кто это, тесты, типы модальности
Как использовать мозг по максимуму и эффективнее учиться? Учёные заметили, что у каждого из нас есть своя доминирующая модальность получения информации: визуальная, аудиальная (слуховая), кинестетическая (телесная) и дигитальная, в основе которой логика и поиск причинно-следственных связей.
Модальность — это качественные характеристики ощущений, которые влияют на наше восприятие чего-либо. Проще говоря, модальность — это канал, через который человек воспринимает информацию.
Для каждого типа модальности есть свой, главный стиль обучения. Так вот, знание о своей доминирующей модальности позволяет использовать мозг по максимуму.
Мы попросили бизнес-коуча, психолога, специалиста по масштабированию бизнеса Елену Анисим объяснить разницу в обучении людей с разными типами модальности и поделиться конкретными инструментами, которые помогают в обучении.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Почему мы по-разному воспринимаем информацию?
Типы модальности
Внешние факторы
Визуалы
Аудиалы
Кинестетики
Дигиталы
Почему мы по-разному воспринимаем информацию?
Первая причина состоит в том, что все мы по-разному воспринимаем окружающий мир. Одному достаточно увидеть картину, другому прослушать аудио или прикоснуться к предмету.
Получается, что наш тип модальности — то есть тот канал, который лучше всего принимает информацию — это первая причина разного восприятия мира. А вторая причина — это внешние факторы: среда, окружение, тип личности и наш мозг.
Типы модальности
Узнать свою модальность можно двумя способами: подобрать модальность по описанию или пройти тест.
Тест для проверки модальности — Диагностика доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцева)
Разберём признаки, характерные для каждого типа:
- Визуалам привычно «видеть» мир с помощью зрения. Если читая книгу, вы ярко воображаете происходящее, лучше запоминаете не сухой текст, а изображение, графики и иллюстрации — вы визуал.
- Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Мнемонические техники, подкасты и аудиокниги — это про них.
- Кинестетики воспринимают мир с помощью прикосновений и ощущений. Им важен тактильный контакт. Они вертят ручку, пока что-то читают, не могут усидеть на месте. Стандартные форматы обучения не для них.
- Дигиталы — логически осмысливают информацию, воспринимают мир через внутренний диалог с логическими доводами.
Познание мира через прикосновения, уши или глаза характерно для людей с ярко-выраженным типом модальности, но проблема в том, что таких людей не так много.
Внешние факторы
При рождении все люди кинестетики, но под влиянием различных факторов могут превратиться в визуала, аудиала или дигитала.
Обычно на способность человека воспринимать информацию влияют:
- внешняя среда,
- окружение,
- тип личности,
- мозг.
Учёные доказали, что за обработку разных типов информации отвечают разные отделы мозга, а значит каждый человек воспринимает информацию всеми органами чувств сразу, просто некоторые из них могут преобладать. Поэтому, чтобы эффективно учиться, нужно совмещать модальность с другими методиками.
Существует множество научно обоснованных подходов к обучению, которые мы не используем. Одним из таких подходов является использование предварительных знаний при изучении чего-то нового.
То, что человек уже знает, сильно влияет на то, насколько хорошо он усвоит новую информацию. Есть даже доказательство, что определенная часть мозга активизируется, когда мы связываем старую и новую информацию.
Как именно связывать информацию каждый решает сам. Можно строить схемы, рисовать интеллект-карты или задействовать мнемонику — один из ассоциативных методов.
А теперь подробнее рассмотрим каждый тип модальности: его характерные черты и конкретные приёмы обучения.
Читайте также: Виды интеллекта и 3 способа определить свой IQ, EQ и другие
Визуалы
Сила визуалов в зрительной памяти. У них хорошо развито пространственное мышление, они легко визуализируют объекты и проецируют карты. Например, им гораздо легче собрать стол из Икеи, если они видят готовую схему.
Признаки. Визуал следит за своим внешним видом, обращает внимание на то, как одеты другие. При общении держит дистанцию, чтобы видеть человека как бы издалека. В помещении выбирает место так, чтобы видеть всю комнату. Любит красоту и порядок, тщательно продумывает свои образы, обустраивает жильё с позиции «красиво», а не комфортно.
Ещё визуала можно узнать по тому, как он говорит. Часто он использует такие фразы: посмотри, вижу, красивый, яркий и т. д. Визуал легко подбирает слова, может поддержать любую беседу, но быстро забывает о теме разговора. Единственный способ для него что-то запомнить — записать или зарисовать.
Чаще всего визуалы выбирают профессии, связанные с пространством и образами: дизайнер, художник, фотограф, архитектор. Изображение: J.Borba для UnsplashКак лучше запоминать информацию? С помощью наглядных пособий. Если вы визуал, переводите длинный текст и подкаст во что-то более визуальное: ментальную карту, иллюстрацию, диаграмму, схему. Важные мысли выделяйте цветом. Вы даже можете придумать целую систему кодировки цветом.
Если вы визуал, до того, как что-то учить, запишите свои цели. Так вам будет легче сосредоточиться и не упустить важное. Вот какие приёмы вы можете использовать для лучшего запоминания:
- Структурируйте нужную информацию, чтобы её можно было записать на отдельных карточках. Сделайте такие напоминалки и периодически пересматривайте карточки. Можно писать карточки от руки или использовать любое приложение, работающее по принципу flash cards: Quizlet, AnkiDroid Flashcards или Buffl.
- Работайте в тишине. Многие визуалы любят учиться одни. Сделайте так, чтобы вас не отвлекали посторонние звуки. Если такой возможности нет, занимайтесь в берушах.
- Используйте интеллект-карты. С их помощью вы сможете структурировать и визуализировать информацию. Удобные приложения: MindMaps, mindmeister, MindMup.
- Пишите конспекты. Во время лекции записывайте важные мысли, а после дополняйте их пояснениями. Важное подчёркивайте и выделяйте разными цветами. Если не любите писать от руки, установите электронный блокнот Evernote или создайте обычный Google Docs или Яндекс.Документ.
- Повторяйте материал. Иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый лист одной фразой. Особенно хорошо это работает при изучении новых слов и иностранных языков.
- Включайте субтитры при просмотре видеолекций.
- Старайтесь мысленно представить образ изучаемого материала. Например, представьте слова, ситуацию или описываемый факт, которые нужно запомнить.
- Смотрите на лектора со время объяснения материала, это поможет вам сосредоточиться.
- Используйте визуальные цепочки или мнемонику.
Читайте также: Карьерный рост, или лучшие и худшие фотографии предпринимателей из Fortune 500
Аудиалы
Чистый аудиал воспринимает мир на слух, ему не важна красота или порядок окружающих предметов. Мозг будет воспринимать только ту информацию, которую человек услышал. Причем строго в той последовательности, как было озвучено.
Признаки. В обычной жизни аудиал может не помнить лица людей, но не забудет их имена.
При общении аудиалы наклоняются немного вперёд, склоняют голову к плечу или подпирать щёку рукой. Поймать их взгляд сложно — аудиалу важен тембр голоса собеседника, а не его внешность. Им нравится разговаривать и слушать других.
Любой посторонний звук, даже спокойная музыка, отвлекает аудиалов. Им нужна тишина, чтобы сосредоточиться. Изображение: C.MacAulay для UnsplashОбычно аудиал читает медленнее, чем среднестатистический человек. Этот недостаток компенсирован невероятной памятью. Мозг аудиала запоминает информацию после 2–3 проговариваний вслух.
Если вы аудиал, лучший способ что-то запомнить — учиться в группах, где разрешены обсуждения. Аудиалы любят сразу обсуждать то, что услышали. Обсуждения помогут не только запомнить важное, но и углубить знания.
Визуальные средства аудиалам не подходят. Помните тот стол из Икеи? Прочитайте вслух инструкцию аудиалу пару раз — тогда он сможет его собрать.
Что ещё может помочь аудиалам:
- Прослушивание лекций, аудиокниг и вебинаров с короткими презентациями.
- Составление карточек с новыми понятиями или формулами, перечитывание их вслух.
- Запись собственного голоса, читающего лекцию, и последующее её прослушивание.
- Записывание лекций и уроков для повторного прослушивания.
- Участие в ролевых играх.
Читайте также: Синдром эмоционального выгорания: как распознать и преодолеть
Кинестетики
Кинестетики изучают мир через прикосновения. Им нравится касаться собеседника, вертеть что-то в руках, трогать поверхности, долго смаковать блюдо. Для них важен физический контакт.
Чтобы что-то запомнить, кинестетикам нужно включиться в процесс. Например, через физическую активность. В примере с Икеей кинестетик будет тем, кто соберёт стол без инструкции.
Признаки. Кинестетики не могут усидеть на месте — длинные лекции и конференции не для них. Их разум просто не может установить связь с тем, что они делают, когда слушают или наблюдают. Им нужно встать и включиться в действие.
Кинестетики не будут долго думать, просчитывать шаги. Они будут действовать. Для них главное — движение. Ещё они любят заниматься спортом и много гулять. Изображение: E.Simpson для UnsplashДома у кинестетиков бардак. Порядок и ровные стопки книг — не про них. Они будут носить одну и ту же одежду годами, потому что для них важен комфорт, а не внешний лоск. Классические кинестетики любят пространство, комфорт и уют.
Кинестетики обычно сильны в математике и естественных науках. Они вряд ли смогут объяснить, как что-то сделать, но зато смогут показать.
Как лучше запоминать информацию? У кинестетика хорошо развита мышечная память, поэтому для него самый простой способ что-то запомнить — записать.
Если вы кинестетик, чтобы повысить качество своего обучения, можно работать в группах, участвовать в хакатонах и других мероприятиях, которые предполагают какое-то действие.
- Чтобы закрепить изученное, попробуйте рассказать его кому-то другому.
- Чтобы сконцентрироваться, попробуйте жевать резинку, ходить или раскачиваться на стуле во время чтения или учебы.
- Чтобы увидеть связь между разными темами или идеями, используйте карточки. Выпишите всю нужную информацию и разложите их по группам.
- Чтобы запомнить, пишите шпаргалки.
И не забывайте про перерывы. Вставайте, разминайтесь и ходите, чтобы улучшить кровообращение.
Читайте также: Что такое мягкие навыки и в чем их твердая сила
Дигиталы
Дигиталы систематизируют информацию. Для них характерен поиск сильных и слабых сторон, плюсов и минусов.
Их волнует суть информации, ее функциональность, то, как они могут использовать её в своих интересах. Их часто посещает мысль: «Что мне это даст?»
Дигиталы больше думают, чем говорят, поэтому они немногословны. У них слабо выраженная мимика, они редко используют жесты при общении. Их речь однообразна, но вербально гибка. А всё потому, что дигиталы не любят бросать слова на ветер и болтать о пустяках.
Любят размеренную жизнь — они никуда не торопятся и чётко знают, что им нужно. Их любимые слова: «интересно», «я знаю», «поэтому», «логично», «разумно».
Чаще всего дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность. Изобаржение: N.C.Institute для UnsplashКак лучше запоминать информацию? Дигитал живёт по принципу: если это логично — мне это понятно. Чтобы что-то запомнить, ему нужно выстроить логическую цепочку, сделать инструкцию или как-то по-другому структурировать информацию.
Если вы дигитал, идеально, если вы сможете выстроить собственную модель обучения — она будет подходить вам лучше всего. Что можно в неё добавить:
- Превращение материала во что-то визуальное: графики, диаграммы, временные шкалы или контуры.
- Построение моделей: реальных, как Lego, или 3D.
- Превращение процесса обучения в стратегическую игру и логическую головоломку.
- Включение критического мышления: попросить объяснить причины действий или решений, найти доказательства, что информация достоверна.
- Провести собственное исследование на изучаемую тему.
Высоких вам конверсий!
Автор этого поста:
Елена Анисим, бизнес-коуч, психолог, специалист по масштабированию бизнеса
29-03-2023
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» — Тип восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:
· Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
· Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
· Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
· Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей.
Почему важно знать, каким образом студент воспринимает информацию? На уроке преподаватель может представлять информацию студентам, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал, тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель, и ученик – визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов немного.
Если педагог знает, к какой категории относится их студент, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять подростка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
На что обязательно обращают внимание:
Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.).
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т.д.).
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
Направление взгляда.
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз.
Особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, аудиал легко отвлекается на звуки, визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал – то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
А сколько возможностей у учителя понаблюдать за разными типами студентов в их повседневных делах. Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на доске.
Визуал: послушно откроет тетрадь и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать ее у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание, то, скорее всего, переспросит у соседа, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в тетрадь или дома может начать обзванивать одногруппников, с цель узнать что задано.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в сумке, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением на перемене:
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство студентов из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими или рассматривать информацию на стенах.
Аудиал: использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось “держать рот на замке”.
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Что каждый подросток инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
· От визуала можно требовать быстрого решения задач;
· От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
· От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т. д. Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием. Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на “его языке”:
с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Да и замечания на подростка произведет нужный эффект, если будет сделано “на его языке”:
· Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
· Аудиалу – сказать шепотом “ш-ш-ш”;
· Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и подросток в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Помочь женщинам понять визуальную природу мужчин
Фразу «мужчины визуалы» часто используют женщины. Но полностью ли мы понимаем, что это значит?
Послушайте, как Сюзи разговаривает с исследователем Шонти Фельдхан и пастором Крейгом Гроссом. Они проходят через проводку мужского мозга и предлагают важные идеи о чистоте, сексуальности и ежедневных проблемах в мире мужчин.
Шонти и Крейг объединились, чтобы написать книгу под названием .
Шонти объясняет, почему она так увлечена этим.
«Я не думаю, что есть какая-то одна проблема, которая настолько влияет на мужчин, что женщины тоже настолько слепы. Это означает, что наши люди каждый день ходят по этому минному полю, опасаясь, что им снесут ноги. Мужчины в церкви хотят прославлять Бога в своей мыслительной жизни. Но мы не осознаем, что эти искушения и ловушки… они ненавидят это. Они испытывают невероятный стыд по этому поводу».
Шунти и Крейг предлагают нам некоторые идеи:
• Мужской мозг устроен совершенно иначе, чем женский. Когда он видит женщину, одетую определенным образом, задний центр его мозга загорается, и у него возникает инстинктивное желание поглотить этот образ. Напротив, женщина, которая видит привлекательного мужчину, использует рациональную, мыслящую часть своего мозга, которая обычно не вызывает физической, сексуальной реакции.
• Мужчина чувствует близость со своей женой, когда они занимаются физической близостью. Для него занятия любовью укрепляют связь, обычно больше, чем разговор.
• Если мужчина утверждает, что не борется с похотью, не спешите называть его нечестным. Возможно, у него развились сильные визуальные привычки, охраняющие его разум и сердце.
• Женщины, которые быстро отшатываются или ругают мужчин за то, как они устроены, вероятно, в прошлом обижались. Шунти предлагает слово.
«Признайте, что вы можете доверять Богу, даже если вы не можете доверять своему мужу. Через это есть путь. Мы видели, как тысячи и тысячи браков восстанавливались, и мужчины находили в этом победу».
Ключевые места Писания: Филиппийцам 2:4; Мэтью 5:28
Избранные песни: On Our Side Линкольна Брюстера; Светится в темноте от Джейсона Грея; Капли в океане Хоук Нельсон
Самое интересное: один день из жизни мужчины
Помочь женщинам понять визуальную природу мужчин
Живи по обещанию
Аудио
Принятие нового имени
Среди мира беспорядка и хаоса Лиза предлагает нам расти в подобии наших новых имен и принять нашу истинную сущность в Иисусе Христе.
Посмотреть ещё
Слушайте в прямом эфире
Мужчины — визуальные существа. Стандарт
Как семейный человек, я никогда не хотел пялиться на женщин, но бывают моменты, когда мои глаза невольно бегают за витринами, если вы понимаете, о чем я.
Видите ли, когда мимо проходит красивая женщина, даже если я с женой, или даже если я еду на большой скорости, по плохой дороге и в плохую погоду, мое зрение улавливает женщину.
Я могу бороться с желанием посмотреть и даже пытался молиться об этой проблеме, но ничего не могу с собой поделать. Ситуация усугубляется, если рассматриваемая женщина одета «внушающе».
Приношу свои извинения моему пастору, моему бывшему учителю воскресной школы и моей свекрови, я боюсь сказать, что у меня нет занавески на глазах.
И, как и большинство замужних женщин, моя жена очень невысокого мнения о мужчинах, которые похотливо смотрят на женщин.
«Мужчины, которые глазеют, — людоеды», — говорит она, недоумевая, почему женатый мужчина бросает незаконный взгляд на чужую жену или подругу.
К ее чести, мама Джимми по-прежнему потрясающе красивая женщина, на которой я женился несколько десятилетий назад, но здесь она ошибается.
«Дорогая, мы просто так устроены», — говорю я ей. «Мы запрограммированы делать визуальные комплименты лучшим вещам природы, и вы не можете отменить то, что сделала природа».
В прошлое воскресенье наша домохозяйка проснулась с первым криком петуха и отправилась на работу. На ней была старая футболка, тапочки и шука, свободно повязанная вокруг талии.
Будьте в курсе. Подпишитесь на нашу рассылку
Возможно, это был изможденный вид, правда, но от этого взгляда по моему позвоночнику пробежали киловатты электричества. Затем она принялась мыть пол. Я был закончен! Вся моя система была в огне, и я чувствовал оглушительный поток моих гормонов, курсирующих, как грузовики мираа.
— Хватит пялиться, — прошептала мне на ухо мама Джимми, которая на цыпочках вошла в комнату.
МАНЕКЕН ДЛЯ КРЭШ-ТЕСТА
— Э-э… я не глазею, — пробормотал я, тихо и претенциозно кашляя. Позже, когда я вез свою семью в церковь, я увидел женщин всех форм и размеров, одетых в яркие одежды.
Хотел бы я сказать, что не обращал на них внимания, но это было бы бессовестной ложью. Смотреть на других женщин — это как радар, который просто так не выключишь.
В какой-то момент мой взгляд оторвался от дороги, и я чуть не врезался в встречный грузовик дальнего следования. Мама Джимми была в ярости.
«Баба Джим, вача куэндеша гари кама тачка», — отругала она, опасаясь, что я превращу ее в манекен для краш-теста.
Позже, когда мы сидели в Доме Господнем, я поймал себя на том, что смакую эту восхитительную маму, которая ворвалась в дом как раз перед проповедью.
Мало того, что она обладала потрясающей внешностью, но и ее ноги, видневшиеся сквозь широкий разрез юбки, заставляли меня зевать, как зомби!
На мгновение мне захотелось, чтобы она стала моей второй женой! «Вача кузубаа, баба Джим!» Мама Джимми позировала, прервав мой визуальный пир.
Я неохотно отвел взгляд, но, по правде говоря, мне потребовалось много минут, чтобы мысль умерла. Ее фигура в виде песочных часов полностью привлекла мое внимание, и я бы солгал, если бы сказал вам, что слышал, о чем болтал пастор!
Позже, под моим восхищенным взглядом, прошла еще одна женщина. На этот раз мама Джимми решила схватить дурака за рога. — Как ты думаешь, она красивая? она позировала.