Биографический метод — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Биографические методы в психологии (ново — жизнеописание от жизнь, пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский ученый и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен ее труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.
Биографический метод в работе руководителя
Интересный материал для руководителя дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
- Экспериментальная психология
Комментарии (1):
Елена, 01 мая 2015 г., 19:50
Благодарю за информацию.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Идиографический подход
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Методы психологии
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.;;
4Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Здравствуй, тетина шоколадка!
- Железная леди Маргарет Тэтчер
- Профнабор интересной статусной девушки
- Формат, обязательный для маленьких детей
- Уважение начинается с вежливости
Популярные статьи:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Убираю нетки: отчеты
- Ложусь вовремя. Отчеты
- Дистанция для членов Клуба
Хиты недели:
- Знакомство с Дистанцией 2
- Знакомство с Дистанцией
- Максимум жизни 1
- Чингисхан как руководитель и человек
- Интонации: профнабор продажи и переговоры
Биографический метод в психологии (психобиографический)
Биографический метод (биографический метод в психологии; ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — метод исследования психических особенностей индивида путем анализа его жизненного пути. При этом устанавливаются жизненные условия формирования иерархии ценностных ориентаций, доминирующих установок и мотивов поведения, обобщенные способы реагирования личности в типовых ситуациях. Метод анализа жизненного пути индивида основан на единстве внутреннего и внешнего, на обусловленности психических качеств личности различными жизненными условиями их формирования. Однако личность не рассматривается как пассивный продукт жизненных обстоятельств. Изучается формирование жизненной позиции личности, использование-неиспользование ею благоприятных условий для своего развития.
Особое внимание уделяется нормативным (возрастным) кризисам, отличающимся резкими психическими сдвигами, системными качественными преобразованиями в поведении, социальных отношениях личности. Так, в детском возрасте выделяются: «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис 6 — 7 лет» и подростковый (пубертантный) кризис. Для этих кризисных периодов характерен переход к новому типу взаимоотношений со средой, индивид стремится к реализации своих новых возросших возможностей. При этом должна изменяться вся социальная ситуация развития индивида. Возможные первые конфликты индивида со средой могут оставить неизгладимый след в его психической структуре. Негативные поведенческие проявления обостряются и нередко закрепляются при игнорировании взрослыми, обществом новых потребностей индивида, его деятельностных возможностей, новых потребностей вхождения в жизнь социума.
Перестройка адаптивных структур происходит и в различных кризисных ситуациях взрослого человека, связанных со сменой уклада жизни, ломкой сложившихся стереотипов.
Психобиографический метод — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б. Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен её труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности», изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби в 2001 году.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Биографический метод в психологии
В литературоведении, социологии и психологии используется биографический метод исследования, позволяющий изучить художественное произведение, особенности общественного развития, психологического развития личности через описание биографии писателя , отдельный член общества или конкретное лицо.
В психологии этот метод представлен в трех вариантах. Первый – это описание и анализ человека ретроспективно, на основе уже имеющихся документов и других источников. Второй вариант — длительное исследование, сбор биографических данных на протяжении всей жизни для последующего анализа. Третий путь — посредством каузометрии, т. е. установления связей между различными событиями жизни, указываемыми и оцениваемыми человеком по их значимости.
Традиционный биографический метод
Как правило, для описания и изучения жизни человека используются различные документальные источники: письма, дневники, воспоминания современников и собственные, все, что сохранилось во времени. Но такие данные, как правило, неполны, отдельные периоды жизни просто превращаются в «черные дыры» биографий, и узнать о них что-либо становится невозможно. Еще одной проблемой изучения post factum является недостоверность некоторых фактов, субъективность их оценки, непоследовательность в описании одних и тех же событий разными людьми.
Исследователю-психологу важно не только получить достоверную информацию о биографии, внешней жизни человека, описанием которой он занимается, но, в первую очередь, его эмоциональные, эмоциональные переживания, связанные с определенными события, их значимая оценка. К сожалению, документальные факты лишь частично отражают психологическое состояние человека, а иногда и вовсе не дают такой информации.
Лонгитюдный биографический метод в психологии
Еще один способ изучения биографии человека основан на многолетних наблюдениях за его жизненным путем. Это психологический эксперимент, который длится всю жизнь. Аналогичные исследования касаются направления в науке, называемого «онтогенетической психологией», которое широко развито в Америке и Европе.
Продольные наблюдения в ракурсе развития личности, безусловно, более полны и дают возможность выбирать различные объекты и объекты для анализа. Кроме того, они позволяют использовать реальные измерения различных психологических параметров, а не опираться на документальные свидетельства. Но длительность во времени делает их размытыми и не дает цельного представления о развитии индивидуальности. Еще одним недостатком таких исследований является соразмерность проводимых многолетних наблюдений личности экспериментатора, что дает весьма субъективную оценку жизненным событиям.
Причинно-биографический метод
Этот метод был основан А. А. Кроником, который пытался моделировать жизненный путь человека с помощью специальных приемов, прослеживающих причинно-следственную связь жизненных событий. Суть метода заключается в том, что человек выбирает наиболее значимые для него события, которым дает определенную положительную или отрицательную оценку в зависимости от их влияния на жизнь. Привязав эти ценности к личности, характеру и темпераменту, а также значимые ценности, можно оценить прошлую жизнь и построить правильные перспективы в будущем. На это нацелены методы каузального анализа, использующие различные средства получения экспериментального материала: интервью, проективные методики, моделирование игровых ситуаций.
Полученные данные субъективны, но этот биографический метод, в отличие от традиционного, более терапевтичен и полезен, так как позволяет человеку оценить собственный образ жизни, структурировать его, что позволяет провести более глубокий анализ и оценку.
Примеры исследовательской работы по биографическому методу
Тип статьи: Исследовательская работа
Тема: История, Психология, Образование, Наука, Жизнь, Биография, Учеба, Искусство
Страницы: 3
Words: 900
Опубликовано: 13.01.2020
Биографический метод исследования личности занимает важное место в арсенале современной психологии и смежных наук. Его развитие имеет долгую, богатую историю, созданную философами, историками, социологами, искусствоведами, учеными и, конечно же, психологами. Среди тех, кто внес значительный вклад в развитие биографической психологии в XX веке, психологи Зигмунд Фрейд, Шарлотта Бюлер, Виктор Франкл, Альфред Адлер, Ханс Томе, Гордон Олпорт, Маслоу и другие.
В современной науке нарастает тенденция к интегральному изучению личности на протяжении всей жизни в масштабе исторической эпохи, поэтому биографический метод получил распространение и развитие. Однако остаются нерешенными многие вопросы теории жизненного пути человека, методологического аппарата изучения жизни как естественно-исторического процесса на личностном уровне, взаимосвязи личности с биографическим и общественно-историческим временем.
Наряду с исторической, литературной, научной биографией существует психологический, а в арсенале психологии издавна существует биографический метод (точнее, методы), который имеет целью изучение уникальной целостной личности как субъекта жизни, т. говорят, странник по жизни. Этот метод сочетает в себе аналитическую, научную строгость с синтетическими и художественными метафорами, описывающими сложные психологические явления.
Обращение к биографическому методу в современной психологии обусловлено отсутствием экспериментальных и тестовых методов, которые призваны получать информацию о личности в искусственной, контролируемой среде, в отрыве от естественного процесса жизнедеятельности человека с его событиями и обстоятельствами в связи с и на фоне исторической эпохи, в которой живет человек. Жизненная обоснованность этих методов не всегда убедительна. Биографический метод по определению относится к живому, рассматривающему личность в естественно-историческом процессе, в ходе жизни. Психологическое исследование на основе биографического метода – это изучение жизни личности. Она направлена на психологические механизмы и законы социального поведения. Виктор Франкл писал, что личность раскрывается в его биографии. Оно открывает себя, свое бытие, свою неповторимую сущность только биографическому объяснению, не подвергаясь непосредственному анализу. В конечном счете биография есть не что иное, как объяснение личности во времени.
Предметом биографического метода является индивидуальный жизненный путь, именно личность как субъект этого пути. Отсюда и вся специфика биографического метода. Эта специфика обнаруживается при обращении к теоретическим основам метода, его понятийному аппарату, а также его операциональной стороне, специфическим методам сбора, обработки и интерпретации биографических сведений о человеке.
Сегодня биографический метод активно развивается и расширяет свой технический инструментарий, что позволяет говорить о методе во множественном числе. Часто эти методы называют в психологии психобиографическими, чтобы подчеркнуть своеобразие данной конкретной науки, ее направленность на психологические проявления и механизмы жизнедеятельности личности как субъекта жизни.
Слово жизнь здесь относится к истории жизни и к ее описанию. Наличие собственной истории является отличительной чертой личности. Биография как психологическая отрасль занимается психологическими механизмами, участвующими в общественной жизни, жизненном выборе, в том числе экзистенциальном опыте, духовной работе внутреннего мира личности. Такая структура личности, как талант, характер, мировоззрение, жизненная позиция, личность в целом не может быть понята без биографии личности и, следовательно, без биографического метода.
Биографический метод часто используется в различных видах исследований. Например, Уокер и др. использовано их исследование успешных курсантов боевого управления (2011 г.). Целью исследования была оценка психологических, физиологических и демографических характеристик, связанных с успешным прохождением программы CCT. В исследовании использовалось несколько методов, в том числе анализ биографических данных, физиологические измерения и различные психологические тесты. Изучение биографии в рамках эксперимента было абсолютно целесообразно, так как позволяло лучше понять личность обучаемого. Результаты исследования показали, что у тренирующихся ЧКТ с 3-уровневой оценкой выше среднего уровень анаэробной и аэробной подготовленности, психической выносливости, силы и других показателей.
Ссылки
Berecz, JM (2008). Теории личности: зональная перспектива. Лондон: Пирсон.
Уокер, Т. Б., Леннеманн, Л. М., МакГрегор, Дж. Н., Мози, К., и Зупан, М. Ф. (2011). Физиолого-психологические особенности успешных курсантов боевых диспетчеров. J Spec Oper Med, 11 (1), 39–47.
Цитировать эту страницу
Выберите формат цитирования:
- АПА
- ГНД
- Гарвард
- Ванкувер
- Чикаго
- АСА
- IEEE
- АМА
WowEssays. (2020, 13 января) Пример исследовательской работы по биографическому методу. Получено 2 декабря 2022 г. с https://www.wowessays.com/free-samples/example-of-research-paper-on-research-methods/
«Пример исследовательской работы по биографическому методу». WowEssays, 13 января 2020 г., https://www.wowessays.com/free-samples/example-of-research-paper-on-research-methods/. По состоянию на 2 декабря 2022 г.
WowEssays. 2020. Пример исследовательской работы по биографическому методу ., просмотрено 02 декабря 2022 г.,
WowEssays. Пример исследовательской работы по биографическому методу. [Интернет]. Январь 2020 г. [По состоянию на 2 декабря 2022 г.]. Доступно по адресу: https://www.wowessays.com/free-samples/example-of-research-paper-on-research-methods/
«Пример исследовательской работы по биографическому методу». WowEssays, 13 января 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2022 г.