Нервная система 2.0 — Умскул Учебник
Вы когда-нибудь задумывались, сколько повседневных действий мы совершаем рефлекторно? Рефлекторно отключаем по утрам звонящий будильник, рефлекторно включаем свет в ванной. Мы только завариваем кофе, а наш желудочный сок уже начинает выделяться – даже это рефлекс. Изучению того, как вырабатываются рефлексы и работает нервная система, великий русский ученый, Иван Петрович Павлов, посвятил всю свою жизнь. Мы с вами потратим минут 7, чтобы разобраться в этих вопросах.
На этой странице вы узнаете- Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим?
- Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека?
- Как детектор лжи распознает ложь?
Наша нервная система работает рефлекторно. Наши ежедневные действия – это повторение тех или иных рефлексов, поэтому так важно хорошо разобраться с этой темой.
Подробно тему рефлекса и рефлекторной дуги мы разобрали в статье «Нервная система 1. 0». Сейчас нам надо лишь вспомнить определение рефлекса и перейти к видам рефлексов и их функциям.
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы.
Этот термин ввел И.П. Павлов, он же выделил две группы рефлексов: условные и безусловные.
Как определить, к какому рефлексу относится то или иное действие человека? Для ответа на этот вопрос советую разобрать эти две картинки, а затем уже запомнить все остальные перечисленные выше признаки:
Разберем на примерах!
Пример 1. Если мы дотронемся до горячего предмета, мы сразу же отдернем руку. Этот рефлекс врожденный (новорожденный ребенок поступит точно так же), он есть у особей всего вида (все люди без соответствующих патологий тоже отдернут руку). Этот рефлекс – безусловный.
Пример 2. Если мы увидим рекламу роллов, у нас начнет выделяться слюна. Но этот рефлекс приобретен в течение жизни (мы не увидим такой реакции у малыша с самого рождения), его нет у особей всего вида (люди, которые не любят или никогда не пробовали роллы, никак на них и не отреагируют). Этот рефлекс – условный.
Выработка рефлексовС безусловными рефлексами все более-менее понятно: они принадлежат нам с рождения. Но как же вырабатывается условный рефлекс? Давайте разбираться!
1. Мы даем собаке корм. Корм – это безусловный раздражитель, абсолютно у всех голодных собак он вызывает слюноотделение. При действии безусловного раздражителя – пищи – импульс доходит до пищевого центра коры головного мозга. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс.
2. Мы включаем лампочку. На безразличный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал – свет лампочки – импульс от сетчатки глаза поступает в зрительную зону коры, но не поступает в пищевой центр коры головного мозга. Слюноотделение не возникает. Мозг собаки просто воспринимает, что включилась лампочка.
3. Теперь мы меняем последовательность: сначала включаем лампочку, а потом даем корм. Повторяем так много раз.
Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительным центрами.
4. Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала – свет лампочки. Теперь каждый раз при включении лампочки, даже не дождавшись подачи корма, собака будет вырабатывать слюну.
Вот так схематично выглядит результат на уровне мозга собаки:
Запомним требования, необходимые для выработки условного рефлекса:
- не должно быть посторонних раздражителей;
- условный раздражитель должен быть слабее безусловного;
- условный раздражитель должен быть способен вызвать раздражение определенных рецепторов;
- условный раздражитель должен либо предшествовать, либо предъявляться одновременно с безусловным;
- безусловный и условный раздражитель должны сочетаться многократно;
- у организма не должно быть патологий тех органов, которые участвуют в осуществлении рефлекса.
Теперь мы знаем, как вырабатываются условные рефлексы и можем попрактиковаться в этом на своих питомцах. Но выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий среды и угасать. Такой процесс называют торможением рефлекса. Торможение тоже бывает условным (то есть появилось какое-то условие, которое затормозило рефлекс) и безусловным (торможение произошло само по себе).
- Внешнее (безусловное, врожденное) торможение – при появлении другого более сильного раздражителя возникает новая реакция в организме, а прежний рефлекс прекращает свою деятельность.
- Внутреннее (условное, приобретенное) торможение – положительный сигнал не подкрепляется безусловным раздражителем, рефлекс со временем угасает.
Снова две картинки для наглядности и снова разберем на примерах!
- безусловное торможение:
- условное торможение:
Итак, если выехать на природу и развести костер, то возможно два варианта развития событий:
- Пойдет дождь, то есть появится какая-то причина, которая точно, безусловно остановит горение. Аналогично происходит и при безусловном торможении. Например, собака ест, но внезапно раздается какой-то громкий звук – выработка слюны прекращается.
- Если дождь не пойдет, но ты никак не будешь поддерживать горение: не будешь приносить новые дрова или не будешь обдувать костер, то есть не будешь соблюдать условия для горения огня, то он все равно погаснет. То же самое происходит при условном торможении. Например, если включать лампочку, но при этом не давать собаке корм, рефлекс слюноотделения на лампочку просто перестанет работать.
В статье «Нервная система 1.0» мы разбираем анатомическое деление нервной системы. В ней классификация определяется по тому признаку, какие структуры входят в отдел нервной системы и где они расположены. Сейчас перейдем к делению функциональному (физиологическому).
Физиологически нервную систему подразделяют на два отдела в зависимости от того, какую функцию они выполняют, а точнее – за регуляцию каких органов они ответственны:
Соматическая нервная система подвластна нашему контролю и нашей воле: мы можем поднять руку, закинуть ногу на ногу, повернуть голову. Мы делаем всё это с помощью скелетных мышц, которые управляются соматической НС. Рефлекторную дугу, которая относится к соматическому отделу, мы тоже обсуждаем в статье «Нервная система 1.0».
Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим? Это происходит благодаря нашей вегетативной нервной системе. Она устроена так, чтобы функционировать без нашего контроля, и именно ей подвластна работа внутренних органов. |
Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела, названия которых можно запомнить по первым буквам ситуаций:
- Симпатический отдел – работает в ситуации Стресса , например, во время сдачи экзамена или во время какого-то выступления.
- Парасимпатический отдел – работает в состоянии Покоя, например, во время отдыха.
Посмотрим, какое действие оказывает каждый из отделов на наш организм:
симпатическая НС | парасимпатическая НС | |
повышается частота и сила сердечных сокращений | сердце | уменьшается частота и сила сердечных сокращений |
повышается | уровень глюкозы в крови | снижается |
повышается | артериальное давление | снижается |
расширяются | сосуды сердца, артериолы мозга и скелетных мышц | сужаются |
сужаются | сосуды тела | расширяются |
угнетается сокращение | кишечник | усиливается сокращение |
угнетается работа | пищеварительные железы | стимулируется работа |
угнетается сокращение | мочеточники | усиливается сокращение |
расслабляется мускулатура | мочевой пузырь | сокращается мускулатура |
расширяются | бронхи и бронхиолы | сужаются |
усиливается | вентиляция легких | уменьшается |
усиливается | потоотделение | уменьшается |
расширяются | зрачки | сужаются |
Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека? Существует легенда, что если в Древнем Китае хотели определить, виновен ли человек в совершении преступления или нет, то ему в рот клали горсть сухого риса и заставляли выслушивать обвинение. Считалось, что если человек не виновен, то он не будет переживать, тогда его слюнные железы будут активно работать, рис намокнет и человек спокойно его проглотит. Но если человек совершил преступление, то от волнения он не сможет это сделать. Система, конечно, сомнительная (кто не станет нервничать в то время, когда его судят?), но интересная! |
Таблица ниже поможет тебе разобраться, как устроены эти два отдела, но сначала нам нужно разобраться с некоторыми определениями:
- Ядро – это скопление тел нейронов в ЦНС (в спинном и головном мозге).
- Узел (ганглий) – это скопление тел нейронов вне ЦНС.
Как детектор лжи распознает ложь? Детектор лжи (полиграф) – это такое устройство, которое может регистрировать различные параметры дыхания, работу сердечно-сосудистой системы и даже незаметное потоотделение. Предполагается, что человек, который лжет, должен нервничать. Если он находится в стрессовой ситуации, то начинает работать его симпатическая нервная система, а мы уже знаем, как она влияет на организм: усиливает потоотделение, учащает сердцебиение и дыхание и т.д. Хотя, как и в случае с древнекитайской системой, возникает вопрос: а кто не занервничает, если на него наденут датчики и будут донимать вопросами? |
- Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, которая осуществляется и контролируется с помощью нервной системы, есть две группы рефлексов – условные и безусловные.
- Безусловные рефлексы – врожденные, видовые, устойчивые, а условные приобретаются в течение жизни, они индивидуальны и могут угасать.
- Угасание условных рефлексов называется торможением, оно может происходить при действии какого-то сильного раздражителя (безусловное) или при неподкреплении реакции (условное).
- Нервную систему подразделяют на два физиологических отдела: соматическую и вегетативную нервную систему.
- Вегетативная нервная система работает без нашей воли, в ней выделяют два отдела – симпатический (активируется во время стрессовой ситуации) и парасимпатический (действует в покое).
Задание 1.
Какая характеристика относится к безусловным рефлексом?
- Врожденные
- Приобретенные
- Неустойчивые
- Индивидуальные
Задание 2.
Где расположены ядра парасимпатического отдела нервной системы?
- В грудном отделе
- В верхнем поясничном отделе
- В нижнем шейном отделе
- В крестцовом отделе
Задание 3.
Где замыкаются рефлекторные дуги условных рефлексов?
- В коре больших полушарий
- В спинном мозге
- В стволе мозга
- В мозжечке
Задание 4.
Выберите все функции симпатического отдела:
- Повышает потоотделение
- Понижает уровень глюкозы в крови
- Расширяет бронхиолы
- Расширяет артериолы мозга
- Все вышеперечисленные
Ответы: 1. — 1; 2. — 4; 3. — 1; 4. — 134
Безусловный рефлекс украинца… и 143,5 млн собак Павлова
Фото: Виталий Головин
Известный ученый Павлов создал науку о высшей нервной деятельности. Именно он мучил собачек кусочками мяса и звуком звонков и прививал им различные условные рефлексы. Именно он впервые сформулировал и понятие безусловных рефлексов, реакций организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые нервной системой и не требующие специальных условий для своего возникновения.
Для нас, для украинцев, одним из таких рефлексов оказались рефлексы Свободы и Достоинства. Мне долгое время казалось, что все-таки это не совсем правильное для них определение — безусловные. Что нам требуются специальные условия для того, чтобы они проявились. Но потом я понял. Нам условия специальные были нужны, а нам нужно было поменять нервную систему нации, свою внутреннюю человеческую систему ценностей так, чтобы мы смогли вспомнить все. Нашу историю, Запорожскую Сечь, казацкую гордость, УПА, оккупации, своих предков.
Для кого-то нужен был Майдан и изменение сознания на самом глубоком уровне, а для кого-то это оказалось впитанным с молоком матери и рассказами прадеда, который всю свою молодость воевал с Советами и ему осталось только сбросить с себя пыльный панцирь постсовковой эпохи. Но всем нам нужно было поменяться.
Я любил Украину отдельно от своей жизни
Что касается моих собственных национальных безусловных рефлексов, я знаю точно, что после событий последних 6 месяцев я больше никогда не буду таким, каким был. Я любил свою страну достаточно для того, чтобы все эти годы считать себя патриотом. Но я любил ее отдельно. Вначале отдельно от школы. Потом отдельно от девушки, от института, от работы, от семьи. Только с музыкой это получалось делать немного вместе, но и то, как я теперь понимаю, это все равно было порознь.
Я любил Украину отдельно от своей жизни. Когда донашивал третий год пару дырявых кед и когда покупал первую машину, когда просил пропустить вахтершу в метро «КПИ» без жетончика и когда летел на Боинге в Бангкок, когда пел на кухне в хрущевке своей девушке первые корявые песни и когда смотрел в глаза жене со сцены в концертном зале.
Просто, когда что-то происходило в моей жизни и со мной – оно происходило как будто без привязки к моей национальности, гражданской позиции, географии и геометрии моей страны. Я много ездил, встречал людей из Крыма, Карпат, Донбасса, дружил с ними, пил портвейн, пел песни, дрался и братался. Точно также как и многие из нас.
Но потом за несколько мгновений я стал другим. Я еще этого не понял утром 1 декабря у Михайловского. Я не понял это ночью на 11 декабря под Домом Профсоюзов. Ни 22 января перед ноутбуком далеко от Киева, ни 20 февраля перед выложенными в ряд телами у отеля «Козацкий». Я понял это как-то сразу и навсегда через некоторое время после. Став другим человеком. В каких-то маленьких вещах. В каких-то совсем незаметных. И в одной очень большой – я не смогу быть больше никогда отдельно от Украины, а Украина от меня. Моя нервная система вспомнила свои главные рефлексы – безусловные рефлексы украинца.
Те тысячи людей, которые прошли через Майдан, прошли свой путь. Очень быстро. Молниеносно. Они не эволюционировали – на это не было времени. Они революционировали. Каждый смог сложится в нового украинца, в нового человека по своей собственной формуле в свой собственный час. Настолько, насколько он мог. Не больше и не меньше. Настолько, насколько ему позволило увиденное его глазами. Раненные и убитые друзья, оскал беркутовца с дубинкой над головой, пьяный гопник-«братішкаяженамайданістоявдайбабокнабілєту», 90-летній ветеран с желто-голубой ленточкой на барикаде… Поменялись все, кто там был — люди, силовики, солдатики, политики.
Кличко, обсыпанный мукой, посланный на хрен и отстоявший на сцене свои минуты позора и освистания; Порошенко, уклонявшийся на грейдере от камней, пытающийся усмирить толпу перед администрацией Президента; Тягнибок, единственный из тройки умеющий связать слова так, чтобы хоть кого-то вдохновить; депутат Медуница, о существовании которого я узнал, только увидев его под колесами грузовика на Институцкой; Шевченко, Оробец, Парубий, Аваков… Поменялись и вспомнили себя других. Каждый на свою долю, но, я уверен, что он никогда и ни за что не остался тем человеком, которым он был до этих событий. Время покажет нам каждого из них чуть позже так, что мы все сможем это увидеть, скорее всего. Увидеть действие их рефлексов в тех ситуациях, которые будут для них и для нас знаковыми.
Одним судьба собаки Павлова, другим возможность вспомнить свои корни, найти свою свободу
Не поменялись и не могли поменяться те регионалы и коммунисты, которые просидели своими жопами по загородным домам и уютным аппартаментам, те генералы, которые прокомандовали из своих кабинетов, не поменлась Юлия Владимировна, которая проходила страшные, но совсем другие уроки и в другом месте.
Это несправедливо скажете вы – одним судьба собаки Павлова, другим возможность вспомнить свои корни, найти свою свободу. Это несправедливо, не смогу не согласиться я с вами. Только тут большой вопрос, кто чем из нас сможет воспользоваться. Послать нахрен выбор имперского имбицила с опытами над человечностью, как это сделали Макаревич, Лазарева, Шевчук, Гребенщиков, Троицкий, Ахеджакова, Басилашвили, Гафт, Броневой, Кончаловский и тысячи других россиян. Или просрать то, что сейчас важнее всего для нашей страны – ее свободу и единство, – каковой шанс имеется у сотен сегодняшних украинских власти предержащих, вчерашних революционеров.
Россия попыталась пройти свою дорогу к своей эволюции. Но то, что было в 1993 году у Белого Дома, к сожалению, оказалось слишком маленьким стрессом для такой страны, для такой кармы и для таких традиций. Ни в коем случае не хочу говорить о количестве жертв – более чем полторы сотни убитых это страшные цифры, могло хватить и одной смерти, – но событий в масштабах страны если и казалось достаточно, то в масштабах человеческой души явно нет. И здесь, в этой исторической ретроспективе, мы прекрасно сможем увидеть, если захотим приглядеться, как поменялись те, кто тогда был у Белого Дома в Москве. Сколько их было, и какое потом место они заняли в решении судеб россиян. Вы не увидите ни в первых, ни в последних рядах этих событий ни Путина, ни Лаврова, ни десятков сегодняшних проводников и полупроводников путинского мировоззрения в окружающую среду. Там не страна ложилась под танки, там зарождались основы экспериментального театра абсурда. Когда через несколько десятилетий 130 с лишним миллионов людей будут по звуку звоночка с «Первого» или лампочки с «России» выделять желудочный сок.
И шанс России в том, что этим сволочам в Кремле кажется, что они получили 140 с лишним миллионов собак Павлова, которых они могут научить всему, что захотят. Но на самом деле, пара десятков миллионов электродов осталась бесхозной, знаете ли. Русские просто так не сдаются. Да и человеком перестать быть все-таки не так просто. Так что для России, я уверен, еще будет свой to be continued.
А наш, украинский, он только сейчас для нас начинается. Для нас вообще только сейчас все начинается. И Славянск, и Донбасс в целом, и Крым, и Одесса — тому прямое подтверждение.
Давайте мы будем помогать друг-другу зажить общей историей
Знаете, когда уставшая и немного разболтанна армия на марше проходит большое расстояние, она может сильно растянуться.
Рядом с нами есть люди. Обычные люди. Они работают, служат, учатся быть украинцами. Давайте мы будем помогать друг-другу зажить общей историей. Не одинаковой, но общей. Для Донбасса и Крыма, для Карпат и для Одессы она разная, но она общая. В ней есть польская, немецкая, советская и уже российская оккупации. В ней есть Бабий Яр и Быкивнянские Могилы, в ней есть Патон и Бандера, Хрущев и Янукович. И в ней есть все мы. Со смешным для кого-то «гыканьем», с милым «оканьем», с русским языком и украинской мовой. И все мы — такие разные — как можем, но должны обязательно отвечать на простой вопрос каждый день: «А что я сделал для своей страны сегодня?». На работе, дома, в дороге, когда и где угодно. Деньгами, мыслями, поступками, телефонным звонком, статьей, постом в ФБ, своими прямыми профессиональными обязанностями. Ведь тем, кому пофиг, тем, кто «просто работает», кто говорит о федерализации и отделении, им всем никогда не понять, что значит, когда твоя страна в твоем сердце.
Сейчас, всем нам, новым украинцам, крайне важно понимать себя и осознавать себя каждый свой день такими, какими мы стали. С надеждой на Свободу. С Верой в лучшее. С Украиной в сердце, где бы и когда бы мы ни находились. Нам ее нельзя оставлять одну ни на секунду. Она нуждается не в Порошенко или Тимошенко, не в Кличко или Яроше, она нуждается в нас. Так же, как и наши родители, которых мы себе не выбираем и как дом, в котором мы живем. И когда мы ее славим, мы должны быть хоть на чуточку достойными тех, кому в ответ вторит эхо. Слава Украине! Героям Слава!
Денис Блощинский , глава правления Фундации социальных инноваций “Из страны в Украину”
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
- 15″>
условный рефлекс приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
условный рефлекс Приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
рефлекс аккомодации рефлекторные изменения в глазах, позволяющие сфокусировать объект на сетчатке
безусловный без каких-либо ограничений или ограничений
безусловный не установлен обучением
безусловно без условия
43″>рефлекторное мочеиспускание, расслабление сфинктера уретры в ответ на повышение давления в мочевом пузыре
условная реакция: приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
рефлекс дефекации нормальный ответ на наличие кала в прямой кишке
инстинктивный рефлекс автоматическая инстинктивная необученная реакция на раздражитель
приобретенный рефлекс Приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
врожденный рефлекс автоматическая инстинктивная невыученная реакция на раздражитель
77″>неопровержимо невозможно отрицать или опровергать
условный раздражитель раздражитель, вызывающий условную реакцию
условное избегание: условная реакция, предвосхищающая появление аверсивного стимула
врожденный рефлекс автоматическая инстинктивная невыученная реакция на раздражитель
недержание мочи непроизвольное мочеиспускание или дефекация
безусловный рефлекс автоматическая инстинктивная необученная реакция на раздражитель
коннотация идея, которая подразумевается или предлагается
условная реакция приобретенная реакция, находящаяся под контролем раздражителя
19 Примеры безусловной реакции (2023)
В поведенческой психологии безусловная реакция — это автоматическая реакция на безусловный стимул . Этому не учат и не учат. Это противоположность условной реакции, которая вырабатывается путем тренировки и повторения.
Необусловленные реакции, такие как подергивание, чихание, зевота, выделение слюны при еде и слезотечение, являются естественными реакциями нашего тела, которые помогают защитить нас от потенциальных опасностей.
Концепция исходит из классического подхода к обусловленности в рамках бихевиористской теории психологии. Эта концепция была впервые определена Иваном Павловым, чей знаменитый эксперимент с собакой Павлова показал безусловную реакцию у собаки, которая почувствовала запах пищи.
Примеры безусловной реакции
1. Реакция бегства (при виде угрозы)
Стимул: Угроза жизни
Реакция: Убежать и другие животные, естественно, когда сталкиваются с угрозой. Это физиологическая реакция, которая активируется в чрезвычайных ситуациях, таких как мчащийся грузовик или бейсбольный мяч, который вот-вот ударит вас по лицу.
Реакция происходит мгновенно, как рефлекс. Рефлекс может активироваться еще до того, как вы осознаете, что происходит. Например, если вы идете по лесу и из кустов выпрыгивает медведь, вы, скорее всего, побежите до того, как ваш мозг успеет назвать животное «медведем».
В этих ситуациях грузовик, бейсбольный мяч и медведь являются примерами безусловного раздражителя (UCS), а реакция «бей или беги» является безусловной реакцией (UCR).
2. Расчесывание (после зуда)
Стимул: Зуд
Ответ: Царапина
Каждый зуд нужно расчесывать. Отсутствие царапин может буквально свести вас с ума. Чувство зуда может быть вызвано несколькими разными причинами. Например, когда кожа сухая, она может стать шелушащейся, и мелкие частицы могут отделиться от более крупной кожной мембраны.
Когда это происходит, очень специфические кожные нервы активируются и посылают сообщение в мозг. Сообщение интерпретируется как «зуд» (безусловный раздражитель), который затем вызывает почесывание (безусловный ответ).
Существуют и другие причины зуда. Например, когда насекомое, такое как комар или паразит, приземляется на вашу кожу, оно может чувствовать зуд и заставлять человека чесаться. Это очень адаптивная реакция, которая может предотвратить болезнь или инфекцию, вызванную укусом.
3. Слюнотечение (при запахе вкусной еды)
Стимул: Запах вкусной еды
Реакция: Потекло слюной
Запах вкусной еды может вызвать реакцию слюнотечения. Мы начинаем производить слюну в ожидании пищи, которая может (а может и не быть!) вскоре попасть в наш рот.
Фактически, слюнотечение было первой безусловной реакцией, выявленной Иваном Павловым, когда он проводил свой эксперимент с собакой Павлова. Павлов заметил, что рот его собаки течет всякий раз, когда он входит, чтобы дать ей еду.
Павлов позже превратил это в условный стимул и реакцию, когда научил свою собаку выделять слюну всякий раз, когда он звонил в колокольчик перед тем, как покормить собаку. Здесь слюноотделение собаки было выученной реакцией на звон колокольчика — оно не было врожденным, и его нужно было научить путем повторения.
4. Чихание (когда пыль попадает в нос)
Стимул: Пыль в носу
Ответ: Чихание
Когда пыль попадает в нос, вы, вероятно, чихаете. Здесь пыль в носу — безусловный раздражитель, а чихание — безусловная реакция.
Мы чихаем, потому что наше тело говорит нам, что нам нужно избавиться от неизвестного агента (пыли) из нашего тела. Эта реакция является врожденной и естественной для человека. Это не то, чему мы учимся или чем научил делать, так что это не условный рефлекс. Скорее, это реакция, которая кажется естественной.
В прошлом чихание рассматривалось как способ изгнать демонов из нашего тела (отсюда рефрен «благослови вас», когда вы чихаете). Но сегодня мы знаем, что это просто физиология, которая защищает наши легкие!
5. Слезотечение (при нарезке лука кубиками)
Стимул: Луковый сок
Ответ: Плач
Ничего не произойдет, если вы поднесете лук к лицу и закроете его. Несмотря на то, что лук известен тем, что вызывает слезы, это происходит только тогда, когда мы его режем.
Когда вы режете лук, в воздух выбрасываются различные химические вещества. Глаз раздражается этими соединениями, заставляя его слезиться, чтобы очиститься. Это естественная реакция глаз на раздражитель, поэтому она известна как безусловная, а не условная реакция.
6. Тошнота (при виде рвоты)
Стимул: Вид рвоты
Ответ: Тошнота
Когда кого-то рвет, наш организм часто мгновенно реагирует тошнотой. Мы можем почувствовать тошноту в собственном желудке и отреагировать рвотными позывами.
Скорее всего, это потому, что вид, звук и запах рвоты вызывают воспоминания о временах, когда мы болели. Таким образом, мы не намеренно и даже не намеренно чувствуем тошноту при виде рвотных масс. Скорее, подсознательная реакция нашего тела — чувствовать тошноту и отвращение к нему.
Многие медсестры, которые проводят много времени с больными людьми, могут утратить эту безусловную реакцию. В этих случаях они испытали явление, называемое «систематической десенсибилизацией», когда они со временем стали десенсибилизированными к безусловному раздражителю.
7. Вздрагивание (после ушиба пальца ноги)
Стимул: Ушиб пальца ноги
Реакция: Вздрагивание
Вздрагивание — это безусловная реакция, которая возникает, когда мы испытываем боль. Это буквально наше тело сворачивается, чтобы отгородиться от новых потенциальных источников боли.
Кроме того, вздрагивание может выступать в качестве предупреждающего знака для ближайших членов нашего племени, сообщая им о потенциальной опасности. Ученые наблюдали его у других животных, таких как крысы, кролики, лошади и овцы.
8. Активная иммунная система (после заражения)
Стимул: Инфекции в организме
Ответ: Всплеск иммунного ответа
Если у вас есть инфекция, ваша иммунная система автоматически активируется. Он немедленно начнет атаковать инфекцию различными клетками, составляющими иммунную систему.
Эта реакция не требует обучения. Это происходит автоматически. Следовательно, можно сказать, что инфекция является безусловным раздражителем, а реакция иммунной системы является безусловным ответом.
Конечно, существует множество факторов, влияющих на эффективность реакции иммунной системы. Физическое здоровье человека, его диета, а также количество и активность вирусных клеток, и это лишь некоторые из них. Однако реакция все равно будет происходить, и именно это делает ее безусловной реакцией.
9. Универсальная эмоция печали (после потери)
Стимул: Потеря любимого человека
Реакция: Печаль
На протяжении многих десятилетий психологи и антропологи изучают человеческие эмоции. Люди со всего мира разделяют одни из самых фундаментальных эмоций. Например, такие эмоции, как грусть, гнев, страх и отвращение, очень похожи в ответ на одни и те же стимулы.
Расскажите человеку любой культуры о потере любимого человека, и он почувствует грусть. Даже в культурах, которые осуждают публичные проявления эмоций, будет возникать такое же лежащее в основе аффективное состояние, как и у человека из более открытой культуры. Выражение лица может быть труднее увидеть, но эмоции есть.
Описанная ситуация (безусловный стимул) вызовет одну и ту же эмоциональную реакцию (безусловный ответ) независимо от того, где человек родился или в какой культуре он живет.
10. Хихиканье (после щекотки)
Стимул: Щекотка
Реакция: Хихиканье
Когда нас щекочут, мы обычно безудержно смеемся. Раздражитель в этой ситуации (щекотка) вызывает безусловную реакцию: хихиканье.
Ученые считают, что эта безусловная реакция возникает из-за того, что щекотка запускает реакцию бегства или борьбы, а реакцией «бегства» в этой ситуации является не бег, а хихиканье. Хихиканье действует как знак подчинения, который помогает щекотке понять, что вы не представляете угрозы. Альтернативная реакция — драка — скорее всего, будет состоять в том, чтобы буквально дать отпор человеку, который вас щекочет!
11. Рефлекс Моро
Стимул: Перекладывание ребенка на спину
Реакция: Испуганный вид
Младенцы делают что-то очень необычное, будучи новорожденными. Когда родитель укладывает их спать на спину, они часто пугаются. Их глаза станут очень большими, а руки и ноги разветвятся, как будто они падают. Это называется рефлексом Моро. Он назван в честь австрийского врача Эрнста Моро, впервые описавшего его в 19 г.18.
Хотя у многих родителей такая реакция может вызвать у ребенка чувство, что они сделали что-то не так, на самом деле это признак здорового неврологического развития. Фактически, большинство больниц проверяют этот рефлекс в течение первого месяца после рождения.
Если мы посмотрим на ситуацию с точки зрения классического обусловливания, то укладывание спать на спину является безусловным раздражителем, а рефлекс Моро — безусловным ответом.
12. Реакция на стресс
Стимул: Стрессовая жизненная ситуация
Ответ: Повышение артериального давления и тревога
Современная жизнь очень напряжена для многих людей. Ежедневно, а иногда и ежеминутно приходится сталкиваться с многочисленными трудностями. Некоторые профессии чрезвычайно напряжены, например, работа хирургом или медсестрой.
К сожалению, человеческое тело не приспособлено к частым нагрузкам. Наши тела запрограммированы на то, чтобы справляться с чрезвычайными ситуациями, такими как угрозы жизни и смерти, которые могут возникать время от времени.
Но после промышленной революции жизнь стала довольно беспокойной. Когда мы испытываем стресс, связанный с соблюдением сроков, застреванием в пробке или оплатой счетов, у нашего тела возникает небольшая реакция «бей или беги».
Это может показаться достаточно безобидным, но со временем это может привести к серьезным проблемам со здоровьем и даже к сердечно-сосудистым заболеваниям. Давление современной жизни (безусловный стимул) создает слишком много стресса в нашей жизни (безусловная реакция).
13. Рвотный рефлекс (после мазка)
Стимул: Ватный тампон во рту
Ответ: Кляп
Некоторые медицинские тесты для диагностики инфекций предполагают, что медицинский работник вводит ватный тампон в рот пациента. Тампон должен войти довольно далеко в ротовую полость. Затем его проводят по спине, чтобы взять образец для тестирования.
Это может вызвать рвотный рефлекс, внезапное сокращение задней стенки глотки. Это происходит непроизвольно и может быть вызвано прикосновением предмета к задней части языка, миндалинам или задней части рта.
Поскольку это происходит непроизвольно в ответ на объект, это можно объяснить с помощью CC. Ватный тампон — безусловный раздражитель, рвотный рефлекс — безусловная реакция.
14. Высвобождение окситоцина (после объятий)
Стимул: Объятие
Ответ: Высвобождение окситоцина
Объятия и прикосновения, когда это уместно, могут оказывать удивительно сильное влияние на наше здоровье и благополучие. На самом деле, у этих эффектов есть физиологическая основа. Когда нас обнимает кто-то, кто нам небезразличен, в мозге повышается уровень гормона окситоцина.
Этот гормон заставляет нас чувствовать себя хорошо, а также участвует в родах и грудном вскармливании. Высвобожденный в эти моменты, он способствует установлению связи между матерью и ребенком. Следовательно, это имеет большое значение для выживания вида.
Объятия также могут помочь нам, когда мы чувствуем грусть или депрессию. Поскольку объятия (безусловный раздражитель) высвобождают окситоцин (безусловная реакция), человек, которому очень грустно, начинает чувствовать себя лучше. Даже если это чувство длится всего несколько минут, это объятие может прийти как раз в нужное время.
15. Реакция вздрагивания (после грома)
Стимул: Гром
Реакция: Испуганный прыжок
Реакция вздрагивания — это драматическая физическая реакция на внезапный интенсивный раздражитель. Стимулом может быть громкий шум, например гром, или яркая вспышка света, например молния. У людей эти события вызывают автоматическую физическую и психическую реакцию.
Физическая реакция может включать быстрое сокращение мышц рук и ног, а также повышение артериального давления и частоты дыхания. Психическая реакция часто включает сильные чувства страха и нервозности.
С точки зрения CC, звук грома или вспышка молнии являются примерами безусловного раздражителя, а реакция испуга в виде мышечных сокращений и страха являются примерами безусловной реакции. Как и многие связи между стимулом и реакцией, безусловная реакция считается высоко адаптивной и сыграла значительную роль в выживании вида.
16. Микровыражения
Стимул: Обвинение во лжи
Ответ: Короткое выражение лица или «тик»
Микровыражение — это выражение лица, которое раскрывает наше внутреннее эмоциональное состояние. Это происходит невероятно быстро, длится менее ½ секунды. Иногда микровыражение является результатом добровольного контролируемого подавления.
Например, человек пытается что-то скрыть, но настоящая эмоция выскальзывает наружу. Это происходит непроизвольно. Человек не может реально управлять дисплеем и может даже не знать об этом.
Способность распознавать и точно интерпретировать микровыражения имеет множество применений, особенно в правоохранительных органах. Каждый год тысячи агентов ФБР и полицейских участвуют в тренингах по микровыражению. При допросе подозреваемого офицер задает наводящий вопрос (безусловный раздражитель), а если подозреваемый пытается скрыть правду, он может демонстрировать микровыражение (безусловный ответ).
Безусловная реакция в классе
Учителя могут использовать концепцию безусловной реакции в классе для управления поведением. Ниже приведены несколько замечательных примеров.
1. Выключение вентилятора
Стимул: Выключение вентилятора
Ответ: Учащиеся снижают уровень шума
Мой школьный учитель физики научил меня этому приему, и я до сих пор применяю его на своих учениках. ! Если она хотела, чтобы класс снизил уровень шума, она тихо подходила к вентилятору и выключала его. Падение окружающего шума действует как подсознательный сигнал ученикам о том, что им тоже следует понизить голос, чтобы соответствовать новому уровню шума.
Это было намного эффективнее, чем кричать на учеников, чтобы они говорили потише, и каждый раз срабатывало!
2. «Учебное место»
Стимул: Учитель стоит на своем учебном месте
Ответ: Учащиеся замолкают
При подготовке учителей мы часто показываем учителям прием «учебного места». Это учебное место — это место в классе, где учитель всегда стоит, когда хочет привлечь внимание класса. Они могут начинать все уроки с этого места и использовать одно и то же место каждый раз, когда им нужно, чтобы класс успокоился и сосредоточился.
Со временем, когда учитель подходит к месту обучения, ученикам становится ненавязчивым сигналом обратить внимание. Учителю никогда не нужно говорить об этом явно — это просто происходит со временем и посредством тонкого повторения.
3. Продолжительное молчание
Стимул: Продолжительное молчание учителя
Ответ: Класс смотрит на учителя
Почти каждый помнит, как учитель смотрел на них, как будто они просверливали дырку в голове. Учитель просто стоит и пристально смотрит — обычно со снисходительным выражением лица — до тех пор, пока ученик не перестанет говорить и не обратит внимание.
Здесь нас никогда не учили , что этот взгляд означает, что нам нужно вести себя тихо. Скорее выражение лица учителя — его суровость и злость — заставляет нас замолчать.
То же самое происходит со всем классом. Учитель стоит перед классом и просто ждет. Никакого учения не происходит — ничего. Одноклассники хлопают друг друга по плечу и шикают друг на друга, пока, наконец, все не стихает. Затем учитель начинает говорить.
Родственные теоретические концепции
- Различение стимулов – Способность различать различные типы стимулов и реагировать соответствующим образом.
- Генерализация стимула — это происходит, когда безусловная реакция вызывается стимулом, который подобен, но не идентичен исходному условному раздражителю.
- Оперантное обусловливание – Обусловливание, основанное на явном обучении, положительном подкреплении, отрицательном подкреплении и наказании.
- Обусловливание более высокого порядка. Процесс обусловливания состоит из двух этапов: безусловный раздражитель соединяется с условным раздражителем, который затем связывается с другим условным раздражителем. Третий раздражитель вызывает безусловную реакцию, связанную с первым раздражителем, даже если первый и третий раздражители не связаны между собой.
Когда Павлов проводил свои опыты с пищеварительными соками собак, никто и представить себе не мог, к каким последствиям приведет его открытие. Принципы классической обусловленности оказали огромное влияние во многих отношениях, от академических исследований до объяснений повседневных явлений.
Понимание безусловной реакции было особенно поучительным. Например, безусловная реакция помогает нам избежать непосредственной опасности или избежать укуса комара, переносящего болезнь.
Безусловная реакция — вот почему матери чувствуют себя такими радостными после родов и связаны со своим новорожденным. Ответное объятие может помочь нам почувствовать себя лучше в некоторые из худших моментов нашей жизни. Хотя понимание безусловной реакции микровыражений может помочь правоохранительным органам поймать преступников. Без сомнения, безусловная реакция является ключевой причиной того, что люди так долго выживали.
Ссылки
Cunningham, MR (1986). Измерение физического по физической привлекательности: квазиэксперименты по социобиологии красоты женского лица. Журнал личности и социальной психологии, 50 , 925-935.
Элвитигала Д.С., Болду Р., Нанаяккара С.К. и Мэттис Д.Дж.К. (2022, 14 января). TickleFoot: Дизайн, разработка и оценка нового механизма щекотки ног, который может вызывать смех . Транзакции ACM при взаимодействии человека и компьютера. 29, 3. С. 1–23. https://doi.org/10.1145/3490496
Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
Сингх, Д. (1993). Адаптивное значение женской физической привлекательности: роль соотношения талии и бедер. Журнал психологии личности и социальной психологии , 65 (2), 293.
Йим ЧонЫн. (2016). Терапевтическая польза смеха для психического здоровья: теоретический обзор. Журнал экспериментальной медицины Тохоку 239, 3 (2016), 243–249.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.