АЙЗЕНК | это… Что такое АЙЗЕНК?
Ганс (Eysenck H. J., род. 1916). Известный психолог и психотерапевт. Родился и получил образование в Берлине, однако оставил Германию по политическим мотивам, из-за оппозиции гитлеровскому режиму. Учился в Дижоне (Франция) и Экзетере (Англия), а в 1935 г. поступил на факультет психологии Лондонского университета. В только что сформированном институте он организовал кафедру психологии, совмещая работу профессора университета и психолога в Королевских госпиталях Модели и Беттлхем. Одной из своих основных задач считал выделение клинической психологии в самостоятельную дисциплину. Созданная им кафедра была первой, начавшей обучение медицинских психологов с использованием недавно разработанных методов поведенческой психотерапии.
Основные исследования А. лежат в области теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он рассматривал психологию с точки зрения естественных наук и враждебно относился к гуманистическому, психодинамическому и другим субъективным подходам. А. опубликовал около 600 статей в психологических, биологических, генетических и других научных журналах, а также около 30 книг. Его автобиография издана отдельной книгой.
Взгляд А. на человека определял направление его мыслей и исследований. Он рассматривал человека как биосоциальный организм, чьи действия детерминированы в равной степени как биологическими (генетическими, физиологическими, эндокринными), так и социальными (историческими, экономическими, общественными) факторами. Он считал, что односторонний подход с акцентом на биологические или социальные факторы препятствует развитию науки. А. настаивал на том, что человек — продукт эволюции, который все еще сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Эта точка зрения не всегда была популярна среди ученых, изучающих общество, склонных больше подчеркивать роль социальных факторов, но А. считал ее единственно верной для правильного понимания человека.
Нервно-психические и психосоматические расстройства рассматривались А. как результат взаимодействия определенных личностных особенностей (предиспозиций) и стрессовых внешних воздействий и условий. В качестве основополагающего личностного фактора, приводящего при неблагоприятных средовых влияниях к нарушениям в психике, выступает нейротизм. Широко известен тест-опросник А. для исследования личностных свойств. А. предлагал в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию—интроверсию» и «нейротизм — эмоциональную стабильность». Эмпирически им выделены два типа невротических расстройств: истерический невроз, который свойствен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам), и невроз навязчивых состояний у меланхоликов (нестабильных интровертов). В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты — как заторможенные и инертные. Нестабильность — результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Тест-опросник имеет три шкалы, две из них соответствуют двум основным параметрам индивидуальности, третья — контрольная шкала лжи.
В области психотерапии А. является и одним из основоположников поведенческой психотерапии. С точки зрения А., теоретической основой и практической базой поведенческой психотерапии, направленной на изменение в позитивном направлении способов поведения и эмоций человека, являются современные теории научения и их основные законы.
📖 Биографический экскурс, Глава 27. Ганс Айзенк и факторная теория типов. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 241. Читать онлайн
Д. Чернышев
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный (hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа (types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.
В наибольшей степени на теорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (Cyril Burt), Чарльза Спирмэна (Charles Spearman) и Ивана Павлова. Берт, профессор Айзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрические методы являются наилучшим способом исследования личных качеств. От Павлова, которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологических основах личностных структур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенка включает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.
Популярность Айзенка обусловливается не только его теоретическими построениями и блистательными достижениями на поприще психиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовность вступать в споры стала легендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многих психологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, что нет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнению со спонтанной ремиссией.
Иными словами, те люди, которые не получают никакого лечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей, болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов и психоаналитиков (Eysenck, 1952).«Я обычно был против истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктам большинство ошибалось, а я прав» (Eysenck, 1982, р. 298).
Айзенк был глубоко убежден в в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью. В начале 70-х годов он принял участие в знаменитой дискуссии о наследуемости интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen), который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышается благодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степени предопределен генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» (The IQ Argument, 1971) настолько не соответствовала общепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах «книготорговцы боялись, что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные «либеральные» газеты отказывались упоминать ее, и в результате в стране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги или купить ее» (Eysenck, 1980, р.
В истории психологии Айзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархической теории личности.
Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что «чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко мне, я же платил им тем же» (1990а, р. 40). Родители развелись, когда Гансу было два года, и мальчик остался жить с бабушкой со стороны матери. Она тоже когда-то работала в театре, но ее многообещающая оперная карьера прекратилась из-за трагической потери голоса. Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной, заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира» (р. 40). Хотя бабушка была ревностной католичкой, родители Айзенка не были религиозны, и сам Ганс вырос без всякого формального религиозного руководства.
Психология bookap
Вспоминая детство, Айзенк всегда подчеркивал свободу, которой пользовался. Никто из родителей не контролировал его действия, бабушка тоже была весьма снисходительна. Два примера служат хорошей иллюстрацией такого свободного воспитания. В первом случае отец купил Гансу велосипед и обещал научить его кататься. «Он привел меня на вершину холма, сказал мне, что я должен сесть на седло и нажимать на педали, а затем ушел по своим делам… предоставив мне обучаться самостоятельно» (Eysenck, 1990c, р. 12). Второй памятный случай произошел, когда подросток Ганс заявил своей бабушке, что собирается купить сигареты, ожидая, что она запретит ему это делать. Однако бабушка ответила: «Если тебе это нравится, делай как хочешь» (р. 14).
Выросший в обстановке полубогемной свободы, юный Ганс не терпел тоталитаризма в любом его проявлении. Он часто задирал своих учителей, особенно тех, кто получил образование в военных учебных заведениях. Айзенк был очень скептично настроен относительно знаний, которые они могут ему дать, и далеко не всегда отказывался от возможности смутить их своим превосходством в знаниях.
В своих воспоминаниях он описывал себя как «ханжу и педанта… который не выносил дураков (и даже просто ординарных людей)» (Eysenck, 1990, р. 31).Тяжелые времена, наступившие после Первой мировой войны: лишения, астрономическая инфляция, массовая безработица и угроза голода с приходом Гитлера к власти, казалось бы, отошли в прошлое. В стране начался экономический подъем, были необходимы ученые и специалисты. Однако когда талантливый юноша, закончив школу, был намерен поступать в Берлинский университет, чтобы изучать физику, то был поставлен перед фактом: непременным условием его принятия является вступление в нацистскую тайную полицию. Эта идея показалась ему столь отвратительной, что Айзенк решил покинуть Германию, позднее написав об этом: «Я знал, что для меня нет будущего на моей несчастной родине» (Eysenck, 1982, р. 289).
Столкновение с фашизмом и последующие схватки с левыми радикалами навели Айзенка на мысль, что черта жесткости мышления или авторитаризма одинаково характерна для обоих концов политического спектра. Впоследствии он нашел научное подтверждение этой гипотезы, обнаружив в одном из своих исследований, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно жесткости мышления/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показывали больший уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Eysenck, 1954).
В возрасте 18 лет Айзенк покинул Германию и поселился в Англии, где он решил поступил в Лондонский университет на факультет психологии, где в 1938 году получил степень бакалавра. С его поступлением связана поистине анекдотическая история. Первоначальный выбор специальности был сделан Айзенком еще в Берлине в пользу физики. Однако случайное событие изменило течение его жизни, а впоследствии и всю историю психологии Для поступления в университет надо было сдать вступительный экзамен, к которому Айзенк готовился в течение года, занимаясь в коммерческом колледже.
Сдав в 1935 году экзамен, он был уверен, что поступил в университет на отделение физики. Однако оказалось, что он по ошибке сдал не тот экзамен и не имеет права слушать физический курс. Вместо того чтобы ждать еще год, он поинтересовался, нет ли какого-нибудь другого курса, к которому он мог бы быть допущен. Когда Айзенку сказали, что он может изучать психологию, тот якобы спросил: «Что такое эта психология?» (Eysenck, 1982, р. 290).Получивший в 1940 году степень доктора философии и к этому времени уже два года женатый на Маргарет Дэвис, канадке, которая окончила в Лондонском университете факультет математики, Айзенк оказался в Англии на положении «враждебного иностранца». Он не был интернирован, но и не смог принять участие в войне против ненавистного ему фашизма. Вместо этого, не имея никакой психиатрической и клинической практической подготовки, он начал работать в Особом госпитале Милл-Хилл (Mill Hill Emergency Hospital), занимаясь пациентами, страдавшими от различных психиатрических симптомов, включая тревожность, депрессию и истерию.
Считая уровень английской клинической психологии недостаточно высоким, в 1949 году Айзенк отправился в Северную Америку, чтобы познакомиться с психологическими программами Соединенных Штатов и Канады. В 1949-1950 годах он работал в качестве приглашенного профессора в университете штата Пенсильвания, но большую часть времени в этот период он провел, путешествуя по США и Канаде и изучая существующие программы клинической психологии, которые он нашел полностью ненаучными (Eysenck, 1980, 1990 с).
Вернувшись в Англию, Айзенк развелся со своей первой женой и 30 октября 1950 года женился на Сибил Ростал, психологе, дочери знаменитого скрипача, с которой он познакомился во время своей поездки в Филадельфию. Ганс и Сибил Айзенк опубликовали несколько совместных книг и произвели на свет троих сыновей и дочь. Сын Айзенка от первого брака, Майкл, в настоящее время широко печатаемый автор статей и книг по психологии.
В Лондонском университете Айзенк основал отделение клинической психологии, а с 1955 по середину 80-х годов был профессором Института психиатрии. Кроме того, вплоть до своей отставки в 1983 году, он занимал посты главного психиатра Королевского госпиталя Модсли и знаменитой психиатрической больницы Бедлам. После этого он продолжал работать в Лондонском университете в качестве профессора в отставке (professor emeritus) до самой своей смерти от рака 4 сентября 1997 года. В последние годы жизни Айзенк, как и раньше, занимался различными вопросами психологии личности, включая творчество и творческие способности (Eysenck, 1993, 1995), а также влияние поведения на развитие раковых и сердечных заболеваний (Eyesenck & Grossarth-Maticek, 1991).
Еще в Соединенных Штатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления известных фактов, касающихся личности. Всего же по количеству опубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кэттелла. Кроме почти 800 журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из них вышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими, как «Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953), «Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense in Psychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fiction in Psychology, 1965), «Психология наука о людях» (Psychology Is About People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neurosis, 1977 b), «Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д. К. Б. Найесом (D. K. B. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978), «Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality and Stress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческой одаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995).
Айзенк, Ханс Юрген | Encyclopedia.com
1916-1997
Британский психолог немецкого происхождения, чьи неортодоксальные взгляды вызвали споры.
В некрологе Ганса Айзенка в New York Times он назван «одним из самых выдающихся, плодовитых и безумно извращенных психологов своего поколения». Это точно подводит итог долгой карьере, в которую, по утверждению Айзенка, он вступил почти случайно. Как личность и теоретик поведения, он популяризировал термины «интроверт» и «экстраверт» и создал Тест личности , основанный на его многолетних исследованиях в Лондоне. Он опубликовал более 80 книг и 1600 журнальных статей. Тем не менее, он также вызвал огромные споры во время своей карьеры. Он утверждал, что психотерапия имеет мало значения, если вообще имеет; что курение не вызывает рак легких, и, что наиболее спорно, существует корреляция между расой и коэффициентом интеллекта. баллы. Хотя у него было много врагов во многих кругах, у него также было много сторонников, которые утверждали, что его идеи были вырваны из контекста.
Ганс Юрген Айзенк родился 4 марта 1916 года в Берлине в семье Эдуарда Антона и Рут Вернер Айзенк. Оба его родителя были актерами; его мать снималась в немых фильмах. Они развелись в 1918 году, и юного Ганса в основном воспитывала бабушка. Он учился в школе в основном в Берлине и планировал поступить там в университет, когда закончит среднюю школу в 1934 году. Когда он узнал, что поступление в Берлинский университет зависит от вступления в нацистскую партию, он счел это неприемлемым и покинул Германию. Он изучал литературу и историю в Дижонском университете во Франции, а затем в Университетском колледже Эксетера в Англии. Он переехал в Лондон и планировал изучать там физику, но не смог попасть на эту программу. Когда он попытался зарегистрироваться в качестве студента-естественника, ему сказали, что он может заниматься только психологией. Первоначально разочаровавшись в этом предмете, он вскоре проникся им, особенно статистическим анализом и исследованиями. Он получил степень бакалавра в 1938 и его докторская степень. в 1940 году.
Начинает карьеру в области исследования поведения
Отказ от службы в британской армии, поскольку он все еще был гражданином Германии, позже Айзенку разрешили присоединиться к британской программе гражданской обороны. В 1942 году он устроился психологом-исследователем в больницу скорой помощи Милл-Хилл за пределами Лондона. Многие из сотрудников были из лондонской больницы Модсли, психиатрического учебного заведения, которое было закрыто из-за войны. Когда он вновь открылся в 1946 году, Айзенк занял там должность старшего психолога-исследователя. Год спустя он стал там директором психологического факультета. В 19В 50 г. Лондонский университет учредил свой Институт психиатрии в Модсли, а Айзенк — кафедру психологии. Он также стал профессором психологии в университете.
Личность больше всего интересовала Айзенка, и он провел дорогостоящее исследование различных типов личности. На него отчасти повлияли такие ученые, как Иван Павлов , известный своими экспериментами с условными рефлексами . Но он также придавал большое значение статистическим исследованиям. Генетика тоже сыграла свою роль в исследованиях Айзенка. Он придумал ряд личностных «размеров», чтобы объяснить различное поведение. К ним относятся невроз , интроверсия-экстраверсия и психоз . Он использовал свои теории и свои статистические исследования, чтобы частично объяснить, например, что делает застенчивых людей застенчивыми или что заставляет людей заниматься преступным поведением. Он также разработал опросник личности Модсли (широко используемый в Британии) — тест, определяющий основной тип личности человека.
Вызывает полемику на нескольких фронтах.
Однако наряду с результатами исследований, получившими высокую оценку как его коллег, так и широкой публики, он сделал многочисленные выводы, которые для многих поставили под сомнение его способности как серьезного ученого. Уже в 19В 50-х годах Айзенк утверждал, что психотерапия не оказывает благотворного влияния на людей. Он считал, что поведенческая терапия дает гораздо лучшие результаты, потому что она имеет дело с настоящим, а не с каким-то глубоким темным прошлым. Хотя в более поздние годы он стал несколько более восприимчивым к определенным типам психотерапии, он по большей части оставался скептически относящимся к ее истинной ценности.
Его теории о курении и раке легких вряд ли пользовались популярностью (разве что среди табачных компаний). Он считал, что определенные типы личности подвержены как курению, так и болезням, которые оно может вызвать.
Безусловно, его самые противоречивые взгляды касались расы и интеллекта . Американский психолог Артур Дженсен утверждал в конце 1960-х годов, что раса является фактором, влияющим на IQ. баллы, при этом чернокожие набрали примерно на 15 баллов меньше по тестам. Айзенк пришел на помощь Дженсену и сказал, что разница в оценках была основана как на генетических, так и на физиологических факторах. Неудивительно, что негативная огласка, вызванная подобным заявлением, была настолько сильной, что во время визита в Калифорнийский университет в Беркли в 1919 г.71, его должны были сопровождать по кампусу вооруженные телохранители. Айзенк утверждал, что его выводы были чисто научными и не основывались на расизме . Его недоброжелатели неизменно удивлялись, когда узнавали, что он добровольно покинул нацистскую Германию.
В течение следующих нескольких лет Айзенк продолжал проводить исследования, а также выпускать книги и статьи на прежнем уровне. Даже после того, как он ушел из университета в 1988 году, он продолжал писать. Его вторая жена, Сибил Ростал Айзенк, была студенткой психологии. Из-за этой связи Айзенки часто сотрудничали в разных проектах. Айзенки, поженившиеся в 1950 лет, четверо детей. (У Айзенка впервые у Маргарет Дэвис родился сын.)
В 1996 году у Айзенка диагностировали опухоль мозга . Он продолжал работать столько, сколько мог, почти до самой смерти. Смерть наступила 4 сентября 1997 года в хосписе в Лондоне.
См. также Коэффициент интеллекта
Джордж А. Милит
Дополнительная литература
Текущая биография 1972 г. Нью-Йорк, Х.В. Wilson Co., 1972.
Гибсон, Х. Дж. Ганс Айзенк: Человек и его работа. Лондон, Питер Оуэн, 1981.
Ганс Айзенк: краткая биография этого известного психолога
Ганс Айзенк: краткая биография этого известного психолога — да, терапия помогает!биографии
16 мая 2023
Ганс Айзенк был немецко-английским психологом , хорошо известным своими теориями о личности . Он вошел в историю как одна из самых влиятельных фигур в современной психологии, а его теории до сих пор обсуждают и используют психологи и другие специалисты по человеческому поведению.
В этой статье мы рассмотрим жизнь этого психолога из очень краткой биографии Ганса Айзенка с подробным описанием некоторых характеристик его жизни и работы.
- Статья по теме: «История психологии: авторы и основные теории»
Ганс Айзенк: биография одного из отцов современной психологии
Ганс Айзенк родился 4 марта 1916 года в Берлине, Германия. Он вырос и жил в этом городе до 1934 года, когда нацистский режим вынудил его укрыться сначала во Франции, а затем в Великобритании.
Его родители были актерами, поэтому, когда они разошлись и столкнулись с условиями страны, они переехали во Францию. Айзенк вырос со своей бабушкой по материнской линии, фрау Вернер, с которой он получил бесплатное образование и был полон интеллектуальных и культурных стимулов. Он быстро проявил себя как хороший ученик и даже хороший спортсмен.
В конце концов ему пришлось эмигрировать и он оказался в Лондоне, где начал изучать психологию (в Лондонском университете). В этом же городе он работал клиническим психологом и даже работал в Институте психиатрии.
Гансу Айзенку приписывают создание одной из самых сильных парадигм личности в истории психологии. Есть те, кто даже считает его «отцом психологии».
- Вас может заинтересовать: «Теория личности Айзенка: модель PEN
Область его деятельности и исследований
Будучи студентом, Айзенк участвовал в различных встречах и обзорах теорий интеллекта. Наряду с некоторыми американскими интеллектуалами, Он также разработал варианты терапии помимо психодинамики, которая была самой популярной в то время.
Он также понял, что психология как наука находится на втором плане по отношению к психиатрии. Айзенк по-прежнему был заинтересован в том, чтобы претендовать на статус первого и искать сотрудничества между ними.
Таким же образом оставался критическим к диагнозам, поставленным психиатрией . Я видел много противоречий и трудностей, чтобы защитить их теоретически. На основе этого опыта он разработал свою собственную модель личности, восстановив многие подходы философии и более классической психологии.
Помимо измерения личности, настаивая на ценности ее знания и интересуясь решением проблемы таксономии, используемой в психиатрии, Айзенк утверждал, что личность не возникает в непрерывной нормальности-неврозе-психозе, но что измерения лучше всего это представляют невротизм и психотизм .
Из этого он провел исследования со многими людьми, с которыми он работал в качестве клинического психолога, с людьми, у которых был какой-то психиатрический диагноз, и с людьми, у которых его не было. Проанализировав данные, он предложил два ключевых фактора личности: невротизм и экстраверсию.
Годы спустя, благодаря новым исследованиям, добавлено новое новое измерение: психотизм. Наконец, я представляю иерархически организованную модель на четырех уровнях, начиная от типов личности и их особенностей и заканчивая конкретными ответами, соответствующими каждому из них. Эта работа дала форму тому, что известно как модель PEN личности .
- Возможно, вам интересно: «Теории человеческого интеллекта»
От личности к интеллекту
Благодаря своим исследованиям Айзенк разработал знаменитую модель психотической личности-экстраверсии-невротизма, с биологическими факторами для каждого из них, что заключается в том, чтобы подчеркнуть роль генетической наследственности в развитии личности. Например, Он утверждал, что психологические различия и их наследственные детерминанты можно проверить эмпирически. .
Это было то, что в конечном итоге привело его к развитию исследований по вопросам, связанным с личностью, но которые идут немного дальше, таких как интеллект, творчество, связь между генами и культурой, преступность, сексуальность, связь между личностью и болезнями или зависимостями, среди прочих.
Многие из его исследований интеллектуального коэффициента и его связи с культурными системами подверглись многочисленной критике. Например, его теории использовались как для оправдания расовой динамики, так и для ее опровержения.