📖 Методы бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 170. Читать онлайн
…
Мы уже могли видеть, что в период первоначального развития научной психологии она стремилась связать себя с более старой, респектабельной, сформировавшейся естественной наукой — физикой. Психология постоянно стремилась перенять методы естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Эта тенденция наиболее отчетливо просматривается в бихевиористском учении о мышлении.
Уотсон боролся за то, чтобы психолог всегда ограничивался исключительно данными естественных наук, то есть тем, что является наблюдаемой величиной — иными словами, поведением. Следовательно, в бихевиористских лабораториях допускались лишь строго объективные методы исследований. Методы Уотсона включали следующее: наблюдение с использованием или без использования приборов; методы тестирования; методы дословной записи и методы условных рефлексов.
Метод наблюдения является необходимой основой для всех остальных методов. Методы объективного тестирования использовались уже ранее, но Уотсон предложил при тестировании оценивать нс психические качества человека, а его поведение. Для Уотсона результаты теста не являлись показателем ума или личных качеств; они демонстрировали реакцию испытуемого на определенные раздражители или стимулирующие ситуации, созданные при проведении теста, — и ничего другое.
Метод дословной записи является более противоречивым. Поскольку Уотсон столь решительно был настроен против интроспекции, то использование в его лаборатории метода дословной записи казалось весьма спорным. Некоторые психологи считали это компромиссом, с помощью которого Уотсон позволял интроспекции пролезть через черный ход после того, как ее выкинули в парадного крыльца. Почему же Уотсон допускал дословную запись? Несмотря па его враждебность по отношению к интроспекции, он не мог полностью игнорировать работы психофизиков, которые широко применяли интроспекцию. Следовательно, он предположил, что, поскольку речевые реакции являются объективно наблюдаемыми явлениями, они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и любые другие моторные реакции. Уотсоп говорил: «Говорить — значит делать; значит, это поведение. Говорить открыто или про себя (мыслить) является столь же объективным видом поведения, как и игра в бейсбол» (Watson. 1930. P. 6).
Метод дословной записи в бихевиоризме явился уступкой, которая широко обсуждалась критиками Уотсона. Они настаивали на том, что Уотсон предложил просто семантическую замену. Он допускал, что дословная запись может быть неточной и не является удовлетворительной заменой более объективных методов наблюдения, а потому ограничил использование метода дословной записи только теми ситуациями, в которых они могли бы быть подтверждены, — какими, например, являются наблюдения и описание различий между тонами (Watson. 1914). Дословные записи, не подлежащие верификации, — включающие, к примеру, лишенные образов мысли или рассказы об ощущениях, попросту исключались.
Наиболее важным методом исследования в бихевиоризме явился метод условных рефлексов, который был разработан в 1915 году, через два года после того, как Уотсоп формально провозгласил бихевиоризм. Поначалу методы условных рефлексов применялись в ограниченном диапазоне, и именно Уотсону принадлежит заслуга их широкого внедрения в психологические исследования американцев. Уотсон говорил психологу Эрнесту Хильгарду, что его интерес к условным рефлексам возрос при изучении работ Бехтерева, хотя позднее он воздавал должное и Павлову (Hilgard. 1994).
Уотсон описывал условные рефлексы в терминах, связанных с раздражителями. Условный рефлекс вырабатывается тогда, когда реакция связывается или ассоциируется с раздражителем, отличным от того, который первоначально вызывал эту реакцию. (Типичным условным рефлексом является слюноотделение у собак в ответ на звук, а не на вид пищи.) Уотсон выбрал этот подход, потому что он обеспечивал объективные методы исследования и анализа поведения — а именно сведение поведения к единичным парам «стимул — реакция» (S — R). Поскольку все поведение можно свести к этим элементарным составляющим, метод условных рефлексов делал возможным проведение исследований сложного человеческого поведения в лабораторных условиях.
Таким образом, Уотсон продолжил атомистическую и механистическую традицию, основанную еще британскими эмпириками и принятую на вооружение структуральными психологами. Он собирался изучать человеческое поведение точно так же, как физики изучают Вселенную, — путем разбиения его 414 отдельные компоненты, атомы или элементы.
Психология bookap
Исключительная приверженность к использованию объективных методов и устранение интроспекции означали изменение роли испытуемых людей. Для Вундта и Титченера испытуемые были одновременно и наблюдателями, и наблюдаемыми. Это означает, что люди сами проводили наблюдения за переживаниями своего сознания. Таким образом, их роль была намного важнее, чем роль самого экспериментатора.
В бихевиоризме испытуемым отводится гораздо более скромная роль. Они больше ничего не наблюдают, напротив, за ними постоянно наблюдает экспериментатор. Участники эксперимента при этом стали называться испытуемыми, или субъектами, а не наблюдателями (DanzJgcr. 1988; Scheibe. 1988). Истинными наблюдателями теперь стали экспериментаторы, психологи — исследователи, которые определяли условия эксперимента и наблюдали за тем, как субъекты на них реагируют. Таким образом, испытуемые люди были понижены в статусе. Они больше не наблюдали, они только демонстрировали свое поведение. А поведение присуще любому — взрослому, ребенку, психически больному человеку, голубю, белой крысе. Этот подход усилил взгляд на людей как на простые механизмы: «на вход подается раздражение, на выходе наблюдается реакция» (Burt. 1962. P. 232).
Бихевиоризм | Психологическая энциклопедия 1vc0
Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — одно из основных направлений американской прагматической психологии, рассматривающее психику лишь как совокупность поведенческих проявлений, реакций на внешние воздействия — стимулы. Бихевиоризм возник в 1913 г. благодаря декларациям Д. Уотсона (1878 — 1958 гг.), изложенным в его статье «Психология с точки зрения бихевиориста». Использовав учение Павлова и исследование поведения животных, осуществленное Э. Торндайком, бихевиористы полагали, что законы научения, приобретения опыта у человека и животных одни и те же. Исключив сознание из сферы своих интересов, бихевиористы интересовались только закономерностями выработки поведенческих навыков.
В 20-х гг. бихевиоризм распался на ряд направлений, а в 30-х гг. возник необихевиоризм (Толмен, Халл). Он подправил первоначальный бихевиоризм, признав промежуточное звено между стимулом и реакцией — введя понятие «промежуточные переменные», к которым были отнесены мотивы, цели и другие «внутренние» компоненты поведения.
Методики исследования формирования навыков, разработанные в бихевиоризме, широко используются в поведенческой психологии.
- выявить и описать типы реакций. Дж. Уотсон выделяет, прежде всего, врождённые и приобретённые типы. Концепция условных рефлексов принимается в качестве естественнонаучной базы психологической теории.
- исследовать процесс их образования. Схема образования условного рефлекса: безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным, безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.
- изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения. Сложные реакции образуются путём комплексов простых реакций. В итоге ставилась задача прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем её стимуле, т.е. по S предсказывать R, а по R заключать об S.
Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций как непосредственно наблюдаемых. Реакция – это изменение в организме, которое может быть зафиксировано объективными методами. Реакции следовало изучать в их связи с изменением стимулов. Стимулы могли возникать как в самом организме, так и во внешней среде. Конечная цель – в объяснении механизмов зависимости поведения человека от внешних факторов, а также в целенаправленном его формировании.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, а затем устанавливали закономерности реакций в ответ на воздействие окружающей среды и переносили это на человека.
Манипулируя внешними стимулами, можно создавать у человека разные поведенческие механизмы. Бихевиористы выдвигают формулу, которой, согласно их теории, подчинено всё поведение человека:
S → R
Бихевиористы верно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулами, но и внутренними явлениями. Можно было подойти к изучению психики человека, изучая психику животных, но необходимо было учитывать и принципиальные различия между ними. Обнаружена чрезвычайная ограниченность схемы S-R. Как правило, S и R находятся в чрезвычайно сложных отношениях, часто связь между ними выявить почти невозможно.
На Уотсона оказала большое влияние концепция рефлекса, достигшая своего расцвета в работах Сеченова, Павлова, Шеррингтона, Бехтерева. Формирование человеческого поведения от непроизвольных движений и крика новорожденного до сложных речевых реакций взрослого Уотсон объяснял Павловскими условными рефлексами.
Знание бихевиористической методологии важно для изучения проблем агрессии. В США большинство ученых, изучающих проблемы агрессии – бихевиористы. Агрессивность – приобретенная форма поведения, определяющаяся тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.
Бихевиористы в целом придерживаются принципа: объект научного наблюдения – действие, а не действующий человек. Поэтому они не придают серьёзного значения открытиям З. Фрейда, что поведение человека могут определять сила бессознательного. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от действующей личности.
Появление бихевиоризма привело психологию к развитию дальнейших взглядов на организацию психики.
Необихевиоризм. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предлагали ввести в рассуждения ещё одну инстанцию, обозначаемую понятием «промежуточной переменной». Это ответ организма, который не является в строгом смысле реакцией, так как его нельзя конкретно зафиксировать, но он определяет собственно реакцию. Эта промежуточная переменная – опыт человека.
S – O → R
Необихевиористы стали обсуждать проблемы цели, образа. Последователи бихевиоризма:
- Э. Толмен (предложил промежуточную переменную), экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, быстрее учатся проходить по нему, чем те, у которых не было опыта. Этот опыт он назвал «когнитивными картами».
- Б. Скиннер. Предположил, что поведение может не определяться стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободу поведения, но в рамках его подхода и обсуждается программа саморегулирования человека. Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия определяют поведение субъекта.
Что такое когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это форма психологического лечения, которая доказала свою эффективность при ряде проблем, включая депрессию, тревожные расстройства, проблемы, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков, семейные проблемы, расстройства пищевого поведения и тяжелые психические заболевания. Многочисленные исследования показывают, что КПТ приводит к значительному улучшению функционирования и качества жизни. Во многих исследованиях было продемонстрировано, что когнитивно-поведенческая терапия столь же эффективна, как и другие формы психологической терапии или психиатрических препаратов, а то и более эффективна.
Важно подчеркнуть, что успехи в когнитивно-поведенческой терапии были достигнуты на основе как исследований, так и клинической практики. Действительно, когнитивно-поведенческая терапия — это подход, для которого существует достаточное количество научных доказательств того, что разработанные методы действительно приводят к изменениям. Таким образом, КПТ отличается от многих других форм психологического лечения.
КПТ основана на нескольких основных принципах, в том числе:
- Психологические проблемы частично основаны на ошибочных или бесполезных способах мышления.
- Психологические проблемы частично основаны на выученных моделях бесполезного поведения.
- Люди, страдающие от психологических проблем, могут научиться лучше справляться с ними, тем самым облегчая свои симптомы и становясь более эффективными в своей жизни.
Лечение когнитивно-поведенческой терапии обычно включает усилия по изменению моделей мышления. Эти стратегии могут включать:
- Научиться распознавать искажения мышления, которые создают проблемы, а затем переоценивать их в свете реальности.
- Лучшее понимание поведения и мотивации других.
- Использование навыков решения проблем, чтобы справиться с трудными ситуациями.
- Учимся развивать чувство уверенности в своих силах.
Лечение когнитивно-поведенческой терапии также обычно включает усилия по изменению поведенческих моделей. Эти стратегии могут включать:
- Встреча со страхами лицом к лицу вместо того, чтобы избегать их.
- Использование ролевых игр для подготовки к потенциально проблематичным взаимодействиям с другими людьми.
- Учимся успокаивать ум и расслаблять тело.
Не все CBT будут использовать все эти стратегии. Скорее, психолог и пациент/клиент работают вместе, в духе сотрудничества, чтобы лучше понять проблему и разработать стратегию лечения.
КПТ делает акцент на том, чтобы помочь людям научиться быть своими собственными терапевтами. Благодаря упражнениям во время сеанса, а также «домашним заданиям» вне сеансов пациентам/клиентам помогают развить навыки совладания, с помощью которых они могут научиться изменять свое собственное мышление, проблемные эмоции и поведение.
Терапевты КПТ подчеркивают, что происходит в текущей жизни человека, а не то, что привело к его трудностям. Необходим определенный объем информации о своей истории, но в первую очередь основное внимание уделяется продвижению вперед во времени для разработки более эффективных способов справиться с жизнью.
Источник: APA Div. 12 (Общество клинической психологии)
Компетенции как поведенческий подход к эмоциональному интеллекту
Чтобы прочитать этот контент, выберите один из вариантов ниже:
Ричард Э. Бояцис (Университет Кейс Вестерн Резерв, Кливленд, Огайо, США)
Журнал развития менеджмента
ISSN : 0262-1711
Дата публикации статьи: 18 сентября 2009 г.
36206
Аннотация
Назначение
–Развитие компетенций, необходимых для того, чтобы быть эффективными менеджерами и лидерами, требует исследований и теории, которые могут стимулировать будущие исследования и применение. В этом вступительном эссе к специальному выпуску JMD основное внимание уделяется компетенциям в организациях в Европе и более широкой концепции эмоционального интеллекта.
Дизайн/методология/подход
–Компетенции определены, и представлен обзор документов, которые последуют за ними, с оригинальными исследованиями компетенций, их связью с производительностью в различных профессиях и их развитием.
Находки
–Компетенции эмоционального, социального и когнитивного интеллекта предсказывают эффективность на профессиональных, управленческих и руководящих должностях во многих секторах общества. Кроме того, эти компетенции могут быть развиты у взрослых.
Ограничения/последствия исследования
–В качестве вводного эссе статья закладывает основу для следующих статей в этом выпуске.
Практические последствия
–Компетенции, необходимые для того, чтобы быть эффективными, могут быть развиты.
Оригинальность/ценность
–Несмотря на широкое применение, существует несколько опубликованных исследований эмпирической связи между компетенциями и производительностью. Еще меньше опубликованных исследований показывают, что их можно разработать. Специальный выпуск дополнит обе литературы. Существует широко распространенная путаница в отношении определения эмоционального интеллекта; статья предлагает некоторые пояснения.