Биографические методы: Биографический метод — Психологос

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия

Авторы: О. М. Маслова, В. В. Нуркова

БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из ме­то­дов гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ко­то­ром ис­точ­ни­ка­ми эм­пи­рич. дан­ных слу­жат лич­ные до­ку­мен­ты (днев­ни­ки, пись­ма, ав­то­био­гра­фии, ме­муа­ры), а так­же спец. био­гра­фич. (нар­ра­тив­ные) ин­тер­вью. В ка­ж­дой на­уке Б. м. име­ет свою спе­ци­фи­ку.

В со­цио­ло­гии Б. м. яв­ля­ет­ся ме­тодом изу­че­ния со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти на ос­но­ве обоб­ще­ния ма­те­риа­лов об ин­ди­ви­ду­аль­ных судь­бах лю­дей, один из осн. ме­то­дов в т. н. ка­че­ст­вен­ной (по­ни­маю­щей, ин­тер­пре­та­тив­ной) со­цио­ло­гии. Раз­вёр­ну­тое обос­но­ва­ние Б. м. пред­ло­жил В. Диль­тей, от­ме­тив­ший, что че­ло­век – это не толь­ко не­по­вто­ри­мая ин­ди­ви­ду­аль­ность, но и но­си­тель об­раза ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В этом смыс­ле био­гра­фии отд. ин­ди­ви­дов ре­пре­зен­та­тив­ны, т. е. в них на­ли­че­ст­ву­ют со­ци­аль­но ти­пич­ные ха­рак­те­ри­сти­ки стра­ны, вре­ме­ни, на­ро­да, со­ци­аль­но­го слоя, воз­раст­ной груп­пы и т.  п. В зап. со­цио­ло­гии ста­нов­ле­ние Б. м. свя­за­но с клас­сич. ис­сле­до­ва­ни­ем У. То­ма­са и Ф. Зна­нец­ко­го «Поль­ский кре­сть­я­нин в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке» (1918–20), в ко­то­ром изу­ча­лись про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия суб­куль­ту­ры поль­ских эмиг­ран­тов и амер. об­раза жиз­ни. Зна­нец­кий раз­ра­бо­тал ме­то­до­ло­гию ана­ли­за био­гра­фий.

Б. м. по­лу­чил раз­ви­тие в США, Гер­ма­нии и Поль­ше в 1920–30-х гг. при изу­че­нии суб­куль­тур мар­ги­наль­ных, де­ви­ант­ных за­кры­тых групп: без­ра­бот­ных, не­фор­маль­ных мо­ло­дёж­ных объ­е­ди­не­ний, экс­тре­ми­ст­ских об­ществ, дви­же­ний. В 1940–60-х гг. ин­те­рес к Б. м. за­мет­но сни­зил­ся, по­сколь­ку счи­та­лось, что субъ­ек­тив­ный фак­тор, при­сут­ст­вую­щий в био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ни­ях, сни­жа­ет уро­вень дос­то­вер­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных. С 1970-х гг. ис­поль­зо­ва­ние Б. м. за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось в свя­зи с изу­че­ни­ем но­вых со­ци­аль­ных дви­же­ний (эко­ло­гич., мо­ло­дёж­ных, жен­ских). По­зна­ва­тель­ные воз­мож­но­сти Б. м. рас­ши­ри­лись за счёт гер­ме­нев­ти­ки (Х. Га­да­мер), эт­но­ме­то­до­ло­гии (Х. Гар­фин­кел), фе­но­ме­но­ло­гии, со­цио­ло­гии по­все­днев­но­сти (А. Шюц, Ф. Шют­це, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

В Рос­сии к Б. м. об­ра­ща­лись зем­ские ста­ти­сти­ки в свя­зи с изу­че­ни­ем со­ци­аль­ных по­след­ст­вий от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (про­ект В. Н. Те­ни­ше­ва, 1897). Л. Н. Тол­стой ис­поль­зо­вал био­гра­фии ча­ст­ных лиц при изу­че­нии сель­ской и го­род­ской бед­но­сти. Яр­кий при­мер «уст­ной ис­то­рии» – ра­бо­та рус. пи­са­тель­ницы С. З. Фе­дор­чен­ко «На­род на вой­не» (отд. час­ти выш­ли со­от­вет­ст­вен­но в 1917, 1925 и 1983). В ра­бо­тах пси­хо­ло­га Н. А. Рыб­ни­ко­ва 1920–30-х гг., по­свя­щён­ных изу­че­нию био­гра­фии, от­ме­ча­лось на­ли­чие в них цен­ной ин­фор­ма­ции и о по­ло­же­нии разл. со­ци­аль­ных групп. По­сле дли­тель­но­го пе­ре­ры­ва ин­те­рес к Б. м. стал воз­рож­дать­ся в рос. со­цио­ло­гии в сер. 1990-х гг.

Био­гра­фич. ин­тер­вью от­но­сит­ся к груп­пе не­фор­ма­ли­зо­ван­ных (сво­бод­ных, «мяг­ких») ме­то­дов: рес­пон­дент рас­ска­зы­ва­ет о сво­ей жиз­ни в сво­бод­ной фор­ме, са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­ляя объ­ём по­ве­ст­во­ва­ния, сте­пень его под­роб­но­сти, со­бы­тия, о ко­то­рых сто­ит упо­мя­нуть, стиль по­ве­ст­во­ва­ния (эмо­цио­наль­ный или су­хой, серь­ёз­ный или иро­ни­че­ский и т. д.).

Б. м. да­ёт воз­мож­ность ис­сле­до­вать мик­ро­уро­вень со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний, по­нять, как фор­ми­ру­ет­ся жиз­нен­ная стра­те­гия отд. гра­ж­дан (со­ци­аль­ных ак­то­ров) во взаи­мо­дей­ст­вии с об­ще­ст­вом. Срав­не­ние био­гра­фич. нар­ра­ти­вов (по­ве­ст­во­ва­ний) об­на­ру­жи­ва­ет ти­пич­ные со­ци­аль­но одоб­ряе­мые или от­кло­няю­щие­ся (де­ви­ант­ные) жиз­нен­ные стра­те­гии и прак­ти­ки. В со­цио­ло­гии пе­ре­ход от ана­ли­за ин­ди­ви­ду­аль­ных био­гра­фич. нар­ра­ти­вов к обоб­щён­ным пред­став­ле­ни­ям об изу­чае­мых со­ци­аль­ных фе­но­ме­нах обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­то­до­ло­ги­ей изу­че­ния отд. слу­чая (case study).

В пси­хо­ло­гии, пе­да­го­ги­ке, ме­ди­ци­не Б. м. на­прав­лен на изу­че­ние и опи­са­ние од­ной че­ло­ве­че­ской жиз­ни, вклю­чая мир пред­став­ле­ний и пе­ре­жи­ва­ний кон­крет­ной лич­но­сти (в этом ва­ри­ан­те Б. м. ино­гда на­зы­ва­ют ав­то­био­гра­фи­че­ским). В этой сфе­ре с по­мо­щью Б. м. изу­ча­ет­ся со­от­но­ше­ние ус­ло­вий внеш­ней де­тер­ми­на­ции и са­мо­де­тер­ми­на­ции в ис­то­рии отд. че­ло­ве­ка и его лич­но­ст­ных из­ме­не­ний. Пу­тём ис­сле­до­ва­ния био­гра­фич. по­ве­ст­во­ва­ний о се­бе (од­но­крат­ных или лон­ги­тюд­ных, те­ма­ти­че­ски ог­ра­ни­чен­ных или ка­саю­щих­ся жиз­ни в це­лом) ана­ли­зи­ру­ют­ся опыт лич­но­сти, сме­на его ин­тер­пре­та­ций и оце­нок, со­дер­жа­ния цен­но­ст­но-смы­сло­вой и мо­ти­ва­ци­он­ной сфер, ди­на­ми­ка «Я-кон­цеп­ции», внут­рен­няя ло­ги­ка жиз­нен­ных це­лей и стра­те­гий по­ве­де­ния, а так­же ис­то­рия «кон­ст­руи­ро­ва­ния» соб­ст­вен­ной лич­но­сти и судь­бы. Ре­аль­ное те­че­ние жиз­ни не то­ж­де­ст­вен­но рас­ска­зу субъ­ек­та, ди­аг­но­стич­ны­ми яв­ля­ют­ся: от­бор эпи­зо­дов; со­кры­тия, умол­ча­ния, при­вле­че­ние ком­мен­та­ри­ев; за­бы­ва­ние со­бы­тий и эта­пов жиз­ни, ис­ка­же­ние фак­тов и вре­ме­ни их осу­ще­ст­в­ле­ния; ре­ин­тер­пре­та­ции, по­ка­зы­ваю­щие, как на­стоя­щее пе­ре­оп­ре­де­ля­ет про­шлое. Б. м. пред­по­ла­га­ет ана­лиз со­дер­жа­тель­ных (со­став и ие­рар­хия жиз­нен­ных тем, ус­той­чи­вые сю­же­ты и сим­во­лы) и фор­маль­ных ха­рак­те­ри­стик (напр., сти­ле­вые осо­бен­но­сти). Для ус­та­нов­ле­ния ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых дан­ных раз­ра­бо­та­ны про­це­ду­ры ве­ри­фи­ка­ции: струк­ту­ри­ро­ва­ние те­ма­ти­ки ин­тер­вью, кон­тент-ана­лиз тек­стов, при­вле­че­ние до­пол­нит. ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции (до­ку­мен­тов, оче­вид­цев, экс­пер­тов и др.).

В ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии Б. м. – спо­соб ис­сле­до­ва­ния, при ко­то­ром био­гра­фия и лич­ность пи­са­те­ля рас­смат­ри­ва­ют­ся как оп­ре­де­ляю­щие мо­мен­ты его твор­че­ст­ва. Б. м. был под­го­тов­лен эс­те­ти­кой ро­ман­тиз­ма с её вос­при­яти­ем жиз­ни и по­эзии как еди­но­го це­ло­го, а так­же гер­ме­нев­ти­кой Ф. Шлей­ер­махе­ра, по­ла­гав­ше­го не­об­хо­ди­мым изу­чать фак­ты внеш­ней и внут­рен­ней жиз­ни пи­са­те­ля для луч­ше­го по­ни­ма­ния его про­из­ве­де­ний. Ос­но­ва­те­лем Б. м. счи­та­ет­ся Ш. О.  Сент-Бёв, для ко­то­ро­го изу­че­ние на­след­ст­вен­но­сти, лит. и по­ли­тич. ок­ру­же­ния пи­са­те­ля бы­ло не­пре­мен­ным ус­ло­ви­ем по­сти­же­ния его твор­че­ст­ва. Б. м. на­шёл при­ме­не­ние в тео­рии и прак­ти­ке куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской шко­лы (Г. Лан­сон, И. А. Тэн), по­вли­ял на ста­нов­ле­ние «ис­то­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ско­го» ме­то­да Г. Бран­де­са, на «им­прес­сио­ни­сти­че­скую» кри­ти­ку ру­бе­жа 19–20 вв., за­ня­тую по­ис­ком от­ра­же­ния в тек­сте «со­кро­вен­но­го Я» пи­са­те­ля. С Б. м. свя­за­но ста­нов­ле­ние лит. порт­ре­та как осо­бо­го жан­ра ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния («Ста­рин­ные порт­ре­ты» Н. А. Кот­ля­рев­ско­го, 1907; «Си­лу­эты рус­ских пи­са­те­лей» Ю. И. Ай­хен­валь­да, вып. 1–3, 1906–10, и др.).

Биографический метод в психологии

Определение 1

Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, базирующийся на изучении и анализе жизненных ситуаций, которые происходили с отдельным человеком или группой лиц.

Сущность и задачи биографического метода

Биографический метод представляет собой психологическое исследование, основная цель которого состоит в получении личной информации о человеке, которая может касаться не только сухих фактов его жизни, но и чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Такие исследования помогают психологам определить внутренние проблемы и противоречия и сформировать план последующих действий.

Психологи, использующие биографический метод, рассматривают даже, казалось бы, незначительные моменты биографии клиентов, так как они могли каким-то образом оказать влияние на становление личности, формирование ценностей, мнений и позиций. Моменты, имеющие положительный характер, предлагается взять за основу развития личностных качеств.

Особое внимание специалисты уделяют тем периодам, когда испытуемый переживал кризисное состояние. И не важно, каким был кризис — возрастным или нормативным. В такие моменты, как правило, происходят серьезные психические сдвиги, которые способны в результате изменить поведение, привычки, отношения с окружающими, что часто приводит к конфликтам.

Иногда происходит обострение и закрепление каких-то негативных черт характера. Это характерно для случаев, когда обновленные потребности человека не смогли найти удовлетворения, также это свойственно для ситуаций, когда его идеям общество и окружающие люди не дают реализовываться.

Биографический метод исследования человеческой личности очень активно разрабатывал и использовал психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Этот ученый связал его с теорией индивидуальности. Он считал, что главная задача метода заключается в более близком знакомстве с жизненным путем каждого отдельного человека.

Ананьев полагал, что биографический метод состоит в исследовании воздействия социальной среды на становление человеческой личности, которое осуществляется не только в рамках одного субъекта, но и государства, общества или эпохи в целом. Немаловажное значение в этом контексте имеют окружающие люди, у которых плохое или хорошее отношение к индивиду.

Ананьев поставил перед биографическим методом следующий перечень задач:

  • Определение психологического статуса человека;
  • Выявление основных черт характера;
  • Распознание способностей;
  • Понимание того, что смогла выступить в качестве причины тех или иных поворотных событий.

Развитие данного психологического метода исследования можно связать с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, предполагающий подробное описание жизненного пути. Он рассматривает все важные для человека события, моменты, которые привели к становлению как личности.

Особенности техник биографического метода

В рамках применения биографического метода проводят анализ дневников, автобиографий, анкет, характеристик, фотографий и писем. Анализ позволяет понять, по какой причине у человека появляются соответствующие черты характера, каким образом проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно изучить его внутренний мир. В случае применения данного метода специалисты заостряют внимание на социальном происхождении, окружении индивида, видах информации, которую он получает из окружающего мира, основных событиях его жизни.

Основная техника биографического метода представлена анкетированием. Данная техника часто используется в процессе беседы с соискателем. При заполнении анкетных бланков, люди получают возможность систематизировать воспоминания из прошлого. Анкета позволяет выявить такую информацию, которой нет в других источниках (например, о болезнях, которые человек перенес в детстве, его участии в общественной жизни).

Техника «автобиография» бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во второй ситуации исследуемому человеку ее необходимо записать по заранее составленному плану. С помощью этой техники психологи составляют общее представление о жизненном пути индивида.

Биографическое интервью как техника данного метода занимает много времени. Как правило, для него необходимы 2-3 сеанса продолжительностью по 5 часов. Психологи в его процессе задают вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая подводка к тому, чтобы испытуемый начал рассказывать о собственных ощущениях и переживаниях. В процессе интервью специалист фиксирует эмоциональные реакции на соответствующее событие.

Достоинства и недостатки метода

Биографический метод в психологии имеет множество достоинств.

В первую очередь необходимо выделить его динамичность, поскольку психолог исследует человека в динамике, а не в статике, благодаря чему появляется возможность увидеть то, как человек жил раньше, что и почему поменялось на сегодняшний день.

Биографический метод не предполагает необходимости в особой подготовке. Конечно, будет лучше, если исследователь получил специальное социологическое образование, тем не менее, осуществить опрос способен даже тот, кто совсем не знаком с социологией, например, биографический метод часто используют работодатели при приеме на работу новых сотрудников.

Кроме плюсов, биографический метод показал и ряд негативных моментов:

  • Описательность,
  • Большие затраты времени,
  • Индивидуальность,
  • Ложь,
  • Субъективность,
  • Большие затраты сил и др.

Если взять в качестве примера использование биографического метода при приеме на работу, то можно сказать, что работодатель может изучить биографию и подобрать оптимальные условия работы и подходящую должность.

Тем не менее, информация касается лишь одного человека. Сделанные на ее основе выводы не всегда могут подойти для кого-то другого.

Субъективность биографического метода начинает проявляться в том случае, когда психолог для формирования портрета общается с родными и друзьями человека. Они часто сгущают краски, высказывают свою личную точку зрения или умалчивают о каких-то важных моментах.

Никандров В. В. Экспериментальная психология

доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена),

доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие.

СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.

Введение 5

Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 5

Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18

4. 3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21

4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

4.5. СБОР ДАННЫХ 23

4.5.1. Общее понятие о данных 23

4.5.2. Классификация данных 23

4.5.3. Процедура сбора данных 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25

4.6.1. Общее представление об обработке 25

4.6.2. Первичная обработка 27

4.6.3. Вторичная обработка 30

4.6.3.1. Общее представление о вторичной обработке 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32

4.6.3.4. Меры связи 33

4.6.3.5. Нормальное распределение 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37

4.7. Интерпретация результатов 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38

4.7.2. Объяснение результатов 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40

4.7.3. Обобщение результатов 43

4. 8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46

Раздел А 46

Общее представление о системе методов в психологии 46

Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49

Раздел Б Неэмпирические методы 57

Глава 7. Организационные методы (подходы) 58

7.1. Сравнительный метод 58

7.2. Лонгитюдный метод 58

7.3. Комплексный метод 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60

8.2. Качественные методы 65

Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) 68

Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения 71

Глава 10. Наблюдение 73

10.1. Общее представление о методе наблюдения 73

10.2. Виды наблюдения 76

10.3. Интроспекция – специфический метод психологии 81

Глава 11. Вербально-коммуникативные методы 88

11.1. Беседа 88

11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы 88

11. 1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы 91

11.1.3. Особенности беседы с детьми 94

11.2. ОПРОС 95

11.2.1. Общие сведения об опросных методах 95

11.2.2. Интервью 102

11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса 102

11.2.2.2. Процедура интервьюирования 102

11.2.2.3. Требования к интервьюеру 106

11.2.2.4. Виды интервью 107

11.2.3. Анкетирование 109

11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода 109

11.2.3.2. Анкета 112

11.2.3.3. Виды анкетирования 113

11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования 114

Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ 115

12.1. Общая характеристика психологического эксперимента 115

12.1.1. Определение 115

12.1.2. Основные элементы экспериментального метода 116

12.1.3. Уровни эксперимента 118

12.2. Процедурные особенности эксперимента 118

12.2.1. Предъявление независимой переменной 118

12.2.1.1. Виды НП 118

12.

2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП 120

12.2.1.3. Планирование эксперимента 120

12.2.2. Контроль дополнительных переменных 124

12.2.2.1. Контроль внешних ДП 124

12.2.2.2. Контроль внутренних ДП 125

12.2.3. Фиксация эксперимента 127

12.3. Виды эксперимента 129

12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого 137

12.4.1. Доэкспериментальное общение 138

12.4.2. Экспериментальное взаимодействие 141

12.4.3. Послеэкспериментальное общение 143

Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 144

13.1. Общее представление о психологическом тестировании 144

13.2. Возникновение и развитие метода тестирования 145

13.3. Классификация психологических тестов 146

13.4. Субъективные тесты 146

13.5. Объективные тесты 150

13.6. Проективные тесты 152

13.7. Компьютерное тестирование 156

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 157

Глава 14. Моделирование в психологии 160

14.1. Определение 160

14.2. Немного истории 160

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 161

14.3.1. Общее представление о модели 161

14.3.2. Функции моделей 162

14.3.3. Классификация моделей 162

14.4. Специфика моделирования в психологии 164

14.5. Основные направления моделирования в психологии 165

14.5.1. Моделирование психики 166

14.5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 166

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 169

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 179

14.5.2. Психологическое моделирование 179

Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения 181

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 181

15.1. Метод семантического дифференциала 181

15.2. Метод семантического радикала 181

15.3. Метод репертуарных решеток 182

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 183

16.1. Методы исследования свойств нервной системы 183

16. 2. Методы исследования моторики 184

16.3. Методика миокинетической психодиагностики 188

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 191

17.1. Социометрия 191

17.2. Групповая оценка личности 193

17.3. Референтометрия 194

17.4. Методика фидлера 194

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 196

18.1. Общее представление о психотерапии 196

18.2. Гипнотерапия 197

18.3. Аутогенная тренировка 198

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 198

18.5. Игровая психотерапия 199

18.6. Психоэстетотерапия 200

18.7. Наркопсихотерапия 200

18.8. Телесная психотерапия 201

18.9. Социальная психотерапия 201

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 203

203

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 204

20.1. Общие сведения о системе биографических методов 204

20.2. Психобиография 205

20.3. Каузометрия 205

20.4. Формализованная биографическая анкета 205

20. 5. Психологическая автобиография 206

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 208

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 208

21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы 209

21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции 209

21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы 211

21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы 213

21.2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы 214

21.2.5. Методы исследования работы глаз 214

21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы 216

21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы 216

21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 216

21.4.2. Метод вызванных потенциалов 217

Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 218

22.1. Общее представление о праксиметрии 218

22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий 218

22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности 219

ЛИТЕРАТУРА 221


Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию

Метод 5 – Биографический метод изучения Библии

Предвзятость автора | Толкование: консервативное
Склонение: диспенсациональное
Семинария: Библейский колледж Онтарио (Тиндейл)

Распечатать Артикул

Добро пожаловать в биографический метод. Пожалуйста, смотрите мою заметку, ( Peter Rhebergen ):

5.1 — Инструменты

5.1.1 — Библия

5.1.2 — Исчерпывающее и/или биографическое соответствие

5.1.3 — Тематическая Библия

5. 1.4 — Библейский словарь или энциклопедия

5.2 — Советы

5.2.1 — Помните, что во многих отрывках человек часто упоминается не по имени, а по имени.

5.3 — Шаги

Шаг 1 — Выберите человека из Библии для вашего изучения. См. список ниже для выбора лиц из Библия.

Шаг 2. Перечислите все упоминания об этом человеке. Конкорданс поможет, если человек упоминается в Библии по их собственному имени, но вы также можете искать двусмысленные ссылки на человека (например, жена фараона или сын Зеведея).

Шаг 3. Отметьте свое первое впечатление о человеке после первого прочтения отрывков.

Шаг 4. Составьте хронологический очерк жизни человека после второго прочтения.

Шаг 5. Получите некоторое представление о человеке после третьего чтения.

Шаг 6. Определите некоторые качества характера после четвертого чтения.

Шаг 7. Покажите, как другие библейские истины проявляются в жизни этого человека.

Шаг 8. Обобщите основные уроки, которые вы усвоили.

Шаг 9 — Напишите личное заявление.

Шаг 10. Сделайте свое исследование переносимым.

Шаг 11. Отметьте кого-нибудь, с кем вы поделитесь результатами этого исследования, и посвятите себя этому.

Частичный список библейских людей

Три следующих списка включают некоторых из главных людей Библии, второстепенных, но важных людей Библии, и выдающиеся женщины Библии.

Главные герои Библии

  1. Авраам
  2. Дэниел
  3. Дэвид
  4. Элайджа
  5. Элиша
  6. Иезекииль
  1. Эзра
  2. Исайя
  3. Исаак
  4. Джейкоб
  5. Иеремия
  6. Иисус
  1. Иоанн — апостол
  2. Джозеф — ОТ
  3. Джошуа
  4. Моисей
  5. Неемия
  6. Пол
  1. Питер
  2. Фараон
  3. Самсон
  4. Сэмюэл
  5. Саул — ОТ
  6. Соломон

Незначительные, но важные люди Библии

  1. Аарон
  2. Абель
  3. Авимелех
  4. Абнер
  5. Авессалом
  6. Ачан
  7. Адам
  8. Ахав
  9. Ахитофел
  10. Амос
  11. Анания
  12. Андрей
  13. Аполлос
  14. Апостолов – любые
  1. Аквила
  2. Аса
  3. Валаам
  4. Варнава
  5. Барзиллай
  6. Каиафа
  7. Калеб
  8. Эли
  9. Исав
  10. Гиезий
  11. Гидеон
  12. Аввакум
  13. Аггей
  14. Аман
  1. Ирод
  2. Езекия
  3. Осия
  4. Джабес
  5. Джеймс
  6. Иосафат
  7. Иеровоам
  8. Иоав
  9. Работа
  10. Иоанн Креститель
  11. Иона
  12. Джонатан
  13. Иуда Искариот
  14. Судьи — любые
  1. Короли – любые
  2. Лаван
  3. Лот
  4. Люк
  5. Марка
  6. Мэтью
  7. Мелхиседек
  8. Мемфивосфей
  9. Мордехай
  10. Нааман
  11. Натан
  12. Ной
  13. Филимон
  14. Филипп
  1. Понтий Пилат
  2. Пророки — любые
  3. Ровоам
  4. Шамгар
  5. Сайлас
  6. Стивен
  7. Тимоти
  8. Тит
  9. Тихик
  10. Озия
  11. Захария
  12. Седекия
  13. Софония
  14. Зоровавель

Выдающиеся женщины Библии

  1. Эбигейл
  2. Абишаг
  3. Анна
  4. Вирсавия
  5. Дебора
  6. Далила
  7. Дина
  8. Доркас
  1. Элизабет
  2. Эстер
  3. Юнис
  4. Ева
  5. Агарь
  6. Ханна
  7. Иезавель
  8. Иохавед
  1. Лия
  2. Лидия
  3. Марта
  4. Мария – мать Иисуса
  5. Мария Магдалина
  6. Мария из Вифании
  7. Михал
  8. Мириам
  1. Служанка Неемана
  2. Наоми
  3. Присцилла
  4. Царица Савская
  5. Рэйчел
  6. Рахав
  7. Ребекка
  8. Рут
  1. Сапфира
  2. Сара
  3. Сунамитянка
  4. Вашти
  5. Ципора

Общие вопросы для биографического исследования

Вот список из семидесяти вопросов, которые вы можете использовать при составлении биографического исследования. Вы не должны пытаться использовать каждый из перечисленных вопросов здесь в одном исследовании. В зависимости от глубины вашего исследования и времени, которое у вас есть, выберите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. Вопросы разделены на семь основных разделов для удобства использования. Когда вы думаете о других вопросах, добавляйте их в этот список.

Репутация

1. Кто написал, что мы знаем об этом человеке?

2. Что люди говорили о нем/ней?

3. Что говорили о нем/ней его враги?

4. Что его/ее семья (жена/муж, дети, братья, сестры, родители) говорили о нем/ней?

5. Что Бог сказал о нем/ней?

6. Как вы думаете, почему Бог позволил упомянуть этого человека в Библии?

Испытания характера

1. Каковы были его/ее цели и мотивы?

2. Каков он/она в своем доме?

3. Как он/она отреагировал на неудачу? Легко ли он/она впадал в уныние?

4. Как он/она отреагировал на невзгоды? Хорошо ли он/она справлялся с критикой?

5. Как он/она отреагировал на успех? Гордился ли он/она, когда его хвалили?

6. Как он/она реагировал на тривиальные и приземленные вещи в жизни? Был ли он/она верен в мелочах?

7. Как быстро он/она прославил Бога за все хорошее/плохое, что с ним/ней произошло?

8. Как быстро он/она послушался Бога, когда ему сказали что-то сделать?

Предыстория

1. Что вы можете узнать о его/ее семье и происхождении?

2. Что означает его/ее имя? Почему ему/ей дали это имя? Было ли оно когда-либо изменено?

3. Какой была его/ее домашняя жизнь? Как он/она воспитывались? Где он/она вырос?

4. Каковы были характеристики его/ее родителей? Повлияли ли они на него/нее?

5. Было ли что-то особенное в его/ее рождении?

6. Где он/она жил? Какой была его/ее повседневная жизнь?

7. Знаком ли он/она с другими культурами? Они как-то повлияли на него/нее?

8. В каком состоянии была его/ее страна – политическая и духовная – при его/ее жизни?

9. Какое образование он/она прошел? Имеет ли он/она какое-либо образование?

10. Чем он/она занимался?

11. Сколько он/она прожил? Где он/она умер? Как он/она умер?

Важные события

1. Был ли в его/ее жизни большой кризис? Как он/она справился с этим?

2. Какие великие достижения запомнились ему/ей?

3. Испытывал ли он/она божественный «зов»? Как он/она отреагировал на это?

4. Какие важные решения ему/ей пришлось принять? Как они повлияли на него/нее? Другие?

5. Возникала ли в его/ее жизни повторяющаяся проблема?

6. В чем он/она преуспел? Где он/она потерпел неудачу? Почему?

7. Как окружающая среда и обстоятельства повлияли на него/нее?

8. Какую роль он/она сыграл в истории Божьего плана?

9. Верил ли он/она во всевластие Бога (Божий контроль над всеми событиями)?

Отношения

1. Как он/она ладил с другими людьми? Был ли он/она одиночкой? Был ли он/она командным человеком?

2. Как он/она относился к другим людям? Использовал ли он/она их или обслуживал их?

3. Какой была его/ее жена/муж? Как она/он повлияли на него/нее/нее?

4. Какими были его/ее дети? Как они повлияли на него/нее?

5. Кто были его/ее близкие друзья? На кого они были похожи? Как они повлияли на него/нее?

6. Кто были его/ее враги? На кого они были похожи? Как они повлияли на него/нее?

7. Какое влияние он/она оказывал на других? На его нацию? На другие нации?

8. Заботился ли он/она о своей семье? Какими стали его/ее дети?

9. Его/ее друзья и семья помогали или мешали ему/ей в служении Господу?

10. Обучал ли он/она кого-нибудь на свое место? Оставил ли он/она «Тимофея» (ученика) после себя?

Личность

1. Каким человеком он/она был? Что сделало его/ее таким, каким он/она был?

2. Был ли его/ее темперамент холериком, меланхоликом, сангвиником или флегматиком?

3. Какие сильные стороны были в его/ее характере? Какие черты были у него/нее?

4. Показывало ли его/ее жизнь какое-либо развитие характера с течением времени? Был ли там рост и прогресс?

5. Каковы были его/ее недостатки и слабости?

6. Каковы были его/ее конкретные грехи? Какие шаги привели к этим грехам?

7. В какой области была его/ее самая большая битва: с похотью плоти, похотью очей или гордостью житейской и т.д.?

8. Каковы были результаты его/ее грехов и слабостей?

9. Одержал ли он/она победу над своими грехами и слабостями?

10. Какие качества сделали его/ее успешным или неудачным?

Список положительных качеств характера, которые нужно найти

  1. Слуга
  2. Приятность
  3. Весы
  4. Смелость
  5. Храбрость
  6. Спокойствие
  7. Осторожность
  8. Осторожность
  9. Характеризуется заповедями блаженства
  10. Целомудрие
  11. Бодрость
  12. Чистота
  13. Сострадательный
  14. Уверенность
  15. Вознаграждение
  16. Удовлетворенность
  17. Мужество
  1. Вежливость
  2. Творчество
  3. Посвящение
  4. Почтительность
  5. Надежность
  6. Определить
  7. Усердие
  8. Проницательность
  9. Дисциплина
  10. Скрытность
  11. Долговечность
  12. Серьезность
  13. Энергия
  14. Энтузиазм
  15. Справедливость
  16. Верность
  17. Гибкость
  1. Прощение
  2. Щедрость
  3. Мягкость
  4. Хорошее управление
  5. Благодарность
  6. Честность
  7. Смирение
  8. Независимость
  9. Промышленность
  10. Целостность
  11. Доброта
  12. Любовь
  13. Лояльность
  14. Человек веры
  15. Кротость
  16. Милосердие
  17. Умеренность
  1. Скромность
  2. Побединец
  3. Наблюдатель
  4. Оптимизм
  5. Порядок
  6. Терпение
  7. Миротворчество
  8. Перспектива
  9. Позитивность
  10. Чистота
  11. Тишина
  12. Находчивость
  13. Почтительность
  14. Почтение
  15. Праведность
  16. Жертва
  17. Самоконтроль
  1. Самоотверженный
  2. Самоотдача
  3. Чувство юмора
  4. Чувствительность
  5. Искренность
  6. Стабильность
  7. Покорность
  8. Симпатия
  9. Благодарность
  10. Бережливость
  11. Допуск
  12. Надежность
  13. Безропотный
  14. Бескомпромиссный
  15. Искренность
  16. Мудрость
  17. Рвение

Список отрицательных качеств характера, которые необходимо найти

Таблица биографического метода изучения Библии

1. Имя библейской личности:

2. Ссылки на Писание:

4. Хронология (второе чтение):

3. Первые впечатления (первое чтение):

5. Общие выводы (третье чтение):

6. Качества характера (четвертое чтение):

7. Иллюстрированные библейские истины:

8. Краткий обзор извлеченных уроков:

9. Личное заявление/оценка:

10. Концепции передачи:

11. Человек, с которым можно поделиться этим исследованием (и почему):

Питер Реберген, , вырос в христианской семье и в настоящее время посещает баптистскую церковь Westney Heights. с его семьей. Он является волонтером в нескольких ее служениях и служил помощником пастора, молодежным лидером в Воскресной школе для взрослых. учителем и поставщиком кафедры в различных церквях и библейских лагерях в Южном Онтарио. Женат с 19 лет89 и вместе с у его жены трое замечательных детей, которые познакомили их с лошадьми, крабами-отшельниками и многими другими существами, которых они не иначе встречались. Он заядлый фотограф и поэт и всю жизнь интересовался астрономией благодаря Псалму 19 и дяде. Вы можете посетить веб-сайт Питерса по адресу www.EachNewDay.com.

Этот материал может свободно использоваться любым желающим прославить нашего Бога — Петера Ребергена



Далее>
Серия: Примеры методов изучения Библии (П. Реберген)
Таблица 6. Тематический метод изучения Библии

<Назад
Серия: Примеры методов изучения Библии (П. Реберген)
Таблица 4. Тематический метод изучения Библии

Тематический указатель: Библия>Герменевтика

Инструменты: Библейская герменевтика

Что это за ссылка: Библейская герменевтика?

Индекс авторов: Rhebergen, P

Copyright © 2004 г. Помогите мне сbiblestudy.org. Все права на этот материал защищены. Мы рекомендуем вам распечатать материал для личного и некоммерческое использование или ссылка на этот сайт. Если вы считаете эту статью благословением, пожалуйста, поделитесь ссылкой, чтобы она могла подняться в ранжирование в поисковых системах.

Введение в биографические исследования

Введение в биографические исследования


Биографические исследования в сфере образования можно рассматривать по-разному; однако, как правило, эта тема представляет собой исследование отдельной жизни, фокусируясь в первую очередь на человеке, который каким-то образом связан с профессиональной сферой образования в широком понимании (Garraty, 19).57; Оутс, 1986). Другие исследовательские методологии часто включаются в дескриптор биографии и включают написание истории жизни, устную историю, мемуары, автобиографию и жизнеописание (Roberts, 2002; Josselson & Lieblich, 1993).

Среди многочисленных форм биографических исследований в образовании часто отмечают пять типов: научные хроники, интеллектуальные биографии, жизнеописания, мемуарные биографии и нарративные биографии. Эти ориентиры могут принимать форму статей, виньеток, глав, монографий и полноформатных книг. Однако нет необходимости проводить тонкие различия между этими различными подходами, и каждая ориентация предлагает особые преимущества для представления биографического субъекта. Области постоянно пересекаются, поскольку намерение и цель биографа становятся более четкими в процессе исследования. В конечном счете, биографы, занимаясь своими исследованиями, постоянно изучают свои интерпретирующие голоса так же, как и жизни своих биографических субъектов.

Научная хроника — наиболее фундаментальный (и распространенный) вид биографического исследования, ориентированный на историческое изображение жизни отдельного человека. Эта базовая исследовательская направленность представляет собой рассказ истории субъекта в хронологическом порядке с акцентом на развитие сюжета поиска (этапы жизни) и описание актов признания (или известности) по мере того, как биограф проходит через жизнь биографического субъекта. Научная хроника часто рассматривается как синоним биографии; однако эта исследовательская направленность заметно отличается от других форм биографического исследования.

Другой жанр, интеллектуальная биография, отказывается от базовой хронологической структуры и развивает повествование о жизни посредством концептуального анализа мотивов и убеждений субъекта в мире идей. Те, кто пишет интеллектуальную биографию, преодолели интерпретационную тревогу других исследователей в области образования, которую Роллисон (Rollyson, 2005) назвал «биографической апологией», которая включает страницы повествования интервьюируемого и подробное описание, но воздерживается от интерпретации мотивов и чувств. Напротив, интеллектуальный биограф распознает и принимает навязчивый, но оправданный анализ и преодолевает навязчивую природу исследования с осторожностью, что приводит к саморефлексивной вдумчивости и проницательности.

Третья форма биографического исследования определяется как написание истории жизни (и нарративное изучение жизни) с твердой верностью традициям социальных исследований устной истории и нарративного дискурса и, в частности, с большой приверженностью теоретическим конструкциям из социология и психология. Парадигмы тематического исследования возникают по мере того, как авторы историй жизни обращаются к вопросам обобщаемости, социального взаимодействия и социальной структуры, надежности и достоверности, а также к биографическим поискам любого исследования жизни. Этот исследовательский жанр принял множество форм в области образования, возможно, наиболее резонируя в области педагогического образования с нарративным исследованием жизни учителей и, в меньшей степени, с исследованиями учителей-первокурсников, которые также остаются верными аспекты интеллектуальной биографии (Goodson, 2008; Bullough, 2008).

В последние годы в области учебных программ стал появляться четвертый жанр — биографические мемуары (все еще отличные от автобиографии и мемуаров). Внимание обращено на мотивы исследователя по отношению к биографическому предмету и с акцентом на стилистическое изложение размышлений и прозрений биографа по отношению к фактическому описанию жизни. Интерпретативный нарратив писателя, наряду с презентацией биографического субъекта, становится частью исследования. История жизни рассказывается, но в связи с транзакционным опытом биографа, который, в свою очередь, влияет и предвещает аналогичные переживания для читателя.

Пятый тип, повествовательная биография, представляет собой динамическое изображение жизни без необходимости абсолютной фактичности или всестороннего описания от рождения до могилы. Этот стиль также не обременен окончательной интерпретацией предмета, которую должен принять читатель. Факты признаются, и некоторые интерпретации принимаются как более значимые, чем другие; однако биограф, хотя и осознающий свои личные эмоции и реакции на предмет, признает, что повествование истории в первую очередь определяется субъектом по отношению к читателю.

Никакой окончательный список биографических типов никогда не может быть составлен, поскольку, к счастью, новые формы — ориентированные на содержание и процесс — постоянно разрабатываются и исследуются. Другие более содержательные обозначения включают феминистскую биографию (Alpern, et al., 1992; Ascher, et al., 1984; Wagner-Martin, 1994) и черную биографию (Backscheider, 1997), все с упором на идентичность и восстановление «невидимого» субъекта.

Связь биографии с автобиографией, мемуарами и нарративными исследованиями в сфере образования хорошо развита и будет постоянно пересматриваться (Дензин, 19 лет).89; Эпштейн, 1991; Rollyson, 2008). например, следует отметить, что, хотя некоторые качественные исследователи считают термин авто/биография точным, между биографией и автобиографией существуют существенные различия — гораздо больше, чем может передать косая черта или косая черта.

Каталожные номера

Альперн С. , Антлер Дж., Перри Э.И. и Скоби И.В. (редакторы) (1992). Вызов феминистской биографии . Урбана, Иллинойс: Издательство Иллинойского университета.
Ашер, К., ДеСальво, Л., и Раддик, С. (редакторы) (1984). Между женщинами . Бостон: Beacon Press.
Backscheider, PR (1997). Размышления о биографии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Буллоу, Р.В., младший (2008). Контрнарративы: исследования педагогического образования, становления и работы учителем . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press.
Дензин, Н. (1989). Интерпретация биографии . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Эпштейн, В. (ред.) (1991). Оспаривание предмета . Уэст-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью.
Гаррати, Дж. (1957). Характер биографии . Нью-Йорк: Кнопф.
Гудсон, И. (2008). Расследование жизни и деятельности учителя . Роттердам: Издательство Sense.
Джоссельсон, Р. и Либлих, А. (ред.) (1993). Нарративное исследование жизни . Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
Оутс, С. Б. (ред.) (1986). Биография как высокое приключение . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета.
Робертс, Б. (2002). Биографическое исследование . Лондон: Издательство Открытого университета.
Роллисон, К. (2008). Биография: Руководство пользователя . Чикаго: Иван Р. Ди.
Роллисон, К. (2005). Высшая форма каннибализма? Чикаго: Иван Р. Ди.
Вагнер-Мартин, Л. (1994). Рассказ о жизни женщин . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса.

Крейг Кридел, Университет Южной Каролины

Достижения в области биографических методов — Библиотечная система Южного Адирондака

Достижения в области биографических методов — Библиотечная система Южного Адирондака — OverDrive

Ошибка загрузки страницы.
Попробуйте обновить страницу. Если это не сработает, возможно, возникла проблема с сетью, и вы можете использовать нашу страницу самопроверки, чтобы узнать, что мешает загрузке страницы.
Узнайте больше о возможных проблемах с сетью или обратитесь в службу поддержки за дополнительной помощью.


Поиск Расширенный

Основанные на длинной и разнообразной генеалогии, биографические подходы развились от сосредоточения внимания на одной истории, «истории жизни» и личных документах (например, дневниках), чтобы охватить (более рутинно) автобиографические вторичные и архивные исследования и анализ, а также как мультимедийное искусство, основанное на творческих мультисенсорных методах. Биографические исследования и практики как часть человеческого понимания помогают людям понять, что было и что происходит в их жизни, культурах, сообществах и обществах.

Достижения в биографических методах: творческие приложения затрагивают следующие темы: теоретизирование, выполнение и применение текущих достижений в биографических методах. Это демонстрирует импульс, с которым эти области развиваются как область науки, особенно в отношении творческих инноваций и приложений, таких как новые формы интервью и других практик, а также дебаты о его взаимосвязи с искусством, перформансом и цифровыми методами.


Социология Документальная литература
  • Детали