2. 2. 1. Бихевиоризм (Д. Уотсон и Э. Торндайк) и необихевиоризм (К. Халл и Б. Скиннер) . От животного – к Человеку. Ведение в эволюционную этику
В 1913 г. американский психолог Джон Уотсон (18781958) опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста». В следующем году вышла в свет его книга «Поведение. Введение в сравнительную психологию». Эти работы принято связывать с появлением в ХХ в. бихевиористской психологии.
Исходный постулат бихевиоризма – отрицание сознания в качестве объекта психологии и объявление в этом качестве поведения. Д. Уотсон и его последователи пришли к указанному постулату потому, что стремились превратить психологию в объективную науку – в науку, опирающуюся на достоверные (объективные) факты, а такие факты, с их точки зрения, могут быть обнаружены в первую очередь в поведении. Что же касается сознания, то оно постигается интроспекцией, которая, как они считали, не может не привносить в науку субъективизм. Недаром Д. Уотсон назвал мозг человека «таинственным ящиком», куда психологи-интроспекционисты прячут свои проблемы.
То, что происходит внутри живого организма, по мнению Д. Уотсона, – тайна за семью печатями. Вот почему его психику следует изучать по его поведенческим реакциям. Эти реакции доступны физической проверке. Вот почему бихевиористы боролись с ментализмом
Бихевиоризм не возник на голом месте. Его появлению способствовало зарождение зоопсихологии – науки о психике животных. Опираться в ней на метод интроспекции не представляется возможным.
У истоков зоопсихологии находится дарвинизм. В книге «Выражение эмоций у животных и человека» (1872) Ч. Дарвин сравнивал жестово-мимические знаки, которыми выражают свои чувства животные и люди. На материале этих знаков великий эволюционист лишний раз подтвердил животное происхождение человека. Он показал в ней, что у животных они имеют явно приспособительный смысл.
Оскал зубов, например, – выражение агрессии с целью обороны от врагов. У людей подобный знак – пережиток (рудимент) их животного прошлого.Зоопсихология в конце XIX – начале XX вв. стала чрезвычайно популярной наукой. В 1882 г. вышла книга друга Ч. Дарвина Джона Романеса (1848–1894) «Интеллект животных», за которую его обвинили в антропоморфизации животной психики, т. е. в привнесении в неё свойств человеческой психики. В ответ на эти обвинения он написал ещё две книги – «Умственная эволюция у животных» (1883) и «Умственная эволюция у человека» (1887). Эти работы – целый этап в развитии эволюционной психологии, который до сих пор не оценен в истории науки по достоинству.
Критики Д. Романеса сосредоточились на недостатках его теории, а не её достоинствах. А между тем, несмотря на присутствие в его книгах некоторой умозрительности, он во многом опережал своё время, поскольку в науке его времени и в дальнейшем упор делался в основном на резкое противопоставление животной психики и человеческой.
В своей психической эволюции человек оторвался от своих животных собратьев на огромное расстояние в первую очередь потому, что в его психику ворвалась культура. Благодаря её влиянию, он сумел достичь высочайшего уровня в своей способности моделировать: прежде, чем создать тот или иной продукт культуры – со временем всё более и более усложняющийся – этот продукт необходимо сконструировать в сознании.
Эволюционная природа человеческого сознания в первую очередь недооценивалась представителями сравнительной психологии – той области знаний, где психика животных сравнивается с психикой людей – у Конвея Ллойд-Моргана (18521936) в его «Введении в сравнительную психологию» (1894), где автор сосредоточивается на борьбе с антропорфизацией животной психики, впадая в другую крайность – резкому противопоставлению человеческой психики и животной.
Впрочем, наведение эволюционных мостов между животной психикой и человеческой – дело чрезвычайно трудное. Оно и до сих пор остаётся во многом непроясненным. На рубеже ХХ в. над ним бились такие учёные, как Ж. Лёб, Г. Дженингс и А. Бетс.В книге «Гелиотропизм животных и его соответствие гелиотропизму растений» (1890) Ж. Лёб разработал теорию тропизма. Тропизм – это элементарная форма психической деятельности, которая, по его мнению, присуща не только животным (в том числе и не имеющим нервной системы), но и растениям. Тропизм указывает на зародыш чувствительности у растений. Сущность тропизма Ж. Лёб связывал с приспособленческой реакцией организма на внешнее раздражение. Более того, в качестве предпосылки такой реакции у любого живого организма он предусматривал «ассоциативную память».
Г. Дженингс обвинил Ж. Лёба в антрпоморфизме живой природы. А между тем вопрос о психическом атоме, т. е. самой элементарной форме психического отражения, он оставил открытым. К Г. Дженингсу решительно примкнул А. Бете в своей статье «Должны ли мы приписывать муравьям и пчелам психические качества?». Он ответил на этот вопрос отрицательно, тем самым углубив пропасть, разделяющую психику животных от психики людей.
Страх перед антропоморфизацией животной психики вылился у необихевиористов в свою противоположность – анимализацию человеческой психики. Этому способствовал один из пионеров бихевиоризма – Эдвард Торндайк (1874–1949).
В 1898 г. вышла в свет книга Э. Торндайка «Интеллект животных» (так же назвал свою книгу Д. Романес). В ней опубликованы наблюдения автора за адаптивным поведением животных (в основном – кошек, меньше – собак и обезьян). Эти условия он создавал в специальных «проблемных ящиках». В них помещались определённые препятствия. Чтобы их преодолеть, животное должно было научиться приводить в действие соответственный механизм – нажать на пружину, потянуть за петлю и т. п. Животное в этой ситуации начинало метаться, царапать стенки ящика и производить подобные беспорядочные движения, пока, наконец, случайно не совершало удачное движение. Однако при многократном повторении подобных ситуаций оно всё больше и больше приучалось к спокойному выходу из создавшегося положения. В результате Э. Торндайк сделал вывод, что животные способны к научению методом проб и ошибок.
Позднее Э. Торндайк опубликовал книги «Психология научения» (1913) и «Основы научения» (1932), где он и наметил ту тенденцию, которая особенно ярко заявит о себе у Б. Скиннера – тенденцию к анимализации человеческой психики.
Как и у Д. Уотсона, у Э. Торндайка мы обнаруживаем тот способ описания психики, который и стал характерен для бихеви-ористов. При этом подходе она описывается не сама по себе, не непосредственно, а сквозь призму поведения. В этом и состоит главная особенность бихевиористской картины психики.
Среди необихевиористов выделю здесь только Берхауса Скиннера (1904–1990). Его бихевиоризм называют оперантным. Этот вариант бихевиоризма отличается большей масштабностью, чем предшествующий. Б. Скиннер расширил рамки прежней бихевиористской картины психики. За счёт чего?
Б. Скиннер не просто описывал поведение, но ставил также вопрос о его причине и умении им управлять. Но последнее тянет за собой знание, что для ортодоксального бихевиориста выглядит как еретическое отступничество: знания находятся внутри «таинственного ящика» – мозга, в сознании. Поведение, за которым кроются знания и умения, Б. Скиннер и назвал оперантным.
При описании оперантного поведения Б. Скиннер делал упор на излюбленном им подкреплении того или иного поведения у животного или человека. «Так, при обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг, Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь того, что в конце концов он безошибочно выполнял эту сложную операцию» (Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 110).
У Б. Скиннера мы обнаруживаем явную анимализацию человеческой психики, т. е.
«В любой области, – писал Б. Скиннер, – важной характеристикой которой является поведение, – образовании, управлении, семье, здравоохранении, промышленности, искусстве, литературе и т. д. – мы постоянно изменяем вероятности реакции с помощью их подкрепления. Промышленник, который хочет, чтобы его рабочие работали постоянно и без прогулов, должен заботиться о соответственном подкреплении их поведения и не только с помощью заработной платы, но также и с помощью подходящих условий работы. Девушка, которая хочет ещё раз встретиться с молодым человеком, должна быть уверена, что поведение её друга, связанное с назначением свидания и желанием сдержать своё слово, получило адекватное подкрепление» (История зарубежной психологии.
Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: МГУ, 1986. С. 76–77).Как дрессировщик корректирует поведение животных с помощью подкормки, так и воспитатель должен пользоваться своими формами подкрепления при обучении детей. Он указывал: «Для того, чтобы обучить ребенка читать и петь, или играть на музыкальном инструменте, необходимо разработать программу педагогических подкреплений» (там же. С. 77).
Подкрепление у Б. Скиннера – золотой ключик, с помощью которого можно открыть любой «проблемный ящик» – будь в нём животные или люди. Но это понятие имеет биологическую природу. Перенося его на человека, Б. Скиннер анимализирует последнего, уподобляет его психику психике животного. Бихевиорист Б. Скиннер продолжил здесь дело прагматистов В. Джемса и Д. Дьюи, которые тоже переносили отношения животных в их приспособлении к миру на отношения людей.
Скиннеровская картина психики, несмотря на её более широкие рамки по сравнению с картинами его предшественников, в целом осталась вполне бихевиористской. Несмотря на то, что в ней время от времени пробиваются менталистские термины, её живописец старается стыдливо их заретушировать.
Вот, например, как Б. Скиннер писал о цели: «Цель является свойством не самого поведения, а является способом обращения к контролирующим переменным. Если мы составляем наше описание после того, как мы увидели, что человек опустил своё письмо в почтовый ящик и повернул обратно, мы приписываем ему цель события, которое заставило его идти на улицу» (там же. С. 92). Вот так следует говорить на бихевиористском языке о ментальных понятиях – в терминах поведения.
Лебединой песней бихевиоризма стала книга Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама «Планы и структура поведения» (1965). Её авторы, хотя и стремились следовать за своими предшественниками, уже оказались не в состоянии удерживать себя в рамках бихевиоризма. В ней вырывается на свободу менталистская терминология. Но это означает, что в 60 гг. ХХ в. бихевиоризм стал сходить на нет.
Бихевиористы любили иметь дело с ящиками – и в прямом, и в переносном смысле. Мы позволим себе сказать следующее: сама их картина психики подобна «таинственному ящику», который они описывали только с наружной стороны. Но открыть этот ящик они не могли по принципиальным соображениям: психология должна опираться на объективные, а не субъективные факты. Последние так и остались у них спрятанными внутри их «ящика». Открыть его им мешала потребность к объективности. Их ошибка заключалась в том, что они и мысли не допускали, что и внутреннее содержание «таинственного ящика» тоже может стать предметом объективного исследования.
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Бихевиоризм: некоторые истины, которые нужно сказать, некоторые ошибки, которые необходимо исправить
Бич, Ф. А. Происхождение инстинкта. Психологический обзор , 1955, 62 , 401–410.
Артикул пабмед Google Scholar
Бергманн Г. Вклад Джона Б. Уотсона. Psychological Review , 1956, 63 , 265–276.
Артикул Google Scholar
Скучно, Е.Г. История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1950.
. Google Scholar
Скучно, например Когда поведение человека предопределено ? Scientific Monthly , 1957, 84 , 189–196.
Google Scholar
Caporael, L. R. Эрготизм: Сатана высвобождается в Салеме ? Наука , 1976, 192 , 21–26.
Артикул пабмед Google Scholar
Дэй, У. Ф. Радикальный бихевиоризм в примирении с феноменологией. Журнал экспериментального анализа поведения , 1969, 12 , 315–328.
Артикул пабмед Google Scholar
Дьюсбери, Д.А. Введение. В DA Dewsbury & DA Rethlingshafer (Eds.), Сравнительная психология . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1973.
. Google Scholar
Грей, П. Х. Дуглас Александр Сполдинг: первый экспериментальный бихевиорист. Журнал общей психологии , 1962, 67 , 299–307.
Артикул пабмед Google Scholar
Грей, П. Х. Описательное исследование импринтинга у птиц с 1873 по 1919 г.53. Journal of General Psychology , 1963, 68 , 333–346.
Артикул Google Scholar
Серый, П.Х. Сравнительный анализ поведения . Дубьюк, Айова: Браун, 1966.
. Google Scholar
Грей П. Х. Природа человека или место человека в природе? Бруно, Спиноза и Ламетри. Журнал общей психологии , 1967, 76 , 183–192.
Артикул Google Scholar
Серый, П.Х. Джон Бродус Уотсон, этолог. XII Международный конгресс по истории наук , 1968, стр. 31–33. (а)
Google Scholar
Грей, П. Х. Предпосылки к анализу бихевиоризма: теория сознательных автоматов от Сполдинга до Уильяма Джеймса. Журнал истории поведенческих наук , 1968, 4 , 365–376.(b)
Статья Google Scholar
Серый, П.Х. Ранние бихевиористы животных: Пролегоменон к этологии. Исида , 1968-1969, 59 , 372–383.
Артикул Google Scholar
Грей, П. Х. Проблема свободы воли в научной вселенной: от Рене Декарта до Джона Тиндаля. Журнал общей психологии , 1969, 80 , 57–72.
Артикул Google Scholar
Грей, П. Х. Сравнительная психология и этология: сага о близнецах, выросших порознь. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 1973, 223 , 49–53.
Артикул пабмед Google Scholar
Хофштадтер, Р. Социальный дарвинизм в американской мысли (2-е изд.). Бостон: Beacon Press, 19.55.
Google Scholar
Кантор Дж. Р. Бихевиоризм в истории психологии. Психологическая запись , 1968, 18 , 151–166.
Google Scholar
Кох, С. Комментарии профессора Коха о бихевиоризме Нормана Малкольма как философии. В TW Wann (Ed.), Бихевиоризм и феноменология . Чикаго: University of Chicago Press, 19.64.
Google Scholar
Креч Д. Штурм цитадели. Наука , 1968, 160 , 649–650.
Артикул Google Scholar
Либерман, Д. А. Бихевиоризм и разум: (ограниченный) призыв вернуться к самоанализу. Американский психолог , 1979, 34 , 319–333.
Артикул Google Scholar
Лоренц, К.З. Сравнительный метод изучения врожденных моделей поведения. В симпозиуме Общества экспериментальной биологии «Физиологические механизмы поведения животных» . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1950.
. Google Scholar
Маркс, М. Х., и Хилликс, В. А. Системы и теории в психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1973.
. Google Scholar
Миллер Г.А. Психология, наука о психической жизни . Нью-Йорк: Harper & Row, 1962.
Миллер, Г.А. Рецензия на книгу Кестлера «Акт творения». Scientific American , 1964, 211(5) , 145–149.
Артикул Google Scholar
Орнштейн, Р.Е. Психология сознания (2-е изд.). Нью-Йорк: Харкорт, Брейс, Йованович, 19 лет.77.
Google Scholar
Пеллетье, К.Р. К науке о сознании . Нью-Йорк: Делакорте, 1978.
. Google Scholar
Робинсон, Д. Н. Интеллектуальная история психологии . Нью-Йорк: Макмиллан, 1976.
. Google Scholar
Скиннер, Б. Ф. Бихевиоризм в пятьдесят лет. Наука , 1963, 140 , 951–958.
Артикул пабмед Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Воспитание животных — психическое развитие белой крысы . Чикаго: University of Chicago Press, 1903.
. Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Поведение копытных и черных крачек. Вашингтонский институт Карнеги Публикации , 1908, 103 , 187–255.
Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Образ и привязанность в поведении. Журнал философии, психологии и научного метода , 1913, 10 , 421–428. (а)
Артикул Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор , 1913, 20 , 158–177. (б)
Артикул Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Поведение и концепция психических заболеваний. Журнал философии, психологии и научного метода , 1916, 13 , 589–597. (а)
Артикул Google Scholar
Уотсон Дж. Б. Место условного рефлекса в психологии. Психологический обзор , 1916, 23 , 89–116. (б)
Артикул Google Scholar
Уотсон Дж. Б. Психология исполнения желаний. Scientific Monthly , 1916, 3 , 479–487. (в)
Google Scholar
Уотсон Дж. Б. Является ли мышление просто действием языковых механизмов? British Journal of Psychology, 1920, 11 , 87–104.
Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Что детский сад может сказать о наших инстинктах. В C. Murchison (Ed.), Psychology of 1925 . Вустер, Массачусетс: издательство Университета Кларка, 1926.
. Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Бихевиоризм (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон, 1930.
. Google Scholar
Уотсон, Дж. Б. Автобиография. В C. Murchison (Ed.), История психологии в автобиографии (Том 3). Вустер, Массачусетс: издательство Университета Кларка, 1936.
. Google Scholar
Watson, R. I. Великие психологи от Аристотеля до Фрейда . Филадельфия: Липпинкотт, 1963.
. Google Scholar
Уотсон, Р. И. Психология: предписывающая наука. Американский психолог , 1967, 22 , 435–443.
Артикул пабмед Google Scholar
Скачать ссылки
Бихевиоризм Уотсона: сравнение двух изданий (1925 и 1930).
- DOI:10. 1037/1093-4510.7.2.183
- Идентификатор корпуса: 26463520
@article{Carpintero2004WatsonsBA, title={Бехевиоризм Уотсона: сравнение двух изданий (1925 и 1930).}, автор={Хелио Карпинтеро}, journal={История психологии}, год = {2004}, объем = {7 2}, страницы={ 183-202 } }
- Х. Карпинтеро
- Опубликовано 1 мая 2004 г.
- Психология
- История психологии
Бихевиоризм Дж. , которые представили существенные различия в их текстах. Хотя Уотсон максимизировал такие вариации до такой степени, что считал второе издание почти совершенно новой книгой, как исключения, так и добавления раскрывают его чувства, когда он представляет свои идеи широкой аудитории. Такие вариации здесь представлены посредством углубленного анализа.
View on PubMed
doi.org
Džon Broadus Votson (1878-1958) and ‘Little Albert’: Love as a conditioned emotional reaction
- A. Vasić
Psychology
- 2020
A Прошло столетие с момента публикации отчета о тематическом исследовании аффективного обусловливания, известного как «Эксперимент маленького Альберта» (Votson & Rejner, 1920). Это исследование оказалось…
Обновленная библиография Джона Б. Уотсона
Представлена обновленная библиография опубликованных работ Джона Б. Уотсона; он содержит 209 статей, в том числе 50 новых по сравнению с предыдущим, и предлагается, чтобы помочь исследователям, историкам и другим ученым получить более широкое представление о бихевиоризме и его влиянии на академическую и непрофессиональную аудиторию.
Историография психологии в Испании: последнее десятилетие.
Представлен обзор работы, проделанной в истории психологии в Испании за последнее десятилетие, включая исследования, преподавание и институциональные разработки.
Посвящение Хелио Карпинтеро: празднование 80-летия.
Vínculo al artículo/Ссылка на эту статью: DOI: https://doi.org/10.5093/rhp2019a5 Один, очень счастливый для меня случай сделал публикацию первого выпуска Revista de Historia de la Psicología…
Внедрение принципов ислама в терапию американских клиентов-мусульман
В этой главе обсуждается многогранность исламских учений с акцентом на терминологию, мировоззрение и психическое здоровье. Исламские принципы согласованы с конкретными терапевтическими инструментами (внимательность,…
ANALISE BIBLIOMÉTRICA
. Целью этой статьи является увеличение количества публикаций об использовании стратегий обучения учащимися старших классов. Мы попытались проверить публикации на предмет содержания, доступного на портале Portal de Periódicos da…
Преподавание в 21 веке: новые технологии в сочетании с проверенными и проверенными методами
- Х. Бун
Инженерное дело
- 6021 ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 38 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность
Борьба за научный авторитет: прием бихевиоризма Уотсона, 1913–1920 гг.
- F. Samelson
Психология
- 1981
, поддерживаемые экологически чистым веществом после того, как поведензм, предположительно, быстро распространяется через америкационное психологию. манифест 1913 года. Но обширный поиск опубликованных и неопубликованных…
Дж. Б. Уотсон: Основатель бихевиоризма: биография Д. Коэн (1979). Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
Коэн оказал услугу психологии, объединив весь этот материал. Не его вина в том, что Уотсон не доверял биографам и перед смертью уничтожил многие из своих личных документов. The…
Механический человек: Джон Бродус Уотсон и начало бихевиоризма.
- К. Бакли
История
- 1990
Эта книга представляет собой полную биографию самого влиятельного американского психолога своего поколения. Опираясь на огромное количество ранее неопубликованной корреспонденции, интервью и исчерпывающих…
Психология, с точки зрения бихевиориста
- Дж. Ватсон
Психология
- 1919
Рефлектор, привычка и неявное отклик: ранняя проработка теоретического и методологического поведения Роберта H wozniak 1915–1928 420 стр. Психология с точки зрения…
Закаленные суровым словом: обзор современных взглядов Гарзема на Джона Б. Уотсона и классический бихевиоризм
В этом томе переоценивается роль классического бихевиоризма в психологии 20-го века, предлагая современные перспективы, которые корректируют стандартные взгляды Джона Б. Уотсона. Этот исторический анализ…
Поведение: введение в сравнительную психологию
- J. Watson
Психология
- 1915
Теоретические корни раннего поведения: функционализм, критическая интроцекция и природа Сознание. (Антология из 26 статей Джона Дьюи и Генри Боде,…
Подробная информация о моей жизни
- Б. Скиннер
Психология
- 1976
Скиннер в большей или шутливой форме относится к факультету психологии.