Бихевиоризм основная идея: Бихевиоризм: основные положения

11. Основные идеи бихевиористского подхода в психологии.

Авторы: Уотсон, Трондайк, Скиннер, Бандура

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям

Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.

Основная идея — поведение человека — определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.

Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior — поведение) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов (1849-1936). Павлов установил, что, если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в звонок, у нее возникнет на этот звонок условный рефлекс. Собака будет реагировать на него так же, как на мясо, выделяя слюну.

Эта теория, хотя и базируется полностью на экспериментах с животными, обеспечивает солидную базу для понимания того, что живые организмы, включая человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или будущего.

Павлов создал и разработал большую часть методологии, терминологии и законов экспериментальной теории научения.

Его идеи послужили основой для дальнейших открытий в области изучения поведения человека.

Первые работы по научению и, особенно по обусловливанию, проводились в рамках бихевиористского подхода. В них изучалось то, как животные научаются устанавливать ассоциации между стимулами или между стимулом и ответной реакцией. В соответствии с общей позицией бихевиоризма поведение лучше всего понимать в терминах внешних причин, а не умственных процессов, поэтому основное внимание в этих работах уделялось внешним стимулам и реакциям.

Бихевиористский подход к научению содержал и другие ключевые положения. Согласно одному из них, простые ассоциации классического или оперантного типа являются «кирпичиками», из которых строится все научение. Так, бихевиористы полагали, что такая сложная вещь, как освоение речи, по сути есть заучивание множества ассоциаций. Согласно другому положению, независимо от того, что именно заучивается и кто именно заучивает — будь то крыса, которая научается проходить лабиринт, или ребенок, осваивающий операцию деления столбиком, — везде действуют одни и те же базовые законы научения.

Одним из крупнейших последователей И. П. Павлова был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).

Уотсон применил концепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Согласно Уотсону, поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он утверждал, что психология как наука о поведении должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания.

Дальнейшее развитие психология поведения получила в трудах американского психолога Барреса Скиннера.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения. Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают некоторые из основных положений научающе-бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей.

В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма канадский ученый Альберт Бандура (р. 1925 г.) считает, что на поведение личности влияет не только внешняя среда, но и сам человек.

По его мнению, психическое функционирование лучше понимать как непрерывное взаимодействие между открытым поведением, окружающей средой и личностными факторами (вера, ожидание, самовосприятие).

Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих его людей будут скорее наказанием, чем поощрением для него. И наоборот.

Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исходит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять на другие.

Иногда наиболее сильно влияние внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы. А иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения, а поведение человека в основном формируется на основе наблюдения или примеров.

Люди могут определять свои действия, наблюдая или узнавая из книг или чьих-то рассказов о поведении других в подобных обстоятельствах. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный (познавательный) образ определенной поведенческой реакции, наблюдая модели поведения, и далее эта закодированная в долговременной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях.

Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что работники реагируют на события в окружающей их трудовой среде отнюдь не механически. Пристально наблюдая за поведением других людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно формируют модель своего поведения.

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия или бихевиоральная терапия — это одно из ведущих и популярных направлений современной психотерапии. Она базируется на теории научения, и принципах оперантного обуславливания. Основная идея этой формы психотерапии основана на представлении, что симптомы каких-то форм психических расстройств появляются в результате неверно сформированных навыков. Исходя из этого принципа, задачами поведенческой психотерапии является избавление от нежелательных форм поведения, а также формирование полезных навыков поведения. Наиболее эффективна поведенческая терапия при лечения фобий, зависимостей, поведенческих расстройств. Научной базой для поведенческой психотерапии стала теория бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона (родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку «стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Показания к проведению поведенческой терапии

Бихевиоральная терапия показывает хорошие результаты при лечении простых фобий, сексуальных дисфункциях, заиканиях, неврозах, навязчивых состояниях, мигренях, первичных нарушениях сна и головных болей, обусловленных эмоциональной напряженностью.
Основной целью этой терапии является изменение поведения пациента. В результате поведенческой терапии часто улучшение наступает значительно раньше, по сравнению с другими видами психотерапии. Быстрое улучшение может наступить даже при психических расстройствах, которые длились многие годы. Это алкогольная зависимость, фобии, нарушения приёма пищи.

Применение поведенческой терапии с клинике «Психическое здоровье» 

В клинике «Психическое здоровье» с успехом применяются методы поведенческой психотерапии с использованием различных техник. Одной из таких техник является биологическая обратная связь (БОС) — часть немедикаментозной терапии. Метод построен на принципе саморегуляции физиологических функций организма, неконтролируемых сознанием.
Это аппаратный аутотренинг, который дает возможность пациенту посредством специальной компьютерной программы овладеть навыками регулирования своего состояния.

Вам нужна консультация? Мы Вам поможем!   Позвоните нам

Behavioral Perspective — The Decision Lab

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Многие философы, ученые и биологи давно ищут ответ на простой вопрос: что движет людьми? Чем можно объяснить наши решения, действия и поведение? Согласно поведенческой точки зрения, то, как мы ведем себя и учимся, можно объяснить через наше взаимодействие с окружающей средой. Наши действия всегда являются реакцией на стимулы, которые возникают либо естественным образом, либо в результате усвоенной реакции. 1

Поведенческая перспектива принадлежит школе мысли, известной как бихевиоризм или поведенческая теория. Поведенческая теория — это всеобъемлющий анализ человеческого поведения, сосредоточенный на изучении окружения человека и усвоенных ассоциаций. Бихевиоризм предполагает, что любое поведение приобретается в результате обусловливания и, следовательно, может наблюдаться без учета мыслей или чувств. Поскольку любое поведение — это не что иное, как реакция, бихевиоризм также предполагает, что любой человек может научиться выполнять любое действие с правильным обусловливанием. Вместо того, чтобы приписывать таланты, навыки или поведение генетике, личности или познанию, бихевиористы считают их просто продуктом обусловленности. 2

»

Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, чтобы вырастить их, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту. мог бы выбрать – врача, юриста, купца-главнокомандующего и да, даже нищего и вора – вне зависимости от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков.


– Джон Б. Уотсон в своей статье «Психологи глазами бихевиористов» 2

Теория и практика

TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Стимул:  Все, что происходит в окружающей среде, что заставляет человека реагировать на него.

Ответ:  Хотя мы обычно думаем об ответе как о физическом действии, ответы также могут быть устными или письменными. Пока поведение/действие наблюдаемо и является реакцией на стимул, оно называется реакцией.

Необученное влечение: Естественная человеческая склонность к еде, питью, сну или сексу, которая влияет на решения и поведение.

Наученный драйв:  Определенное поведение, которому человека учат демонстрировать.

Классическое обусловливание: Техника обучения, при которой естественный стимул сочетается с выбранным стимулом, чтобы научить человека реагировать на выбранный стимул так же, как и на естественный стимул. 2

Оперантное обусловливание:  Техника обучения, в которой используются положительные и отрицательные подкрепления (поощрения или наказания), чтобы научить человека продолжать или прекращать определенное поведение.

Поощрение: Попытка уговорить кого-то сделать что-то или сделать это более привлекательным, обещая впоследствии вознаграждение.

История

Теория поведения была создана, когда психолог-бихевиорист Джон Б. Уотсон опубликовал свою статью «Психология с точки зрения бихевиористов» в 1913 году. быть обусловленным или обученным вести себя каким-либо образом.

В то время как Уотсона часто называют отцом бихевиористской точки зрения, Иван Павлов является основателем классической обусловленности. Знаменитый эксперимент Павлова, известный в просторечии как «Собаки Павлова», был случайно обнаружен в 189 г.7, пытаясь измерить, сколько слюны производят собаки. Лаборант Павлова давал собакам миску с едой, что вызывало у них слюноотделение. Он обнаружил, что через некоторое время у собак выделяется слюна, когда они видят лаборанта, независимо от того, приносит ли он им еду. Естественная реакция слюноотделения при подаче пищи стала ассоциироваться с другим стимулом — лаборантом. Это исследование, продемонстрировавшее классическое обусловливание, помогло создать основу для поведенческой точки зрения, поскольку показало, что поведение можно тренировать. 4

Через семь лет после публикации своей статьи Уотсон также провел печально известный эксперимент с Маленьким Альбертом. Сегодня этот эксперимент сочли бы неэтичным, но в 1920-х годах было меньше правил и рекомендаций для психологических экспериментов. В эксперименте с Маленьким Альбертом Уотсон и его аспирантка Розали Рейнер хотели проверить, работает ли классическое обусловливание и у людей, поскольку Павлов показал, что оно работает и у собак. Они проверили теорию на ребенке Альберте. Уотсон и Рейнер показали Маленькому Альберту нейтральные стимулы, включая белую крысу, кролика и обезьяну. Первоначально Альберт не реагировал ни на какие стимулы так, чтобы это указывало на страх. Однако Альберт расплакался, если бы молоток ударил по стальному стержню за его головой. Уотсон и Рейнер решили ударить по стальному стержню, когда Альберту показывали белую крысу. Это повторялось несколько раз с интервалом более двух сеансов в неделю. В этот момент Альберт научился плакать, когда ему представили белую крысу, потому что он выучил реакцию страха, ассоциируя крысу с громким шумом. 5

Следуя по стопам Уотсона, примерно с 1920-х до середины 1950-х годов поведенческая перспектива продолжала развиваться, пока не стала доминирующей теорией мотивации. и измеримая наука. Поскольку поведенческая точка зрения предполагала, что внутренние характеристики не влияют на действия или эмоции, она давала возможность для объективности и измерения внешних стимулов. 2

Люди

Эдвард Торндайк

Торндайк наиболее известен своей работой по теории обучения, которую Б. Ф. Скиннер использовал для теории оперантного обусловливания у людей. Торндайк разработал «закон эффекта», который гласит, что удовлетворительные ответы в одной конкретной ситуации с большей вероятностью повторятся в той же ситуации. Торндайк изучал теорию обучения на кошках, которые пытались выбраться из коробки разными способами. Он обнаружил, что те, кто замечал рычаг, который позволил бы им выбраться из коробки, снова нажимали на рычаг, когда клали обратно в коробку. Этот эксперимент стал основой для оперантного обусловливания. 6

Бурхус Фредерик (Б.Ф.) Скиннер

Скиннер был основоположником поведенческой точки зрения. Скиннер считал, что классическое обусловливание слишком упрощенно для объяснения всего человеческого поведения, и его интересовала не только причина действия, но и последствия. Он обнаружил, что поведение, которое подкрепляется вознаграждением, имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, которое не подкрепляется или ведет к наказанию, имеет тенденцию отмирать. Он назвал этот вид обусловливания оперантным обусловливанием. 7

Кларк Халл

Халл считал, что человеческое поведение можно объяснить обусловливанием и подкреплением. Его теория основывалась на концепции гомеостаза: он предположил, что человеческая мотивация возникает в результате биологической потребности. Халл утверждал, что когда хочется пить, есть или устать, люди чувствуют «драйв», определяемый как напряжение или возбуждение, который заставляет их вести себя так, чтобы уменьшить их драйв. 8  Халл опубликовал эти теории в  Принципы поведения  в 1943 году.

Кеннет Спенс

Спенс был учеником Халла и помог ему развить его идеи в области обучения и вождения. Он продвинул идеи об оперантном обусловливании на шаг дальше, предположив, что на реакцию на самом деле влияет размер или ценность вознаграждения. Например, если деньги используются в качестве стимула, сумма денег будет влиять на вероятность того, что человек проявит желаемую реакцию. Таким образом, Спенс предположил, что производительность зависит от подкрепления, а также от мотивационных стимулов. 3

Последствия

С ростом популярности бихевиористской точки зрения появилось новое понимание психологии. Если бы поведение можно было наблюдать и измерять, психология была бы более похожа на науку, чем это представлялось ранее. Уотсон писал в своей статье, что «психология с точки зрения бихевиориста [является] чисто объективной экспериментальной ветвью естествознания. » 9  

По мере того, как поведенческая перспектива принималась в начале 20-го века, она меняла не только то, как объяснялось поведение, но и то, какое поведение изучалось. Бихевиористская школа мысли считала важным только то, что можно было наблюдать, а это означало, что эмоции, когнитивные предубеждения или другие внутренние события игнорировались.

Тот факт, что бихевиористская перспектива изучает объективные, измеримые действия, означает, что она способна формулировать четкие прогнозы поведения. Огромное количество исследований поддерживает эту точку зрения, потому что среду стимул-реакция легко воспроизвести в лаборатории. Его выводы могут также иметь положительные последствия в ряде областей. Например, в сфере образования понимание оперантного обусловливания и положительного подкрепления может помочь учащимся увлечься материалом и мотивировать их усердно работать. В области психотерапии классическое обусловливание можно использовать, чтобы помочь пациентам с фобиями избавиться от страха, ассоциируя объекты, которых они боятся, с более нейтральными или положительными стимулами. Бихевиоризм также дает представление о формировании привычек и предполагает, что плохие привычки можно сломать, а хорошие можно развить, поскольку все виды поведения изучены. Поведенческая точка зрения поддерживает воспитательную сторону спора «природа против воспитания», поскольку она приписывает все сложное поведение нашим реакциям на окружающую среду.

Противоречия

Поскольку поведенческая точка зрения предполагает, что наше поведение (и, следовательно, то, кем мы являемся) полностью зависит от обучения и обусловленности, критики утверждают, что эта точка зрения отрицает свободу воли. Бихевиористы утверждают, что вместо того, чтобы быть активными участниками наших процессов принятия решений, мы просто реагируем на стимулы. Эта точка зрения, по-видимому, сводит сложных человеческих существ к машинным объектам. По этой причине психодинамический подход, разработанный Зигмундом Фрейдом, критикует поведенческую точку зрения за то, что она не принимает во внимание бессознательные влияния. Более того, Фрейд критиковал поведенческую точку зрения за то, что она рассматривает новорожденных как чистую доску, которую можно заставить вести себя любым образом. 9

Более того, одним из самых больших критических замечаний поведенческой точки зрения является то, что она редукционистская. Он предполагает, что все может быть объяснено через отношения стимул-реакция, и игнорирует то, что невозможно наблюдать, например, эмоции, внутренние мысли или когнитивные предубеждения. Предполагать, что любое поведение можно легко проследить до реакции нашего окружения, значит игнорировать многие аспекты нашей человечности. Индивидуальные различия объясняются просто различиями в обусловленности, а не результатами разных личностей. 9

Вера в поведенческую перспективу также привела к некоторым неэтичным применениям. Когнитивно-поведенческая терапия, направление психотерапии, связанное с бихевиоризмом, пытается изменить модели мышления. Хотя это может быть полезно, чтобы помочь людям справиться с тревогой, депрессией или дезадаптивными или навязчивыми мыслями, оно также исторически использовалось в конверсионной терапии, которая пытается преобразовать сексуальность людей из гомосексуальной в гетеросексуальную.

Ряд других точек зрения противоречит поведенческой точке зрения, а именно:

  • Биологическая перспектива, получившая распространение благодаря научным достижениям, позволила нам «увидеть», что происходит внутри. Биологическая точка зрения утверждает, что любое поведение имеет физическую или органическую причину. В то время как наша биология может быть сформирована окружающей средой, биологическая точка зрения считает, что наши действия могут быть объяснены в значительной степени тем, что происходит внутри нашего тела. 9
  • Когнитивная точка зрения отвергает биологическую точку зрения, поскольку считает, что биологическая точка зрения сводит людей к их биологическим инстинктам. Когнитивная точка зрения вместо этого предполагает, что люди являются обработчиками информации: когда мы подвергаемся воздействию раздражителей, мы получаем доступ к информации, которая хранится в нашем сознании, чтобы сформировать соответствующую реакцию. Хотя когнитивная точка зрения имеет некоторое сходство с поведенческой точки зрения, она больше связана с ненаблюдаемыми вещами, такими как память и принятие решений. 1
  • Относительно новая межкультурная перспектива предполагает, что поведение определяется культурными влияниями. Его часто используют для описания поведения, которое некоторым людям кажется странным, но на самом деле является продуктом норм и обычаев другой культуры. 1

Поскольку существует так много точек зрения, трудно предположить, что любое поведение можно объяснить только обучением и обусловливанием. В то время как некоторые действия, безусловно, подкрепляются или ослабляются за счет обусловленности, другие факторы, такие как генетика, культура, мысли, чувства и окружающая среда, безусловно, влияют на человеческое поведение.

Примеры из практики

Поведенческая перспектива и аутизм

Поведенческая перспектива помогла разработать терапию и методы лечения, такие как прикладной поведенческий анализ (ABA). ABA помогает детям освоить новые модели поведения или уменьшить проблемное поведение и может быть особенно полезна при применении к детям, страдающим аутизмом или отставанием в развитии. 10

Дети с аутизмом имеют целый ряд разнообразных потребностей; общий — помощь с социальными навыками. Им трудно развить контроль над стимулами, поэтому они могут извлечь пользу из обучения правильному реагированию на раздражители. С помощью техники под названием «дискретное обучение детей», которая разбивает задачи на отдельные компоненты, АВА-терапевты могут спровоцировать желаемое поведение, например, задать вежливый вопрос, а затем подкрепить его с помощью вознаграждения. Таким образом, АВА-терапевты заставляют своих клиентов вести себя социально приемлемым образом. Хотя ABA существует уже некоторое время, она подвергается резкой критике со стороны аутичного сообщества, которое часто называет ее методы суровыми и редуктивными. Подробнее здесь .

Стили привязанности и отношения

Возможно, вы слышали о четырех стилях детской привязанности: безопасный, избегающий, тревожный и неорганизованный. 13  Согласно поведенческой точки зрения, опыт нашего детства влияет на наши стили привязанности, которые влияют на то, как мы ищем и управляем отношениями во взрослой жизни.

Если в детстве ребенок развивает безопасный стиль привязанности, он с большей вероятностью станет самостоятельным взрослым. Дети, демонстрирующие избегающий стиль привязанности, скорее всего, будут пренебрежительно относиться к эмоциям и ожиданиям от партнера. Те, кто демонстрирует тревожный стиль привязанности в детстве, скорее всего, будут нуждаться и чувствовать себя неуверенно во взрослых романтических отношениях. Наконец, людям с неорганизованным стилем привязанности может быть трудно переносить эмоциональную близость и близость с партнером во взрослом возрасте. 13

Вера в то, что существует хронический паттерн поведения в отношениях, являющийся результатом детского опыта привязанности, обязана поведенческой точки зрения. потому что это предполагает, что предыдущий опыт заставляет людей реагировать на других определенным образом. 14

Сопутствующий контент TDL

Фантомные гудки мобильных телефонов: поведенческий взгляд

Поскольку мобильные телефоны являются частью современной социальной ткани, в этой статье исследуется вопрос о том, можно ли чрезмерное использование технологий считать зависимостью. . Зависимости заставляют людей становиться сверхчувствительными к сигналам, связанным с наградами, которых они жаждут. В этой статье представлена ​​поведенческая перспектива, которая может помочь объяснить, почему мы думаем, что наш телефон гудит или пингуется, хотя это не так.

Наука вознаграждения

Обучение с подкреплением — один из важнейших выводов с поведенческой точки зрения. В этой статье мы углубимся в понимание того, какие стимулы мотивируют поведение и почему. В частности, ответим на вопрос: являются ли деньги эффективным стимулом для сотрудников?

Источники

  1. Финкельштейн, М. (2019, 1 июля). Что такое поведенческая перспектива? Понимание взаимосвязи между стимулом, реакцией и поведением . ЛучшеПомощь. https://www.betterhelp.com/advice/behavior/what-is-the-behavioral-perspective-understanding-the-relationship-between-stimulus-response-and-behavior/
  2. Черри, К. (2019 г. , 24 сентября). История и ключевые концепции поведенческой психологии . Очень хорошо разум. https://www.verywellmind.com/behavioral-psychology-4157183#
  3. Поведенческая перспектива: ускоренный курс психологии AP® . (2020, 23 июля). Альберт Ресурс. https://www.albert.io/blog/behavioral-perspective-ap-psychology-crash-course
  4. Университет Хассона. (2018, 1 июня). Теории потребительского поведения: теория Павлова . https://online.husson.edu/consumer-behavior-pavlovian-theory/
  5. Маклеод, С. (2020). Эксперимент маленького Альберта . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/little-albert.html
  6. Маклеод, С. (2018). Эдвард Торндайк: Закон эффекта . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/edward-thorndike.html
  7. Маклеод, С. (2007 г., 5 февраля). Б. Ф. Скиннер – Оперантное обусловливание . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/operant-conditioning.html
  8. Черри, К. (2020, 17 сентября). Теория снижения влечения и поведение человека . Очень хорошо разум. https://www.verywellmind.com/drive-reduction-theory-2795381
  9. Маклеод, С. (2007, 5 февраля). Бихевиористский подход . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/behaviorism.html
  10. Черри К. (3 февраля 2020 г.). Анализ поведения в психологии . Очень хорошо разум. https://www.verywellmind.com/what-is-behavior-analysis-2794865
  11. Хиксон, М. Д., Уилсон, Дж. Л., Доти, С. Дж., и Владеску, Дж. К. (2008). Обзор поведенческих теорий аутизма и доказательств экологической этиологии. Журнал патологии речи и языка – Прикладной анализ поведения , 3 (1), 46–59. https://doi.org/10.1037/h0100232
  12. Уэлч, К.Д., и Полатайко, Х.Дж. (2016). Прикладной анализ поведения, аутизм и трудотерапия: поиск понимания. Американский журнал профессиональной терапии , 70 (4), 7004360020p1. https://doi.org/10.5014/ajot.2016.018689
  13. Леви, Т. (2017, 25 мая). Четыре вида крепления для взрослых . Эвергрин центр психотерапии. https://www.evergreenpsychotherapycenter.com/styles-adult-attachment/
  14. Микулинцер, М., и Шейвер, П.Р. (2006). Поведенческий системный подход к романтическим любовным отношениям: привязанность, забота и секс. В RJ Sternberg & K. Weis (Eds.), The New Psychology of Love (стр. 259-279). Издательство Йельского университета.

1. Бихевиоризм | Learn-U

Мелисса Стэндридж
Факультет педагогической психологии и педагогических технологий Университета Джорджии

Обзор бихевиоризма

Содержание

  • 1 Что такое бихевиоризм?
  • 2 Сторонники бихевиоризма
  • 3 Образовательные последствия
  • 4 Контракты, последствия, усиление и прекращение действия
  • 5 Моделирование, формирование и маркировка
  • 6 Модификация поведения
  • 7 Важность в классе
  • 8 каталогов
  • 9 учебных сценариев
  • 10 Библиография
  • 11 Дополнительные ресурсы
  • 12 Цитата

Что такое бихевиоризм?

 Если вы хотите читать повествование, а не слушать, вы можете скачать этот файл. Эта презентация с комментарием была создана Дайан Горнелл, Эйми Януш и Натали Пейт (осень 2007 г.) Примечание. Перейдите на слайд 2, чтобы начать рассказ.

Бихевиоризм прежде всего занимается наблюдаемыми и измеримыми аспектами человеческого поведения. Определяя поведение, бихевиористские теории обучения подчеркивают изменения в поведении, которые являются результатом ассоциаций стимул-реакция, созданных учащимся. Поведение управляется стимулами. Индивид выбирает одну реакцию вместо другой из-за предшествующей обусловленности и психологических побуждений, существующих в момент действия (Parkay & Hass, 2000).

Бихевиористы утверждают, что единственным достойным изучения поведением является то, которое можно непосредственно наблюдать; таким образом, именно действия, а не мысли или эмоции, являются законным объектом изучения. Бихевиористская теория не объясняет аномальное поведение с точки зрения мозга или его внутренней работы. Скорее, он постулирует, что любое поведение является приобретенным привычкой, и пытается объяснить, как эти привычки формируются.

Предполагая, что человеческое поведение научается, бихевиористы также считают, что любое поведение можно разучить и заменить новым поведением; то есть, когда поведение становится неприемлемым, его можно заменить приемлемым. Ключевым элементом этой теории обучения является вознаграждаемый ответ. Желаемый ответ должен быть вознагражден, чтобы обучение имело место (Parkay & Hass, 2000).

В сфере образования сторонники бихевиоризма успешно внедрили эту систему поощрений и наказаний в своих классах, поощряя желаемое поведение и наказывая за неуместное. Вознаграждения различаются, но они должны быть каким-то образом важны для ученика. Например, если учитель хочет научить оставаться на месте во время урока, наградой для успешного ученика может быть проверка почтового ящика учителя, выполнение поручения или разрешение пойти в библиотеку для выполнения домашнего задания в конце урока. классный период. Как и во всех методах обучения, успех зависит от стимула и реакции каждого учащегося, а также от ассоциаций, создаваемых каждым учащимся.

В этой главе представлены основные сторонники бихевиоризма и их различные подходы к теории. Также представлены некоторые последствия для управления классом, а также методы поддержания и устранения поведения. В этой статье представлена ​​информация, полезная для разработчиков учебных пособий, разработчиков средств массовой информации и особенно для классных учителей.

Защитники бихевиоризма

Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990) — два главных создателя бихевиористских подходов к обучению. Уотсон считал, что человеческое поведение является результатом определенных стимулов, вызывающих определенные реакции. Основная предпосылка Уотсона заключалась в том, что выводы о человеческом развитии должны основываться на наблюдении за явным поведением, а не на размышлениях о подсознательных мотивах или скрытых когнитивных процессах. (Шаффер, 2000). Взгляд Уотсона на обучение частично основывался на исследованиях Ивана Павлова (1849 г.-1936). Павлов изучал пищеварительный процесс и взаимодействие слюноотделения и функции желудка, когда понял, что рефлексы вегетативной нервной системы тесно связаны с этими явлениями. Чтобы выяснить, влияют ли на этот процесс внешние раздражители, Павлов звонил в колокольчик, когда давал пищу подопытным собакам. Он заметил, что у собак выделяется слюна незадолго до того, как им дают еду. Он обнаружил, что когда при повторном кормлении звонил колокольчик, звук самого колокольчика (а  условный раздражитель ) вызовет слюноотделение у собак ( условный ответ ). Павлов обнаружил также, что условный рефлекс подавлялся, если раздражитель слишком часто оказывался «неправильным»; если звонил колокольчик, а еды не появлялось, у собаки со временем прекращалось выделение слюны при звуке звонка.

Классическое кондиционирование

Рисунок 1 . На этой иллюстрации показаны этапы классического обусловливания.

1. Еда = слюноотделение

2. Еда + стимул = слюноотделение (условный раздражитель)

3. Только звонок вызывает слюноотделение (условный рефлекс)

Расширяя базовую модель стимул-реакция Уотсона, Скиннер разработал более всеобъемлющее представление об условном рефлексе. , известный как оперантное обусловливание . Его модель была основана на предпосылке, что удовлетворяющие реакции обусловлены, а неудовлетворяющие — нет. Оперантное обусловливание — это вознаграждение за часть желаемого поведения или случайное действие, приближающееся к нему. Скиннер заметил, что «то, что мы называем приятным, возбуждает или укрепляет наше поведение» (Скиннер, 19 лет).72, с. 74). Проводя исследования на животных, Скиннер пришел к выводу, что и животные, и люди будут повторять действия, приводящие к благоприятным результатам, и подавлять действия, приводящие к неблагоприятным результатам (Shaffer, 2000). Если крыса нажмет на планку и получит пищевую гранулу, она, скорее всего, нажмет на нее снова. Скиннер определил реакцию нажатия на перекладину как оперант , а пищевую таблетку как поощрение . Каратели , с другой стороны, являются последствиями, которые подавляют реакцию и уменьшают вероятность ее возникновения в будущем. Если бы крысу били током каждый раз, когда она нажимала на планку, такое поведение прекратилось бы. Скиннер считал, что привычки, которые вырабатываются у каждого из нас, являются результатом нашего уникального опыта обучения оперантам (Shaffer, 2000).

Оперантное обусловливание

Рисунок 2 . На этом рисунке показано оперантное обусловливание. Мышь нажимает на рычаг и получает награду в виде еды. Поэтому он будет несколько раз нажимать на рычаг, чтобы получить лакомство.

Значение для образования

Бихевиористские методы уже давно используются в образовании для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Среди методов, полученных из бихевиористской теории для практического применения в классе, — контракты, последствия, подкрепление, угасание и модификация поведения.

Контракты, последствия, подкрепление и устранение

Простые контракты могут быть эффективными, помогая детям сосредоточиться на изменении поведения. Соответствующее поведение должно быть определено, и ребенок и консультант должны определить условия контракта. Поведенческие контракты можно использовать как в школе, так и дома. Полезно, если учителя и родители работают вместе с учеником, чтобы обеспечить выполнение контракта. Ниже перечислены два примера поведенческих контрактов:

  • Учащийся не выполняет домашнее задание. Учитель и учащийся заключают контракт, предусматривающий, что учащийся останется для получения дополнительной помощи, попросит помощи у родителей и вовремя выполнит порученную работу. Учитель будет доступен после школы и в свободное время для дополнительной помощи.
  • Ученик плохо себя ведет в классе. Учитель и ученик разрабатывают поведенческий контракт, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Положения включают в себя то, что студент будет пунктуален, будет сидеть перед учителем, будет поднимать руку с вопросами/комментариями и не будет покидать свое место без разрешения.

Последствия возникают сразу после поведения. Последствия могут быть положительными или отрицательными, ожидаемыми или неожиданными, немедленными или долгосрочными, внешними или внутренними, материальными или символическими (неудовлетворительная оценка), эмоциональными/межличностными или даже бессознательными. Последствия возникают после возникновения «целевого» поведения, когда может быть дано как положительное, так и отрицательное подкрепление. Положительное подкрепление  представление стимула, который увеличивает вероятность реакции. Этот тип подкрепления часто встречается в классе. Учителя могут обеспечить положительное подкрепление:

  • Улыбаться учащимся после правильного ответа.
  • Благодарность учащихся за их работу.
  • Выбор их для особого проекта.
  • Восхваление способностей учащихся перед родителями.

Отрицательное подкрепление  увеличивает вероятность реакции, устраняющей или предотвращающей неблагоприятное состояние. Многие школьные учителя ошибочно полагают, что отрицательное подкрепление — это наказание, применяемое для подавления поведения; однако отрицательное подкрепление увеличивает вероятность поведения, как и положительное подкрепление. Отрицательное подразумевает устранение последствия, которое студент считает неприятным. Отрицательное подкрепление может включать:

  • Получение 80% или выше делает итоговый экзамен необязательным.
  • Своевременная отправка всех заданий приводит к понижению самой низкой оценки.
  • Идеальная посещаемость вознаграждается «пропуском за домашнее задание».

Наказание  включает в себя предъявление сильного раздражителя, который снижает частоту определенной реакции. Наказание эффективно для быстрого устранения нежелательного поведения. Примеры наказаний:

  • Ученики, которые дерутся, немедленно направляются к директору.
  • Просроченным заданиям присваивается оценка «0».
  • Три опоздания на урок приводят к звонку родителям.
  • Невыполнение домашнего задания приводит к задержанию после уроков (привилегия идти домой отменяется).
Таблица1.   Сравнение поощрения и наказания
УСИЛЕНИЕ
(улучшение поведения)
НАКАЗАНИЕ
(Поведение снижается)
ПОЛОЖИТЕЛЬНО (Что-то добавлено) Позитивное поощрение
Что-то добавляется для улучшения желаемого поведения
Пример: Улыбайтесь и хвалите учащегося за хорошую работу
Позитивное наказание
Что-то добавляется для уменьшения нежелательного поведения
Пример: Задержание учащегося за несоблюдение правил класса
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ (Что-то удалено) Отрицательное подкрепление
Что-то удаляется, чтобы усилить желаемое поведение
Пример: Дайте бесплатный пропуск на домашнее задание за выполнение всех заданий
Негативное наказание
Что-то удалено, чтобы уменьшить нежелательное поведение
Пример: заставить учащегося пропустить время на перемене за несоблюдение правил класса
Щелкните здесь, чтобы воспроизвести фильм. Подпись: В этом видео показано отрицательное подкрепление, положительное подкрепление и наказание. В первом примере учитель видит, что один ученик сдал все домашние задания. Он дает ей бесплатную домашнюю работу в качестве отрицательного подкрепления за ее поведение. Ученица объясняет, что, получив разрешение на домашнее задание, она захотела сдать все домашнее задание вовремя. Во втором примере ученик отвлекает другого ученика во время урока. Учитель просит непослушного ученика выйти и встать снаружи. Он выходит и спрашивает ученицу, как ее наказать. Они решают, что она должна пойти в учебный зал, пока другие ученики выходят на перемену. Ученица объясняет, что ей было очень неприятно быть наказанной за свое поведение, и это заставило ее не хотеть снова попасть в беду. В последнем примере учитель просит ученицу решить задачу на доске, и она решает ее правильно. Учитель говорит ей, что она очень хорошо поработала, и улыбается, поощряя ее поведение. Ученица объясняет, что ей стало приятно, когда учитель сказал ей, что она хорошо справилась с заданием, и это заставило ее снова хотеть хорошо учиться. Кит Коннор, Чесли Сайперт и Энн Мейерс. (2004)

Угашение  снижает вероятность ответа путем условного отказа от ранее усиленного стимула. Примеры вымирания:

  • Ученик выработал привычку произносить знаки препинания при чтении вслух. Одноклассники подкрепляют такое поведение смехом, когда он это делает. Учитель говорит учащимся не смеяться, тем самым подавляя поведение.
  • Учитель частично засчитывает запоздалые задания; другие учителя считают это несправедливым; тогда учитель решает поставить нули за просрочку.
  • Учащиеся часто опаздывают на занятия, а учитель не требует опоздания, что противоречит школьным правилам. Впоследствии правило соблюдается, и студенты прибывают вовремя.

Моделирование, формирование и получение сигналов

Моделирование  также известно как обучение через наблюдение. Альберт Бандура предположил, что моделирование является основой разнообразия детского поведения. Дети усваивают множество благоприятных и неблагоприятных реакций, наблюдая за окружающими. Ребенок, который пинает другого ребенка, увидев это на игровой площадке, или ученик, который всегда опаздывает на урок, потому что опаздывают его друзья, демонстрируют результаты обучения через наблюдение.

«Из многих сигналов, влияющих на поведение, в любой момент времени ни один не является более распространенным, чем действия других»  (Бандура, 1986, стр. 45) На картинке ребенок моделирует поведение взрослого. Дети наблюдают за окружающими взрослыми и подражают им; результатом может быть благоприятное или неблагоприятное поведение!

Формирование — это процесс постепенного изменения качества ответа. Желаемое поведение разбивается на дискретные, конкретные единицы или позитивные движения, каждое из которых подкрепляется по мере продвижения к общей поведенческой цели. В следующем сценарии классный руководитель использует шейпинг, чтобы изменить поведение учеников: класс входит в класс и садится, но продолжает говорить после звонка. Учитель дает классу один балл за улучшение, если все ученики сидят. Впоследствии учащиеся должны сидеть и вести себя тихо, чтобы заработать очки, которые можно накапливать и обменивать на вознаграждения.

Подсказка  может быть такой же простой, как предоставление ребенку вербальной или невербальной подсказки относительно уместности поведения. Например, чтобы научить ребенка не забывать выполнять действие в определенное время, учитель может организовать получение им сигнала непосредственно перед ожидаемым действием, а не после того, как оно было выполнено неправильно. Например, если учитель работает с учеником, который обычно отвечает вслух вместо того, чтобы поднять руку, учитель должен обсудить такую ​​реплику, как поднятие руки, в конце вопроса, заданного классу.

Модификация поведения

Модификация поведения — это метод повышения успеваемости в классе у сопротивляющихся учеников. Он состоит из шести основных компонентов:

  1. Спецификация желаемого результата (Что необходимо изменить и как это будет оцениваться?) Одним из примеров желаемого результата является более активное участие учащихся в обсуждениях в классе.
  2. Создание позитивной, питательной среды (удаление негативных стимулов из среды обучения). В приведенном выше примере это будет включать в себя конференцию между учеником и учителем с обзором соответствующего материала и обращением к ученику, когда становится очевидным, что он знает ответ на поставленный вопрос.
  3. Выявление и использование соответствующих подкреплений (внутренних и внешних вознаграждений). Учащийся получает внутреннее подкрепление, правильно отвечая в присутствии сверстников, тем самым повышая самооценку и уверенность в себе.
  4. Подкрепление моделей поведения развивается до тех пор, пока учащийся не установит модель успешного участия в обсуждениях в классе.
  5. Уменьшение частоты поощрений — постепенное уменьшение количества индивидуальных обсуждений с учащимся перед обсуждением в классе.
  6. Оценка и оценка эффективности подхода на основе ожиданий учителя и результатов учащихся. Сравните частоту ответов учащегося в обсуждениях в классе с объемом предоставленной поддержки и определите, участвует ли учащийся в обсуждениях в классе самостоятельно (Брюэр, Кэмпбелл и Петти, 2000).

Дополнительные предложения по изменению поведения можно найти на веб-сайте mentalhealth.net. К ним относятся изменение окружающей среды, использование моделей для изучения нового поведения, запись поведения, замена нового поведения для избавления от вредных привычек, развитие позитивных ожиданий и повышение внутренней удовлетворенности. URL-адрес этого информативного веб-сайта: http://mentalhelp.net/psyhelp/chap11/.

Classroom Importance

Использование бихевиористской теории в классе может быть полезным как для учащихся, так и для учителей. Поведенческие изменения происходят по какой-то причине; студенты работают ради того, что приносит им положительные эмоции, и для одобрения людей, которыми они восхищаются. Они меняют поведение, чтобы удовлетворить желания, которые они научились ценить. Как правило, они избегают поведения, которое ассоциируется у них с неприятными ощущениями, и вырабатывают привычное поведение из тех, которые часто повторяются (Parkay & Hass, 2000). Все обоснование модификации поведения заключается в том, что большей части поведения можно научиться. Если поведению можно научиться, то им также можно разучиться или переучиться.

В моем собственном учении я обнаружил, что поведение, которое остается без вознаграждения, будет искоренено. Последовательное игнорирование нежелательного поведения поможет избавиться от него. Когда учитель не отвечает сердито, проблема возвращается к ее источнику — ученику. Другими стратегиями в классе, которые я считаю успешными, являются контракты, последствия, наказания и другие, подробно описанные ранее в этой главе. Бихевиористская теория обучения важна не только для достижения желаемого поведения в обычном образовании; У учителей специального образования есть планы по изменению поведения в классе, которые они должны реализовать для своих учеников. Эти планы гарантируют успех этих учащихся в школе и вне ее.

Ссылки

Бандура, А. (1986). Социальная основа мысли и действия: социальная когнитивная теория.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts