27. Бихевиоризм и необихевиоризм.
Бихевиоризм Д.Уотсон в начале ХХ., который считал, что надо изучать не сознание, а поведение. Бихевиористы считают своим предметом поведение, под которым понимают чисто физиологические реакции на стимулы. Б.Скиннер, Э.Торндайк, К.Левин. Изучая непосредственные связи стимулов и реакций, бихевиоризм вначале привлек внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, противостоял ассоцианизму и управлению поведением. Заслуги бихевиоризма:
внесение в психологию сильного крена в естественнонаучную сторону;
введение объективного метода, основывающегося на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий, благодаря чему бурное развитие получили инструментальные приемы исследование психических процессов;
чрезвычайное расширение класса исследуемых объектов, интенсивное изучение поведения животных, младенцев и др.
в его работах значительно продвинулись отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности, излишнем сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т.д.
Необихевиоризм возник в 30-е гг.ХХв. Необихев-зм делает попытку преодолеть упрощенную схему стимул-реакция: Толмен, Халл. 1. Вводится понятие промежуточных переменных, которые опосредуют реакцию организма; 2. Критика классического б/в; 3. Исследования проводятся на животных; Все эти выводы были следствием игнорирования сознания. Сознание в бихевиоризме всегда оставалось за пределами исследования.
Формируется в 50е гг. ХХв., в Америке. Возникновение ее связано с осознанием недостатков традиционных психологических направлений.
Подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, утверждается, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, агрессия, насилие и т.д. возникают в связи с воздействием окружения. В центре теории утверждение о том, что человек стремится к самоактуализации, самосовершенствованию, креативности, автономности, подчеркивается роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностного смысла существования. Значительное место в жизни и поведении людей отводится мотивам поведения, гуманистической направленности, стремлению к справедливости, красоте, истине. Становясь мотивами поведения, эти высшие ценности обуславливают реализацию личностного потенциала человека. Человек, даже будучи объектом исследования должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведенияНеобихевиоризм . Что такое «Необихевиоризм «? Понятие и определение термина «Необихевиоризм » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Необихевиоризм – направление американской психологии, возникшее как ответ на кризис классического бихевиоризма. Бихевиоризм в классическом виде объяснял поведение через цепочку стимулов и реакций, однако был не в состоянии объяснить целостность поведения людей и животных.
Как результат в 30-х годах XX века был сформирован необихевиоризм, основными деятелями которого были Э.Ч. Толмен, Б.Ф. Скиннер и К.Л. Халл. Толмен пересмотрел стандартную для бихевиористов формулу «стимул – реакция», внеся в нее категорию промежуточных переменных. Проделав множество опытов с крысами в лабиринте, которым нужно было найти выход, Толмен пришел к выводу о том, что их поведение обусловлено не воздействующими стимулами, а особенными регуляторами, действующими изнутри.
Халл также внес изменения в формулу бихевиористов, однако его промежуточным звеном стала категория «потребность организма». Эта потребность может быть любого рода – сон, пища, половые контакты и тд. Именно эта потребность определяет энергию поведения, тем самым обеспечивая потенциал реакции. В цепочке Халла поведение начинается со стимуляции из внешнего мира (или с потребности) и заканчивается реакцией.
Скиннер же отверг идею первоначального стимула – по мнению исследователя, значимость имеет только оперантное поведение (т.е спонтанные действия). На реакцию, согласно воззрениям Скиннера, оказывает влияние подкрепление, которое может быть позитивным или негативным. Несмотря на популярность необихевиоризма, в 50-х годах XX века он уступил место когнитивному подходу в психологии.
< Ненависть
Неофобия >
Популярные термины
Необихевиоризм
Научные теории за 30 секунд
Новости СМИ2
новое на сайте
- Как психологические абьюзеры отнимают нашу энергию и деньги
- Постоянно проверяете соцсети и мессенджеры? Вероятно, у вас синдром FOMO
- Как перестать врать по мелочам: 3 верных способа
- «Возможна ли полноценная семья с мужчиной, который не может и не хочет иметь детей?»
- Не психолог и не коуч: кто такой наставник
- Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни
- «После расставания с мужчиной махнула рукой на свою фигуру и набираю вес»
- Неудовлетворенность отношениями: как любовь к одиночеству мешает счастью в браке — научные данные
Сегодня читают
- Как понять, что человек на самом деле несчастлив: простой способ — проверьте окружающих
- «Хочу, чтобы бывший муж — абьюзер, эгоист и газлайтер — перестал надеяться на воссоединение семьи»
- Найти свою половинку в Эмиратах: две истории с (не)счастливым концом
- «После расставания с мужчиной махнула рукой на свою фигуру и набираю вес»
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Бихевиоризм — Необихевиоризм (1930–1955) — Скиннер, Халл, психология и обучение Б.
Ф. Скиннер (1904–1990). Подобно Торндайку, Уотсону и Павлову, необихевиористы считали, что изучение обучения и сосредоточение внимания на строго объективных методах наблюдения являются ключом к научной психологии. Однако, в отличие от своих предшественников, необихевиористы более осознанно пытались формализовать законы поведения. На них также оказал влияние Венский кружок логических позитивистов, группа философов во главе с Рудольфом Карнапом (189 г.1–1970), Отто Нейрата (1882–1945) и Герберта Фейгла (1902–1988), которые утверждали, что осмысленные утверждения о мире следует рассматривать как утверждения о физических наблюдениях. Все остальное было метафизикой или бессмыслицей, а не наукой, и должно было быть отвергнуто. Знание, согласно логическим позитивистам, должно быть построено на основе наблюдения и может быть проверено в той мере, в какой оно согласуется с наблюдением.Профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, Толман сосредоточил свою экспериментальную работу в основном на белых крысах, изучающих путь в лабиринтах. Он отличался от своих предшественников-бихевиористов более целостным подходом к поведению, чем они. Вместо того, чтобы говорить об атомарных, изолированных стимулах и реакциях, Толмен подчеркивал их интеграцию с окружающей средой, называя их «стимулирующими агентами» и «поведенческими актами». В свои 1932 Purposive Behavior in Animals and Men, Толмен утверждал, что цель и познание необходимы для поведения и должны Ивонн Скиннер и дочь психолога-экспериментатора Б. Ф. Скиннера, изобретение «детской коробки», 1945 год.
Из трех необихевиористов Халл был самым амбициозным в построении формальной теории поведения. Он считал, что нашел фундаментальный закон обучения или формирования привычек — закон генерализации стимулов — и что этот закон не только лежит в основе всего поведения животных и людей, но и является достаточно основным принципом, чтобы объединить все социальные науки. Согласно закону, реакция могла быть вызвана нетрадиционным стимулом, если этот стимул был связан, либо во времени, либо по характеру, со стимулом, который обычно вызывал реакцию. Пока нетрадиционный стимул был достаточно похож на обычный, он мог вызвать реакцию. Павлов заметил этот эффект, когда у его собак выделялась слюна при звонке в колокольчик.
Далее Халл предположил, что обучение было непрерывным, то есть когда животное обучали реагировать на определенный положительный стимул (или избегать отрицательного стимула), все аспекты этого стимула, воздействующие на сенсориум животного, постепенно ассоциировались с этой реакцией. Таким образом, животное учится постепенно, а не по принципу «все или ничего», и, таким образом, создание внешнего вида стимулов может точно контролировать способность животного формировать привычки. Эти законы поведения объясняли, как все обучение происходило без обращения к таким нематериальным понятиям, как душа или свобода воли. Халл, который изначально намеревался стать инженером, даже сконструировал множество машин, которые работали на принципах условных рефлексов, чтобы продемонстрировать что обучение было полностью механистическим процессом. Он выразил свои законы поведения в математических терминах, заполнив свои 1943Строгость, к которой Халл стремился в своей науке, была очевидна как в его исключении любой нематериальной сущности, так и в его формулировании законов. Это также было очевидно в гипотетико-дедуктивном методе, которым, по его мнению, должны работать психологи. Здесь вдохновением для Халла послужила достоверность научных знаний, достигнутая естествоиспытателем Исааком Ньютоном (1642–1727). В методе Халла теоретик начал с наблюдения за определенным поведением, вывел аксиомы из этого наблюдения, вывел следствия из аксиом, проверил следствия с помощью эксперимента, а затем усовершенствовал аксиомы, в конечном итоге устанавливая законы поведения на основе твердых наблюдений и наблюдений. экспериментальная основа. В 1929 Халл перешел с преподавательской должности в Висконсинском университете в Мэдисоне на престижную должность в Йельском институте человеческих отношений, финансируемом Фондом Рокфеллера, где он оставался до своей смерти в 1952 году. Законы поведения Халла и его строгий научный метод стали занимает центральное место в миссии Института по объединению социальных наук. Теория поведения Халла объединила психологию, психиатрию, социологию и антропологию, описывая обучение как установление связей между стимулом и реакцией, а затем рассматривая этот механизм как посредник всей социальной и культурной деятельности. Таким образом, формирование и разрушение привычки интерпретировалось как ключ ко всему поведению. Халл и его работа сформировали координационные центры Института человеческих отношений, который просуществовал только до тех пор, пока жил Халл, и был распущен после его смерти. Однако его подход был продолжен его другом и сторонником Кеннетом Спенсом (19 лет).07–1967), психолог из Университета Айовы.
Гарвардский психолог Б. Ф. Скиннер, третий из выдающихся необихевиористов, отверг попытки Халла построить формальную теорию и вернулся к ватсоновскому проекту основания науки исключительно на наблюдении за поведением. Скиннер разработал экспериментальную установку, так называемую коробку Скиннера, в которой голубь или крыса вознаграждаются за выполнение определенного действия, например, поднятие головы выше определенной линии или нажатие на рычаг, выпуская пищу. пеллеты. В свои 1938 Behavior of Organisms, Скиннер объяснил, что движение, поощряемое таким образом, усиливается, то есть становится более вероятным, в то время как наказываемое подавляется. Поведение, за которым следует повторение этого поведения — движение, выбранное и поддерживаемое его положительными последствиями, — Скиннер назвал оперантом. Поэтому его подход был назван оперантным обусловливанием. И животные, и люди ведут себя так, как они делают, из-за положительных последствий прошлого поведения. Для Скиннера все обучение было вопросом такого подкрепления, и его метод состоял в записи последовательностей движений, которые выявляли паттерны, которыми подкреплялось поведение. Он избегал говорить о формировании привычек и даже о стимулах, ограничивая свою науку наблюдением за этими моделями движения.
В своей книге «Наука и поведение человека» 1953 года Скиннер объяснил принципы, лежащие в основе его психологии. Во-первых, он утверждал, что его наука полностью основана на наблюдениях и что теории и гипотезы играют в ней ограниченную роль: его подход был радикально индуктивистским и эмпирическим. Во-вторых, поскольку предполагалось, что психология ограничивается уровнем наблюдения за поведением, ее не нужно было сводить или объяснять в терминах физиологии. Физиология была не более фундаментальной, чем психология: она была либо ненаблюдаемой, а значит, ненаучной, либо частью самого поведения. В-третьих, для Скиннера психические процессы или состояния должны были интерпретироваться как поведение — память, знание, образы и другие подобные менталистические сущности, которые он отвергал как метафоры или вымыслы. Прошлые последствия поведения, а не психические состояния, мотивировали будущие действия. Скиннера 1957 Verbal Behavior была его попыткой разобраться с мыслью и языком в терминах усиленных движений. Наконец, Скиннер считал, что биологическая адаптация является высшим критерием устойчивости поведения: если действие способствует выживанию, оно сохраняется.
Скиннер утверждал, что поведение можно формировать или контролировать, контролируя вознаграждения или подкрепления, выдаваемые в ответ на них, то есть контролируя окружающую среду. В середине 1950-х и 1960-х годах некоторые пенитенциарные и психиатрические учреждения приняли этот метод модификации поведения, чтобы формировать поведение своих заключенных. В свои 1948 book Walden Two, Скиннер подготовил почву для такого применения своей науки, вообразив себе утопическое сообщество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. В своей книге 1971 года « за гранью свободы и достоинства, » Скиннер утверждал, что такие этические принципы, как свобода воли и личная ответственность, являются просто иллюзиями, и что сделает нас по-настоящему свободными, так это осознание того, что поведение вместо этого контролируется прошлым и окружающей средой.
Необихевиоризм подвергся резкой критике в конце XIX в.50-х и 1960-х годов. Философы науки подвергли сомнению утверждение, что любая наука может быть нейтральной в отношении теории и основываться исключительно на наблюдениях; наблюдения сами по себе считались нагруженными теорией. Психологи подвергли сомнению идею о том, что обучение представляет собой единую сущность, которая может лечь в основу всей психологии. В частности, когнитивная психология, опираясь на знания информатики, переопределила психические процессы, такие как решение проблем, обучение и память, с точки зрения обработки информации, что дало новую автономию и новую респектабельность изучению внутренних психических состояний. Под влиянием этого когнитивистского поворота психолингвист Ноам Хомский (р. 19 г.28) опубликовал резкий обзор книги Скиннера Verbal Behavior, , утверждая, что язык следует понимать с точки зрения универсальных и врожденных ментальных структур, а не как поведение, сформированное окружающей средой. Бихевиоризм в настоящее время рассматривается психологами как один из многих подходов; и когнитивизм, и нейробиология, возможно, так же важны для понимания разума и поведения.
Амзель, Абрам. Бихевиоризм, необихевиоризм и когнитивизм в теории обучения: исторические и современные перспективы. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1989.
Боукс, Роберт. От Дарвина к бихевиоризму: психология и разум животных. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1984.
Бакли, Керри. Механический человек: Джон Бродус Уотсон и начало бихевиоризма. Нью-Йорк: Guilford Press, 1989.
Харрис, Бенджамин. «Что случилось с Маленьким Альбертом?» Американский психолог 34 (1979): 151–160.
Халл, Кларк Л. Принципы поведения: Введение в теорию поведения. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts, 1943.
Миллс, Джон А. Контроль: история поведенческой психологии. Нью-Йорк: New York University Press, 1998.
Моравски, Дж. Г. «Организация знаний и поведения в Йельском институте человеческих отношений». Исида 77 (1986): 219–242.
О’Доннелл, Джон М. Истоки бихевиоризма: американская психология, 1870–1920 гг. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1985.
Павлов, Иван П. Условные рефлексы. Перевод Г. Анрепа. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1927.
Самельсон, Франц. «Борьба за научный авторитет: восприятие бихевиоризма Уотсона, 1913–1920». JHBS 17 (1981): 399–425.
Скиннер, Б. Ф. Поведение организмов. Нью-Йорк: Appleton Century Crofts, 1938.
Смит, Лоуренс Д. Бихевиоризм и логический позитивизм: переоценка Альянса. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 19. 86.
Толмен, Эдвард С. «Новая формула бихевиоризма». Psychological Review 29 (1922): 44–53.
Уотсон, Джон Б. «Психология с точки зрения бихевиориста». Psychological Review 20 (1913): 158–178.
Вайдман, Надин М. Построение научной психологии: дебаты Карла Лэшли о разуме и мозге. New York: Cambridge University Press, 1999.
Надин Вейдман
Определение необихевиоризма и примеры необихевиоризма 2023
Определение необихевиоризма и примеры необихевиоризма
Определение необихевиоризма
Что такое необихевиоризм?
Необихевиоризм — это психологическая теория, которая подчеркивает роль наблюдения и подражания в обучении поведению с упором на поведенческую обусловленность и когнитивные процессы.
Считается второй фазой бихевиоризма, разработанной такими фигурами, как Б. Ф. Скиннер, Кларк Халл и Эдвард К. Толман.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм — это психологический подход, который исследует поведение человека и психические процессы, уделяя особое внимание влиянию внешних раздражителей на реакцию. Это область психологии, изучающая, как люди реагируют на внешние раздражители.
Одним из принципов бихевиоризма является «генерализация стимула», который описывает, как стимул может привести к аналогичной реакции или модели в другом организме. Бихевиористы утверждают, что этот принцип объясняет, почему одни люди лучше реагируют на похвалу, чем другие.
Необихевиоризм Павлов и Б.Ф. Скиннер
Необихевиоризм, раздел психологии, изучающий использование подкреплений и наказаний для формирования поведения, вновь привлек к себе внимание в 21 веке.
Связан с работами Б. Ф. Скиннера и других психологов, которые не следовали теориям Ивана Павлова, впервые изучившего обусловливание в экспериментах с собаками.
Необихевиоризм уже более века применяется как к поведению животных в естественной среде, так и к поведению человека в клинических условиях.
Четыре ключевых аспекта необихевиоризма включают поведенческие цели, графики и соотношения подкрепления, положительное наказание и отрицательное наказание.
Необихевиоризм Толман и Бандура
Толмен и Бандура, оба необихевиористы, провели исследование поведения животных в лабораторных условиях, чтобы понять, как на их поведение влияет окружающая среда.
Толман сосредоточился на том, как окружающая среда формирует поведение, а Бандура исследовал концепцию моделирования поведения и его влияние на других представителей того же вида.
Одним из примеров их экспериментов является то, что когда крыс поместили рядом с едой и их усы соприкасались с ней, они начали есть, не глядя на нос и не используя его, что позволяет предположить, что сенсорный ввод играет роль в формировании пищевых привычек как у крыс, так и у людей, которые подвергается различным раздражителям.
Толмен и Бандура, исследователи в области необихевиоризма, придерживались разных взглядов на мотивацию поведения.
Толмен считал, что люди мотивированы тем, что для них наиболее важно, в то время как теория Бандуры утверждает, что люди мотивированы целями, которые могут быть достигнуты.
Для проверки этих теорий они провели эксперимент, в котором крысам давали две кнопки: одна выдавала кормовые гранулы немедленно, а другая выпускала их после восьмисекундной задержки. Некоторым крысам был предоставлен доступ к обеим кнопкам, а другим — только к одной.
Результаты эксперимента показали, что при наличии единственного варианта получения пищи крысы находили способы устроиться поудобнее перед нажатием кнопки, а те, у кого были доступны оба варианта, часто расстраивались из-за сложности выбора одного из них.
Необихевиоризм Пример
Необихевиоризм — это психологический подход, согласно которому окружающая среда формирует поведение посредством ассоциаций между стимулами и реакциями.
Он подчеркивает использование поощрений и наказаний, а не объяснений или рассуждений, для изменения поведения.
Одним из примеров необихевиоризма является использование оперантного обусловливания для дрессировки животных. Оперантное обусловливание предполагает, что животное учится вести себя определенным образом, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания.
Формирование, тип оперантного обусловливания, включает в себя постепенное вознаграждение животного за все более близкое приближение к желаемому поведению.
Другим примером необихевиоризма является вымирание, когда за определенное поведение изымаются вознаграждения с целью в конечном итоге устранить его.
Кроме того, положительное подкрепление, принцип классического обусловливания, также используется в необихевиоризме, где стимул сочетается с реакцией для установления связи между ними.
Необихевиоризм в обучении сегодня
Необихевиоризм, применяемый в образовании, направлен на понимание факторов, способствующих успешному обучению, и на то, как их применять в классе.
Он может помочь учителям в разработке индивидуальных планов для учеников, что приведет к большему успеху как отдельного ученика, так и класса в целом.
Некоторые конкретные применения необихевиоризма в образовании включают использование диалога с самим собой как способа регулирования поведения, создание среды обучения, которая способствует успеху за счет использования положительного подкрепления и четких инструкций, а также установление четких ожиданий и обеспечение обратной связи для учащихся помочь им определить, что лучше всего подходит для них.
Разница между бихевиоризмом и необихевиоризмом
Каковы различия и сходства между бихевиоризмом и необихевиоризмом?
Бихевиоризм и необихевиоризм — это психологические подходы, изучающие человеческое поведение, но они имеют явные различия и сходства.
Бихевиоризм фокусируется на окружающей среде и на том, как она формирует поведение посредством обусловливания или подкрепления. Необихевиоризм, с другой стороны, является более современным подходом, который учитывает внутренние факторы, такие как мысли, чувства и желания.
Бихевиористы считают, что все виды поведения усваиваются посредством обусловливания или подкрепления, в то время как необихевиористы считают, что некоторые виды поведения могут быть врожденными, но большинство из них приобретаются в результате опыта.
Бихевиоризм — это школа психологии, которая фокусируется на наблюдаемых действиях и изучении связей между стимулом и реакцией. Необихевиоризм — это расширение бихевиоризма, которое подчеркивает важность психических процессов в понимании человеческого поведения.