Биографический метод психодиагностики
Биографический метод – метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.
Учёт биографии изучаемого лица имеет свое обоснование в принципе историзма. Суть принципа историзма заключается в том, что при оценке любого явления надо исследовать его возникновение, развитие и настоящее состояние.
Структура жизненного пути имеет свои фазы и генетические переходы между ними. Именно на этих переходах и стыках происходят важнейшие жизненные перемены.
Установление времени переходов от фазы к фазе в истории жизни изучаемого лица и наложение этих периодов на события жизни нации (группы) может способствовать пониманию особенностей психологии этого лица, к объяснению его поведения.
Изучение жизненного пути человека целесообразно начинать с трёхлетнего возраста. Личность человека в огромной мере формируется на протяжении первых трёх-пяти лет жизни.
Трёхлетний возраст связан с наиболее ранними переживаниями детства, сначала с осознания своего «Я». В этот период человек впервые «встречается» с самим собой, у него начинает складываться отношение к себе.
Здесь большую роль оказывают родители, которые, находясь в условиях независимой от них социальной ситуации, закладывают в ребёнка определённые идеальные «программы», которые у личности становятся «мостом» от прошлого к будущему.
Эти программы преломляются через эмоциональный мир детей на восприятие мира в детском саду, ВУЗе, в повседневной жизни.
В соответствии с этими программами формируются черты характера.
Подобное характерно и для других периодов, особенно для стыков между этими периодами. Здесь полезно руководствоваться данными генетической психологии.
Из многих схем, получивших признание научной общественности, целесообразно рассмотреть схему Э.ЭРИКСОНА.
Согласно ЭРИКСОНУ человек в своём психическом развитии проходит 8 фаз:
1. ПЕРВЫЙ ГОД — (доверие – недоверие). В зависимости от ухода у ребёнка формируется отношение к обстановке, хаосу, враждебности.
2. ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ ГОДЫ — (самостоятельность – зависимость). Формируются навыки и качества самостоятельности, адекватности в реакциях и самоконтроля. Усиленная опека ведёт к формированию чувства стыда и сомнений.
3. ЧЕТВЁРТЫЙ и ПЯТЫЙ ГОД — (инициатива – чувство вины). Отношение родителей к самостоятельности в действиях ведут к формированию инициативы или полнейшей безынициативности.
4. ШЕСТОЙ – ОДИННАДЦАТЫЙ ГОД — (трудолюбие – комплекс неполноценности). Стремление ребёнка к познанию общих закономерностей бытия, овладение техническими умениями и навыками ведёт его к воспитанию трудолюбия. Если же всему ставятся всяческие препятствия, активность ребёнка классифицируется как глупость, и от него отмахиваются, то создаются условия для культивирования комплекса неполноценности.
5. ДВЕНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ — (идентификация личности–смещение ролей). В этот период подросток начинает смотреть на мир с разных сторон. При неблагоприятных условиях подросток переживает смятение в ролевом поведении, не находя себе места в социальном окружении.
6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ — (интимность – изоляция). Взаимодействие с противоположным полом ведёт к воспитанию интимности, неудачи – к развитию одиночества.
7. СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ — (коллективизм – эгоизм). Жизненная активность может вылиться далеко за пределы личности. Человек может ориентироваться на семью, общество, будущее.
8. СТАРОСТЬ — (чувство исполненного долга – отчаяние). В эту последнюю стадию жизни человек оценивает пройденный путь. Один может удовлетвориться своими делами и спокойно ждать смерти, другой от сознания напрасно потраченных лет, может прийти в отчаяние.
Получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД • Большая российская энциклопедия
Авторы: О. М. Маслова, В. В. Нуркова
БИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ МЕ́ТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирич. данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также спец. биографич. (нарративные) интервью. В каждой науке Б. м. имеет свою специфику.
В социологии Б. м. является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из осн. методов в т. н. качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование Б. м. предложил В. Дильтей, отметивший, что человек – это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отд. индивидов репрезентативны, т. е. в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и т. п. В зап. социологии становление Б. м. связано с классич. исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918–20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и амер. образа жизни. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.
Б. м. получил развитие в США, Германии и Польше в 1920–30-х гг. при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских обществ, движений. В 1940–60-х гг. интерес к Б. м. заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографич. повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х гг. использование Б. м. заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологич., молодёжных, женских). Познавательные возможности Б. м. расширились за счёт герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).
В России к Б. м. обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л. Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» – работа рус. писательницы С. З. Федорченко «Народ на войне» (отд. части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920–30-х гг., посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении разл. социальных групп. После длительного перерыва интерес к Б. м. стал возрождаться в рос. социологии в сер. 1990-х гг.
Биографич. интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и т. д.).
Б. м. даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отд. граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом. Сравнение биографич. нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографич. нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отд. случая (case study).
В психологии, педагогике, медицине Б. м. направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте Б. м. иногда называют автобиографическим). В этой сфере с помощью Б. м. изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отд. человека и его личностных изменений. Путём исследования биографич. повествований о себе (однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом) анализируются опыт личности, смена его интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы. Реальное течение жизни не тождественно рассказу субъекта, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Б. м. предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (напр., стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнит. источников информации (документов, очевидцев, экспертов и др.).
В литературоведении Б. м. – способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Б. м. был подготовлен эстетикой романтизма с её восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем Б. м. считается Ш. О. Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, лит. и политич. окружения писателя было непременным условием постижения его творчества. Б. м. нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19–20 вв., занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С Б. м. связано становление лит. портрета как особого жанра литературоведения («Старинные портреты» Н. А. Котляревского, 1907; «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, вып. 1–3, 1906–10, и др.).
Биография | Определение и примеры
биография
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Чарльз Дадли Уорнер Сэмюэл Джонсон Френсис Бэкон Уинстон Черчилль Вирджиния Вульф
- Похожие темы:
- автобиография агиография мемуары Пулитцеровская премия Книжные награды Коста
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
биография , форма литературы, обычно считающаяся документальной, предметом которой является жизнь человека. Одна из древнейших форм литературного выражения, она стремится воссоздать в словах жизнь человека, как она понимается с исторической или личной точки зрения автора, опираясь на все доступные свидетельства, в том числе сохранившиеся в памяти. в виде письменного, устного и изобразительного материала.
Аспекты
Исторический
Биография иногда рассматривается как раздел истории, и более ранние биографические сочинения, такие как Mémoires 15-го века французского государственного советника Филиппа де Коммина или жизнь Джорджа Кавендиша 16-го века кардинала Томаса Вулси, часто воспринимались как исторический материал, а не как самостоятельные литературные произведения. Некоторые записи в древних китайских хрониках включали биографические очерки; заложен в книге римского историка Тацита 9.0033 Annals — самая известная биография императора Тиберия; и наоборот, великолепная жизнь сэра Уинстона Черчилля о его предке Джоне Черчилле, первом герцоге Мальборо, может быть прочитана как история (написанная с особой точки зрения) Британии и большей части Европы во время войны за испанское наследство (1701–1714 гг. ). ). Однако сегодня общепризнано, что история и биография — совершенно разные формы литературы. История обычно имеет дело с обобщениями о периоде времени (например, Возрождение), о группе людей во времени (английские колонии в Северной Америке), об институте (монашество в Средние века). Биография обычно сосредотачивается на одном человеке и имеет дело с подробностями жизни этого человека.
Однако и биография, и история часто связаны с прошлым, и именно в поиске, оценке и отборе источников они родственны. В этом смысле биографию можно рассматривать как ремесло, а не как искусство: методы исследования и общие правила проверки доказательств могут быть изучены кем угодно и, таким образом, требуют сравнительно небольшой личной приверженности, связанной с искусством.
Биографу, занимающемуся поиском давно умершего человека, обычно мешает отсутствие источников: часто невозможно проверить или проверить, какие письменные свидетельства имеются; нет свидетелей для перекрестного допроса.
Биограф, пишущий жизнь недавно умершего человека, часто сталкивается с противоположной проблемой: обилием живых свидетелей и обилием материалов, среди которых есть бумаги и письма субъекта, иногда расшифровки телефонных разговоров и конференций, а также запись интервью, предоставленных биографу друзьями и соратниками субъекта. Франку Фриделю, например, при создании биографии президента США Франклина Д. Рузвельта пришлось возиться с примерно 40 тоннами бумаги. Но, наконец, при описании жизни любого человека, давно умершего или недавно умершего, главная обязанность биографа — энергично проверять подлинность собранных материалов с помощью любых доступных правил и методов. Когда предмет биографии все еще жив и участвует в работе, задача биографа состоит в том, чтобы изучить точку зрения субъекта на фоне многочисленных, даже противоречивых источников.
Использование биографических методов в социальных исследованиях
- Описание
- Содержание
- Отзывы
- Предварительный просмотр
«Использование биографических методов в социальных исследованиях» представляет собой информативное, всестороннее, доступное и практическое руководство по природе и использованию биографических методов, сочетающее рассмотрение теоретических вопросов с практическими рекомендациями, а также размышления о личном опыте проведения исследований.
Барбара Меррилл и Линден Уэст рассматривают важные вопросы о том, для кого и для чего предназначены исследования и что делает их достоверными, наряду с практическими вопросами проведения интервью, расшифровки, анализа и описания биографических данных. Авторы опираются на свою социологическую и психологическую ориентацию, чтобы обеспечить действительно междисциплинарный подход к предмету, и приводят многочисленные примеры биографических исследований в социальных науках.
Эта книга вооружит учащихся всеми навыками, необходимыми для проведения биографических исследований, а также для полного понимания того, что они делают, и предположений, которые они делают о природе правды, знания, рассказывания историй и человеческого бытия. Он будет полезен студентам и исследователям, использующим биографические методы в ряде дисциплин, включая социологию, социальную политику, социальную психологию, здравоохранение и образование.
ВВЕДЕНИЕ: Установка сцены
Биографические методы: вводная история
Картирование современного использования биографических исследований
Определение некоторых теоретических проблем
Иллюстрация Good Practice.
Начало работы в исследованиях
Интервьюирование и запись опыта
Понимание биографии: анализ
Представление историй: написание
Является ли биографическое исследование достоверным и этичным?
Быть биографическим исследователем
- Загрузить еще
Предварительный просмотр этой книги
◀▶➕➖
Для инструкторов
Выберите формат:
Цифровая печать
Выберите вариант приобретения
- Электронный Варианты заказа
в мягкой обложке
ISBN: 9781412929585
£ 40,99
В твердом переплете
ISBN: 9781412929592
£ 119,00
родственных продуктов продукции.
SAGE Research Methods — это инструмент методов исследования, созданный для помощи исследователям, преподавателям и студентам в их исследовательских проектах. SAGE Research Methods связывает более 175 000 страниц известных книг, журналов и справочных материалов SAGE с действительно продвинутыми инструментами поиска и обнаружения. Исследователи могут изучать концепции методов, чтобы помочь им разработать исследовательские проекты, понять конкретные методы или определить новый метод, провести свое исследование и записать свои выводы. Поскольку SAGE Research Methods сосредотачивается на методологии, а не на дисциплинах, ее можно использовать в социальных науках, науках о здоровье и многом другом.
С помощью SAGE Research Methods исследователи могут исследовать выбранный ими метод по всей глубине и широте контента, расширяя или уточняя свой поиск по мере необходимости; читать онлайн, распечатывать или отправлять по электронной почте полнотекстовый контент; использовать предлагаемые связанные методы и ссылки на соответствующих авторов из надежной библиотеки SAGE Research Methods и уникальных функций; и даже делиться своими коллекциями контента с помощью списков методов.