Бихевиоризм основная идея: Бихевиоризм: основные положения

11. Основные идеи бихевиористского подхода в психологии.

Авторы: Уотсон, Трондайк, Скиннер, Бандура

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям

Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.

Основная идея — поведение человека — определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций.

Основой для бихевиоризма (от латинского слова behavior — поведение) послужила теория условных рефлексов, которую разработал русский ученый И.П. Павлов (1849-1936). Павлов установил, что, если каждый раз, давая собаке мясо, звонить в звонок, у нее возникнет на этот звонок условный рефлекс. Собака будет реагировать на него так же, как на мясо, выделяя слюну.

Эта теория, хотя и базируется полностью на экспериментах с животными, обеспечивает солидную базу для понимания того, что живые организмы, включая человека, адаптируются к внешним событиям настоящего или будущего.

Павлов создал и разработал большую часть методологии, терминологии и законов экспериментальной теории научения.

Его идеи послужили основой для дальнейших открытий в области изучения поведения человека.

Первые работы по научению и, особенно по обусловливанию, проводились в рамках бихевиористского подхода. В них изучалось то, как животные научаются устанавливать ассоциации между стимулами или между стимулом и ответной реакцией. В соответствии с общей позицией бихевиоризма поведение лучше всего понимать в терминах внешних причин, а не умственных процессов, поэтому основное внимание в этих работах уделялось внешним стимулам и реакциям.

Бихевиористский подход к научению содержал и другие ключевые положения. Согласно одному из них, простые ассоциации классического или оперантного типа являются «кирпичиками», из которых строится все научение. Так, бихевиористы полагали, что такая сложная вещь, как освоение речи, по сути есть заучивание множества ассоциаций. Согласно другому положению, независимо от того, что именно заучивается и кто именно заучивает — будь то крыса, которая научается проходить лабиринт, или ребенок, осваивающий операцию деления столбиком, — везде действуют одни и те же базовые законы научения.

Одним из крупнейших последователей И. П. Павлова был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958).

Уотсон применил концепцию об условных рефлексах к теории научения и сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Согласно Уотсону, поведение людей можно описать в терминах стимулов и реакций (S-R), где в качестве стимулов выступают воздействия внешней среды. Он утверждал, что психология как наука о поведении должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания.

Дальнейшее развитие психология поведения получила в трудах американского психолога Барреса Скиннера.

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды. По его мнению, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

Радикальный бихевиоризм Скиннера явно отличается от теорий социального научения. Хотя подходы Альберта Бандуры и Джулиана Роттера отражают некоторые из основных положений научающе-бихевиорального направления, они предлагают более широкий взгляд на поведение, которое подчеркивает взаимосвязь факторов внутри и вне людей.

В отличие от Скиннера видный представитель бихевиоризма канадский ученый Альберт Бандура (р. 1925 г.) считает, что на поведение личности влияет не только внешняя среда, но и сам человек.

По его мнению, психическое функционирование лучше понимать как непрерывное взаимодействие между открытым поведением, окружающей средой и личностными факторами (вера, ожидание, самовосприятие).

Например, грубое поведение человека на званом вечере может привести к тому, что действия окружающих его людей будут скорее наказанием, чем поощрением для него. И наоборот.

Называя свою теорию взаимным детерменизмом, ученый исходит из того, что каждая из составляющих его триады способна влиять на другие.

Иногда наиболее сильно влияние внешнего окружения, иногда доминируют внутренние силы. А иногда ожидание, вера, цели и намерения формируют и направляют поведение. В конечном итоге, однако, Бандура полагает, что по причине двойной направленности взаимодействия между открытым поведением и окружающими обстоятельствами люди являются и продуктом, и производителем своего окружения, а поведение человека в основном формируется на основе наблюдения или примеров.

Люди могут определять свои действия, наблюдая или узнавая из книг или чьих-то рассказов о поведении других в подобных обстоятельствах. С точки зрения Бандуры, человек формирует когнитивный (познавательный) образ определенной поведенческой реакции, наблюдая модели поведения, и далее эта закодированная в долговременной памяти информация служит ориентиром в его последующих действиях.

Теория Бандуры обращает внимание менеджмента на то, что работники реагируют на события в окружающей их трудовой среде отнюдь не механически. Пристально наблюдая за поведением других людей, постоянно анализируя символы и подсказки, они осознанно формируют модель своего поведения.

36. Основные идеи бихевиоризма и необихевиоризма (Дж.Уотсон, э.Толмен).

Бихевиоризм: Дж. Уотсон (США) выдвинул тезис: сознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. То, что можно наблюдать извне, — поведение. Сознание принадлежит исследователю, у изучаемого объекта сознания быть не должно. Поведение — двигательная активность человека и животных. Опирается на учение И. Павлова о безусловных рефлексах. Новые, сформированные при жизни субъекта реакции — условные (обусловленные) реакции. В основе обуславливания — ассоциация. поведение — совокупность двигательных реакций, возникающих в ответ на воздействие стимула. Стимул — воздействие — реакция (единица поведения). Абсолютно надежны врожденные реакции — безусловные рефлексы. Задачи: 1) установление связей между стимулом и реакцией; 2) управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию)

Необихевиоризм: Э. Толмен (США): субъект активен. Скрытое (латентное) обучение — научение без подкрепления. Эксперимент: 1) группа крыс — сразу же подкреплялась; 2) не подкреплялась; 3) сначала — нет, подкрепление — на 11 день. 3 группа научалась быстрее, чем 1. Между стимулом и реакцией есть дополнительная промежуточная переменная, которая влияет на научение.

37.

Культурно-историчечкая теория.

Культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации

(процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции) ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. Интериоризация выступает и как социализация: психические функции становятся «культурными», приобретают осознанность и произвольность. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово.

38. Методы психологического исследования.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету. Наблюдение — целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта (также выделяется самонаблюдение). Различают несистематическое (когда важно создание общей картины поведения индивида) и систематическое (проводимое по определенному плану, тщательная фиксация результатов) наблюдение. Эксперимент предполагает организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых и изменение этих условий в ходе исследования, т.е. возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Другие методы (диагностические): тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого, анкетирование – испытуемый заполняет анкету, состоящую из списка различных вопросов; Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого и др.

Что такое бихевиоризм и как его использовать в классе?

Автор: Бен Гринвуд

Опубликовано: 13 фев 2020

Расчетное время чтения: 5 мин.

Что такое бихевиористская педагогика и чему могут научить нас кошки в отношении того, как ученики учатся?

Педагогика, наука об обучении, влияет на то, что мы делаем как учителя и как учатся наши ученики. Знаем мы это или нет, но педагогика проникает во все аспекты нашей деятельности.

Поэтому важно полностью понимать действующие силы, когда мы даем отсрочку, ставим групповое задание или применяем план рассадки.

Как такая обширная область психологии, педагогика часто разбивается и группируется по ее основным идеологам и теориям. В этом блоге мы будем углубляться в бихевиоризм.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиористская педагогика, или бихевиоризм, рассматривает наблюдаемые действия учащихся и оценивает, насколько эффективно они учатся.

Центральное убеждение бихевиориста состоит в том, что учащиеся учатся через подкрепление — постоянную обратную связь, которая говорит им, правильно они делают или нет. Это происходит в виде результатов тестов, оценок за домашнее задание и многого другого.

Однако у бихевиоризма есть и критики. Некоторые говорят, что этот подход игнорирует идентичность и индивидуальность ученика, в то время как другие педагогические теоретики утверждают, что он изучает действия тела, а не мозга, и поэтому не подходит для оценки реального обучения.

Несмотря на это, школы по-прежнему регулярно используют бихевиористские методы в классе. Хотя это может быть неэффективно в чистом виде, элементы бихевиоризма по-прежнему имеют решающее значение для современной учебной программы и обучения наших студентов.

 

Где зародился бихевиоризм

Бихевиоризм возник в 1898 г., на ранних стадиях психологии развития. Это был год, когда Эдвард Торндайк создал свою теорию обучения, используя кошку и коробку.

В ящике была система шкивов и рычаг, который кошка должна была использовать, если хотела выбраться из ящика. Торндайк обнаружил, что, давая кошке лакомство, когда она научилась убегать, она научилась ассоциировать свои действия с получением лакомства и в следующий раз убегала быстрее.

Этот метод лег в основу оперантного обусловливания: обучение поведению или действию посредством повторения и подкрепления. Это основа большинства бихевиористских подходов к обучению.

Не было до 1937, что Б. Ф. Скиннер ввел термин «оперантное обусловливание». Будучи учителем, Скиннер применил знания Торндайка в классе, придерживаясь строго бихевиористского подхода к обучению.

Он был одним из первых, кто внедрил и разработал «машину для обучения» — деревянную коробку размером с рабочий стол со смотровой панелью и бегущей строкой, чтобы ученики могли писать ответы. Учителя могли вставлять различные рабочие листы, и учащиеся работали с ними в классе в своем собственном темпе.

Машина мгновенно выдавала ответы, чтобы ученики могли видеть, правильно ли они ответили. Если они это делали, они получали положительную обратную связь в виде хвалебного сообщения.

Но обучающая машина не могла заменить личность, гибкость и доступность классного учителя. Он также не мог наставлять студентов и давать им жизненные уроки в их обучении, поэтому школы в значительной степени отвергли его, но теория, лежащая в его основе, живет.

Бихевиоризм в современном классе

Теперь мы знаем историю, но как выглядит бихевиоризм в современном классе? На самом деле это может быть более распространено, чем мы думаем. На самом деле учебные программы большинства британских школ основаны на бихевиористской теории.

Поощрение учащихся за хорошую работу благодарностями или похвальными баллами (даже устной похвалой) является бихевиористским подходом. Это заставляет студентов вести себя или стремиться к лучшей работе, используя те же методы оперантного обусловливания, которые отстаивал Скиннер.

Вы также можете увидеть бихевиористскую теорию в том, как мы учим студентов повторять экзамены. Повторение заданий и тестов для улучшения результатов тестов и, в конечном счете, получения более высокой оценки явно носит бихевиористский характер. Студенты узнают, что чем больше они будут практиковаться, тем больше похвалы они получат за хорошую работу и достижение более высоких оценок.

 

Как это можно применить?

Что, если вы хотите создать полностью бихевиористский класс? Как бы это выглядело?

Мы не рекомендуем делать все возможное, но если бы вы применяли только бихевиоризм к своему обучению, это, вероятно, выглядело бы примерно так: 

  • Учитель ведет класс по теме 
  • Студенты молча слушают 
  • Затем учитель ставит задачу на основе информации 
  • Учащиеся выполнили задание и ждут отзыва
  • Учитель дает отзыв, затем ставит следующую задачу 
  • С каждым раундом обратной связи учащийся подготавливается к усвоению материала.

Так в чем тут проблема?

Нет никаких доказательств того, что учащиеся понимают информацию, которую они обрабатывают. Как пишет доктор Карл Хендрик о педагогике: «Я давно считал, что одним из самых слабых косвенных показателей эффективного обучения является вовлеченность, и тем не менее этот термин постоянно используется руководителями школ как один из наиболее важных показателей качества».

Доктор Хендрик выдвигает идею о том, что только потому, что студент занят и работает, не означает, что он учится. Он утверждает, что процесс обучения гораздо более интернализован, чем когда-либо думали бихевиористы.

В этом заключается распространенная критика бихевиористской педагогики: обучение — это больше, чем просто действия.

Теории бихевиористского обучения

Бихевиористские теории легли в основу ряда методов обучения в классе, которые учителя используют на регулярной основе. Хотя мы, возможно, пока (или когда-либо) не хотим полностью менять режим, применение некоторых из этих методов может улучшить успеваемость и достижения учащихся.

Быстрая обратная связь — Чем раньше вы дадите обратную связь после выполнения задания, тем эффективнее она будет способствовать успеху учащегося. Если ожидание между выполнением задания и получением отзыва проходит слишком долго, маловероятно, что учащиеся свяжут отзыв с проделанной работой, и любые результаты будут потеряны.

Пересмотр награды — Пересмотр — это не весело. Но если вы введете систему поощрений, которая хвалит студентов за определенное количество исправлений, с каким-то поощрением, вы можете начать создавать положительные ассоциации. Это должно бороться с зубрежкой (которая вознаграждает усилия в последнюю минуту, поскольку они происходят ближе ко времени обратной связи).

Программа начала урока — Почти у всех учителей есть программа начала урока, и это яркий пример кондиционирования. Со временем ученики учатся приходить в класс и либо садиться и ждать указаний, либо начинать работать над заданием на доске. Это просто, но это работает.

Заключение

В целом, мы поняли, что нам, вероятно, не следует повторно вводить обучающую машину или начинать сажать учеников в ящики. Но оперантное обусловливание по-прежнему остается верным, когда мы пытаемся привить нашим ученикам настрой на обучение.

Предоставляя ценную и своевременную обратную связь, вознаграждая за хорошее поведение и приучая учащихся к распорядку дня, учителя начинают формировать у учащихся привычки, которые помогают им совершенствовать свое обучение. Это может дать учителям больший контроль над классом и дать им возможность руководить уроками.

В век мобильных телефонов и игровых приставок, которые борются за внимание учеников, важно, чтобы мы формировали здоровые привычки в отношении школьных занятий и требуемой для этого концентрации. Если делать слишком много, они могут полностью отвлечься от школьных занятий, а ничегонеделание может означать проигрыш устройствам, которые немного более заманчивы, чем домашняя работа.

Настоящий вопрос для учителей заключается в том, считают ли они, что это лучший подход. Когда так много школ обращаются к перевернутому обучению и классным комнатам, ориентированным на учащихся, у традиционных бихевиористских методов наступило время?


Какова основная идея поведенческого подхода к личности?

значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Основная идея, лежащая в основе поведенческого подхода к личности, состоит в том, что любому поведению можно научиться и, следовательно, его можно изменить путем обусловливания. Обусловливание — это процесс поощрения желаемого поведения и предотвращения нежелательного через систему поощрений и наказаний.

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Какова основная идея поведенческого взгляда на личность?» eNotes Editorial , 30 июля 2020 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-is-the-main-idea-of-the-behavioral-2375459. По состоянию на 3 ноября 2022 г.

Ответы экспертов

Бихевиористы считают, что личность полностью или почти полностью формируется под влиянием окружающей среды. Поэтому его можно модифицировать или изменить. Этот процесс модификации называется кондиционированием. С помощью системы поощрений и наказаний людей и животных можно научить принимать определенные модели поведения и отказываться от других. Бихевиоризм основывается на. ..

См.


Этот ответ сейчас

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы разблокировать этот и тысячи других ответов. Наслаждайтесь eNotes без рекламы и отмените подписку в любое время.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Бихевиористы считают, что личность полностью или почти полностью формируется средой. Поэтому его можно модифицировать или изменить. Этот процесс модификации называется кондиционированием. С помощью системы поощрений и наказаний людей и животных можно научить принимать определенные модели поведения и отказываться от других. Бихевиоризм основывается на объективном наблюдении за тем, что наиболее успешно изменяет человеческую личность.

Хотя роман «О дивный новый мир » высмеивает бихевиоризм, он хорошо иллюстрирует, как работает обусловливание. В этом романе, например, группа малышей, которым суждено стать горожанами и фабричными рабочими, через громкие звуки и удары током приучаются ненавидеть природу и книги. Это заставляет их любить свою предназначенную жизнь. Людей также приучают через записи, которые повторяются каждую ночь, пока они спят, чтобы покупать, покупать, покупать. Точно так же современная реклама в реальной жизни пытается приучить американцев к потреблению посредством постоянного повторения рекламы, которая обещает вознаграждение — популярность, любовь, более легкую жизнь и т. д. — за покупку определенных продуктов.

Бихевиористы сосредотачиваются на внешнем поведении, а не на бессознательном или внутренней психике людей. Бихевиористы вряд ли вовлекаются в интенсивную разговорную терапию, чтобы добраться до корня проблемы. Они сосредоточены на более быстром и практическом корне попытки изменить проблемное поведение, чтобы люди могли вести более счастливую и продуктивную жизнь.

Утверждено редакцией eNotes

Общественные науки

Последний ответ опубликован 27 декабря 2020 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts