Бихевиоризм уотсона: Бихевиористская теория Дж. Уотсона

Бихевиоризм. Джон Бродес Уотсон и его поведенческая психология

    Поведенческая психология Джона Уотсона, в основании которой лежит бихевиоризм, является одним из самых значительных направлений практической психологии.

    Джон Бродес Уотсон (1878–1958) – американский психолог, основатель одной из самых распространённых психологических теорий двадцатого века – бихевиоризма.
    В 1903 году окончил Чикагский университет. В 1908 возглавил лабораторию, а затем кафедру по психологии университета в Балтиморе. 24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) – «Психология с точки зрения бихевиориста» – этот день считается рождением нового направления, а в 1915 был избран президентом Американской психологической ассоциации.

    В 1920 году, в возрасте 42 лет, его активная карьера в качестве учёного завершилась. В местной газете была опубликована, перехваченная его первой женой, часть любовной переписки Уотсона с аспиранткой Розалией Рейнер. В результате этого скандала он был «изгнан» из научных сообществ, уволен из университета и потерял возможность публиковать свои работы в научных журналах Америки.

    Джон Уотсон переезжает в Нью-Йорк для работы в рекламной индустрии. Выступает по радио, публикует работы по поведенческой психологии в журналах для женщин, используя все имеющиеся возможности для продвижения своих идей.

    Джон Уотсон и Розали Рейнер. Автор фото Jacy Young.
Источник: картинка помещена из свободного интернета, сайт о жизни и деятельности Джона Уотсона.

    В 1935 умирает его жена Розалия Рейнер, что явилось для него тяжёлым ударом судьбы. Спустя некоторое время Уотсон оставляет рекламную компанию, меняет дом на небольшую ферму и уезжает из города. Лишь в 1957, за год до смерти учёного, Американская психологическая ассоциация внесла его имя в список своих почётных членов. Джону Уотсону было тогда 79 лет.

Поведенческая психология.

    В конце XIX века русским физиологом Иваном Петровичем Павловым были опубликованы работы по исследованию системы пищеварения животных, на основании которых впоследствии вошло в обиход понятие условного рефлекса. В смежной дисциплине был заложен фундамент для научного подхода к психологии как к науке. Сам Уотсон так охарактеризовал суть предложенной им поведенческой психологии: «Психология с точки зрения бихевиоризма – это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель – предсказание поведения и контроль над ним» (1).

    «Отправной идеей для бихевиоризма является тот факт, что организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов». Именно этим объясняется подход бихевиористов к вопросу экспериментального исследования: «Мы не признаём демаркационной линии между человеком и животным» (1).

    Бихевиоризм отрицает понятие сознания (систему ценностей, убеждений и внутренних установок) как объекта в исследовании: «Данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации» (1).
    При этом Уотсон не придавал большого значения и врождённым инстинктам: «Их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала» (2).

    Основная формула бихевиоризма гласит: «Стимул – Реакция».
    Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит прежде всего от внешних стимулов и окружающей среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужную реакцию (1).

    Формирование социальных установок.
Публичная порка мужчины, осужденного за изнасилование в городе Себзевар, Иран.
Фото: AP. Источник: страница журнала Esquire Россия.

    Образование нового навыка.
    Уотсоном была выработана устойчивая реакция страха у 11-месячного ребёнка на вид белых мышей, которой раньше не было (во время игры с мышкой били молотком по металлическому листу, громкий удар пугал малыша).

    Со временем один вид мышки стал вызывать у ребёнка чувство страха. Действие целенаправленного стимула вызывало ожидаемую реакцию. Подобные эксперименты и результаты от них хорошо известны и широко используются людьми, живущими вместе или работающими с домашними питомцами.

    Изменение негативного навыка.
    Можно создать устойчивое чувство страха к чему-либо, а можно освободить от этого чувства. Эксперименты Мэри Джонс, коллеги Джона Уотсона, по устранению чувства страха перед белым кроликом проводились с ребёнком в возрасте два года десять месяцев (Питером). Малыш очень боялся белого кролика.

    Постепенно, с помощью пошагового преодоления, Питер стал не только касаться белого кролика, но и играть с ним. Впоследствии этот опыт был проработан более детально и получил название метода систематической десенсибилизации.

    Поведенческая психология в повседневной жизни.
    Принципы поведенческой психологии наиболее эффективно работают для так называемого среднестатистического человека. Они известны и широко используются в психологии рекламы, юридической, политической и производственной психологии, тестологии и педагогике. Позволяют получить прогнозируемые результаты с высокой степенью вероятности. Впоследствии представителями необихевиоризма были предложены промежуточные звенья в основную формулу концепции, делающие её более гибкой и адаптивной.

    Проработка страхов. Аэропорт Шереметьево, центр когнитивно-поведенческой терапии. Помощь пассажирам, страдающим аэрофобией. 2013.
Фото: Трансаэро. Источник: страница журнала GEO в России.

Бихевиоризм в психологии.

    Заслуга бихевиоризма состоит в том, что была сделана попытка перевести психологию из области субъективных интерпретаций и фантазий на уровень объективных научных знаний. «Я верю, что мы можем «написать» психологию, определив ее как «науку о поведении»… Это можно сделать в терминах стимула и реакции, в терминах образования навыка, интеграции навыков и т. п. Более того, я верю, что действительно стоит сделать эту попытку теперь»,– писал Джон Уотсон (1).

    Критика бихевиоризма.
    Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных. Установленные закономерности простых форм проецировали на поведение человека. Как указывали критики бихевиоризма, нельзя проводить параллель между животными и человеком без учёта внутреннего мира, внутренних переживаний последнего.

    Представители бихевиоризма признавали, что пока уровень научных знаний не позволяет объяснять сложные формы поведения, связанные с процессами мышления и формирующими внутренний мир. Именно поэтому они не принимали к рассмотрению существующие психологические термины в понятиях сознания.

    И это, пожалуй, было самым слабым звеном в теории бихевиоризма. Иногда для решения проблем отдельной, конкретной личности одних лишь поведенческих методов (без учёта сложившихся ранее внутренних установок) может оказаться недостаточно. Возможно, придёт время, когда психология как наука будет полностью соответствовать только строгим принципам научной методологии, если потребность в этом возобладает.

    Литература:
    1. Джон Уотсон. Психология с точки зрения бихевиориста.
    2. Л. Я. Аверьянов. Хрестоматия по психологии. Джон Уотсон.
    3. Д. Б. Уотсон. Век психологии: имена и судьбы. Библиотека FictionBook.
    4. А. Н. Ждан. История психологии.

Период открытого кризиса (10-е — 30-е гг.). Под ред. П. Я. Гальперина, 2-е изд. М. Изд-во Московского университета, 1992. Джон Уотсон. Бихевиоризм.

    Вернуться к меню навигации на главной странице сайта:  Чем интересна психология?
    Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон. История психологии

6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон

В 1960-е гг. у американских психологов заново появился интерес к психическим процессам, особенно познавательным, а вместе с ним пришло и чувство свободы — благодаря возможности говорить о явлениях сознания, не вызывая недовольства. Оглядываясь на недавнее прошлое, они в полемическом задоре утверждали, что психология примерно с 1910-х до 1960-х гг. представляла собой монолит бихевиоризма. Это видение истории психологии, в целом ложное, содержит интересный элемент правдивости. Он заключается в том, что психология сконцентрировалась на методах как на том, что позволит ей стать наукой, и это имело серьезные последствия для полученного знания.

Самым очевидным результатом было широкомасштабное исключение из исследований в США таких тем, как мышление и воображение. В Европе в период до Второй мировой войны такого не было. Самым ярким образом эта тенденция отразилась в направлении, называемым бихевиоризмом (behaviourism в британской орфографии и behaviorism — в американской). Фактически это направление никогда не было единым и включало по крайней мере два периода становления: ранние формулировки (1910–1930), ассоциирующиеся с именем Уотсона, и необихевиоризм, связанный с позитивистской теорией науки (1930–1955).

В истории первой четверти XX в. можно найти, по меньшей мере, четыре источника бихевиоризма. Во-первых, эволюционизм и функционализм, давшие импульс к изучению действий животных и людей в связи с жизнедеятельностью всего организма. Во- вторых, быстрая трансформация США в урбанистическое и индустриальное общество. В-третьих, притязания психологии на то, чтобы стать практической дисциплиной, т. е. классифицировать людей и адаптировать их к окружающей Действительности.

И наконец, борьба за становление психологии как естественно-научной дисциплины, независимой от физиологии. Эти четыре момента указывали направление: психология становилась наукой о том, что и как люди делают. Молодые мужчины и женщины, которых привлекала эта новая область, были не удовлетворены оторванным от жизни философствованием. Дух практицизма превращал «действование», которое психологи старой школы называли осознанным поведением (conduct), а новые психологи — просто поведением (behaviour), в нечто более актуальное и объективно наблюдаемое, чем ум или сознание.

Функционализм содержал в себе практический подход, опирающийся на авторитет эволюционного мировоззрения, с готовым к использованию словарем. Из него исходили такие психологи, как Болдуин в университете Джонса Хопкинса (г. Балтимор), которые интересовались зоопсихологией и развитием детей, равно как и психикой взрослого человека. Исследования животных имели свои преимущества: на животных было гораздо легче проводить строгие эксперименты, к тому же с ними можно было делать многое из того, что по отношению к человеку было бы неэтичным. Например, Уотсон в своей докторской диссертации, изучая особенности восприятия, повреждал сенсорные органы крыс. Но животное, в отличие от людей в экспериментах немецких интроспекционистов, нельзя было спросить о его ощущениях. Та же проблема проявилась и в изучении маленьких детей. В результате психологи стали все больше исследовать то, что животные или дети делают, то есть их поведение, а не состояния сознания.

Такая смена ориентиров была характерна и для общества в целом. В США громадными темпами шла внешняя и внутренняя миграция — сюда переселялись миллионы эмигрантов из Европы, а жители американской деревни переезжали в города. Переживания этих оторванных от своих корней людей могли быть тяжелыми, даже травмирующими. Город вызывал страх и потерю ориентации, жизнь в нем требовала и личностного, и материального приспособления. Некоторые психологи увидели в этом перспективы для психологии: она должна была стать наукой о приспособлении, или о поведении. Такова была позиция Джона Уотсона (John В. Watson, 1878–1958). Он сам приехал из сельской местности в город (любопытно, что позже, отойдя от дел, он опять переехал за город). Все факторы, сказавшиеся на развитии бихевиоризма, сыграли свою роль и в личной карьере Уотсона. В 1913 г. он опубликовал лаконичный и полемически заостренный манифест «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the behaviorist views it), благодаря чему это направление приобрело четкие контуры.

Уотсон вырос в душной атмосфере маленького города Южной Каролины, из которой он бежал в сложный современный мир Чикагского университета, на факультет философии, который тогда возглавлял Дьюи. Приспособиться к новой жизни Уотсону было непросто и, учась на старших курсах, он нашел отдушину в том, чтобы присматривать в лаборатории за крысами и сооружать экспериментальное оборудование. В Чикаго Уотсон находился под сильным влиянием Жака Лёба (Jacques Loeb, 1859–1924), и в результате в его психологии было больше от механистического объяснения поведения животных по Лёбу, чем от немеханистического функционального подхода, который развивал Дьюи применительно к человеческой деятельности.

Лёб родился в Германии и там же получил образование как физиолог. Он был известен своими исследованиями тропизмов, или направленных движений растений и животных, которые он объяснял как ориентацию относительно физико-химических факторов. После защиты диссертации по формированию навыков у животных Уотсон получил работу в университете Джонса Хопкинса и быстро занял там влиятельное положение. Но даже тогда он чувствовал пренебрежение со стороны психологов, считавших исследования животных чем-то второстепенным, ценным только в той мере, в какой они могли дать знания об эволюции психики. Однако трудолюбивый и амбициозный Уотсон, чувствуя за собой поддержку университета, уверенно шел к тому, чтобы заявить о собственной позиции. Заняв место Болдуина во главе кафедры психологии, он смог сформулировать свою программу. Статья 1913 г., основанная на вступительной лекции Уотсона в Колумбийском университете в Нью-Йорке, была призывом к оружию: «с точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки».
Он утверждал, что бихевиоризм должен занять место психологии, которой «за весь период пятидесятилетнего существования как экспериментальной науки» так и «не удалось занять свое место в науке в качестве бесспорной естественной дисциплины» [27, с. 17, 22].

Критическая часть его заявлений была хорошо обоснована. Действительно, экспериментальная психология в Германии и в США — исследования структурных единиц сознания — породили столько противоречивых описаний, что общее направление было потеряно. И только в США, в Корнеллском Университете, под руководством Титченера реализовывалась четкая, хорошо разработанная программа исследования элементарных единиц сознания. Таков был ответ Титченера на беспорядочное многообразие — дистанцироваться от всего, что не является наукой в чистом виде, а под этим он понимал свою собственную программу описания содержаний сознания с помощью строгих экспериментов. Он утверждал, что «наука идет своим путем, не обращая внимания на интересы человека и не преследуя какой-либо практической цели» [цит.

по: 137, с. 407]. Большинство психологов, однако, жили в другом мире и хотели такую психологию, которая позволила бы им делать что-то для общества. Любопытно, что Уотсон и Титченер испытывали взаимное уважение, возможно потому, что каждый видел в другом сильного человека, который добивается большей научности в исследованиях, чем это было характерно для основной массы психологических работ того времени. Оба также были явными позитивистами в том смысле, что верили в выводимость знания из наблюдений.

Конструктивная часть аргументов Уотсона, в противоположность взглядам Титченера, фокусировалась на том, что бихевиоризм может дать обществу. По утверждению Уотсона, это зависело от точности полученных данных: «До тех пор, пока психология не станет наукой и не соберет целый ряд данных, характеризующих поведение, которое является в результате экспериментально вызванных ситуаций, до тех пор предсказания того поведения, которое возникает в результате ситуаций ежедневной жизни, будет носить тот же характер нащупывания в темноте, который свойствен им с момента появления человечества» [26, с. 6]. Его критика неудач психологии как науки неотделима от его стремления построить психологию как технологию человека. Вера в то, что наука не может изучать душевный мир человека, сочеталась с верой в то, что цели человека сводятся к поиску внешнего физического благосостояния и социальной адаптации (и не связаны с какой-то гипотетической внутренней жизнью).

Уотсон и другие бихевиористы думали, что они распространяют объективное объяснение физического мира на сферу человеческого и тем самым совершают научную революцию. Это было для них недвусмысленным шагом вперед. А препятствием прогрессу они считали ненаучную путаницу в вопросах психики, сознания и интроспекции. Вывод казался очевидным: психологи должны наблюдать физические переменные точно так же, как это делает любой другой ученый-естественник. «Если вы хотите дать бихеви- ористу право использовать сознание тем же самым образом, как его используют другие ученые-естествоиспытатели, т. е. не превращая сознание в специальный объект наблюдения, вы разрешили мне все, что требует мой тезис». Иными словами, Уотсон утверждал, что психологи должны наблюдать физические стимулы и ответы на них и на этой основе искать соотношения между поведением и его предпосылками. Нет никакой необходимости обращаться к понятию психики. И не в последнюю очередь важно то, что для психолога «поведение человека и поведение животных следует рассматривать в той же самой плоскости и как в равной степени существенные для общего понимания поведения» [27, с. 32, 33]. Основу этого подхода заложили ранее психологи, изучавшие психику путем разложения на элементы, по аналогии с физическими объектами.

В 1913 г. Уотсон настаивал на том, что зоопсихология и такая психология человека, которая хочет предсказывать его поведение, для достижения объективности должны отказаться от любых ссылок на сознание. Затем он пошел еще дальше, и в своей книге «Психология с позиции бихевиориста» (Psychology from the Standpoint of a Behaviourist, 1919) заявил, что вера в существование психики — не более чем средневековый предрассудок. Он представлял себя скорее как делового и практичного человека науки, чем как философа, но за его утверждениями стояла неявная философская предпосылка: реальность не включает в себя психику. В мире Уотсона отрицать существование психики как таковой было признаком последовательного (и, с его точки зрения, мужественного) подчинения нуждам прогресса. Он выступал против поисков критерия сознательности животных и разговоров об их чувствах: «такие проблемы, как эта, не могут удовлетворить бихевиориста» [27, с. 20]. Однако для того, чтобы убедить других в своей правоте, Уотсону было необходимо как-то отнестись к таким проблемам, как очевидное существование умственного образа, языка и значения — проблемам, к которым с новой энергией обратилась философия сознания в конце XX в.

Уотсон называл язык вербальным поведением, или речью, а мышление — внутренней речью. Физиологи предыдущего поколения, такие как Сеченов и Феррье, в поисках физиологической основы психики пришли к такому же выводу. В 1916 г. Уотсон пытался зафиксировать движения гортани в процессе мышления, но, не добившись успеха, должен был довольствоваться лишь предположением о том, что мышление в принципе является одним из видов поведения. В доказательство он приводил тот факт, что, когда ребенок о чем-то думает, он шевелит губами, шепчет; Уотсон предположил, что с возрастом эти мускульные движения становятся невидимыми и беззвучными.

Что касается проблемы значения, то Уотсон просто отвергал ее: «Мы наблюдаем за тем, что делает животное или человек. Смысл для них и заключается в том, что они делают. Нет никакой научной или практической пользы в том, чтобы прерывать их и спрашивать, что они имеют в виду, — их действия и указывают на смысл» [165, с. 364–365]. В книге «Анализ сознания» (The Analysis of Mind, 1921) философ Бертран Рассел (Bertrand Russell, 1872 —

приходит к выводу, близкому мысли Уотсона, выстраивая философию сознания на основе данных чувственного опыта. В свою очередь, книга Рассела побудила группу философов, получившую известность как Венский кружок, заинтересоваться работами Уотсона. Более поздние философы, особенно Райл, использовали идеи Уотсона в аргументации против приписывания людям психических состояний в качестве объяснения их поведения. Однако в 1960-е гг. пересмотр теории значения и способов объяснения человеческих поступков заставили усомниться в этой точке зрения.

Заявления бихевиористов бросали вызов психологам, но в 1913 г. к революции не привели. На самом деле в психологии подспудно происходили перемены, и такие авторитетные фигуры, как Энджелл, который был учителем Уотсона в Чикаго, Пиллсбери и Торндайк, пригласивший Уотсона читать лекции в Колумбийском университете, уже подчеркивали важность изучения действий и их прогнозирования. Труды Торндайка имели особенное значение. В 1913 г. он работал в Колумбийском колледже для учителей, самом крупном центре педагогических исследований. Как и Уотсон, он в прошлом работал с животными, и он также хотел видеть от психологии непосредственную пользу для общества. В 1898 г. он опубликовал данные исследования, впоследствии ставшего одним из самых цитируемых, — эксперимента с кошкой, которая училась находить выход из лабиринта. Эти лабиринты представляли собой грубые деревянные ящики, и результаты экспериментов не позволяли сделать сколько-нибудь определенных выводов, но Торндайк создал модель исследований, которая сделала научение центральным объектом научной психологии. Многие исследователи помимо Уотсона видели, что с помощью таких экспериментов можно выделять различные параметры поведения и его детерминант, а значит, сделать их полностью наблюдаемыми. По той же причине они приветствовали работы Павлова, посвященные условным рефлексам. Но им не казались убедительными ни предложенная Уотсоном программа новой науки, ни его попытки исключить все ссылки на психические состояния. Когда некоторые психологи в 1920-е гг. называли себя бихевиористами, это в большей степени означало принятие ими идеалов физикалистского объяснения в психологии, нежели согласие с крайним энвайронментализмом Уотсона — представлением о решающей роли окружающей среды в формировании личности и отрицанием существования сознания.

Уотсон пытался действовать на нескольких фронтах одновременно, и результаты были какими угодно, только не систематическими. Недостаток фактических доказательств обнаружил себя з его книге по бихевиоризму, большая часть которой была просто о физиологии. Медицина также привлекала его, и в университете Джонса Хопкинса он получил разрешение работать в клинике Фиппса, которую тогда возглавлял влиятельный психиатр Адольф Майер (Adolf Meyer, 1866–1950). Майер приветствовал зоопсихологию как источник информации об «условиях возникновения [патологических реакций] и путях, которыми мы можем их изменить» [цит. по: 127, с. 202]. Уотсон начал изучение этой проблемы на детях в клинике. Это включало в себя работу с маленьким Альбертом (ребенку было девять месяцев, когда исследования начались, и тринадцать месяцев, когда они закончились) — мальчиком, чье поведение Уотсон и его аспирантка Розали Райнер (Rosalie Rayner) пытались изменять. Они сначала убедились в том, что Альберт не боится крыс. Затем всякий раз, когда крыса появлялась, они ударяли по металлической пластине и пугали ребенка. В итоге, как они утверждали, ребенок приобрел условный рефлекс страха на появление одной только крысы. Современный анализ показывает, что результаты «нельзя было однозначно интерпретировать» [92, с. 158]. Как бы то ни было, этот эксперимент стал знаменитой иллюстрацией того, что психологические особенности человека являются приобретенными: привычки — в том числе такие, как чувство отвращения перед определенными животными — формируются по механизму обусловливания. Сам Уотсон использовал эти эксперименты для обоснования своей уверенности в том, что среда целиком и полностью определяет формирование личности. Он говорил: «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформированных детей и мой собственный, отвечающий определенным характеристикам мир для их воспитания, и я гарантирую взять любого из них и сделать из него любого специалиста, какой только придет мне в голову — доктора, адвоката, артиста, превосходного торговца или даже попрошайку или вора, — независимо от его талантов, склонностей, пристрастий, способностей и всех его предков». И добавлял: «я иду дальше своих фактов» [164, с. 104]. И действительно, фактов не было, но серьезнее всего было его молчаливое отрицание социальных аспектов среды. Он воспринимал людей абсолютно в индивидуалистическом ключе: в его рассуждениях именно индивидуальные стимулы, а не социальная структура, формируют людей. Он рассматривал возникновение привычек по аналогии с работой машины, а не с поддержанием традиций. То, что он писал в 1920-е гг. о воспитании детей, демонстрировало ценности «психологического общества», то есть общества, в котором все зависит от психологии составляющих его отдельных индивидов.

Уотсон и Райнер опубликовали популярное руководство «Психологическое воспитание ребенка» (Psychological Care of Infant and Child, 1928). Когда Уотсон писал для широкой публики, а не в расчете на академическую аудиторию, то старался продвигать идею о том, что знания специалистов-психологов необходимы в повседневной жизни. Он думал, что понимает, почему психология стала востребованной: «Старый довод, сводившийся к тому, что миллионы детей в течение минувших тысячелетий вполне успешно воспитывались своими родными, недавно потерял всю свою силу в свете получившего теперь общее признание факта, что большая часть человечества терпит неудачу в своей попытке удовлетворительного приспособления к обществу» [26, с. 7]. С этой точки зрения любые социальные проблемы интерпретировались как проблемы индивидуального приспособления, а их решение заключалось в установлении нового взаимодействия между матерями и психологами. У такого подхода находились и почитатели: газета «Нью-Йорк Таймс» писала, как теперь кажется, с преувеличенным энтузиазмом, что книга «Бихевиоризм» (1924) «открывает новую эру в интеллектуальном развитии человечества» [цит. по: 41, с. 6].

В концепции Уотсона существует интригующий подтекст личного характера. Он разрабатывал психологию, объясняющую человеческую жизнь как взаимодействие с физическим миром по схеме «стимул — реакция»: S — R. Более ранние утилитаристские теории описывали природу человека, обращаясь к понятию ассоциации между идеями, с одной стороны, и ощущениями удовольствия или боли, с другой. Бихевиоризм назвал идеи стимулами, а удовольствие и боль интерпретировал как три базовых физиологических процесса — страх, ненависть и любовь. Этот подход исключал ссылки на сознание и поддерживал веру в то, что ход жизни человека определяется причинами физического порядка. Этот подход, по мнению Майера, его коллеги по клинике Фиппса, имел последствия для личной жизни Уотсона. После нескольких лет несчастливого брака Уотсон завел роман со своей аспиранткой Райнер и из-за скандального развода с женой был вынужден уйти из университета. В переписке с Майером Уотсон объяснял, что неудачный брак привел к тому, что для него стало естественным выражать свои чувства на стороне. Майер, однако, находил, что отказ Уотсона рассматривать поведение как обладающее психологическим смыслом подтолкнул его к такому неэтичному (по мнению Майера) поступку. Развод и новая женитьба Уотсона были поступками человека, который рассматривал свою жизнь как последовательность стимулов и реакций. Напротив, консервативные люди, не принимавшие теории Уотсона, полагали, что психология должна учитывать моральные ценности, присущие рефлектирующему сознанию. Проще говоря, Уотсон сделал то, что сделал, критики же считали, что он не понимал нравственного смысла своих поступков, и это было следствием его научного мировоззрения.

Уотсон в дальнейшем не смог найти себе работу в академических институтах. В 1921 г. он получил место в компании Томпсона, которая занималась рекламой, и обнаружил, что «наблюдать кривую роста продаж нового продукта может быть столь же увлекательно, как наблюдать кривую научения животного или человека» [104, с. 280]. Он пытался сохранять академичность рассуждений, но практичный мир немедленных результатов привлекал его больше, чем научная педантичность. После смерти его второй жены в 1935 г. он уединился на маленькой ферме, которую построил сам в Коннектикуте, и больше времени проводил с животными, нежели с людьми. Бихевиоризм же за это время превратился в гораздо более формальное направление.

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм

Влияние функциональной психологии на бихевиоризм Другим предшественником бихевиоризма явился функционализм. Не будучи всецело объективным течением, функциональная психология времен Уотсона тем не менее отличалась большей объективностью, чем прочие течения. Кеттел и

Глава 11 Бихевиоризм: после основания

Глава 11 Бихевиоризм: после основания Необихевиоризм Целенаправленная революция Уотсона не совершила, как он надеялся, переворота в психологии. Для этого требовалось время. И все же в 1924 году, всего лишь через десять лет после того, как Уотсон выступил с манифестом

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо

57 БИХЕВИОРИЗМ

57 БИХЕВИОРИЗМ Основателем бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение») является Джон Уотсон (1878–1958), опубликовавший статью «Психология с точки зрения бихевиориста». По его мнению, достойно исследования не сознание, а поведение. Дж. Уотсон в отличие от ученых, полагающих

33. Гештальтпсихология. Бихевиоризм

33. Гештальтпсихология. Бихевиоризм Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпси-хологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования,

Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм

Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм Долгие годы Б. Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному,

Дж.

 Б. Уотсон (1878–1958)

Дж. Б. Уотсон (1878–1958) Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь

Теории развития ребенка: Джон Ватсон

Развитие ребенка

Автор: Редактор |

Джон Уотсон был американским психологом, который общепризнанно считается «отцом» психологической школы бихевиоризма. Статья Уотсона 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов» способствовала изменению области психологии. Следуя своему бихевиористскому подходу, Уотсон провел исследования поведения животных, воспитания детей (в том числе его скандальный эксперимент «Маленький Альберт») и рекламы.

 

Джон Уотсон и бихевиоризм

Джон Уотсон (1878–1958) начал бихевиористское движение в 1913 году, когда он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов». Бихевиоризм относится к психологической школе, которая делает упор на научные и объективные методы исследования. В «манифесте» Уотсона изложен ряд основополагающих допущений относительно методологии и поведенческого анализа, четко указано, что бихевиоризм фокусируется только на наблюдаемом поведении «стимул-реакция» и считает, что все виды поведения изучаются через события и ситуации в окружающей среде.

Основные допущения

  • Любому поведению обучаются и формируются в среде:

Бихевиоризм делает акцент на том, как факторы окружающей среды влияют на поведение, практически игнорируя врожденные или унаследованные факторы, что, по сути, является перспективой обучения. Люди рождаются с чистым сознанием (tabula rasa) и учатся новому поведению с помощью классического или оперантного обусловливания.

  • Психологию следует рассматривать как науку:

Любая теория должна быть подтверждена эмпирическими данными, полученными путем систематического наблюдения и измерения поведения. Теоретические компоненты должны быть максимально простыми.

  • Бихевиоризм в основном занимается поведением, которое можно наблюдать, а не внутренними событиями, такими как мышление и эмоции:

Хотя бихевиористы в основном признают существование когниций и эмоций, они предпочитают изучать их только в том случае, если они наблюдаемы в контексте того, что может быть объективно и научно измерено.

  • Человеческое обучение очень похоже на обучение других животных:

Это означает, что исследования могут проводиться как на животных, так и на людях – так называемая сравнительная психология. Для бихевиористов исследования на животных стали основным источником данных просто потому, что такую ​​среду можно было легко контролировать.

  • Поведение является результатом реакции на стимул:

Даже сложное поведение можно свести к простой ассоциации стимул-реакция.

Подход Уотсона называется «методологическим бихевиоризмом».

Практикам следует помнить, что многие «классические» методы управления классом (например, «тайм-аут») основаны на бихевиористских принципах.

Маленький Альберт

Без учета современных этических стандартов исследование, проведенное Уотсоном и Рейнером (1920) в качестве субъекта использовали 11-месячного ребенка по имени Альберт.

Альберт плакал от звука удара по стальному стержню. В экспериментальных целях Уотсон вызывал страх перед белой крысой, показывая ребенку животное в сочетании с вызывающим страх звуком. Вскоре ребенок стал бояться и белой крысы даже при отсутствии звука.


Сопутствующие товарыдетское развитиетеории детского развития

Бихевиоризм — 1-е издание — Джон Б. Уотсон

Содержание Описание книги

    276 страниц

    к Рутледж

    251 стр.

    к Рутледж

    251 стр.

    к Рутледж


    Узнать об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

    Также доступно в виде электронной книги по адресу:

    • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
      (покупка для организаций)Открывается в новой вкладке или окне

    Продолжить покупки

    Уотсон был отцом бихевиоризма. Его ныне почитаемые лекции на эту тему определили бихевиоризм как естественную науку, которая рассматривает всю область человеческого приспособления как свою собственную. Задача бихевиористской психологии — предсказывать и контролировать человеческую деятельность. Поле имеет своей целью быть в состоянии, учитывая стимул, предсказать реакцию или, видя реакцию, узнать стимул, который ее вызвал. Уотсон утверждал, что психология так же хороша, как и ее наблюдения: что организм делает или говорит в общей среде.

    Уотсон определил «законы» обучения, включая частоту и новизну. Кимбл совершенно ясно дает понять, что бихевиоризм Уотсона, хотя и во многом обязан Ивану Павлову, превзошел русского мастера в его трактовке познания, языка и эмоций. Становится ясно, что Бихевиоризм — это что угодно, но только не редукционистская карикатура, которой его часто изображают в критической литературе. Только по этой причине работа заслуживает широкого чтения.

    Бихевиоризм, , как это было типично для психологии того времени, предлагал широкий спектр приложений, и все они, можно сказать, относились к просвещенной стороне бухгалтерской книги. В то время, когда сообщения неоднозначны, Уотсон выступал против избиения и жестокого обращения с детьми, за образцы просвещенных методов управления фабрикой, а также за лечение больных и изоляцию небольшой группы преступников, не подлежащих исправлению. И, предвосхищая Томаса Саса, он выступал против доктрины чисто психических заболеваний и за тщательное изучение поведенческих заболеваний и нарушений. Блестящее введение Кимбла к Уотсону заканчивается вызовом субъективизму, чтобы предоставить доказательства того, что бихевиоризм Уотсона не может объяснить человеческие действия без интроспективных представлений о разуме. Этот подлинный классик социальной науки и в нашем столетии остается актуальным не только для проведения психологических исследований, но и для исследований в области философии науки и социологии познания.

    ВВЕДЕНИЕ I. ЧТО ТАКОЕ БИХЕВИОРИЗМ? II. КАК ИЗУЧАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО Часть 1. Структуры, которые делают поведение возможным. IV. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Часть 11.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts