы
- 7 Примечания
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
- 10 кредитов
Жизнь
Бурхус Фредерик Скиннер родился в сельской местности Саскуэханна, штат Пенсильвания. Он учился в Гамильтон-колледже в Нью-Йорке с намерением стать писателем и получил степень бакалавра искусств. в английской литературе в 1926 году.
После выпуска он провел год в Гринвич-Виллидж, пытаясь стать писателем-фантастом, но вскоре разочаровался в своих литературных способностях. Он пришел к выводу, что у него мало мирового опыта и нет сильной личной точки зрения, с которой можно было бы писать. В это время, которое Скиннер позже назвал «черным годом», он случайно наткнулся на экземпляр недавно опубликованной книги Бертрана Рассела «9».0725 An Outline of Philosophy, , в котором Рассел обсуждал бихевиористскую философию психолога Джона Б. Уотсона. В то время Скиннер начал больше интересоваться действиями и поведением окружающих, и некоторые из его рассказов приобрели «психологический» уклон. Он решил отказаться от литературы и поступить в аспирантуру по психологии в Гарвардский университет (который в то время не считался ведущим учебным заведением в этой области).
Скиннер получил докторскую степень. из Гарварда в 1931, и оставался в этом учреждении в качестве исследователя до 1936 года. Затем он преподавал в Миннесотском университете в Миннеаполисе, а затем в Университете Индианы, прежде чем вернуться в Гарвард в качестве штатного профессора в 1948 году. Он оставался там до конца своей карьеры. . В дополнение к многочисленным исследованиям и своему влиянию на поколение необихевиористов, Скиннер популяризировал свои бихевиористские принципы посредством романов и комментариев.
Скиннер за свою жизнь получил множество наград. В 19В 68 лет он получил Национальную медаль науки от президента Линдона Б. Джонсона. Три года спустя он был награжден Золотой медалью Американского психологического фонда, а в 1972 году ему была присуждена награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации. Всего за восемь дней до своей смерти он получил первую награду Американской психологической ассоциации (APA) за выдающийся вклад в психологию. [1]
На протяжении всей своей жизни Скиннер редко пытался напрямую примириться со своими критиками. Он охотно спорил с ними, а иногда увлекался ловким и едким остроумием, о чем потом сожалел, так как мог вызвать отвращение у коллег. Однако он также гордился своей прямотой.
Последние мгновения жизни Скиннера описаны в прекрасной дани, написанной дочерью Джули. [2] Она писала об их любовных отношениях. Восхищаясь его твердой трудовой этикой, она старалась оградить его от этого в его последние дни. Он отказался от последних усилий по спасению жизни, но в конце, когда у него пересохло во рту, Джули отметила, что «получив немного воды, он сказал свое последнее слово:« Чудесно »». Скиннер умер 18 августа 1990 года в Кембридже, штат Массачусетс.
Работа
Основой исследований Б. Ф. Скиннера является изучение «оперантного поведения». В отличие от «ответного поведения», когда ответы вызываются определенными стимулами, оперантное поведение продолжается без какого-либо явного стимула. Чтобы вызвать оперантное поведение для исследования, Скиннер разработал камеру для окружающей среды, где птицы могли клевать, а крысы — нажимать на брусок. Таким образом, было легче получить контроль над окружающей средой, и можно было легко регистрировать операционные показатели.
Согласно модели Скиннера, обучение происходит, когда текущий оперант попадает под контроль подкрепления из окружающей среды. Сначала оперант может быть сформирован за счет усиления приближений к желаемому характеру операнта. Когда за уточненным оперантом следует представление подкрепляющего события, вероятность появления операнта увеличивается. Например, если оперант определяется как нажатие на перекладину у крысы, подача пищи после нажатия на перекладину увеличивает вероятность повторного нажатия на перекладину. Таким образом, взгляд Скиннера на подкрепление определяется с точки зрения вероятности изменения оперантной нормы. Он позволяет избежать выводов о том, что человек удовлетворяет или раздражает, как в законе эффектов Эдварда Л. Торндайка, или о снижении влечения, как в теории Кларка Л. Халла.
Скиннер продемонстрировал силу подкрепления, показав, что характерные скорости реакции получаются для конкретных графиков доставки подкрепления. Точно так же он перевел процессы обусловливания, такие как «обобщение» и «различение», в структуру непредвиденных обстоятельств подкрепления. Более того, он распространил принципы оперантного контроля на рассмотрение вербального поведения. Скиннер использовал свои данные, чтобы доказать, что поведение контролируется, и решающая роль психолога состоит в том, чтобы определить параметры эффективного контроля для соответствующих социальных последствий.
Необихевиоризм Скиннера
Скиннер в основном отвечал за развитие философии радикального бихевиоризма и за дальнейшее развитие прикладного анализа поведения, отрасли психологии, целью которой является разработка единой основы для поведения животных и человека, основанной на принципах обучения. Он провел исследование формирования поведения с помощью положительного и отрицательного подкрепления и продемонстрировал оперантное обусловливание, технику модификации поведения, которую он разработал в отличие от классического обусловливания Ивана Павлова.
Скиннер не выступал за применение наказания. Его исследование показало, что наказание было неэффективным способом контроля поведения, обычно приводящим к краткосрочным изменениям поведения, но в основном приводившим к тому, что субъект пытался избежать карающего стимула, а не поведения, которое вызывало наказание. Простым примером этого является неспособность тюрьмы искоренить преступное поведение. Если бы тюрьма (как карательный стимул) эффективно изменяла поведение, не было бы преступности, поскольку риск тюремного заключения за преступное поведение хорошо известен. Однако отдельные лица все же совершают правонарушения, но стараются избежать разоблачения, а значит, и наказания. Наказывающий стимул не останавливает преступное поведение. Преступник просто становится более искусным в избегании наказания. Скиннер утверждал, что подкрепление, как положительное, так и отрицательное (последнее из которых часто путают с наказанием), оказывается более эффективным для достижения устойчивых изменений в поведении.
Суеверие среди голубей
В одном из экспериментов Скиннера изучалось формирование «суеверия» у одного из его любимых экспериментальных животных — голубя. Скиннер поместил группу голодных голубей в клетку, прикрепленную к автоматическому механизму, который доставлял голубю пищу «через равные промежутки времени, без какой-либо связи с поведением птицы». Он обнаружил, что голуби связывали доставку еды с любыми случайными действиями, которые они совершали во время ее доставки, и что впоследствии они продолжали выполнять те же самые действия.
Одну птицу приучили поворачиваться вокруг клетки против часовой стрелки, делая два или три оборота между подкреплениями. Другой неоднократно просовывал голову в один из верхних углов клетки. У третьего развилась реакция «подбрасывания», как если бы он помещал голову под невидимую планку и неоднократно поднимал ее. У двух птиц развилось маятниковое движение головы и тела, при котором голова вытягивалась вперед и совершала резкие движения справа налево с последующим несколько более медленным возвратом. [3]
Скиннер предположил, что голуби верили, что своими «ритуалами» воздействуют на автоматический механизм и что эксперимент пролил свет на поведение человека:
Можно сказать, что эксперимент продемонстрировал своего рода суеверие. Птица ведет себя так, как будто существует причинная связь между ее поведением и подачей пищи, хотя такой связи нет. Есть много аналогий в человеческом поведении. Ритуалы на изменение состояния в картах являются хорошим примером. Нескольких случайных связей между ритуалом и благоприятными последствиями достаточно, чтобы установить и поддерживать поведение, несмотря на множество неподкрепленных случаев. Боулер, который выпустил мяч в аллею, но продолжает вести себя так, как если бы он контролировал его, скручивая и поворачивая руку и плечо, является еще одним примером. Такое поведение, конечно, не имеет никакого реального влияния на чью-то удачу или на мяч на полпути вниз по аллее, точно так же, как в данном случае еда появлялась бы так же часто, если бы голубь ничего не делал или, точнее говоря, делал что-то еще. . [3]
Более поздние исследования других психологов-бихевиористов не смогли воспроизвести результаты Скиннера и оспаривали «суеверное» объяснение Скиннером поведения, которое он записал. Вместо этого оказалось, что поведение его голубей можно объяснить естественным поведением при поиске пищи тех видов, которых он использовал в качестве подопытных.
Социальная инженерия
Скиннер широко известен своими противоречивыми книгами Уолден Два и За гранью свободы и достоинства. Walden Two описывает посещение воображаемой утопической коммуны в США в 1940-х годах. В этом сообществе производительность и счастье граждан намного выше, чем во внешнем мире, благодаря их практике научного социального планирования и использованию оперантного обусловливания при воспитании детей.
Уолден Два, , как и Уолден, Торо, ведет образ жизни, который не поддерживает войны и не поощряет конкуренцию и социальные раздоры. Он поощряет образ жизни с минимальным потреблением, богатыми социальными отношениями, личным счастьем, приносящей удовлетворение работой и досугом.
По ту сторону свободы и достоинства выдвинул тезис о том, что социальные концепции, такие как свобода воли и человеческое достоинство (под которыми Скиннер имел в виду веру в индивидуальную автономию), устарели и стоят на пути к большему человеческому счастью и продуктивности. Скиннер был против бесчеловечного обращения и плохого правительства, но он утверждал, что защитники свободы зашли так далеко, что отрицали причинно-следственную связь в человеческих действиях, чтобы они могли защищать «свободного человека». В некотором смысле борцы за свободу были врагами научного способа познания. И, как полагал Скиннер, эта свобода, к которой они стремились, вполне могла привести к их самоуничтожению. Для Скиннера не свобода освещала путь к счастью, а скорее наука, которая держала ключи к истинному человеческому самосовершенствованию.
Политические взгляды
В политических работах Скиннера подчеркивались его надежды на то, что эффективная и гуманная наука о контроле над поведением — поведенческая технология — сможет решить человеческие проблемы, которые не были решены с помощью более ранних подходов или активно усугублялись достижениями в области физических технологий, таких как как атомная бомба. Одной из заявленных целей Скиннера было предотвратить самоуничтожение человечества.
Критики иногда обвиняли Скиннера в тоталитаризме. Интеллектуальные оппоненты, от Ноама Хомского до Айн Рэнд, пытаясь доказать неправоту Скиннера, приравнивали его философский детерминизм к политическому угнетению. Скиннера часто приравнивали к политическим и социальным позициям, которые он никогда не поддерживал и против которых даже явно не возражал.
Скиннер был детерминистом, полагая, что все человеческое поведение глубоко определяется и находится под влиянием окружающей среды. Он рассматривал проблемы политического контроля не как борьбу господства со свободой, а как выбор того, какие виды контроля и для каких целей использовать. Скиннер выступал против использования принуждения, наказания и страха, поддерживая использование положительного подкрепления или вознаграждения.
Книга Скиннера, Уолден Два, представляет видение децентрализованного, локализованного общества, которое применяет практический, научный подход и футуристически продвинутый поведенческий опыт для мирного решения социальных проблем. Его утопия, как и любая другая утопия или антиутопия, является одновременно мысленным экспериментом и риторическим произведением. В нем он отвечает на проблему, которая существует во многих утопических романах: «Что такое хорошая жизнь?» Скиннер отвечает, что это жизнь дружбы, здоровья, искусства, здорового баланса между работой и отдыхом, минимума неприятностей и ощущения того, что человек внес достойный вклад в свое общество.
Кроме того, Скиннер считал, что поведенческие технологии предложат альтернативу принуждению, правильное научное применение поможет обществу, а человечеству будет лучше под знаменем мирного сотрудничества.
Критика
Взгляд Б. Ф. Скиннера на поведение часто подвергался резкой критике со стороны многих, кого оскорбляла его механистическая концепция человеческой природы. Более того, независимо от того, рассматриваем ли мы детерминированность окружающей среды Скиннера или физиологический редукционизм Павлова, сетевая концептуализация человеческой деятельности исключает любые атрибуты личной свободы, самодетерминации или динамики сознания. Скиннер вызвал больше насмешек со стороны критиков, потому что он сформулировал социальный контроль, вытекающий из принципов оперантного поведения.
Как и большинство людей с грандиозными идеями, твердыми убеждениями и настойчивыми усилиями по расширению своего влияния, Б. Ф. Скиннер постоянно подвергался нападкам со стороны противников, критиковавших его взгляды и пытавшихся всеми возможными способами доказать, что его идеи фатально ошибочны. Хотя Зигмунд Фрейд и Скиннер были противоположностями в отношении важности самоанализа, Скиннер считал их двумя фундаментальными союзниками в пропаганде примата влияния окружающей среды на человеческое поведение.
Слухи
Одна из часто повторяемых историй утверждает, что Скиннер решился на эксперименты над людьми, вырастив свою дочь Дебору в «ящике Скиннера», что привело к ее пожизненному психическому заболеванию и горькой обиде на отца.
На самом деле, «Кондиционер для наследников», термин для детской кроватки Скиннера, нагревался, охлаждался, фильтровал воздух, оставлял много места для прогулок и был очень похож на миниатюрную версию современного дома. Он был разработан, чтобы сделать ребенка более уверенным в себе, более комфортным, менее болезненным, менее склонным к плачу и так далее. Сообщается, что он добился определенных успехов в достижении этих целей. [4]
В 2004 году психолог и писатель Лорен Слейтер опубликовала книгу Opening Skinner’s Box, , в которой упоминались утверждения о том, что Дебора Скиннер (теперь Дебора Скиннер Бьюзен) безуспешно подала в суд на своего отца за жестокое обращение, а позже покончила жизнь самоубийством. В ответ сама Бьюзен публично осудила эту историю как не более чем слухи и, предположительно, чтобы поручиться за свое дальнейшее существование. Она раскритиковала книгу Лорен Слейтер за повторение этой городской легенды как порочную и вредную. [5]
Наследие: радикальный позитивизм
Позитивизм Скиннера последовательно выступает за методологический акцент и возвращение к изучению поведения, определяемого в терминах периферийных событий. Скиннер возражал против рассуждений о центральных опосредующих факторах поведения, будь то когнитивных или физиологических. Скорее, для Скиннера поведение полностью зависело от окружающей среды. Если среда контролируется, поведение контролируется. По этой причине Скиннер признал законность исчерпывающего изучения одного субъекта, поскольку изменчивость возникает не из индивидуальных различий, присущих организму, а из различных непредвиденных обстоятельств окружающей среды.
В духе позитивизма Скиннер утверждал, что так называемые гуманистические характеристики видов, которые предположительно отличают Homo sapiens от остальных живых продуктов эволюции, на самом деле являются иллюзией, созданной на протяжении истории, чтобы дать людям ощущение безопасности. На самом деле, для Скиннера быть человеком означало держать все под контролем, понимать и использовать непредвиденные обстоятельства окружающей среды для собственной выгоды.
Естественным следствием бихевиоризма является поведенческая терапия, метод изменения неадекватных реакций человека на определенные раздражители. Он включает в себя самые основные методы изменения человеческого поведения, такие как поощрение и наказание, подкрепление и даже биологическая обратная связь с использованием методов обусловливания. Развитие жизненных навыков часто находится в центре внимания. Хотя такие формы модификации поведения основаны на бихевиоризме, они используются психотерапевтами, родителями и лицами, осуществляющими уход за инвалидами, как правило, без какой-либо основополагающей бихевиористской философии.
Работа Скиннера также применялась в сфере образования. Он сформулировал принципы запрограммированного обучения, в соответствии с которыми подкрепление небольших последовательных шагов с немедленным подкреплением или вознаграждением за правильные ответы предположительно приведет к обучению не только сенсомоторным реакциям, но также вербальным реакциям и концептуальным знаниям. Фактически, его идеи были успешно воплощены в «обучающих машинах», а также в обучении с помощью компьютера.
Основные работы
- Поведение организмов: экспериментальный анализ, 1938. ISBN 15831
- Уолден Два, 1948. ISBN 002411510X
- Наука и поведение человека, 1953. ISBN 00292
- Графики подкрепления, с CB Ferster, 1957. ISBN 0137923090
- Вербальное поведение, 1957. ISBN 15837
- Анализ поведения: программа самообучения, с Джеймсом Г. Холландом, 19 лет61. ISBN 0070295654
- Технология обучения, 1968.
- Непредвиденные обстоятельства подкрепления: теоретический анализ, 1969. ISBN 1583
4
- За гранью свободы и достоинства, 1971. ISBN 0394425553
- О бихевиоризме, 1974. ISBN 0394492013
- Подробности моей жизни: часть первая автобиографии, 1976. ISBN 0394400712
- Размышления о бихевиоризме и обществе, 1978. ISBN 0137700571
- Формирование бихевиориста: часть вторая автобиографии, 1979. ISBN 0394505816
- Notebooks, под редакцией Роберта Эпштейна, 1980. ISBN 0136241069
- Skinner for the Classroom, под редакцией Р. Эпштейна, 1982. ISBN 0878222618
- Наслаждайтесь старостью: программа самоуправления, с М. Э. Воганом, 1983.
- Дело о последствиях: третья часть автобиографии, 1983. ISBN 0394532660
- После дальнейшего размышления, 1987. ISBN 0139389865
- Последние проблемы анализа поведения, 1989. ISBN 067520674X
- Совокупный отчет: подборка статей, 1959, 1961, 1972 и 1999 годов как Совокупный отчет: окончательное издание. В этой книге содержится подлинный отчет об устройстве «Малыш в коробке», которое часто искажается. ISBN 0874119693
Примечания
- ↑ Награда за выдающийся вклад в психологию на протяжении всей жизни АПА . Проверено 3 августа 2019 г.
- ↑ Дж. С. Варгас, «Б. Ф. Скиннер: Последние несколько дней». Журнал прикладного поведенческого анализа (зима, 1990 г.): 409–410.
- ↑ 3.0 3.1 Б. Ф. Скиннер, «Суеверие у голубя», Journal of Experimental Psychology 38 (1947). Проверено 3 августа 2019 г.
- ↑ Дэвид Миккельсон, Б. Ф. Скиннер вырастил свою дочь в ящике Скиннера? Проверено 3 августа 2019 г.
- ↑ Дебора Скиннер Бьюзен Я не была лабораторной крысой. The Guardian , 12 марта 2004 г. Проверено 3 августа 2019 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Бреннан, Дж. Ф. История и системы психологии. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1982. ISBN 1316630994
- Скиннер Б. Ф. Подробности моей жизни . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1976. ISBN 0-814778437- .
- Слейтер, Лорен. Открытие ящика Скиннера: великие психологические эксперименты ХХ века . Билл Дэниэлс Ко., 2004. ISBN 0747563179
- Варгас, Дж. С. «Б. Ф. Скиннер: последние несколько дней». Журнал прикладного поведенческого анализа , (Зима, 1990 г.): 409-410.
- Винер, Д. Н. Б. Ф. Скиннер: Доброжелательный анархист. Boston: Allyn and Bacon, 1996. ISBN 0205173489
Внешние ссылки
Все ссылки получены 31 декабря 2021 г.
- Фонд Б. Ф. Скиннера.
- Профиль Б. Ф. Скиннера, NNDB.
- Два типа условного рефлекса и псевдотип (1935)
- «Суеверие» в голубе (1947)
Кредиты
Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен быть указан в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных волонтеров Фонда Викимедиа.