Бихевиоризм кратко и понятно: Бихевиоризм в психологии: что это, представители, и как применить в жизни

теория кратко и понятно, представители, идеи, суть, методы, основатель, классическая концепция Уотсона

Содержание

  • Представители бихевиоризма
  • Идея бихевиоризма
  • Бихевиоризм в психологии
  • Необихевиоризм

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S – R).

Представители бихевиоризма

Основным основоположником бихевиоризма  выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.

Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель – в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.

Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.

У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.

Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.

В СССР  бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев. Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П. Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.

До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.

В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля – это иллюзия.

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес  основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из  приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида  до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.

Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.

Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным. Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных). Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.

Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) – реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта. Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.

Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.

Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.

Необихевиоризм

Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.

Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч. Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма. Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.

Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания. Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты.

В итоге получилась формула: S (стимул) – V (промежуточные переменные) – R (реакция).

Плюсы бихевиоризма:

  1. Объективный взгляд;
  2. Практика научных методов;
  3. Предметом изучения вошло поведение;
  4. Эффективные способы терапии нарушенного поведения.

Минусы бихевиоризма:

  1. Устаревшая методология и литература;
  2. Механический детерминизм;
  3. Нет отличия между человеком и животным.

Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных “личностных” случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.

Методы теории коммуникации (часть 5)

Skip to content

[

Сознание интерпретатора переполнено предрассудками, ожиданиями, идеями — пред-пониманием. Текст же всегда сопротивляется пред-пониманию, всегда существует некий зазор между смыслом текста и ментальностью интерпретатора. Он приводит в движение интерпретативную цепочку, устремленную ко все более точным версиям. Так постепенно возникает понимание ина-ковости текста, его альтернативности: только осознание несовпадения ментальности с текстом, существующей между ними культурной дистанции позволяет открыть то, о чем говорит текст, привести к искомому. Герменевтически ориентированное сознание чувствительно к инаковости текста, и такая чувствительность вовсе не нейтральная объективность, не забвение самого себя, не отказ от своей субъективности; это на самом деле точное осознание существования собственных предрассудков, «идолов», по Ф. Бэкону, которые должны быть подвержены тщательной ревизии и, если необходимо, изгнаны из познающего сознания. Понимание, реализованное методологически последовательно, должно быть свободно от предрассудков; только тогда можно услышать изначальный текст и его тональность.

Коммуникативно-интерпретативный пафос герменевтики прекрасно выразил известный итальянский правовед Э. Бетти в работе «Герменевтика как общая методика наук о духе»:

Ничто так глубоко не проникает в сердце человеческого существа, как желание быть понятым ближними. Нет ничего более притягательного, чем следы исчезнувших людей… Везде, где мы находим чувственные формы, посредством которых дух одного обращен к духу другого, приходит в движение наша интерпретативная активность, ищущая смысл этих форм. Все — от вскользь брошенного слова до сухого документа, от Писания до цифры и художественного символа, от заявления до поступка, от выражения лица до стиля одежды и манеры двигаться — все, что исходит от духа другого Я, обращено к нашей чувственности и нашему разуму и взывает к нашему пониманию.

Бихевиоризм (от англ. Ьепауюиг — поведение) — одно из ведущих направлений в психологической науке конца XIX — первой половины XX в. В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды.

Бихевиоризм возник под влиянием экспериментальных исследований психики животных, в формировании его научных основ большую роль сыграли работы И.П. Павлова.

[Далее —>]

Главная

Найти:

Интересные материалы

  • Критика Д. Писарева: обзор статей 
  • ДВИ по журналистике: подготовка к творческому конкурсу в МГУ, МГИМО, РГГУ, РУДН, РАНХИГС, ВШЭ, МГЛУ
  • Аналитическая статья: пример из журналистики данных
  • Цензура в журналистике: история, виды и определение
  • Тургенев в журнале Современник: как писатель стал журналистом? 
  • Как написать эссе о своих сильных сторонах?
  • Как написать хорошее эссе?
  • Писатели журнала «Современник»: топ-7 самых знаменитых литераторов-журналистов
  • Как оценивали журнал Сатирикон современники?
  • Пример заметки для информационного СМИ
  • Эссе о кино: Ощущение пространства и времени в современных кинокартинах
  • Информационные жанры в журналистике: кратко и понятно по учебникам Кима, Тертычного, Распоповой
  • История журнала «Современник» (по учебникам Есина и Овсеняна)
  • Творчество в журналистике: роль и значение
  • Литературно-критическая журналистика: история, жанры, примеры

Как правильно создать операционное определение

Определение поведения необходимо для эффективного обучения. Способность определять поведение помогает сделать процесс обучения более успешным.

Под поведением обычно понимают то, что кто-то делает. Поведение включает в себя то, что человек делает, что можно наблюдать и измерить. Обычно поведение определяется путем определения того, какие действия продемонстрировал человек или какие действия, по решению учителя, должен начать демонстрировать человек.

Поведение обычно не определяется путем обсуждения причин, лежащих в основе поведения. Поведение не определяется определением мотивации, мыслей или чувств человека в отношении какого-либо действия.

Кстати, в терапевтической или образовательной среде есть место для того, что можно назвать «личными событиями», связанными с тем, что происходит в теле или разуме человека.

Однако в целях определения поведения мы хотим быть осторожными с тем, как мы обсуждаем личные события, а также с тем, как мы определяем эту часть человеческого опыта.

Согласно Бикарду, Бикарду и Центру IRIS, определение поведения важно по многим причинам, включая следующие: поведение.

  • Когда и как часто возникает поведение, более точно документируется, когда поведение определено.
  • Определяя поведение, вы можете оптимизировать доступные услуги и поддержку.
  • Определение поведения помогает учителю сосредоточиться на взаимодействии между окружающей средой и учащимся, а не позволяет возлагать вину на что-то еще, например, на мнение или суждение о потенциальном врожденном недостатке учащегося.
  • Когда поведение определено, легче заставить других помочь учащемуся работать над достижением целей, поскольку другой учитель может лучше понять, что от него ожидается.
  • Определение поведения позволяет улучшить план вмешательства.
  • Мониторинг прогресса и выявление истинных и значимых изменений можно осуществить, когда поведение определено.
  • Написание планов вмешательства, оценка функционального поведения и общение с другими людьми поддерживаются, если поведение правильно определено.
  • Для определения поведения разрабатывается объективная и измеримая фраза.

    При определении поведения важно убедиться, что вы определяете поведение в наблюдаемых терминах. Например, родитель, который пытается помочь своему ребенку «быть более уважительным», не должен определять целевое поведение как «Мой ребенок будет более уважительным», потому что термин «уважительный» не поддается наблюдению (пока вы не уточните, что значит уважительный).

    Лучшее определение было бы таким: «Мой ребенок скажет «да, мама» и начнет выполнять задание в течение 30 секунд после того, как его попросят убрать в комнате».

    Рабочее определение улучшается при использовании измеримых терминов. Это относится к определению того, как следует измерять поведение. Например, измеряете ли вы, как часто в течение дня происходит то или иное поведение?

    Измеряемые термины включают измерение оцениваемого поведения. Примеры включают:

    • частота — сколько раз возникало поведение
    • скорость — сколько раз за данный период происходило поведение
    • продолжительность — как долго происходило поведение поведение
    • величина – интенсивность поведения

    Настоятельно рекомендуется, чтобы при выявлении и определении поведения, которое вы (или другое значимое лицо) хотели бы видеть в учащемся меньше, вы также определяли и определяли замещающее поведение.

    Правильно определенное поведение должно быть ясным и кратким. Она должна быть наблюдаемой и измеримой. Несколько человек должны иметь возможность наблюдать и измерять одно и то же.

    Постарайтесь дать как можно более конкретное определение. Это позволяет вам помочь учащемуся добиться прогресса более легко. Когда цели слишком велики или слишком широки, вам (или кому-то другому) может быть труднее контролировать поведение, а ученику становится сложнее добиваться последовательного прогресса.

    Поведение также должно быть определено в положительном ключе. Это означает, что поведение должно определяться указанием того, что должно произойти, а не просто указанием того, чего НЕ должно происходить.

    Вот пример одного из подходов к определению поведения, предложенного Bicard, Bicard и IRIS Center:

    • Целевое поведение Учащийся не обращает внимания в классе.
    • Оперативное определение целевого поведения Ученик осматривает комнату, смотрит на свою парту или смотрит на другого ученика.
    • Замещающее поведение Ученик будет внимателен в классе.
    • Рабочее определение замещающего поведения Учащийся садится на свое место и устанавливает зрительный контакт с учителем, устно отвечая на вопросы учителя.

    Существует несколько различных подходов к определению поведения. Приведенный выше пример является лишь одним из возможных способов определения поведения.

    Другим способом определения поведения может быть определение продукта целевого поведения. Например, вместо фактического наблюдения за поведением постоянный продукт поведения относится к тому, что происходит в результате поведения. Примером этого является то, что «ребенок выполнит одну полную математическую работу» или «ребенок выполнит рутинную работу по уходу за чистой посудой».

    Когда вы определяете поведение или создаете рабочее определение, вы должны визуализировать, как выглядит поведение. Не вставляйте свое мнение и не используйте субъективные слова, такие как «ученик груб» или «ученик ведет себя вызывающе».

    Определение поведения может быть сложной задачей, но если вы воспользуетесь советами, описанными в этой статье, вы сможете больше узнать о преимуществах определения поведения, а также о том, как создавать рабочие определения, которые в конечном итоге помогут учителю обучать и помогать учащемуся. учить.

    Бикард, С. К., Бикард, Д. Ф., и Центр IRIS. (2012). Определение поведения. Получено [день месяца, год] с http://iris.peabody.vanderbilt.edu/case_studies/ ICS-015.pdf

    Как правильно создать рабочее определение

    Определение поведения необходимо для эффективного обучения. Способность определять поведение помогает сделать процесс обучения более успешным.

    Под поведением обычно понимают то, что кто-то делает. Поведение включает в себя то, что человек делает, что можно наблюдать и измерить. Обычно поведение определяется путем определения того, какие действия продемонстрировал человек или какие действия, по решению учителя, должен начать демонстрировать человек.

    Поведение обычно не определяется путем обсуждения причин, лежащих в основе поведения. Поведение не определяется определением мотивации, мыслей или чувств человека в отношении какого-либо действия.

    Кстати, в терапевтической или образовательной среде есть место для того, что можно назвать «личными событиями», связанными с тем, что происходит в теле или разуме человека.

    Однако в целях определения поведения мы хотим быть осторожными с тем, как мы обсуждаем личные события, а также с тем, как мы определяем эту часть человеческого опыта.

    Согласно Бикарду, Бикарду и Центру IRIS, определение поведения важно по многим причинам, включая следующие: поведение.

  • Когда и как часто возникает поведение, более точно документируется, когда поведение определено.
  • Определяя поведение, вы можете оптимизировать доступные услуги и поддержку.
  • Определение поведения помогает учителю сосредоточиться на взаимодействии между окружающей средой и учащимся, а не позволяет возлагать вину на что-то еще, например, на мнение или суждение о потенциальном врожденном недостатке учащегося.
  • Когда поведение определено, легче заставить других помочь учащемуся работать над достижением целей, поскольку другой учитель может лучше понять, что от него ожидается.
  • Определение поведения позволяет улучшить план вмешательства.
  • Мониторинг прогресса и выявление истинных и значимых изменений можно осуществить, когда поведение определено.
  • Написание планов вмешательства, оценка функционального поведения и общение с другими людьми поддерживаются, если поведение правильно определено.
  • Для определения поведения разрабатывается объективная и измеримая фраза.

    При определении поведения важно убедиться, что вы определяете поведение в наблюдаемых терминах. Например, родитель, который пытается помочь своему ребенку «быть более уважительным», не должен определять целевое поведение как «Мой ребенок будет более уважительным», потому что термин «уважительный» не поддается наблюдению (пока вы не уточните, что значит уважительный).

    Лучшее определение было бы таким: «Мой ребенок скажет «да, мама» и начнет выполнять задание в течение 30 секунд после того, как его попросят убрать в комнате».

    Рабочее определение улучшается при использовании измеримых терминов. Это относится к определению того, как следует измерять поведение. Например, измеряете ли вы, как часто в течение дня происходит то или иное поведение?

    Измеряемые термины включают измерение оцениваемого поведения. Примеры включают:

    • частота — сколько раз возникало поведение
    • скорость — сколько раз за данный период происходило поведение
    • продолжительность — как долго происходило поведение поведение
    • величина – интенсивность поведения

    Настоятельно рекомендуется, чтобы при выявлении и определении поведения, которое вы (или другое значимое лицо) хотели бы видеть в учащемся меньше, вы также определяли и определяли замещающее поведение.

    Правильно определенное поведение должно быть ясным и кратким. Она должна быть наблюдаемой и измеримой. Несколько человек должны иметь возможность наблюдать и измерять одно и то же.

    Постарайтесь дать как можно более конкретное определение.

    Это позволяет вам помочь учащемуся добиться прогресса более легко. Когда цели слишком велики или слишком широки, вам (или кому-то другому) может быть труднее контролировать поведение, а ученику становится сложнее добиваться последовательного прогресса.

    Поведение также должно быть определено в положительном ключе. Это означает, что поведение должно определяться указанием того, что должно произойти, а не просто указанием того, чего НЕ должно происходить.

    Вот пример одного из подходов к определению поведения, предложенного Bicard, Bicard и IRIS Center:

    • Целевое поведение Учащийся не обращает внимания в классе.
    • Оперативное определение целевого поведения Ученик осматривает комнату, смотрит на свою парту или смотрит на другого ученика.
    • Замещающее поведение Ученик будет внимателен в классе.
    • Рабочее определение замещающего поведения Учащийся садится на свое место и устанавливает зрительный контакт с учителем, устно отвечая на вопросы учителя.

    Существует несколько различных подходов к определению поведения. Приведенный выше пример является лишь одним из возможных способов определения поведения.

    Другим способом определения поведения может быть определение продукта целевого поведения. Например, вместо фактического наблюдения за поведением постоянный продукт поведения относится к тому, что происходит в результате поведения. Примером этого является то, что «ребенок выполнит одну полную математическую работу» или «ребенок выполнит рутинную работу по уходу за чистой посудой».

    Когда вы определяете поведение или создаете рабочее определение, вы должны визуализировать, как выглядит поведение. Не вставляйте свое мнение и не используйте субъективные слова, такие как «ученик груб» или «ученик ведет себя вызывающе».

    Определение поведения может быть сложной задачей, но если вы воспользуетесь советами, описанными в этой статье, вы сможете больше узнать о преимуществах определения поведения, а также о том, как создавать рабочие определения, которые в конечном итоге помогут учителю обучать и помогать учащемуся.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts