Биографический метод достоинства и недостатки в психологии: Достоинства и недостатки различных методов. Исследование личности биографическим методом

Методы исследования в психологии: основные понятия и схемы

Психология — многогранная наука, которая изучает человеческую психику, ее проявления, изменения.

Задачи психологической науки:

  • изучение, выявление психических явлений;
  • определение механизмов психических явлений;
  • помощь людям путем внедрения в их жизнь психологических учений;
  • анализ развития психических явлений.

Главные принципы

Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:

  1. Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
  2. Валидность — тест должен быть адекватным.
  3. Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.

Принципы проведения исследований:

  1. Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн.
    Психическое явление возникает в результате воздействия внешних факторов. Внешние проявления сталкиваются с внутренними установками человека, в результате чего изменяются, проявляются по-другому.
  2. Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
  3. Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.

При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.

Классификация

С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • коррекционные;
  • способы обработки, анализа полученных данных.

Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.

Организационные

Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:

  1. Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
  2. Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
  3. Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
  4. Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.

Эмпирические

Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:

  • самонаблюдение, наблюдение;
  • эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
  • психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
  • биографические;
  • анализ результатов деятельности.

Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое;
  • включенное;
  • опосредованное;
  • невключенное;
  • непосредственное;
  • косвенное;
  • прямое;
  • выборочное;
  • сплошное;
  • несистематическое;
  • систематическое.

Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:

  1. Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
  2. Наличие связи между наблюдателем и объектом.
  3. Физическое состояние наблюдателя.

Правила наблюдения:

  • фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
  • наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
  • нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения.
    Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.

Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.

Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:

  • записывать все данные в дневник или тетрадь;
  • интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
  • повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
  • регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.

Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.

Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.

Виды экспериментов:

  1. Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
  2. Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
  3. Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
  4. Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.

По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.

Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:

  • на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
  • личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
  • вербальные — изучение умений человека;
  • интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
  • достижений — оценка уровня знаний, навыков.

Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.

Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.

Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.

Коррекционные

Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:

  1. Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
  2. Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
  3. Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
  4. Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.

Способы обработки данных

Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:

  • количественный или статистический;
  • качественный.

Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.

Преимущества и недостатки

Преимущества наблюдения:

  • можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
  • сохранение естественных условий;
  • наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
  • не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.

Недостатки:

  • требуется много времени, средств;
  • результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
  • отсутствие контроля над ситуацией.

Преимущества эксперимента:

  • высокая точность результатов;
  • контроль переменных;
  • наличие возможности проведения дополнительные исследования.

Недостатки:

  • условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
  • испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.

Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о самых интересных и безумных исследованиях психологии человека.

Современные концепции психологических, тестологических подходов к изучению личности

Сегодня почти треть всех работающих в России — акцентуированные личности, то есть лица, занимающие промежуточное положение по своим психическим особенностям между лицами с психическим отклонением и среднестатистической личностью. При этом некоторые акцентуации способствуют достижению высот профессионализма, а некоторые — предопределяют профессиональную деформацию личности, низкий профессионализм и даже непрофессионализм, несмотря на наличие профессиональных знаний. Для каждого типа личности, для каждой профессии сочетание этих акцентуаций всегда индивидуально.

Профессионально-психологический отбор и оценка личности — многофункциональная задача. В настоящее время очевидно, что отбор только по уровню знаний явно недостаточен, если только на выходе планируется иметь не научного работника, а личность, способную работать с людьми, обладающую необходимыми организаторскими качествами и другими личностными особенностями, соответствующими требованиям профессиограммы, акмеограммы. Ведь именно в личностных качествах кроятся основные причины профессиональной деформации.

Исследования, проведенные компанией «Психология и бизнес он-лайн» совместно с кафедрой акмеологии и психологии госслужбы Российской академии государственной службы показали, что среди лиц, стремящихся в систему госслужбы с 1995 года резко возрос процент шизоидов и других акцентуированных личностей. Так, шизоиды составляют до 14% от контингента, приходящего в госслужбу. Есть случаи, когда от таких лиц попросту избавляются, направляя их на очередную работу. При этом знания шизоидов могут быть блестящими, блестяще они могут и проявлять себя в некоторых видах деятельности.

Это касается и паранойяльно акцентуированных черт личности: в некоторых условиях, ситуациях они могут помогать личности успешно руководить, а в некоторых — стать причиной их профессиональной деформации. Каждый четвертый с чертами паранойяльной акцентуации личности явно непригоден для работы с людьми. Но наличие черт паранойяльности не всегда бывает противопоказанием для успешной управленческой деятельности. Более того, умеренные паранойяльно акцентуированные черты личности присутствуют в личности успешного руководителя.

Многие акцентуации личности являются ключевыми в понимании профессиональной предрасположенности человека. Поэтому применение методики MMPI (Минесотского многофазного личностного опросника) в интересах отбора является оправданным и необходимым.

Однако наличие той или иной акцентуации, даже при высоких значениях шкалы методики MMPI, далеко не всегда служит противопоказанием для той или иной деятельности. Личность человека в процессе профессиональной деятельности включает механизмы компенсации и гиперкомпенсации, которые позволяют и при наличии каких-то неблагоприятных для данного вида деятельности акцентуаций, умело их блокировать.

Как же реально увидеть компенсаторные механизмы личности? Это позволяет сделать биографический метод исследования. В биографии человека отражается сущность его личности, его устремления, характерологические черты, возможности по мобилизации личности в трудные периоды жизненного пути, степень активности человека в тот или иной жизненный период и т. д. Одним словом, биография – раскрытая книга жизненных сил человека. Поэтому использование биографического метода вкупе с методом по диагностике психических отклонений, акцентуаций черт личности является жизненно необходимым и минимальным набором тестовых методик для решения задач психодиагностики.

Возможности личности по овладению курсом обучения, по успешному вхождению в профессию, которую она выбрала для обучения, зависят и от наличия определенного уровня интеллектуальных способностей. Однако чрезмерное увлечение интеллектуальными тестами имеет и негативный оттенок. Дело в том, что, начиная где-то со значения 120 IQ (коэффициента интеллектуальности), статистически чаще личностные акцентуации человека входят в зону риска с точки зрения его успешной работы.

Поэтому абсолютизация высоких значений, показателей при решении интеллектуальных тестов малоперспективна. Это имеет отдаленные негативные последствия, приводит к тому, что из хорошего ученика получается посредственный руководитель, специалист по работе с людьми.

И еще один довод в пользу осторожности при интерпретации результатов интеллектуального тестирования. Дело в том, что достаточно надежные и валидные интеллектуальные тесты требуют весьма продолжительного времени для их выполнения. Результаты становятся достаточно надежными при более чем часовом выполнении интеллектуальных заданий в силу различных стилей интеллектуальной деятельности у людей, в силу различных темпов их научаемости и других личностных отличий. Идти по этому пути часто бывает проблематично.

Поэтому при отборе часто важно применять интеллектуальные тесты, «снимающие» глубинные структуры интеллекта и работающие по принципу противопоказания (нет минимума интеллектуальных способностей — противопоказание, которое должно перепроверяться результатами сдачи экзаменов, психобиографическим методом, беседой и др.).

При наличии времени для тестирования хорошим подспорьем для психолога является методика Кэттелла. У этой методики есть свои достоинства и недостатки. Но, как показала практика при диагностике лучших руководителей, эта методика может быть весьма полезной. Так, для лучших характерна высокая саморегуляция, самоконтроль и низкая психическая напряженность. И данные качества достаточно точно диагностируются данной методикой.

При оценке личности, особенно взрослых людей, имеющих достаточный практический опыт, осознающих свои способности, возможности, было бы неправильным недоучитывать и их самооценку. Поэтому методика отбора может включать и анкету по формализованной оценке своих личностных особенностей, профессиональных навыков, умений, знаний. Как показал опыт, эта информация бывает полезной, интересной, позволяющей глубже понять личность обследуемого.

Результаты психодиагностики используются не сами по себе, а в комплексе с результатами собеседования, в контексте всей информации, которая имеется о личности.

Особое место в методической системе психодиагностики должен занимать психобиографический метод исследования. Это связано с рядом причин.

Во-первых, в биографии человека отражаются его основные жизненные достижения, в том числе и в профессиональной сфере деятельности. В этом смысле анализ биографии дает порой больше, нежели любой другой тест, так как в биографии отражены реальные результаты деятельности личности.

Во-вторых, биографические данные позволяют судить о силе личности, ее ЭГО. В то же время сила личности является важным параметром при прогнозировании результатов ее деятельности, в том числе и в профессиональной сфере. Личности с более высоким ЭГО способны компенсировать свои недостатки, недостаточно выраженные способности в том или ином виде деятельности, и добиться в профессии больше, чем личности недостаточно активные, энергичные, недостаточно личностно, характерологически сильные.

В-третьих, биографические данные можно и нужно соотносить с результатами психодиагностики методикой MMPI. Этот симбиоз позволяет повысить точность как методики MMPI, так и прогноза на основе биографических данных. Так, если высокая паранойяльность сочетается с частыми сменами места работы, взысканиями и др., то следует одно умозаключение. Если же выраженная паранойяльность сочетается с успешной, длительной деятельностью, то можно сделать предположение о высоких компенсаторных возможностях личности, о том, что настойчивость, склонность к концентрации своих сил на достижении определенной цели помогает этому руководителю (профессионалу), а не вредит ему.

В-четвертых, биографические данные в предложенной методике формализованы, квантифицированы. Это дает возможность широко использовать возможности новых информационных технологий, реализовать индивидуально-статистический метод при изучении личности. Суть этого метода заключается в том, что собранная информация активно используется и при прогнозе на конкретную личность и при оценке всего контингента, что раньше делалось с помощью дополнительных методов исследования, главным образом социологических.

В-пятых, тестирование предполагает непосредственное исследование личности квалифицированным специалистом. В то же время предлагаемый вариант биографического метода может быть использован со временем и для заочной диагностики предрасположенности личности к практической деятельности. В этом случае биографическая анкета может заполняться заочно, бесконтактно и высылаться в нужное место. Это можно делать и в компьютерном варианте по модему или в сети Интернет. Поэтому включение в методическую систему биографического метода перспективно и с точки зрения развития методической системы отбора. Для судей должна быть создана отдельная биографическая анкета.

В-шестых, существует явное противоречие между качествами личности, которые диагностируют большинство современных психологических тестов и качествами личности, которые предопределяют успех деятельности. Большинство этих качеств — ответственность, добросовестность, трудолюбие и др. — достаточно точно не диагностируются современными методиками. В то же время биографический метод нацелен на познание самых существенных качеств человека, его сущностных характеристик, стержневых качеств, основных результатов его деятельности, которые являются и основными критериями при оценке личности человека.

Таким образом, в биографии отражается сущность человека, основные качества личности, причем такие, которые являются центральными при оценке личности.

Конечно, личность весьма сложна и индивидуальна. Считать, что с помощью перечисленных методов (наблюдение, психобиографический, тестирование, анализ результатов деятельности, экспертная оценка, анализ документов, эксперимент) можно получить исчерпывающую информацию о каждом — явное преувеличение. Профессионально важные особенности каждой конкретной личности могут варьировать в весьма широком диапазоне. Для их познания необходимы порой весьма разнообразные тесты, причем для каждой конкретной личности, для каждой конкретной ситуации — различные.

Как бы не были точны психодиагностические методы исследования личности, все же они играют вспомогательную роль для лиц, участвующих в собеседовании, принимающих окончательное решение. Только разговор умного подготовленного психолога, акмеолога, специалиста своего дела, предполагающий опору не только на результаты психодиагностики, комплексного обследования, но и на свой жизненный опыт, на интуицию, — дают окончательное, достаточно взвешенное решение. Доверие к психодиагностическим, статистическим методом исследования не должно заслонять доверия к личностям, которые проводят отбор или оценивание, отвечают за него.

Таким образом, личность может быть реально оценена следующими методами:

— методом экспертной оценки;

— методом самооценки;

— методом тестирования;

— биографическим методом.

— методами наблюдения и беседы.

В своей совокупности эти методы составляют основу методической системы кадровой психодиагностики.

Кроме самих методов эта система включает в себя и порядок применения методов исследования, изучения личности, организацию обследования, способы обобщения полученных результатов, порядок формирования окончательного решения и другие элементы.

Кроме акцентуированных личностей есть немало лиц, которые не выдержали психического напряжения практической работы, порой резкого падения статуса своей личности, изменения системы ценностей и в силу этого претерпели профессиональную деформацию. По нашим данным до 10% всех госслужащих нуждаются в постоянной психологической, психиатрической помощи. Естественно, такие лица нередко видны по профилю методики MMPI, по результатам тестирования, но нередко для их более глубокого понимания нужны иные методы исследования, включая и самые сложные — применение проективных методик, методов психоанализа и др. И в каждом конкретном случае необходимы взвешенные решения, выделение высококвалифицированных психологов, времени, места для углубленной работы их с такими лицами.

Таким образом, методика изучения личности не может сводится к применению стандартного набора методов, но допускать высокую их вариабельность в зависимости от психологических особенностей конкретной личности, от наличия высококвалифицированных психологов, от сложившейся ситуации на отборе.

Методика изучения должна быть нацелена не только на определение способности, готовности к овладению сумой даваемых знаний, навыков, умений, но на нечто большее — готовности, способности стать высококлассным специалистом. Поэтому уже при приеме методика диагностики личности должна включать в себя:

— методы определения уровня знаний, достаточных для профессиональной деятельности;

— методы диагностики уровня и характера опыта в управленческой деятельности;

— методическая система диагностики личностных качеств, обеспечивающих успех профессиональной деятельности.

Такая структура общей методической системы отбора оправдана.

Изучение будущих сотрудников не есть самоцель. Это есть средство отбора наиболее достойных, средство повышения качества управленцев среднего и высшего уровня. И методической системой их изучения надо пользоваться как средством, а не как неким самодавлеющим монстром. Ответственность за эффективность, этичность, целесообразность такой системы, ее практичность, научность, гуманность в конечном счете несут конкретные люди, которые допущены к отбору.

Роль и значимость специалиста-психолога, акмеолога при этом — центральная, решающая.

Современные тесты неплохо работают при диагностике индивидуально-психических особенностей личности, однако оказываются не столь эффективными, когда речь идет о диагностике профпригодности личности, о психопрогностике успеха ее в том или ином виде деятельности. Данные недостатки многих современных тестов испытала акмеология. Все это вынуждает не просто брать достижения современной тестологии, а проводить подобные исследования в рамках акмеологии, делая упор на диагностику «акме» личности в тех или иных видах профессиональной деятельности. Задача эта исключительно сложна и ее решение требует как опору на достижения современной тестологии, так и на достижения в области создания экспертных систем и в ряде других областей современной науки.

По мере накопления экспериментальных данных стала очевидна концептуальная недостаточность некоторых сугубо психологических, тестологических подходов к изучению личности, ее профессиональной деятельности. В силу этого появление концепции факторно-куммулятивных причин в тестологии закономерно и естественно.

Статистические основы классической тестологии, чаще связанной с концепцией факторных причин. Имплицитно суть данной концепции сводится к следующему. На деятельность, поведение личности влияют различные факторы — внутренние и внешние.

Внутренние факторы это главным образом личностные и интеллектуальные качества личности, ее физиологические и биологические особенности. Поэтому для психодиагностики важно выявить уровень и характер развития этих факторов у конкретного человека.

В рамках психодиагностики речь идет о выявлении уровня и характера развития психических качеств личности, в том числе и интеллектуальных. Имплицитно в рамках данной концепции витало убеждение, что чем «лучше» развито то или иное качество личности, тем выше результат ее деятельности, в том числе и профессиональной. Нередко это так и есть. Так чем точнее слух у

музыканта, тем выше, при прочих равных условиях, результаты его профессиональной деятельности. Чем выше интеллект, профессиональные знания тем выше, при прочих равных условиях, результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Предположение здравое. Однако эффекта прочих равных условий практически не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень развития одного качества сочетается как правило, с менее высоким уровнем развития другого. Так лица с более высоким интеллектом с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них повышается самооценка, формируется идивидуалистичный стиль деятельности, накапливается в подсознании самоуверенность и т. д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития своего интеллекта.

Не случайно все школы вундеркиндов, куда набирали детей с исключительно высоким значением IQ по интеллектуальным тестам, не дали более высокого процента выдающихся лиц по сравнению с обычными школами. Исключение представляют элитные учебные заведения ведущих стран мира, но скорее по социальным причинам, нежели по психологическим.

Применительно к большинству профессий, эффект явного противопоказания проявляется при IQ менее 100, то есть успешный специалист должен быть интеллектуально эффективнее среднестатистического гражданина.

В соответствии с концепцией факторных причин должна наблюдаться связь: определенный уровень развития профессионального качества личности — определенный уровень профессионального мастерства. В статистическом плане, на массиве большого количества случаев эта связь действительно проявляется, но как только речь заходит о конкретной личности — вмешиваются другие факторы, снижающие точность психодиагностики, валидность методики до неприемлемого уровня.

Попытки найти какие-то качества личности, которые бы рельефно коррелировали с результатами той или иной профессиональной деятельности оказались малоуспешными в мировой психологии. Поэтому в большинстве случаев тесты, построенные по эффекту факторных причин, прогностичны УСЛОВНО по тому или иному качеству личности, но не на тот или иной вид профессиональной деятельности. Данная фраза требует пояснения.

Условность прогностичности по тому или иному качеству личности определяется неоднозначностью, противоречивостью, пластичностью самого этого качества личности. Так нередко (около 10 процентов среди лиц в возрасте от 20 до 35 лет) показывают противоречивые данные по шкале А Кэттелла (общительность) и О шкале ММРI (социальная интроверсия, практически общительность также). Низкие результаты по шкале A теста Кэттелла (диагностирует низкую общительность) может сопровождаться оптимальным уровнем профессиональной общительности.

Есть уникальные случаи педагогической деятельности — блестящий преподаватель полностью выкладывается на занятии, смело и легко общается с аудиторией, исключительно интенсивно, содержательно, но в кругу семьи, товарищей он предпочитает отмалчиваться, проявляя черты интроверсии. И в этом нет ничего странного: проявляется хорошо известный эффект компенсации и гиперкомпенсации.

Поэтому применив тот или иной тест, диагностирующий качества личности, порой нельзя сказать что-то вразумительное по поводу успехов профессиональной деятельности. Однако если нет определенного уровня развития какого-то важного качества личности, то это служит противопоказанием для той или иной профессиональной деятельности. Так без музыкального слуха нельзя стать выдающимся или даже талантливым музыкантом, без определенного уровня развития способности к умозаключениям, без определенного уровня развития интеллектуальных способностей нельзя стать не только хорошим ученым, но и посредственным инженером и т.д.

Концепция факторных причин работает по принципу противопоказания, когда речь идет о диагностике прфессиональной предрасположенности к той или иной деятельности. Уровень же противопоказания весьма динамичен и, как правило включает в себя не только тот или иной уровень развития ведущего для данной профессиональной деятельности качества личности, но и тех, которые сопутствуют ему.

Одним словом в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленнейшие качества личности, которые делают попытку спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной.

Однако это не говорит о бесполезности, о ненужности тестов, методик, построенных в соответствии с концепцией факторных причин. Отдельные, особо важные для той или иной профессии качества личности можно и нужно диагностировать этими методиками, но, понимая, что они работают по принципу РАЗМЫТОГО ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.

Итак, наличие низкого уровня развития профессионально важного качества личности служит вероятностным признаком недостаточно эффективной профессиональной деятельности, но с определенного уровня связь «профессиональное качество личности — уровень профессионального мастерства» становится все более и более опосредованной другими параметрами, обстоятельствами, качествами личности. Одним словом — плохой слух служит явным вероятностным признаком неуспеха в музыкальной деятельности, но хороший еще не является достаточным основанием для успеха: как много лиц с прекрасным слухом, но так и оставшихся несостоявшимися музыкантами. ..

Концепция факторных причин в психологии в имплицитной форме присутствует в теоретических воззрениях всех авторов классических тестов. Подразумевается, что в личности есть определенные качества, параметры, которые измеряются тестами.

Степень выраженности этих качеств, параметров может быть различной. Каждое из этих качеств диагностируется той или ной шкалой теста. Так тест Кэттелла диагностирует 16 таких параметров, и в силу этого называется 16-факторным личностным опросником. В принципе данная концепция построена на здравых рассуждениях и очевидных фактах: крайне низкий уровень общительности личности может служить непосредственной причиной ее недостаточно эффективной деятельности в той или иной профессии.

Но статистика, опыт показали, что так бывает в крайних, а в силу этого и в редких случаях. В большинстве случаев люди имеют нормальный уровень развития тех или иных качеств, а низкий уровень развития одних компенсируется более высоким уровнем развития других. Поэтому когда прогноз дается на ту или иную деятельность, принципиально важно аккумулировать в этом прогнозе влияние всего многообразного спектра качеств личности (влияние общительности, трудолюбия, упорства, интеллекта и т. д. и т.п.) Это с одной стороны.

С другой стороны, на уровень развития того или иного качества личности влияет масса самых разнообразных параметров: особенности воспитательного влияние матери, отца, брата, сестры, дедушки, бабушки, друзей, товарищей, учителей, генетической предрасположенности и т.д. и т.п. Этих факторов сотни, тысячи, десятки тысяч, и все это многообразие факторов влияет на развитие того или иного качества личности, предопределяет успех той или иной деятельности.

Экспериментальные исследования показали, что отдельными, наиболее выраженными факторами можно удовлетворительно объяснить до 30-40% особенностей поведения личности, прогноз же на основе эффекта куммулятивных причин — когда учитывается сочетание десятков, сотен разнообразных микрофакторов — оправдывается в 70-60% случаев (если он делается научно, корректно).

Конюхов Николай Игнатьевич — доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, консультант компании «Психология и Бизнес он-лайн»

 

биографических подходов в образовании | Оксфордская исследовательская энциклопедия образования

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/education/display/10.1093/acrefore/9780190264093.001.0001/acrefore-9780190264093-e-3; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Покажите резюме. педагоги приступили к ряду исследований биографий учителей, рассказов и рассказов учителей, а также других способов использования методов истории жизни, чтобы обновить область образования. За последние десятилетия было выпущено огромное количество литературы по этой проблеме, свидетельствующей об удивительном росте сферы образования под влиянием таких подходов. Существовала явная потребность в методологическом обновлении этой области, а также потребность в пересмотре функций школы и способа осмысления образования. Идея обучения на протяжении всей жизни обрамляет этот сценарий и ожидания, намеченные на рубеже веков, глубоко изменяя функции школы и цели образования. Биографические подходы рассматриваются как попытка удовлетворения таких требований. Однако работа с историями жизни и биографиями пошла по разным направлениям, вытекающим из сочетания факторов и более специфических требований к образованию, присутствующих в соответствующих контекстах, где имел место такой опыт. Такие подходы являются частью более широкого движения индивидуализации и субъективизма, характерного для современного общества. В этой статье основное внимание уделяется двум перспективам: англоязычным странам с преобладающим вниманием к жизни и карьере учителей; и те, которые были разработаны во франкоязычной среде с упором на непрерывное образование взрослых, показали большой рост, особенно в 19-м веке. 80-х и 1990-х годов, свидетельствуя о привлекательности биографических подходов для исследователей и педагогов. В нем представлены черты этих двух направлений, которым предшествовало вторжение в область социологии с целью освещения некоторых актуальных методологических и эпистемологических вопросов. Таким образом, мы намерены подчеркнуть потенциал биографических подходов к познанию образования, привлекая внимание к проблемам жизни людей в современном обществе и к появлению новых способов понимания субъектностей новыми человеческими и социальными теориями.

Ключевые слова

  • Биографические подходы
  • Педагогическое образование
  • Образование взрослых
  • История жизни учителей
  • Образовательные биографии
  • История жизни в образовании
  • . , изменение и развитие

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному содержанию требует подписки

Методы изучения детей | Encyclopedia.

com

Когда исследователь решает изучить детей, задача обычно начинается с выбора темы или поведения для изучения, а затем сосредоточения внимания на основном методе, который позволит собрать информацию наиболее эффективным и действенным образом. У исследователей детского развития есть множество методов исследования, из которых они могут выбирать. Эти методы существенно различаются. Например, в тематическом исследовании исследование, как правило, не слишком сильно вторгается в жизнь субъектов исследования, и экспериментальный контроль не является главной заботой исследователя. И наоборот, в экспериментальном или квазиэкспериментальном исследовании исследование, как правило, более навязчиво, и исследователи желают иметь определенный экспериментальный контроль. Понимание сильных и слабых сторон каждого метода играет важную роль при принятии решения о том, какой из них использовать в конкретном исследовании.

Тип метода, который выбирает исследователь, определяется несколькими факторами: проверяемой гипотезой или задаваемым исследовательским вопросом, типом собираемой информации, планом исследования, количеством участников, и любые этические соображения, касающиеся участников. Независимо от того, какой метод используется, крайне важно, чтобы исследование проводилось в соответствии с научно принятыми процедурами.

Одной из первых задач исследователя детского развития является выбор основного метода сбора информации. Научные исследования обычно делятся на две большие категории: исследования, проводимые с использованием качественных методов, и исследования, проводимые с использованием количественных методов. Как следует из слова «качественный», качественные методы используют нечисловые схемы и пытаются изучать явления индуктивно, как процесс и в том месте, где эти явления происходят. И наоборот, количественный подход пытается измерять явления численно и делать выводы дедуктивно и в отношении результатов или продуктов. Оба подхода широко представлены в исследованиях детей.

К основным типам качественных методов относятся наблюдение, самоотчеты и тематическое исследование. Исследователи часто предпочитают смотреть на поведение напрямую через своего рода систематическое наблюдение. Существует ряд вариантов в зависимости от желаемого уровня вторжения и типа среды, в которой должно происходить наблюдение. Наименее навязчивая форма наблюдения называется натуралистической. При проведении натуралистического наблюдения исследователь наблюдает за поведением в естественной среде, например дома, в детском саду или в школе. Это может быть отличным способом наблюдать за тем, что происходит в повседневной жизни. Недостатком, однако, является то, что исследователь мало контролирует окружающую среду и, следовательно, любые посторонние переменные (факторы, отличные от исследуемого поведения). Кроме того, поведение может не проявляться очень часто или вообще не проявляться во время наблюдения. Чтобы решить эту проблему, исследователь может организовать наблюдение в месте, где условия одинаковы для всех участников. Например, для этой цели можно устроить лабораторную обстановку или искусственный класс. К сожалению, в такой обстановке участники могут вести себя не так, как в обычной обстановке. Независимо от того, как организовано наблюдение, данные наблюдений, иногда называемые полевыми заметками, должны быть тщательно изучены на предмет тем и основных идей.

Использование самоотчетов — еще один способ качественного сбора информации. Существуют две формы самоотчетов. Первый — это метод интервью, при котором исследователь задает вопросы участникам либо в неформальной, либо в формальной обстановке и записывает ответы. Вторая форма — это инструмент самоотчета, в котором участники отвечают на вопросник или какой-либо другой тип структурированного инструмента. Обе формы имеют преимущества и недостатки. Структурированные инструменты обеспечивают контроль над внешними и посторонними раздражителями, позволяют сравнивать ответы и помогают в эффективном сборе данных. Интервью могут предоставить более богатую информацию и выявить аспекты участников, которые не могут быть измерены в структурированных инструментах, например, как участники думают и действуют в естественной среде. К сожалению, результаты открытого интервью трудно использовать для целей сравнения отдельных лиц или групп лиц. Богатые данные, полученные в ходе интервью, могут быть получены за счет стандартизации, что исключает возможность сравнения ответов участников.

Третий качественный метод исследования – это клинический метод, или тематическое исследование. Тематическое исследование позволяет исследователю получить подробную информацию о развитии одного человека. Богатые данные дают обширную картину процесса развития человека. В свою очередь, это означает, что в исследовании участвует только один человек и любые выводы, которые нарисованное нельзя легко обобщить на других людей.

Количественные методы исследования детей

Существует три типа количественных методов исследования: корреляционные, экспериментальные и квазиэкспериментальные. В какой-то степени каждый из этих планов позволяет исследователю установить взаимосвязь между различными факторами, а затем указать причины этих взаимосвязей. Первоначальная ответственность исследователя состоит в том, чтобы найти общий план, который проверяет гипотезу с максимальной ясностью.

Корреляционный план используется для определения наличия отношений между двумя или более переменными. В конечном итоге исследователь хочет определить, совпадает ли изменение одной переменной с изменением второй переменной. В корреляционном плане не происходит никаких манипуляций с переменными. Например, поведение ребенка измеряется в том виде, в каком оно происходит естественным образом, а затем вычисляется числовой индекс, отражающий взаимосвязь между результатами измерений. Обычно коэффициент корреляции используется для расчета силы и типа (положительного или отрицательного) существующей связи. Хотя корреляционный план чрезвычайно полезен, его нельзя использовать для определения причинно-следственных связей между переменными. Основная причина этого заключается в том, что переменные, отличные от изучаемых, нельзя контролировать, измерять или иным образом учитывать в корреляционном плане; такие переменные могут влиять на взаимосвязь между изучаемыми переменными. Такой вид контроля предоставляется только в планах, в которых переменными можно манипулировать, а участников можно распределять по группам случайным образом.

План эксперимента позволяет делать выводы о причинно-следственных связях, поскольку переменными можно манипулировать, а участников можно назначать случайным образом. Что касается манипулирования переменными, исследователь должен назначить эксперименту независимые и зависимые переменные. Независимые переменные — это различные методы лечения, которые получают участники (и которыми манипулирует исследователь), в то время как зависимая переменная представляет собой ответы участников. Например, независимая переменная может представлять собой количество прямых инструкций по чтению, которые получают учащиеся, а зависимая переменная может представлять собой оценки успеваемости по чтению. По сути, исследователь хочет, чтобы зависимая переменная отражала эффект обработки независимой переменной. Контроль экспериментатора над независимой переменной (например, количеством, продолжительностью и типом лечения) частично дает необходимую уверенность, чтобы прийти к выводам о причинно-следственных связях. Другими словами, различия в зависимой переменной могут быть отнесены к разным методам лечения, которые получили участники (в примере, различия в баллах успеваемости по чтению могут быть отнесены к различному количеству прямых инструкций по чтению).

Для того чтобы сказать, что лечение оказало какое-то влияние (на зависимую переменную), важно, чтобы все черты участников были примерно одинаковыми, особенно те, которые могут исказить исследование. Один из способов добиться такого группового равенства — случайным образом распределить участников по группам. По сути, когда «случайность» является движущей силой того, кто получает различные виды лечения, предполагается, что группы состоят из участников, которые были более или менее похожи до прохождения лечения.

Возможность получения необходимого контроля, позволяющего сделать вывод о причинно-следственных связях, также является важным недостатком плана эксперимента. Проведение исследований в контролируемых условиях может изменить естественные модели поведения участников и, следовательно, снизить «экологическую достоверность» результатов. Исследователь также должен оставаться в этических рамках, а это означает, что лечение, оказывающее неблагоприятное физическое или психологическое воздействие на участников, не может быть использовано. Наконец, требование случайного распределения может оказаться невозможным по этическим или практическим причинам.

Чтобы противостоять последнему недостатку плана эксперимента, исследователь может обратиться к квази-экспериментальному плану. Квазиэкспериментальный метод позволяет исследователю сравнивать группы, которые подверглись манипулированию, но не были распределены случайным образом. Например, в приведенном выше примере изучения влияния прямого обучения чтению на успеваемость по чтению предположим, что классные комнаты уже назначены в школе, где исследователь намеревается проводить исследование. Все еще возможно рассматривать разные классы, но исследователь должен учитывать, что участники не были распределены по классам случайным образом. В таком случае можно использовать квазиэкспериментальный план, но исследователь должен умерить любые причинно-следственные выводы из-за возможности того, что неконтролируемые переменные «вызвали» результаты.

Наконец, может быть невозможно манипулировать переменными или случайным образом распределять участников по группам. В этом случае можно использовать каузальный сравнительный дизайн. В методе причинно-следственного сравнения изучаются уже существующие группы (после того, как «независимая переменная» уже возникла), а групповые различия изучаются по некоторой интересующей зависимой переменной. Например, исследователь может выбрать для изучения интеллектуальное развитие детей в детских домах по сравнению с детьми, выросшими в домашних условиях со своими биологическими родителями. Причинно-сравнительный дизайн часто используется для изучения методов лечения, которые было бы неэтично навязывать участникам. Очевидно, каузально-сравнительный дизайн предлагает мало контроля, необходимого для выводов о причинно-следственных связях.

Продольные и поперечные исследования

По самой природе своей области исследования исследователи детского развития озабочены изменениями, которые происходят с течением времени. Этот факт выявляет еще один выбор дизайна исследования, который необходимо учитывать: лонгитюдное исследование в сравнении с перекрестным исследованием. Продольные исследования включают изучение одной и той же группы участников в течение определенного периода времени. Кросс-секционные исследования включали изучение групп участников разных возрастных групп в один и тот же момент времени. Казалось бы, лонгитюдное исследование было бы первым выбором исследователя развития, но из-за некоторых недостатков этого метода исследователи развития должны иногда использовать метод поперечного сечения.

В лонгитюдном исследовании исследователь проводит повторные наблюдения или испытания в определенные моменты жизни участников, что позволяет наблюдать за развитием. Промежуток времени может быть от нескольких месяцев до всей жизни. Такой дизайн дает наилучшую информацию о непрерывности или прерывистости поведения во времени и позволяет индивидуально отслеживать модели поведения, а также тенденции развития в рамках аналогичной группы. Проблемы этого типа дизайна часто могут перевешивать преимущества. Изучать большую группу людей в течение длительного периода времени дорого. Поддержание связи с этими людьми может быть дорогостоящим и трудоемким. Участники могут уехать из дома и местных сообществ и, следовательно, выпасть из исследования. Иногда участники становятся мудрее в тестировании или наблюдениях и практикуются в повторных измерениях и загрязняют результаты. Когортные эффекты также могут быть фактором, влияющим на результаты лонгитюдных исследований. Когортные эффекты — это общие характеристики или тенденции развития одной когорты или группы, которые могут не совпадать с другими когортами. Чтобы попытаться решить некоторые из этих потенциальных проблем, исследователи часто изучают небольшие группы людей; но это может затруднить обобщение результатов на большую группу.

Поперечные исследования быстры по своей природе, поскольку исследователю не нужно следить за развитием каждого человека. В то же время исследователь не получает тех богатых данных об индивидуальном развитии, которые можно получить в результате лонгитюдных исследований, поскольку доказательства изменений выводятся из различий между возрастными группами. На дизайн поперечного сечения также влияет когортный эффект, когда возрастные различия могут отражать тенденции, характерные для конкретной группы, а не истинные изменения в развитии. Таким образом, в то время как кросс-секционный дизайн решает некоторые проблемы, связанные с лонгитюдным дизайном (например, отсев субъектов и стоимость), кросс-секционный дизайн по-прежнему имеет некоторые недостатки (например, возрастные различия не показывают возрастные изменения и когортные эффекты).

Резюме

Качественные и количественные методы исследования могут использоваться в исследованиях развития ребенка. Решение о том, какой метод использовать, обычно основывается на интересующем вопросе исследования и на том, как исследователи ранее пытались решить этот вопрос. Что касается качественных методов, то задача исследователя состоит в том, чтобы изучить тему в ее естественном контексте с минимальным вмешательством. В количественном методе задача исследователя после концептуализации исследования состоит в том, чтобы определить зависимые и независимые переменные или решить, возможен ли такой вид контроля. В случаях, когда переменные не могут контролироваться, исследователь должен использовать соответствующие методы для контроля различий или использовать корреляции, чтобы определить, как переменные могут быть связаны друг с другом. Использование репрезентативной выборки необходимо для того, чтобы можно было распространить исследование на другие группы населения и условия. При любом подходе к исследованию развития ребенка способность обнаруживать интересные данные и воспроизводить их помогает укрепить поле в целом.

См. также: ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Библиография

Грауэ, М. Элизабет и Дэниел Дж. Уолш. Изучение детей в контексте: теории, методы и этика. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.

Исаксен, Джудит Грейвер. Наблюдая и удивляясь: наблюдение и запись развития ребенка. Пало-Альто, Калифорния: Mayfield, 1986.

Лэнси, Дэвид Ф. Изучение детей и школ: традиции качественных исследований. Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 2001.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts