Историко-биографический метод | Понятия и категории
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — 1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы; 2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» (биографический метод) используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира; 3) метод изучения личных документов (автобиографий, писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп [Ф.
Историко-биографический метод известен давно, с ним связано становление и развитие истории как науки, поскольку основным героем политической истории всегда выступала личность — правитель, герой, военачальник и пр. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих людей. Научно-методологические принципы историко-биографического метода были сформулированы В. Дильтеем (1833-1911). Он ввел понятие «наук о духе», к которым относил историю, и отмечал, что их отличает особый метод познания, основанный на изучении психических аспектов деятельности человека. Приоритет биографическому методу в гуманитарном знании отдавал также М. Хайдеггер.
Историко-биографический метод характеризуется стремлением раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории. В основе метода лежит дедуктивный подход, поскольку реконструкция жизнеописания опирается, прежде всего, на те результаты, «следы», которые исторический деятель оставил в истории.
Метод предполагает привлечение особого корпуса источников — документов личного происхождения (свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний). Особенностью историко-биографического метода является широкое применение литературно-художественных приемов изложения материала (сюжетность, образность), а также эмоциональность, наличие авторской позиции в оценке личности.В XX веке историко-биографический метод развивался под влиянием достижений социологии и психологии, где «биографический метод» («метод жизнеописаний») утвердился в качестве одного из основных методов исследования. В результате, наряду с изучением индивидуальных биографий, появились такие новые направления истории как «коллективные биографии», или просопография. Метод создания коллективных биографий направлен на выявление определенного круга лиц в качестве объекта исследования и изучение их демографических, социальных, культурных характеристик.
Л. Н. Мазур
Определение понятия цитируется по изд. : Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 151-152.
Литература:
Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М., 1986; Биографический метод в социологии: история, методология, практика/ Под. ред. В. В. Семеновой, Е. Ю. Мещеркиной. М., 1993; Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении // Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Михайлов И. А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистистенциальные истоки феноменологии // История философии. № 1. М., 1997; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007.
Tags:
История
Методология
Социология
Понятие:
Биографический метод
Біографічний метод. Біографія як предмет вивчення в якісному дослідженні та біографія як джерело інформації при вивченні способів «проживання» життєвих подій.
биографический метод, является изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Это, пожалуй, одна из самых распространенных тактик качественного исследования. Истории жизни используются во многих социально-гуманитарных науках, там, где центром интереса является индивидуальное.
Классические примеры использования этой тактики описывают жизненные практики людей, оказавшихся в нетипичной или уникальной социальной ситуации: история гермафродита влюбленной женщины (потребитель героина, окончивший жизнь самоубийством (Хьюс, 1961 [93]), французский убийца-маньяк ХГХ века (
Но это может быть и типичная, среднестатистическая история жизни человека. Жизненная история польского эмигранта Владека Висневского (его детство в польской деревне, вступление в трудовую жизнь булочником, его эмиграция в Германию в поисках работы и наконец приезд в Чикаго и мытарства там) легли в основу уже упоминавшегося исследования У.
По объекту интереса это может быть история жизни великого или выдающегося человека; индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека. Исключительно редки автобиографические исследования.
Основной метод получения информации — биографическое интервью или длительные диалоговые беседы с человеком. Используются также разнообразные документальные источники: от школьного сочинения, написанного на конкурс, до мемуаров — весь набор документальных источников, которые К. Пламер называет «документами жизни» [105]. Их общее свойство в том, что индивид повествует об общем течении, всей истории жизни своими словами. Лучше, если такой рассказ дополнен также свидетельствами других людей из его окружения (близких, родственников), личными письмами или фотографиями.
Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов в биографическом пути, социально-исторической ситуации.
Биографические
повествования могут стать пред, метом
анализа и в своей совокупности —
как коллективный опыт
«проживания» определенной социальной
ситуации. Сравнительный
анализ большого числа аналогичных
случаев (примерно от 5 до 25) становится
основой для описания социальной проблемы,
которая вырисовывается за
сходными обстоятельствами и действиями
— общей социальной практикой людей.
Такой методологический подход позволяет
ти-пологизировать жизненные стратегии
в сходных ситуациях,
конструировать «образцы» (т. е. нормы)
поведения или типы культурных ориентации,
стилей жизни
Источниками информации в этом случае служат некоторая совокупность историй жизни (как основная база), а также официальные и неофициальные документы, социальная статистика, архивы, данные опросов общественного мнения, описывающие социальный контекст коллективной практики.
Итак, история жизни есть способ анализа, который концентрируется на индивиде или индивидах, их опыте проживания жизни и отражении в нем социально-культурных процессов. Эта тактика предусматривает досконально полную информацию о всей протяженности жизненного пути и субъективных переживаниях человека.
- Исследователь должен иметь точное представление об историческом и социальном контексте, соответствующем жизни, чтобы представить себе ее в социальном качестве.
Необходимо точно определить ключевые моменты жизненного пути, которые анализируются тематически как эпизоды, имеющие скрытый смысл и представляющие аспект жизненного опыта в целом. Исходя из этого возможна интерпретация и объяснение общего смысла данного опыта.
Используя интерпретативный подход, исследователь концентрируется непосредственно на поиске таких смыслов, используя дополнительную информацию от индивида и свой научный опыт.
В случае изучения нескольких историй жизни и их сравнительного анализа необходимо: а) первоначально выделить отдельные эпизоды, подлежащие сравнению; б) проанализировать их в контексте данной жизни; в) перейти к перекрестному анализу с биографическими данными других людей.
Метод 5 — Биографический al Метод изучения Библии
Предвзятость автора | Интерпретация: консервативная
Склонность: диспенсациональная
Семинария: Библейский колледж Онтарио (Тиндейл)
Добро пожаловать в биографический метод. Пожалуйста, смотрите мою заметку, ( Peter Rhebergen ):
5.1 — Инструменты
5.1.1 — Библия
5.1.2 — Исчерпывающее и/или биографическое соответствие
5.1.3 — Актуальные Библия
5.1.4 — Библейский словарь или энциклопедия
5.2 — Подсказки
5.2.1 — Помните, что человек часто упоминается не по имени собственному, а во многих отрывках.
5.3 — Шаги
Шаг 1 — Выберите человека из Библии для вашего изучения. См. список ниже для выбора лиц из Библия.
Шаг 2. Перечислите все упоминания об этом человеке. Конкорданс поможет, если человек упоминается в Библии по их собственному имени, но вы также можете искать двусмысленные ссылки на человека (например, жена фараона или сын Зеведея).
Шаг 3. Отметьте свое первое впечатление о человеке после первого прочтения отрывков.
Шаг 4. Составьте хронологический очерк жизни человека после второго прочтения.
Шаг 5. Получите некоторое представление о человеке после третьего чтения.
Шаг 6. Определите некоторые качества характера после четвертого чтения.
Шаг 7. Покажите, как другие библейские истины проявляются в жизни этого человека.
Шаг 8. Обобщите основные уроки, которые вы усвоили.
Шаг 9 — Напишите личное заявление.
Шаг 10. Сделайте свое исследование переносимым.
Шаг 11. Отметьте кого-нибудь, с кем вы поделитесь результатами этого исследования, и посвятите себя этому.
Частичный список библейских людей
Три следующих списка включают некоторых из главных людей Библии, второстепенных, но важных людей Библии, и выдающиеся женщины Библии.
Главные герои Библии
|
|
|
|
Незначительные, но важные люди Библии
|
|
|
|
|
Выдающиеся женщины Библии
|
|
|
|
|
Общие вопросы для биографического исследования
Вот список из семидесяти вопросов, которые вы можете использовать при составлении биографического исследования. Вы не должны пытаться использовать каждый из перечисленных вопросов здесь в одном исследовании. В зависимости от глубины вашего исследования и времени, которое у вас есть, выберите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. Вопросы разделены на семь основных разделов для удобства использования. Когда вы думаете о других вопросах, добавляйте их в этот список.
Репутация
1. Кто написал, что мы знаем об этом человеке?
2. Что люди говорили о нем/ней?
3. Что говорили о нем/ней его враги?
4. Что его/ее семья (жена/муж, дети, братья, сестры, родители) говорили о нем/ней?
5. Что Бог сказал о нем/ней?
6. Как вы думаете, почему Бог позволил упомянуть этого человека в Библии?
Испытания характера
1. Каковы были его/ее цели и мотивы?
2. Каков он/она в своем доме?
3. Как он/она отреагировал на неудачу? Легко ли он/она впадал в уныние?
4. Как он/она отреагировал на невзгоды? Хорошо ли он/она справлялся с критикой?
5. Как он/она отреагировал на успех? Гордился ли он/она, когда его хвалили?
6. Как он/она реагировал на тривиальные и приземленные вещи в жизни? Был ли он/она верен в мелочах?
7. Как быстро он/она прославил Бога за все хорошее/плохое, что с ним/ней произошло?
8. Как быстро он/она послушался Бога, когда ему сказали что-то сделать?
Предыстория
1. Что вы можете узнать о его/ее семье и происхождении?
2. Что означает его/ее имя? Почему ему/ей дали это имя? Было ли оно когда-либо изменено?
3. Какой была его/ее домашняя жизнь? Как он/она воспитывались? Где он/она вырос?
4. Каковы были характеристики его/ее родителей? Повлияли ли они на него/нее?
5. Было ли что-то особенное в его/ее рождении?
6. Где он/она жил? Какой была его/ее повседневная жизнь?
7. Знаком ли он/она с другими культурами? Они как-то повлияли на него/нее?
8. В каком состоянии была его/ее страна – политическая и духовная – при его/ее жизни?
9. Какое обучение он/она прошел? Имеет ли он/она какое-либо образование?
10. Чем он/она занимался?
11. Сколько он прожил? Где он/она умер? Как он/она умер?
Важные события
1. Был ли в его/ее жизни большой кризис? Как он/она справился с этим?
2. Какие великие достижения запомнились ему/ей?
3. Испытывал ли он/она божественный «зов»? Как он/она отреагировал на это?
4. Какие важные решения ему/ей пришлось принять? Как они повлияли на него/нее? Другие?
5. Возникала ли в его/ее жизни повторяющаяся проблема?
6. В чем он/она преуспел? Где он/она потерпел неудачу? Почему?
7. Как окружающая среда и обстоятельства повлияли на него/нее?
8. Какую роль он/она сыграл в истории Божьего плана?
9. Верил ли он/она во всевластие Бога (Божий контроль над всеми событиями)?
Отношения
1. Как он/она ладил с другими людьми? Был ли он/она одиночкой? Был ли он/она командным человеком?
2. Как он/она относился к другим людям? Использовал ли он/она их или обслуживал их?
3. Какой была его/ее жена/муж? Как она/он повлияли на него/нее/нее?
4. Какими были его/ее дети? Как они повлияли на него/нее?
5. Кто были его/ее близкие друзья? На кого они были похожи? Как они повлияли на него/нее?
6. Кто были его/ее враги? На кого они были похожи? Как они повлияли на него/нее?
7. Какое влияние он/она оказывал на других? На его нацию? На другие нации?
8. Заботился ли он/она о своей семье? Какими стали его/ее дети?
9. Его/ее друзья и семья помогали или мешали ему/ей в служении Господу?
10. Обучал ли он/она кого-нибудь на свое место? Оставил ли он/она «Тимофея» (ученика) после себя?
Личность
1. Каким человеком он/она был? Что сделало его/ее таким, каким он/она был?
2. Был ли его/ее темперамент холериком, меланхоликом, сангвиником или флегматиком?
3. Какие сильные стороны были в его/ее характере? Какие черты были у него/нее?
4. Было ли в его/ее жизни какое-либо развитие характера с течением времени? Был ли там рост и прогресс?
5. Каковы были его/ее недостатки и слабости?
6. Каковы были его/ее конкретные грехи? Какие шаги привели к этим грехам?
7. В какой области была его/ее самая большая битва: с похотью плоти, похотью очей или гордостью житейской и т.д.?
8. Каковы были результаты его/ее грехов и слабостей?
9. Одержал ли он/она победу над своими грехами и слабостями?
10. Какие качества сделали его/ее успешным или неудачным?
Список положительных качеств характера, которые нужно найти
|
|
|
|
|
Список отрицательных качеств характера, которые необходимо найти
Таблица биографического метода изучения Библии
1. Имя библейской личности: | |
2. Ссылки на Писание: | 4. Хронология (второе чтение): |
3. Первые впечатления (первое чтение): | |
5. Общие выводы (третье чтение): | 6. Качества характера (четвертое чтение): |
7. Иллюстрированные библейские истины: | 8. Краткий обзор извлеченных уроков: |
9. Личное заявление/оценка: | |
10. Концепции переносимости: | 11. Человек, с которым можно поделиться этим исследованием (и почему): |
Питер Реберген, , вырос в христианской семье и в настоящее время посещает баптистскую церковь Westney Heights. с его семьей. Он является волонтером в нескольких ее служениях и служил помощником пастора, молодежным лидером в Воскресной школе для взрослых. учителем и поставщиком кафедры в различных церквях и библейских лагерях в Южном Онтарио. Он женат с 1989 года и вместе с у его жены трое замечательных детей, которые познакомили их с лошадьми, крабами-отшельниками и многими другими существами, которых они не иначе встречались. Он заядлый фотограф и поэт и всю жизнь интересовался астрономией благодаря Псалму 19.и дядя. Вы можете посетить веб-сайт Питерса по адресу www.EachNewDay.com.
Этот материал может свободно использовать любой желающий прославить нашего Бога — Петера Ребергена
Далее>
Серия: Примеры методов изучения Библии (П. Реберген)
Таблица 6. Тематический метод изучения Библии
<Назад
Серия: Примеры методов изучения Библии (П. Реберген)
Таблица 4. Тематический метод изучения Библии
Тематический указатель: Библия>Герменевтика
Инструменты: Библейская герменевтика
Что это за ссылка: Библейская герменевтика?
Индекс авторов: Rhebergen, P
Copyright © 2004 г.