Бихевиоризм • Аутизм.Энциклопедия
Термины
обучение, поддержка и вмешательство
Behaviorism
Направление в психологии, предметом изучения которого является поведение доступное для непосредственного наблюдения, описания, измерения, оценки и анализа. Является теоретической основой анализа поведения. Для экспериментального анализа поведения источником являются лабораторные данные, а предметом прикладного анализа поведения становятся разработка и практическое применение конкретных методов для улучшения социального значимого поведения.
Бихевиоризм возник в США на стыке 19 -20 вв. под влиянием экспериментальных исследований физиологии и психики животных (в том числе исследований Ивана Петровича Павлова и Эдварда Торндайка) как ответ на господствующую в то время психодинамическую (глубинную) психологию и другие традиционные формы психологии.
Основоположником бихевиоризма считается Джон Броудес Уотсон, который полагал, что настоящим предметом психологии не могут быть психологические процессы и состояния, поскольку их невозможно объективно наблюдать.
«Дайте мне десять здоровых, нормально развитых младенцев и предоставьте условия, какие я укажу, чтобы их растить, — и я берусь взять любого из них наугад и сделать его кем угодно: врачом, адвокатом, художником, торговцем и да, если на то пошло, то даже нищим или вором-карманником — вне зависимости от его талантов, склонностей, способностей призвания и расы его предков» [2, с. 104].
Бихевиоризм, разработанный Джоном Уотсоном, получил название методологический бихевиоризм (methodological behaviorism). В его раннем представлении для избегания ментализма отрицалось существование внутренних (ментальных) явлений, или их считали не подлежащими научному исследованию. В этом выражается основное ограничение методологического бихевиоризма, ошибочно приписываемого бихевиоризму в целом.
В 1938 была опубликована первая книга Берреса Фредерика Скиннера «Поведение организмов», которая явилась результатом его лабораторных исследований с 1930 по 1937 год и положила начало экспериментальному анализу поведения. В своей работе он выделил и описал два вида поведения — респондетное и оперантное, расширив, таким образом, модель «стимул — реакция», которая, по его мнению, не могла объяснить многочисленные примеры поведения.
«После долгой и кропотливой работы Скиннер накопил достаточно подтверждений далеко не очевидного факта — что поведение зависит не сколько от предшествующих ему стимулов (хотя бывают, конечно, и исключения), сколько от своих немедленных последствий. В формульном виде это записывается как трехчленная последовательность С — Р — С (стимул — реакция — стимул) … Трехчленная модель Скиннера стала новой парадигмой в науке о поведении и научении. Ее значение для науки не менее велико, чем у модели атома Бора или модели гена Менделя» [3, с. 71].
В отличии от Дж. Уотсона и представителей методологического бихевиоризма Скиннер не возражал против включения и рассмотрения в рамках бихевиоризма различных внутренних состояний, и был одним из первых бихевиористов, говоривших о чувствах и мыслях как о поведении, дав им название «личные события». Признание личных событий является отличительной чертой радикального бихевиоризма (radical bevaviorism), основанного Скиннером и не ограничивающегося только теми явления, которые можно наблюдать со стороны.
См. также: Прикладной анализ поведения, Экспериментальный анализ поведения
Текст: Раиса Романова, клинический психолог
(1) Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016. (2) Watson J.B. Вehaviorism. — New York: W. W. Norton, 1924. (3) Kimball J.W. Behavior-Analytic Instruction for Children With Autism: Philosophy Matters // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. – 2002. – № 2(17). – P. 66–75.
БИХЕВИОРИЗМ | Энциклопедия Кругосвет
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям. Основано в 1910-х годах Джоном Уотсоном (1878–1958), работавшим в университете Джонса Хопкинса. Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение, отрицая пользу и достоверность любых видов интроспективного анализа. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека. Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде. Конечная цель усматривалась в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
Большее влияние на Уотсона оказало развитие в 18–19 вв. концепции рефлекса, которое достигло кульминации в работах Чарлза Шеррингтона (1857–1952), И.М.Сеченова (1829–1905), И.П.Павлова (1849–1936) и В.М.Бехтерева (1857–1927). Исследования рефлекторных реакций лабораторных животных, опубликованные Шеррингтоном в 1906, и учение Павлова об условных рефлексах, согласно которому изначально нейтральные стимулы замещают собой другие стимулы, вызывающие соответствующие реакции, легли в основу концепции «объективной» психологии.
Развитие предложенной Уотсоном системы потребовало переформулировки традиционных психологических понятий в терминах унаследованных и приобретенных реакций, явных или неявных, физиологических, двигательных или словесных. Так, эмоции были определены как наследственный способ реагирования, в котором преобладают неявные физиологические и гормональные реакции. Инстинкт рассматривался как явный наследственный способ реагирования. Позднее, когда проведенные Уотсоном исследования поведения детей не подтвердили наличия таких способов реагирования, он полностью отбросил понятие инстинкта. Формирование поведения, от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных навыков и речевых реакций взрослого, Уотсон объяснял павловскими условными рефлексами.
Свои взгляды Уотсон изложил в двух основополагающих трудах: Поведение: Введение в сравнительную психологию (Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, 1914) и Психология с точки зрения бихевиориста (Psychology from the Standpoint of a Behaviorist, 1919).
В 1911 аналогичные идеи выдвинул М.Ф.Мейер (1873–1967), стремившийся приблизить психологию к физиологии. Ученик Мейера А.П.Вейсс (1879–1931) поддержал и расширил представления Уотсона по многим вопросам, поставив цель преобразовать психологию в естественнонаучную дисциплину. К.С.Лешли (1890–1958), последователь Уотсона, и У.С.Хантер (1889–1954), учившийся, как и сам Уотсон, у Дж.Энджелла в Чикагском университете, внесли существенный вклад в развитие теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
Некоторые принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930–1940-е годы, когда сложилось новое направление – необихевиоризм, изучавшее поведение с учетом «промежуточных переменных» – познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между стимулом и реакцией. Кроме того, в противовес механической трактовке поведения как суммы простейших реакций в необихевиоризме утвердилось понимание поведения как целостного и целенаправленного акта. Наиболее видные представители необихевиоризма – Э.Ч.Толмен (1886–1959), К.Л.Халл (1884–1952), Б.Ф.Скиннер (1904–1990).
Что это такое, что изучает, особенности, история, принципы
Психология
Сегодня мы можем видеть, как психология включает в себя множество различных теоретических направлений . Типы психологических парадигм , которые существуют, включают ряд поведенческих рекомендаций, которые побуждают нас практиковать профессиональные практики различными способами. Бихевиоризм является одним из самых распространенных ориентаций в современном мире среди психологов . Бихевиористы воспринимают живое существо как0005 tabula rasa », поведение которых определяется подкреплениями и наказаниями которые они получают.
Что такое бихевиоризм? различные
человеческое и даже поведение животных . Он фокусируется на поведении, которое можно наблюдать, по этой причине отдает приоритет объективному субъективному.- Что изучает бихевиоризм?
- Характеристики
- Предыстория
- История
- Представители
- Принципы бихевиоризма
- Вклады
- Приложения
Что изучает бихевиоризм?
Он отвечает за изучение использования различных экспериментальных процедур с целью изучения наблюдаемого поведения или поведения с учетом среды, в которой развивается человек, и набора из стимулов и ответов из них. Затем он изучает взаимодействие, которое происходит между живыми существами и раздражителями окружающей среды или внешней среды.
Характеристики
Его основные характеристики:
- Он основан на классическом кондиционировании .
- Он связывает начальные стимулы с нейтральными событиями .
- Имеет работоспособное кондиционирование .
- Особые действия сопровождаются чем-то желательным или нежелательным.
- Изучает различные поведения , которые подчиняются законам поведения.
- Обладает физическим монизмом , то есть не имеет ума-тела
- Оно отрицает существование ума .
- Поведение рассматривается как наблюдаемое , а не как выражение глубокого состояния.
- Поведение есть плод приобретенного опыта не врожденных факторов.
- Существует постоянная связь между стимулами и ответами .
Предыстория
Школа бихевиоризма была разработана на основе различных исследований поведения животных . Бихевиористам было не важно думать о том, что мы думали или чувствовали, и они больше сосредоточивались на том, что действительно было видимым . По этой причине они изучали то, что можно было увидеть, заменив самоанализом как метод исследования с лабораторией исследования по кондиционирования как тип обучения.
История
Различные исследования, проведенные Дарвином в конце 19 века, привели к появлению различных способов мышления по отношению к гуманитарным наукам . Примерно в 1913 году начали появляться первые теории о бихевиоризме . Джон Ватсон был первым, кто положил начало новой школе бихевиоризма. Он сосредоточился на том, что можно было наблюдать, изучая только те факты и поведение, которые были видны ученому. Разные были начаты лабораторные тесты, думая, что можно узнать, как человек или животное могут реагировать на стимул , чтобы узнать, что было в уме. К началу 20 века Уотсон утверждал, что наблюдаемое поведение как объект изучения порождает поведение. Иван Павлов был одним из главных предшественников, внесших идеи в теорию Уотсона. К 1920 году радикальный бихевиоризм процветал и был известен во всем мире. К 19В 80-х годах произошло появление бихевиоризма, ставшего незаменимым для решения некоторых проблем. На основе предыдущих исследований бихевиоризма возникло несколько поведенческих теорий.
Представители
Среди основных представителей бихевиоризма можно отметить следующих:
- Джон Б. Уотсон , который является основателем бихевиоризма.
- Скиннер , создатель оперативного бихевиоризма.
- Кантор , сформулировавший теорию интербихевиоризма.
- Кларк Халл и Эдвард С. Толмен , которые вместе разработали медиативный бихевиоризм.
- Рибес и Хосеп Рока-и-Балаш , современные психологи, создавшие теорию полевого бихевиоризма.
- Staats , развивший психологический бихевиоризм.
- К. Хейс.
- Рахлин , основатель телеологического бихевиоризма.
- Стаддон находится в рамках радикального бихевиоризма.
Принципы бихевиоризма
- Принцип частоты : Этот принцип устанавливает, что для того, чтобы процесс обусловливания был эффективным, безусловные стимулы и условные стимулы должны быть частыми . Это означает, что одного обусловливания или ассоциации стимулов недостаточно для достижения обучения.
- Принцип недавности объясняет, что при применении условного стимула он должен быть последние во времени. Стимул никогда не должен предъявляться после или после длительного времени.
- Принцип угасания объясняет, что выученное забывается, если обусловливание не повторяется .
- Принцип спонтанного восстановления : этот принцип связан с принципом угасания и затем с процессом ассоциации безусловных и условных раздражителей.
- Принцип обобщения : Даются реакции на условных ответов и на предъявление сходных, но не идентичных раздражителей.
- Принцип различения : противоположность обобщения . Признается только одно.
Вклады
Он активно сотрудничал с психологией в различных исследованиях, касающихся принципов обучения , которые были систематизированы в теории классического и оперативного обусловливания. Это помогает изменить поведения и разработать для него методы лечения . Исследование различных методов обучения и обучения .
Приложения
Одним из приложений в психологии является поведенческая терапия , которая пытается научить человека давать ответы перед теми стимулами, которые раньше вызывали у него неадекватные ответы. Он используется в запрограммированных инструкциях и поведенческих целях в рамках отрасли образования.
Автор: Габриэла Брисеньо В.
Должны ли мы доверять бихевиоризму? | Кевин (Кайвен) Лиан
Кайвен Лиан
Недавно вокруг меня произошел веский спор. Мои друзья Арья и Санса, посещающие курс «Введение в когнитивные науки», обсуждали бихевиоризм. Арья полностью убеждена в теории бихевиоризма Б. Ф. Скиннера. Она утверждала, что психология — это настоящая наука и должна оставаться наукой; в нем вообще не должно быть разговоров об умах и внутренних состояниях. Однако мы с Сансой не согласились с Арьей. На мой взгляд, бихевиоризм не может дать успешного объяснения всей человеческой деятельности, потому что он имеет ограничения в своей исторической подоплеке, практическом применении и теоретической системе.
В своей статье я представлю историческую подоплеку бихевиоризма, в том числе его происхождение и то, о чем он в самом начале. В основных абзацах я докажу, что бихевиоризм не может объяснить всю человеческую деятельность, указав на проблемы, связанные с его историческим фоном, практическим применением и теоретической системой. Там будет три абзаца, поддерживающих мое утверждение. Во-первых, историческая подоплека — бихевиоризм имеет исторические и философские ограничения. Во-вторых, практическое применение — некоторые виды поведения не могут быть объяснены в рамках бихевиоризма. И последнее, но не менее важное: теоретическая система — бихевиоризм — имеет изъяны в системе вознаграждения и наказания.
На теоретическую систему бихевиоризма большое влияние оказало время 20-го века, поэтому знание ее исторического фона может значительно помочь нам понять ее ограничения. Поведенческая психология зародилась в начале 20 века в Америке. Представители — Джон Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Чтобы понять бихевиоризм, нам сначала нужно представить структурализм Вильгельма Вундта и Эдварда Б. Титченера. Структурализм изучает чисто субъективное исследование, такое как сознание. Титченер и Вундт выступали за постепенное разложение психологических явлений на элементы и их анализ. Например, при изучении того, что вызывает гнев, испытуемых просили разложить свой гнев на составляющие и сообщать о них по одному, и этот метод называется самоанализом. Использование интроспекции накладывает существенные ограничения на структурализм. В области психологии всегда велась борьба против структурализма. Одним из самых поразительных утверждений было то, что психология должна изучать только поведение, а не сознание. Эта теория является хорошо известным бихевиоризмом. Структурализм и бихевиоризм составляют две крайности психологии. Первые анализируют только субъективные внутренние ощущения, а вторые сосредотачиваются только на внешнем поведении.
В начале 20 века появился бихевиоризм, который занял позицию, противоположную структурализму. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, после множества исследований в области зоопсихологии пришел к выводу, что между психологией человека и животных нет качественной разницы. Поэтому Он выступал за изучение человеческой психологии, как психологии животных. Согласно SimplePsychology.org (2020), бихевиоризм — это теория обучения, в которой говорится, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой посредством процесса, называемого обусловливанием. Другими словами, бихевиористы считают, что независимо от сложности человеческого поведения; их можно разделить на два простейших элемента: стимул и ответ. Например, когда вы счастливы и громко смеетесь, бихевиористы будут игнорировать то, как ощущается счастье, а будут изучать только то, какая часть внешней среды побуждает вас смеяться. Это называется методом S-R (стимул-реакция). Бихевиористы считают, что метод S-R может выкинуть субъективные чувства, такие как сознание, убеждения и разум, из психологии, а затем создать закон, подобный научным правилам, которые объясняют все виды человеческого поведения.
Во-первых, поведенческая психология имеет ограничения из-за своего исторического фона и философских основ. Суть поведенческой психологии – это всего лишь синтез различных факторов, разбросанных в идеологических и академических кругах в начале ХХ века. Рост урбанизации и индустриализации в Соединенных Штатах вызвал растущую тенденцию к дегуманизации, а это означает, что обществу крайне необходим контроль над поведением. В то же время науки, особенно физика, шагнули вперед и породили у многих людей убеждение, что живые существа не имеют ничего особенного, а похожи на паровые машины с более сложной структурой. Эта точка зрения называется механизмом, который стал основой «новой биологии», стремившейся поставить науки о жизни на такой же прочный и строгий фундамент, как и физические науки (Allen, 2005).
Мы не можем отрицать, что бихевиоризм находился под влиянием механизма и имел его интенсивную окраску как философское основание. Вот почему бихевиористы распространяют правила активности, обнаруженные в экспериментах на животных, на людей и пытаются использовать наблюдаемое поведение для прогнозирования будущих действий. Однако обращение с людьми как с роботами не кажется разумным способом объяснения вещей. Бихевиоризм привносит дух науки в старую психологию, но в то же время отказывается от человеческого разума, с которым наука должна столкнуться.Другой философской онтологией или основой бихевиоризма был прагматизм. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , прагматизм зародился в Соединенных Штатах примерно в 1870 году. Он придерживается убеждения, что утверждение справедливо тогда и только тогда, когда оно полезно. Другими словами, бихевиористы пытались создать набор правил, которые заменили бы изучение традиционных субъективных понятий в психологии, потому что их правила были бы более успешными в практическом применении. Например, если мы сравним человека с телевизором, то, с точки зрения бихевиориста, будет достаточно знать, что нажатие кнопки на телевизоре может включить его, поэтому изучение внутренней схемы телевизора не нужно, и от него следует отказаться. Эта идея соответствует потребности Соединенных Штатов контролировать поведение людей в индустриальную эпоху. Подводя итог, можно сказать, что революционная теория Уэстона была всего лишь синтезом различных пропагандистских идей и научных кругов начала XX века. Самый существенный недостаток заключается в том, что сочетание механизмов и прагматизма придает психологии поведения чрезмерно материалистическую позицию и заставляет ее отрицать значительную ценность человеческого разума в биологической эволюции. Неправильно, что философские позиции бихевиоризма рассматривают человеческий мозг, самую сложную вещь в мире, отличающую нас от других животных, просто как чистый объект черного ящика. Бихевиористы не могут изучать людей «изнутри», а только «снаружи», потому что это отрицает существование разума. Этот врожденный дефект приведет к моей следующей причине — почему некоторые вещи не могут быть объяснены бихевиоризмом.
«Человек как промышленный дворец», 1926Во-вторых, некоторые вещи, такие как человеческий язык, не могут быть объяснены бихевиоризмом. В вербальном поведении поведенческая психология считает, что то, как новорожденные изучают язык, также можно объяснить стимулом и реакцией. На основе метода S-R Скиннер создал свою теорию подкрепления, которая гласит, что для достижения определенной цели люди или животные будут совершать определенные действия в отношении окружающей среды, и когда последствия такого поведения будут благоприятными, оно будет повторяться в будущем. наоборот. Изучение языка новорожденными, с точки зрения бихевиористов, происходит, когда ребенок случайно произносит определенное слово, например, «мама», и его мать положительно реагирует на это поведение в качестве награды, что формирует подкрепление, побуждающее детей повторять слова, а затем в конце концов младенцы будут знать, как говорить на языке. Теория Скиннера в определенной степени разумна в отношении внешней среды как входной роли в языковом развитии, но все же имеет много недостатков. Ноам Хомский, американский лингвист, в своей рецензии на книгу «Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера» (Chomsky, 19).67) утверждает, что теория подкрепления Скиннера слишком проста, чтобы объяснить сложное вербальное поведение человека.
Хомский считает, что человеческий мозг имеет функцию рассуждения, обобщения и так далее, что является врожденной способностью, определяемой генетически. Чтобы изучить поведение человеческого языка, мы должны рассмотреть внешние стимулы и реакции, которые можно наблюдать, и изучить уникальную роль внутренней структуры человеческого тела. Один из примеров, который Хомский приводит в поддержку своего утверждения, касается того, как дети учат грамматику. Согласно Хомскому, «тот факт, что все нормальные дети усваивают по существу сопоставимые грамматики большой сложности с поразительной быстротой, предполагает, что люди каким-то образом специально созданы для этого, обладая способностью обрабатывать данные или «формулировать гипотезы» неизвестного характера и сложности. (Хомский, 1959)» Другими словами, когда дети учатся говорить, у них не будет достаточно информации для формирования сложных грамматических практик, которые помогают детям генерировать бесконечное количество комбинаций слов и предложений. Следовательно, то, как дети учат грамматику, следует рассматривать как внутреннюю способность, а не как простой стимул внешней среды. Теории Скиннера никогда не может быть достаточно для интерпретации языка из-за устранения разума в поведенческой психологии. Исследовательский метод объективации и материализации человека в какой-то степени был прогрессом традиционной психологии, но мы все же не можем отрицать, что это тупиковый путь. Та же дилемма возникает и в основных методах бихевиористской психологии, так называемом методе S-R, который мы обсудим далее.
Наконец, S-R теория традиционного поведения ошибочна, потому что она игнорировала человеческий разум. Поведенческая психология считает, что любое поведение можно свести к результату стимула и реакции. Однако по мере того, как поведение становится более сложным, некоторые понимают, что теория S-R может не оправдать возложенных на нее надежд. Уильям Т. Пауэрс (1973) указал на это явление в своей статье «Обратная связь: за пределами бихевиоризма». Пауэрс (1973) в качестве одного из примеров перечислил ходьбу голубя в виде восьмерки. Он заметил, что хотя голубя учат ходить по восьмерке, его движения при ходьбе каждый раз меняются. Пауэрс (1973) пришел к выводу, что «переменные действия приводят к последовательному результату. В этом случае вариации могут не бросаться в глаза, но они есть». Из-за естественных недостатков бихевиоризма метод S-R не может определить, что такое стимул и реакция, и не может зафиксировать сходные модели поведения. В этот момент Пауэрс выдвинул свою революционную идею: поведение — это не простая реакция на стимул; вместо этого вести себя на самом деле означает контролировать восприятие. Основываясь на своих мыслях, Пауэрс создал свою теорию контроля восприятия (PCT), чтобы подвергнуть сомнению традиционный метод SR. Я использую остальную часть своей статьи, чтобы объяснить эту наводящую на размышления идею.
Orzetto, CC BY-SA 4.0 https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0, через Wikimedia CommonsЧтобы понять, почему метод S-R неверен, нам нужно понять, что такое PCT. Как инженер по управлению, Уильям Т. Пауэрс привнес в PCT много инженерной терминологии. В основе PCT лежит замкнутый цикл; напротив, метод S-R имеет разомкнутый цикл. Замкнутый контур и разомкнутый контур — это две специфические системы системы управления в технике. Согласно tutorialspoint.com, система управления — это система, которая обеспечивает желаемую реакцию, контролируя вывод. Другими словами, система управления представляет собой коробку, в которую люди вводят входные данные, и она производит определенные выходные данные. Системы без обратной связи не контролируют и не измеряют состояние своего выхода. Напротив, системы с обратной связью используют обратную связь, чтобы приспосабливаться к возмущениям окружающей среды, чтобы уменьшить количество ошибок и повысить стабильность выходных данных. Например, автомобили с разомкнутой системой круиз-контроля будут иметь постоянную мощность двигателя как на ровной дороге, так и на подъеме, поэтому его скорость будет снижаться при движении в гору. Напротив, когда автомобили с замкнутыми системами движутся в гору, датчик определяет, что скорость снижается, и увеличивает мощность двигателя, чтобы достичь той же скорости, что и при движении по ровной поверхности.
Используя приведенную выше информацию, мы можем легко сравнить S-R метод бихевиоризма с системой без обратной связи, которая рассматривает человеческий мозг как черный ящик; ввод определенного ввода приведет к определенному результату. Примером может служить голубь, идущий в форме восьмерки. Бихевиористы считают, что при должной тренировке голубь всегда будет ходить в форме восьмерки по приказу человека. Однако Пауэр (1973) считал, что это вводящий в заблуждение вывод, поскольку бихевиористы отвергли субъективные чувства. Все бихевиористы упустили из виду цель действий. Человеческий мозг должен быть замкнутым, а не разомкнутым контуром, который всегда можно приспособить для достижения конкретных желаемых результатов. PCT утверждает, что когда что-либо из окружающей среды нарушает желаемое состояние (я), человек стремится противодействовать этим эффектам. Например, мы можем использовать различные другие способы управления интенсивностью света — отворачивать глаза, поворачивать голову, двигаться в тень или носить дизайнерские солнцезащитные очки. В этом случае надежнее изучать перцептивные результаты поведения (интенсивность света), чем изучать само поведение. (Психолог, стр. 896-899, том 28, 2015). Возвращаясь к случаю ходьбы голубя, PCT объясняет, почему его движения при ходьбе постоянно менялись. Это потому, что этот голубь идет против внешней среды (иногда клетка наклонена), чтобы создать восьмерку. Вопреки бихевиористской S-R теории, PCT доказывает, что, как правило, существует небольшая корреляция между порядком ходьбы по восьмерке от человека к голубю (входные данные) и тем, как голубь ходит по разным схемам (выходные данные). Пауэр (1973) доказал, что поведение само по себе не является простым результатом стимула и реакции, оно должно быть самоопределяемым в особом и весьма значимом смысле. Эта влиятельная теория вызывает серьезные сомнения в возможности оперантного обусловливания у людей.
В заключение отметим, что бихевиоризм никогда не сможет успешно объяснить любую человеческую деятельность, потому что он имеет ограничения в своем историческом фоне, практическом применении и теоретической системе. Будучи революционной теорией в психологии, она была чрезмерно исправлена, поэтому у нее, безусловно, есть недостатки. Механизм и прагматизм, сформировавшиеся под влиянием индустриализации, привнесли в поведенческую психологию крайнюю материалистическую позицию: игнорирование существования человеческого разума. Это пренебрежение еще больше вызывает его сбои в интерпретации определенных моделей поведения, таких как человеческие языки. Точно так же есть недостатки и в том, как он изучает стимулы и реакции. Традиционная теория S-R не может дать удовлетворительного ответа на объяснение сложного поведения из-за отсутствия субъективных ощущений. Однако следует знать, что в мире нет совершенных вещей, и историческое значение бихевиоризма неоспоримо. Бихевиоризм привнес в психологию научный дух, расширил область исследований психологии и способствовал развитию прикладных исследований психологии. Сегодня, сто лет спустя, бихевиоризм все еще висит, как жемчужина, в далеком небе, ярко сияя и освещая дорогу психологии.
Ссылка
Аллен, Г. (2005, 01 июня). Механизм, витализм и органицизм в биологии конца девятнадцатого и двадцатого веков: важность исторического контекста. Получено 26 октября 2020 г. с https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1369848605000191
Британского психологического общества. (2015, ноябрь). Революция в управлении восприятием? Получено 26 октября 2020 г. с https://thepsychologist.bps.org.uk/volume-28/november-2015/perceptual-control-revolution 9.