Биографический метод в психологии, исследования
Биографический метод — психологическое исследование, главная цель которого — получить личную информацию о человеке. Эта информация касается не только сухих фактов из его жизни, но также чувств, переживаний и эмоций в определенные моменты. Исследование помогает психологу увидеть внутренние проблемы и противоречия, а также составить план дальнейших действий.
Содержание
- Использование биографического метода
- Плюсы и минусы биографического метода в психологии
- Техники биографического метода
- Пример использования биографического метода
- Заключение
Использование биографического метода
Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.
Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис. И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.
Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.
О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.
Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:
- Определить психологический статус человека.
- Выявить основные черты его характера.
- Распознать способности.
- Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.
Интересно, что биографический метод применим как для исследования отдельной личности, так и целой группы.
Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.
Плюсы и минусы биографического метода в психологии
Преимуществ у биографического метода несколько:
- Динамичность. Психолог изучает человека в динамике, а не в статике. Благодаря этому он видит, как тот жил раньше, что и почему изменилось к сегодняшнему дню. Становится ясно, как индивид строил отношения с окружающими, сложно ли ему было адаптироваться в социальной среде, какие ценности и уроки он усвоил. Все это в совокупности помогает психологу составить план дальнейшей работы.
- Нет необходимости в подготовке. Будет, конечно, лучше, если специалист имеет социологическое образование. Однако провести опрос может и тот, кто совсем не знаком с социологией. Так, биографическим методом часто пользуются работодатели, принимая на работу новых сотрудников.
- Во время сеанса царит дружелюбная, непринужденная атмосфера. Разговор проходит настолько тонко и деликатно, что человек совсем не чувствует давления. Наоборот, ему кажется, что он просто беседует с хорошим другом.
- Есть много источников. Например, если есть необходимость изучения публичного человека, психолог может воспользоваться записями его выступлений, интервью, пообщаться с кем-то из круга его общения и т. д. Он берет во внимание всю доступную ему информацию.
- Обилие фактов. Психолог концентрирует внимание на событиях, которые имели место в жизни человека. Он изучает, а после анализирует предпосылки, причины, мотивы. Ему важно построить логическую цепочку, выяснить, что привело к принятию индивидом того или иного решения.
Помимо плюсов, биографический метод имеет и ряд минусов:
- Описательность. Во многих случаях события или действия никак не связаны с чувствами, эмоциями и ощущениями. Хотя последние на самом деле — неотъемлемая часть психологического портрета. Именно поэтому в биографическом методе часто допускаются небольшие погрешности. К тому же психологам иногда приходится делать выводы, основываясь на предположениях.
- Большие затраты времени и сил. Биографический метод довольно трудоемкий. Нужно не только получить всю нужную информацию, но и тщательно проанализировать ее. Не всегда есть такая возможность.
- Индивидуальность. Возьмем, к примеру, использование этого метода при приеме на работу потенциального сотрудника.
- Субъективность. Проявляется, если психолог для составления портрета общается с родными и друзьями человека. Они могут сгущать краски, высказывать свою личную точку зрения или умалчивать какие-то моменты. В результате специалист попадает в тупик.
- Ложь. Не каждый человек способен рассказать нелицеприятные факты из своей жизни. Всем хочется показать себя с лучшей стороны, поэтому иногда люди либо приукрашивают, либо недоговаривают. Даже опытный психолог не всегда сразу распознает обман. Поэтому и психологический портрет личности получается слегка неполным, смазанным.
И еще один существенный минус — забывчивость. Во время сеанса человеку нужно вспомнить какие-то важные моменты из его прошлого. Но память не всегда может воспроизвести всю нужную информацию.
Поэтому часто психолог получает искаженные данные.Техники биографического метода
Их всего 7:
- Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир. В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
- Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем. Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
- Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
- Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях. В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
- Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности. Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
- События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
- Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.
Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.
Пример использования биографического метода
Представьте, что вы — руководитель крупной компании. Сейчас ваша главная задача — принять на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать не только о его профессиональных качествах, но и о том, какой он внутри. Конечно, соискатель заполнит анкету и, возможно, предоставит автобиографию. Но этого мало. Здесь на помощь и придет биографический метод.
Вам нужно поговорить с человеком. Попросите вспомнить важные события из его жизни. Пусть он расскажет, что чувствовал в тот момент, опишет эмоции. Ведите себя не как руководитель. Создайте дружелюбную атмосферу.
Заключение
Биографический метод в социологии и психологии — это возможность лучше узнать человека. Сказать он может что угодно. Но, чтобы понять его чувства и мысли, придется постараться. В этом поможет интервью — разговор о самых сильных впечатлениях и значимых событиях.
Биографический метод. Большая российская энциклопедия
Научные методы исследованияНаучные методы исследования
Биографи́ческий ме́тод, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирических данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также особые биографические (нарративные) интервью. В каждой науке биографический метод имеет свою специфику.
В социологии биографический метод – способ изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, а также один из основных методов в так называемой качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование этого метода предложил В. Дильтей, отметивший, что человек – это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отдельных людей репрезентативны, поскольку в них встречаются социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и т. д. В западной социологии становление биографического метода тесно связано с классическим исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (The Polish Peasant in Europe and America, 1918–1920), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и американского образа жизни. Именно в этой работе Ф. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.
Биографический метод получил развитие в США, Германии и Польше в 1920–1930-е гг. при изучении субкультур «маргинальных» и «девиантных» закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских сообществ и движений. В 1940–1960-х гг. интерес к этому методу заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографических нарративах, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х гг. использование биографического метода активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологических, молодёжных, женских). Познавательные возможности метода расширились за счёт привлечения герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Г. Гарфинкель), феноменологии и социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).
В России к биографическому методу обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л. Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Ярким примером «устной истории» является работа русской писательницы С. З. Федорченко «Народ на войне» (отдельные части вышли в 1917, 1925 и 1983). В работах психолога и педагога Н. А. Рыбникова 1920–1930-х гг., посвящённых изучению биографий, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении различных социальных групп. После длительного перерыва интерес к методу стал возрождаться в российской социологии середины 1990-х гг.
Биографическое интервью относится к группе неформализованных («мягких») методов: респондент в свободной форме рассказывает о своей жизни, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, существенные события и стиль рассказа – эмоциональный или сухой, иронический или серьёзный.
Биографический метод даёт возможность исследовать микроуровень различных социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отдельных людей как социальных акторов во взаимодействии с обществом. Сравнение биографических нарративов (т. е. повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографических нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах связан с методологией изучения отдельного случая (англ. case study).
В психологии, педагогике, медицине биографический метод направлен на изучение и описание одной конкретной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний личности – в этом варианте его иногда называют автобиографическим. В данной сфере с помощью биографического метода изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отдельного человека и его личностных изменений. Путём исследования биографических повествований о себе, будь то однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом, анализируются опыт личности, смена её интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика выбора жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы. Поскольку реальное течение жизни не тождественно нарративу, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Биографический метод предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (напр., стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнительных источников информации (документов, очевидцев, экспертов).
В литературоведении биографический метод – способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Привлечение этого метода было подготовлено эстетикой романтизма с характерным для неё восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем биографического метода считается Ш. О. де Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, литературного и политического окружения писателя было залогом постижения его творчества. Метод нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19–20 вв., занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С биографическим методом связано становление литературного портрета как особого жанра литературоведения (например, «Старинные портреты» Н. А. Котляревского, 1907, или «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, 1906–1910).
Дата публикации: 27 июня 2022 г. в 11:37 (GMT+3)Основной биографический метод в психологии
В этой статье мы обсудим биографический метод в психологии. В психологии есть два основных биографических метода.
первый биографический метод в психологии – метод ежедневника, и второй биографический метод в психологии – написание истории жизни.
Далее мы обсудим здесь биографический метод в психологии пример.
1. Метод ежедневника/метод дневника
Что такое биографический метод исследования | Что такое биографический метод | Что такое метод дневника
Этот метод обычно используется для наблюдения за ростом детей. Регистрируются ежедневные наблюдения за развитием ребенка.
Что такое биографические данные в исследовании — Как ребенок учится сидеть, стоять, ходить и говорить в первый раз.
С помощью собранных таким образом фактов психологи установили норму нормального развития детей.
Этот метод регистрирует не только физическое, но и умственное, эмоциональное и психологическое развитие ребенка. И вся информация о ребенке собрана.
Давайте теперь кратко рассмотрим умственное, эмоциональное и социальное развитие.
Умственное развитие
Что такое биографический метод обучения — Если учителя и родители хорошо знают умственное развитие , они могут оказать большую помощь детям. В связи с этим следует позаботиться о следующих вещах:
Разумная оценка/оценка
Лучший способ ранжирования в учреждении – проверить детей в соответствии с их умственной зрелостью/умственным уровнем .
Чтобы и учитель, и ученики не испытывали никакого дискомфорта по поводу обучения. 9Ежедневная запись 0003 показывает постепенный прогресс.
Надлежащий метод обучения
Метод обучения должен быть приятным, интересным и эффективным таким образом, чтобы он подчеркивал умственные способности и творческие способности детей.
Дети обладают индивидуальностью, поэтому получите полную информацию о них. Запись каждого ребенка покажет, где он или она по сравнению с другими детьми.
Правильный язык
Правильное использование языка очень важно для умственного развития . Дома и в школе дети должны находиться в среде и компании, которые позволяют им адаптировать свой язык к правильным и творческим образцам.
Когда ребенок начал говорить, какие слова и фразы он произнес первым. Ее школьная успеваемость и успеваемость также помогают детям двигаться в правильном направлении. Вот почему родители и учителя стараются вести учет прогресса ребенка.
Ясно мыслить и рассуждать
У некоторых детей привычка ясно мыслить и рассуждать проявляется с раннего возраста. Это требует много тяжелой работы и обучения со стороны родителей и учителей.
Помощь детям в развитии способности понимать и преодолевать свои недостатки. Ежедневные записи вдохновляют детей двигаться вперед.
Творческие увлечения
Показывает, в каком возрасте ребенок пытается интересоваться различными творческие занятия, такие как чтение, фотография, поэзия, драматургия, дебаты и образовательные виды спорта, и их влияние на умственное развитие .
Проблемы умственного развития
Родители и учителя обычно не уделяют особого внимания детям с плохим интеллектом в методах ежедневника/дневника. Этих детей обычно полностью игнорируют или постоянно ругают. Оба эти поведения вредны для детей.
Метод дневника/метод дневника таких детей следует хранить с осторожностью и вниманием. Потому что эти дети нуждаются в особом внимании и необычайном сострадании.
Таких детей следует избегать наказания, и они не должны чувствовать себя обделенными.
Умственно отсталым и слабоумным детям следует давать самые легкие задания, с которыми они справляются хорошо. Хранение записи их первоначального успеха даст им лучшее руководство и побудит их добиваться большего. Что, конечно же, сделало эту перемену мгновенной сенсацией.
Эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие очень важно для детей. Эмоции влияют на характер и поведение детей. Согласно д-ру Дж. Б. Уотсону, каждый ребенок рождается с тремя типами эмоций: любовью, страхом и гневом.
Ребенок выражает любовь к родителям, братьям и сестрам, он выражает ее по разным поводам. Эта любовь помогает ему стать лучшим человеком в обществе. За счет этого повышается уверенность в себе.
Прыжки ребенка в воздух в одиночку или удерживание его на руках вызовут у него страх. Если мелкие потребности ребенка не удовлетворяются, он будет выражать гнев, или если у него отнимут его вещи или игрушки, он также будет выражать гнев.
В методе ежедневника/методе дневника мы должны посмотреть, когда и как ребенок впервые выразил любовь, привязанность, страх или гнев. У каждого ребенка свой стиль, и выражение их лица время от времени меняется. Вот почему родители и учителя продолжают направлять своих детей.
Социальное развитие
Человек — животное социальное, он счастливо живет в обществе. Живя в обществе, он демонстрирует свои способности. Вне общества он чувствует себя неуверенно.
Что такое социальное развитие — Социальное развитие означает привитие ребенку чувства, что он считает себя важным членом общества и придерживается принципов общества.
Ведение учета социального развития адаптирует характер ребенка к социальным нормам. Потому что здесь ребенок направлял и помогал шаг за шагом, Который показывает хорошие манеры и хорошие привычки.
Заключение/Результат
Метод ежедневника/метод дневника дает очень обнадеживающие результаты. Дневник для письма день за днем улучшает успеваемость ребенка. Ведение учета способностей и талантов заставляет их сиять.
Второй биографический метод в психологии выглядит следующим образом:
2. Метод написания истории жизни
В методе написания истории/биографии, условия жизни великие знаменитости тщательно изучены. Это попытка выяснить обстоятельства, при которых индивид достиг положения, которому завидуют и другие.
Его особый характер и образ жизни проявились в силу обстоятельств. Какие шаги они должны были пройти, чтобы добраться до этого места?
Для того, чтобы узнать условия их жизни, личные характеристики берутся из их собственных письменных дневников, сочинений, писем и выступлений. Помощь также требуется от мнений и писаний других людей об этих сущностях.
Используется информация, которая о них время от времени выходит. Предпринимаются попытки выяснить, каковы были обстоятельства, как они были воспитаны и обучены.
Оцениваются их экономические и социальные условия . Различные характеристики сравниваются по их привычкам и манерам. Их моральные ценности проверяются. Для того, чтобы собрать информацию всеми возможными способами, чтобы эти серии можно было взращивать.
Затем предпринимается попытка определить факторы, по которым эти люди получили свои имена и их имена навсегда вписаны золотыми буквами истории.
Этот метод написания истории/биографии также собирает психологическую информацию о людях. Написание истории бывает двух видов: одно автобиографическое, а другое написано другим человеком. Индивидуум изучается через эти два типа истории.
Примечательным в этом отношении является Торндайк, , который собрал информацию о 91 знаменитости через их истории/биографии. Также соберите информацию из их жизней и речей. В свете этой информации он собрал сорок восемь личных характеристик.
Они обладали важными качествами , такими как ум, выносливость, настойчивость, мужество, энтузиазм, искренность, сострадание, братство, любовь и эстетическое чувство. Торндайк пытался выяснить, в какой степени эти люди обладали всеми этими качествами, сделавшими их знаменитыми.
Достоинства и недостатки биографического метода
Историко-биографический метод имеет следующие недостатки:
1. Автобиограф может искажать события своей жизни. Потому что такова человеческая природа, что человек ищет собственного превосходства, преувеличивает свои достоинства и скрывает свои недостатки. Влияние каждого человека и окружение различны.
Его потребности, желания и стремления отличаются от других. Иногда он предлагает такие интерпретации самого себя, что вырисовывается только одна сторона картины.
2. В чужой письменной истории предрассудки автора, симпатии и антипатии и социальные наклонности искажают форму истины. Поскольку предрассудки уже существуют, нет необходимости расследовать события.
История обычно неполная, что затрудняет получение точных выводов.
Этапы когнитивного развития в психологииБиография | Определение и примеры
Джорджио Вазари
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Чарльз Дадли Уорнер Сэмюэл Джонсон Френсис Бэкон Уинстон Черчилль Вирджиния Вульф
- Похожие темы:
- автобиография агиография мемуары Книжные награды Коста писатель персонажей
Просмотреть весь связанный контент →
биография , форма литературы, обычно считающаяся документальной, предметом которой является жизнь человека. Одна из древнейших форм литературного выражения, она стремится воссоздать в словах жизнь человека, как она понимается с исторической или личной точки зрения автора, опираясь на все доступные свидетельства, в том числе сохранившиеся в памяти. в виде письменного, устного и изобразительного материала.
Аспекты
Исторические
Биография иногда рассматривается как раздел истории и более ранние биографические сочинения, такие как Мемуары 15-го века французского государственного советника Филиппа де Коммина или жизнь Джорджа Кавендиша 16-го века. кардинала Томаса Вулси, часто рассматривались как исторический материал, а не как самостоятельные литературные произведения. Некоторые записи в древних китайских хрониках включали биографические очерки; заложен в книге римского историка Тацита 9.0333 Annals
— самая известная биография императора Тиберия; и наоборот, великолепная жизнь сэра Уинстона Черчилля о его предке Джоне Черчилле, первом герцоге Мальборо, может быть прочитана как история (написанная с особой точки зрения) Британии и большей части Европы во время войны за испанское наследство (1701–1714 гг.). ). Однако сегодня общепризнано, что история и биография — совершенно разные формы литературы. История обычно имеет дело с обобщениями о периоде времени (например, Возрождение), о группе людей во времени (английские колонии в Северной Америке), об институте (монашество в Средние века). Биография обычно сосредотачивается на одном человеке и имеет дело с подробностями жизни этого человека.Однако и биография, и история часто связаны с прошлым, и именно в поиске, оценке и выборе источников они родственны. В этом смысле биографию можно рассматривать как ремесло, а не как искусство: методы исследования и общие правила проверки доказательств могут быть изучены кем угодно и, таким образом, требуют сравнительно небольшой личной приверженности, связанной с искусством.
Биографу, занимающемуся поиском давно умершего человека, обычно мешает отсутствие источников: часто невозможно проверить или проверить, какие письменные свидетельства имеются; нет свидетелей для перекрестного допроса. Еще не разработан метод, с помощью которого можно было бы преодолеть такие проблемы. Каждая жизнь, однако, представляет как свои возможности, так и определенные трудности для биографа: изобретательность, с которой биограф справляется с пробелами в летописи, предоставляя, например, информацию о возрасте, которая проливает свет на предмет, имеет большое значение. делать с качеством полученной работы. Джеймс Босуэлл сравнительно мало знал о ранних годах Сэмюэля Джонсона; это одно из величий его Жизнь Сэмюэля Джонсона, доктора юридических наук. (1791), что ему удалось, не изобретая материи и не обманывая читателя, дать ощущение прогрессивно разворачивающейся жизни. Еще один шедевр реконструкции перед лицом небольшого количества свидетельств — A.J.A. Биография Саймонса английского писателя и эксцентрика Фредерика Уильяма Рольфа, В поисках Корво (1934). Еще одна трудность заключается в ненадежности большинства коллекций бумаг, писем и других памятных вещей, отредактированных до 20 века. Мало того, что редакторы не стеснялись опускать и перемещать материалы, но иногда авторы документов пересматривали свои личные записи на благо потомков, часто фальсифицировали записи и ставили своих биографов в затруднительное положение, когда оригиналы уже не сохранились.
Биограф, описывающий жизнь недавно умершего человека, часто сталкивается с противоположной проблемой: обилием живых свидетелей и обилием материалов, среди которых есть бумаги и письма субъекта, иногда расшифровки телефонных разговоров и конференций, а также запись интервью, предоставленных биографу друзьями и соратниками субъекта.