Биографический метод исследования в психологии: Биографический метод в психологии

Содержание

Исследование личности биографическим методом | Psylist.net

Психологический практикум ↓

Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер.

В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь—история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Оснащение. Формализованная биографическая анкета.

Порядок работы. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»

Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.

Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ :

– социальной ситуации развития личности;

– основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

– ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

– основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Содержание

Протокол занятия

Фамилия, имя, отчество……………………………….. Дата______

Профессия ……………………………………………………………………

Хронологическая таблица личностного развития

Основные даты

События

Переживания

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Тренировочное занятие по развитию восприятия для младших школьников
  • Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования
  • Опросник для родителей для определения склонностей ребенка
  • Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С. С. Носов)
  • Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (К.Томас)
  • Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины
  • Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (в месяц)
  • Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Биографический метод в психологии (психобиографический)

Биографический метод (биографический метод в психологии; ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — метод исследования психических особенностей индивида путем анализа его жизненного пути. При этом устанавливаются жизненные условия формирования иерархии ценностных ориентаций, доминирующих установок и мотивов поведения, обобщенные способы реагирования личности в типовых ситуациях. Метод анализа жизненного пути индивида основан на единстве внутреннего и внешнего, на обусловленности психических качеств личности различными жизненными условиями их формирования. Однако личность не рассматривается как пассивный продукт жизненных обстоятельств. Изучается формирование жизненной позиции личности, использование-неиспользование ею благоприятных условий для своего развития.

Особое внимание уделяется нормативным (возрастным) кризисам, отличающимся резкими психическими сдвигами, системными качественными преобразованиями в поведении, социальных отношениях личности. Так, в детском возрасте выделяются: «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис 6 — 7 лет» и подростковый (пубертантный) кризис. Для этих кризисных периодов характерен переход к новому типу взаимоотношений со средой, индивид стремится к реализации своих новых возросших возможностей. При этом должна изменяться вся социальная ситуация развития индивида. Возможные первые конфликты индивида со средой могут оставить неизгладимый след в его психической структуре. Негативные поведенческие проявления обостряются и нередко закрепляются при игнорировании взрослыми, обществом новых потребностей индивида, его деятельностных возможностей, новых потребностей вхождения в жизнь социума.

Перестройка адаптивных структур происходит и в различных кризисных ситуациях взрослого человека, связанных со сменой уклада жизни, ломкой сложившихся стереотипов.

Психобиографический метод — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б. Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии.

Известен её труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби в 2001 году.

  • Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Как провести нарративно-биографическое исследование?

Нарративно-биографические исследования вызывают большой интерес в последние десятилетия. Это связано с тем, что этот использует личные отчеты и жизненный опыт для сбора данных. В этом отношении ему придается большое значение из-за его качественного характера.

В этом смысле в начале двадцатого века этот вид исследований пережил бум. Истории жизни использовались в те ранние эпохи века социальными исследователями. Они пытались понять предметы, которые были частью массовой миграции из Европы в Северную Америку.

Во время этих мобилизаций эти общины, которых было много, оказались в необходимости адаптироваться к новым условиям жизни. Этические, моральные и религиозные ценности этой новой нации отличались от ценностей стран их происхождения, что вызывало напряженность у некоторых представителей американского населения.

Биографии и нарративно-биографические исследования

Появление биографического метода в социальных науках относится к 1920 г. На эту дату вышел последний том и третий том книги Опубликован «Польский крестьянин в Европе и Америке» Томаса и Знанецкого. С этого момента стало употребляться выражение «история жизни».

В связи с этим, это утверждение использовалось для обозначения описаний, полученных в результате последовательных интервью жизненного нарратива, которым обладает человек. Таким образом, он основан на совокупности документальных записей и интервью, проведенных с испытуемыми, которые находятся в той же социальной среде, что и опрашиваемый. Это позволяет завершить биографическую историю и подтвердить ее.

Таким образом, биографический метод оказался очень полезным при проведении исследований в некоторых областях знаний, таких как: социология, антропология, социальная психология и педагогика. Точно так же и в других, в которых человек вновь обретает свою главную роль перед лицом дегуманизации, столь характерной для позитивистского сциентизма.

Таким образом, как биографии, так и истории жизни служат для углубления и углубления наших знаний и феноменов нарушения идеологических и культурных кодов. Особый интерес у них вызывает то, как осуществляются процессы индивидуальной, коллективной и групповой памяти.

Что такое история жизни?

История жизни позволяет обозначить множество историй, составляющих всю жизнь человека. Например, те частичные повествования, которые соответствуют определенным моментам или биографическим эпохам.

Таким образом, этот термин относится не только к самой истории, но и ко всей информации, которая была собрана о жизни, которая является объектом ее изучения. Для ESTP принимается во внимание информация, которая предшествует школьным этапам, источники здоровья, среди прочего, а также анализы, проведенные исследователями или исследователями.

Типы историй жизни

Полные истории жизни

Они охватывают всю жизнь или карьеру человека.

Тематические истории жизни

Это такие истории, в которых есть много общих черт полной истории жизни субъекта. Однако он ограничивает исследование конкретной темой, проблемой или периодом.

Истории жизни под редакцией

Они могут быть тематическими или полными, но в них вкрапляются комментарии и пояснения, сделанные другим лицом, не являющимся основным предметом, на котором сосредоточено исследование.

Характеристики историй жизни

  • Получены подробные и исчерпывающие рассказы о жизни персонажа.
  • Рассказ может вести как сам персонаж, к которому будут обращаться, так и другие субъекты, знавшие его.
  • Может фокусироваться на всей жизни такого субъекта. Например, история уважаемого в сообществе учителя, история жизни известного архитектора и другие.

Кроме того, эти истории также могут быть посвящены определенным моментам в жизни субъекта. Так обстоит дело с историей жизни Хуана Рульфо в период, когда он написал свой роман «Педро Парамо или история жизни», в котором рассказывается о первых 10 годах жизни важного персонажа.

Биограммы в нарративно-биографических исследованиях

Биограммы — это истории из жизни, рассказанные субъектами, принадлежащими к одной социальной группе. Это основано на соблюдении конкретных указаний относительно содержания и формы. Его цель состоит в том, чтобы получить массовые данные, построенные из биографических записей.

Биографические записи этих историй жизни основаны на факторах, взятых из выборки обширных личных биографий. Он был использован для сравнения этих сторон жизни в обществе исследуемых субъектов.

Характеристики нарративно-биографических исследований

Они позволяют узнать жизненный опыт людей

Из описания некоторых аспектов, таких как условия жизни и моральные, религиозные или этические ценности, можно рассказать о жизненном опыте людей.

Основополагающим методом сбора данных является интервью

С помощью интервью с исследуемыми субъектами, которые дополняются документальными записями, а также интервью с другими субъектами, близкими изучаемому, биографические отчеты могут быть дополнены и проверены.

Записи коллективной, индивидуальной и групповой памяти собираются.

С помощью этой серии регистров можно описать процессы как коллективной памяти, так и групповой или индивидуальной памяти. Это делается для того, чтобы подчеркнуть разнообразие форм знания и социальной коммуникации, которые существуют.

Позволяет описать, как люди приобретают знания.

Истории из жизни используются в образовании и других областях знания, которые имеют особый интерес к процессу приобретения знаний. Это потому, что эти истории позволяют нам рассказать о том, как устроены знания людей и как они могут меняться в зависимости от их опыта.

Если вы хотите научиться разрабатывать нарративно-биографические исследования, наша компания Online-Thesis имеет отличную команду методологических консультантов. Мы поможем вам составить план вашей академической работы, подробно изучив ее, чтобы вы могли получить лучшие оценки.

В Online-thesis мы покажем вам шаг за шагом как сделать тезис , а также как вы должны использовать Академические стандарты при проведении своих исследований.

Итак, если вы хотите знать сколько стоит диссертация или другие услуги, которые мы предлагаем, зайдите на наш новый веб-сайт и введите наш контакт с нами раздел .

Кроме того, вы также можете с уверенностью писать через WhatsApp или Messenger , и мы будем рады помочь вам полностью персонализированным способом.

Если вам понравилась эта интересная статья, не забудьте поделиться ею с друзьями через социальные сети.

← Техники, методы и стратегии обученияКак практика йоги влияет на обучение? →

Биографический метод в психологии

В литературоведении, социологии и психологии используется биографический метод исследования, позволяющий изучить художественное произведение, особенности общественного развития, психологического развития личности через описание биографии писатель, отдельный член общества или конкретное лицо.

В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – это описание и анализ человека ретроспективно, на основе уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант — длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении всей жизни для последующего анализа. Третий путь — посредством каузометрии, т. е. установления связей между различными событиями жизни, указываемыми и оцениваемыми человеком по их значимости.

Традиционный биографический метод

Как правило, для описания и изучения жизни человека используются различные документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, неполны, отдельные периоды жизни просто превращаются в «черные дыры» биографий, и узнать о них что-либо становится невозможно. Еще одной проблемой изучения post factum является недостоверность некоторых фактов, субъективность их оценки, непоследовательность в описании одних и тех же событий разными людьми.

Исследователю-психологу важно не только получить достоверную информацию о биографии, внешней жизни человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его эмоциональные, эмоциональные переживания, связанные с определенными события, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты лишь частично отражают психологическое состояние человека, а иногда и вовсе не дают такой информации.

Лонгитюдный биографический метод в психологии

Еще один способ изучения биографии человека основан на многолетних наблюдениях за его жизненным путем. Это психологический эксперимент, который длится всю жизнь. Аналогичные исследования касаются направления в науке, называемого «онтогенетической психологией», которое широко развито в Америке и Европе.

Продольные наблюдения в ракурсе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность выбирать различные объекты и объекты для анализа. Кроме того, они позволяют использовать реальные измерения различных психологических параметров, а не опираться на документальные свидетельства. Но продолжительность во времени делает их размытыми и не дает цельного представления о развитии индивидуальности. Еще одним недостатком таких исследований является соразмерность проводимых многолетних наблюдений личности экспериментатора, что дает весьма субъективную оценку жизненным событиям.

Причинно-биографический метод

Этот метод был основан А. А. Кроником, который пытался моделировать жизненный путь человека с помощью специальных приемов, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть метода заключается в том, что человек выбирает наиболее значимые для него события, которым дает определенную положительную или отрицательную оценку в зависимости от их влияния на жизнь. Привязав эти ценности к личности, характеру и темпераменту, а также значимые ценности, можно оценить прошлую жизнь и построить правильные перспективы в будущем. На это нацелены методы каузального анализа, использующие различные средства получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts